Колодцы - места, где таится не только добыча, но и опасность! Рой себе колодец — пригодится воды напиться

Согласно историческим данным, колодцы на Руси появились не сразу. Первоначально в качестве источника воды люди употребляли речную или родниковую воду. Деревни закладывались неподалеку от естественных водоемов. Часто за питьевой водой приходилось далеко ходить, и, для облегчения доставки воды было изобретено коромысло, которое позволяло переносить сразу два ведра, не нагружая руки. Сейчас кажется фантастическим, что тогда вода из рек потреблялась в сыром виде.

Древнерусские мастера и их колодцы

Мастерство рытья колодцев считалось сложным, ответственным и почитаемым. Труд «колодезника» оплачивался очень дорого. Строительство колодцев было отхожим неземельным промыслом. Ремесленники одного рода жили отдельными слободами. Ткачей, каменщиков и прочих было много, а артель мастеров-копателей насчитывала максимум 4 человека. Они тщательно охраняли профессиональные секреты от чужих глаз, разведку воды проводили без наблюдателей, а копать начинали в темноте.

Колодцы считались своеобразными порталами между мирами, поэтому наши предки относились к ним с уважением и трепетом. Существовало большое количество примет и ритуалов, связанных с ними. Например, после завершения работ, на срубе вырезали защитную обережную символику. Первую воду из колодца расплескивали на все четыре стороны, благодарствуя при этом Федору Стратилату, вторую – выпивали, а третьей – умывались.

Первые колодцы были неглубокими, стенки шахты укреплялись деревянными срубами. Во время раскопок на Старой Ладоге были обнаружены остатки срубов возрастом более 1000 лет. В местах, где испытывался дефицит древесины, а грунтовые воды залегали близко к поверхности, вместо сборного сруба, в шахту забивалась пустотелая колода. Именно от нее произошло слово колодец.

Покровителем колодцев на Руси считается великомученик Федор Стратилат. Именной праздник Федора Колодезника наступает 8 июня. В этот день часто случаются обильные грозы. Народная пословица гласит, что туман, который залег на заре, показывает удачное место для строительства хорошего колодца

Чтобы облегчить поднятие воды, возле колодца устанавливали журавль – устройство, работающее по принципу рычага. В основе его прочное вертикальное основание с перпендикулярно закрепленной длинной жердью. На одном конце – крючок для посудины или наглухо прикрепленное ведро или бадья, на другом – утолщение, которое способствует легкому вытаскиванию наполненной водой емкости. Комлевая часть может усиливаться дополнительным грузом.

Колодец с журавлем пришел к нам с Древнего Египта и Востока, где таким способом доставляли воду на горные поля и в ирригационные системы. Миниатюры 17-18 столетия детально описывают обустройство традиционного колодца с журавлем. Усложненная конструкция с перекладинами на опорном столбе позволяла регулировать высоту рычага и длину его плеч. Для мелких колодцев способ подходит отлично, поэтому в населенных пунктах можно встретить старинный журавль, который работает в век нанотехнологий.

Более технологичным механизмом для поднятия воды с глубоких колодцев стал коловорот – прочное деревянное бревно равномерного диаметра с закрепленной веревкой или цепью. Его приводят в движение с помощью изогнутой ручки, основа которой проходит сквозь центр бревна. Простым вращением ведро опускается вниз и поднимается уже с водой. Вместо тонкой рукояти, бревно может вращаться с помощью махового колеса большого диаметра – до 2,5 метров. Размер давал большой прирост силы и облегчал качание воды.

Письменные источники начала 19 века сообщают, что от властей поступали указания обустраивать в деревнях колодцы коловоротом с колесом и крышей или навесом. С разными модификациями они встречались на всей территории России и соседних стран. Например, в киевском Вознесенском монастыре коловорот большого колодца приводился в действие двумя цепями с закрепленными ведрами.

Разновидностью автоматизации подачи воды были ступальные колеса. С их помощью пополнялся запас воды в тайном дворцовом колодце во времена Ивана Калиты. Трубопровод был смонтирован из высверленных дубовых бревен – для полноценной инженерной системы не хватало только насоса, его роль выполняли рабочие, которые крутили колесо

Технология строительства колодцев на Руси

Современные инженеры-строители отмечают высокий уровень возведение колодцев древнерусскими мастерами, хотя они возводились простыми инструментами из подручных материалов. Документально зафиксирована рекордная глубина колодца – почти 72 метра. На фоне того, что сейчас выкопать ровный колодец в 40 колец затруднительно, это факт на грани фантастики.

Деревянные срубы наращивались не сверху, а снизу. Шахта плавно расширялась снизу, в разрезе такой колодец напоминал бутылку. Объемная нижняя часть накапливала много воды. По сравнению с современными колодцами, старинные были просто огромными, со срубом 4*4 метра. Размер объясняется коллективным использованием, к колодцу приходили со всей улицы. Обустройство в своем дворе для единоличного пользования упоминается, как редкий факт.

Из шахты специфической формы было трудно выбраться. Для безопасности оголовок делали высоким, верх полностью закрывали настилом, оставляя небольшой люк с крышкой для забора воды. Колодцы украшались крышей на резных столбиках и были важной частью уличного или дворового ансамбля.

Кроме открытых общественных источников в населенных пунктах было принято устраивать тайные колодцы внутри башен и оборонительных сооружений, чтобы в случае нападения население не осталось без питьевой воды. Питались такие колодцы за счет грунтовых вод или инфильтрации из аллювиальных речных отложений. В этом деле русские мастера шли впереди колодезников из других стран.

Деревянный сруб для колодцев старались сделать из дуба, который долго лежит в воде и становится только крепче. На ступеньку ниже древесина вяза и ольхи. В отсутствии твердых пород, срубы рубили из ели, сосны, ивы или осины. Если дуба или аналога было немного, из этого дерева делали только нижние венцы.

Прототипы насосов описываются в источниках 18-19 века. Воду из колодца добывали по узким трубам из сверленых стволов, внутри которых свободно двигался длинный деревянный поршень с кожаным мешком на нижнем конце

Опытные мастера знали, что колодец может питаться не только из дна, а и через стенки. Чтобы обеспечить хороший приток, бревна нижней части подгоняли, оставляя небольшие щели.

Подобная технология используется и сейчас, только с помощью перфорированных железобетонных колец или полипропиленовых труб. Верхние секции сруба крепились в лапу, с усилением потайными шипами, чтобы предотвратить расхождение бревен и осыпание земли в колодец.

Открытие многих целебных источников связано с деяниями святых и подвижников. Прежде, чем создать обитель или храм в удаленном от мирских благ месте, они обязательно находили природный родник или закладывали колодец. Яркий пример – основатель нескольких монастырей Сергей Радонежский. Он выкопал обычную яму, из которой после забил источник.

Единственной женщиной с даром находить хорошие места для питьевых колодцев стала девочка Агафья из подмосковной глубинки. Впервые с ней заговорил колодец, в который отступающие поляки сбросили нескольких убитых. Ей приснилось, что оскверненный колодец зовет ее к себе. Она набрала из него воды и подлила к спящим полякам в брагу, которые отравились и умерли к вечеру следующего дня. Слух о способности Агафьи распространился, к ней приезжали колодезники из соседних деревень, и даже артель из Москвы.

Чтобы убедить врагов в своей силе, жители осаженной крепости опустили в колодец бадьи, наполненные последними запасами сладкого меда и киселя, и когда воины-посланцы пришли на переговоры, демонстративно подняли их со словами «Нас сама земля кормит». Враги поверили, что такой город измором не возьмешь и отступили.

Никто не знает, когда появился первый колодец. Но не трудно догадаться, что люди стали создавать подобные углубления в тех местах, где не было рядом ни рек, ни озёр. Колодцы имели огромное значение в степях и пустынях. Чтобы оградить их от наноса песка, отверстия обычно закрывали большим камнем. Если кто-то в степи заваливал колодец землёй, то такого злоумышленника ждала смерть.

Колодцам поклонялись скифские племена. При появлении врагов они отравляли в них воду. Когда же враг покидал неприветливые земли, то колодцы обеззараживались. Воду либо откачивали, либо бросали в неё серебро. Помимо этого, над колодцами совершались особые тайные обряды.

Аналогичным образом поступали и другие народы. Они наделяли рукотворные источники сверхъестественными возможностями и считали, что в них живут водные духи. Вот поэтому со временем возникло такое понятие как магические колодцы. А если есть магия, то значит присутствуют и волшебство, и тайна.

Как в старину на Руси копали колодцы

На русской земле покровителем рукотворных источников считался Фёдор Стратилат великомученик. В 319 году его обезглавили враги христианской веры. И с тех пор 8 июня называли днём Фёдора Колодезника. В это время часто случались грозы, после которых поднимался туман. Люди говорили: «Фёдор Стратилат грозами богат. Где с зарёй первый туман ложится, там и копай колодец».

В этот день мастера-копатели привязывали к правой руке алый лоскут, а к левой – верёвочку. По народному поверью это приносило удачу. Но 8 июня землю не рыли, а только выбирали место для будущих работ. А вот 9 июня колодезники-копатели просыпались с первыми петухами, брали с собой одну из горластых птиц и шли к намеченному месту под колодец. Там петуха выпускали. Считалось, что тот начнёт скрести землю когтями как раз там, где неглубоко есть вода.

У мастеров-копателей имелись и другие приметы. Один из них забирался на дерево и бросал в воздух шёлковую нитку. Остальные следили, куда она опустится и приговаривали при этом: «Фёдор Стратилат, помоги и укажи». От его дуновения нитка опускалась на землю как раз там, где следовало копать.

Позже для поиска подземной воды начали использовать деревянные и металлические щупы, ореховые прутья, чугунные сковородки. Ставили такую сковородку на предполагаемое место раскопа поздним вечером, а ранним утром проверяли, есть ли в сковородке роса. Если есть, то, значит, вода залегает неглубоко, а если посудина оставалась сухой, то копать не стоило. Орудиями труда при копке служили дубовые лопаты, окантованные железом. Поэтому такой труд нельзя назвать лёгким.

Мастеров-копателей насчитывалось немного. Обычно такая артель состояла из 2-4 человек. А так как в прежние времена все мастера жили своими слободами, то слобода колодезников всегда была значительно меньше слобод кузнецов, каменщиков, оружейников, ткачей. Колодезники тщательно оберегали свои секреты, а поиски воды проводили без свидетелей. Копать начинали в темноте, опасаясь сглаза чужих людей. По завершению работы ставили на колодезных срубах специальные знаки-обереги, чтобы вода не уходили и не портилась.

Из выкопанного колодца первую пригоршню воды расплёскивали на четыре стороны, благодаря при этом Фёдора Стратилата. Вторую пригоршню выпивали, а третьей умывались.

Все святые, странники и подвижники перед тем как создать скит, монастырь или обитель находили и обустраивали источник питьевой воды. Когда Сергей Радонежский основывал монастырь, то выкопал в земле яму. И из неё внезапно забил источник. Как после этого не говорить о магических колодцах, которые являются из-под земли святым людям.

Женщина-колодезница

Говоря о магических колодцах, нельзя не рассказать о единственной женщине-колодезнице, известной истории. А началось всё осенью 1612 года, когда из Москвы выгнали польских захватчиков. Один из таких отрядов остановился в глухой деревне недалеко от Москвы.

Поляки были злы на русских, а поэтому опустошили крестьянские избы, а нескольких местных жителей казнили. Тела убитых сбросили в колодец. Ночью, когда оккупанты уснули, 10-летней девочке Агафье приснилось, что её призывает к себе осквернённый колодец. Она проснулась, оделась и тихонько шмыгнула за порог избы, прихватив с собой бадейку.

В это время поляки спали мертвецким сном, так как отобрали у крестьян все запасы браги и залили ею горечь поражения. Хмельной напиток даже свалил с ног ночной караул.

А Агафья подошла к колодцу, привязала к журавлю бадейку и зачерпнула воду. Затем она разбавила этой водой оставшуюся брагу, которую поляки унесли к себе в обоз.

В деревне о происшествии узнали быстро. Крестьяне вернули своё добро, похоронили односельчан, а потом стали допытываться у Агафьи, как ей удалось уничтожить такую кучу врагов. Но девочка сказала, что это не её заслуга, а колодца, который отомстил и за себя, и за жителей всей деревни.

Вскоре люди стали замечать, что Агафье не интересно играть со сверстниками. Всё свободное время она проводила возле колодца. Часами глядела в воду или сидела, прислонившись спиной к срубу. А потом выяснилось, что у девочки открылся дар. Она могла безошибочно указать, где искать под землёй воду.

Очень быстро слух об Агафье облетел все ближайшие деревни. И потянулись к ней мастера-копатели из сёл и городов. Даже из Москвы начали артели приезжать. Так Агафья и стала первой и последней женщиной-колодезницей на русской земле. Как после этого не верить, что магические колодцы не существуют.

Память колодцев

С древних времён известно, что колодцы всё помнят. Убийца, который избавлялся от трупа, сбросив его в колодец, долго по свету не гулял. Как там выходило, неизвестно, но его всегда ждала лютая смерть. Вода очень обидчива, а колодезная обидчива втройне.

Про колодезников на Руси часто говорили, что они связаны с нечистой силой. Но те не обижались, а иногда и сами распускали подобные слухи. Некоторые колодезники умели даже хворь из людей изгонять. А зависел такой дар от состава колодезной воды. У каждого рукотворного источника своя вода. Вот поэтому на магические колодцы всегда смотрели как на живых существ, обладавших памятью и целебными возможностями.

А в Москве археологи откопали колодец.

Кроме шуток — и такое случается. В данном случае случилось на территории Высокопетровского монастыря, где по случаю общей реставрации пустили поработать и археологов. :)

Археологи на радостях пустили прессу посмотреть. А посмотреть, как оказалось, есть на что.

О колодце, давно засыпанном, в принципе было известно по старым монастырским бумагам (вообще множество документов, касающихся недвижимости, где-то в недрах московских архивов существует). Датирован данный колодец XVII веком, а примерно в конце XVIII был засыпан. Так что в более поздних слоях уже находились коммуникации конца XIX столетия — например, вот эти керамические канализационные трубы.

Итак, приблизительно местонахождение колодца известно было. И на глубине примерно 4 метров действительно стали обнаруживаться фрагменты сруба. И когда их частично освободили от грунта, стала вырисовываться крайне любопытная метода постройки колодца.

Сначала появился большой сруб, две стороны которого стояли вертикально, а две других были скошены, формируя подобие усеченной пирамиды.

Так что они вовсе не случайно накренились — так и было задумано.

На слегах с другой, вертикальной стороны, видим проделанные отверстия — в них, вероятно, укреплялась толстая жердь, на которой мог в свою очередь крепиться ворот для подъема грунта.

То есть это, собственно говоря, был такой своеобразный навес над рабочей площадкой.

Чуть глубже, однако, пошло еще интереснее.

Если приглядеться, мы видим в общей сложности уже три сруба.

Так вот, из двух нижних средний — это не сруб колодца, это просто укрепление шахты. А вот когда добрались до водоносного слоя, то уже внутри нее стали делать собственно колодезный. И он, как говорят, и сейчас в прекрасном состоянии.

Насчет воды — тут отдельная история. Это не дожди внутрь налились (хотя и без них, надо думать не обошлось). Это — когда уже внутри колодезного сруба археологи углубились где-то на семь метров — со дна забили роднички.

Естественный вопрос: что будет с колодцем дальше? Пока идея такая: музеефицировать. То есть: соорудить вокруг нечто, что позволило бы демонстрировать колодец зрителям. При этом за сохранность собственно сруба археологи не боятся: бревна столько веков пробыли в воде, что им особо ничто не грозит. Правда, если такой план и осуществится, то не раньше будущего года.

А что же тем, кто хочет увидеть здесь и сейчас?

Вы будете смеяться, но и сейчас это возможно. Потому что реставрация реставрацией, но богомольцев (а заодно и любопытствующих) в монастырь все равно пускают. И никто не мешает пройти по территории и найти желаемый объект.

А я даже подскажу как. Есть два варианта. Один — это если входить через главный вход с Петровки, под реставрируемой колокольней.

Там направо, потом вот под эту длинную арку.

И вот за этими деревьями — искомое.

Но есть на самом деле вариант еще более простой. Это вход с Крапивенского переулка — а там рядом.

Правда, полазить по самому раскопу, как нам, никто не даст. Но и сверху неплохо видно.

Колодец был культовым сооружением на Руси, и немудрено, ведь вода - основа жизни, и без неё обойтись не мог никто. А потому сельчане так или иначе встречались у колодцев и попутно обменивались друг с другом важными и не важными новостями. А ещё он с давних пор является объектом для различных легенд и поверий. О некоторых интересных моментах из жизни колодца мы и расскажем вам в этой статье.

Чтобы не лезли в бутылку

Древнерусские колодцы по форме напоминали бутыль, и потому отлично накапливали в себе воду.

Однако печален был конец тех, кто в эти колодцы по неосторожности падал. Исходя их соображений безопасности и решено было строить колодцы с более высокой надземной частью.

Кстати говоря, даже если в колодце находили утопленника, воду из него продолжали набирать без «санитарного» перерыва

Колодезный насос времён Ивана

Во времена правления Ивана Калиты вода в кремлёвский тайный колодец поступала благодаря усилиям простых русских мужиков. Здесь сооружён был ступальный колодец с большим колесом, благодаря которому вода поступала на поверхность. А приводилось это колесо в движение посредством шагающего в нём человека.

Живая вода

Колодезная вода - особенная, с ней связано множество поверий. В канун таких праздников как Рождество, Крещение, Пасха ценность колодезной воды возрастала в разы. Крещенская вода, если ею умыться, спасала от сглаза. А чтобы узнать, кто сглаз послал, знахарка набирала воду из трёх колодцев, и в ней видела лицо дурного человека.

В воде из нового колодца купали капризных малышей, это помогало их успокоить.

А отливать из поднятого ведра воду было нежелательным действием, ведь из неё, как считали древние, «смотрят предки».

Водой из колодца и умываться, и обливаться здорово!

Хранитель секретов

Все знают поговорку про «Не плюй в колодец…», однако далеко не все знают об обычае бросать в воду колодца различные предметы. Рукодельницы бросали туда пряжу, молодожёны - куски свадебного каравая и монеты, воины после окончания войны - оружие.

Был случай, когда в одном осаждённом городе жители бросили в колодец бочки с мёдом и киселём, а во время переговоров с врагом как бы невзначай достали их оттуда со словами «Мать-земля кормит». Неприятель понял, что осаждать город, который имеет такой «чудодейственный» колодец, бессмысленно, и отступил.

Лесной колодец

Во времена язычества к общению с духами подходили очень серьёзно, и городской колодец «дублировали» лесным. Такой лесной колодец обязательно накрывался крышкой, чтобы уберечь воду от мусора, листьев и неосторожного человека. Но главной задачей было не увидеть в воде колодца домового.

Такие колодцы украшали с чудесной резьбой, а на Троицу приносили сюда берёзовые ветки и цветные ленты.

Лозоходцы - древнейшая профессия

В древности для использовали лозу, таких людей называли лозоходцами. Место, где лоза клонилась к земле, считалось точкой, где вода максимально близко подходит к поверхности. До сих пор люди, занимающиеся поиском идеального места для копки колодца, называются лозоходцами, правда, используют они немного другие инструменты.

Также в старые времена место для колодца искали с помощью сковородок, разложенных по округе на ночь. Утром количество росы на сковородках сравнивалось и решался вопрос, что делать на выбранных местах - где колодец копать, а где репу сеять.

А ещё иногда колодец в том месте, куда ударила во время грозы молния. Такое место считалось идеальным для будущей водоносной точки.

С колодцами связано множество интересных и мистических историй, и не зря. Ведь вода - это особенное явление, без которого жизнь человека была бы немыслимой.

Колодец — деревенский символ, который с годами не утратил своего значения. Еще 50-60 лет назад он был единственным источником питьевой воды для сотен небольших населенных пунктов, разбросанных по просторам необъятной страны.

Сегодня старинные водозаборные сооружения практически исчезли с лица земли вместе с традиционными русскими деревнями, которые обнищали и опустели. Но если отъехать примерно на 600 км от столицы или любого другого крупного города, можно все еще увидеть бревенчатый сруб с длинным «журавлем» или неизменным железным ведром, привязанным цепью или тросом к поворотному механизму.

В старину колодцам уделялось особое внимание — это были не только источники живительной влаги. Суеверные крестьяне считали их магическими местами, почитали как ворота в иные миры и даже слегка побаивались. Из глубокой древности к нам пришли многочисленные пословицы и поговорки, предостерегающие от неуважительного отношения к колодцу.

Безусловно, часть этих народных афоризмов и преданий имеет переносный смысл, но то, что к единственному источнику воды на Руси относились с благоговением, не вызывает сомнений. Без колодца невозможно представить себе ни один сельский населенный пункт. Даже сегодня, когда в большинстве российских регионов есть центральные водоснабжение, колодцы не теряют своей актуальности. Их по-прежнему используют по прямому назначению, а также ставят на приусадебных участках в качестве декоративного элемента.

Наши предки знали секреты строительства водозаборных конструкций и передавали их из поколения в поколение. Только так можно объяснить, что в отдельных деревнях Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири до сих пор сохранились деревянные колодцы, поставленные еще в дореволюционную эпоху. Даже если надземная часть сгнила, подводная отделка не была уничтожена временем и сохранила свою форму и функции.

Технология строительства была абсолютно проста, но в то же время требовала огромного терпения, физической силы и сноровки, ведь все работы выполнялись вручную. Место для будущего колодца выбирали где-нибудь на возвышенности, чтобы водоносный слой, который должен был наполнить шахту питьевой водой, был чище. Обязательным условием было отсутствие поблизости отхожих ям и мест, куда сбрасывался мусор, поэтому колодец, как правило, стоял чуть в стороне от жилых домов.

Работа по возведению сооружения, которое могло бы обеспечивать водой всю деревню в течение долгих лет, начиналась с подготовительного этапа. Примерно за 2 года до начала строительства крестьяне замачивали деревянный брус в воде.

Наши предки знали, что не всякое дерево подойдет для возведения колодца. Осина под воздействием влаги начинает медленно гнить, и вода в результате имеет неприятный привкус. Ель — хрупкое дерево, которое не может выдержать такие серьезные нагрузки.

Иногда для отделки шахты использовали березу . Брус у нее был гибкий, прочный и устойчивый к влаге. Внутренняя конструкция из этого дерева могла прослужить до 10 лет. Но самым популярным материалом для деревенского колодца были грабовые или дубовые бревна. Пролежав 2 года в воде, брус приобретал свойства мореного дерева. Такой брус использовался даже в кораблестроении, поэтому для возведения колодца он был самым подходящим материалом.

Шахты, отделанные таким образом, могли стоять не один десяток лет. Многие из них целы до сих пор, и если в колодец не сбрасывали мусор, то пить воду из него можно и сегодня.

Технология строительства деревенского колодца

Раньше у крестьян не было специальной техники и высокопрочных строительных материалов — все делали вручную. Основными инструментами были ведра, прочная веревка и лопата. Несколько человек копали яму квадратной формы. Глубина котлована составляла от 10 до 15 м. Обычно этого было достаточно, чтобы достичь слоя почвы, где залегали грунтовые воды. Именно они являются пригодными для питья. Землю из ямы вычерпывали ведрами и поднимали вверх на веревках.

Справиться одному с такой тяжелой работой было невозможно, поэтому в строительстве колодца участвовали несколько молодых и сильных мужчин, которых выбирали для этих целей всей деревней. Источник воды был жизненной необходимостью для всех жителей, поэтому его устройство было ответственным и одновременно почетным делом.

После того как шахта была вырыта, строители укрепляли ее стены. Конструкцию для нижней части колодца делали заранее и опускали в яму уже в готовом виде. Существовала особая технология распила и сборки брусьев, которая называлась «в лапу». Отдельные деревянные детали подгонялись друг к другу и складывались как конструктор. Несмотря на то, что в работе не использовались гвозди или металлические скобы, полученное изделие было очень прочным . Его опускали на дно колодца . Стороны этой конструкции подпирали земляные стенки котлована и не давали грунту осыпаться.

После того как было воздвигнуто основание сооружения, от него снизу вверх деревянными брусками выкладывали весь колодец. Сверху строили крышу из того же материала, устанавливали так называемый «поворот», с помощью которого тащили ведро, привязанное веревкой к круглому бруску с ручкой. При вращении бревна трос постепенно наматывался, и емкость с водой можно было легко достать из колодца. В некоторых регионах вместо «поворота» устанавливали «журавль». Это был подъемный механизм с противовесом, действующий по принципу рычага.

Деревенские колодцы не требовали очистки — шахта рылась таким образом, чтобы грунтовые воды, проходя через слой песка, постоянно обновлялись. Именно поэтому колодезная вода всегда считалась самой вкусной и полезной.

Функции и устройство деревенского колодца в наши дни

Сегодня старый способ возведения водозаборных сооружений постепенно уходит в прошлое. На карте России и соседних государств сохранилось не так много деревень, в которых поддерживают традиции предков. На смену старым вымирающим поселениям приходят современные коттеджные поселки, в которых предпочтение отдают воде из специальных скважин, оснащенных системами мощных насосов, качающих воду в автоматическом режиме, и из фильтров, работающих от источника электроэнергии.

Но деревенский колодец не исчез полностью из сельской местности. В наши дни он почти перестал выполнять свои прямые функции, но стал интересным элементом декора , который очень популярен на приусадебных участках. Иногда такие водозаборные конструкции ставят на дачах, чтобы в случае экстренного отключения электроэнергии не остаться без воды, когда насосы не смогут качать ее из скважины.

Колодец на своем участке можно выкопать вручную . Для укрепления стен котлована сейчас используются бетонные кольца. Сначала копают углубление по периметру будущего основания, чтобы обозначить размеры шахты, а затем продолжают работу по выполненной разметке.

Железобетонное кольцо под собственным весом будет постепенно опускаться вниз. Когда верхний край достигнет поверхности земли, на первый элемент ставят второй. Стыки между ними изолируют с помощью пеньковой веревки. Так выкладывается вся шахта, глубина которой обычно не превышает 20 м.

Когда элементы конструкции достигают водоносного слоя, нужно несколько раз откачать воду насосом, чтобы завершить отделку основания. Дно выкладывают деревянными досками, а сверху насыпают два слоя щебня. Такие меры необходимы, чтобы избежать скопления ила и грязи в водозаборной части колодца.

Оформление верхней конструкции колодца

Надземная часть колодца называется «оголовок «. Ее часто делают из железа или камня. Это вполне уместно, если на участке стоит кирпичный дом. С жилищем и постройками из сруба лучше будет гармонировать традиционный деревянный оголовок водозаборного сооружения , выполненный в деревенском стиле.

Для строительства верхней части колодца нужно выбирать прочные и влагостойкие породы дерева, например, мореный дуб или граб. Готовый оголовок можно сделать резным или расписать его в одной из известных национальных техник.

Иногда надземную часть колодца ставят на участке как самостоятельный элемент декора, без строительства шахты. Такая деталь ландшафтного дизайна хорошо сочетается с деревянными домами, банями и добавляет земельному владению неповторимый национальный колорит.

Великолепно смотрятся клумбы, сделанные в стиле деревенского колодца. Все зависит от полета фантазии и мастерства человека, который занимается возведением конструкции.