Упражнения для развития речи ребенка 3 лет. Заучивание стихов, чтение, рассказывание. Как развивать речь ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материала. Уже «с пеленок» необходимо развивать ребенка, тем самым малыш развивается в целом.

Роль родителей в развитии речи детей
Дети, подражая окружающим, усваивают разговорную речь. Но, к большому сожалению, многие родители часто не уделяют этому нужного внимания и пускают процесс развития речевых навыков ребенка на самотек. Особенно эта проблема актуальна в настоящее время, в век технического прогресса, так как малыш проводит много времени у телевизора, за компьютером, которые заменяют ему родителей. Детям не хватает простого человеческого общения. Некоторые родители перекладывают решение этого вопроса на детский сад . Но, к сожалению, не всегда в штате детского учреждения имеется специалист, ведущий с детьми необходимые занятия по развитию речи. Поэтому, родителям необходимо дома самим заниматься с детьми. Необязательно обучение превращать в строгие школьные занятия, игры для детей легко использовать по дороге в магазин или детский сад, гуляя или укладывая малыша спать. Более тесное общение пойдет на пользу, отношения станут ближе и доверительнее.

Речевые проблемы дошкольников
Следствием недостаточного живого общения детей с окружающими являются проблемы перед поступлением в школу:
- речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;
- словарный запас очень скуден;
- употребление нелитературных выражений, использование сленга;
- неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;
- плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации.
Упражнения и игры для детей помогут сформировать выразительность речи, обогатить словарный запас, выработать четкость произношения, грамотность.

Игры для детей 3-4 лет
Основное внимание уделяется правильному произношению звуков, развитию речи и артикуляционного аппарата.
Упражнения по произношению шипящих звуков объедините по темам. Например, по картинке «Еж и ежата», произнесите несколько упражнений: жа-жа – мы посмотрим на ежа, жу-жу – дадим листик мы ежу, жи-жи – шишки на спине несут ежи и т.д. Произнося фразы и слова и обращая внимание на определенный звук, ребенок научится разделять понятия – звук и слово.

Игра «Чей голос или звук?»
Целесообразно использование подражание музыкальным инструментам или голосам животных. Например, малышу дают колокольчик и говорят: «Колокольчик «динь-динь». Аналогичные сравнения: корова «му-му», собака «гав-гав», цыпленок «пи-пи», утенок «кря-кря».

Игра «Угадай»
Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям. Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку. Пусть ребенок попробует отгадать.

Игра «Опиши предмет»
Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз – полосатый, большой, сладкий. Так малыш научится определять признаки предметов.

Игра «Сравнение»
Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Таня – коричневые. Аналогично: волосы – светлые и рыжие, одна в платье, другая в брюках. Ребенок сможет сравнивать предметы с разными характеристиками.

Упражнения и игры для детей 5 лет.
В этом возрасте больше внимания уделяется составляющим слова – звукам. Ребенок учится определять на слух, присутствует ли в слове заданный звук. Малыш различает близкие и различные слова по звучанию. Все это способствует развитию речи. Выполняя упражнения, игры для детей, включайте в повествование диалоги, разнообразьте действия персонажей.

Игра «первый звук»
Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек и покатать в машине только тех, названия которых начинаются с определенного звука, например: к – кукла, кот, клоун. При выборе ребенком «неправильной» игрушки (например, собака), машина не будет ехать. Объясните, что в слове «собака» звук «к» стоит в середине слова, а не на первом месте.

Игра «Кто заблудился?»
Учите ребенка образовывать однокоренные слова, находить синонимы к словам. Предложите малышу думать и рассуждать. Предположите такую сюжетную ситуацию: в лесу потерялся заяц. Назовите ласково: зайчик, зайчонок. Где он, почему плачет? Заблудился, потерялся, кушать хочет. Какой он? Грустный, голодный, печальный. Как ему помочь? Вылечить, успокоить, покормить. Ребенок подсказывает возможное описание зайца.

Игра «Придумаем историю»
Вместе с ребенком можно пофантазировать, придумать историю. В процессе ребенок поймет последовательность повествования, логическую структуру рассказа. Предположите, например, что в лес пошла белочка и встретила волка. Она какая? Шустрая, смелая. А волк? Злой, сердитый. Затем взрослый начинает рассказывать, а ребенок продолжает: белочка вышла погулять … и орехов набрать, она залезла … на высокое дерево, а там орехов … видимо-невидимо, тут навстречу… волк, но она … не напугалась, и бросила орех … прямо на волка.

Игры и упражнения для детей 6-7 лет.
В процессе занятий по развитию речи у детей предшкольного возраста совершенствуется речевой слух, закрепляются навыки правильной и четкой речи. Используются на занятиях скороговорки, стихи, это поможет выработать дикцию, регулировать силой голоса, его темпом.

Игра «Слоги и звуки»
Произнося слова по слогам, учите определять их количество в словах, например: жук, мак – слова из одного слога; за-бор, цап-ля – слова из двух слогов. Попросите ребенка назвать несколько слов, начинающихся с одного звука: «ш» - шапка, шахматы, «ж» - жук, жаба. Учите различать твердость и мягкость звуков «р» и «л»: твердый «р» - морковь, груша, мягкий «рь» - редька, абрикос.

Занятие «Зарисовка наблюдений прогулки»
Приготовьте бумагу и цветные карандаши. После прогулки ребенок рисует увиденное на прогулке, комментируя и рассуждая, взяв первый лист: «На улице небо голубое (окрашивает верх в голубой цвет), «светило солнце (рисует солнце)». На втором листе он продолжает рисовать изменившуюся картинку: «Пришла тучка и закрыла солнце (рисует тучку)», «пошел дождь (рисует капли в виде линий сверху вниз)». Потом на третье листе: «Дождь перестал, солнце выглянуло (рисует тучку, а из-под нее солнце)», «На земле появились лужи (рисует голубые овальные островки на коричневой земле)». Потом разложите перед ребенком все три рисунка, получилось как три кадра из фильма. Эмоциональный отклик ребенка закрепится в форме зрительной памяти, что поможет расширить словарный запас.

Упражнения по развитию речевого дыхания
Для развития речи у детей и чтобы ребенок хорошо выговаривал звуки «с-з», «ж-ш». «р», важно научиться делать сильный вдох. Простые упражнения помогут при заикании и пропуске в разговоре ребенком звуков и слов.

Упражнение «Снежинки»
Возьмите маленькие кусочки ваты или бумажных салфеток, положите малышу на ладонь. Покажите, как надо сдувать «снежинки», надувая щеки и набирая в рот побольше воздуха. Пусть ребенок повторит 3-4 раза.
Упражнение «Бабочки».
Несколько бумажных ярких бабочек подвесьте на уровне лица. Подуйте на них, и они «полетят». Путь малыш тоже подует на них, но не более семи-десяти секунд, так как может закружиться голова.
В результате, благодаря терпеливой и целенаправленной работе взрослых с детьми, речь ребенка станет богаче, ярче, и он придет в школу вполне подготовленным.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ


Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.

Малышу от года до трех лет необходимы занятия с развивающими игрушками, чтобы он научился различать предметы по величине, цвету, форме. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые образцы для повторения: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, мяу), упрощенные слова (бух, ляля).

Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить игры по развитию голоса (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты).

Ведь если у ребенка слабый выдох, то и голос у него будет тихим, а многие звуки произнести не удастся.

У неговорящего малыша движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать логопедический массаж и пассивную артикуляционную гимнастику, а такжемассаж кистей рук и пассивную, а затем и активную пальчиковую гимнастику.

Мозг ребенка – очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут «переключиться» на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша будет уже сверхсложно или вообще невозможно.


ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.

Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.

Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.



Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Кубик и кирпичик (с 1 года)

Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета.

Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).

В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».

Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»


...

? Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.

Поручения (с 1 года)

Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.

Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.

Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

...

? С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.

Нельзя! (с 1 года)

Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.

...

? Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого.

Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев)

Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т. п.).

Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?»

Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.

...

? Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.

Моя одежда (с 1 года 3 месяцев)

Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.).

Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?»



Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.

...

? Задача игры – расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».

Покажи носик (с 1 года 3 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.

Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.

...

Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев)

Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы).

Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте.



Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».

...

? Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.

Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев)

Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».

Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.

...

? С помощью этой игры ребенок научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.

Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев)

Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая – потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая – синяя-синяя! А это – ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»

...

? Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.

Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев)

Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке.

Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.



На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.

...

? Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.

Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев)

С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:

– Вот кошечка бежит – топ-топ-топ! (Двигайте игрушечную кошечку.) Что она говорит?

– Мяу-мяу! Кушать хочу!

– Садись, кошечка, за стол! (Посадите кошку за игрушечный столик.)

– Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает – топ-топ, топ-топ! Что он говорит?

– Э-э-э! Кушать хочу!

– Садись, мишка, за стол! (Посадите мишку за игрушечный столик.)

Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».

...

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.

Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев)

Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.

Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.

Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»

На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» – изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.

...

? С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.

Части тела (с 1 года 9 месяцев)

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.

Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.



Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.

...

? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Волшебный мешочек (с 2 лет)

Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.

...

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.

Кто это? (с 2 лет)

Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».

Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.

Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т. д.

Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите.

Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.

...

? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.

Что делает? (с 2 лет)

Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.

Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры – не более пяти картинок).



...

? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.

Слушай и выполняй (с 2 лет)

В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.

Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».

...

? Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.

Покажи и спрячь (с 2 лет)

Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там – в коробке».



Такие же действия произведите с остальными игрушками.

...

? Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».

Игрушки-шалуны (с 2 лет)

Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:

Скачет, прыгает, играет,

А куда – сама не знает.

Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.

Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.

В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.

И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»



В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.

...

? С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.

ПЕРВЫЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА

Кто за дверью? (с 1 года)

Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!»

В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки.

Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!»

...

? Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

Что делает малыш? (с 1 года)

Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!»

Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.

...

Музыкальные игрушки (с 1 года)

Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.

Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!»

После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Что делает Ляля? (с 1 года)

Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.

Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.

Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос.

Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать.



Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Кто в сказке живет? (с 1 года)

После того как ребенок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами.

Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

Заводные игрушки (с 1 года)

Повторять звукоподражания можно, играя с заводными игрушками. Для этого сначала покажите ребенку какую-либо заводную игрушку и продемонстрируйте, как она работает. Заведите игрушку ключиком или нажатием кнопки и, наблюдая вместе с ребенком, как она двигается, произносите соответствующие звукоподражания.

В следующий раз скажите малышу, что он сам будет заводной игрушкой (курочкой, лягушкой, уточкой и т. д.). «Заведите» его указательным пальцем, как ключиком, или нажмите воображаемую кнопку и попросите показать, как движется или «говорит» игрушка. Если малыш молчит, скажите, что игрушка сломалась, «почините» ее и вновь предложите игру.

...

? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

С первых дней жизни у ребенка формируется развитие речи. Все, что он видит вокруг себя, кто с ним общается, на каком языке говорят – все это формирует речь ребенка. Подражая нам, он учится говорить. Поэтому очень важно следить за произношением, четко и ясно выговаривать слова при ребенке. Порой умиляясь, взрослые начинают «коверкать» свою речь. Родители думают, что говорят на «детском языке», что так ребенок «лучше» будет воспринимать информацию. Этого допускать нельзя.

Независимо от возраста ребенка, наша речь по отношению к нему должна быть грамотной и хорошо сформулированной. Общаясь с ребенком, старайтесь не употреблять слов в уменьшительно-ласкательном наклонении. Восприятие малышом внешнего мира идет от его родных и близких. Ребенок – это наше отражение. Речевое развитие ребенка необходимо формировать, не полагаясь на заложенные в нем данные. Для этого следует проводить специальные упражнения. Эти упражнения связаны с развитием мелкой моторики, правильного дыхания, правильной постановки языка. Упражнения с малышом нужно проводить регулярно, ненавязчиво, в игровой форме.

Упражнения для развития речи ребенка до года

Еще до рождения в утробе матери ребенок слышит все внешние звуки и четко реагирует, особенно на голос матери. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуется чаще разговаривать с малышом еще до его появления.

Мир развивающих игр для детей велик и разнообразен, но нельзя полагаться исключительно на игрушки. Конечно, такие игрушки, как ходунки с мигающими и поющими предметами облегчают жизнь мам, но злоупотреблять ими не стоит. Подобные игры не рассчитаны на самообразование. Для правильного и своевременного формирования речи необходим близкий контакт матери и ребенка. Во время кормления, пеленания, купания, массажа ребенок всегда должен слышать ласковый и заботливый голос мамы. Помимо общения, необходимо проводить специальные упражнения для развития речи:

  • Самое главное в формировании речи, как уже было сказано, это общение матери с ребенком. Но речь мамы должна быть ясной, с четко произносимыми звуками и словами. Искажение слов и их произношение в уменьшительно-ласкательном варианте нежелательно. Воспринимая четкие звуки, вскоре малыш научится воспроизводить их.
  • С самых первых дней жизни малыша необходимо делать массаж тела, лица, стоп и ладоней. Логопеды неспроста говорят, что язык находится на кончиках пальцев. Действительно, на кончиках пальцев проходят нервные окончания, которые формируют мелкую моторику, а ее развитие способствует формированию мышления у ребенка. Поэтому во время массажа особое внимание необходимо уделять ладошкам и пальчикам малыша. Нужно хорошенько массировать каждый пальчик, при этом улыбаться и разговаривать с ребенком. Делать это нужно несколько раз в день при пеленании или смене подгузника.
  • Для лучшего развития мелкой моторики и изучения малышом предметов в игре необходимо использовать вещи различной фактуры и формы. Существуют специальные игровые коврики с подвешенными на них предметами различной формы. В положении лежа малыш свободно дотягивается до них и с интересом рассматривает.
  • Ближе к году с малышом можно начинать проводить артикуляционную гимнастику: растягивание губ в улыбку, сжимание губ в трубочку, открывание и закрывание рта. Такие упражнения для развития речи ребенка в 1 год и 2 года тоже будут весьма полезны.

Упражнения для ребенка в 1 год и 2 года

В год ребенок делает первые шаги, говорит первые слова, пусть простые и не всегда понятные, но осмысленные. Для многих родителей дети в раннем возрасте кажутся несмышлеными и ничего не понимающими – это большое заблуждение. Наши дети гораздо больше понимают и запоминают какие-либо события. У ребенка формируется речевое и интеллектуальное развитие. Если к году ребенок знает примерно около 10 слов, то к двум годам у него в запасе около 200–300 слов.

К трем годам ребенок может четко выстраивать слова в предложения и уместно ими пользоваться. Ребенок к трем годам понимает сюжет сказки, рассказа и может задавать дополнительные вопросы. В 1 год и в 2 года упражнения для развития речи заключаются в массаже, артикуляционной гимнастике и развитии мелкой моторики ребенка.

Наряду с изучением предметов разной фактуры в 2 года можно проводить с ребенком занятия по лепке из пластилина или глины. Можно показывать кукольные (пальчиковые) спектакли и привлекать к участию ребенка. Также рекомендуется проводить разнообразные игровые занятия, такие как рисование пальчиковыми красками. Эти занятия очень хорошо сказываются на восприятии окружающего мира ребенка и развивают в нем навыки рисования. Начинать их можно с простых отпечатков рук. Следующим этапом рисования будет карандаш или фломастер. Позже родители могут научить ребенка рисовать красками и кистью.

Необходимо помнить: насколько бы далеко не ушел век компьютерных технологий, как бы вам не облегчали жизнь видеокурсы по развитию детей, прямой контакт с родителями не заменит даже самой передовой технологии. Для развития речи в 2 года упражнение «пирамидка» может быть гораздо эффективнее, чем компьютерная игра. При построении пирамиды ребенок узнает, что значит «дай», «маленькое колечко и большое», и сам участвует в этом. Не ленитесь, почаще участвуйте в играх с детьми и результат не заставит долго себя ждать.

4.70 из 5 (5 Голосов)

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по-знать действительность, полноценнее будущие взаимоотно-шения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и неред-ко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5-б лет дети, имеющие недостат-ки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчи-выми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испыты-вает особых неудобств, если речь его несовершенна. Посте-пенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобре-тает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку прихо-дится широко пользоваться речью: отвечать в присут-ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое про-изношение звуков и слов в период обучения ребенка грамо-те, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографи-ческой грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они гово-рят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организа-ции домашних занятий? Как правильно помочь ребен-ку?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от-клонения в развитии зубов, неправильное расположе-ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что-бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов-ремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы-ша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном сниже-нии слуха он лишается возможности нормально воспри-нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо обе-регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначен-ные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем до-школьном возрасте, нельзя «подделываться» под детс-кую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать сво-евременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьши-тельными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправиль-но произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не сле-дует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва-лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устра-нить только при помощи специалистов, учителей-лого-педов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно про-износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо под-ходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, за-мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра-вильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать об-разец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рас-сматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пере-сказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом слу-чае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем ука-зать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иног-да на них трудно найти правильный ответ. Но укло-няться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае мож-но пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуля-ет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш по-лучит правильную информацию, увидит в лице взрос-лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие ус-ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, полу-чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интерес-но рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка -

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять -

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть язы-ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж-нюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Яулыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу -

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение -

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ

«Заборчик» . Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу паль-цы опираются на стол.

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымян-ный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх - это ушки; оставшиеся паль-цы собраны в кулак - ту-ловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх - это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем - сначала прямым, затем согнутым).

Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Чукомина Н.В.

Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка

Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

Игры на развитие разговорной речи

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

"Умелые рифмоплёты". Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

* Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

* Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

* Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня!

Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

"Запоминаем буквы". Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

* Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

"Прятки с буквами". Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

"Отгадай название сказки". Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").

"Сказочная чепуха". Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.

За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка "Репка".

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:

Репка – "Вау!"

Дед – "Я вам покажу!"

Бабка – "Чтоб тебя…"

Внучка – "Прикольно".

Жучка – "Сейчас спою".

Кошка – "Бубль гум".

Мышка – "Выходи, подлый трус!".

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

Веселое азбуковедение

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…

"Волшебная палочка феи Словарины"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности че-ловеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основ-ной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыха-ние. Речевое дыхание (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник обра-зования звуков, голоса.

Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма . Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребен-ка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлече-ния внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изоб-ражая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клет-ка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное поло-жение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопну-ла шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немно-го отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяж-но «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Пилка дров

Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

Дровосек

Исходное положение: встать пря-мо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топори-ком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус накло-нить, позволяя рукам «прору-бить» пространство между но-гами. Произнести «ух». По-вторить 6-8 раз.

Комарик

Исходное положение: сесть, нога-ми обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдох-нуть, медленно повернуть ту-ловище в сторону; на выдохе показать, как звенит кома-рик - «з-з-з»; быстро вер-нуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

МАДОУ Сладковский детский сад «Сказка»