Жизнь с богом. Как жить в мире с Богом и оставаться самим собой

Главная трудность вопроса, поставленного в конце предыдущей главы, связана с тем, что слово «элогим», переведенное в русском тексте как «Бог», имеет еще значение «ангел» или «духовное существо». Поэтому относительно личности боровшегося с Иаковом издавна существовал достаточно широкий спектр мнений. По свидетельству митрополита Филарета (Дроздова), среди древнеиудейских толкователей было распространено мнение, будто с Иаковом боролся ангел-хранитель Исава или даже злой дух – призрак Исава (27, с. 65). В противовес этому раннехристианские богословы видели в боровшемся или Ангела (Ориген, Августин), или Сына Божия. Последнее мнение, высказанное большинством православных экзегетов (Иоанн Златоуст, Феодорит, Иустин, Климент Александрийский , Афанасий, Иларий и др.), можно считать общепризнанным в православной Церкви. Высказывались и другие точки зрения, в частности у Оригена есть ссылка на древнего писателя, видевшего в сопернике Иакова Ангела Уриила, «который с Ангелом Исраилем вошедшим в Иакова препирался, дабы самому соединиться с лицем сего патриарха» (27, с. 66), а известный фольклорист Д. Фрэзер доказывал, что Библия описывает встречу Иакова с водяным, или духом реки (28, с.297–305). Впрочем, подобные частные мнения не получили широкого хождения, так что мы можем без большого ущерба ограничить наше изыскание только двумя из приведенных взглядов, отражающих принципиально противоположные позиции: с Иаковом боролся либо Бог (непосредственно или посредством Ангела), либо враждебный дух (ангел Исава).

Господство в иудейской богословской традиции второго взгляда имеет под собой, безусловно, очень глубокие причины, коренящиеся в особенностях иудейского монотеизма. В отличие от метафизического безличностного монотеизма неоплатоников или Веданты, Библия утверждает личного и конкретного Бога, но в силу Его всемогущества и запредельности (трансцендентности) «ни подлинная взаимность, ни встреча лицом к лицу этой страшной Божественной монады и смиренной твари невозможны... Он проявляет Себя только своей властью, и само имя Его непроизносимо. Он окружает Себя неприступным светом, и человек не может увидеть Его и остаться живым» (14, с. 202). Вернее, встречи с Богом бывают, и случаев таких немало (; ; ), но каждый раз они фиксируются как исключение. Каждый раз повторяется одна и та же фраза, впервые произнесенная Иаковом: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (). Нечто инородное врывается в ветхозаветные отношения человека и Бога, и доктрина иудейского монотеизма сотрясается от такой встречи, рискуя дать трещину. Каждая такая встреча надрывает завесу, отделяющую Святая Святых, ту завесу, что раздралась окончательно, когда дело воссоединения человека с Богом «совершилось» (; ).

Но если даже смиренное созерцание Бога в Его величии, в Его «святая святых» невыносимо для ветхозаветной веры, то что сказать о состязании с Богом? Здесь наступает предел, здесь «для иудеев соблазн», как впрочем, если быть честными, – и для христиан тоже. Еще и еще раз можно подивиться этому великому в своей вере народу, переписывавшему из века в век слова, против которых восставали и разум, и сердце! Сопротивлялись, перетолковывали на свой лад, но не притронулись к букве.

Развернутую защиту версии о враждебном Иакову духе мы находим у Д. Щедровицкого, хорошо знакомого с иудейской экзегетической традицией (30, с.242–259). Против отождествления боровшегося с Богом приводятся следующие доводы:

Слова Иакова «я видел Бога лицем к лицу» трактуются следующим образом: я (Иаков) постоянно предстоял в моей прежней жизни лицу Божию, т.е. ходил пред Ним непорочно, и поэтому помог мне совершить сверхъестественное – одолеть ангела. Сам ангел Исава признает эту победу: «ты с духами боролся, и человека одолевать будешь», но Иаков требует сверх того признать его права на первородство, на благословение отца и на Святую землю. Именно так понимаются слова Иакова: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Любопытно, что о повреждении бедра Иакова в приведенной аргументации не говорится ни слова. Таким образом комментатор снимает с себя неприятную необходимость обсуждать противоречивый характер борьбы. Победа Иакова считается полной и неоспоримой. При этом само единоборство понимается в чисто духовном смысле, а значение имени Израиль толкуется как «воин Божий».

Сильной стороной приведенной версии является ее хорошая вписанность в контекст, а также ясная и убедительная позиция по вопросу о смысле борьбы. Борьба происходит на границе, разделяющей Халдейскую и Ханаанскую земли. Иаков готовится перейти реку и вступить во владение землей своего рождения на правах первородства. Исав, уже обещавший ранее убить брата (), направляется к нему навстречу с войском в четыреста человек. В этой сгущающейся атмосфере вражды ночную борьбу Иакова естественно рассматривать как некий прообраз или прелюдию, или, наконец, переживание Иаковом предстоящей схватки со своим братом. Дополнительным подтверждением версии может служить эпизод начала главы, повествующий о появлении на пути Иакова Ангелов, при виде которых Иаков произносит слово «Маханаим», что означает сугубое ополчение, или два полка. Раввин Ярхи высказывал предположение, что один сонм – это Ангелы-хранители земли Халдейской, сопровождавшие Иакова до пределов Ханаана, а другой сонм – Ангелы-хранители земли Ханаанской, принимавшие Иакова от первых на «хранение» (17).

Складывается картина вполне правдоподобная как с конкретно-исторической (пшат), так и с психологической (ремез) точек зрения. При этом легко нащупывается и третий смысловой пласт (друш), символический или пророческий, относящийся к прозрению духовных реалий, стоящих за повествованием. Вот как его излагает Щедровицкий:

«И остался Иаков один»... Человек остается наедине с самим собою: так с кем же может он бороться в этом состоянии, как не с собою самим? Мы помним, что Исав есть человек внешний, человек плотский, Иаков же – человек духовный. И в каждом из нас есть «Исав» – человек опасный, мстительный, себялюбивый и агрессивный; и есть «Иаков», человек мирный, «живущий в шатрах», внимающий слову Божьему. И как же «Иакову» одолеть в этой борьбе? Прежде всего, ему нужно побороть «ангела-покровителя Исава», т.е. то внутреннее оправдание образа жизни «Исава», из которого «Исав» черпает силы. «Исава» необходимо одолеть духовно – и тогда уже водворится в человеке мир между «Иаковом» и «Исавом»...

После победы Иакова над ангелом братья встречаются и расстаются мирно: они больше не мешают друг другу – каждый делает свое. Ибо на земле достаточно места и для Иакова, и для Исава. И то, что собирался совершить Исав – противостать Иакову, убить его, истребить или пленить его детей и жен, – имело духовную причину. Не за землю шел спор, но за первородство, за избрание и за благословение. Намечалась одна из первых религиозных войн – война между Иаковом и Исавом, ибо оба претендовали на первородство. Как мы помним, первое убийство на земле также было совершено по религиозным мотивам. Но, победив «Исава» в самом себе, победив его ангела, Иаков одержал вслед за тем и внешнюю победу; ибо тот, кто одолел ангелов, тот одолеет и людей. Тот, кто одерживает победу духовную, тот побеждает и на уровне внешнем. Итак, все, что описано здесь, происходит и внутри человека и является для нас великим наставлением.

И когда встречает Иаков Исава, то встреча эта выглядит совсем иначе, чем он ожидал: вдруг чудесным образом исчезают его страхи и опасения. И встречаются не двое врагов, но двое братьев...

Иаков вывел своих детей и жен навстречу Исаву:

«А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» ()

Вся сила злобы Исава исчезла, потому что перед этим был побежден ангел, поддерживавший его. Ангел был вынужден благословить Иакова, а вследствие этого и вслед за этим благословляет Иакова и сам Исав. Тот внешний, физический, плотский человек, который в нас пытается бороться с духовным началом, не представляет никакой опасности, если «ангел» его в нас уже побежден. Тогда плотский человек не противится больше духовному, а просто выполняет свою роль, делает свое дело, ибо плоть и ее животные силы необходимы для земной жизни. Но горе нам, если этот Исав претендует на первородство, – первородство должно принадлежать Иакову, т.е. человеческому духу» (30, с.250).

Что же могут противопоставить этой версии представители святоотеческого традиционного толкования? В сущности, все вышеприведенное построение разбивается вдребезги одним-единственным аргументом: Иаков сам дважды недвусмысленно заявляет о том, что признает в боровшемся Бога: один раз – испрашивая благословение, другой – утверждая, что «видел Бога». Для Филарета, к примеру, сила этого довода столь очевидна, что он даже не воспринимает серьезно возможность отождествления боровшегося лица со злым духом, роняя, как бы мимоходом, по поводу этой версии всего одну фразу: «нелепость, которая без труда обличается из наименований противоборца, и прошения от него благословения» (27, с.65). Действительно, само обращение «благослови», столь часто встречающееся в Библии , вполне однозначно свидетельствует как в этом, так и в других местах о признании за благословляющим некоего духовного превосходства или способности сообщения неких даров, так что испрашивание Иаковом благословения у побежденного им врага, символизирующего к тому же низшие силы души, иначе как нелепостью не назовешь, даже если подменять слово «благослови» выражением «признай за мной право».

Столь же неудачна предпринятая Щедровицким попытка перетолкования фразы «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» в смысле «я раньше когда-то видел Бога, а вот теперь поэтому сохранилась моя душа». Мысль, прозвучавшая в стихе 32:20, встречается, как уже отмечалось, в Ветхом Завете неоднократно, и всегда после действительной встречи с Богом. Это своего рода устойчивое словосочетание, и попытка разорвать две его части грешит явной тенденциозностью, если не намерением исказить текст.

Так, на горе Синай семьдесят старейшин во главе с Моисеем видели Бога. «И видели Бога Израилева... И Он не простер руки Своей на избранных сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили» (). Сходная реакция от встречи с Богом у Гедеона: «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» (). Описание явления Ангела родителям Самсона содержит целый ряд мест, буквально совпадающих с изображением богоборчества патриарха: «И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя...», «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя?... Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?», «Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» (). А спустя пять веков пророк Исайя восклицает после видения Господа в храме: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ().

Итак, видим везде в Библии , что обычная реакция человека на встречу с Богом или Его Ангелом – что в данном случае одно и то же – это ожидание смерти, почему и возникновение сходной реакции у Иакова подтверждает факт богообщения.

Другим серьезным упущением «иудейской» версии Щедровицкого является положение о том, что борьба совершалась исключительно в духе, «в видении», как пишет Щедровицкий. Здесь автор попадает в тупик. Он не может признать физический аспект борьбы, ведь «ангел необычайно могущественен» и одолеть его Иаков не смог бы, если борьба велась всерьез. Но тогда приходится удалить из повествования упоминание о касании бедра Иакова, т.е. существенно урезать текст. То, что касание бедра было действием физическим, сомнению не подлежит. Этой подробности в тексте уделяется достаточно большое внимание, и подчеркивается, что хромота Иакова сохранилась после прекращения видения: «И взошло солнце,... и хромал он на бедро свое». Блаженный Феодорит Кирский считает даже, что прикосновение это было совершено промыслительно, именно для того, чтобы кто-либо (например, Щедровицкий) не подумал, будто борьба велась внутри самого Иакова. «Что касается до того, что после пробуждения Патриарха стегно его оставалось в оцепенении и он хромал, то сие допущено было с той целью, чтобы он видения не принял за мечту, и тверже уверился в истине сна» (25, с. 114). Замечательно, что Феодорит, считая видение сном, настаивает на том, что сон этот был не отражением внутренней жизни Иакова («мечта»), а реальным посещением Иакова Богом: «Из всего этого видно, что и теперь являлся Иакову Единородный Сын Божий и Бог» (там же).

Наконец, возможность схватки Иакова с ангелом Исава исключается тем обстоятельством, что на подступах к Иавоку Иакова окружил сонм Ангелов Господних. Он должен был воспрепятствовать нападению на Иакова враждебных духовных сил или, по крайней мере, участвовать в борьбе на стороне патриарха. Но в Библии отчетливо сказано, что Иаков «остался один».

Не составляет труда отвести и те доводы, которые, по мнению Щедровицкого, не позволяют видеть в боровшемся Бога:

1. Борьба не противоречит всесилию Бога, если принять в расчет, что Он мог поддаваться Иакову. Тогда становится ясным и то, как одолеваемый соперник смог одним прикосновением нанести увечье Иакову. «А дабы Патриарх не возгордился победой над Богом, то Господь прикосновением к его стегну показал, что победа уступлена ему добровольно», – пишет Феодорит.

Весь эпизод борьбы приобретает дополнительную реалистическую рельефность, если допустить, что прикосновение к бедру Иакова, помимо всегда целестремительного действия Промысла, заключало в себе еще и непреднамеренное движение Живого Бога. Так взрослый, делающий вид, что борется с ребенком, и заметив, что ребенок начитает одолевать его, применяет чуть больше энергии, но по несоразмеримости сил не рассчитывает точно – и ребенку делает больно.

Что касается бессилия Бога освободиться от Иакова и просьбы отпустить Его, то некоторый свет на это может пролить упомянутое уже изречение Осии: «Он боролся с Ангелом – и превозмог, плакал и умолял Его» (). Здесь мы опять прикасаемся к некоей тайне, связанной с Бого-человеческими отношениями. Как Иаков, одолев Бога, принимается плакать и умолять Его, так равно и Бог, одолев Иакова одним касанием, умоляет его отпустить. А может быть, как раз своим плачем и мольбами одолевает Бога Иаков? Опять хочется прибегнуть к сравнению. Ссорятся двое любимых. Она не хочет выпускать его из дома, но он легко высвобождается от нее. Тогда она говорит, что умрет без него. И он остается. Кто победил, кто оказался сильнее? Так и в вопросе о всесилии Божьем надо быть осторожным. Физически сильнее, наверное, «он», и Бог, бесспорно, всемогущ. Но одолевает жена, и одолевает Иаков. Здесь переплетаются два совсем разных уровня отношений и сталкиваются две разноприродные силы. Ведется двойная борьба – одна явно, другая подспудно, – и потому так трудно понять, кто же побеждает. А может быть, трудность эта усугубляется еще и тем, что в подспудной борьбе побеждает тот, кто оказывается слабее? Как знать, только кажется, что именно в этом присутствии двух разных уровней отношений кроется разгадка тайны богоборчества Иакова.

2. Испрашивание Богом имени у Иакова не означает, что Богу оно неведомо. Делаться это могло для того, чтобы Иаков через произнесение своего имени вслух глубже осознал смысл, вкладываемый в его изменение. В этом случае мы также имеем множество параллельных мест Библии , не увидеть которые можно только при большом желании. Бог часто принимает на Себя вид несведущего и задает вопросы человеку для того, чтобы самим вопросом возбудить в человеке внимание к тому, о чем он задается ( и др.).

3. Повторное наречение имени никак не отрицает истинности факта первого наречения, как многократно повторяемое в одних и тех же выражениях благословение Аврааму или Иакову не уничтожает каждый раз предыдущее.

Подтверждением того, что боролся с Иаковом Сам Вседержитель, служит и свидетельство Моисея о том, какое значение придали этому событию потомки патриарха (). Обычай не есть жилы у бедра в воспоминание той борьбы говорит о священном почтении к Прикоснувшемуся – почесть, едва ли возможная в отношении ангела-хранителя Исава.

Сказанного, думается, достаточно, чтобы сделать выбор. Если мы хотим следовать тексту Библии, держась за него как за путеводную нить, а не отталкиваясь от его фрагментов как от трамплина для богословского творчества, остается признать, что на берегу Иавока произошло состязание Иакова с Богом, в честь которого Иаков получает имя Израиль, означающее «богоборец». Насчет значения имени тоже есть несколько версий. Щедровицкий, верный своей концепции, переводит имя Израиль как «воин Божий», указывая при этом, что в имени содержатся и другие смысловые оттенки: «видевший Бога», «хвалящий Бога», «князь Божий» и «праведник Божий» (30, с. 251). Многозначность библейских имен – явление известное, и представленная галерея значений, безусловно, интересна, огорчительно только, что соображения комментатора опять никак не соотносятся с текстуальными особенностями Библии. Сообщая имена главных действующих лиц книги Бытия, бытописатель зачастую объясняет их происхождение либо от себя (), либо устами того, кто дает имя (). Таким именно образом до нас дошло значение имен: Ева, Каин, Сиф, Измаил, Исав, Иаков и др., и там, где такая расшифровка дается самим текстом, незачем, казалось бы, еще что-то придумывать. «Имя тебе... Израиль, ибо ты с Богом боролся», – так Сам Нарекающий объясняет значение имени. Израиль – значит «Богоборец». Так воспринимали значение имени и Святые Отцы. Есть, правда, еще одно толкование, согласно которому Израиль – значит «видевший Бога». Его придерживался, в частности, Иоанн Златоуст (9, с.629). Это второе значение имеет также обоснование в тексте Библии, хотя и не такое прямое: «я видел Бога лицем к лицу», – говорит нарекаемый. Это значение глубоко символично тем, что связывает имя Израиль с другим именем – Измаил, отличающимся от него одной буквой и совершенно сходным в образовании. И-см-Эль и И-ср-Эль образованы соответственно от глаголов «слышать» и «видеть» – Бога. В этой перекличке имен, возможно, заключено откровение о двух родах почитателей Единого Бога – тех, кто только слышал Его, и тех, кто удостоился Его лицезреть. И в этом один из ключей к решению нашего главного вопроса: Зачем Бог боролся с Иаковом?

«Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои» .

Пророк словно говорит: «Жизнь моя полна обмана, злобы, гордыни - как бесовской, так и человеческой, - противоречащей Богу. Но, несмотря на все это, я не становлюсь соучастником лжи, которая окружает меня. Я не возражаю, не спорю, не ропщу и не спрашиваю себя, за что в мою жизнь пришло это зло, и почему именно со мной должны происходить все эти вещи». Пророк будто безразличен ко всему вокруг. Он похож на человека, который ничего не слышит, никого не слушает и ни на что не обращает внимания. Он говорит только одно: «Я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои». То есть все мое существо направлено на то, чтобы постигать и узнавать Божии заповеди. Это - моя работа, мой труд, и никто не властен отнять его у меня - ни гордые демоны, ни гордые люди.

«Отвердело, как (сгустившееся) молоко, сердце их, а я закону Твоему поучался».

«Сердца людей, противящихся Богу, подобны молоку, которое загустело. Это происходит и с сердцем гордого человека, упорствующего во лжи. Но вопреки всему я не перестал изучать Твой Закон». Такими людьми были святые, и это является одним из самых удивительных их качеств - что бы ни случилось, идти к своей цели, уповая лишь на Начальника Жизни, Основателя веры нашей Иисуса Христа.

Ничто другое не отвлекало их внимания. Так, человек, который внимательно ведет машину, не слышит, что говорят вокруг. Рядом с ним можно даже кричать - он все равно не реагирует, потому что внимательно смотрит на дорогу. Если же он начнет отвлекаться, будет постоянно оглядываться вокруг или оборачиваться назад, то авария неизбежна, произойдет несчастный случай. Или он собьет кого то, или в него врежутся. Водитель внимательно смотрит на дорогу, потому что это - его дорога. Точно так же поступали и святые, которые ни в великой скорби, ни в великой радости не переставали идти к своей цели. Ничто не могло отвлечь их, потому что ум, сердце, зрение и внимание у них были сосредоточены на Слове Божием и пребывали в постоянной связи именно с Богом, а не с кем-то (или чем-то) еще.

Очень часто можно увидеть, как с людьми, которые начинают вести духовную жизнь или даже уже пребывают в подвиге, происходит следующее. Появляются искушения, которые всеми способами отвлекают их внимание. Возникают сотни неотложных дел, и все идет успешно, открывается масса перспектив; так жизнь затягивает человека под множеством благовидных (на первый взгляд) предлогов, но задача у дьявола здесь лишь одна: похитить сердце человека и, сосредоточив его внимание на другом, лишить истинной цели. Если попытка дьявола оказывается успешной, то и сам человек погибает, и дело, которым он занимался, исчезает бесследно. Причина - в том, что мы начинаем уходить с маршрута, и таким образом теряем дорогу. Потому и говорит пророк: «Оставил все я и посвятил себя изучению Закона Твоего».

«Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим».

«Полезно, благотворно и весьма хорошо для меня, что Ты смирил меня», - говорит пророк. И когда мы говорим: «Ты смирил меня», - это означает, что Бог не просто научил нас смирению, а научил ему нас через скорби, потому что мы, люди, не в состоянии смириться другим способом. К сожалению, наша природа такова, что для того, чтобы смириться, нам нужно пройти буквально через мельничные жернова. Тяжкие испытания могут лишать человека последних сил, сокрушать его, уничтожать - но вдруг, посреди этой боли, в глубине сердца мы чувствуем, как появляется утешение от Господа, и наступает момент, когда человек действительно может сказать Богу: «Хорошо, что Ты смирил меня, чтобы я научился следовать Твоим заповедям. Благотворно и спасительно для меня то, что ты смирил меня, крепко схватил и ударил о землю, и сломил меня. Это спасительно, потому что именно так я научился Твоим заповедям».

Бог делает все это с великой любовью, подобно тому, как поступает иногда любящая мать, когда ее ребенок внезапно теряет сознание или впадает в забытье. Она дает ему пощечину - чтобы он очнулся. Не злоба движет ею. И хотя почти наверняка дитя почувствует в этот момент боль, ему нужна эта пощечина - для того, чтобы проснуться. Бог поступает так же. По Своей любви и милости Он посылает нам не скорби, а возможность через испытания, приходящие к нам по грехам нашим, почувствовать эту Божественную сладость, познав которую, мы начинаем благодарить Бога и за нее, и за все пройденные скорби - несмотря на боль.

Однажды я пришел к - он лежал больной. Я пришел к нему, сел и подумал: «Эх, вот старец болеет - столько людей приезжают к нему, чтобы повидаться с ним, а он не может их принять. Не лучше бы было, если бы он был здоров и мог помогать людям?» Я сказал старцу:

Геронда, ты снова болен…

А он ответил мне:

Послушай, эта болезнь принесла мне гораздо больше пользы, чем здоровье!

И это действительно было так, ибо старец Паисий знал, что такое блаженное терпение с упованием на Бога - а именно через терпение приходит и сладостное Божественное утешение. Вот что важно. Через горькие испытания Бог посылает нам сладость Своего присутствия, чтобы человек сказал: «Хорошо, что Бог смирил меня». Эти слова благодарности идут из глубины сердца, и таким образом мы поучаемся Его заповедям (то есть законам, по которым действует Бог), постигаем тайну Благодати и Божественной Энергии, а все это - целое искусство жизни с Богом.

«Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра».

Открывая перед Богом свое сердце, пророк Давид говорит Ему: «Слова Твои для меня прекраснее и желаннее, чем тысячи слитков золота и серебра». Все в этом мире - ничто по сравнению с Божественным величием. Когда Божественный свет освещает мир, все прочие светила угасают. И когда человек почувствует в себе эту великую связь с Богом, все остальное вокруг превращается для него в мусор (как говорит апостол Павел). В сравнении с Божественной Любовью прочее теряет всю свою ценность, превращаясь в ничто, - особенно если речь идет о бездушных, материальных вещах. Они становятся тяжким бременем. Божественный закон именно потому, что исходит из Уст Самого Бога, «лучше для меня тысяч золота и серебра».

«Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня, и научусь заповедям Твоим».

Читая эти слова, мы сразу же вспоминаем о том, что человек - не случайное существо, а Сам Бог создал его Своими руками. У Бога нет рук, но эта фраза напоминает нам о Божественном внимании, Божественной заботе по отношению к человеку и особой связи Бога и человека. Именно поэтому пророк Давид говорит нам: «Как старательно, мудро и с какой нежностью Ты сотворил меня и дал мне ум для того, чтобы я научился Твоим заповедям!»

Многие не церковные люди думают, что человек, придя в Церковь, перестает следить за собой, становится безразличным к себе и своему телу. На самом деле это совсем не так. Завтра мы празднуем Вознесение Господне. Что означает этот великий Господский праздник? Вознесение - это продолжение Воскресения. Христос возносится и садится одесную Бога Отца - уже не как Бог, а как Богочеловек. Что Он возносит с Собой? Человеческую природу, наше тело. Таким образом, тело, которое сегодня есть у нас, - уже нетленное и обновленное, потому что Христос взял его с Собой и в нем сел одесную Бога Отца, чтобы явить человека во славе - и не только его душу, но и тело, то есть всего человека целиком. Поэтому наше тело свято. Оно освящено и драгоценно, поскольку отображает собой Божественную мудрость.

Когда человек соединяется с Богом, у него возникает и более правильная связь с самим собой. Мы уже по-другому ощущаем себя, наша связь с собой, с собственным телом уже освящена, потому что мы знаем, что Бог Своими руками создал нас, сотворил, изваял и оформил. Я не могу не следить за своим внешним видом, потому что все мое существо - это Божий храм и дом Святого Духа. Мы понимаем это, когда видим мощи святых, которым покланяемся, их иконы, места, которые они освятили своей земной жизнью, ибо они - храм Бога, храм Духа Святого. Следовательно, в Церкви прославляется человек, человеческое тело и душа. Мы не только не презираем наше тело и не пренебрегаем им - но ясно видим славу человека и прославление человеческого тела в Боге.

«Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал».

Все люди, которые любят Тебя и боятся Тебя (то есть боятся отпасть от Твоей любви, к которой единственно стремятся; это не тот страх, который является естественным для любого человека), будут радоваться при виде меня, потому что видят - «я на слова Твои уповал». Вспомним, каким был тот или иной человек до своего прихода в Церковь - каким неведением он был объят, в каком мраке пребывал, и даже лицо его было мрачно. Каждое движение его, делавшееся без Божественного присутствия, было наполнено плотскими страстями. Посмотрим на этого же человека после того, как он пришел в Церковь и начал жить в подвиге, соблюдая Слово Божие. Мы видим, что на него снизошла Божия благодать, и радуемся, говоря: «Смотрите, что делает Бог! Как преобразился этот человек! Каким он был - и каким стал!»

Мы видим, что внутри человека что-то произошло, что в него вошла другая энергия, которая преобразила его. Он преобразился, изменился, и теперь на него с радостью смотрят те, кто любит Бога. Этот пример показывает нам, что Бог спасает человека, совершает его спасение. Все это происходит, потому что, как говорит пророк Давид, «я на слова Твои уповал». Потому что я надеялся и надеюсь на Твои слова. Я не презрел их, не отбросил от себя, а надеялся на то, что Ты - Бог, Вседержитель, Верный Своим словам - помилуешь и меня, не по моим делам, но по Своей Любви.

«Я уразумел, Господи, что суды Твои - правда, и (что) Ты справедливо смирил меня».

«Я уразумел всем своим существом - не просто понял, а действительно убедился в этом (уразумел-то есть почувствовал каждой клеточкой моего тела, осознал до глубины души) - что Слово Твое истинно и решения Твои справедливы». Говоря о справедливости, пророк подразумевает не человеческую справедливость, а объяснение той благодати, через которую Бог удостаивает нас Святого Духа. То, что Ты смирил меня и провел через огненную печь испытаний, но при этом был со мной и не оставил меня, говорит о действенности, справедливости этого испытания и о Твоей огромной любви ко мне. Я мог сгореть в этой печи, но Твоя рука укрепляла меня. Я прошел через это, но Ты всегда был со мной.

«Да будет милость Твоя в утешение мне, по слову Твоему рабу Твоему!»

«Пошли мне Свою милость, чтобы она утешала меня, Твоего раба, по Слову Твоему». Пророк Давид молит Бога о том, чтобы Его Слово, сила, мудрость, присутствие и энергия стали тем сладостным утешением, которое так нужно человеку на его жизненном пути.

«Да сойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой - поучение для меня. Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконие совершали по отношению ко мне, а я буду размышлять о заповедях Твоих. Да обратят меня боящиеся Тебя и ведающие откровения Твои».

Здесь пророк открывает нам тайну духовного исцеления. Когда мы находимся в заблуждении (то есть ищем Бога, но далеки от Него), люди, которые могут вернуть нас на путь истинный, - это те, кто любит Бога. Именно они могут помочь нам. Это опыт, подтверждаемый веками. В Патерике говорится: «Если хочешь научиться благоговению, пойди и сядь рядом с благоговейными: их благоговение научит тебя». Опыт от людей, которые обладают этим опытом от Самого Бога, - только он может помочь нам, укрепить нас, увести с ложного пути и вернуть на путь, ведущий к Нему, потому что такие люди через опыт познают Божественное Откровение и получают подтверждение своей вере от Самого Бога.

«Да будет сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, да не постыжусь! Истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего; на слова Твои я уповал. Истаевают очи мои (ожидая) спасения Твоего: когда утешишь меня?»

Какие прекрасные слова! Они показывают непрестанную молитву человека, его бдение, трезвение, бодрствование. Когда мы очень ждем кого то, то постоянно смотрим в ту сторону, откуда должен прийти этот человек. Мы не можем дождаться, наши глаза утомлены от постоянного взгляда вдаль, мы дрожим, желая увидеть того, кого ждем. Так и человек, ожидающий с великим терпением, пока Бог войдет в него и вселится в его сердце, говорит Ему: «Когда утешишь меня? Когда уверишь меня в том, что Ты - во мне?»

Вы спросите: «Неужели нам нужно ждать этого всю жизнь?» Но дивно то, что в самом этом ожидании, в самих размышлениях о том, когда же Бог вселится в нас, в настойчивом призыве Бога - и заключается тайна Божественного присутствия. В какой-то момент ты вдруг понимаешь, что Бог - в тебе, что Он пришел и вселился в тебя, пока ты ждал Его и вопрошал: «Когда Ты придешь?» Внезапно Бог скажет тебе: «Я здесь». Ты увидишь действие Бога в своей жизни, но до этого тебе предстоит пережить тревогу и беспокойство, вопрошая в ожидании: «Когда же ты придешь, когда утешишь меня, когда подашь мне знак Своего присутствия?»

В другом стихе пророк Давид говорит: «И ты, Господи, доколе?» То есть, «До какого времени мне еще ждать, чтобы Ты явил мне свое присутствие?» Пока ты ждешь Его, Он уже здесь. Он - Тот, Кто побуждает тебя к ожиданию, потому что, когда ты с усердием ждешь, твое сердце раскрывается. Твоя душа становится открытой, и внутри тебя освобождается все больше места для Бога. Ты стремишься к Нему все сильнее - подобно плоду, который, возрастая, становится все больше по размеру как снаружи, так и внутри. Так и человек, ожидающий Бога: пока он ждет Его, Бог уже присутствует в нем, и благодаря Ему появляются все эти чувства.

Говорит: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Апостол как будто вопрошает перед этим: «Авва (т. е. Отче), где ты, Боже, когда придешь? Как мне найти Тебя?» Вспомним невесту в «Песне песней», которая, желая найти своего Жениха, бегает и ищет Его; Он, пребывая в ее сердце, тем самым заставляет ее искать Его. Это та «игра», в которою Бог «играет» с нашей душой - с того самого момента, как мы появились на свете и стали задаваться вопросами о Боге. Он присутствует в нас, Он совершает наше спасение и тревогой рождает в нас стремление найти Его, устремляя нашу душу на поиск. Наше стремление к Богу не возникает само по себе, а является действием Бога. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6: 44) и «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

Господь вдохновляет нашу душу на стремление к Нему, порождая в ней жажду Бога, жажду Божьего присутствия. Он побуждает нас броситься на Его поиски и найти Его. Но пока мы бегаем и ищем, Он пребывает в нас, подталкивая нас к этому. Он скрывается от нас, чтобы мы еще сильнее захотели увидеть Его, чтобы мы в еще большей степени познали Его любовь и тем самым приобрели бы еще больше.

Когда тренер по борьбе работает с учеником, то во время тренировок он использует множество хитростей и приемов, чтобы спортсмен становился ловчее и выносливее. Так и Бог скрывается от человека, но где? В самом человеке. Бог скрывается внутри нас, и мы бегаем, стараемся, ищем, беспокоимся и взываем к Нему: «Когда же Ты придешь утешить меня?» Но Он - внутри нас, и именно Он заставляет нас искать Его с такой тревогой. И когда человек доходит до предела, он встречает Бога - в самом себе. И тогда приходит покой и утешение от Бога через Его присутствие. Потому далее и говорится в псалме:

«Сколько остается дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд (избавив) от гонителей моих?»

«Сколько у меня дней? Вся моя жизнь - борьба, и я не знаю, сколько еще мне осталось и когда я увижу Тебя и когда Ты справедливо наградишь меня перед моими гонителями - грехами и . Ведь все эти гонители и беззаконники суть мои собственные страсти, грехи, фантазии, помыслы - от бесов и людей.

Греховные дела подобны витрине магазина: с виду они блестят и сверкают. Но душа человека не знает покоя во грехе. Каким бы привлекательным и прекрасным снаружи ни казался грех, как бы он ни влек нас к себе - так, что иногда мы и согрешаем, - мы не находим здесь покоя, потому что в такой жизни нет ничего, что хотя бы немного было похоже на Слово Божие, дающее истинный и вечный покой человеческой душе. Ничто земное не дает человеку ощущения вечности. Житейское, каким бы прекрасным оно ни казалось, - всегда эфемерно, временно, и не только не безгранично, а напротив: оно ограничивает человека и душит его.

Итак, что мы видим во всех этих стихах?

Мы видим, что человек находит полноту жизни только вместе с Богом. Пророк Давид и другие святые показывают нам единственный способ, когда человек может достичь полноты бытия. Все прочее ограничивает, душит и обкрадывает нас. Если перед нами поставить блюдо со свежими прекрасными фруктами, а рядом положить пучок сухой травы, нам даже в голову не придет сравнить сладкий и сочный плод с безвкусным сухим сеном, лишенным каких-либо соков. При этом сухая трава покрывает собою целые горы, ее очень много. Но как часто маленькая чашка воды оказывается гораздо важнее для человека, чем покрытая сухой травой гора!

Мы получаем от Бога возможность ощутить полноту бытия еще в этом мире - когда Он становится самой мощной опорой в нашей жизни.

… Потом уже припомнила: да ведь я встречала их обоих в храме. Нечасто встречала. Но лица запомнились. А тогда - в редакцию вошел смутно знакомый человек и сказал: «Это я вам звонил. Моя жена пишет очень хорошие стихи… » Ну кто же хоть когда-то не писал стихов?… И уж конечно, для близких они - верх совершенства…

А Борис Михайлович Зубов продолжал говорить о том, что жена его очень светлый, чудный человек, хранительница большой семьи - у них с Ольгой пятеро детей. Награждена медалью святых Петра и Февронии…

Последние слова и решили все. Надо встретиться с Ольгой. Да и стихи, оставленные мне Борисом, понравились. Не профессиональные, да. Но написанные с живым сердечным чувством:

Поет душа, ликует и трепещет,
Из церкви не идешь, а мчишься!
И благодать, захлестывая, плещет,
Когда со страхом Божьим причастишься.

О, как прекрасно и светло мгновенье!
Его мне хочется надолго удержать.
Со мною Бог и крестное знамение,
Я от греха хочу долой бежать!

Как жаль, надолго не хватает
Святых мгновений и минут,
И благодать, как дымка, тает,
Ее греховный гонит кнут…

«Они просто хотели жить!»

Ольга начала с самого сокровенного:

Как-то после очередной исповеди пришла из храма. В грехе аборта я давно покаялась, а ведь говорят: если не повторяешь грех, то и не нужно в нем больше каяться. И в этот раз на исповеди батюшке я ничего об этом своем грехе не сказала. А отец Сергий Гусельников сам спросил: «О убиенных младенцах молишься?» Эти его слова меня как током пронзили. Пришла домой, слезы текут, боль в душе… И как будто само из меня льется стихотворение о нерожденных детях:

Они не скажут плохого слова,
И хорошего тоже не скажут.
Нет у них ни семьи, ни крова,
Страх и боль они не покажут.

Они просто хотели жить,
Играть, плакать, любить и смеяться.
Мы решили, что им не быть,
И без них нам есть чем заняться.

И отвергнут от Бога дар,
Мы прервали святую нить!
Пусть пылает раскаянья жар:
Они просто хотели жить!

И не узнать уже никогда,
Какими бы эти дети были.
Лишь будет душу жечь всегда,
Что мы когда-то их убили!

После этого дня я молитву нашла и стала молиться. Хоть и стыдно было перед строгим батюшкой, но я так рада, что он мне это сказал. Там гораздо строже спросят… Ведь и 40 дней читала покаянный акафист, и на молебен Вифлеемским младенцам ходила. Но потом уже посчитала, что теперь уже всё, можно больше и не ходить на молебен, и не думать об этом. А теперь и ежедневно молюсь о своих нерожденных деточках.

И еще хочу сказать, - завершила эту историю Ольга, - о чем я в своей жизни жалею. Об одном жалею - что тех двоих не родила!

- Так вы бываете в Кирилло-Мефодиевском соборе?

Сегодня тоже была, причащалась…

Подзатыльник… во спасение

- Стихи давно начали писать?

Еще в школе писала, даже отправляла в «Пионерскую правду», там их печатали. Ну а потом уж стала писать только когда нахлынет, когда слова из сердца рвутся. Маме посвящение писала - плакала. Сейчас хочется больше писать о главном, о Боге…

Хоть и в советское время, а я ведь росла не без веры. Обе бабушки были верующими, у одной даже сестра в церкви работала. И я знала короткие молитовки, читала их время от времени про себя, но, конечно, не на должном уровне это было. Все приходит с годами. Как-то маму упрекнула: «Что же ты ничему не учила меня!» А она ответила: «Да я же сама-то стала в храм ходить, только когда на пенсию ушла!… »

Ну а у меня в 35 лет переворот в душе произошел. У нас были друзья - мы на одной лестничной площадке жили, дверь в дверь, и очень были дружны. И вот молодой человек - ему было всего 29 лет - разбился на машине. Мы с его женой Леной очень тяжело это пережили и стали после этого довольно часто ходить в храм.

Вспоминаю с ужасом случай из своего детства. Дело было на Пасху. Учительница целый урок говорила о том, что верят в Бога только невежественные старухи, что всё это мракобесие. И я прихожу домой, а на столе крашеные яйца, куличи. Встала я с гордым видом и давай мать поучать: «А ты знаешь, что всё это выдумки?… » И тут она мне такой подзатыльник отвесила! Зато я сразу замолчала. Ох и стыдно до сих пор…

В училище у меня по атеизму пятерка была. Не из-за того, что не верила, а просто - учила всё, чтобы не было плохих оценок. А ведь тоже, наверное, и за это отвечать придется.

Да, время было такое. Но если только на времена кивать, душу не спасешь. Мало ли какие времена еще впереди будут? Пока есть возможность, надо сейчас в храм ходить, молиться.

Я что-то знаю такое,
Чего не опишешь словами.
Оно лишь мое, родное,
Но я поделюсь этим с вами.

Сама поняла недавно
И стала такой счастливой,
Пусть выгляжу я забавно,
Возможно, кажусь наивной.

В душе изменилось что-то,
Сравнить можно с трепетной жилой.
Во мне поселился Кто-то
И греет с такою силой!

И куда бы меня ни носило,
Через чей ни ступила порог, -
Защищает меня эта сила,
И она называется - Бог!

Испытание

Родом я из Ивановской области. Родители ходили по Волге на пассажирских теплоходах «Советский Союз» и «Иван Сусанин». Папа был боцманом, мама проводницей.
И я с ними тоже была в плаваниях. Помню, в каких городах побывали, какая красота была за бортом, какие просторы. Мама удивляется: как ты можешь это помнить, тебе же всего три годика было!

- Ваши родители были речники?

И родители, и муж. И четверо детей окончили речной техникум. Правда, сейчас никто из них не плавает, получили и другое образование.

- А у вас образование сухопутное?

Медицинское. Не то чтобы это была мечта. Просто подружка позвала поступать в медучилище. Если, мол, и не станешь работать по специальности, все равно в жизни пригодится. Ну я и пошла. А на практике в роддоме мне так понравилось, и я там много лет работала. Потом уже работала в женской консультации, там попроще.

- Но ведь в консультацию приходят и за направлением на аборт…

Приходили. Старалась отговорить.

Одна молоденькая девушка пришла за направлением, и врач дала его. А я что - акушерка, не будешь же врачу противоречить. Смолчала. Но когда девушка вышла из кабинета, я следом за ней! Остановила ее и стала убеждать рожать ребеночка. А вскоре я перевелась на работу в роддом - и через некоторое время ее там встретила! Она меня узнала, подошла и очень благодарила: «Ольга Михайловна, спасибо вам большое! Если бы не вы, я бы не родила сыночка!» У нее такой хороший карапуз родился, на четыре килограмма. И с молодым человеком, отцом ребенка, все наладилось.

Ольга рассказала о том, как саму ее вскоре после того, как она впервые покаялась в грехе аборта, посетило тяжелое искушение. Впервые за несколько лет вдруг появилось подозрение на беременность. День, другой… неделя… Сама она была акушеркой, и было бы просто «избавиться от проблемы». Ведь в семье уже пятеро детей, и времена были не самые легкие. Но - убить нерожденного младенца?!

Плакала, переживала. А если муж не захочет шестого ребенка, оставит ее одну со всеми тяготами? Что ж, значит, пусть будет так. Она сказала мужу: «Ты как хочешь, а я рожу». Борис усмехнулся: «Ну твое счастье, что шесть мое любимое число». А если бы у них уже было шестеро, сказал бы, наверное, что любимое число - семь… В тот же день ситуация сама по себе изменилась.

Беременности не было. Было испытание. Одно дело, когда покаялась устами, рассказала о своем грехе. А другое, когда ситуация требует выбора: согрешить ли снова, чтобы облегчить жизнь, или принять всё, что посылает Господь.

«На всё Его святая воля»

Недавно приехала ко мне подруга. Наговориться не могли. Она очень верующая, ни одну воскресную службу не пропускает. А дочь у нее - горе от ума! Окончила институт, вышла замуж, а он некрещеный. И теперь что ей мать ни говорит, она всё наизнанку выворачивает. Считает, что в Бога верят только невежды. Сын хороший, да тоже проблема: полюбил мусульманку. И подруга уже не знает, как еще молиться о детях.

Да ведь на что равноапостольная Ольга была крепка в вере, а ее сын князь Святослав и слышать о Христе не хотел. Зато внук, князь Владимир, стал крестителем Руси. В нем проросло посеянное в сыне…

Вот и подруга моя смиряется: на все воля Божия.

Да и у кого в жизни все гладко? Как-то Наташа через меня подарила моему внуку-первокласснику книжечку «Научи меня, Господи, молиться». Он полистал ее и вернул: «Спасибо, конечно, тете Наташе, но мне это не надо». А ведь его еще месячным младенцем моя мама каждый день на Причастие носила!

- Ну вот бывает такое. Ребенок смотрит, что его ровесники в церковь не ходят, а он «чем хуже»? Но если есть в нем искра Божия, то все равно придет время и душа оживет. А вы ему расскажите такой случай. В Крестном ходе к Табынской иконе Божией Матери в Башкирии пришли мы в село Петровское, там нас разобрали по домам на ночлег.
И хозяйка с нами поделилась: «Заболел мой дед. Рак у него. Плохо ему, в больницу увезли. Мне сказали: готовьтесь к похоронам, надежды никакой. Приехала я, плачу, дочери говорю. А маленькие внук с внучкой рядом крутились. Ушли в другую комнату. Ушли и ушли - играют, наверное. Захожу - а они на коленочках стоят перед иконами и плачут: Господи, спаси нашего дедушку! Пожалей его, Боженька, вылечи!… Вымолили - выздоровел дед!» Мы его видели - ходил, занимался домашними делами.

У Наташи, подруги моей, муж тоже заболел, онкология. Ему делали операцию на голове - и тоже не обнадеживали. Наташа везде, где могла, заказала о нем обедни и молебны, Неусыпаемую Псалтирь, сама всю ночь молилась. Слава Богу, операция прошла удачно. Он уже работает, и даже машину водит. В церковь с женой ходит на Исповедь и Причастие. Пришли к нам в гости. Я спрашиваю: «Саш, ты постишься?» - «Наталья заставляет… »

С Богом жить хорошо! Любые искушения легче преодолевать. И даже смерти не так боишься. Потому что веришь в жизнь вечную и уповаешь на милость Божию.

В один прекрасный день до глубины души дошли слова молитвы: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля». И насколько стало легче! Как будто камень тяжелый свалился с плеч.

Не тяготит меня земная доля,
Я принимаю всё как есть.
На всё Его святая воля,
Я знаю: Бог со мной! Он здесь!

И теперь когда что-то плохое происходит, - на всё воля Божия. Значит, так надо. Значит, это для меня тоже.

Никто из нас в тот день не знал, что пройдет меньше года, и у Ольги Зубовой тоже найдут онкологическое заболевание. И Ольга примет это как Божью волю о себе. Перенесет операцию на поджелудочной железе, потом четыре мучительных сеанса химиотерапии…

Но, конечно, не хотелось уходить рано. Олино стихотворение «Встреча» заканчивалось словами:

Я знаю, встреча неизбежна,
Умру и я кому-то на беду.
Увижу: свет в конце забрезжил.
Меня встречайте, я приду!

Не желая торопить неизбежное, она дописала еще четыре строки:

Слова такие вам скажу не скоро.
Надеюсь, долго буду жить.
Прекрасна жизнь в Раю, вне спора,
Но и земною надо дорожить.

Как тесен мир!…

Ну а пока мы говорим о делах обыденных.

У дочери вылетело плохое слово. Я ее остановила: «Что ты делаешь, нельзя так. Твое тело - вместилище для благодати Божией, для Духа Святаго. А сквернословие загрязняет и душу, и тело, и благодати не остается места!» - «А как же тогда разрядиться? Что - и «блин» говорить нельзя?» Я не нашла ответа. Что же ей, так и «печь блины»?

- Но как же оскверненными, обруганными «блинами» поминать предков, которые за нас Богу молятся!

Вот и я думаю, что надо помогать потихоньку-полегоньку избавляться от грубых слов, а там, даст Бог, и сами дети поймут, что лучше не ругаться, а помолиться.

Заговорили о трапезе, а тут и Борис заглянул к нам:

Давайте чайку попьем. Под хороший разговор и чего покрепче можно бы малой мерой… Я не пью и не курю, но хорошее вино найдется. Привозил из-за границы… Гости очень-то не ходят, и когда мы все это осилим? Не понимаю тех людей, которые, как бездонная бочка, всё никак не наполнятся.

- Борис Михайлович, а вы много путешествовали по свету?

Изрядно. Я учился в мореходке в Астрахани на судоводителя… Это, как говорили, дворник с дипломом. Потому что если на берег уйдешь - куда, кем? Диплом есть, а работы нет.

- Мой брат тоже в Астрахани мореходку окончил. Помню, писал, как они на паруснике «Товарищ» ходили в море…

Ходили и мы на «Товарище». У меня где-то и фотография есть, где мы по вантам лазили… 1968 год, аврал на уборке парусов. Нас в это время покачало. Самых здоровых, высоких и крепких ставили на нижнюю рею. Потому что там самые тяжелые паруса. Одного курсанта сдуло, он болтался на карабине, за ним лазили, подняли. Не то было бы как в одном моем стихотворении:

В Астрахань вернемся мы не скоро,
Ждет нас Каспий, хмурый и седой,
И возможно, что кого-то в море
Смоет за борт бешеной волной…

Я ведь тоже кучу тетрадок извел, только у супруги моей стихи духовные, а я про жизнь, про мореходку, про друзей писал…

Мы уезжали из мореходки на моря - Черное, Каспийское, Средиземное… Выпустился я мичманом, послужил в Феодосии, потом уже офицером в Кронштадте служил. С 1972 года был в торговом флоте и до 1982 года ходил по морям - по океанам.

А как фамилия вашего брата? Чердинцев? Так это - Пашка? Прекрасно его помню! Даже мурашки по коже… Вот ведь как тесен мир!

У меня распределение было в Петропавловск-Камчатский. Мы вместе с другом, он из Ульяновска, уже готовились там служить. А потом посмотрели фильм про Северный Ледовитый океан - э, думаем, вот затрет где-нибудь во льдах, что тогда! И попросились в Куйбышев, на суда «река - море». Хотя и за Полярным кругом довелось побывать, в Баренцевом море.

Судьбу решила Решма

А вот рассказать, как мы с Ольгой встретились? Нет, это не случайность была!

И за границей, и у нас в разных краях я много живописных пейзажей повидал. И вдруг на Волге увидел одно место - ой, такое прекрасное, такое одухотворенное, просто притягивает! Село Решма рядом с Кинешмой Ивановской области. Церквушечка обыкновенная, простенькая, на самом холме стоит, внизу домики. Сады вишневые. Вот и девушка идет, кораблю рукой машет. Может, она это и махала, и у меня сердце екнуло. И как Решму увижу, мне надо на берег выйти. Как глоток воздуха свежего глотнуть. Уже и капитан это приметил. Зовет:

Борис Михайлович, поднимайся, к Решме подходим.

Я выхожу на мостик, стою, любуюсь заветным селом. Когда и сойду на пристань.

И надо же: в тот день мы с другом стоим как раз у домика Зерновых
(я Олю так и звал Зёрнышкой), а мать ее за хлебом послала. Она не хочет: «Куда я пойду ненакрашенная… » - «Иди, магазин на обед закроется!» Она и пошла. А мы с другом возле ее дома стоим.

Она уже прошла! Глазами своими брызнула - и прошла. И я не знаю, как ее остановить. Крикнул ей вслед: «Девушка, вы Валя?» Она: «Нет, не Валя я». Я на ни в чем не повинного друга: «Ну вот, а ты - Валя, Валя! А как вас зовут, девушка?» - «А что, очень интересно?» - «Конечно!» - «Олей меня зовут… »

Ольга:

В Решме я родилась и до четырех лет жила. И потом туда приезжала отдыхать, будто заранее готовилась к встрече со своим единственным.

Борис:

Мы эти места на кинокамеру снимали. И есть такой кадр: рядом растут сосна и ель, стоят, обнявшись, прильнули друг к другу. Я показываю Оле: смотри, как мы с тобой!…

Я могу часами на нее любоваться - как на воду, как на огонь. Она не любит, когда я такое говорю, тут же: «празднословие!… » А я смотрю на ее носик маленький, на эти ушки, и никогда не надоест. Когда иной раз поссоримся, так это настолько напрягает! Скорее хочется помириться.

И дети у нас все хорошие. Нельзя Бога гневить - не пьют, не курят, работящие. Сейчас сыновья отдельно живут, так с ностальгией вспоминают: как хорошо было раньше, всем вместе! Родство душ! Машина была «Волга-универсал». Двое маленьких и собака спят, старшие сидят. Остановимся где-то в хорошем местечке, отдохнем. Неугомонные. Все люди удивлялись на нас: чего на месте не сидится?

Ольга:

И каждый год мы обязательно ездили в Дивеево.

Борис:

Каждый год! Поэтому и все складывалось хорошо. И в дороге, и вообще по жизни.

Уже мы три года прожили, я потребовал: пиши мне расписку, чтобы потом не винить, как другие: я всю жизнь с тобой загубила… И она написала: «Сия расписка дана моему законному мужу, драгоценной половине Борису Михайловичу Зубову, в том, что прожила я с ним с 1979 года с сентября месяца до 1982 года (это когда она писала ), как у Христа за пазухой. Если не считать последних месяцев с материальной стороны». Мало тогда получал, сто рублей всего. Вот, видите, и печати нарисовала.

А вот - я писал грамоту «своей любимой, нежной прекрасной верной половине Ольге Михайловне… » Семейное обязательство: «Сей документ дан моей лучшей половине, жене и другу, Ольге Михайловне, если проще - моей любимой Зёрнышке. 22 лет от роду, русская по документам, на лицо чистая нанайка… »

А вот не показывал - наше семейное дерево со всеми фотографиями. Это ей на 50-летие дети сделали. Старший Дениска, потом Ванюха, за ним Наташка, потом Анечка, младший Мишутка. Он у нас 8 марта родился. И всякий раз как отмечали 8 марта, начинали с поздравления Мишутке с днем рождения. Сестры обижаются: затесался в наш праздник!…

Вот и я в ваш разговор затесался, уж простите. Чайку еще налить? Ну тогда оставлю вас.

«Хочу я жить и исправляться… »

- А как получилось, что вас медалью святых Петра и Февронии наградили?

Всё потому что у нас пять детей. Я сказочно богатый человек, у меня и стихотворение есть с такой строчкой… Собрали мы документы, что дети у нас хорошие, и в июле 2012 года нас наградили. В Самарской области тогда в первый раз награждали этой медалью. И еще холодильник нам подарили.

- Вы после этого у Петра и Февронии в Муроме не были?

Не были. Надо бы, конечно… Может быть, еще и съездим. А еще раньше, в 2007 году, я получила медаль «За материнскую доблесть».

Дети и правда хорошие. Ваня никогда мимо нищих не пройдет, милостыню подает. Душа нараспашку. Если у него будет заказ выгодный и в это же время какая-то бабулька попросит табуретку отремонтировать, он сначала сделает для нее, хоть и заказ может «уплыть».

Как близок Бог, только попроси! Я вот всё никак не могла Бориса уговорить причаститься. Пришла в церковь и заказала молебен о вразумлении от Бога. И что вы думаете: уже вскоре мы сразу впятером причащались, не только Борис, но и трое детей. Старших только не было. «Как-нибудь в следующий раз». Просто не смогли подготовиться, а без этого как идти к Святой Чаше.

Хочу я жить и исправляться,
Я жить хочу в ладу с собой.
Душа готова очищаться,
А это значит - Бог со мной!

… Я теперь в храме с тревогой вглядываюсь в лица - и радуюсь, когда вижу улыбку Ольги Зубовой. Помолитесь о здравии Ольги! О муже ее, верном Борисе. О детях, которым так нужна их неунывающая мама. Пусть будут новые светлые, добрые стихи!…

Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А.
Что такое хорошо и что такое плохо
Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и «наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному, а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа пра­ведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <.„> и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

(Пс. 18, 8-12)

Работа со словарем

Высказывания Святых Отцов

Авва Исайя

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кроиітадтский

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

О Вопрос к священнику: Грех ли, если я курю?

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить - бесам кадить.

Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимают­ся как личная собственность, которую можно разбаза­ривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никоти­ном медленно убивает себя. Против этой заповеди гре­шат и алкоголики, и наркоманы.

По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Учебное пособие для среднего школьного возраста

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Специально для тех, кто по каким-то причинам не смог поступить на какой-либо курс катехизации: имеет мало времени, чувствует себя неготовым, ожидает начала очередного семестра ПИК, - преподаватели Православного Интернет Курса в сотрудничестве с администрацией популярной православной катехезической энциклопедии "" предлагают Вашему вниманию общую программу самостоятельной катехизации. Ниже Вы можете видеть перечень из 16 тем, для каждой из которых дана ссылка на соответствующий раздел . Из всего многообразия этой православной энциклопедии выбраны лишь те темы, которые наиболее необходимы для правильного воцерковления, и даны в наиболее приемлемом для усвоения порядке. Мы предлагаем Вам начать строго последовательно, по порядку, читать материалы из этих разделов. Не обязательно абсолютно всё, что в них содержатся, а хотя бы по несколько статей, только те, которые Вас наиболее заинтересуют. Предлагаем отводить на изучение каждой темы какое-то определенное время, рекомендуется не больше недели . Не беда, если не будете успевать прочитывать все материалы разделов, сейчас важнее получить общее представление о церковной жизни, а углубиться мы всегда сможем потом.

Считаем свои долгом предупредить об опасности могущей возникнуть иллюзии, что простое изучение православных книг уже достаточно для полноценной жизни с Богом, для воцерковления. Конечно же, это не так. Во-первых, то, что Вы читаете - весьма сложно, и не всегда может правильно истолковываться, для этого нужна помощь опытных людей, реально испытавших прочитанное. На курсах в этом могут помочь священники, преподаватели. Во-вторых, мало читать, надо действовать. Вспомните пример про плавание и велосипед. Можно отлично знать всю религиозную литературу, знать наизусть Библию, но при этом оставаться бесконечно далеко от Бога. Именно поэтому настоятельно рекомендуем, как только у Вас появится возможность, все же поступить на какие-либо очные или дистанционные катехизические курсы. Не стесняйтесь, обойдите близлежащие православные храмы и монастыри в своем городе, спросите, есть ли у них какие занятия или беседы для воцерковляющихся. Поступайте на ближайший семестр ПИК.

1. Смысл жизни. Счастье.


2. Вера. Религия и наука. Чудеса. Религиозный опыт.

3. Священное Писание и Священное Предание.

4. О Церкви и о Храме.

5. Иерархия христианских ценностей, каноны и догматы.

6. Основы православного вероучения. Символ Веры, Заповеди Божии.

7. Таинства Церкви. Крещение.

8. Священство и духовничество.

9. Христианская антропология. Дух, душа, тело.

10. Грех. Покаяние. Таинство Исповеди.

11. Таинство Евхаристии.

12. Таинство брака. Семья, дети, здоровье. Таинство Соборования.

13. Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия.

14. Исторический путь Православия.

15. Жизнь христианина в современном мире. Миссия, служение.

16. Духовная жизнь.

Вера без дел мертва

Теперь приведем здесь список тех дел, которые ежедневно следует делать тому, кто стремится к Богу и хочет воцерковиться:

    Принуждать себя к добрым и полезным делам и проявлять жизненную активность. Человек - такое существо, которое, хотя и стремится к Богу, постоянно чем-то тяготится, устает, ленится, хочет грешить. Противление этому часто вызывает неудобство, беспокойство, боль. Поэтому нам надо научиться постоянно преодолевать себя ради высшего, научиться железному терпению и разумному самоотвержению. Без них, как мы знаем, невозможно достичь успеха не только в религиозной жизни, но и в спорте, и в искусстве, и в науке. Нет времени на Божии дела? Но это значит, что есть время на другие, что нечто другое мы любим больше, чем Бога, и тем нарушаем первую заповедь (Мф.22:37) и обманываем самих себя, говоря, что хотим быть с Богом.

    Священное Писание - Библия, Слово Божие. По большей части, именно оттуда мы узнаем, что хочет от нас Бог, каковы Его Заповеди, которые должны выполняться ежедневно, и главная из которых - любовь к Нему и ближним (Мф. 22:37-39). Если мы будем читать эти святые строки ежедневно, хотя бы совсем понемножку, но стараясь воплощать их в жизни, то постепенно, с годами, будем все ближе и ближе становиться к христианскому идеалу. Тем, кому трудно поверить в Бога, Святые Отцы рекомендуют попробовать принуждать себя жить по известным заповедям Божиим, и тогда Господь ясно открывается человеку: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

    Читать Священное Предание . Священное Предание - это не одна какая-то книга, а творения всех Святых Отцов, то есть людей, которым удалось, с Божией помощью, воплотить идеал христианской жизни, и засвидетельствовать это различными дарами Святого Духа: прозорливостью, чудотворениями, пророчествами и т.п.. Если нам даже в таком простом, казалось бы, деле, как обучение грамоте и счету, требуется помощь учительницы русского языка или математики, а иногда и тетрадки более умных товарищей, то было бы просто глупо пренебрегать записями «старших товарищей» в единственно важном в этой жизни деле, деле спасения собственной души. Опять же, читать их надо ежедневно, хоть и понемногу, ибо требуется постоянно «бодрствовать, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).

    Молитва - разговор с Богом, Которого, мы, возможно, пока еще не очень хорошо знаем. Но Он знает нас лучше всех, и слышит каждое обращенное к Нему слово, особенно, соединенное с искренним сердечным чувством. Именно к этому призывает всех (а не только святых, монахов, священников) апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). Ибо как можно быть вместе с Богом, которого любишь, не общаясь с Ним? Но, как и в любом деле, мы начинаем с малого, поэтому надо приступать к молитве хотя бы по текстам молитвословов, хотя бы два раза в день, утром и вечером, и раз в неделю - соборно, в Храме.

    (желать этого - ежедневно, приступать же более-менее регулярно, по возможности). Прежде всего к Причастию Святых Плоти и Крови Христовых, а предварительно - к Покаянию. Таинства - это такие церковные священнодействия, в которых наиболее глубоко происходит общение и соединение человека с Богом, особенно же - в Таинстве Причастия. Поэтому Таинства всегда были главнейшей стороной жизни Церкви, ибо невозможно любить Бога и не стремиться к единению с Ним. Конечно же, участие в Таинствах подразумевает регулярное посещение общественных богослужений в храме, которые мы должны учиться знать и любить, потому что Церковь - единство всех в любви к Богу.

    Святой апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (Иак.2:20), подчеркивая то, о чем всегда говорил Спаситель. А апостол Павел обличает: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13:2). Поэтому, если мы хотим быть христианами, то обязаны отрывать себя от мониторов, вылезать из теплых комнат и идти к тем, кому плохо, больно, одиноко. В первую очередь - к своим родным и соседям. Если у них все более-менее хорошо, то в больницы, дома престарелых и т.п., причем помогать не «виртуально» (деньгами или вещами), а лично, руками, чтобы смотреть им в глаза, общаться со страждущей душой. Сейчас, слава Богу, во многих городах налаживается социальное служение, и почти при каждом социальном учреждении есть группа добровольцев, которая организованно ходит помогать нуждающимся. Найдите такую группу и присоединяйтесь. Если же не так, то что Вам мешает пойти в ближайший храм (монастырь) и предложить батюшке помощь? Только Ваша собственная леность. Обычно при храмах прихожане занимаются какими-то делами милосердия и помогают кому-либо, больным или бездомным и, конечно, самому храму. Если такого нет в одном храме - идите в другой. Предложите организовать что-либо подобное, проявляйте инициативу.

Помоги Вам Господи!