Open Library - открытая библиотека учебной информации.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Так православные христиане начинают утренние и вечерние молитвы. В этой молитве мы призываем на помощь Святую Троицу , единую в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа , просим, чтобы Бог благословил все наши труды и начинания, как молитвенные, так и повседневные. Эту молитву можно читать и перед началом всякого дела.

Слово «аминь» (евр. амен — верно) в конце молитвы означает: истинно так. Этим словом заканчиваются очень многие молитвословия, оно подтверждает истинность сказанного.

Господи, благослови.

Молитва эта также произносится перед всяким делом. Все наши поступки, дела, труды тогда будут успешны, когда мы будем призывать на помощь Бога, просить у Него помощи и благословения.

Господи, помилуй.

Эти слова мы чаще всего слышим во время богослужения. «Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») — древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную настроенность, мы повторяем ее три, двенадцать и сорок раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту.

Диакон или священник от лица всех молящихся в церкви произносит ектению, просит у Господа простить нам грехи и подать Свои небесные и земные блага. Хор отвечает: «Господи, помилуй!» — как бы от лица всех молящихся. Эту молитву мы также произносим про себя. Это самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. В ней мы смиренно просим у Бога прощения за все наши грехи и молим о помощи.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас.

(Произносится трижды)

Молитва эта называется Трисвятое — в ней три раза повторяется слово «Святый». Она обращена к Пресвятой Троице. Мы называем Бога Святым, потому что Он безгрешен; Крепким, потому что Он всемогущ, и Бессмертным, потому что Он вечен.

В Константинополе в 439 году случилось сильное землетрясение. Народ был в страхе. Люди, обходя крестным ходом город, молили Бога о прекращении бедствия. Они покаянно, со слезами, восклицали: «Господи, помилуй!» Во время моления один мальчик был поднят невидимою силою на воздух. Когда он опустился на землю, то рассказал, что видел хор Ангелов, воспевавших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Как только это пение было повторено верующими, землетрясение прекратилось. Эта священная ангельская песнь стала неотъемлемой частью богослужения и молитвенного правила у православных христиан.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Мы должны не только просить Бога о чем-то, но и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Если случилось с нами что-то хорошее, мы должны вознести благодарение Богу хотя бы кратко, произнеся эту молитву. Будем в течение дня замечать все то, что дает нам Господь, и отходя ко сну благодарить Его.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавинас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва эта особая. Ее дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос, когда они просили Его: «Господи, научи нас молиться». Вот почему эта молитва называется Господней. Еще ее называют молитвой «Отче наш» — по первым словам. Ее должны знать наизусть все православные христиане, даже маленькие. Есть даже поговорка: «Знать как “Отче наш”», то есть помнить что-то очень хорошо.

В этой небольшой молитве содержится просьба Богу обо всем, что необходимо человеку. Мы обращаемся к Богу со словами: «Отец наш!», потому что Он сотворил всех людей, дал нам жизнь, заботится о нас и Сам называет нас Своими детьми: дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12). Мы — Его чада, а Он — наш Отец. Бог находится везде, но Его Престол, место особого присутствия, — в недоступных, высоких сферах на небе, где обитают Ангелы.

Да святится имя Твое. В первую очередь имя Божие, Его слава должна святиться в Его чадах — людях. В нас должен быть виден этот свет Божий, который проявляется в добрых делах, словах, в чистоте сердца, в том, что мы имеем мир и любовь между собой. Господь Сам сказал об этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16).

Да приидет Царствие Твое. Здесь также говорится о том, что Царство Божие должно в первую очередь наступить в сердце и душе каждого христианина. Мы, православные, должны показывать другим людям пример, как в нашей семье, в нашем приходе начинается Царство Божие, как мы любим друг друга и хорошо, по-доброму относимся к людям. Будущее Царство Божие, пришедшее в силе, начнется на земле после того, как на нее во второй раз придет Господь Иисус Христос, чтобы судить Своим последним Судом всех людей и установить на земле царство мира, добра и правды.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь хочет нам только блага и спасения. Люди, к сожалению, не всегда живут так, как хочет Бог. Ангелы на небе всегда находятся в послушании Богу, они знают и исполняют Его волю. Мы молимся, чтобы люди поняли, что Бог хочет им всем спасения и счастья, и были послушны Богу. Но как узнать волю Божию о себе? Ведь все мы разные, и у каждого свой путь. Чтобы жить по воле Божией, нужно строить свою жизнь так, как Бог велит, то есть в своей жизни руководствоваться заповедями Его, тем, что нам говорит слово Божие, Священное Писание. Надо почаще читать его, в нем искать ответы на вопросы. Нужно слушать свою совесть, она — голос Божий в нас. Необходимо со смирением и благодарностью принимать все, что с нами случается в жизни, как посланное от Бога. А во всех непростых, трудных обстоятельствах, когда мы не знаем, как поступить, необходимо просить Бога вразумить нас и советоваться с духовно опытными людьми. Каждому по возможности желательно иметь своего духовного отца и, когда нужно, просить у него совета.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим Бога подавать нам на каждый день нашей жизни все потребное для души и для тела. Под Хлебом здесь в первую очередь понимается Небесный Хлеб, то есть Святые Дары, которые Господь подает нам в Таинстве причащения.

Но мы просим и о пище земной, об одежде, жилье и обо всем необходимом для жизни. Поэтому молитву «Отче наш» православные христиане читают перед едой.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У всех нас есть в чем покаяться перед Отцом Небесным, есть за что попросить у Него прощения. И Бог по Своей великой любви всегда прощает нас, если мы каемся. Так и мы должны прощать наших «должников» — людей, причиняющих нам скорби и обиды. Если мы не будем прощать наших обидчиков, то Бог не простит нам наши грехи.

И не введи нас во искушение. Что такое искушения? Это жизненные испытания и обстоятельства, в которых мы легко можем совершить грехи. Они случаются с каждым: бывает трудно удержаться от раздражения, резкого слова, от недоброжелательства. Нужно молиться, чтобы Бог помог нам справиться с искушением и не согрешить.

Но избави нас от лукаваго. От кого чаще всего идут искушения, плохие, грешные мысли, желания? От нашего врага — диавола. Он и его служители начинают внушать нам худые помыслы, побуждать ко греху. Они обманывают нас, никогда не говорят правду, поэтому диавол и его слуги называются лукавыми — лживыми. Но бояться их не нужно, Бог приставил к нам Ангела Хранителя, который помогает нам в борьбе с бесовскими искушениями. Бог защищает от лукавого диавола всех, кто обращается к Нему.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, вовеки. Аминь. Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Мы верим, что Бог — Всесовершенная Сила, способная помочь нам, защитить нас от всякого зла. В подтверждение нашей веры мы говорим: «Аминь» — «истинно так».

Объясняя детям молитву «Отче наш», можно вспомнить знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» в ее полной версии. Героиня сказки — девочка Герда читала «Отче наш», и молитва очень помогла ей. Когда Герда приблизилась ко дворцу Снежной королевы, чтобы выручить Кая, ее путь преградили страшные слуги. «Герда принялась читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Молитва Святому Духу

Эта молитва обращена к третьему Лицу Святой Троицы — Святому Духу. Святой Дух находится везде, ибо Бог есть Дух. Он податель жизни и благодатной помощи всем живущим. Молитву эту особенно важно читать перед началом всякого доброго дела, чтобы благодать Святого Духа вселилась в нас, укрепила наши силы и подала нам помощь. Молитву «Царю Небесный» принято читать и перед учебными занятиями.

Молитва Пресвятой Богородице

(«Богородице Дево»)

Эта молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения , когда святой Архангел принес Богородице весть о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк 1, 28).

Церковь чтит и славит Богородицу выше всех святых, выше всех Ангелов. Молитва «Богородице Дево, радуйся» древняя, она появилась еще в первые века христианства.

Слова благословен плод чрева Твоего , прославляющие Христа, родившегося от Девы Марии, взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Пресвятая Богородица после благовещения пожелала ее посетить (Лк 1, 42).

Молитва эта славословная. Мы величаем, прославляем в ней Богородицу как Самую достойную и праведную из всех людей Деву, Которая удостоилась великой чести родить Самого Бога.

К Богородице мы обращаемся и в краткой просительной молитве:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мы просим спасения у Бога по молитвам самого близкого к Нему человека — Его Матери. Богородица — первая наша Ходатаица и Заступница перед Богом.

Хвалебная песнь Богородице

(«Достойно есть»)

Пресвятая Богородица поистине достойна почитания, ублажения как непорочная Мать Христа Спасителя.

Мы прославляем Ее больше всех Небесных Сил, Херувимов и Серафимов и величаем Богородицу, родившую Бога Слово, Господа Иисуса Христа, без мук рождения и болезней.

Молитва «Достойно есть» — славословная, хвалебная . «Достойно есть» и «Богородице Дево» — самые известные и важные молитвы к Богородице. Чаще всего их поют в храме все молящиеся.

Молитва эта обычно заключает некоторые части церковной службы. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается в самом конце. Эту молитву читают после учебы и работы.

Архангельская песнь

Молитву «Достойно есть» называют Архангельской песнью. По преданию Святой Горы Афон, в царствование Василия и Константина Порфирородных в келье близ монастыря Кареи подвизались старец Гавриил и его послушник, которого также звали Гавриилом. В субботу вечером 11 июня 980 года старец отправился в монастырь на всенощное бдение, а послушника оставил совершать службу келейно. Ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник оказал ему гостеприимство. Они вместе стали совершать службу. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному. Он спел «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…», а потом прибавил: «Честнейшую Херувим…» Икона Божией Матери «Милующая», перед которой они молились, просияла небесным светом. Послушник попросил записать эту песнь, но в келье бумаги не оказалось. Гость взял камень, который стал в его руках мягким, и перстом начертал эту молитву. Гость назвался Гавриилом и исчез. Когда пришел старец Гавриил, он понял, что приходил Архангел Гавриил. Камень с начертанною Архангелом песнью был доставлен в Константинополь.

Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель. Он бережет нас, сохраняет от всякого зла и особенно — от козней сил бесовских.

В этой молитве мы обращаемся к нему и просим просветить наш ум к познанию Бога, сберечь от всякого зла, направить ко спасению и помочь во всех добрых делах.

Молитва за живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников, благодетелей и всех православных христиан.

Наша обязанность — молиться не только за себя самих, но и за самых близких нам людей: родителей, священника, у которого исповедуемся, братьев, сестер, учителей, всех, кто творит нам добро, и за всех братьев по вере — православных христиан.

Молитва за усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. Не только живущие на земле, близкие нам люди нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и те, кто ушел от нас, все наши усопшие родственники и знакомые.

Молитва перед учебой

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Для школьников их занятия, учеба — такой же труд, как для взрослых их повседневная работа. Поэтому начинать такое важное и ответственное дело, как учение, нужно с молитвы, чтобы Господь дал нам силы, помог усвоить преподаваемое учение, чтобы потом употребить полученные знания во славу Божию, на пользу Церкви и стране нашей. Чтобы труд приносил радость нам и пользу людям, нужно многому научиться, много потрудиться.

Молитва после вкушения пищи

Мы уже говорили, что перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш». После еды мы также читаем молитву, вознося благодарение Богу за посланную трапезу.

Бог посылает нам пищу, но готовят ее люди, поэтому также не забываем поблагодарить тех, кто накормил нас.

Молитва Иисусова

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Молитва Иисусова обращена к Господу нашему Иисусу Христу . В ней мы просим о самом главном: о том, чтобы Спаситель простил наши грехи и спас, помиловал нас.

Эту молитву читают обычно в монастырях, она входит в ежедневное молитвенное правило. Монахи — люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, — читают ее по многу раз, иногда почти без перерыва весь день. Молитва читается по четкам, чтобы не сбиться в счете, ибо ее читают определенное количество раз. Четки — это обычно веревочка с завязанными узелками или бусинками. Людям, живущим вне монастыря, в миру, тоже можно читать молитву Иисусову и молиться по четкам, но для этого нужно взять благословение у священника. Иисусову молитву очень хорошо творить во время работы, призывая на помощь Бога, в дороге и вообще во всякое удобное время.

Молитва имеет великую силу. В Житиях святых, Патериках, Отечниках и других духовных книгах имеется множество примеров чудесного действия молитвы.

Сила молитвы

Рассказывает авва Дула, ученик старца Виссариона: «Авве Виссариону нужно было переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы по суху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде? Старец отвечал: пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо. Таким образом не раз переправлялся он чрез великую реку Нил» (Отечник).

На прошлой неделе СМИ облетело известие о том, что Римско-Католическая Церковь с подачи римского папы Франциска решила внести изменения в текст Господней молитвы . Которая, как известно, является самой главной молитвой в жизни любого христианина. Поскольку, в отличие от других молитв, молитва «Отче наш» стала известна нам непосредственно из уст Спасителя.

Как мы узнали из интервью доцента Киевской духовной академии протоиерея Олега Скнаря, определенные переводческие изменения затронули священный для всех христиан текст еще около десяти лет назад. В каком-то смысле упомянутая выше новость СМИ стала этаким инструментом в поиске рейтинга и попыткой достичь определенного общественного резонанса за счет вполне предсказуемого столкновения церковных «либералов» и «консерваторов» в области переводов богослужебных текстов.

Тема перевода и языка Священного Писания и богослужения является довольно старой и болезненной. Этой ситуации способствует особенность теории и практики перевода священных текстов в Русской Церкви, которая отличалась от западной и достигла пика противоречия во времена преподобного Максима Грека. Напомним, что преподобный Максим был отлучен на несколько лет от причастия за проводимый им перевод с греческого оригинала, который в среде бояр и духовенства считали поврежденным «Ферраро-Флорентийской ересью».

Таким образом, в церковной среде наметились два подхода к пониманию особенностей перевода Священного Писания: постулат сакрального языка и постулат сакрального текста. Априорное признание какого-либо языка в качестве сакрального делает практически невозможным перевод текста на более поздние по возникновению языки, поскольку считается, что только сакральный язык является подходящим для этой роли. Данный подход в какой-то мере ограничивает свободу и перспективы библейского перевода, поскольку касается всего текста в целом.

Второй подход – это понятие сакрального текста, который допускает перевод Священного Писания на современные языки, но ограничивает его в отношении особо значимых его мест (например, заимствований, молитв или стихов с ярко выраженной богословской окраской).

Учитывая неполноценность первого подхода, любые изменения в общепринятую сложившуюся редакцию перевода Господней молитвы будут существенно ограничивать изначальный смысл этого текста, поскольку язык – это пределы мировосприятия говорящего. Несмотря на «поздний» характер нашумевшей новости об изменениях в переводе Господней молитвы, сам ее текст заслуживает особого внимания, поскольку в истории его возникновения и в самом характере текста существует много малоизвестных фактов, десять из которых мы попытаемся описать ниже.

Факт № 1. Оригинальным языком молитвы «Отче наш» является галилейский диалект арамейского языка, который в среде современных лингвистов принято называть suristòn. Этот диалект, как и прочие семитские языки, по своей морфологии (особенностям строения значимых частей речи) является более бедным, нежели древнегреческий, поскольку не предполагает широкого диапазона смысла, например, существительных или глаголов. Таким образом, дошедший до нас в Евангелии древнегреческий текст молитвы может содержать больше смысла, нежели могло быть в ее исходной форме.

Несмотря на то, что древнееврейский язык продолжали в незначительной мере использовать евреи Палестины времен Христа, одним из аргументов в пользу именно арамейского текста Господней молитвы является известная молитва Господа на Кресте «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?», которую евангелисты Матфей и Марк передают по-арамейски («Или, Или! Лама савахтани?»), в то время как оригинальный ее текст (Пс. 21, 2) звучит на древнееврейском («Эли, Эли! Лама азавтани?»).

Факт № 2. Существует два варианта Господней молитвы. По крайней мере, библеистика знает две ее редакции, содержащиеся в древних рукописных кодексах. Знакомый всем нам вариант этой молитвы соответствует фрагменту Мф. 6, 9-13. Оригинальный вариант Господней молитвы из Евангелия от Луки (Лк. 11, 2-4) намного короче и является наиболее древним из дошедших до нас вариантов этой молитвы.

В частности, именно сокращенная редакция этой молитвы содержится в так называемом Папирусе № 75 (I-II вв. по Р.Х.) и Ватиканском кодексе (III в. по Р.Х.). Уравнение текстов двух вариантов Господней молитвы произошло только во времена Средневековья, при этом вариант молитвы из Евангелия от Луки был дополнен текстом молитвы из Евангелия от Матфея. Поэтому Господня молитва в Елизаветинской Библии и Синодальном переводе звучит одинаково у обоих евангелистов.

Факт № 3. Обращение к Богу «Отче» является знаменательным и, вместе с тем, контрастным и обличительным по отношению к фарисеям и имеет параллели в тексте Ветхого Завета, хоть и используется там по отношению к Богу крайне редко. В восьмой главе Евангелия от Иоанна Христос прямо говорит фарисеям, что их отец – диавол (Ин. 8, 44), после того как до этого они три раза возразили Спасителю, что их отец Авраам, и только единожды, что их отец – Бог.

Таким образом, Господь Иисус Христос учит учеников, а в их лице и всех верующих, обращаться к Богу так, как обращался к Нему Он Сам – «Отче». В этой молитве впервые выражена идея усыновления Богу всех уверовавших в Его Сына и искупленных Его честною Кровью. Вместе с тем, правом называть Бога Отцом обладают только те, кто творит дела Божии, что видно из обличения Спасителем фарисеев: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8, 47).

Факт № 4. В древнейшей рукописи Евангелия от Луки отсутствует притяжательное местоимение «наш», т.е. первое слово Господней молитвы звучит просто как «Отче» (греч. Πάτερ). В тексте Ветхого Завета мы дважды находим форму слова «Отец» с притяжательным местоимением «наш», которая непосредственно относится Богу, а именно в Ис. 63, 16 и Ис. 64, 8, что на древнееврейском звучит как avínu (Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: Искупитель наш). В отреставрированном Стивом Карузо (специалистом по галилейскому диалекту арамейского языка) тексте Господней молитвы обращению «Отче наш» соответствует словарная форма, являющаяся исключением из правил – avúnan.

Факт № 5. Первые слова Господней молитвы являются исполнением пророчества Иеремии: «Ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня… Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш» (Иер. 3, 19, 22), которое относится не только к уверовавшим во Христа из числа язычников, но и к евреям, которые обязательно уверуют во Христа как Мессию, о чем говорит апостол Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25).

Факт № 6. Слово «Небеса» (Иже еси на небеси) следует понимать исключительно в контексте представления древних евреев об устройстве мира. Под словом «Небеса» Священное Писание подразумевает три различных места:

1) Небо как область, заполненная воздухом т.е. от нижних границ земной поверхности до облаков. Апостол Павел называет это небо областью духов злобы поднебесной (см. Еф. 6, 12).

2) Небо как видимая область от верхних границ атмосферы до края Вселенной.

3) «Третье небо», куда был восхищен апостол Павел (2 Кор. 12, 2) и о котором говорил Господь наш Иисус Христос: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин. 14, 2). Именно «третье небо» и является тем местом, о котором в Своей молитве говорит Спаситель.

Факт № 7. Слова «Иже еси на небеси» отсутствуют в древнейших (I-III вв.) рукописях Евангелия от Луки, т.е. молитва Господня начинается следующим образом: «Отче, да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое» (Лк. 11. 2).

Факт № 8. Слова «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» также отсутствуют в древнейших рукописях Евангелия от Луки. Святитель Иоанн Златоуст так толковал это место: «Как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: сильнии крепостию, творящии слово Его – Пс. 102, 20) – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно» .

Факт № 9. Слова «хлеб наш насущный» всегда были и остаются наиболее сложным местом для перевода. Греческое слово epioúsios т.е. «насущный» переводчики разных эпох переводили в разном диапазоне: от обыкновенного хлеба до Хлеба Евхаристии. Специалисты по галилейскому диалекту арамейского языка считают, что аналогом epioúsios было арамейское tsórek, т.е. нужда, необходимость.

Таким образом, эти слова из молитвы могли звучать как «Дай нам сегодня тот хлеб/пищу, в которой мы [действительно] нуждаемся». Разумеется, что в этой молитве Господь имел в виду не только пищу физическую т.е. хлеб, но и духовную: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4, встречается также во Втор. 8, 3). Интересно, что в переводе Евангелия тех регионов, где хлеб неизвестен или не используется как продукт питания, данное слово заменяют идентичным по смыслу, например, во вьетнамском переводе тут будет стоять слово «рис».

Факт № 10. Слова «И не введи нас во искушение», которые и стали тем самым источником общественного резонанса, на самом деле при переводе обратно на арамейский или же древнееврейский язык меняют свой смысл. Наиболее близким по своему значению арамейским эквивалентом греческого eisféro является слово ’alál, в определенной глагольной форме, которую принято называть породой, часто использующееся в смысле «вводить, вносить» (см. Дан. 2, 24, 25). Это значит, что смысл слов «И не введи нас во искушение» состоит в обращении к Богу с просьбой не попустить нам испытания, которые по зависти и злобе диавола могут поколебать нашу веру или привести к печальным для нас последствиям. К примеру, эту же идею мы видим в следующих словах Спасителя: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22, 31).

Господи благослови.
Эту молитву нужно читать пред началом всякаго дела. Этой молитвой мы просим Господа Бога помочь нам в наших делах.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Эта молитва всем трем Лицам Святой Троицы. Этой молитвой мы обещаемся делать только одни хорошие дела, для славы Божией. Мы прославляем Бога хорошими делами.

Во имя значит - для славы. Аминь - значит верно.

Слава Тебе, Боже наш,слава Тебе.
Этой молитвой мы хвалим Бога за Его доброту и любовь ко всем людям.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
В этой молитве мы славим или хвалим всех трех Лиц Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне - теперь; присно - всегда; во веки веков - без конца, вечно.

Мы хвалим Бога теперь; хвалили Его люди всегда до нас, после нас будут Бога хвалить бесконечно.

Господи помилуй.
Этой молитвой мы просим Господа Бога дать нам свою милость.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
В этой молитве мы три раза говорим слово Святый. Сначала говорим: Боже , потом Крепкий или Сильный, а потом Бессмертный. Сильным мы называем Бога потому, что Он все может сделать, а Бессмертным потому, что Бог никогда не умирает. Просим Бога, чтобы Он нас помиловал.

Боже, милостив буди ми грешному.
Эта молитва называется молитвой мытаря. Сказал эту молитву людям Иисус Христос. Он говорил так: Два человека пришли в церковь молиться. Один фарисей, а другой мытарь. Фарисея считали все праведным, а мытаря грешным. Фарисей в церкви не просил у Бога милости, а хвалился своей праведной жизнью. Мытарь просил у Бога милости молитвой: Боже, милостив буди мне грешношу. Потому эта молитва и называется молитвой мытаря. Этой молитвой мы просим Бога простить нам наши грехи.

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Эта молитва Святой Троице. Мы называем Бога Господом, Владыкой, Святым. Господом называем Бога потому, что Он Господин над небом и над землей. Владыкой называем потому, что Бог владеет всем миром. Мы просим Святую Троицу помиловать нас, простить наши грехи помочь нам жить свято.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Эта молитва Господу Иисусу Христу и называется Иисусовой молитвой. Иисус Христос - Бог. Он родился и жил на земле человеком. Мы просим Иисуса Христа помиловать нас не по нашим только молитвам, но еще по молитвам Его Пречистой Матери, Девы Марии, и всех святых.

Буди имя Господне благословенно от ныне и до века.
Эта молитва называется молитвой праведного Иова. Давно жил на земле праведный человек Иов. Сначала у него было много всякого добра, а потом Иов совсем обеднел и сам заболел. В богатстве Иов хвалил Бога и в нужде, и в болезни тоже всем говорил: Слава Богу и теперь, и всегда. Этой молитвой мы хвалим Гоопода Бога за все. Бог и горе нам посылает, любя нас, потому мы Бога и хвалим.

Молитва Божией Матери.

1. Достойно есть, яко во истину, блажити Тя, Богородицу, присно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Эта молитва Божией Матери. Мы хвалим Деву Марию и называем Ее: Богородицей, потому что от нее родился человеком сам Бог; присноблаженной, - всегда Святой; пренепорочной - безгрешной. Херувимы и Серафимы-главные ангелы, но Богородица выше или честнее и славнее их. Проще эту молитву можно сказать так: Богородица! Тебя правильно нужно хвалить, потому что Ты всегда жила свято, всегда была безгрешной и сделалась Матерью Нашего Бога. Ты выше херувимов и несравненно лучше Серафимов; Ты чудом родила Бога Слово, и мы Тебя, истинную Богородицу, величаем.

2. Богородице Дево! радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Деву Марию мы называем Богородицей, благодатной. Благодатная - значит добрая милостивая, Благословенной называем потому, что Ее хвалят люди и ангелы.

Молитва Господня.

Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Ученики Иисуса Христа один раз попросили Его: Господи, научи нас молиться! Господь сказал им молитву Отче Наш. Оттого она и называется молитвой Господней.

Бога мы называем Отцом нашим небесным и просим Бога дать нам все, что нужно для нашей души и для нашего тела.

Для души нам нужно жить свято, нужно царство Божие и во всем святая воля Божия. Для тела нам нужен хлеб, одежда, здоровье. Все, что нам нужно, мы просим Бога нам дать, а что нам вредит, от того просим нас уберечь.

Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

В этой молитве мы молимся ангелу Христову, нашему хранителю. Всякому верующему человеку Христос дает отдельного ангела-хранителя. В молитве мы называем ангела Христовым, хранителем, святым, покровителем души и тела.

Ангела мы называем Христовым потому, что ангела человеку дает Христос. Хранителем - он нас бережет, хранит от зла. Святым потому, что ангел хранитель не грешит и нас учит только добру; покровителем души и тела - потому, что ангел покрывает нас от всякого горя и от всякой беды. Эту молитву можно сказать проще так: Ангел Христов, хранитель мой! Прости мне все, что я нагрешил сегодня. Прогони от меня хитрого врага и помолись за меня Богу, чтобы Бог дал мне Свою милость.

Молитва после обеда

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего царствия.

Эта молитва Господу Иисусу Христу. Мы благодарим Христа за пищу и просим дать нам и царство небесное.
Пищу в молитве мы называем земными благами.

Молитва за живых и умерших

Спаси, Господи, и помилуй родителей моих, сродников и всех православных христиан.

Этой молитвой мы просим у Бога спасения и милости живым людям.

Упокой, Господи, души усопших раб твоих,всех преждеотшедших праотец, отец и братий наших, прости им вся согрешения и даруй им царство небесное.

В этой молитве мы просим Бога дать покой и царство небесное тем людям, которые жили прежде нас.

Молитва угодникам Божиим.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Василие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Этой молитвой мы просим святого Василия помолиться за нас Богу. Здесь поставлено имя святого Василия, а если молится Сергей, Петр, Стефан, то ему нужно поставить свое имя.

Молитва Святому Духу

Царю небесный, Утешителю. Душе истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Эта молитва Богу Духу Святому.
Мы называем Святого Духа: Царем небесным, Утешителем, Духом истины, вездесущим, все наполняющим милостью, сокровищем добра, подателем жизни.

Просим мы Святого Духа поселиться в наших душах и спасти наши души. Дух Святой -Царь небесный потому, что на небе Его прославляют ангелы лучше нас. Утешитель - Он утешил апостолов в разлуке со Христом, утешает и нас в горе, Дух истины - Дух Святой помогает нам знать правду, истину; сокровище благих - в Святом Духе всякое добро; податель жизни -Святой Дух дает всем жизнь, без Него все были бы мертвыми. Всю молитву можно сказать так: Царь небесный, Утешитель, Дух истины! Ты везде живешь, Ты все делаешь хорошим. Ты само добро, Ты всем даешь жизнь. Приди к нам, живи с нами, сохрани нас от всякого плохого дела и спаси, добрый, наши души.

Молитва за родину

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы нам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

В этой молитве мы просим Господа спасти нас и благословить Божие владение, всю нашу землю. Просим еще дать победу на врагов - сопротивников и уберечь крестом всех христиан.

Молитва утренняя

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна возстав прибегаю, и на дела твоя подвизаюся милосердием Твоем, и молюся Тебе: помози мне на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное; Ты бо еси мой сотворитель и всякому благу промысленник и податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы называем Бога Владыкой, потому что Он владеет всем миром, и Человеколюбцем, потому что Он каждого человек любит. Обещаемся делать хорошие дела. Просим у Бога помощи нам во всякое время и во всяком хорошем деле, уберечь от всякого плохого дела и от диавольского соблазна; просим спасти нас и дать нам царство небесное. Эту молитву можно сказать так: Добрый Господи! Я встал со сна и хочу приниматься за свое дело, а сначала молюсь Тебе: помоги мне во всякое время и во всякой работе. Сохрани меня от беды и от греха. Спаси меня и приведи в царство небесное. Ты меня, Господи, создал, Ты даешь мне все хорошее, я на Тебя надеюсь и хвалю Тебя всегда.

Молитва вечерняя.

Господи, Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим,и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и СвятомуДуху ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Эта молитва читается вечером, пред сном. Мы в ней просим Господа простить нам все грехи, какие мы сделали за день. Просим дать нам спокойный сон и, послать нам Ангела хранителя, которого мы днем отгоняем от себя грехами. Всю молитву можно сказать так: Добрый Господи Боже наш! Прости мне все грехи, какие я сделал сегодня! Дай мне покойный сон и пошли ко мне ангела – хранителя - уберечь меня от всякой беды. Господи! Ты нас всегда бережешь, и мы Тебя величаем - Отца и Сына и Святого Духа теперь и всегда, и будем величать вечно.

Как нужно молиться утром и вечером

Господи благослови. Во имя Отца... Боже, милостив буди ми грешному. Господи Иисусе Христе... Слава Тебе, Боже Наш, Слава Тебе. Царю небесный... Святый Боже... (три раза). Слава Отцу... Пресвятая Троице... Господи помилуй (три раза). Слава Отцу... Отче наш... Богородице Дево... Молитва утренняя или вечерняя. Молитва угоднику Божию. Молитва за живых и за умерших. Ангелу-Хранителю (вечером). Достойно есть.

Символ Веры

Мы - православные христиане, потому что наша вера правильная или православная, - христианская. О нашей вере говорится в Символе вере.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, Единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек,и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писанием. И восшедшаго на небеса,и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Краткое содержание.

Мы веруем в одного Бога Отца, Он сотворил весь мир. Веруем в Господа Иисуса Христа. Бог - Сын родился без тела от Бога Отца и вместе с Богом Отцом сотворил весь мир. Телом Иисус Христос родился на земле от Девы Марии, чтобы спасти людей. Люди Христа распяли. Он умер и Его похоронили. В третий день воскрес. Вознесся на небо. Христос опять придет судит ь живых и мертвых. Мы веруем в Духа Святого и почитаем Его, как Бога Отца и Бога Сына. На всем свете одна Христова Церковь. Крестят христиан только один раз в жизни. Я жду, что все мертвые воскреснут и будут жить вечно.

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава
во веки. Аминь.

Мы называем эту молитву «Молитвой Господней», потому что ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии рассказано, что слухи о том, как Иисус Христос исцеляет больных и учит людей, разошлись по всей стране. Толпы собирались слушать Его. Однажды Иисус Христос поднялся на склон горы и оттуда стал говорить, так чтобы все слышали Его. Устав проповедовать, Иисус Христос отошел в пустынное место и там стал молиться. Когда Он закончил, ученики попросили Его: «Господи, научи нас молиться!» В ответ на эту просьбу

Господь сказал: «Молитесь так...» и научил их молитве «Отче наш...» - Евангелие от Матфея

6 глава 9-13 стихи.

Начались работы внутри здания церкви

Закончились реставрационные работы фасада церкви. Часы на колокольне бьют колоколами два раза в день, в 10 и 18 часов. Красивое белоснежное здание завораживает своей красотой и монументальностью.

Несколько дней назад начались реставрационные работы внутри церкви.

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:» ) - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Аллилуиа» (Трижды) - Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое . Пресвятая Троице… Отче наш…» - читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .