Первые русские князья таблица внутренняя и внешняя. Правители россии в хронологическом порядке от рюрика до упадка великого княжества киевского

В 862 году на княжение в северо-западную Русь был приглашен князь Рюрик, который стал родоначальником нового государства. Какова же была деятельность первых киевских князей – узнаем из статьи по истории для 10 класса.

Внутренняя и внешняя политика первых русских князей

Сформируем таблицу Первые Киевские князья.

Начиная по порядку, следует упомянуть не Рюрика как первого русского князя, а его бояр Аскольда и Дира как первых князей киевских. Не получив в Северной Руси городов в управление, они отправились на юг, в Константинополь, но, двигаясь по Днепру, они высадились у небольшого городка, имевшего удобное географическое и стратегическое положение.

В 879 году Рюрик умер и Олег становится его преемником до совершеннолетия сына Игоря. В 882 году Олег совершает завоевательный поход на Киев. Опасаясь крупного сражения с большим войском соправителей. Олег хитростью выманил их из города, после чего убил.

Рис. 1. Границы Руси в 9 веке.

Имена Аскольда и Дира знакомы для каждого жителя Киева. Это первые мученики русской земли. В 2013 году Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата причислила их к лику святых.

Захватив еще Смоленск и Любеч, Олег установил контроль над торговым путем «Из варяг в греки», перенес столицу Руси из Новгорода в Киев, создав Киевскую Русь - единое княжество восточных славян. Он строил города, определял размеры податей с подчиненных южных племен, успешно воевал с хазарами.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Карта пути из варяг в греки.

В 907 году Олег совершил поход на Царьград, по которому смог заключить с ромеями выгодный для Руси торговый договор.

Правление Игоря

После смерти Олега бразды правления принял Игорь. Он совершил два похода на Византию - в 941 и 944 годах, но ни один не увенчался большим успехом. Флот русов и вовсе был сожжен греческим огнем. В 913 и 943 годах он совершил два похода в Прикаспийские земли.

В 945 году, собирая дань с подчиненных племен, Игорь поддался давлению дружины и решил собрать дань в большем размере. Вернувшись в земли древлян второй раз, но уже с малым отрядом, Игорь был убит в столице древлянской земли, городе Искоростень.

Ольга и Святослав

Регентом при двухлетнем сыне Игоря Святославе была его мать, Ольга. Княжна отомстила за убийство Игоря разорением древлянской земли и сожжением Искоростня.

Ольге принадлежит первая на Руси экономическая реформа. Она установила уроки и погосты - размер дани и места их сбора. В 955 году она приняла христианство, став первой русской княгиней православной веры.

Святослав, возмужав, все время проводил в походах, мечтая о военной славе. В 965 году он уничтожил Хазарский каганат, а еще через два года по просьбе византийцев вторгся в Болгарию. Он не выполнил условий соглашения с ромеями, захватив 80 болгарских городов и начав княжить на занятых землях. Это породило византийско-русскую войну 970-971 годов, по результатам которой Святослав был вынужден покинуть Болгарию, но по дороге домой был убит печенегами.

Владимир Красное Солнышко

Между трех сыновей Святослава вспыхнула междоусобная война, победителем в которой вышел Владимир. При нем на Руси развернулось широкое градостроительство, но самое главное его достижение в другом. В 988 году Владимир крестил Русь, перейдя от язычества к православному христианству, объявив о том, что Русь теперь приходится младшей сестрой великой Византии.

Рис. 3. Крещение Руси.

Используя подготовленную почву для развития молодого государства, сын Владимира, Ярослав Мудрый сделает Русь передовым государством Европы, которое будет переживать свой расцвет в годы его правления.

Что мы узнали?

Первые киевские князья занимались в основном расширением и укреплением молодого русского государства. Их задачей было обезопасить границы Киевской Руси от внешней агрессии и завести союзников в первую очередь в лице Византии. Принятие христианства и уничтожение хазар частично решили эти вопросы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 995.

Первый князь Киевской Руси – кто это?

Древние племена, которые расположились по всему великому водному пути, что связывал всю Восточно-Европейскую равнину, были объединены в одну этническую группу, которая называлась славяне. Славянами считали такие племена, как поляны, древляне, кривичи, ильменские словене, северяне, полочане, вятичи, радимичи и дреговичи. Наши предки возвели два величайших города – Днепр и Новгород – которые во время установления государства уже существовали, но не имели какого-либо правителя. Родоначальники племен постоянно ссорились и дрались друг с другом, не имея никакой возможности найти «общий язык» и прийти к единому решению. Было решено призвать княжить их землями и народом забалтийскими князями, братьями по имени Рюрик , Синеус и Трувор. Это были первые имена князей, которые вошли в летопись. В 862 году братья князья поселились в трех больших городах – в Белоозере, в Новгороде и в Изборске. Народ же из славян превратился в руссов, так как название племени варяжских князей (а братья были варягами) называлось Русь.

История князя Рюрика – другой вариант событий

Мало кто знает, но существует ещё одна старая легенда о возникновении Киевской Руси и о появлении её первых князей. Некоторые историки предполагают, что летопись была неправильно переведена в некоторых местах, и если посмотреть на иной перевод, то получается что к славянам приплыл только князь Рюрик. «Сине-хус» на древнескандинавском означает «род», «дом», а «тру-вор» - «дружина». В летописи говориться, что братья Синеус и Трувор якобы погибли по неясным обстоятельствам, так как упоминание о них в летописях исчезает. Возможно, просто теперь «тру-вор» была указана, как «дружина», а «сине-хус» уже упоминался как «род». Вот так несуществующие братья умерли в летописи и появилась дружина с родом Рюрика.

Кстати говоря, некоторые ученые утверждают, что князь Рюрик был не кем иным, как самим датским конунгом Рёриком Фрисландским, которые совершил огромное количество удачных набегов на своих воинственных соседей. Именно по этой причине славянские племена и призвали его править их народом, ведь Рёрик был отважен, силен, бесстрашен и умен.

Правление князя Рюрика на Руси (862 – 879)

Первый князь Киевской Руси, Рюрик, был не просто толковым правителем на протяжении 17 лет, а родоначальником княжеской династии (ставшей годы спустя царской) и основателем государственного строя, благодаря которому Киевская Русь стала великим и могущественным государством не смотря на то, что была основана совсем недавно. Так как новообразовавшееся государство ещё не было до конца сформировано, Рюрик большую часть своего правления посвятил захвату земель путем объединения всех славянских племен: северян, древлян, смоленских кривичей, племя чудь и весь, псовских кривичей, племя меря и радимичей. Одно из его самых больших достижений, благодаря которому Рюрик укрепил свой авторитет на Руси – подавление восстания Вадима Храброго, которое произошло в Новгороде.

Помимо князя Рюрика, было ещё двое братьев, сродников князя, которые правили в Киеве. Братьев звали Аскольд и Дир, но если верить легендам, Киев существовал задолго до их правления и был основан тремя братьями Кием Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедью. Тогда Киев ещё не имел на Руси главенствующего значения, и резиденцией князя был Новгород.

Князья Киева – Аскольд и Дир (864 – 882)

Первые киевские князя в историю вошли лишь частично, так как в «Повести минувших лет» о них было очень мало написано. Известно, что они были дружинниками князя Рюрика, но потом ушли от него вниз по Днепру в Царьград, но, овладев по пути Киевом, решили остаться тут княжить. Подробностей об их правлении не известно, но есть записи об их смерти. Князь Рюрик после себя оставил правление на малолетнего сына Игоря, а пока тот не вырастет, князем был Олег. Получив власть в свои руки, Олег и Игорь отправились в Киев и в заговоре убили киевских князей оправдываясь тем, что те не принадлежали княжескому роду и не имели права княжить. Правили они с 866 года по 882 год. Таким были первые киевские князя – Аскольд и Дир.

Князя древней Руси – правление князя Олега Вещего (879 – 912)

После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику Олегу, которого вскоре прозвали Вещим. Олег Вещий управлял Русью до тех пор, пока сын Рюрика, Игорь, не станет совершеннолетним и не сможет стать князем. Именно во время правления князя Олега Русь получила такое могущество, что ему могли позавидовать такие великие государства, как Византия и даже Константинополь. Регент князя Игоря приумножил все те достижения, которых добился князь Рюрик, и обогатил Русь ещё больше. Собрав под своим началом огромное войско, он пошел вниз по реке Днепр и завоевал Смоленск, Любеч и Киев.

Населявшие Киев древляне после убийства Аскольда и Дира признали Игоря своим законным правителем, и Киев стал столицей уже Киевской Руси. Олег признавал себя русским, а не чужеземным правителем, таким образом став первым истинно русским князем. Поход Вещего Олега на Византию закончился его победой, благодаря чему русы получили выгодные льготы на торговлю с Константинополем.

Во время своего похода на Константинополь, Олег проявил небывалую «русскую смекалку», приказав дружинникам прибить к кораблям колеса, за счет чего те смогли с помощью ветра «поехать» по равнине прямо до ворот. Грозный и могущественный правитель Византии по имени Лев VI, сдался, и Олег, в знак своей безукоризненной победы, прибил свой щит к самим вратам Константинополя. Это был очень воодушевляющий символ победы для всей дружины, после чего его войско с ещё большей преданностью шло за своим лидером.

Пророчество о смерти Олега Вещего

Умер Олег Вещий в 912 году, правив страной целых 30 лет. О его смерти ходят очень интересные легенды, и даже были написаны баллады. Перед своим походом с дружиной на хазар, Олег встретил на дороге кудесника, который пророчит князю смерть от собственного коня. Волхвы были в большом почете на Руси, и их слова считались истинной правдой. Князь Олег Вещий не был исключением, и после такого пророчества велел привести ему нового коня. Но он любил своего старого «боевого товарища», который прошел с ним не одно сражение, и не мог так просто о нем забыть.

Спустя много лет Олег узнает, что его конь давно ушел в забвение, и князь решает отправиться к его костям, чтобы убедиться в том, что пророчество не сбылось. Наступая на кости, князь Олег прощается со своим «одиноким другом», и почти убедившись в том, что смерть его миновала, он не замечает, как из черепа выползает ядовитая змея и кусает его. Так Олег Вещий и повстречал свою смерть.

Правление князя Игоря (912 – 945)

После смерти князя Олега, правление Русью взял на себя Игорю Рюрикович, хотя по факту он считался правителем уже с 879 года. Вспоминая огромные достижения первых князей, князь Игорь не хотел от них отставать, и поэтому также часто отправлялся в походы. В годы его правления Русь подвергалась множеству нападениям печенегов, поэтому князь принял решение завоевать соседние племена и заставить их платить дань. С данной проблемой он довольно не плохо справился, но вот осуществить свою давнюю мечту и завершить покорение Константинополя так и не удавалось, так как внутри государства все постепенно погружалось в хаос. Могущественная княжья рука ослабела по сравнению с Олегом и Рюриком, и это заметили многие строптивые племена. Например, древляне отказывались платить дань князю, после чего поднялся бунт, который пришлось усмирять кровью и мечем. Казалось бы, что все уже решено, но древляне долго строили план мести князю Игорю, и спустя несколько лет она его настигла. Об этом мы поговорим немного позже.

Не удавалось князю Игорю держать под контролем и своих соседей, с которыми он подписал мирное соглашение. Договорившись с хазарами, что на пути к Каспии те пропустят его войско к морю, а взамен он отдаст половину полученной добычи, князь вместе с дружиной был практически уничтожен на пути домой. Хазары поняли, что превосходят войско русского князя численностью, и устроили жестокое побоище, после которого спастись удалось лишь Игорю и нескольким десяткам его дружинников.

Победа над Константинополем

Это было не последнее его постыдное поражение. Ещё одно он ощутил в сражении с Константинополем, которое также уничтожило в бою практически всю княжескую дружину. Князь Игорь был настолько зол, что чтобы омыть от позора свое имя собрал под своим началом всю свою дружину, хазаров и даже печенегов. Таким составом они двинулись к Царьграду. Византийский император прознал от болгар о приближающейся беде, и по прибытию князя стал просить о помиловании, предложив очень выгодные условия для сотрудничества.

Не долго наслаждался своей блестящей победой князь Игорь. Настигла его месть древлян. Спустя год после похода на Царьград, в составе небольшого отряда сборщиков дани, Игорь отправился к древлянам собирать дань. Но те снова отказались платить и уничтожили всех сборщиков подати, а вместе с ними и самого князя. Так закончилось правление князя Игоря Рюриковича.

Правление княгини Ольги (945 – 957)

Княгиня Ольга была супругой князя Игоря, и за предательство и убийство князя она жестоко отомстила древлянам. Древляне были практически полностью уничтожены, причем без какого-либо ущерба для руссов. Беспощадная стратегия Ольги превзошла все ожидания. Пойдя в поход на Искоростень (Коростень), княгиня и дружила почти год провели в осаде у города. Тогда великая правительница приказала собрать дань с каждого двора: по три голубя или воробья. Древляне очень обрадовались такой низкой дани, и поэтому практически немедля поспешили исполнить приказ, желая этим задобрить княгиню. Но женщина отличалась очень острым умом, и поэтому она приказала привязать по тлеющей пакле к лапке птиц, и отпустить тех на волю. Птицы, неся с собой огонь, вернулись к своим гнездам, а так как раньше дома строили из соломы и дерева, город быстро стал гореть и полностью сгорел дотла.

После своей великой победы, княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Будучи язычниками, русы не могли принять такой выходки своей княгини. Но факт остается фактом, и княгиня Ольга считается первой, кто принес христианство на Русь и оставался верен своей вере до конца своих дней. При крещении княгиня взяла имя Елена, и за такую отвагу была возвышена в ранг святых.

Такими были князья древней Руси. Сильны, отважны, беспощадны и умны. Они сумели объединить вечно враждующие племена в один народ, образовать могущественное и богатое государство и прославить свои имена на века.

Рюрик……………………………………………………………………………..…3

Князь Олег……………………………………………………………………………..……..5

Князь Игорь……………………………………………………………………………..……7

Княгиня Ольга………………………………………………………………………………….9

Князь Святослав………………………………………………………………………..……13

Князь Ярополк………………………………………………………………………………16

Князь Владимир………………………………………………………………………..…..17

Литература…………………………………………………………………………..19

"История в некотором смысле есть священная книга народов:
главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;
скрижал откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение настоящего и пример будущего.»

Н. М. Карамзин

Рюрик

Образование Русского государства относится к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г) и других летописцев. Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В. Н. Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие-либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н. М. Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.

Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен - словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.

Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, недалеко от современного Белоозерска, в область финского народа веси, а Трувор - в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.

Следовательно, как повествует Н.М. Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».

Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.«Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге - до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» Н.М. Карамзин).

К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика - Аскольд и Дир, - возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.

Следовательно, как пишет Н.М. Карамзин, «...варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик - на севере, Аскольд и Дир - на юге».

В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так-то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.

Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.

Князь Олег

Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: «Вот сын Рюрика - ваш князь».

Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал:»Да будет Киев матерью городов Российских» (летопись).

Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.

На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем.

К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.

В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.

Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями («море крови»), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.

Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым.

Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.

Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.

Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат.

Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).

Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора «Повесть временных лет», говоря, в частности, о «приписывании» Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царьград, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г.

Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современникагорь уже в зрелом возрасте принял власть.

Князь Игорь

Смерть Олега ободрила побежденных древлян, и они в 913 г. попытались освободиться от Киева. Игорь усмирил их и прибавил дань. Но вскоре новые враги, сильные числом, страшные дерзостью и грабительством, явились на Русь. Это были печенеги. Они, как и другие народы, - гунны, угры, булгары, авары, - пришли с востока. Всех этих народов, кроме угров, больше нет в Европе.

Печенеги вели кочевой образ жизни, занимались грабежом. Они надеялись опустошить Киев, но встретились с сильным войском и вынуждены были удалиться в Бессарабию. Этот народ наводил ужас на соседей. Византийцы за золото и деньги использовали печенегов против угров, булгар и особенно славян. Почти два века в землях южнее Руси господствовали печенеги. Заключив мир с Игорем, они пять лет не тревожили русских, но с 920 г., как пишет Нестор, начали вторгаться в просторы Руси.

Княжение Игоря не ознаменовалось никакими великими событиями до 941 г., до войны русских с византийцами. Игорь, как и Олег, хотел прославить свое княжение воинскими подвигами. Если верить летописцам, то Игорь на десяти тысячах судов в 941 г. вошел в Русское (Черное) море. Он опустошил окраины Царьграда, обратил в пепел храмы, селения, монастыри. Но вскоре подошли византийские войска и флот. Они нанесли Игорю ощутимый урон и он с большими потерями покинул империю.

Игорь не унывал. Он хотел отомстить византийцам. В 943 - 944 гг. состоялся новый поход на Византию, но та откупилась богатыми дарами. Игорь возвратился в Киев. В 944 г. Русь и Византия заключили мир.

К старости Игорь действительно хотел мира. Но корыстолюбие дружины не позволило ему насладиться спокойствием. «Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобой, будем довольны». Ходить «в дань» значило собирать налоги.

Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился к древлянам. Там они изрядно пограбили местное население. Большая часть войска была отправлена в Киев, а Игорь еще хотел «побродить» по древлянской земле и пограбить народ. Но древляне, доведенные до крайности, напали на Игоря, привязали его к двум деревьям и разорвали надвое. Войско тоже было уничтожено. Во главе восставших древлян стоял князь Мал.

Так бесславно закончил свою жизнь Игорь. Он не имел в войне с византийцами тех успехов, какие добился Олег. Не было у Игоря и свойств его предшественника, но он сохранил целостность державы, основанной Рюриком и Олегом, отстоял честь и выгоды в договорах с Византией.

Однако народ укорял Игоря за то, что тот дал возможность опасным печенегам утвердиться по соседству с русскими и за то, что этот князь любил собирать со своих людей чрезмерную дань.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном однонациональным.

Княгиня Ольга

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда - воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря),и Свенельда - воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. Прежде всего она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.

На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. А вот в соседнем городе, более древнем, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.

Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград.Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

Умерла Ольга в 969 г. Народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы.

Князь Святослав

Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. Он пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу русского оружия, столь счастливого при Олеге. Святослав собрал войско. Среди своих воинов жил он, как и они, в суровых условиях: ел конину, сам жарил ее, пренебрегал холодом и ненастьем северного климата, не знал шатра, спал под открытым небом. Гордый Святослав всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести - никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (на врага).

В 964 г. Святослав покорил вятичей, которые платили дань Хазарскому каганату. Племя вятичей вошло в состав славянских народов Древней Руси, освободившись от гнета хазар. Прожив зиму на реке Итиль (Волга), весной 965 г. Святослав стремительно напал на столицу Хазарии город Итиль (Балангиар) и»одолел»его. Жители города разбежались. Столица хазар оказалась пуста.

В 965 г. воины Святослава вошли в земли ясов (осетин) и касогов (черкесов). Штурмом покорили хазарскую крепость Семикару и вышли к Сурожскому (Азовскому) морю. Несмотря на то, что здесь стояли мощные крепости Тмутаракань и Корчев (Керчь), их защитники не стали сражаться со Святославом. Они, прогнав хазарских наместников, перешли на сторону русичей. Святослав не стал пока беспокоить греческую Тавриду (Крым), так как не хотел ссориться с Византией.

Свои силы князь направил на неприступную крепость Саркел (Белая Вежа). Штурмом одолев крепость, Святослав покорил и этот хазарский город, тем самым значительно ослабил своих давних врагов - хазар и печенегов. Трофеи были большими, великой была слава древнерусского полководца.

В 967 г. с 60 тысячами воинов Святослав пошел войной на Болгарию. Перешли Дунай. Города сдались победителю. Болгарский царь Петр умер»от горести". Русский князь начал властвовать в древней Мизии. Там он жил, не думая, что его собственная столица находится в опасности. На Русь в 968 г. напали печенеги. Они подошли к Киеву, где находилась Ольга с детьми Святослава. В осажденном городе не хватало воды. Одному воину удалось пробраться из Киева к войску русичей и сообщить о бедствии. Святослав отомстил печенегам.

Вскоре Святослав снова устремился к берегам Дуная. Ольга просила сына немного подождать, не покидать ее, так как чувствовала себя плохо. Но он не послушал совета. Через четыре дня Ольга умерла. После смерти матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение - перенести столицу государства на берега Дуная. Он отдал Киев сыну Ярополку, другому сыну, Олегу - Древлянскую землю. У Святослава был еще третий сын - Владимир, родившийся от Ольгиной ключницы, прислуги Малуши. Новгородцы избрали его себе в князья.

Святослав вторично завоевал Болгарию, но вмешались византийцы, которые боялись грозного соседа. Византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец и дипломат, начал переговоры со Святославом. Но русский витязь отклонил мирные условия и уходить из Болгарии не собирался. Тогда Цимисхий начал вооружаться. Навстречу Святославу выступили прославленные византийские полководцы Варда Склир и патриций Петр. Весной 970 г., не став дожидаться прихода неприятеля, Святослав сам вступил во Фракию - коренную византийскую землю. На стороне русичей воевали также болгары, печенеги. Всадники Святослава смяли конницу Склира.

Русичи и болгарские отряды взяли Адрианополь. Бой под стенами города магистр Склир проиграл начисто. Дорогу на столицу Византии Константинополь защищать практически было некому. Объединенные силы «варваров», как их называли византийцы, под руководством Святослава перешли Македонию, разгромили войско магистра Иоанна Куркуаса и разорили всю страну.

У Цимисхия оставался один шанс - дипломатия. И он его использовал. Прибывшие византийские послы «выкупили» мир богатыми дарами и расходами на военные нужды. Святослав дал слово не вмешиваться больше в болгарские дела.

Но не таков был Цимисхий. 12 апреля 971 г. императорские полки неожиданно окружили столицу Болгарии - город Преслав, который защищал небольшой гарнизон русичей. В ожесточенных сражениях все они погибли. 17 апреля Цимисхий быстрым маршем подошел к Доростолу, где находился князь Святослав. Немногочисленное его войско показало образцы мужества и стойкости. Настоящее воинское искусство защиты и нападения продемонстрировал Святослав. Непрекращающиеся сражения шли до 22 июля. Было потеряно почти все войско русов - 15 тысяч убитых, но воинское счастье было все-таки на стороне Святослава. Цимисхий сам запросил мира (видимо, против него зрел заговор, и он вынужден был спасать свой трон).

По сказаниям, Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.

Святослав возвращался в Киев с отрядом изнуренных воинов. По мнению Нестора, жители Переяславца дали знать печенегам, что русский князь возвращается в Киев с великим богатством и малочисленной дружиной.

Несмотря на небольшое число изнуренных воинов, гордый Святослав решил сразиться с печенегами у порогов Днепра. В этом бою он и погиб (972 г.). Князь печенегов Куря, отрубив голову Святославу, из черепа сделал чашу. Только немногие русские воины во главе с воеводой Свенельдом спаслись и принесли в Киев горестную весть о гибели князя.

Таким образом, скончался знаменитый ратоборец. Но он, образец великих полководцев, как пишет Н.М. Карамзин, не является великим государем, так как славу побед уважал больше государственного блага, и характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка.

Князь Ярополк

По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве. Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде. Ярополк не имел власти над уделами своих братьев. Вскоре открылись пагубные последствия такого раздела, и брат пошел на брата. Ярополк решил идти на земли древлян и присоединить их к Киеву. Олег собрал воинов и выступил навстречу брату (977 г.), но его войско было разбито, а сам он погиб. Ярополк искренне оплакивал смерть брата.

Собрав дружину, Владимир через два года возвратился в Новгород и сменил наперсников Ярополка, сказав им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!» (летопись).

У Ярополка в Полоцке была прелестная невеста Рогнеда. Владимир, готовясь отнять у брата державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки. Рогнеда, верная Ярополку, ответила, что не может соединиться браком с сыном рабыни. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил отца Рогнеды - Рогволода, двух его сыновей и женился на Рогнеде. Затем он пошел к Киеву. Ярополк закрылся в городе, а потом покинул его, уйдя в город Родню (где Рось впадает в Днепр).

Через некоторое время Ярополк, слабый духом, при содействии своего воеводы Блуда, вошедшего в сговор с Владимиром, пришел к нему. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника племени Варяжского пронзили мечами грудь Ярополкову...» Н.М. Карамзин).

Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв четыре года киевским владетелем и три года главой всей Руси, «оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека».

Ярополк был женатым еще при своем отце, но сватался и за Рогнеду: многоженство не считалось беззаконием в языческой Руси.

Князь Владимир

Владимир скоро доказал, что родился быть государем великим. Он изъявил отменное усердие к языческим богам, соорудив нового Перуна с серебряной головой. На берегу Волхова был поставлен вновь отстроенный богатый город Перунов.

Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 - 983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов - мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.

Владимир уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить - убить мужа, но ей это сделать не удалось: Владимир отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город, построенный для них и названный Изяславлем.

Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.

В 988 г., собрав многочисленное войско, Владимир пошел на судах к греческому Херсону (на месте Севастополя), чтобы принять христианскую веру, но своеобразным путем - используя силу оружия. Осадили город, - изнуренные жаждой (после порчи Владимиром начинавшегося за городскими стенами водопровода) горожане сдались. Затем Владимир объявил византийским императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны. В случае отказа обещал взять Константинополь. Брак состоялся.

В том же 988 г. на Руси было принято христианство - важная веха в истории нашего государства. В Киеве возвели первую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.

Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.

В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами. Война с печенегами окончилась единоборством русского юноши небольшого роста, но большой силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил о землю...» (из летописи). Радостный Владимир в память этого случая заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша «переял» у врагов «славу» (возможно, легенда).

В течение трех лет (994 - 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.

Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгород). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.

Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости.

Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.

Слава Владимира осталась в былинах и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.

Литература

1. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

2..Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»

3. Карамзин Н.М. «Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», М.: изд. "Правда", 1989 год.

4. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», М.: изд. «Рассвет»,1992 год.

Описание истории в учебниках и многомиллионных тиражах художественных произведений в последние десятилетия подвергается, мягко говоря, сомнению. Огромное значение в изучении давних времен имеют правители России в хронологическом порядке. Интересующиеся родной историей люди начинают понимать, что, на самом деле, её настоящей, написанной на бумаге не существует, есть версии, из которых каждый выбирает свою, отвечающую его представлениям. История из учебников годится только на роль точки отсчета.

Правители Руси в период наивысшего подъема Древнего государства

Многое из того, что известно об истории Руси – России, почерпнуто из «списков» летописей, оригиналы которых не сохранились. Кроме этого даже копии часто противоречат сами себе и элементарной логике событий. Часто историки вынуждают принимать только свое мнение и утверждают его единственно верным.

Первыми легендарными правителями Руси, которых относят ко времени 2,5 тыс. лет до н.э., были братья Словен и Рус . Ведут свой род они от сына Ноя Яфета (отсюда же Вандал, Ободрит и др.). Народ Руса – русичи, русы, народ Словена – словены, славяне. На оз. Ильмень братья построили города Словенск и Руса (в настоящее время Старая Руса). На месте сгоревшего Словенска позже построен Великий Новгород.

Известны потомки Словена – Буривой и Гостомысл – сын Буривого, то ли посадник, то ли старшина Новгорода, который потеряв в боях всех своих сыновей, призвал на Русь из родственного племени русь (конкретно с острова Рюген) своего внука Рюрика.

Далее идут версии, прописанные немецкими «историографами» (Байер, Миллер, Шлетцер) на русской службе. В немецкой историографии Руси поражает, что её писали люди, не знавшие русского языка, традиций и верований. Которые cобирали и переписывали летописи, не сохраняя, а часто намеренно уничтожая, подгоняя факты под какую-то уже готовую версию. Интересно, что российские историографы на протяжении нескольких сотен лет вместо опровержения немецкой версии истории всячески подгоняли под нее новые факты и исследования.

Правители Руси по исторической традиции:

1. Рюрик (862 – 879) – призван дедом для наведения порядка и прекращения междоусобиц между славянскими и фино-угорскими племенами на территории современных Ленинградской и Новгородской областей. Основал или восстановил г. Ладога (Старая Ладога). Правил в Новгороде. После Новгородского восстания 864 года под руководством воеводы Вадима Храброго объединил под своим началом северо-западную Русь.

По легенде отправил (или они сами ушли) дружинников Аскольда и Дира водным путем воевать в Константинополь. Они по дороге захватили Киев.

Как умер родоначальник династии Рюриковичей точно неизвестно.

2. Олег Вещий (879 – 912) – родственник или преемник Рюрика, оставшийся во главе новгородского государства то ли в качестве опекуна сына Рюрика – Игоря, то ли на правах правомочного князя.

В 882 году идет на Киев. По дороге мирным путем присоединяет к княжеству множество родоплеменных славянских земель вдоль Днепра, в том числе земли Смоленских кривичей. В Киеве убивает Аскольда и Дира, делает Киев столицей.

В 907 году проводит победоносную войну с Византией – подписан выгодный для Руси торговый договор. Прибивает свой щит на ворота Царьграда. Совершает множество удачных и не очень военных походов (в том числе защищая интересы Хазарского каганата), став создателем государства Киевская Русь. По легенде умирает от укуса змеи.

3. Игорь (912 – 945) – борется за единство государства, постоянно усмиряя и присоединяя окружающие киевские земли, славянские племена. Воюет с 920 года с печенегами. Совершает два похода на Царьград: в 941 году - неудачный, в 944 - с заключением на более благоприятных для Руси условиях договора, чем у Олега. Погибает от руки древлян, отправившись за повторной данью.

4. Ольга (945 – после 959) – регент при трехлетнем Святославе. Дата рождения и происхождение точно не установлены - не то незнатная варяжка, не то дочь Олега. Жестоко и изощренно отомстила древлянам за убийство мужа. Четко установила размеры дани. Разделила Русь на управляемые тиунами части. Ввела систему погостов – мест торговли и обмена. Строила крепости и города. В 955 году приняла крещение в Константинополе.

Время ее правления характеризуется миром с окружающими странами и развитием государства во всех отношениях. Первая русская святая. Умерла в 969 году.

5. Святослав Игоревич (959 – март 972) – дата начала правления относительна – страной управляла до своей смерти мать, сам же Святослав предпочитал воевать и в Киеве бывал редко и не долго. Даже первый набег печенегов и осаду Киева встречала Ольга.

Святослав разгромил в результате двух походов Хазарский каганат, которому Русь долгое время платила дань своими воинами. Покорил и обложил данью Волжскую Булгарию. Поддерживая древние традиции и в согласии с дружиной, презирал христиан, мусульман и иудеев. Покорил Тьмутаракань и сделал вятичей данниками. В период с 967 по 969 годы успешно воевал в Болгарии по договору с Византийской империей. В 969 году распределил Русь между сыновьями на уделы: Ярополку - Киев, Олегу - древлянские земли, Владимиру (побочному сыну от ключницы) - Новгород. Сам же отправился в новую столицу своего государства – Переяславец на Дунае. В 970 - 971 годах воюет с Византийской империей с переменным успехом. Убит печенегами, подкупленными Царьградом, по дороге в Киев, так как стал слишком сильным противником для Византии.

6. Ярополк Святославич (972 – 11.06.978) – пытался установить взаимоотношения со Священной Римской империей и Папой. Поддерживал христиан в Киеве. Чеканил собственную монету.

В 978 году разбил печенегов. С 977 года, по наущению бояр, начал междоусобную войну с братьями. Олег погиб затоптанный лошадьми во время осады крепости, Владимир сбежал «за море» и вернулся с наемным войском. В результате войны Ярополк, приглашенный на переговоры, убит, и Владимир занял великокняжеское место.

7. Владимир Святославич (11.06.978 – 15.07.1015) – проводил попытки реформирования славянского ведического культа, применяя человеческие жертвы. Отвоевал у поляков Червенскую Русь и Перемышль. Покорил ятвягов, чем открыл путь для Руси к Балтийскому морю. Обложил данью вятичей и родимичей, объединив при этом Новгородские и Киевские земли. Заключил выгодный мир с Волжской Булгарией.

Захватил в 988 году Корсунь в Крыму и угрожал пойти на Константинополь, если в жены не получит сестру императора Византии. Получив жену, там же в Корсуни крестился и начал «огнем и мечом» насаждать христианство на Руси. Во время насильственной христианизации страна обезлюдела – из 12 миллионов осталось 3. Только Ростово – Суздальская земля смогла избежать насильственной христианизации.

Много внимания уделял признанию Киевской Руси на Западе. Построил несколько крепостей для обороны княжества от половцев. С военными походами доходил до Северного Кавказа.

8. Святополк Владимирович (1015 – 1016, 1018 – 1019) – пользуясь поддержкой народа и бояр, занял киевский престол. В скором времени погибают три брата – Борис, Глеб, Святослав. Открытую борьбу за великокняжеский престол начинает вести родной брат, новгородский князь Ярослав. После поражения от Ярослава Святополк бежит к тестю, королю Польши Болеславу I Храброму. В 1018 году с польскими войсками разбивает Ярослава. Поляки, начавшие грабить Киев, вызывают народное возмущение, и Святополк вынужден их разогнать, оставшись без войск.

Вернувшийся с новыми войсками Ярослав без труда берет Киев. Святополк с помощью печенегов пытается вернуть себе власть, но безуспешно. Умирает, решив уйти к печенегам.

За приписанные ему убийства братьев прозван Окаянным.

9. Ярослав Мудрый (1016 – 1018, 1019 – 20.02.1054) – впервые обосновался в Киеве во время войны с братом Святополком. Поддержку получил от новгородцев, а кроме них имел наемное войско.

Начало второго периода правления ознаменовалось княжескими усобицами с братом Мстиславом, разбившим войска Ярослава и захватившим левобережье Днепра с Черниговом. Между братьями был заключен мир, они ходили в совместные походы на ясов и на поляков, но великий князь Ярослав до смерти брата пребывал в Новгороде, а не в стольном Киеве.

В 1030 году разгромил чудь и заложил г. Юрьев. Сразу после смерти Мстислава, опасаясь конкуренции, заключает в тюрьму своего последнего брата Судислава и переезжает в Киев.

В 1036 году разбивает печенегов, освобождая Русь от набегов. В последующие годы совершает походы на ятвягов, Литву и Мазовию. В 1043 - 1046 годах воюет с византийской империей из-за убийства знатного русского в Константинополе. Разрывает союз с Польшей и выдает за французского короля дочь Анну.

Основывает монастыри и строит храмы, в т.ч. Софийский собор, возводит каменные стены Киеву. По приказу Ярослава переводят и переписывают множество книг. Открывает первую школу для детей священников и сельских старост в Новгороде. При нем появляется первый митрополит русского происхождения – Илларион.

Издает Церковный устав и первый известный свод законов Руси «Русскую правду».

10. Изяслав Ярославич (20.02.1054 – 14.09.1068, 2.05.1069 – март 1073, 15 .06.1077 – 3.10.1078) – не любимый киевлянами князь, вынужденный периодически прятаться за пределами княжества. Совместно с братьями создает свод законов «Правда Ярославичей». Первое правление характеризуется совместным принятием решений всеми братьями Ярославичами – Триумвират.

В 1055 году братья разбивают торков под Переяславлем и устанавливают границы с Землей половецкой. Изяслав оказывает помощь Византии в Армении, захватывает земли балтского народа - голядь. В 1067 году в результате войны с Полоцким княжеством обманом захватывает в плен князя Всеслава Чародея.

В 1068 году Изяслав отказывается вооружить киевлян против половцев, за что его изгоняют из Киева. Возвращается с польскими войсками.

В 1073 году в результате заговора, составленного младшими братьями, оставляет Киев и долго скитается по Европе в поисках союзников. Престол возвращает после того, как умирает Святослав Ярославович.

Погиб в битве с племянниками под Черниговом.

11. Всеслав Брячиславич (14.09.1068 – апрель 1069) – полоцкий князь, выпущенный из под ареста киевлянами, восставшими против Изяслава и возведенный на великокняжеский престол. Покинул Киев, когда Изяслав приближался с поляками. Княжил в Полоцке еще более 30 лет, не прекращая борьбу с Ярославичами.

12.Святослав Ярославич (22.03.1073 – 27.12.1076) – пришел к власти в Киеве в результате заговора против старшего брата, при поддержке киевлян. Много внимания и средств уделял на поддержание духовенства и церкви. Умер в результате хирургической операции.

13.Всеволод Ярославич (1.01.1077 – июль 1077, октябрь 1078 – 13.04.1093) – первый период закончился добровольной передачей власти брату Изяславу. Второй раз занял великокняжеское место после гибели последнего в междоусобной войне.

Практически весь период правления отмечалась ожесточенная междоусобная борьба, особенно с Полоцким княжеством. Отличился в этой междоусобице Владимир Мономах – сын Всеволода, который с помощью половцев провел несколько опустошительных походов на полоцкие земли.

Всеволодом и Мономахом проведены походы на вятичей и половцев.

Всеволод выдал дочь Евпраксию за императора Римской империи. Освященный церковью брак закончился скандалом и обвинением императора в проведении сатанинских ритуалов.

14. Святополк Изяславич (24.04.1093 – 16.04.1113) – первым делом, вступив на престол, арестовал половецких послов, развязав войну. В результате вместе с В. Мономахом разбит половцами на Стугне и Желани, сожжен Торческ и разграблены три основных киевских монастыря.

Княжеские междоусобицы не прекратил состоявшийся в 1097 году съезд князей в Любече, закрепивший владения за ответвлениями княжеских династий. Святополк Изяславич остался великим князем и владетелем Киева и Турова. Сразу после съезда оклеветал В. Мономаха и других князей. Они ответили осадой Киева, закончившейся перемирием.

В 1100 году на съезде князей в Уветчицах Святополк получил Волынь.

В 1104 году Святополком организован поход на минского князя Глеба.

В 1103 – 1111 годах коалиция князей во главе со Святополком и Владимиром Мономахом с успехом провела войну против половцев.

Смерть Святополка сопровождалась восстанием в Киеве против ближайших к нему бояр и ростовщиков.

15. Владимир Мономах (20.04.1113 – 19.05.1125) – приглашен на княжение во время восстания в Киеве против администрации Святополка. Создал вошедший в «Русскую правду» «Устав о резах», который облегчал положение должников при полном сохранении феодальных отношений.

Не обошлось начало правления без междоусобиц: претендовавшего на киевский престол Ярослава Святополчича пришлось изгнать из Волыни. Период правления Мономаха стал последним периодом усиления великокняжеской власти в Киеве. Вместе с сыновьями великий князь владел 75 % территории летописной Руси.

Для укрепления государства Мономах часто использовал династические браки и свой авторитет военачальника – победителя половцев. Во время его правления сыновья победили чудь, разгромили волжских булгар.

В 1116 – 1119 годах Владимир Всеволодович успешно воевал с Византией. В результате войны, как откупное, получил от императора титул «царь всея Руси», скипетр, державу, царский венец (шапка Мономаха). По итогам переговоров, Мономах выдал свою внучку за императора.

16. Мстислав Великий (20.05.1125 – 15.04.1132) – первоначально владел только Киевской землей, но признавался старшим среди князей. Постепенно стал контролировать через династические браки и сыновей города Новгород, Чернигов, Курск, Муром, Рязань, Смоленск и Туров.

В 1129 году разграбил Полоцкие земли. В 1131 году лишил уделов и изгнал полоцких князей во главе с сыном Всеслава Чародея - Давыдом.

В период с 1130 по 1132 годы совершил несколько походов с переменным успехом на прибалтийские племена, в том числе на чудь и Литву.

Государство Мстислава – последнее неформальное объединение княжеств Киевской Руси. Он контролировал все крупные города, весь путь «из варяг в греки», накопленная военная сила дала ему право называться в летописях Великим.

Правители Древнерусского государства в период раздробленности и упадка Киева

Князья на Киевском престоле в этот период сменяются часто и правят недолго, в большинстве своем ничем замечательным себя не проявляя:

1. Ярополк Владимирович (17.04.1132 – 18.02.1139) – князь переяславский призван на правление киевлянами, но первое же его решение о передаче Переяславля Изяславу Мстиславичу, правившему до этого в Полоцке, вызвало возмущение среди киевлян и изгнание Ярополка. В этом же году киевляне призвали Ярополка повторно, но Полоцк, в который вернулась династия Всеслава Чародея, отложился от Киевской Руси.

В начавшейся междоусобной борьбе между различными ветвями Рюриковичей великий князь не смог проявить твердости и к моменту своей смерти потерял контроль, кроме Полоцка, над Новгородом и Черниговом. Номинально ему подчинялась только Ростово – Суздальская земля.

2. Вячеслав Владимирович (22.02 – 4.03.1139, апрель 1151 – 6.02.1154) – первый, полуторанедельный период правления закончился свержением с престола Всеволодом Ольговичем, черниговским князем.

Во второй период был только официальной вывеской, настоящая власть принадлежала Изяславу Мстиславичу.

3. Всеволод Ольгович (5 .03.1139 – 1.08.1146) – черниговский князь, силой сместил с трона Вячеслава Владимировича, прервав правление в Киеве Мономашичей. Не был любим киевлянами. Весь период правления искусно лавировал между Мстиславовичами и Мономашичами. Постоянно воевал с последними, старался не подпускать к великокняжеской власти собственных родичей.

4. Игорь Ольгович (1 – 13.08.1146) – получил Киев по завещанию брата, что возмутило жителей города. Горожане призвали на престол из Переславля Изяслава Мстиславича. После битвы между претендентами Игорь был посажен в поруб, где тяжело заболел. Выпущенный оттуда, постригся в монахи, но в 1147 году по подозрению в заговоре против Изяслава казнен мстительными киевлянами только потому, что Ольгович.

5. Изяслав Мстиславич (13.08.1146 – 23.08.1149, 1151 – 13.11.1154) – в первый период напрямую кроме Киева, правил Переяславлем, Туровом, Волынью. В междоусобной борьбе с Юрием Долгоруким и его союзниками пользовался поддержкой новгородцев, смолян и рязанцев. Часто привлекал в свои ряды союзных половцев, венгров, чехов, поляков.

За попытку избрания русского митрополита без одобрения патриарха из Константинополя отлучен от церкви.

Имел поддержку киевлян в борьбе с суздальскими князьями.

6. Юрий Долгорукий (28.08.1149 – лето 1150, лето 1150 – нач. 1151, 20.03.1155 – 15.05.1157) – суздальский князь, сын В. Мономаха. Три раза садился на великокняжеский престол. Первые два раза изгнан из Киева Изяславом и киевлянами. В своей борьбе за права Мономашичей опирался на поддержку новгород – северского князя Святослава (брата казненного в Киеве Игоря), галичан и половцев. Решающей в борьбе с Изяславом стала битва на Руте в 1151 году. Проиграв которую, Юрий по одиночке лишился и всех своих союзников на юге.

Третий раз подчинил Киев после того, как Изяслав и его соправитель Вячеслав умерли. В 1157 году совершил неудачный поход на Волынь, где обосновались сыновья Изяслава.

Предположительно, отравлен киевлянами.

На юге смог закрепиться в обособившемся от Киева Переяславльском княжестве только один сын Юрия Долгорукого - Глеб.

7. Ростислав Мстиславич (1154 – 1155, 12.04.1159 – 8.02.1161, март 1161 – 14.03.1167) – в течение 40 лет смоленский князь. Основал Великое княжество Смоленское. Первый раз занял киевский престол по приглашению Вячеслава Владимировича, призвавшего его в соправители, но вскоре умершего. Ростислав Мстиславич был вынужден выступить навстречу Юрию Долгорукому. Встретившись с дядей, смоленский князь уступил Киев старшему родственнику.

Второй и третий сроки правления в Киеве разделило нападение Изяслава Давыдовича с половцами, вынудившее Ростислава Мстиславовича прятаться в Белгороде, ожидая союзников.

Правление отличалось спокойствием, незначительностью междоусобиц и мирным решением конфликтов. Всячески пресекались попытки половцев нарушить спокойствие на Руси.

При помощи династического брака присоединил Витебск к Смоленскому княжеству.

8. Изяслав Давыдович (зима 1155, 19.05.1157 – декабрь 1158, 12.02 – 6.03.1161) – первый раз великим князем стал, разбив войска Ростислава Мстиславича, но вынужден был уступить престол Юрию Долгорукому.

Второй раз занял престол после смерти Долгорукого, но был разбит под Киевом волынским и галичским князьями за отказ выдать претендента на галицкий престол.

Третий раз захватил Киев, но был разбит союзниками Ростислава Мстиславича.

9. Мстислав Изяславич (22.12.1158 – весна 1159, 19.05.1167 – 12.03.1169, февраль – 13.04.1170) – первый раз стал киевским князем, изгнав Изяслава Давыдовича, но уступил великое княжение Ростиславу Мстиславичу, как старшему в роду.

Второй раз на правление призван киевлянами после смерти Ростислава Мстиславича. Не смог удержать правление против армии Андрея Боголюбского.

Третий раз обосновался в Киеве без боя, используя любовь к себе киевлян и изгнав Глеба Юрьевича, которого посадил в Киеве Андрей Боголюбский. Однако, покинутый союзниками, вынужден был вернуться на Волынь.

Прославился победой над половцами во главе коалиционных войск в 1168 году.

Считается последним великим киевским князем, обладавшим реальной властью над Русью.

С возвышением Владимиро – Суздальского княжества Киев все больше становится обычным удельным, хотя и сохраняет название «великого». Проблемы, скорее всего, нужно искать в том, что и как делали правители России, в хронологическом порядке наследования ими власти. Десятилетия междоусобиц принесли плоды – княжество ослабло и потеряло свое значение для Руси. Княжение в Киеве , чем главным. Часто киевских князей назначал или менял великий князь из Владимира.

Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик -- представитель княжеского рода ободритов, а его имя -- это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей» - наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)-- князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Еще один важный политический шаг Олега - поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.