Причины видоизменения корней у некоторых растений. Видоизменение корня растения. Что является видоизменением корней

Видоизменения корней.

1.Корнеплод - сильно утолщённый главный корень и часть стебля, служит для накопления питательных веществ (свекла, морковь) и вегетативного размножения.

2.Корневые клубни - утолщённые боковые или придаточные корни, тоже служат местом отложения питательных веществ (георгины, ятрышник) и для вегетативного размножения.

3.Втягивающие корни - боковые корни имеются у луковичных растений. Они способны сжиматься вдоль, благодаря чему луковица или корневище втягивается глубже в почву (лилейные).

4.Корни-прицепки - придаточные корни образуются на стебле и служат для прикрепления его к опоре (плющ).

6.Воздушные корни образуют многие растения эпифиты. По происхождению эти корни придаточные. Служат они для всасывания влаги из воздуха и дыхания (орхидные).

7.Ходульные корни - придаточные корни образуются в нижней части стволов и конусовидно расходятся в стороны приподнимая ствол над водой в зонах затопления (мангры), или играют роль подпорки (кукуруза, фикус бенгальский, баньян), дополнительно снабжают кислородом.

8.Дыхательные корни возникают на корнях некоторых древесных растений, растущих на сильно заболоченных почвах, в виде выростов на корнях, выступающих над поверхностью почвы. Они служат для снабжения кислородом корней (ива ломкая).

9.Ассимилирующие корни приспособлены для фотосинтеза (тропические орхидеи. Водяной орех).

10.Корневые отпрыски - наземные побеги (осина).

11.Опорные досковидные - видоизменённые боковые корни, обеспечивают дополнительную опору (тополь, вяз, бук).

связаны с приспособле-нием к выполнению определенных функций. В запасаю-щих корнях (корнеплодах, корневых клубнях) накаплива-ются питательные вещества для переживания неблагопри-ятных (холодных или засушливых) периодов. С помощью корней-присосок растения-паразиты поглощают питатель-ные вещества и воду из растений-хозяев.

Таким образом, корни могут видоизменяться и выпол-нять различные функции. Однако определить, что это ко-рень, всегда можно по отсутствию листьев и наличию чехлика, прикрывающего верхушечную образовательную ткань.

Если корни выполняют функцию запасания питательных ве-ществ, они становятся тол-стыми, мясистыми и обра-зуют корнеплод. Когда вы едите репу, свеклу или мор-ковь, вы едите разросшийся корень с запасенными в нем питательными веществами.

Нижняя часть корнепло-да по своему происхожде-нию — это главный корень, верхняя — стебель (рис. 106). Корнеплоды образуются у двулетних растений. Запасные пи-тательные вещества (крахмал, сахара и др.) откладываются в главном корне к концу первого года жизни. На следующий год после перезимовки корнеплода эти вещества расходуются на образование и рост стебля, листьев и цветков . Корнеплоды образуются у многих овощных и кормовых растений: морко-ви. свеклы, репы, редьки, редиса и т. д.

У георгины, чистяка, ночной фиалки, батата и др. за-пасающую функцию выполняют утолщенные боковые или придаточные корни. Их называют корневыми шишками или корневыми клубнями (рис. 107).

Дыхательные корни выполняют функцию дополнительного снаб-жения растения кислородом. Образуются они, например, у ивы ломкой, если оно произрастает по топким берегам рек. Такие кор-ни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам дыхательных корней воздух перемещается в более глубокие корни, находящиеся в условиях не-достатка кислорода. Дыхательные корни образуются также у некото-рых тропических деревьев, произрастающих на заболоченных почвах. Материал с сайта

У плюща придаточные корни видоизменяются в прицепки, способ-ствуя подъему стебля по отвесной опоре. Эта особенность позволяет использовать плющ для вертикального озеленения.

Омела белая — это небольшие, гу-стые, зеленые кустики с кожистыми листочками, сидящие высоко на ветках тополей, кленов, напоминающие гнезда.

На этой странице материал по темам:

У корней растений есть две основные функции: 1) закрепление растения в почве, 2) поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Однако нередко корни растений выполняют ряд дополнительных функций, в результате чего видоизменяются, т. е. в природе имеют место видоизменения корней.

Ниже перечислены наиболее известные видоизменения корней.

Корнеплоды

Корнеплод - это видоизменение главного корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других.

Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето накапливает запасные питательные вещества, осенью ее надземная часть отмирает. На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью.

Корнеплоды многих растений человек использует для своего питания. Урожай собирают в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год.

Корневые клубни

Корневые клубни - это видоизменения придаточных и боковых корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клубни характерны для таких растений как батат, георгины и ряд других.

Корневые клубни по-другому называют корневыми шишками.

Корни-прицепки

Корни-прицепки (или корни-зацепки) - это видоизменения придаточных корней, служащие растению для прикрепления к какой-либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни-прицепки можно наблюдать у плюща.

Корни-подпорки

Корни-подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями-подпорками - это баньян.

Воздушные корни

Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха.

Корни-присоски

Корни-присоски также можно наблюдать у омелы, погремка, ивана-да-марьи. Они всасывают только воду и минеральные вещества.

Видоизменения корней

6 класс

2016 год

Основная функция корня – всасывание воды и минеральных веществ.

На сухих полях длина корней пшеницы достигает 2,5 м, а на увлажненных – 0,5 м. Но они гораздо гуще. Основное условие – увлажненность почвы.

Видоизменения корней

  • Запасающие корни
  • Втягивающие корни
  • Корни – прицепки
  • Корни - присоски
  • Воздушные корни
  • Корни -подпорки
  • Дыхательные корни

Запасающие корни

Корнеплоды

Редис, свекла, репа, морковь запасают питательные вещества в увеличенных корнях. При накоплении в них запасных питательных веществ становятся мясистыми. Если эти образования съедобны для человека или животных, их называют корнеплодами.

Корнеклубни

Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней. Развиты у георгин, чистяка, батата, маниоки.

Втягивающие корни Втягивающие корни – корни, способные сильно укорачиваться. Они втягивают под землю луковицу лука, пролесок, тюльпанов, орхидей, шафрана. Корни имеют поперечные морщины.

крокусы

Корни -прицепки У плющей развиваются корни-прицепки, которыми растение крепится к опоре (скале, стволу дерева).

Корни -присоски

Воздушные корни

Корни-подпорки

Образуются на стволах и ветвях,

служат подпорками. Характерны для тропических деревьев.

Досковидные корни вертикальные выросты корней, упирающиеся в ствол и поддерживающие его. Образуются у крупных деревьев. Высота корней достигает 9 м.

(фикус

каучуконосный)

Столбовидные корни отрастают от горизонтальных ветвей дерева вниз, поддерживают крону дерева. (индийский баньян)

Ходульные корни пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне.

Дыхательные корни

Дыхательные корни (пневматофоры) – образуются у голосеменных и покрытосеменных растений, произрастающих на топкой почве (берега рек). Корни растут вертикально вверх, пока не достигают поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается к корням, находящимся глубже, – в условиях недостатка кислорода. Например, у ивы ломкой, мангр, болотного кипариса.

Источники:

1. Biofile.​ru .

2. Bsu.​ru .

Тема : Условия произрастания и видоизменения корней.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

На одном быке семь шкур.

ПАУЗА В ВИДЕО
(луковица)

ПАУЗА В ВИДЕО

Цветок - напрасный,
Плод - опасный.
А после все засажено.

ПАУЗА В ВИДЕО
(картофель)

ПАУЗА В ВИДЕО

Долгая Варвара
Жестка, корява,
Сидит девица в темнице,
А коса - на улице.

ПАУЗА В ВИДЕО
(морковь)

ПАУЗА В ВИДЕО

Девица красна
В землю вросла.

ПАУЗА В ВИДЕО
(свекла)

ПАУЗА В ВИДЕО

Слайд 2 [Вставить анимацию: загадки с предложенными ответами.]

Поочередное появление загадок с ответами. Ответы можно предложить в виде изображений.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Условия произрастания и видоизменения корней».

Слайд 3 [Вставить анимацию: тема урока.]

  1. Актуализация знаний.

Давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Отгадайте следующие загадки:

1.Лезет в землю червячок,

На головке - колпачок.

ПАУЗА В ВИДЕО

(Корень с корневым чехликом).

ПАУЗА В ВИДЕО

2. Удалось трём братцам

До воды добраться:

Один - копнёт,

Другой - черпнёт,

А третий - вверх плеснёт.

ПАУЗА В ВИДЕО

(Три участка корня - растущий, всасывающий и проводящий; их значение в снабжении растения водой).

ПАУЗА В ВИДЕО

3. Без губ, а воду пьёт;

Без зубов, а камень грызёт.

И воду сосёт,

Без зубов, а камень грызёт.

И камень грызёт,

А сам у вершинки -

Нежнее пушинки.

ПАУЗА В ВИДЕО

(Корень. Корневые волоски. Всасывание воды).

ПАУЗА В ВИДЕО

Слайд 4 [Вставить анимацию: поочередное появление загадок с ответами.]

3.Изучение нового материала.

Корни различных растений могут проникать на различную глубину, чтобы добраться до воды. Учёные используют это значение при обнаружении воды в засушливых районах. Кусты ивы, лоха свидетельствуют о том, что вода находится на глубине не более 1,5 м, заросли чия указывают, что до воды - 1,5 - 3 м, а ковыль и полынь растут над слоями почвы, находящимися на глубине 5 - 10 м.

Слайд 5 [Вставить анимацию: изображение кустов ивы и лоха, заросли чия, изображение ковыля и полыни.]

Корни растений всасывают вместе с водой соли металлов. Они накапливаются в коре, листьях и цветах. причём по окраске цветов некоторых растений можно узнать о залежах полезных ископаемых, так у эмальции калифорнийской, если она растёт на месторождениях цинка, распускаются жёлтые цветы, а на месторождениях меди - синие. Железо окрашивает листья полыни в ярко - жёлтый цвет.

Слайд 6 [Вставить анимацию: изображение эмальции калифорнийской.]

Сегодня на уроке мы подробнее рассмотрим видоизменения корней, и установим причину их возникновения.
В корневой системе ряда растений откладывается много питательных веществ, поэтому развивается запасающая ткань, что приводит к утолщению корня.

При определенных условиях жизни растений у корней могут появляться новые функции и несколько изменяться строение. Выделяют следующие видоизменения корней:

1. Корнеплод - видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).

Слайд 7 [Вставить анимацию: изображение корнеплодов репы, моркови, петрушки.]

2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

Слайд 8 [Вставить анимацию: изображение корневых георгина, ятрышник пятнистый.]

3. Корни-зацепки - своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.

Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение корней зацепок на примере плюща.]

4. Ходульные корни - выполняют роль опоры.

Слайд 10 [Вставить анимацию: изображение ходульных корней на примере растений рода пандаус.]

4.Физкультурная минутка.

Встали прямо подтянулись

И друг другу улыбнулись

Не беда, что места мало

Разомнемся для начала

А потом наоборот

Право быстро поворот

А потом наоборот.

Слайд 11 [Вставить анимацию: физкультминутки. ]

5. Воздушные корни - боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.

Слайд 12 [Вставить анимацию: изображение воздушных корней на примере фаленопсиса.]

6. Микориза - сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб - органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.

Слайд 13 [Вставить анимацию: изображение микоризы. ]

Бактериальные клубеньки на корнях высших растений - сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями - представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом. На каждом гектаре почв, занятом бобовыми растениями, имеющими на корнях клубеньки, фиксируется от 100 до 250 кг атмосферного азота. Установлено, что в золе некоторых растений засушливых местностей (Например, в полыни) содержится в 40 - 150 раз больше золота, чем в почве.

Слайд 14 [Вставить анимацию: изображение бактериальных клубеньков.

7. Дыхательные корни - у тропических растений - выполняют функцию дополнительного дыхания.

Слайд 15 [Вставить анимацию: изображение дыхательных корней на примере американского болотного кипариса.]

5.Закрепление знаний.

1. Опорные столбовидные корни имеют:

а) кукуруза;

в) баньян (фикус бенгальский);

г) все ответы не верны.

ПАУЗА В ВИДЕО

2. Корень моркови называют:

а) корнеплод;

б) корневая шишка.

ПАУЗА В ВИДЕО

3. Корни-прицепки характерны для следующих растений:

а) мать-и-мачехи;

б)плющ;

в)крапива.

ПАУЗА В ВИДЕО

4. Растения, корни которых человек использует в пищу:

а)морковь;

б)петрушка;

г) все ответы верны.

ПАУЗА В ВИДЕО

5. Большей глубины достигают корни у сосны обыкновенной, произрастающей:

а) на лесных суглинистых почвах;

б) на болоте.

ПАУЗА В ВИДЕО

Слайд 16 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов и вариантов ответа.]

Правильные ответы выделены жирным шрифтом, показывать после прочтения вопросов и вариантов ответа.

7. Рефлексия.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте давайте выполним упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором вы оцените вклад друг друга в урок и поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок.

Слайд 17 [Вставить анимацию: подобрать изображения где люди благодарят друг друга.]

8. Подведение итогов.

Вот и все урок окончен. До скорых встреч!

Слайд 18 [Вставить анимацию: поочередное появление вопросов и вариантов ответа.]

1. Какие виды корней вам известны?

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.

2. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

Вопросы

1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых - всего 50 см, но там они гуще.

Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м.

2. С чем связаны видоизменения корней?

У некоторых видов растений корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

Корни моркови называют корнеплодами, георгины - корневыми клубнями, плюща - корнями-прицепками, орхидеи - воздушными корнями.

4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.

5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Корнеплоды нужны, как накопители питательных веществ, которые они будут использовать для роста растения на втором году жизни.

Подумайте

1. С чем связано видоизменение корней у растений?

Корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. У водных растений они отсутствуют, т.к. необходимости в этом нет (кругом вода).

1. Какие виды корней вам известны?

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые.

2. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

Вопросы

1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?

Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают. Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых - всего 50 см, но там они гуще.

Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м.

2. С чем связаны видоизменения корней?

У некоторых видов растений корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?

Корни моркови называют корнеплодами, георгины - корневыми клубнями, плюща - корнями-прицепками, орхидеи - воздушными корнями.

4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?

Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.

5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

Корнеплоды нужны, как накопители питательных веществ, которые они будут использовать для роста растения на втором году жизни.

Подумайте

1. С чем связано видоизменение корней у растений?

Корни видоизменились и стали выполнять дополнительные функции в процессе приспособления к условиям существования.

2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. У водных растений они отсутствуют, т.к. необходимости в этом нет (кругом вода).