Основные темы и мотивы лирики тютчева. «Философская лирика Тютчева

При мысли о классике и классиках прежде всего невольно вспоминаются «премногие тома». А за одним из самых великих классиков русской поэзии - Федором Тютчевым - числится лишь «книжка небольшая». Но это, на мой взгляд, только подчеркивает заключенную в ней мощь духа и предельную поэтическую утонченность.

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть «пушкинской». Но этот художник слова создал совершенно иной тип поэзии. Не отрицая всего, что было открыто его гениальным предшественником, Тютчев указал русской литературе еще один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прислушаться к непознаваемому через познание мира.
Он продолжает традиции русской философской поэзии 18 века. Но возвышенным у Тютчева оказывается само содержание жизни, ее общий пафос, а не принципы официальной веры, которыми воодушевлялись «старые» поэты.

Тютчев, в отличие от многих, не воспринимал Пространство и Время как нечто естественное, то есть попросту незамечаемое. Ему было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных понятий:

Впросонках слышу я – и не могу
Вообразить такое сочетанье,
А слышу свист полозьев на снегу
И ласточки весенней щебетанье.

В основе этой миниатюры Тютчева – новый образ, совершенно нехарактерный для поэзии 19 века, но освоенный поэзией века 20. В этом стихотворении совместились два временных пласта. Можно сказать, что поэт использует прием, который сейчас использует кино, - смену кадров.

Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
………………………………………..
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающей бездной
Со всех сторон окружены.
«Как океан объемлет шар земной…».

Один из основных мотивов поэзии Тютчева – мотив хрупкости, «призрачности» бытия. «Призрак» - обычный эпитет прошлого у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья».
Символ призрачности жизни – радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:

Смотри – оно уже бледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты дышишь и живешь.

Резко выражено ощущение призрачности мира в таком стихотворении, как «День и ночь». В нем весь внешний мир осознан как призрачный «покров, накинутый над бездной»:

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

Связь образов ночи и хаоса, мысль о ночной стороне подчеркивает чувство одиночества, оторванности от мира, глубокого неверия. Поэт использует прием антитезы: день – ночь. Он говорит о призрачности мира дневного и о могуществе ночи. Постичь ночь лирический герой не в состоянии, но он осознает, что этот непостижимый мир есть не что иное, как отражение его собственной души.

Стихотворения Тютчева проникнуты философско-стоическим отношением к жизни. Мотив одиночества звучит в стихах поэта о бездомном, чуждом миру страннике («Странник», «Пошли, господь, свою отраду…»), о жизни прошлым и отказе от настоящего («Душа моя – элизиум теней») и других.

Философский поиск приводил Тютчева к поискам человеческих идеалов и счастья. Эти мысли находили выражение в философских размышлениях поэта, пейзажно-философской лирике и, конечно же, в любовной.
Интересно, что мотив поиска прослеживается во всем творчестве Тютчева. При этом поэт не дает рецептов всеобщего благоденствия и счастья, часто его философские обобщения выглядят как размышления. Однако это не снижает уровень глубины и точности стихотворений поэта. Отсюда – определенная двойственность поэзии Тютчева как ее характерная черта.

Философская идея о непознаваемости мира, о человеке как частице Вселенной связана у поэта с еще одной парой понятий - «сон - смерть»:

Есть близнецы – для земнородных
Два божества – то смерть и сон,
Как брат с сестрою дивно сходных –
Она угрюмей, кротче он…

Тютчев четко понимал, что истинная жизнь человека – жизнь его души. Эта мысль тесно переплетается с мотивом «невыразимого» в стихотворении «Silentium». Однако поэт не мог не верить в гармонию земного и небесного, в союз души с душой родной, в свою способность выразить невыразимое:

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась –
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас…


Философская лирика Тютчева - одна из вершин русской философской поэзии.В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глубина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.

«Герой» многих произведений Тютчева - человеческий разум, жаждущий познания.

Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глубокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях - в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цветении, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.

Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосферы высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотворении «Поэзия»:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам -

Небесная к земным сынам…

Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще - она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, величественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страшными загадками мироздания:

…И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Лирическим сюжетом стихотворения «Фонтан» становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих возможностей:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.

Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…» Тютчев освобождается от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:

Бродить без дела и без цели И ненароком, на лету,

Набресть на свежий дух синели

Или на светлую мечту…

Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это - переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, рифме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении «Silentium!»:

…Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Это стихотворение - еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.

В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, переживает взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Философская лирика Ф. Тютчева (10 класс)

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Ф.ТЮТЧЕВА

10 класс

Учитель, осваивая с учениками поэзию Тютчева, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла философских стихотворений поэта. Автору статьи удалось этого избежать, сохранив ясность и доступность изложения материала о натурфилософской лирике Тютчева.

Изучению лирики Тютчева в десятом классе мы предлагаем уделить два урока.

Тема урока: «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».

Цель: определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики; развивать у десятиклассников навыки интерпретации лирического произведения.

Оборудование: фотография Тютчева (1850-е гг.). Аудиозапись стихотворения «Осенний вечер» в исполнении М.Царева. Романс «Что ты клонишь над водами» (Г.Кушелев-Безбородко - Тютчев Ф.) в исполнении В.Агафонова.

Ход урока

I. Вступительное слово.

1. Повторение изученного на предыдущих уроках.

Учитель. Вспомните, о чем размышляет Базаров перед смертью.

Ученики говорят о том, что герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям; поэтично звучат его слова, обращенные к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России… Нет, видно,не нужен?».

Россия так и осталась для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.

Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обращаемся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу.

В классе всегда находятся ученики, которые могут прочитать наизусть стихи Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

2. Краткое сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта.

Учитель. Обратим внимание на даты жизни поэта - 1803-1873. О чем они могут нам сказать, особенно, если мы вспомним о другом великом русском поэте - А.С.Пушкине?

Дата рождения « прозрачна» и понятна: Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали практически одновременно. Литературный дебют Тютчева состоялся в 14 лет.

Вторая дата наводит на мысль, что и Пушкин мог дожить до 1870-х, а может быть, и 1880=х годов. Ведь на открытии памятника поэту в Москве были некоторые его друзья, живы были и два лицеиста: Горчаков и Комсовский. Еще раз испытываешь потрясение от мысли о преждевременности трагической гибели Пушкина.

В жизни Тютчева все было спокойнее (по крайней мере внешне), чем у Пушкина. Биография его меньше всего похожа на биографию поэта. Усадебное детство в родовом имении Овстут-Брянского уезда, учеба в Московском университете, двадцатидвухлетняя (1822 – 1844) служба за границей на скромной должности младшего секретаря русского посольства в Мюнхене, возвращение в Россию, где до конца жизни Тютчев служит в комитете иностранной цензуры. А вот его творческая биография удивительна.

Имя Тютчева – поэта в Х1Х веке открывалось трижды. Впервые поэзия Тютчева получила призвание в 1836 году. Копии стихотворений Тютчева через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина. Очевидец вспоминал, « в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю»(1). В третьем и четвертом номерах «Современника» появляются «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т. Но, признанные в узком кругу ценителей поэзии, широкой публикой и даже критикой того времени стихотворения замечены не были.

После гибели Пушкина, а затем Лермонтова в русской поэзии наступают «сумерки». 1840-е годы - «непоэтическое время, которое ознаменовано расцветом прозы. И вдруг новый поэтический взрыв! 1850-е годы вновь можно назвать «стихотворной эпохой»: Н.Некрасов, А.Фет, Ап. Григорьев, А.К.Толстой, Я.Полонский, Ап. Майков… и другие славные поэтические имена являются олицетворением этого десятилетия.

Начинается эта стихотворная эпоха со смелого, необычного, неслыханного журналистского

«хода». В 1850 г. В журнале «Современник», редактором которого уже был Некрасов, появляются те же самые 24 стихотворения Тютчева, которые впервые увидели свет в пушкинском «Современнике». Статья «Русские второстепенные поэты», где Некрасов оговорил,что эпитет «второстепенные « употреблен им в качестве противопоставления « по степени известности» таким поэтам, как Пушкин, Лермонтов, Крылов и Жуковский, а не в смысле оценочном, относит стихотворения «Ф.Т.» « к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии».

В 1854 году И.С.Тургенев выпускает первый сборник стихотворений Тютчева (2).

Но в 1870-е гг. интерес к поэту угас. Третье открытие Тютчева состоится в новую поэтическую эпоху – эпоху серебряного века. Русские символисты (Вл. Соловьев, В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский) в 1890-е гг. увидели в Тютчеве предшественника поэзии наступающего ХХ века (3).

Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.

II .Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.

Учитель. Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.

Проводится викторина, целью которой является не столько вспомнить то или другое стихотворение, но оживить в памяти образный строй лирики Тютчева, настроиться на определенную эмоциональную волну, когда чувство свободно льется, что так необходимо для восприятия поэзии.

Учитель. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч»?

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды».

Здесь особенно важно, чтобы ребята не только назвали стихотворение «Чародейкою Зимою», но и сумели ощутить, что обычно и проявляется в их ответах, таинственную прелесть природы, очарование новогодней ночи, от которой ждут чуда, сказочное восприятия окружающей природы. Это одна из эмоциональных «завязок» урока, которая в дальнейшем поддерживается с помощью разнообразных приемов анализа.

Учитель. В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент?

Почти хором ученики вспоминают строки стихотворения «Зима недаром злится».

Учитель. Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви?

Называется стихотворение «Люблю грозу в началу мая…»

Учитель. Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу- труженику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть» (4).

Учителю приходится напомнить один из шедевров поэта, к сожалению, забытый учениками: «Есть в осени первоначальной».

Учитель. Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы со школьной скамьи не знал «Весенней грозы», »Весенних вод», « Чародейкою Зимою…» Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других - названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым (5).

Будем надеяться, что сегодняшний урок позволит нам углубить и расширить свои представления о поэте.

III. Тютчев - певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике.

Учитель. Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чем своеобразие лирики Тютчева?

Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы»(6). Какими?

Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления - все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.

Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И.Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта (6).

Это связано с тем, что Тютчев - поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.

В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные - враждебной, но чаще всего - глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе приводит к излюбленному у Тютчева приему описания6 природа показана в переходные моменты своей жизни (8). Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.

Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Учитель. Какие мысли и чувства рождаются у поэта при обращении к таким моментам перехода?

Учитель. Какую мысль важно передать при выразительном чтении? (Старое еще живо, но появляется новое). Давайте разберемся в особенностях композиции. Стихотворение отчетливо делится на две части.

Чему посвящена первая часть?

Тема первой части - пробуждение природы от зимнего, уже «редеющего» сна.

В чем своеобразие изображения пробуждающейся природы?

Поэт изобразил печальную, даже мертвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения. Попытаемся представить «воздух», который «уж весною дышит», едва заметное колыханье мертвого в поле стебля, почти неуловимое шевеление ветвей ели. Позже в живописи импрессионисты будут искать впечатление от увиденного. Если попытаться представить изображенное, то можно увидеть, что Тютчев стремится именно к этому, подготовив читателя к развернутому олицетворению, заключающему первую часть стихотворения: «Весну послышала она, \\ И ей невольно улыбнулась…»

Тема второй части стихотворения определяется легко: пробуждение души.

Но в чем особенности изображения этого пробуждения?

Найдем образы, которые являются центральными в строфе: «Блестят и тают глыбы снега, \\Блестит лазурь, играет кровь…». Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например: «Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое. Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует ее красоту, потому что эта слиянность как бы ограничивает враждебные силы. Показывая пробуждение природы, он использует образы из мира природы. Поразительна нерасторжимость образов обновляющейся природы и молодеющей души.

Назовите стихи, где поэт использует параллели между явлениями природы и состоянием души человека.

Ученики называют «Дума за думой, волна за волной»; «Поток сгустился и темнеет «; «Слезы людские, о слезы людские» и др.

Интересна история создания стихотворения «Слезы людские, о слезу людские», рассказанная И.Аксаковым: «Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, весь промокший, он (Тютчев) сказал встретившей его дочери: «…Я сочинил несколько стихов», и пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

Слезы людские, о слезы людские…

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, воспроизводят и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И все это в шести строчках!» (9).

Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. По мнению Некрасова, «пейзаж в стихах» «представляет самый трудный род поэтических произведений», т.к. требует от художника умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину (10). Тютчев « в совершенстве владеет этим искусством». Как же он этого добивается? Заглянем в творческую лабораторию поэта.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор. Эта творческая работа не только чрезвычайно интересна для учащихся, но весьма полезна. Активизируя их ум, эмоции, она в то же время дает наглядное и «прочувствованное» представление о целостности всей системы художественно-изобразительных средств, о их взаимосвязи, точности и в то же время свежести каждого образа.

«Смотри, как облаком…» Эпитеты, найденные старшеклассниками, в лучшем случае совпадают по рифме и ритму. Чаще всего они предлагают «большим», »седым» и т.п. При проверке увидим, почему такой неожиданный ‘эпитет будет употреблен поэтом: «облаком живым». Ведь действительно, Тютчев рисует массу движущейся воды, фонтан «клубится», отсюда ощущение, что он « живой», »сияющий». Неожиданным явится и эпитет к слову «дым» «влажный». Но услышав его, опять изумляемся конкретности образа: ведь иначе не передать ощущение влаги на руках, на лице, на волосах, которое появляется возле фонтана. Очень важно поработать над эпитетом «высоты заветной», чтобы понять неудержимое стремление фонтана к желанной высоте, достичь которой он не в состоянии, и падает, »пылью огнецветной» назад, на землю.

Учитель. Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? Зримую, живописную картину.

Теперь прочитаем все стихотворение в целом. Какой смысл в этом стихотворении приобретает живописное описание фонтана?

В данном стихотворении живописной картиной неиссякаемой струи, всякий раз низвергаемой с высоты «незримо-роковой дланью», напоминает Тютчев о силе и одновременно ограниченности человеческого разума. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира - столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.

Учитель. Какое настроение создается при чтении?

Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение.

Учащиеся отмечают, что поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма = светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю - мазки яркого черного, багряного, желтого и т.п. - цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворении врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».

Учитель. Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. Найдите сравнение, которое является его основой.

Учащиеся видят, что «кроткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Отмечаем нерасторжимое диалектическое единство составления человека и природы, которое так мастерски передает поэт.

Учитель. В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность» (11). Загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

Прослушивание стихотворения «Что ты клонишь над водами…».

Учитель. Что вы представляете, читая эти стихи? Какое состояние ивы и струи передано в стихотворении?

Говоря о своих представлениях, десятиклассники могут нарисовать картину, передающую реальное описание природы: яркий солнечный день, стремительный, искрящийся поток воды, весело бегущий по камешкам, извивающийся и холодный. Над водой склонилась плакучая ива, которая каждой веточкой («жадными устами») тянется к струе. Она несчастна. Склонившись «дрожащими листами»,она пытается «пробиться» к струе, каждый лист ее томится, трепещет. Но у струи иной характер. Она весела, беззаботна, капризна и … безжалостна.

Учитель. В реальной картине природы без труда угадывается и символический подтекст, поэтому легко можно представить и другие образы, например, мудрого старца, скорбящего об уходящей жизни, хотя чаще всего в воображении рисуется образ несчастной девушки (вспомним, что в народной поэзии образ плакучей ивы соотносится с женским образом) и легкомысленного молодого человека, не обращающего внимания на страдания подруги. В связи с разнообразным толкованием символических образов можно вспомнить слова Тютчева по поводу стихотворения Я.П.Полонского «Утес», которое при своем появлении вызвало различные толки: «Прочтя это стихотворение, всякий вложит в него свою собственную мысль, смотря по настроению = а это едва ли не верно…»(12). Такой анализ стихотворения достаточно убедительно показывает, почему символисты восприняли Тютчева как предшественника своей поэзии.

Завершается анализ стихотворения прослушиванием романса в исполнении В.Агафонова и вопросом: почему стихотворение Тютчева « Что ты клонишь над водами…» напомнило Некрасову стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»?

Учитель. В чем же особенность лирики природы в творчестве Тютчева?

Домашнее задание. Проанализировать одно (по выбору) стихотворение Тютчева, в котором используется прием образного параллелизма.

Примечания

1.Цит. по ст.: Пигарев К.Ф. Ф.И.Тютчев и его поэтическое наследие \\ Тютчев Ф.И Соч. В 2т.М.,1984 .Т.1.С.8.

2.См.: Кожинов В. О поэтической эпохе 1850-х гг. \\ Русская литература. Л.,1969. № 3.

3.См.: Кошелев В. Легенда о Тютчеве \\ Литература в школе. М.,!998.№1. С.41.

4. Кузин Н. Вещая муза лирика \\ Литература. М.,1997. №33.С.6.

5. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. М., 1978. С.244.

6. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. Смысл творчества \\Брюсов В. Соч. В 2 т. М.,1987.Т.2.С.220.

7. Пигарев К . Ф.И.Тютчев и его время. С.214.

8. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. С.230.

9.Цит. по кн.: Кошелев В.А. Легенда о Тютчеве. С.36.

10. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. С.239.

11. Кузин Н. Вещая муза лирика. С.6.

12. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. С.238.


Сочинение

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Ф. И. Тютчев

Лирика Тютчева - одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глу­бина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.

Уже в конце 1820-х - начале 1830-х годов Тютчев создает стихотворения, глав­ным содержанием которых является философская мысль. «Герой» этих произведе­ний - человеческий разум, жаждущий познания. Стихотворение «Последний ка­таклизм», казалось бы, рисует картину гибели мира:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Но смысл этого произведения - не в мрачном пророчестве, а в стремлении по­эта познать первооснову всего сущего, то есть Бога.

Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глу­бокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях - в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цвете­нии, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.

Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосфе­ры высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотво­рении «Поэзия»:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам...

Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точ­ных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще - она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, вели­чественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страш­ными загадками мироздания:
...И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!

Именно в этом космическом, трагическом одиночестве человеку дано познать мир и самого себя:..В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.

Лирическим сюжетом стихотворения «Фонтан» становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих воз­можностей:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.

Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья...» Тютчев освобожда­ется от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:
Бродить без дела и без цели
И ненароком, на лету,
Набресть на свежий дух синели
Или на светлую мечту...

В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» звучит протест челове­ка, не способного примириться со своей участью смертной пылинки, противопос­тавленной Вселенной:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это - переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, риф­ме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении «Silentium»:
...Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Это стихотворение - еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.

В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, пережива­ет взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

», – слишком сильное влияние на них имела еще жизнь, слишком болезненно чутки была они к впечатлениям жизни, чтобы спокойно и трезво разбираться в них и найти философские обоснования своему пессимизму. Если оба они возвысились до того, что источник зла на земле усмотрели не в случайных, временных обстоятельствах жизни, а в самом человечестве, – то дальше этого заключения они не пошли. Тютчев попытался философски обосновать то, что уже чуялось обоими поэтами.

Его нельзя назвать поэтом «мировой скорби», – но он в своих лирических произведениях не раз подходит к вопросам, которые своею неразрешимостью мучили «скорбников», – он спокойно указывает источник этого «зла» и средства одержать над ним победу.

Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873). Художник С. Александровский, 1876

Хаос в человеке. С точки зрения Тютчева, человеческое бытие неразрывно связано с жизнью природы. Человек – это последнее, высшее произведение мирового процесса: внешний свет природы становится в человеке внутренними светом сознания и разума – идеальное начало вступает здесь в новое, более глубокое «тесное сочетание с земной душой». Но вместе с облагорожением всех сил макрокосма (всего мира) в мирокосме (в человеке), – в душе человека яснее, чем в природе раскрывается противоположное свету и ясному сознанию – демоническое начало «хаоса» (В. Соловьев). Отсюда раздвоение человека, – отсюда непобедимость зла в человеке, как «наследие роковое»... Что в природе является мраком, враждебным началом, «хаосом», – то в душе человека является «злом». Даже в любви, открывающей смысл душевной жизни человека, есть эта демоническая и хаотическая основа, – это те страсти, которые иногда темным началом врываются даже в мир идеалов и чистых мечтаний. Вот почему, с его точки зрения, «жизнь душа, сосредоточенная в любви – есть в основе своей «злая жизнь» :

Что это, друг? Иль злая жизнь недаром,
Та жизнь – увы, что в нас тогда текла,
Та злая жизнь с её мятежным жаром
Через порог заветный перешла?

Эта «злая жизнь» губит свои жертвы –

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

День – сей блистательный покров,
День – земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов.

Но пришла ночь –

Пришла – и с мира рокового,
Ткань благодатную покрова
Собрав, отбрасывает прочь.
И бездна нам обнажена,
С своими страхами и мглами
И нет преград меж ей и нами, –
Вот отчего нам ночь страшна!

В «ночи» проглядывает «темное начало» бытия вселенной; оно же, бурное и злое, выражается в диком вое ветра, – и тогда душа поэта настраивается на тревожный лад. Он обращается к ветру с вопросом:

В этом вое ветра душа поэта слышит «страшные песни» про «хаос древний, родимый», – и родственные ему темные начала души человеческой начинают волноваться: микрокосм начинает сливаться с макрокосмом, – «мир души ночной» с любовью слушает песни ветра про родимый хаос», – и тогда в груди испуганного смертного просыпается жажда слиться с «беспредельным» –

О, бурь уснувших не буди!
Под ними хаос шевелится. –

– восклицает поэт.

«Хаос, т. е. отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот, глубочайшая сущность души и основа всего мирозданья. Космический процесс вводит эту хаотическую стихию в пределы всеобщего строя, подчиняет ее разумным законам, постепенно воплощая в ней идеальное содержание бытия, давая этой дикой жизни смысл и красоту. Но и введенный в пределы всемирного строя, хаос дает о себе знать мятежными движениями и порывами. Это присутствие хаотического иррационального начала в глубине бытия сообщает различным явлениям природы ту свободу и силу, без которых не было бы и самой жизни и красоты. Жизнь и красота в природе – это борьба и торжество света над тьмой, но этим необходимо предполагается, что тьма есть действительная сила» (Владимир Соловьев).

Поэтому «хаос, т. е. само безобразие, есть необходимый фон всякой земной красоты»... Тютчев – великий мастер рисовать такие картины природы, в которых чуется присутствие, или приближение, «хаоса», – или в «страшных песнях» ветра, или в таинственном, бесшумном трепетании зарницы:

Не остывшая от зною
Ночь июльская блистала
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
От зарниц все трепетало, –
Словно тяжкие ресницы
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загорались над землею.

В другом стихотворении эти бесшумные вспышки зарницы Тютчев представляет в виде беседы, которую ведут между собой «демоны глухонемые».

Христианство Тютчева. Подобно тому, как подчинение «хаоса» разумным законам природы дает дикой жизни и смысл, в красоту, – так и в жизни человека победа над злым началом его души и есть единственный выход к свету. И поэт призывает всех примкнуть к Христу, «вождю на пути совершенства», – заменить роковое и убийственное наследие древнего хаоса духовным и животворным наследием нового человека. Признавая «двойственность» своей души, поэт признавал, что в ней торжествуют начала светлые –

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые,
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Этими «философскими» стихотворениями, конечно, не исчерпывается лирика Тютчева; у него много прекрасных картин мирной природы, – картин, пронизанных светом и теплом: он одинаково чуток к красотам весны, осени и зимы, – утра, дня и ночи . Немало стихотворений его посвящено и жизни его сердца, со всеми его заблуждениями, треволнениями, муками, поэзией, драмой страсти...

Славянофильство Тютчева. Свою точку зрения на жизнь человека и жизнь природы, как на борьбу двух начал, Тютчев усвоил и по отношению к жизни Европы. Видя в христианстве свет, который должен победить прирожденную людям мглу, он из всех народов Европы самым христианским считал русский. Таким образом, он усвоил точку зрения славянофилов и верил вместе с ними, что Россия призвана не только внутренне обновить, но и внешним образом объединить все человечество. Он не говорил, что любит родину – он верил в нее: могущество николаевской России пленило его, как многих других его современников, – вместе с Пушкиным уверовал он в то, что «славянские ручьи сольются в русском море» («На взятие Варшавы»); одно время он мечтал даже о соединении церквей и предсказывал, что в будущем Россия сделается всемирною монархией до Нила и Ганга, с Царьградом, как столицей; причем единство этой монархии должно было поддерживаться не силой, а любовью.