Проблема свободы выбора мастер и маргарита. Cочинение «Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. Министерство образования Российской Федерации

Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского “Бесприданница”. Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в “Записках из подполья”, Макар

Девушкин в “Бедных людях” и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же,

он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только “благодаря” неудачным обстоятельствам. Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к “запасному варианту”. Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о “смешном человеке” – это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль “рокового” героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.


Другие работы по этой теме:

  1. Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского “Бесприданница”. Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение...
  2. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”, красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в...
  3. Неслучайно Островский наградил фамилией Вожеватов одного из значимых героев пьесы “Бесприданница”. Слово “вожеватый” было раньше общепонятным, так называли людей богатых, состоятельных. Василий Данилыч Вожеватов –...
  4. “Я любви искала и не нашла”, так объясняет свое якобы самоубийство главная героиня драмы “Бесприданница” Лариса Огудалова. Всю свою жизнь она провела “в поисках” того...
  5. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что...
  6. Карандышев Карандышев Юлий Капитоныч – один из главных персонажей пьесы “Бесприданница”, молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на...
  7. Харита Огудалова Харита Игнатьевна Огудалова – хитрая и проворная вдова, мать Ларисы Дмитриевны. Благодаря ее ловкости, их дом всегда полон гостей, в частности женихов. Автор...
  8. Александр Николаевич Островский – прекрасный российский драматург, творчество которого в значительной мере повлияло на развитие и русской литературы, и русского театра. Островский написал множество пьес,...

Тема свободы часто встречается в литературе. Этот острый и злободневный вопрос затрагивали многие авторы.

Время, которое переживала Россия в 30-40 годы, было тяжелым и страшным для страны. Мы же наблюдаем его через призму знаменитого романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В чем же заключается весь трагизм этой исторической вехи? В первую очередь отсутствием духовной свободы, которая подавлялась полностью.

Писатель показывает нам свое понимание свободного человека. Для Михаила Афанасьевича это тот, у кого чисты помыслы, кто с легкостью проходит все проверки Сатаны, устроенные им во время шествия по . Перенеся трудности и преграды на пути, человек обретает настоящую свободу, ничем не ограниченную.

Не зря на страницах романа появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Он обречен на бессмертие и вечное скитание долгими ночами. На его примере Булгаков показывает взаимосвязь категорий: за вину можно получить искупление, а потом и свободу.

В чем же вина Понтия? В том, что он утвердил смертный приговор для невиновного человека – целителя и проповедника Иешуа. Он испугался потерять свою должность и не признал правоту человека, несущего людям только добро. За это Пилат и получает наказание, которое заключается в двенадцати тысячах одиноких ночей, в течение которых он испытывает невыносимые муки совести.

И теперь он ждет только одного – пришествия арестованного и казненного им Га-Ноцци, чтобы получить избавление от мук и пройти с этим человеком по лунной дороге. И в финале романа он все же обретает эту возможность и долгожданную свободу. А помогает ему в этом деле Мастер, главный герой романа.

Подобные три стадии на пути к свободе проходит и один из слуг из окружения Воланда. Когда наступает прощальная ночь, Коровьев становится рыцарем со строгим лицом, на котором никто не видел улыбки. Воланд объясняет такое преображение: рыцарь неудачно пошутил и был наказан, а вот теперь искупил свою вину и может беспрепятственно следовать туда, где его давно ждут.

Михаил Афанасьевич очень долго и кропотливо работал над своим творением. Целых долгих 11 лет понадобилось автору, чтобы написать роман «Мастер и Маргарита». За это время произошло многое: писатель жег целые главы, а потом снова их воспроизводил. Такое отчаянное поведение вполне объяснимо, Булгаков знал, что смертельно болен. Поэтому на страницах романа появляется тема освобождения от страха смерти. И связана она не с кем иным, как с главным героем, Мастером. Он получает от Воланда полнейшую свободу, он может выбрать, по какому следовать пути. За что же такая награда? За писательский талант, за написанное произведение, за все преграды, которые пришлось преодолеть этому герою, за его душу, за преданную любовь к Маргарите.

Проблема искания и обретения свободы – одна из главных в бессмертном творении Михаила Булгакова. Наряду с еще одной – темой любви. Эти вопросы никогда не уйдут в небытие, так же, как и роман «Мастер и Маргарита», всегда будут самыми важными для человека.

Роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не было – он писал потому, что этого требовала его душа, и если и рассчитывал на читателей, то только в будущем. Для грядущих поколений оттачивалась каждая строчка. Предчувствуя, что эта вещь – последняя, “закатная”, и, вероятнее всего, следующей не бу-,дет, Булгаков вложил в роман всего себя, все, что пережил. И передумал за годы жизни, все свои чувства, весь талант,

,;все свои мысли – о любви, свободе, творчестве, добре, и зле, о нравственном долге, об ответственности перед сво-. ей совестью. И получилось произведение абсолютно гени-‘альное, во всей великой русской литературе нет такого ^блистательного сплава лирики, сатиры и философии, как,^в этой поэме в прозе. Роман завораживает с первой страницы, перечитывать его можно бесконечно – и целиком, и кусками, выбранными наугад.
Упоительное чувство свободы – вот главное в романе. Эта свобода – ив полете фантазии автора, и в великолепном языке романа. И сложнейшую, казалось бы, композицию в единое целое объединяет тема внутренней свободы. Именно она определяет сущность героев, именно ее наличие или отсутствие оказывается самым важным.
Облечен огромной властью римский прокуратор Понтий Пилат. Но он же и ее заложник. Он раб кесаря и своей должности. Ничего не хочет он так сильно, как освободить пленника. И он имеет такую возможность. Но – боязнь интриг, опасение, что его действия истолкуют превратно, что это может повредить его карьере, мешают ему поступить так, как он хочет – и считает правильным. И чего же стоят в таком случае его должность и его власть, если он обязан говорить и поступать только в рамках положенного, а вся радость бытия отравлена для него головной болью и ощущением своей несвободы?
Жалкий арестант Иешуа Га-Ноцри, избитый, приговоренный к смерти, свободен – он говорит и поступает так, как подсказывает ему сердце. Нет, он не герой и не жаждет смерти, но следовать своей натуре для него так же естественно, как дышать.
Но ведь этот выбор дан каждому. И предательство себя, по мнению и самого автора, и высших сил, действующих в романе, тяжелейший грех. Недаром возмездие, ни много ни мало, – бессмертие раскаяния и тоски.
Но это у великих. А что же самые обычные люди? Те же москвичи?
И в Москве – что только не лишает человека свободы! Жилищный вопрос, карьера, деньги, и, разумеется, вечный страх – “как бы чего не вышло”. А еще всевозможные инструкции, желание жить “по уставу”, “как положено”. Доходит до анекдота. Трамвайная кондукторша, вся во власти служебных обязанностей (явно в ущерб здравому смыслу) кричит на кота, протягивающего ей гривенник на билет: “Котам нельзя!” И неважно, что явление необычное – удивиться бы да восхититься, да хоть испугаться, в конце концов! – нет, главным оказывается, что в трамвайной инструкции про котов не сказано, значит, им оплачивать проезд нельзя и кататься в трамвае нельзя.
Бог и царь для молодых авторов – Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа. Вроде все у него есть – и положение, и интеллект, и эрудиция. И возможность влиять на умы и творчество начинающих литераторов. И все это он использует лишь для того, чтобы отучить их мыслить самостоятельно и свободно… Похоже, бедного Булгакова очень довели подобные руководители-надзиратели от литературы, что он так безжалостно расправился с Берлиозом.
Увы, в литературе давно царит дух несвободы. За то, чтоб тебя гарантированно печатали и подкармливали, продали себя многие и многие. И разнузданный гнев литературных критиков, во главе с Латунским, на Мастера, в сущности, так понятен. Эти жалкие ничтожества, пиявки на теле литературы не могут простить ему его свободы – как он смел сочинять свой роман, полагаясь лишь на свою фантазию и талант, выбирать сюжет сердцем, а не по руководящим указаниям. Ведь они-то давно свою свободу продали. За возможность обедать у Грибоедова, отдыхать в Перелыгине, а главное – за то, чтобы гарантированно печатали, оплачивали и не трогали. И неважно, что и о чем писать – лишь бы угадать и угодить. А до чего могут довести критики, автор слишком хорошо знал на своем опыте. И сцены мести разъяренной Маргариты выписаны с большим чувством и – сочувствием.
Да, москвичи пережили нелегкие времена. Голод, разруха, суровая власть учили приспосабливаться, чтобы выжить. Но и выживать можно по-разному.
Ведь сохранил себя Мастер – так же, как сохранил себя Булгаков, как сохранили себя все, кто уважал в себе душу. Кто и в самые трудные времена различал, что главное, а что второстепенное.
И это главное – и, к сожалению, редкое – почувствует в Мастере прекрасная Маргарита. И вспыхнет любовь, и не удержат ее ни минуты ни его вопиющая бедность, ни ее привычка к роскоши.
Любовь и творчество – вот что дает крылья, вот что помогает сохранить свободу. И лишь пока есть свобода, они и живы. Убери ее – и ни любви, ни творчества.
И ведь каждый вправе делать сам свой выбор! Даже если нет таланта. Даже если нет любви. Как улетает Наташа – ради одного лишь пьянящего чувства свободы. Как невозможно вернуться ей к прежней жизни после того восторга, что она испытала.
Но ведь возвращается несчастный боров-сосед, и в полете, и у дьявола на балу не расстающийся со своим портфелем – слишком уже въелась в кровь зависимость от привычного образа жизни. И остается ему теперь лишь одно – глядеть в полнолуние на луну и вздыхать об упущенной возможности, а потом плестись к ненавистной жене, к ненавистной службе и притворяться дальше.
Но как раздражает чужое счастье, чужая свобода тех, кто добровольно от них отказался! Как едины они в стремлении уничтожить, растереть в порошок, чтобы горели рукописи, чтобы автора – непременно в сумасшедший дом. Художник для них – как кость в горле. Замечательна замена – в доме Мастера отныне Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, потомок Иуды, дитя и герой своего времени.
Впрочем, есть, оказывается, и в Москве место, где можно и сохранить свою свободу, и даже вернуть утраченную. Место это – сумасшедший дом. Здесь излечивается Иван Бездомный от догм Берлиоза и от своего стихоплетства, служащие Управления зрелищ избавляются от навязанного им пения… Здесь можно быть собой. Но, пожалуй, только здесь и можно.
Поэтому и получает Мастер в финале в качестве награды не возвращение в прежнюю счастливую жизнь, а покой, и улетают они с Маргаритой бесконечно далеко от Москвы…
А что же Воланд? А Воланд за четыре дня пребывания в Москве слегка позабавился сеансами разоблачения. А с ним и мы. Но странное дело, силы тьмы бесчинствуют лишь там, где люди сами давно обращаются со своей душой крайне небрежно. И почтительно отступают там, где честь и достоинство – не пустые слова.
И, разумеется, Князь Тьмы прежде всего ценит Свободу. Он сам – олицетворение свободы. Поэтому столь уважительно его отношение к Мастеру и его возлюбленной. Достается тем, кто сам себя ценит невысоко, сам пачкает свою душу – и нарушением клятвы Гиппократа, и “рыбкой второй свежести”, и наворованными денежками в тайнике, и постоянным враньем, и чванством, и лизоблюдством, как посетители Грибоедова, и жадностью, и трусостью, и подлостью, то есть отсутствием уважения к себе, своей рабской сущностью. И некоторым общение с нечистой силой помогает осознать свое падение – и исправить себя. Вот такое Удивительное влияние “силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
Думая о том, в какие времена создавался роман, вспоминая, как ломались тогда люди, можно лишь восхититься мужеством автора, сохранившего самое главное, то, что одно отличает человека от “твари дрожащей” – внутреннюю свободу.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения:

  1. В первоначальном варианте роман “Мастер и Маргарита” был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за Read More ......
  2. Булгаков писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает Read More ......
  3. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается Read More ......
  4. Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих – патриотизмом, для четвертых Read More ......
  5. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной Read More ......
  6. Счастье… С самого сотворения мира человечество ломает голову над тем, что это такое, но ответ на этот, казалось бы, несложный вопрос так до сих пор и не найден. Попытки вывести какую-то определенную формулу счастья по сей день ни к чему Read More ......
  7. Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, “Роковые яйца”, но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но почему? Что есть в этом романе, чего нет Read More ......
  8. Роман “Мастер и Маргарита” писался Булгаковым на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве писателя. Оно раскрывает взгляды мастера на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также красной нитью через всю книгу Read More ......
Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Является одной из ключевых в романе "Мастер и Маргарита". Булгаков считал, что каждый человек должен быть готов к последствиям своих поступков. И об этом он говорит в своей книге.

Тема ответственности в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" сильнее всего звучит в ершалаимском сюжете. Понтий Пилат, утвердивший казнь Иешуа, так и не смог смириться с ответственностью за этот поступок и потому был обречен на вечные Он не смог совершить выбор, который был бы нравственным. Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" показывает, что последствия наших поступков никуда не исчезают, они остаются с нами на протяжении всей жизни, поэтому нужно быть готовым их нести с собой. В этом заключена одна из основных идей произведения.

Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" противопоставляет Понтию Пилату саму Маргариту, которая всегда поступала осознанно и по совести. Даже когда она решается отправиться на бал у Сатаны, "стать ведьмой", она совершает сознательный выбор, на который у нее есть основания и за который она готова нести ответственность. Эта черта ее характера ярко подчеркнута в одной из сцен на балу. Когда Воланд предлагает Маргарите исполнить ее желание, та просит за Фриду, на которую обратила внимание во время торжества. И не потому, что ей была очень важна судьба этой женщины, а потому, что Марго дала ей надежду и теперь чувствует свою ответственность за нее. Ведь она и сама знает, что такое надежда. Благородный поступок Маргариты был оценен, и в конце концов она обретает свое счастье.

Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" тесно соседствует с проблемой справедливости. Стоит только вспомнить злоключения продажных администраторов театра "Варьете", которые им устраивает Воланд со своей свитой. Также тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" предполагает способность отвечать не только за свои поступки, но и за слова. Яркой иллюстрацией этому служит начало романа, где Берлиоз, взахлеб отрицавший существование дьявола, погибает от его же рук.

Также примечателен финал романа. не умевший нести ответственность за свои поступки и бесконечно мучимый терзаниями совести, получает, наконец, прощение и свободу. Этим автор дает понять, что ни один человек не заслужил вечных страданий и что любовь рано или поздно побеждает. "Все всегда будет правильно, на этом построен мир". Воланд неоднократно намекает, что каждому придется понести ответственность за свои поступки. Но он же считает, что люди по природе своей слабы и в большинстве своем просто не осознают, что делают.

Итак, тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" показана глубоко и многосторонне. Автор говорит о том, что каждый человек в ответе за свои поступки, слова, помыслы. И даже за свою душу. "И в конце каждому воздастся по вере его". Эта тема тесно связана с и нравственного выбора.

Большинство персонажей романа так или иначе делает свой выбор, который влияет впоследствии на их жизнь и даже на существование после смерти. Поэтому важно жить честно и поступать по совести.

Свобода. Что мы понимаем под этим словом? Для каждого она имеет разный смысл,

Но я вижу две стороны "свободы". Первая-это физическая свобода: ты независим в своих движениях. Вторая – это духовная независимость, свобода мысли.Эта тема часто встречается в русской литературе, но мне особенно понравилось то, как представил её читателям Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" .Автор лично столкнулся с темой свободы в своей жизни, а именно: его произведение "Мастер и Маргарита" попал под цензуру и Булгаков, отчаявшись, сжёг его.

Лишь через несколько лет, по настоянию жены, он восстановил его по памяти.Этот роман во многом автобиографичен: Булгаков – Мастер, его жена – Маргарита.Главный герой в книге сначала сжигает своё произведение, а потом восстанавливает.Сейчас же, я бы хотел более глубоко затронуть тему свободы в произведении.

В романе я увидел зависимость общества, так как оно полностью подчинено коммунистическому строю, гонятся за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. Мастер, как свободная личность

Не находит здесь своего места. Его роман не вышел в печать, по вине бездарных критиков. Литературная деятельность в Москве приобрела коммунистический уклон, здесь неважно есть у тебя талант или нет, главное угодить руководству страны,

Что по моему мнению неправильно.В этом я убедился после раскаяния Ивана Бездомного, который понял,что писал ужасные стихи.В Москве нет места истинному таланту, поэтому Мастер уничтожает роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и

Уходит в клинику Стравинского.

В книге Мастера также рассматривается тема свободы. .Я увидел,что заключённый Иешуа,как прототип Иисуса Христа, независим духом, так как мыслит не о себе, а о всём человечестве. Прокуратор Понтий Пилат, напротив же: раб своей власти и Кесаря. Он боится потерять своё положение, хотя не равнодушен к судьбе проповедника и хочет ему помочь.

Здесь, как мне кажется, Булгаков хотел нам показать, что духовная независимость – это главное во все времена.

В книге автор посылает Воланда проверить, как изменились люди со времён Ершалаима. Мы видим, что москвичи не лишены извечных человеческих пороков: алчности. зависти и предательства. Особенно хорошо это проявляется на сеансе чёрной магии, после которой многие попадают в клинику Стравинского. На её примере я заметил такую особенность связанную о свободой.Люди, хотя находятся в "психушке" , становятся более свободными, так как оценивают свою жизнь со стороны. Там они ни от чего не зависят и очищаются духовно. С жителями Москвы всё наоборот.

Ну а что же их судьи: Воланд и его свита.С первого взгляда мне показалось, что в их фирмы царит дружба и озорство, но лишь в конце понимаешь, что это не так.Фагот, Бегемот, Азазелло и Гелла – рабы Воланда, они искупают вину за совершённые при жизни преступления. Их весёлость – это лишь маска, все они печальные личности, хотя помогают Мастеру и Маргарите воссоединиться.

Кстати, о взаимоотношениях первостепенных героев. Как мне кажется. они неравноправны.

Маргарита – раба своей любви, в отличие от Мастера.Она делает всё , чтобы вновь с ним встретиться: становиться ведьмой,идёт на бал к дьяволу, следует за любимым в потусторонний мир.

В целом, роман очень интересен своим сюжетом и мастерством автора, недаром Булгаков трудился над ним двенадцать лет. Но не смотря на свою фантастичность, это произведение затрагивает множество философских тем, о которых можно долго говорить,но для меня главной здесь, является тема свободы. она будет существовать во все века как нам показал Булгаков.А для меня лично, свобода – это независимость физически, материально и самое главное, духовно. Ведь без неё люди бы "ломались" и умирали, писатели перестали бы создавать для нас великие произведения, не произошли бы многие

Исторические события и человечество прекратило бы свой путь в поисках совершенства, А вы согласны со мной?