К леонгард изучал акцентуации характера у подростков. Характер и акцентуации характера

Акцентуация характера - слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Они возникают по причине неправильного воспитания индивида в детстве и наследственности. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями. В большинстве случаев они возникают в подростковом возрасте.

Акцентуация характера: что это такое?

Акцентуация (акцентуированная личность) - определение, применяющееся в психологии. Этот термин понимают как дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация характера возникает и развивается у детей и подростков.

Термин «акцентуация » впервые ввел немецкий врач-психиатр К. Леонгард. Акцентуацией характера он называет излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Леонгарду принадлежит первая попытка их классификации. Он утверждал, что у большого количества людей черты характера являются заостренными.

Затем этот вопрос был рассмотрен А. Е. Личко. Он под акцентуацией характера понимал крайние варианты его нормы, когда происходит чрезмерное усиление некоторых черт. При этом отмечается избирательная уязвимость, которая относится к определенным психогенным воздействиям. Любая акцентуация не может быть представлена в качестве психического заболевания.

А.Е.Личко

Причины возникновения

Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.

Влияет на появление заостренных черт характера социальное окружение ребенка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения. Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации. Согласно статистике данные проявления отмечаются у людей, которые работают в сфере «человек -человек »:

  • педагоги;
  • медицинские и социальные работники;
  • военные;
  • актеры.

Виды и типы, основные клинические проявления

Существуют классификации акцентуаций характера, которые выделял А. Е. Личко и К. Леонгард. Первый предложил типологию акцентуаций, состоящая из 11 типов, каждый из которых характеризуется специфическими проявлениями, которые можно наблюдать в подростковом возрасте. Кроме типов, Личко выделял виды акцентуации, которые различаются в зависимости от степени выраженности:

  • явная акцентуация - крайний вариант нормы (черты характера выражены в течение всей жизни);
  • скрытая - обычный вариант (заостренные черты характера проявляются у человека исключительно в трудных жизненных обстоятельствах).

Виды акцентуаций по А. Е. Личко:

Вид Проявления
Гипертимный Отмечается повышенная активность и настроение. Такие личности не могут переносить одиночества и однообразия в жизни. Любят общение, наблюдается склонность к частым сменам увлечений и хобби. Редко доводят начатое до конца
Циклоидный Отмечаются циклические смены настроения с гипертимного на дисфорическое (злобное)
Эмоционально-лабильный Беспричинные и частые смены настроения. Люди отличаются высокой чувствительностью. Они открыто выражают свои положительные эмоции по отношению к окружающим людям. Отмечается отзывчивость, альтруизм и общительность
Сенситивный Такие личности характеризуются наличием чувства неполноценности. Отмечается повышенная впечатлительность. Интересы лежат в интеллектуальной и эстетической сфере
Астено -невротический Отмечается повышенная капризность и плаксивость. Такие люди быстро утомляются и истощаются, на фоне этого часто возникает раздражительность
Шизоидный Такие люди характеризуются замкнутостью и любят проводить время в одиночестве. Для подростков характерно то, что они не общаются со сверстниками. Любят находиться в кругу взрослых людей
Психастенический Личности с таким характером склонны к тщательному самоанализу и рефлексии. Они долго принимают решение относительно какой-либо ситуации, бояться ответственности. Самокритичны
Эпилептоидный Поведение характеризуется приступами гнева по отношению к другим людям. Отмечается повышенная возбудимость и напряженность
Истероидный Любят быть в центре внимания. Склонны к демонстративному суициду и бояться насмешек со стороны окружающих
Конформный Зависимы от других людей. Подчиняются авторитету. Стремятся не отличаться от окружающих
Неустойчивый Тяга к различным интересам и увлечениям. Такие люди ленивы. У них отсутствуют планы относительно своего будущего

Леонгард выделил классификацию акцентуаций характера, состоящую из 12 видов. Некоторые из них совпадают с типологией А. Е. Личко. Он изучал типологию характеров у взрослых людей. Виды разделены на три группы:

  1. 1. темперамент (гипертимный, дистимический, экзальтированный, тревожный и эмотивный);
  2. 2. характер (демонстративный, застревающий и возбудимый);
  3. 3. личностный уровень (экстравертированный и интровертированный).

Виды акцентуаций по К. Леонгарду:

Вид Характерные признаки
Гипертимный Готовность в любой момент пойти на контакт. Отмечается яркая выраженность мимики и жестов при общении. Энергичны и инициативны. В некоторых случаях отмечается конфликтность, раздражительность и легкомыслие
Дистимический Отсутствие общительности. Пессимистическое и меланхолическое настроение и взгляд на будущее
Циклоидный Частые и резкие смены настроения. От настроения зависит поведение и манера общения с окружающими людьми
Возбудимый Замедленные вербальные и невербальные реакции на ситуацию. Если человек эмоционально возбужден, то отмечается раздражительность и агрессия
Застревающий Наблюдается занудливость. Они склонны к поучительству и обидчивости. В некоторых случаях такие люди способны мстить
Педантичный В конфликтах они пассивны. Отмечается добросовестность и аккуратность в выполнении дел. Наблюдается склонность к занудству
Тревожный Возникают тревожные состояния по поводу и без него. Такие личности не уверенны в себе
Эмотивный Ощущают себя комфортно исключительно рядом с близкими людьми. Отмечается способность сопереживать и искренне радоваться чужому счастью. Наблюдается повышенная чувствительность
Демонстративный Такие личности стремятся занять лидерскую позицию. Они артистичны. Отмечается нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие и склонность к хвастовству
Экзальтированный Любят общаться, альтруисты. Отмечается склонность к совершению импульсивных действий
Экстравертированный Личности этого типа охотно идут на контакт с людьми, имеют большое количество друзей. Они неконфликтны, легко поддаются чужому влиянию. Иногда отмечается совершение необдуманных действий и склонность к распространению сплетен
Интровертированный Отмечается замкнутость, склонность к фантазированию и одиночеству

Особенности

По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный - в раннем детстве, а гипертимный - в подростковом возрасте.

Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.

В развитии акцентуаций характера выделяют две группы изменений: преходящие и стойкие. Первая группа подразделяется на острые эмоциональные реакции, психоподобные нарушения и психогенные психические нарушения. Острые аффективные реакции характеризуются тем, что такие люди наносят себе повреждения разными способами, имеются попытки самоубийства (интрапунитивные реакции). Такое поведение встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуации.

Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.

У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.

На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую. Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста. К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.

Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперакгивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный - выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый-повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;


8) педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые - особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом».

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом.

А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции».

«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко».

Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.

Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом - значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.

Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.

Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу - важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п.

Застревающая личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником.

Педантическая личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных - из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело.

Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями. В целом при отрицательной картине врачи склонны усматривать психопатию, при положительной - скорее акцентуацию личности. Подобный подход в достаточной мере оправдан, поскольку легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая - с отрицательными.

Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. Однако необходимо учитывать различные пограничные случаи.

Жесткой границы нет и между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями. Здесь также не хотелось бы подходить к этим понятиям слишком узко, т.е. неверно было бы на основании какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать в нем отклонение от нормы. Но даже при достаточно широком подходе к тому, какие качества можно называть стандартными, нормальными, не бросающимися в глаза, все же существует немало людей, которых приходится отнести к акцентуированным личностям.

личность характер акцентуация неформальный


Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.

Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.

Краткая предыстория

А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на , Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.

Однако она немного отличается .

Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста , охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.

Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность - более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.

Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.

Типы акцентуации характера по Личко:

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Согласно теории Личко, акцентуация - это временные . В процессе они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.

Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая .

Согласно психиатру А. Личко, акцентуации - это пограничные состояния между нормой и патологией .

Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.

Акцентуации характера — примеры:

Классификация

Были выделены следующие виды акцентуаций:

  1. Гипертимный тип . Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.

    Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.

  2. Циклоидный . Характерна частая смена настроения - от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к , апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.

    В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии - плохом настроении - проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.

  3. Сенситивный . Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.

    У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.

    Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.

  4. Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.

  5. Истероидный . Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться - одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.

    Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.

  6. Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип - быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
  7. Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.

    Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.

  8. Неустойчивый . К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты - легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
  9. Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.

    Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.

    К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.

  10. Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера - жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.

    Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.

  11. Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.

    Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.

Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.

Таблица акцентуаций характера:

Где используется методика?

Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.

Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление , психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.

Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста .

Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу .

Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога:

Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду)

1. Гипертимный тип. Такие люди очень общительны, они стремятся к людям. При разговоре активно жестикулируют, а также имеют ярко выраженную мимику. Эти люди непостоянны, поэтому часто возникают конфликты из-за невыполнения своих обязанностей и обещаний. Отличаются деятельностью, активностью, инициативностью, а также оптимизмом. Несмотря на все это, они легкомысленны, необязательны, иногда совершают аморальные поступки. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, тенденцией постоянно отклонятся от темы разговора. Характеризуется большой подвижностью, общительностью, выраженностью невербальных компонентов общения. Везде вносят много шума, стремятся к лидерству. Имеют высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон. Самооценка повышена, характеризуются недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Так как люди они общительные, тяжело переносят стабильность. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Для гипертимов характерны такие качества, как общительность, повышенная словоохотливость, оптимистический взгляд на жизнь. Трудности часто преодолеваются без особого труда.

2. Дистимный тип. Замкнутые люди, не любящие шумные компании, и проводящие большинство времени сидя дома. Высоко ценят дружбу и отличаются надежностью, высокими нормами морали, а также серьезностью. Однако, они часто страдают депрессией и подавленностью, действуют медленно. Отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Добросовестны, располагают обостренным чувством справедливости.

Дистимическая личность – противоположность гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны, им не свойственна активность.

3. Циклоидный (аффективно-лабильный) тип. Леонгард считает, что для этих людей характерна быстрая смена настроения, поэтому и в общении с окружающими они могут быстро менять образ поведения, то быть веселыми и добродушными, то грубыми и подавленными. Это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний, иногда без видимых внешних причин.

Важной особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе у циклотимов радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную активность. В дистимической фазе печальные события вызывают у них не только огорчение, но и состояние подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций, мышления, эмоционального отклика.

4. Возбудимый тип. Эти люди необщительны, их действия и реакции замедленны, однако могут быть вспыльчивыми и раздражительными. Часто провоцируют конфликты, могут нахамить и нагрубить. Из положительных черт можно выделить аккуратность, любовь к маленьким детям, а также надежность и добросовестность. Для данного типа характерны недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловесность поступков, замедленность психических процессов. Труд и учеба не являются для него привлекательными,равнодушен к будущему. Целиком живет в настоящем. Повышенная импульсивность гасится с трудом и может быть опасна для окружающих. Может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от рационального осмысления своих поступков, а то порыва, влечения, инстинкта или неконтролируемого побуждения. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость.

5. Застревающий (аффективно - застойный) тип. Из положительных черт можно выделить общительность, высокие требования к себе, стремление к успеху. Однако, такие люди не очень разговорчивы, склонны давать нравоучения окружающим людям, поэтому их нарекают занудами. Уязвимы, очень ревнивы, иногда слишком самоуверенны. Эти люди мстительны, им сложно понять окружающих. Данный тип характеризуется высоким уровнем задержки аффектов - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, инертен в моторике. Склонен к затяжным конфликтам, четко определяет круг врагов и друзей. Подозрителен, отличается мстительностью. Проявляет большое упорство в достижении своих целей.

Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют представителей этого типа как обидчивых, злопамятных и мстительных людей. Длительность переживаний часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику.

6. Педантичный тип. По акцентуации Леонгарда это человек очень аккуратный, чего требует и от остальных. На лидерство не претендует, редко является инициатором конфликтов. Такие люди чересчур заносчивы и требовательны, однако, они очень добросовестны в делах, надежны. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, в то же время сильно реагирует на любые проявления нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, скрупулезен, чистоплотен, добросовестен. Усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.

Внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. За внешней педантичностью стоят нежелание быстрых перемен и неспособность к ним, отсутствие стремления к принятию ответственности. Эти люди любят привычную работу, добросовестны в быту.

7. Тревожный тип. Люди неуверенные в себе, очень робки и замкнуты. Редко являются инициаторами конфликта, ведут себя как «мышка». Таким людям необходима поддержка и опора. Однако они очень дружелюбны, надежны и не боятся критики. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре.

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

8. Эмотивный тип. Это люди, которые предпочитают круг общения из близких людей, они в меру общительны, понимают окружающих, неконфликтны. Все обиды держат в себе. Они привлекательны своей добротой, всегда могут разделить радость и горе другого человека, очень исполнительны. Однако они могут быть слишком чувствительны и ранимы. Характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурные. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность.

Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность. Характерны такие качества, как мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость высокоразвитая эмпатия, повышенная слезливость (как принято говорить, ``глаза на мокром месте"").

9. Демонстративный тип. Люди этого типа стремятся показать себя в обществе, они обожают быть в центре внимания, общение дается им легко. Склонны завязывать интриги. Эти люди привлекают неординарностью, активностью, артистичностью, а также они способны заинтересовать в чем-либо кого угодно. Однако, по теории Леонгарда, людям неприятен этот тип из-за излишней самоуверенности, эгоцентризма, а также лени. Провоцируют конфликты. Характеризуется демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов, артистизмом. Склонен к фантазерству, позерству и притворству. Обладает повышенной способностью к вытеснению, может полностью забывать то, о чем знать не желает, что расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает без угрызений совести. Ложь, притворство направлены на приукрашивание себя. Им движет жажда постоянного внимания (пусть даже негативного) к своей особе. Данный тип демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешне мягкой манере общения).

Главной особенностью демонстративной личности является потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Большая доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

10. Экзальтированный тип. Общительные люди, любящие поговорить, часто влюбляются. Спорят, но до конфликта дело доходит редко. Имеют крепкие связи с семьей и друзьями. По жизни очень альтруистичны и искренни, однако, смена настроения и паникерство нередко мешают им. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность; реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязаны к близким, друзьям. Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству, природе, переживания религиозного порядка.

Главной чертой экзальтированной личности является бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживанию находят в их поведении яркое внешнее выражение.

11. Экстравертированный тип. Пожалуй, самый общительный тип. У таких людей очень много друзей и знакомых, с которыми они имеют прекрасные отношения, так как умеют выслушать и не стремятся к доминированию. Очень неконфликтны. Однако, они несколько легкомысленны, любят посплетничать, совершают необдуманные поступки. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью.

Такой человек легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. Мнение таких людей не отличается стойкостью, поскольку новые мысли, высказанные другими, легко принимаются на веру и внутренне не перерабатываются. Характерная особенность - импульсивность поступков.

12. Интровертированный тип. Такие люди оторваны от реальности. Свою силу они черпают в одиночестве и размышлениях. Очень не любят шумные большие компании, быстро утомляются от длительного общения, но общение один на один для них приемлемо, они прекрасные партнеры. Интроверты довольно сдержанны, всегда придерживаются собственных убеждений. Однако, они слишком настойчивы и упрямы, их очень сложно переубедить их собственная точка зрения всегда единственно верная для них. Живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько представлениями. Внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если разумная степень интровертированности способствует выработке самостоятельного суждения, то сильно интровертированная личность живет большей частью в мире нереальных идей. Излюбленная пища для мышления интровертов - проблемы религии, политики, философии. Малообщителен, держится в стороне, общается по необходимости, любит одиночество; погружен в себя, о себе рассказывает мало, свои переживания не раскрывает. Медлителен и нерешителен в поступках.

Для этого типа характерна опора на свой жизненный опыт. Этот тип не подвержен влиянию различных ситуаций. Степень погружения во внутренний мир приводит человека к отрыву от реальной действительности. Характерна подчеркнутая склонность к раздумьям и слабая готовность к поступкам.

Рис. 6. Схема акцентуации характера по Е. Филатовой и А.Е. Личко

О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.

Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.

На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.

Встречается несколько видов острых аффективных реакций.

1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.

2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.

Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы"). Катамнестические исследования показывают, что если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуации характера, то у 80% при повзрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертомной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее-при неустойчивой (всего 17%).

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде: 1) делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; 2) ток-сикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств; 3) побегов из дома и бродяжничества; 4) транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.). Все эти проявления преходящих нарушений поведения описаны нами ранее.

Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера – это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход "явной" акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.

Тем не менее, при латентных акцентуациях под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к "слабому звену", к "месту наименьшего сопротивления", присущему данному типу акцентуации, может произойти нечто, аналогичное декомпенсации при психопатиях. Черты определенного типа акцентуации, до этого замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно.

2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня среды патологии ("краевые психопатии", по О. В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов: 1) наличие изначальной акцентуации характера, 2) неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к "месту наименьшего сопротивления" данного типа акцентуации, 3) их действие должно быть достаточно продолжительным и, главное, 4) оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида является детство, для психоастеника – первые классы школы, для большинства других типов – разные периоды подросткового возраста (от 11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяльном типе критическим является более старший возраст – 30-40 лет – период высокой социальной активности.

3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описанных нами: и промежуточных, и "амальгамных". Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их могут быть типы: лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилептоидный, истеро-эпилептоидный. Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием. Так, вследствие безнадзорности или гипопротекции в воспитании черты неустойчивого типа могут наслоиться на гипертимное, конформное, эпилептоидное и реже на лабильное или шизоидное ядро. При воспитании в обстановке "кумира семьи" (потворствующая гиперпротекция), истерические черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа.

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного – в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими.

Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипер-тимности появляются короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо. Вследствие этого у студентов-первокурсников в сравнении со школьниками старших классов частота гипертимной акцентуации заметно снижается, а частота циклоидной заметно возрастает.

Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных биологических факторов является присоединение, аффективной лабильности ("легко взрываются, но быстро отходят") как одной из ведущих черт характера к гипертимному, лабильному, астено-невротическому, истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростковом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм.

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них: 1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности; 2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием "потворствующая гипопротекция", когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.; 3) доминирующая гиперпротекция ("гиперопека"); 4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи"; 5) эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу "Золушки"); 6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений; 7) в условиях повышенной моральной ответственности; 8) в условиях "культа болезней".

Личко А. Е. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

У ПОДРОСТКОВ

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Каждый человек – неповторимая личность, с уникальным внутренним миром, мировоззрением и жизненным опытом. Именно совокупность всех этих особенностей с течением времени формирует уникальную структуру личности каждого из нас. Сложный и длительный процесс ее формирования происходит в тесном взаимодействии с окружающим миром и людьми. Мы выбираем свой жизненный путь, профессиональную сферу деятельности, формируем определенный круг общения.

В этом процессе жизненной активности мы проявляем всю палитру и интенсивность красок нашего характера – различных его черт. Если одна из черт проявляется более интенсивно, чем остальные, тогда речь идет об акцентуации характера. Это сложное понятие вошло в обиход мировой психиатрии и психологии в 1981 году, когда знаменитый немецкий психиатр Карл Леонгард в своем труде «Акцентуированная личность» описал понятие акцентуации и конкретные типы акцентуации характера. Если это психиатрическое понятие, то какое отношение оно имеет к психологии, которая занимается помощью психически-здоровым людям?Акцентуация характера – это усиленное или чрезмерное проявление конкретной черты или совокупности отдельных черт характера, которые делают личность уязвимой к определенным внешним воздействиям. Акцентуация в психологии является крайней психической нормой, за которой начинаются негативные личностные изменения и психические отклонения. Для психолога важно выявить акцентуацию, чтобы вовремя скорректировать ее негативные проявления и не допустить развитие психического заболевания.

Акцентуация или оригинальность?

Как же дать определение акцентуации характера, если часто можно встретить людей, у которых отдельные черты ярко проявляются, но не мешают им жить, а наоборот, способствуют успеху, делают их оригинальными? Создавая теорию об акцентуациях, Леонгард учитывал эти особенности. Каждая черта характера у разных людей проявляется в разной степени, яркое проявление конкретной черты совсем не говорит об акцентуации. Акцентуация характера предполагает некую полярность: в одним обстоятельствах она является залогом социального успеха, а в других – препятствует самореализации.

Например, в профессиональной сфере человек с заостренной педантичностью может стать незаменимым работником, который все делает скрупулезно и своевременно. Но с другой стороны, в неблагоприятных обстоятельствах этот человек может заболеть неврозом навязчивых состояний, когда он просто перестает сам руководить собственной жизнью, теряет самоконтроль.

Рассмотрим конкретные виды заостренных черт, которые составляют основу теории Леонгарда про акцентуации характера, чтобы иметь общее понятие о специфике акцентуаций. Леонгард выделял такие основные виды акцентуаций:

Акцентуации рождаются в подростковом возрасте

В 1977 году профессор советской психиатрии Андрей Личко, ориентируясь на исследования психиатров того времени, сформировал собственное понятие об акцентуациях характера. В своей теории Личко сделал акцент на том, что акцентуации характера рождаются и наиболее ярко проявляются именно в подростковом возрасте. Этот возрастной период характеризуется стремительным развитием всех психических структур, а формирования характера достигает своего апогея, рождается личность.

Именно Личко сформировал конкретные аспекты, которые отличают акцентуации от личностных расстройств:

  • Влияние на конкретные сферы жизни. Если человек с личностным расстройством реагирует на любые внешние воздействия, исходя из особенностей этого расстройства, то особенностью акцентуаций является то, что они проявляются только в конкретных жизненных ситуациях.
  • Нестабильность во времени. Акцентуации чаще всего ярко проявляются в определенные периоды жизни: подростковый период, различные кризисы, травмирующие события. Расстройства стабильны во времени, появляются в довольно раннем возрасте и усиливаются вместе с взрослением.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации. Расстройства постоянно мешают адаптации человека к жизни или же вообще ее останавливают. Акцентуации не мешают этому процессу или же вызывают «временные неудобства».

Рассмотрим классификацию типов акцентуаций характера, предложенную профессором Личко:

Для определения конкретных акцентуаций характера профессиональная психология предлагает использовать две качественные методики:

  • Методика К. Леонгарда в соавторстве с Н. Шмишеком. Эта методика предназначена для исследования акцентуаций характера взрослых людей любого возраста.
  • Методика «ПДО». Это патохарактерологический диагностический опросник Андрея Личко, разработанный специально для исследования акцентуаций характера подростков.

Видео о том, как определенные черты характера влияют на наше здоровье: