Сущность политического прогнозирования. Политическое прогнозирование (3) - Реферат

/>1. Место и рольпрогноза в политике и политической деятельности

Политическая жизнь невозможнабез прогнозирования будущего. Если претендовать на политическое руководство,надо уметь предвидеть политические события. Прогнозирование – важнейшая функцияуправления.

Политический деятель,желающий успешно реализовать определённые программы, планы, решения, должен спомощью прогноза ответить, прежде всего, на следующие вопросы: как изменитсясуществующая в настоящее время политическая ситуация до момента начала осуществленияпредусмотренных планов? Сколько времени придется ждать первых результатов? Какизменилась бы ситуация если бы мероприятие не было проведено вообще?Прогностические ответы на эти вопросы могут стимулировать политическогодеятеля, модифицировать предусмотренные им политические акции или полностью заменитьих.

Политические события неслучаются сами по себе, в их основе лежит деятельность человека. Поэтому, впрогнозе переплетаются объективные и субъективные элементы. Прогнозполитических событий направлен на выявление того, что произойдёт в результатеопределённой человеческой деятельности при существующих тенденцияхобщественного развития. Следовательно, прогнозирование нельзя сводить кустановлению той или иной степени вероятности события, ибо основу прогнозовсоставляют не только законы теории вероятности, но и законы детерминизма.

Любой политик переноситв будущее свои цели, планы, проекты, программы, волевые намерения. Каждая цельесть проецируемая на перспективу установка. Сегодняшние преобразования во всехобластях жизни, нормы и идеалы ориентированы на перспективу и представляютсобой проецируемый на будущее порядок, определяющий действия людей всовременных условиях. Будущее людей – область исторически неизбежного илиисторически вероятного. Задача прогнозирования состоит в том, чтобы исследоватьэту область. Во времена Аристотеля знали только одну дилемму: истина или ложь.Позднее выяснилось с полной достоверностью: есть третий вариант – вероятное,возможное. Утверждение обрело гипотетичность.

Важно понимать, чтопрогноз не предусматривает активного воздействия на социально-политическиепроцессы, он не связан непосредственно с конкретным решением перспективныхполитических проблем, по сравнению, например, с планом. Зато он характеризуетсябольшей широтой диапазона возможных альтернатив, более высоким порядкоммноговариантности, позволяет учитывать взаимоисключающие варианты.

Практика управлениясоциально-политическими процессами показывает, что чем успешнеепрогнозирование, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Дляорганов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы – значит,предвидеть ход развития политических событий.

Теоретическое значениепрогнозирования для развития науки огромно, так как оно выступает в качествеметода проверки научных теорий и гипотез. С точки зрения генезиса, основноезначение прогноза, как и всякого знания, состоит в том, что оно отвечаетнастоятельным запросам практического действия человека. Всюду, где ставитсявопрос о действии, тем самым ставится вопрос о знании и прогнозе. Любоестремление изменять окружающую действительность должно быть неизбежно связано спредставлением о том, в каком направлении следует её изменять. В истории Россииизвестны, как минимум, три модернизации: реформы Петра I, строительствосоциализма и коммунизма и перестройка, с её переходом к рыночным отношениям. Впроцессе действий, направленных на изменения в основных сферахжизнедеятельности людей, всегда должен присутствовать анализ последствий этихдействий.

Хорошоизвестно, что процесс социально-политической жизни в основе имеет стихийныйхарактер, и ход истории осуществляется не по указке науки и знания. Но, тем неменее, в обществе действуют люди, одарённые сознанием, движимые убеждением илистрастью, ставящие себе определённые цели воздействия на природу или насоциально-политическую среду. При выдвижении планов преобразований, всегдаставится вопрос об активном вмешательстве в ход политических событий и опрогнозировании последствий этого вмешательства. Вот почему вобщественно-политической жизни прогноз имеет особенно большое значение.

В настоящее времяпроблема прогнозирования ещё более актуализируется. На этап практическогоосуществления поставлена задача реформирования всего общества, перестройки всейсистемы политических институтов, переосмысления роли и места государства,партий и общественных организаций. Эта задача предполагает не только знание,видение упомянутых сил, но и предвидение их поведения. Только на основе этогознания и предвидения возможно построение реальной программы, плана и перспективсознательного организационно-регулирующего действия. Однако план и программабез прогноза мало что значат.

В чём же состоитсущность прогноза? На какие предпосылки он опирается; чем и как определяются пределыего возможностей, в политической сфере; каковы основные типы и формы прогноза?

Из постановки этихвопросов ясно, что в данный момент мы не занимаемся предсказанием тех или иныхсобытий, а имеем в виду анализ проблемы прогноза с общей философской точкизрения применительно к условиям политической жизни общества.

Слово “прогноз” (отгреч. Prognosis, pro – наперед, gnosis – познание) означает знание наперёд,предвидение, предсказание. Как же можно знать заранее то, что ещё не произошло?Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к примерам из различных областейнаучных знаний.

В 1682г. Галлейнаблюдал прохождение одной кометы, получившей позднее его имя, и определил еёорбиту. В 1705г. Он издал «Очерк кометной астрономии», в котором вычислил неменее 24 кометных орбит. При этом Галлей был поражен сходством между орбитамикомет, наблюдавшихся в 1531,1607 и 1682гг., и приблизительным равенствомпромежутков времени (75-76 лет), через которые они появлялись. Галлей допустил,что это была одна и та же комета, и, зная законы её орбиты, предсказалвероятное новое появление её около 1758г., т.е. через 76 лет. В конце 1758г.Клеро объявил, что прохождение кометы через перигелий можно ожидать, свероятностью ошибки на месяц, около 13 апреля 1759г. Весь ученый астрономическиймир ожидал, оправдаются ли эти предсказания Галлея и Клеро. В день Рождества1758г. Комета была замечена Георгом Паличем, и она прошла через перигелий ровноза месяц и один день до срока, предсказанного Клеро. Таким образом, прогнозГаллея и Клеро подтвердился блестяще и, тем самым, оправдал как гипотезу Галлеяо тождестве наблюдавшейся кометы, так и то, что траектория орбиты этой кометыим были определены достаточно верно.

Известный российскийучёный А. Чижевский в 1927-28 гг. опубликовал ряд статей, в которых пыталсядоказать, что многочисленные функциональные и органические нарушения вжизнедеятельности и развитии биологических систем – от отдельных организмов допопуляций и сообществ – обуславливаются комплексом возмущений во внешнейфизико-химической среде, которые имеют своим источником искажения нормальногохода физических процессов на Солнце.

Своими исследованиямиА. Чижевский расширил представления об условиях существования жизни на Земле,научно доказывая наличие постоянно действующих связей биосферы с космическимифакторами, - в понятие “внешняя среда” отныне включалось и космическоепространство.

Дальнейшее накоплениефактического материала привело А. Чижевского к совершенно твёрдому убеждению:периодичность вспышек эпидемий и пандемий, эпизоотий, повышенной смертности,эпифитий стоит в прямой связи с возмущениями физических факторов внешней“космо-теллургической” среды.

Позднее А. Чижевскийдоказал, что мощные нарушения в солнцедеятельности, сопровождающиесявыбрасыванием в пространство электрических частиц диссоциированной материи иизлучением электромагнитных волн различной длины, не могут не отражаться нетолько на психике, но и на состоянии соматического здоровья людей. Выяснилось,что влияние этих пертурбаций в земном электрическом и магнитном поле особенноостро воспринимают старики, психически- и нервнобольные, люди, страдающиеболезнями сердца, и, наконец, лица, имеющие тяжёлые инфекционные заболевания.

Для иллюстрации этихзаключений можно привести сопоставления двух кривых: кривую смертности отболезней нервной системы по Москве с 1 сентября 1924 по 1 октября 1927г., икривую солнечной активности за то же время. Две кривые демонстрируют достаточноотчётливый параллелизм.

Нет ничего невероятногов том, что радиация пятнообразовательного процесса или возмущённые имгеофизические факторы (например, атмосферное электричество) оказывают влияниена те или иные отделы нашей нервной системы, и даже на высшую нервнуюдеятельность, обусловливая наше поведение1.

В двадцатые годы сконцепцией “длинных волн в экономике” выступил российский учёный Н. Кондратьев.Его теория позволяла сделать прогнозы подъёмов и спадов в экономике и получилапризнание во всём мире. Конкретно на его методике мы остановимся в главе ометодах прогнозирования. Забегая вперёд, лишь отметим, что ещё в 20-е годы ХХвека Кондратьев дал прогноз кризисного состояния экономики России со второйполовины 80-х гг. до середины 90-х.

Таким образом,прогнозировать наступление тех или иных событий, явлений можно и нужно, таккак, с определённой долей вероятности, эти события возникнут. Допустим, изнашего жизненного, общественно-политического опыта мы знаем события а, в, с, …и связи между ними. На основании изучения этих событий мы более или менее точновысказываем мнение о наступлении событий x, y, z…. То есть, делаем прогноз.

Прогноз естьвысказывание о неизвестном ранее, реально возможном событии, явлении, которое врамках научной теории выводится из известных предположений, заключений. Отсюдаясно, что для прогноза существенны три элемента: 1) переход от событий, данныхв опыте, к событиям, которых в опыте нет; 2) переход к событиям, которые неданы не только потому, что они нам неизвестны, но и потому, что они ещё не совершились;3) учет того обстоятельства, что это переход не произвольный, а научнообоснованный, опирающийся на установленную, достаточную для суждениявероятность совершения события или событий. Легко обнаружить, что именно этиэлементы мы находим и в приведённых примерах предвидения Галлея-Клеро, А.Л.Чижевского, Н.Д. Кондратьева и др.

Сказанное о сутипрогноза даёт возможность достаточно точно указать то место, которое онлогически должен занять в общей системе научного знания.

Совершенно прав Н.Д.Кондратьев, когда пишет, что психологически обычно мы отдаём себе полный отчётв том, что удачный прогноз означает высшее торжество знания. Но, посколькупрогноз предполагает переход от событий, которые нам даны, к событиям, которыеещё не наступили, под влиянием сложности и многообразия этих событий, мы,естественно, склонны относится к нему с крайним недоверием1. Действительно, для этого,как мы увидим ниже, имеются некоторые объективные основания. Однако, в составенашего научного знания имеются обширные области, которые по своей природе стоятвесьма близко к прогнозу: гипотеза, предвидение, план, программа и др. И еслимы ценим их, если мы считаем их составной частью научного знания, топринципиально, необходимо отвести подобающее место и прогнозу.

На основе вышеуказанныхсоображений мы приходим к следующему определению.

Прогноз – естьвероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемогообъекта в будущем, суждение относительно ненаблюдаемого в данных момент времениобъекта, возможных путях его развития, намеченного в качестве цели. В самомобщем виде политическое прогнозирование – это опережающее отражениеполитической действительности.

Прогноз направлен науменьшение неопределённости будущего и своей целью имеет выбор наиболеерациональных практических решений. Прогноз – это вероятностное утверждение обудущем с относительно высокой степенью достоверности, определение свойств илисостояние объекта прогнозирования в какой-либо будущий момент времени. Прогноз– составная часть функции управления, предшествующая планированию.

Его нельзя смешивать сдругими формами отношения к будущему, какими являются, например, идеалы, планы,программы, проекты, гипотезы и т.д. Напротив, он призван их обогащать. Прогноздаёт представление о возможности реализации политических целей, опредполагаемой эффективности запрограммированных мероприятий. Особенностьюпрогноза в отличие, например, от плана является его вероятностный характер.Абсолютно точно угадать будущую ситуацию трудно, т.к. она полнанеопределённостей. Прогнозирование не претендует на полную достоверность иточность, поскольку ритм политических событий не задан заранее.

Основнаяпричина, побуждающая политического деятеля, заниматься прогнозированием состоитв том, чтобы просчитать и смоделировать последствия принимаемых политическихрешений, снизить уровень их неопределённости.

Прогнозированиеиспользуется, чтобы:

· дать информациюо том, какие конкретные политические цели возможны и достижимы для субъекта политики;

· уяснить, какиеиз этих целей в наибольшей степени соответствуют интересам общества на данномэтапе его развития;

· быть основойдля принятия решений при наличии альтернативных политических задач, которые вравной степени соответствуют интересам общества;

· помочь найтиправильное соотношение между текущими и долговременными задачами, ближайшими идальними целями, минимальными и максимальными требованиями;

· вскрытьвозможные последствия, принимаемых сегодня политических решений.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняяи внешняя), а предметом – познание возможных состоянийполитических событий, явлений, процессов в будущем. Различают глобальноевнутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. «Объектом глобального политического прогнозирования является глобализация в её исторической динамике – становление единоговзаимосвязанного мира, в котором народы не отделены друг от друга привычнымипротекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими ихобщению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий»1.

В сферувнутриполитического прогнозирования входит всё содержание внутренней политики.В то же время здесь необходимо различать два аспекта. Один связан с прогнознымиоценками конкретных политических событий, другой – охватывает деятельностьполитических институтов общества. На основе внешнеполитического прогнозированияоценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции,направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новыевозможности развития.

По промежутку времени,на который рассчитан прогноз, различаются текущие, краткосрочные, среднесрочные,долгосрочные и сверхдолгосрочные прогнозы. По проблемно-целевому критериюпрогнозы делятся на два типа: поисковый и нормативный.

Поисковый прогнозпредполагает экстраполяцию (условное продолжение) в будущее тенденций развитияполитического события в прошлом и настоящем, абстрагируясь, от возможныхрешений, действий, на основе которых субъекты способны радикально изменить ходсобытий, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза.Поисковый прогноз определяет возможные состояния объекта прогнозирования вбудущем, он отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдёт при условиисохранения существующих тенденций.

Нормативный прогнозопределяет пути и сроки достижения возможных состояний объекта исследования,принимаемых в качестве цели. Если поисковый прогноз строится на основаниисостояния объекта в прошлом и настоящем, то нормативный прогноз – в обратномпорядке, - от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и ихизменениям в свете поставленной цели.

Возможность политическогопрогнозирования, его объективная основа состоят во взаимосвязи прошлого инастоящего. Важнейшим фактором прогнозирования является действие в политическойсфере законов, тенденций, отсюда следует необходимость их глубокого познания.

Потребность в научнообоснованных прогнозах на всех уровнях политической деятельности вызвала кжизни новую область науки – политическую прогностику, которая призвана создатьэффективный инструментарий способов и методов, с помощью которых субъектуправления мог бы достаточно точно определить ближайшую перспективу развитиясвоей области для принятия тактических и стратегических решений. Политическаяпрогностика изучает закономерности процесса разработки прогнозов.

Прогностикаразрабатывает не содержательные прогнозы, а инструментарий прогнозирования. Изопределения прогностики следует, что в предмет её исследования входят всевопросы, связанные с разработкой способов и методов производства прогнозов ипринципов составления прогнозов. Методы прогнозирования и закономерностипроизводства прогнозов очень тесно связаны друг с другом и определяют структурупредмета прогностики.

/> 2. Принципы политического прогнозирования

политическийпрогнозирование событие

Прогнозирование, являясь важнейшей функцией управления политическимисобытиями, существенно влияет на основные направления развития политики,отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостеймежду различными сферами политической жизни. Поэтому субъект политики весьмазаинтересован в его точности, достоверности, что существенно зависит отпринципов, лежащих в основе разработки прогнозов.

Принцип альтернативности. Практика подтверждает, что степеньобоснованности принимаемых решений на любом уровне управления определяетсячислом учтенных альтернатив и глубиной прогнозирования. Альтернатива – один извариантов возможного выбора, в условиях, множества которых принимаются решенияили производится оценка. Принцип альтернативности связан с возможностьюразвития политической жизни и её отдельных звеньев по разным траекториям, приразных взаимосвязях и структурных отношениях. Необходимость построенияальтернатив, т.е. определения возможных путей развития политических отношенийвозникает всегда при переходе от фиксации сложившихся процессов и тенденций кпредвидению их будущего. Альтернативность нельзя «смешивать» свероятностным характером прогнозирования. Вероятность представляет собой меруподтверждения прогноза, основанного на достоверном знании законов, а такженачальных и конечных условий процесса. Альтернативность же исходит изпредположения о возможности качественно различных вариантов развитияполитических событий. Основная задача практической реализации принципаальтернативности состоит в том, чтобы отделить осуществимые варианты развитияот вариантов, которые, при сложившихся и предвидимых условиях, не могут бытьреализованы. Это предполагает возможность ранжирования отдельных альтернатив повероятности их практической реализации. Необходимо отметить то обстоятельство,что каждой альтернативе развития политического процесса соответствует«своя» совокупность проблем, которые нужно учитывать при прогнозировании.

На основании чего строятся альтернативы? В первую очередь это ожидание возможныхкачественных сдвигов, например, при переходе к новому политическому курсу.Сегодня практически все события, процессы, явления (как внутриполитические, таки внешнеполитические) рассматриваются с позиций альтернативности. Следуетучитывать, что на формирование альтернатив влияют конкретные цели политики. Ониопределяются сложившимися тенденциями развития общественных потребностей,необходимостью решения конкретных политических проблем. Тем самым принципальтернативности взаимодействует с целенаправленностью прогнозирования.

Принцип системностипрогнозирования означает, что, с одной стороны, политика рассматривается какединый объект, а с другой – как совокупность относительно самостоятельныхнаправлений (блоков).

Системный подход предполагает построение прогноза на основе системыметодов и моделей, характеризующейся определенной иерархией ипоследовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования вобласти политики следует понимать их комплекс. Он позволяет разработатьсогласованный и непротиворечивый прогноз (по каждому направлению) политическойжизни. Однако, построить целостную систему моделей политическогопрогнозирования на данном этапе трудно. Решение задачи возможно на основанииунификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационногобанка данных. Специфика же отдельных политических объектов может быть адекватновыражена лишь при максимальном приближении к внутренним особенностям отдельныхблоков прогнозирования. Наиболее рациональным представляется использование«блочного» принципа при формировании комплексного прогнозаполитического развития.

Принцип верификации(проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.Верификация – специализированная процедура оценки достоверности прогнозов - используется как способ проверки знания, заключенного в прогнозе, но неопределяет его истинности или ложности. Однако, с её помощью прогнозист можетоценивать достоверность прогнозов с достаточной высокой для практических целейточностью.

Существует несколькопроцедур оценки прогнозов. Прямая верификация предполагает получение того жезначения прогноза, что и верифицируемый, только другим методом прогнозирования.Косвенная верификация предполагает подтверждение прогноза ссылкой наприведенный в литературе прогноз того же объекта. Она определяется какполучение значения верифицируемого прогноза путем логического (илиматематического) выведения следствий из уже известных прогнозов. Используетсятакже верификация посредством «адвоката дьявола», инверсная, и путемминимизации систематических ошибок.

Принцип непрерывностиозначает разработку серии прогнозных моделей объекта по заданным временнымпериодам на основе их непрерывной корректировки по мере поступления новыхданных.

Принцип практической направленности требует включения разработанныхпрогнозов в систему исходных данных для повышения эффективности планирования иуправления политическими событиями.

Принцип согласованностинормативных и исследовательских прогнозов состоит в стремлении к ликвидациирассогласования между результатами, полученными на основании нормативного иисследовательского прогнозов развития объекта. Реализация этого принципаспособствует оптимальному управлению для достижения некоторой совокупностиперспективных политических целей.

Принцип комплексноститребует одновременной разработки прогнозов всех параметров объекта в ихвзаимосвязи и единстве. Необходимость более полного использования данногопринципа возникает при создании прогнозирующей системы.

Всепринципы прогнозирования политических событий тесно связаны друг с другом иреализуются посредством конкретных методов прогностических исследований.

/> 3.Методы политического прогнозирования

Под методамиполитического прогнозирования мы понимаем систему правил и методическихприемов, используемых для комплексного получения прогностических выводовотносительно будущего развития политических событий (ситуаций). В фундаментелюбого метода должна лежать какая-либо теоретическая основа –систематизированная определенным образом совокупность специальных знаний(теория, гипотезы, эмпирические модели и т.д.)

Изучение сложныхсоциально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов,необходимых для этого. Не только результат исследования, но и ведущий к немупуть должны быть истинными. Качество принятого прогноза, степень его научнойобоснованности всецело зависит от того, какой метод или система методов лежат воснове прогностического исследования. В современной России расширение поляпрогнозирования в связи с модернизацией всего жизненного уклада ведет к ростучисла используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования.

К настоящему времени вмировой практике сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих какобщий, так и частный характер. Сложность состоит в том, чтобы определитьвозможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный.Рассмотрим более подробно некоторые прогностические методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определениисогласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развитиявнутренней или внешней политики, сформулированных ранее отдельнымиспециалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений,которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективнойэкспертной оценки предполагает четыре действия:

· для организациипроведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входятпроведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективнойэкспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы напоставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направленийвнутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых дляразработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимостиот сложности объекта);

· перед тем, какорганизовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развитияполитических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающуюгенеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достиженияцели понимаются направления научных исследований и разработок, результатыкоторых могут быть использованы для достижения политических целей;

· данный методпредполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который долженбыть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: отшироких вопросов к узким, от сложных к простым;

· в ходе опросаэкспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, атакже независимость суждений экспертов. Давление «руководящего»мнения должно быть исключено;

· назаключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которыехарактеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценокэкспертов;

· выводыэкспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантовразвития политических событий.

Окончательная оценкаопределяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенноезначение оценок.

Коллективная генерация идей – метод«мозговой атаки» – широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущностьсостоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговойатаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей ипоследующее их разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод«мозговой атаки» называют ещё методом деструктивной отнесённойоценки. Можно выделить ряд этапов работы по этому методу.

Первый этап –формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общейэрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап –составление группой анализа проблемной записки участника «мозговой атаки»,которая включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и сущности проблемнойситуации.

Третий этап – генерацияидей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемнойзаписки и концентрирует внимание участников на правилах проведения«мозговой атаки»: высказывания должны быть ясными и сжатыми; критикапредыдущих выступлений не допускается (говори своё); не разрешается выступатьмного раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовленучастниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказыванийпо проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать ине прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной. Записьвысказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни однуидею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап –систематизация идей группой анализа.

Пятый этап – разрушениесистематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников«мозговой атаки», число которых доводится до 25-30 человек. На этомэтапе действует основное правило – рассматривать каждую из систематизированныхидей только с точки зрения препятствий на пути к её осуществлению, т.е.участники атаки не отвергают предварительно выдвинутые идеи, а выдвигаютдоводы, отвергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двухчасов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап – оценкакритических замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. Впоследние годы он получил широкое распространение. Политический процесс можетбыть представлен как смена различных политических ситуаций, через которыепроходит в своем движении политическая система, её отдельные институты и другиекомпоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуациик ситуации, а ситуация – элементарный «шаг» политического процесса.

Политическая ситуацияможет развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий – это способустановления логической последовательности событий с целью определенияальтернатив развития политических реалий (международных отношений, национальнойэкономики, социальной политики, конфликтов и т.п.). Рассматриваемый методявляется наиболее эффективным при анализе политической ситуации в современнойРоссии. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна –«Седьмой сценарий»; Института социально-политических исследований РАН– «Реформирование России: мифы и реальность»: исследования теологов,например, «Сценарии смуты» в книге «Выбор судьбы»; Л.И.Абалкина “К самопознанию России”. Следует обратить внимание также наспециальные рубрики «Сценарии» в печатных изданиях (журналах, газетах).

В сценарии используютсязаранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так,чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы всвете политических задач на определенный период времени. Поэтому сценариями иназывают различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательностидействий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем висследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящеесостояние), но затем возможные состояния могут различаться всё значительнее,что и приводит к проблеме выбора.

Как практически использоватьметод сценариев?

Метод составлениясценариевследует реализовывать на практике с помощью двух последовательныхэтапов:

1) Описание структуры системы в заданный момент времени и проверка еевнутренней согласованности в этот момент.

2) Эволюция во времени от одного описания к другому под естественнымвоздействием тенденций или под сознательным воздействием решений,соответствующих определенному курсу действий.

Например, к 2000 годусложилась ситуация, развитие которой могло быть описано тремя сценариями:

· катастрофическим, предполагавшим полный провал правительства вэкономической сфере;

· промежуточным, когда центральная власть лишь частично теряетконтроль над негативными процессами и нарастания кризисных явлений;

· оптимистическим, когда правительство овладевает ситуацией иположение в стране постепенно нормализуется.

Теперь, спустя время, можноубедиться, что в этих сценариях присутствовала вполне определенная долядостоверности развития событий.

Используя сценарный анализ,следует всегда иметь в виду существование факторов вероятного развитияполитических событий. Эти факторы могут быть объективными и субъективными,внутренними и внешними, постоянными и временными, необходимыми и случайными,общими, особенными и единичными, способствующими прогрессу и препятствующимиему.

Матричный метод прогнозированияи планирования служит для оценки относительного влияния взаимосвязанныхфакторов на достижение намеченных целей. Суть метода – в получении комплексныхоценок путём преобразований матриц результатов экспертных оценок взаимноговлияния отдельных факторов. Метод позволяет:

· провести анализ различных вариантов развития событий и проранжироватьих по степени важности для достижения поставленной цели;

· выявить наиболее значимые области политики, имеющие наибольшеезначение в решении поставленных задач;

· определить наиболее важные отрасли социальной сферы, развитиекоторых обеспечивает достижение желаемых результатов;

· выбрать наиболее эффективные политические технологии;

· обосновать оптимальное размещение ресурсов власти.

Дельфийская техника (методДельфи) – последовательное анкетирование мнений экспертов о перспективахкакого-либо объекта с целью выявления преобладающего суждения специалистов.Анкетирование исключает прямые дебаты, но позволяет экспертам периодическикорректировать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Название методавосходит к оракулу при храме Аполлона в Дельфах (древний религиозный центр вГреции). С вопросами к дельфийскому оракулу обращались как отдельные граждане,так и представители государств. Прорицательница Пифея в состоянии экстазаизрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов встихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Апполоном. Прорицаниядельфийского оракула сохранились у Геродота и в других источниках.

Метод экстраполяции. Экстраполяция логическая – это перенесение выводов, правомерных внутрипространственного или временного отрезка, наблюдения за пределы этого отрезка.Экстраполяционные методы прогнозирования лежат в основе всех исследовательскихпрогнозов. Экстраполяция математическая – процедура установления значенияфункции f (x ) в точках х , лежащих вне интервала {х0, хn },по известным значениям функции в точках х0 < хi … < хn , лежащихвнутри интервала [х0, хn ].

Прогнозирование на основеметода моделирования. Моделирование означает материальное или мысленноеимитирование реально существующей (натуральной) системы путём специальногоконструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организациии функционирования этой системы; исследования в моделях или на реальныхобъектах проводятся с применением методов теории подобия. Подобными называютсяявления, при которых все параметры (полное подобие) или наиболее существенныепри данном исследовании (локальное подобие) в любой момент времени и в любойточке пространства отличаются от соответственных параметров другого явления вопределённое (постоянное в течение всего исследования) число раз. Выделяют дватипа моделирования. В первом случае – это конструкция, изоморфная моделируемойсистеме. Используется в чистой математике и при математическом описанииобщественных систем. Смысл такого описания состоит в том, что отношения междуэлементами системы выражаются с помощью уравнений, причем так, чтобы каждомутермину содержательного описания системы соответствовала какая-либо величина(константа, переменная) или функция, фигурирующая в уравнении. Сами уравненияназываются при этом моделью. Важным гносеологическим условием такогомоделирования является измеряемость всех описываемых процессов. Второй типмоделирования основан на понятии «черный ящик». В кибернетике этим терминомназывают объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения, и окотором можно судить, в частности, по тому, как он преобразует приходящие навход сигналы.

Кроме названных методов впрогнозировании используются: индивидуальные экспериментальные оценки,прогнозирование по аналогии, интерполяционные методы, интуиция, корреляционныйанализ, морфологический анализ, эвристический метод, прогнозирование на основеисторико-логического анализа, прогнозирование на основе теорий принятиярешений, прогнозирование на основе систем «профайл»,«скор», «фэйм», прогнозирование на основе индивидуальныхвыводов и т.д.

Использованиетого или иного метода или группы методов зависит от сложности и спецификиконкретного объекта исследования.

Традиционно широко применяются в политическом прогнозировании:

1. Метод экстраполяции (воображаемого продолжения в будущее тех или других существующих политических процессов).

Использование этого метода основано на том, что большинство политических феноменов – собственно процессы, то есть явления, которые длятся во времени и имеют свою траекторию движения, которую можно установить, знавая цепь прошлых и настоящих событий.

2. Метод аналогии. Активно используется в политическом прогнозировании на основе похожести условий, которые вызвали ту или другое событие в прошлому, позволяет сделать вывод о возможности осуществления события в будущем.

Метод аналогии можно использовать в прогнозировании в самый раз для прогноза событий или отдельных феноменов

3.Метод сценариев предусматривает описание возможных будущих событий в каком-нибудь регионе или во всем мире. Его используют, прежде всего, для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее продолжительную перспективу.

Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывание, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, которые относятся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.Осуществление выбора того или другого сценария требует включения в прогностическую деятельность экспертной оценки, которая получается с помощью опрашивания ученых.

4.Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании.

Политическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативные пути и сроки его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для употребления практических мер в условиях реальной деятельности.

Сферы использования:

1.Экономико-политическая.

2.Социально-политическая.

3.Государственно-правовая.

4.Политико-идеологическая.

5.Военно-политическая.

6.Внешнеполитическая.

7.Внутриполитическая.

Основные принципы:

1.Системность.

2.Согласованность.

3.Непрерывность.

4.Достоверность.

5.Оптимальность

6.Альтернативность.

7.Рентабельность.

8.Аналогия.

За типами прогнозы делятся на:

2.Нормативные.

За периодом предупреждения:

Оперативный - до 1 месяца.

Краткосрочный – от 1 месяца до 1 года.

Среднесрочный – от 1 до 5 лет.

Долгосрочный – от 5 до 15 лет.

Сверхдолгосрочный – на период больше 15 лет.

За сферами:

1.Внутриполитический.

2.Внешнеполитический.

Основные этапы политического прогнозирования:

1.Передпрогнозная ориентация.

2.Построение базовой модели.

3.Сбор данных прогнозного фона.

5.Оценка достоверности и точности прогноза.

6.Построение поисковой модели.

Основные методы политического прогнозирования:

1. За признаком информационной основы:

фактографические;

экспертные;

комбинированные.

2. По принципу обработки информации:

статистические;

аналогии;

прямые экспертные оценки;

экспертные оценки с обратной связью;

опережающие

3. За признаком аппарата реализации:

Экстраполяция;

Интерполяция;

Факторный анализ;

Корреляционный анализ;

Математические аналогии;

Исторические аналогии;

Экспертное опрашивание;

Экспертный анализ.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании

Разделение власти политико правовая теория согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга но при.. теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века.. до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии естественное состояние состояние при котором..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология бывает 2-х видов. Теоретическая изучает сущность политики, ее прир

Субъекты и объекты политики- см.вопрос 1
4. Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный Изучение политический явлений и процес

Политические учения в Средние века и эпоху Возрождения (Б.Августин, Ф.Аквинский, Н.Макиавелли)
Политические теории средневековья представлены следующими именами. Иоанн Солсбирийский разработал теорию правления, основанную на различии 2-х видов государей.

Политическая доктрина социализма К.Маркса и Ф.Энгельса
Социали́зм - экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей чертой, которая

Идеологический фактор в политике. Основные политические идеологии современности
Идеология занимает особое место в полит-м сознании. Политическая идеология – ценностная система, выражающая отн-е к сущ-им общ-м порядкам, обосновывающая полит. идеалы, принципы, нормы, цели

Политические идеологии в СССР и постсоветской России
Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии


Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, об

Формы правления и административно-территориального устройства государства
Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форму правления не следует путать с формой государственного устро

Формы государственного устройства. Российская модель федерализма
Форма государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его част

Конституция РФ 1993 г. о характере отношений между обществом и государством. Тенденции развития российской государственности
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. В ней нашли воплощение, то, что достигнуто и отстаивается многонациональ


Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.


Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, кот. назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается прав

Распределение властных полномочий в парламентской монархии
Форма правления отражает способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Мо

Концепция плюрализма элиты
Единой элиты как таковой не существует. Существует множество элит, но ни одна из них не в состоянии доминировать во всех областях жизни. Каждая элита находится под контролем материнских групп ее со

Политические партии и их предназначение. Типы партийных систем, их стабильность и эффективность
Партийные системы – совокупность имеющихся в обществе партий и характер отношений между ними, а также между ними и гос-м. Существует 2 типа партийных систем: конкурентные и неконкур

Понятие политической партии. Исторические условия их возникновения, их место и функции в политической системе общества
Партия – политическая организация единомышленников, базирующаяся на определенной идеологии, выражающая и отстаивающая интересы какого-либо социального слоя или класса. Цель партии – борьба за полит

Развитие партийной системы в РФ. Парламентская деятельность партии, партии и исполнительная власть
В широком смысле под политической партией понимают любую группу людей, ставящей своей целью – овладение властью. В России первая партия была создана на полстолетия позже, чем в Запа

Партии в России
ЛДПРГлавная цель ЛДПР – возрождение демократического Российского гос-ва. В своей деятельности ЛДПР руководствуется идеями либерализма и демократии. В ее понимании либерали

Ф-ия легитимации
Парламентаризм есть система государственного устройства, при кот. парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля

Лоббизм, его возникновение и развитие
Лоббизм - оказание давления на парламентария лоббистами путем личного или письменного обращения - лоббирования или другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций) со сторон

Группы интересов и давления, особенности их деятельности в современной Росии
Общественные организации – добровольные объединения, которые имеют фиксированное членство, организационную структуру, свой устав. В политологии принято общественно-п

Особенности политического режима современной России
Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе. Особенностью современно


Демократия – возможность избирать и переизбирать власть. Признаки: 1. Признание народа источником власти в суверенном государстве. 2. Равноправие граждан. Равноправие фор

Феномен современной российской демократии
Демократия в России с сильными авторитарными чертами. Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в формировании политического режима в соврем


Представительная демократия - форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется

Понятие политического процесса. Характерные черты политического процесса в современной России
ПО - Это устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. ПП – совокупность действий субъектов по осуществле

Роль цивилизационного фактора в политическом процессе
Цивилизационный подход в политологии базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динам

Стадии развития конфликта
Типология ПК: с точки зрения зон и областей их проявления: · внешнеполитические · внутриполитические по качественным характеристикам – степень в

Этнополитика и этнополитические конфликты в современном мире
Термин «этнополитика» неразрывно связан с понятием «нация» и «этнос». Нация - это общность людей, которая имеет общий язык, об­щую территорию, общую культуру, единство экономических

Основные принципы формирования современных международных отношений
Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере меж­д. отнош-й (МО).

Национально-государственные интересы на современном этапе
Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к: - обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;

Оборона государства
Приоритетным для РФ является политическая, военная и экономическая интеграция со странами СНГ. Устойчивые отношения РФ сложились (особенно за последние 2 года) с Белоруссией, Арменией, Таджикистано


Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в гос. органы, можно обозначить понятием «избирательный процесс». В ходе избирательного п

Глобализация, ее тенденции и воздействие на ход мировой политики
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мирово

Характерные черты мирового политического процесса
Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по

Политическое прогнозирование,методы
Практика политического прогнозированияразнообразная и различается: 1.За целями и направлениями. 2.За сроками. 3.За основаниями. 4.За инструментарием

Составление политического прогноза
Представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют: структурный анализ соответствующей политической системы, выявление ее компонентов, определение характера связей, зави

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории . Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика . Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое .

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной .

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные .

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова "в самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности".

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Так он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных последствий вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в нужном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Так прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии данного объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Так прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Так прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Так понятие "политическое прогнозирование" означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политического прогнозирования строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз - различают оперативные (до мес.), краткосрочные (до г.), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 5-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) - это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.

Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, а также всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности - государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики - внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.

Сложный характер политического развития делает очень актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны - предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики.

Нужно различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.

Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.

По целевому критерию выделяются упомянутый уже поисковый прогноз, а также и прогноз нормативный. При составлении поискового прогноза важной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, при этом, в данном случае речь идет об условном продолжении в будущем существующих тенденций. А задача нормативного прогноза - это определение пути и сроков достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем. Таким образом, нормативный прогноз представляет собой прогнозирование способов достижения желательных результатов на основе заранее заданных ресурсных и прочих ограничений.

Нормативный прогноз, строящийся по принципу от уже заданного состояния к существующим тенденциям, действительно крайне близок к процедуре принятия решения. Принцип его действия дублирует этот механизм - ведь при принятии политического решения вначале ставится цель, которой необходимо добиться, - то есть показывается то состояние политической системы или отдельной ее части, которого следует достичь в будущем, - а потом уже ведется поиск оптимальных путей реализации такой задачи.

Например, в 995 году Борис Ельцин столкнулся с необходимостью изменить характер отношений с законодательной властью, поскольку по целому ряду вопросов он не мог достичь согласия с Государственной Думой. Желаемое для него будущее состояние политической системы предполагало наличие лояльной главе государства. Прогноз мог предполагать экстренное создание специального предвыборного блока, который благодаря так называемому "административному ресурсу" - использованию имеющихся у исполнительной власти на федеральном и на региональном уровнях возможностей - должен был стать фаворитом в избирательной кампании. В результате было сформировано движение "Наш дом - Россия". Но нормативный прогноз не удалось реализовать в полной мере - возможности "партии власти" были переоценены, в результате НДР крайне неудачно выступил на выборах, а большинство в Думе получили КПРФ и ее союзники. А вот в 999 г. исполнительная власть с аналогичной задачей справилась гораздо успешнее - прогноз относительно способности движения "Единство" эффективно бороться с КПРФ во многом оправдался.

Поисковый прогноз носит более самостоятельный характер с точки зрения его связи с процессом принятия политического решения. Он сначала соответствует своему названию и выполняет функцию поиска проблемных узлов. Поисковые политические прогнозы довольно часто публикуются в политологических журналах и периодической печати. Их авторы пытаются выявить основные тенденции в современном политическом процессе и стремятся продолжить их в будущее, конструируя этим новые состояния политической системы.

Иногда такие прогнозы носят сценарный характер - в этом случае автор выделяет несколько доминирующих тенденций и показывает по очереди, как будут развиваться события тогда, когда каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать. Заметим, что сценарный подход часто носит для эксперта перестраховочный характер - он затрудняется сделать четкий вывод относительно будущих изменений и предлагает сразу несколько возможных версий событий. Это, конечно, увеличивает шансы, что какая-то из частей прогноза сбудется. Чем больше эксперт предлагает сценариев, тем выше вероятность реализации такого прогноза, но при этом становится крайне затруднительно понять, как же будет выглядеть политическая ситуация через некоторое время, т.е. снижается эвристическая ценность прогноза.

Поисковый прогноз вполне может быть встроен в процедуру принятия политического решения. Ведь если поисковый прогноз выявит, что без изменения существующих тенденций ситуация будет развиваться в крайне неблагоприятном для политического лидера направлении, то тогда возникнет необходимость в ее исправлении и принятии соответствующих решений. Таким образом, поисковый прогноз, как и в ряде случаев анализ политической ситуации, призван выполнять диагностическую функцию, выявляя наличие или отсутствие проблемных ситуаций. При фиксации проблемы поисковый прогноз может стать основой политического решения, если политический лидер все же сочтет необходимым вмешаться в ситуацию. Но в этом случае поисковый прогноз, как и ситуационный анализ, может быть разорван во времени и в пространстве с этой процедурой - подготовкой решения могут заняться уже другие эксперты, не связанные с группой прогнозирования.

В этой связи необходимо обратить внимание на связь политического прогноза и ситуационного анализа. Последний является отправной точкой для любого политического прогноза, как поискового, так и нормативного, поскольку именно ситуационный анализ дает возможность определить уже существующие направления развития политического процесса, а также выявить своеобразные потенциальные "полюса роста" - еще не сформировавшиеся, но уже просматривающиеся тенденции в политической сфере.

от греч. prognosis -предвидение) - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование политическое связано с политической эволюцией того или иного общества, общественного института или мира цивилизации [Политическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. об-ществ.-науч. фонд; рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч. ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999. - Т. 2. - С. 281].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

от греч. prognosis - предвидение) - научное исследование явлений и процессов политики с целью определения конкретных перспектив развития политических событий. Подобное исследование опирается на постоянно развивающуюся методологию политического анализа (см.: МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДИАГНОСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ и т.п.), что приводит к определенным результатам в оценке наиболее вероятных стратегий поведения и шансов на успех в политической практике.

Однако главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.

В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.