Презентации уроков по опк. План-конспект урока (4 класс) на тему: Открытый урок по основам православной культуры

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» (ОПК) на тему: «Доброе слово» для учащихся 4-5 класса.



Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог, г.Кострома.
Описание:
материал предназначен для педагогов, воспитателей и родителей.
Цель урока:
1) Показать необходимость употребления в речи «добрых слов».
2) Формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
3) Воспитать культуру общения.
Задачи урока:
1) Дать понятие о добрых словах как одном из способов выражения христианской добродетели «доброта».
2) Расширение кругозора знаний учащихся
3) Развивать память и коммуникативные качества ребенка


Ход урока:
Вступительное слово учителя:

Доброе слово излечит больного.
Доброе слово творит чудеса.
Доброе слово всей жизни основа
Нашей души необъятной краса.
Вы его просто в сердцах поселите.
Пусть оно там потихоньку живёт.
И не скупитесь, добро вы дарите.
Многие души то слово спасёт.
(

Знаете ли вы ребята, что доброе слово - огромная ценность.
Среди добрых слов есть настоящие бриллианты. Это те слова, которые сказаны искренне, сказаны с любовью, сказаны вовремя.
Одно или два таких добрых слова могут улучшить настроение на целый день. Могут помочь поверить в себя. Могут поддержать в сложную минуту и не дать сбиться с пути. Могут создать волю к победе и желание двигаться вперед. Добрые слова создают доверие и уважение. Они превращаются в тот клей, который объединяет команду. Каждое доброе слово - это весомый вклад на банковский счет отношений между людьми.
Тот, кто умеет говорить добрые слова - очень ценный человек.

Существует много пословиц и поговорок. Для чего же они нужны?

Пословицы не даром появляются
Без них прожить никак нельзя
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают,
И от беды нас берегут.

Вопрос учащимся:
Знает ли кто-нибудь из вас пословицы и поговорки про «доброе слово» или про «добро» (ответы ребят).
Вот еще несколько пословиц и поговорок о добром слове:
Где доброе слово скажется, там и добро окажется.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово гнев побеждает.
Доброе слово открывает путь к сердцу.
Доброе слово дом построит.

Вопрос учащимся : Какая из пословиц вам больше по душе и почему? (ответы ребят).

В некотором царстве, в учебном государстве стояла обычная школа. В ней произошли необычные события.
- Давайте, дети, посадим несколько ростков, - предложила учительница.
- А что из них вырастет? - спросил Витя.
- Добрые слова, - ответила учительница. Дети удивились, но стали помогать учительнице.
В один прекрасный момент ростки набрали силу и заговорили:
- Приятно познакомиться! Рады встрече с вами, дорогие дети! Хорошего дня!
Ребята от удивления только рты раскрыли. «Надо же, ростки – а разговаривают», - подумали они. И рассказали обо всём учительнице.
На следующее утро, когда дети пришли в школу, ростки ещё вытянулись. А ребята услышали следующие слова: «Приветствуем вас, дорогие дети! Рады снова встрече с вами. Удачных отметок».
Каждое утро дети подходили к росткам и слышали от них новые добрые слова. Это стало хорошей традицией. В конце концов, ребятишки так привыкли к добрым словам, что и в разговоре между собой стали всё чаще их использовать.
- Доброе утро! Надеюсь, у тебя всё хорошо? Нужна помощь? Счастливо! - эти и другие слова дети стали употреблять в разговорах всё чаще и чаще.
Поначалу ребята словно играли в игру. Но так заигрались, что не захотели расставаться с добрыми словами. От них как-то светлее в жизни!
(Автор сказки: Ирис Ревю)

Вопросы учащимся:
Чему учит нас эта сказка? (ответы ребят).
Хотели бы вы стать похожими на ребят из сказки? (ответы ребят)

А хотите, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Добрые слова».
Участники игры встают в круг.
Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.

Молодцы ребята, сколько добрых и хороших слов вы сейчас назвали. (учащиеся садятся на свои места).


Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Вопрос учащимся: Понятен ли вам смысл этих слов. Что вы думаете об этом? (ответы ребят).

Добрые правила:
1) При встрече говорите друг другу слово «Здравствуй» (желая при этом здоровья).
2) Не грубите друг другу, даже если у вас плохое настроение.
3) Проявляйте доброжелательность.
4) Будьте вежливы и воспитаны.
5) Делайте всегда только добро.

Заключительное слово учителя:
Дарите добрые слова,
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка.
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит.
А вечной доброты урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
(автор: Илья Ивтеев)

Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: интегрированный урок
Тема урока: «Культура и религия»
Цель урока: осмысление понятий культура, религия, православие в связи с
понятием Россия – родина, актуализация представлений о понятиях Отечество,
Родина, культурные традиции, формулирование целей изучения курса ОПК.
Задачи урока:
1.
Личностные:
Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах
религиозных ценностей и образцах мирового культурного наследия.
2. Воспитывать желание быть духовно красивым человеком.
Предметные:
1. Объяснить значение и связь слов «родина», «культура», «религия».
2. Познакомить с разнообразием культурных традиций.
3. Акцентировать внимание на неразрывной связи культуры России и
православной религии (храмы, иконы, книги).
4. Познакомить с происхождением и значением слова «спасибо».
Метапредметные:
1. Формировать умение слушать собеседников, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
2. Сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой
жизни.
3. Вызывать желание бережно относится к духовным и материальным
ценностям.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, групповая работа с
источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в
тетради (тетрадь­словарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения
православных храмов, МакБуки, проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь
русского языка» С.И.Ожегова.

Ход урока:
1.Организационный момент
Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
­ Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Проверка домашнего задания.
­ Как называется наша огромная страна?
­ Как ещё слова­синонимы мы можем подобрать к слову Россия?
(Отчизна, Отечество, родина)
­ О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
­ Кто подготовил рассказ о культурных традициях своей семьи?
3.Сообщение темы, постановка целей.
­ А теперь прочитайте тему сегодняшнего урока
(Культура и религия)
­ С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
(Культура, религия) на доске вывешиваются эти 2 слова и слово родина
­ Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в
конце урока?

­ А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: связаны ли
культура и религия между собой?
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель раздает по одному листочку на парту таблицу.
родина
культура
религия
Работа с таблицей в парах.
­ Вы когда­нибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры.
(Поздоровались, сказали спасибо, похвалили дежурных)
­ А слово религия вам знакомо?
(Это бабушка молится, церковь)
­ О родине мы говорили на прошлом уроке.
­ Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,
когда слышите слова «родина», «культура» и «религия»?
­ Кто готов прочитать свои слова?
Одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску

5.Объяснение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
­ Ребята, вы подобрали много хороших и правильных слов, но
культура ­ это не только «волшебные слова», художественная литература,
библиотеки, выставки, музеи, музыка, концерты, театральное искусство
или какой­либо памятник архитектуры. Да и с религией не так все
просто. И сейчас мы с вами попробуем разобраться с этими большими
понятиями и с тем, как они связаны между собой.
б) Исследовательская работа с текстом учебника.
Опережающее задание
Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы
прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые
знания.
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих
родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не
могу выбрать Родину.
1 остановка
– Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о культуре и
религии?
(Не все человек может выбирать, есть что­то, что дается человеку изначально. И
это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное,
что призваны хранить и беречь).
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая
большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
2 остановка
– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?
– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст
Руси­России?
– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг
расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что
кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя
Страна – Россия.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть
много общего. И мы все в чем­то зависим друг от друга.
3 остановка
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть,
обозначено наше взросление:

Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа**
улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)
– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в
большом государстве – отечестве?
– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный
летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы
с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире
космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не
чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие
законы. Но важнее всего – единая культура.
4 остановка
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это
синонимы? (Безусловно)
– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы,
живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь?
Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень
достойные.
– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести
примеры?
Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая
записи на доске)
РОДИНА – это
земля история законы общей жизни культура
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас
мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий
таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это
развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре ­ это причины, по которым
человек решает совершить именно такой, своеобразно­человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и
неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
5 остановка
– Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?
– Что, по­вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных
ценностей, постоянное усвоение и развитие).

– Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы
началось?
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить
родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник?
Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого
человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру
человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
6 остановка
­ Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
­ А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает?
Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек
может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями,
получение образования).
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и
различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по­разному. Например, все
люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А
другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».


Бог и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
7 остановка
– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором
абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём­то особых
культур, убеждений. В том числе люди, по­разному отвечающие на вопрос о том, есть ли
Бог, и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и
поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и
духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько
глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когда­то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала
людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители
граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную
культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть
разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к
разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной
культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем
Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.
Остановка 8

– Как, по­вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это
система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и
направлять свой путь в сторону добра?
– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на
уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не
только внешнюю жизнь людей, - как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во
что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это
называется – «самопознание».
Остановка 9
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что
такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?
­ А теперь напомните мне два вопроса, которые ставили в начале урока.
(Что такое культура? Что такое религия?)
­ Мы нашли ответы на них? Проверим с помощью тренажера.
г). Работа с тренажёром..
Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
­ Прочитайте внимательно задание.
­ Кто справился с заданием на 100 %?
­ Что вы отнесли к понятию культура?
­ А к религии? –
­ У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в
чём вы ошиблись.
6. Самостоятельная работа по новой теме
а) Работа с рассказом.
­ Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
Прочитаем его ещё раз.
­ Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается
благодарность? (спасибо)
­ Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного
госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому
она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой,
благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
­ Работай! За тебя люди молятся! ­ Женщина очень удивилась, тогда
священник спросил:
­ А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
­ Говорят «спасибо», что же ещё?

­ Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если
тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и
позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
б)Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих
людей это маленькая молитва)
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
2.
3.
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
­ Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и
духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал
человек, а значит это …. (культура)
­ В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира
приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные
сооружения (рассматривание иллюстраций)
­ Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
­ Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем
на следующих уроках.
­ А у нас в городе Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как
называются?
­ А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним?
­ Давайте посмотрим на некоторые из них.
­ Только в храме находятся иконы?
­ Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй
о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
­ Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и
религия между собой?
7. Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на
этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
­ Кто справился со всеми заданиями?
­ Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

8. Рефлексия
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
Культура – это… Религия ­ …
10. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.6­7 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе своего города (села).
Использованная литература:
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
«Покров».2003
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное
издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации ­ М: «Новое
время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному
пособию Кураева А.В.
«Словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Орлова Наталия Ивановна

Учитель русского языка и литературы,

Основ православной культуры

МБОУ СОШ№61 г. Чебоксары

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО КУРСУ «Основы православной культуры»
Предмет : основы православной культуры, урок постановки и решения учебной задачи

Тема: Прощать может только любящее сердце.

Продолжительность урока – 45 минут

Класс : 5

Технологии:

Технология проблемно – диалогического обучения В равноправном диалоге с учителем определяется проблема, над которой предстоит работать на уроке, и тема урока, причём и тему и цель учащиеся формулируют сами. Эта технология мотивирует учащихся, в процессе проблемного диалога происходит присвоение учащимися целей урока, что позволяет субъективизировать обучение, построить партнёрские отношения. Кроме того, через создание проблемной ситуации, определение темы и проблемы урока, через выдвижение гипотез, актуализацию знаний и через поиск решения – активизируется мыслительная деятельность учащихся. Рефлексия в конце урока работает на формирование оценочных навыков, а в конечном итоге на формирование нравственных норм, социальных компетенций.

Здоровьесберегающие технологи: соблюдение техники безопасности, реализация двигательной активности, чередование различных видов деятельности
Аннотация: Данный урок является заключительным в системе уроков, посвященных теме: « Как жить среди людей» (урок 9 «Православное учение о человеке», урок 10 « Совесть и раскаяние», урок 11 «Заповеди», урок12 «Золотое правило этики», урок 20 « Заповеди блаженств», урок21 «Зачем творить добро» по учебнику Кураева «Основы православной культуры») Учитель, обобщая изученное, ставит перед детьми новый вопрос: «Легко ли прощать? Как научиться прощать?». В жизни мы часто приказываем детям: « Проси прощения!», забывая, что слова мало значат для обиженного, ведь разумом мы можем простить, а вот не затаить обиду, не быть злопамятным – это получается далеко не у каждого. Ведь чтобы простить, нужно прежде всего любить ближнего своего. А этому нужно учиться. Поэтому данный урок целесообразно провести на одном из заключительных уроков курса, когда учащиеся уже буду владеть необходимыми православными понятиями.

Урок начинается с обсуждения просмотренного накануне дома совместно с родителями фильма «Щенок». Основа сюжета – взаимоотношения классного коллектива с мальчиком - сиротой: его презирают, унижают, потому что он не такой как все. В финале фильма организатор травли, неформальный лидер класса, осознаёт свою неправоту и дарит мальчику – сироте щенка.

Обсуждение фильма, специально выстроенный учителем диалог – подводят учащихся к теме урока, дают возможность выявить и осознать актуальность проблемы и определить и обсудить цели урока.

Далее идёт фронтальная работа, построенная на проблемно-диалогической технологии: обсуждение: почему такое происходит, можно ли избежать подобных ситуаций, как? Ребята выдвигают различные гипотезы, намечают пути решения проблемы.

Затем, работая в группах, ребята анализируют притчу о сыне, которого не хочет простить отец, несмотря на искреннее раскаяние сына.

Предъявляя результаты совместных размышлений, переживаний, ребята обсуждают ситуацию через призму православных традиций, православной этики и обобщают работу всех групп.

В заключительной части урока класс возвращается к началу урока для рефлексии и оценки полученного на уроке результата.

Главное на уроке эмоциональное переживание, эмоциональное восприятие темы урока, которого можно достичь очень тщательно и осторожно подобранным материалом, ребятам интересным и важным. Ребята должны извлечь нравственный урок, окрашенный их эмоциями, поэтому памятный.

Чередование различных видов деятельности помогают активизировать деятельность учащихся, а технология проблемно – диалогического обучения создает ситуацию успеха, уверенность в своих силах. («Мне удалось самому найти ответ на поставленный вопрос», « У меня получилось найти решение благодаря моим одноклассникам»). Использование ИКТ оптимизирует данный урок, позволяет достичь его целей с наименьшими затратами (экономия времени, активизация мыслительной деятельности, формирование интереса к изучаемой теме, мотивация учащихся). Также с помощью ИКТ формируются надпредметные компетенции: умение работать с компьютером, умение планировать свою работу, искать информацию, отбирать нужную, использовать для решения своих задач, представлять конечный результат в определенной форме с учетом ситуации. Применение мультимедийных средств было целесообразным на следующих этапах урока:
- Домашнее задание . Дома учащиеся смотрят художественный фильм «Щенок» (15 минут). (Если у ребенка нет компьютера дома, учитель может показать фильм заранее в классе). Часто просмотр фильма становится семейным, что позволяет детям и родителям обсудить героев фильма, их поведение и поступки. Это также способствует тому, что родители начинают проявлять интерес к данному курсу, могут отслеживать, какие темы рассматриваются на уроках. Используя Интернет, учащиеся находят лексическое толкование жанра « Притча», знакомятся с библейскими притчами и создают электронный тематический справочник « Мудрые мысли». Работа над созданием данного справочника не только способствует развитию творческого потенциала учащихся, но и формирует такие компетенции, как сбор материала, отбор нужной информации, систематизация, использование в учебном процессе.
- Актуализация знаний Использование интерактивной презентации «Прощать может только любящее сердце» создает атмосферу дозированности информации. Наглядная информация помогает учителю эмоциональнее воздействовать на учащихся в ходе урока и способствует управлению темпом подачи материала, акцентировании внимании учащихся на наиболее важных моментах, включает зрительную память. обобщает работу в группах.

- Практическая работа учащихся в ходе решения учебной задачи Составление слайдов в режиме презентации позволяет учащимся сформировать один из способов обработки информации для достижения цели, обобщает работу в группах. Данный вид работы является отправным моментом для следующего этапа урока – самоанализ, выставление самооценки.
- Этап оценивания успеха . Используется прием незаконченного предложения. Учащиеся отправляют полученное предложение - отзыв учителю по электронной почте, что помогает педагогу организовать личностно – ориентированный подход в обучении. Данное общение позволяет обсудить не только деятельность ученика на уроке, но и дает возможность ему задать интересующие вопросы по теме, обсудить их. В дальнейшем это способствует созданию психологически комфортных условий для сотрудничества между учителем и учеником.

В ходе урока учащиеся развивают следующие общеучебные умения:
- Организационные: учатся находить проблему и составлять план решения проблемы, используют наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, компьютер)
- Интеллектуальные : самостоятельно отбирать для решения проблемы необходимую информацию, сопоставлять и анализировать. Представлять информацию в виде таблицы, уметь передавать содержание в сжатом виде, опираясь на ключевые слова.
- Оценочные умения : оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм, уметь делать свой выбор в общей системе духовно – нравственных ценностей, объяснять свои действия, давать оценку своим поступкам.
- Коммуникативные умения : Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументировать свою точку зрения, подтверждая ее фактами, уметь выслушивать оппонента, вежливо переубедить собеседника, организовать учебное взаимодействие в группе

КОНСПЕКТ УРОКА
Цели урока:

I Обучающие – знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.

II Воспитательные – воспитать доброту, сострадание, умение сопереживать, помогать тем, кто в помощи нуждается, умение прощать и просить прощение.

III .Развивающие – формирование социальных компетенций, коммуникативных, оценочных оганизационных и интеллектуальных умений.

П р и в е т с т в и е

1. Беседа по домашнему заданию.

Дома вы посмотрели фильм « Щенок». Понравился он вам? О чем этот фильм? (Фильм о том, как ребята обижали мальчика, не принимали в свои игры, потому что он был на них не похож - он был круглый сирота, и эта травма наложила отпечаток на его поведение. Но ребята об этом не знали. Главный герой Леша в конце фильма дарит ему щенка, когда узнает, что Валерка - сирота, и предлагает ему дружбу)


- Почему Леша, когда вырос, стал служить в церкви? Почему спустя столько лет отец Алексей вспоминает этот случай из детства? Почему он запомнил его на всю жизнь до мельчайших подробностей? (этот случай ему помог понять, что на свете есть что-то важнее, чем те вещи, которые его окружали в жизни, и от этого «чего – то важного» на душе становится теплее и чище. «Есть та, которая плачет над нашими грехами.»)
2. Создание проблемной ситуации

А сейчас я попрошу вас ответить на главный вопрос: «Почему ребята обижали мальчика?» (Он был не похож на них. И фильм называется «Щенок» не случайно.)

Здесь можно ребят попросить объяснить, как они понимают название фильма.

А как звали мальчика – сироту? (В фильме называется его имя только в конце - Валерка, на протяжении всего фильма ребята обращаются к нему «Ненормальный«, « Буратино», « Придурок») Случайно мы не знаем, как его зовут? (Нет, потому что на его месте может оказаться любой)

Как вы думаете, какое продолжение было у этой истории? (Мальчик стал участвовать в играх, а Лешка не давал его в обиду. Они стали дружить)

Мальчик – сирота простил своих обидчиков? А вы смогли бы простить?

Как вы думаете, трудно прощать? Вы смогли бы не отвечать злом на зло?
3. Формулирование проблемы

Я вижу, ответить однозначно у нас не получилось, но это и понятно, ведь у каждого в жизни есть выбор, и по какому пути вы пойдете, решать вам. Но, возвращаясь к нашим вопросам, как вы думаете, над чем нам стоит сегодня поразмышлять? (Уч- ся формулируют вопрос в разных вариантах, основная проблема выводится на интерактивной доске)

Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос: « Как научиться прощать?», « Как не отвечать злом на зло». И мы попробуем сегодня найти тот путь, по которому нам с вами не стыдно будет идти.
4. Выдвижение гипотез

Какие у вас есть предположения по решению проблемы? (Ребята выдвигают версии, которые записываются на доске)


5.Актуализация знаний

На одном из уроков мы говорили о прощении. Вспомните слова:

« Господи, прости их, ибо не ведают, что творят». Кому принадлежат эти слова? (Христос их сказал на кресте) (слайд № 7)

Учитель разворачивает беседу по теме:

За кого пострадал Христос? (За людей)

Но люди же его и распяли, а он просил простить их. Почему? Что дал Иисус Христос людям? (Заповеди). Для чего?

Вспомните их. (Ребята их называют, заповеди выводятся на интерактивной доске)

Какая заповедь самая важная? (« Люби ближнего, как самого себя») (слайд № 8)

Если уч-ся имеют более глубокие знания по православной культуре, можно предложить им дополнительные вопросы: Как вы понимаете, кто (или что) такое Бог? (Бог – это любовь.)

Как, по какому образу Он создал Человека? (В Библии сказано, что Человек создан по образу Божиему, и должен уподобляться Богу, то есть стремиться стать подобием Божием, т.е. любить людей. Высшая нравственная ценность - это любовь и добро)

Как вы думаете, может эта заповедь помочь в решении нашей проблемы?

Мне кажется, нам не хватает еще одного какого – то важного момента. Ведь как просто получается. У нас есть законы – заповеди, соблюдай их и живи хорошо. Но почему же мы не следуем им? (Это очень трудно)

Что же делать? (Надо работать над собой)

А как работать над собой? Можете вы четко сформулировать план? (Нет. Значит, нам не хватает знаний, как же работать над собой, чтобы соблюдать заповеди)


6. Открытие нового знания. Пути решения

Думаю, помогут нам найти решение притчи. Ведь Иисус Христос учил людей через притчи, и мы с вами попробуем найти решение с их помощью.

На прошлом уроке вы получили задание узнать, что такое притчи, прочитать несколько библейских притч и начать работу над составлением справочника « Мудрые мысли».

Дайте лексическое толкование данного жанра.

Учащиеся зачитывают определение данного слова, параллельно в презентации дается словарная статья из словаря В.И.Даля.(слайд№ 10)

А можно ли назвать фильм « Щенок» притчей. (В фильме есть смысл, урок для всех людей, что нельзя быть злыми, жестокими по отношению к тому, кто не похож на тебя)

Работа с притчей в группах.

(Каждая группа получает листок с притчей. Ребята читают, обсуждают и делают вывод, какой смысл заключен в притче)


Притча: СОГРЕШИЛ СЫН перед отцом. Но потом в своем грехе искренне раскаялся. Только вот отец никак не хотел его простить, хотя был человеком набожным: и храм посещал, бедным помогал. Сколько ни пытался сын с отцом примириться - все напрасно.

Переоделся тогда сын нищим, постучался в отцовскую дверь и просит:

-Вынеси мне, добрый человек, кусок хлеба.

Отец дал ему хлеба, а сын тогда и говорит:

-А ведь это я, сын твой. Почему же ты над незнакомым нищим сжалился, а ко мне жалости не имеешь?

И отец его простил.

На интерактивной доска выводятся вопросы – помощники:

1.Как вы думаете, почему отец никак не хотел простить сына?

2. Почему сын вынужден был переодеться?

3. Что помогло отцу простить сына? (слайд № 11)
После того, как ребята обсудили притчу в группах, начинается коллективное обсуждение в классе. Беседа по вопросам. Выводы фиксируются на интерактивной доске одним из учеников группы, которая нашла решение вопроса.

Обратимся к проблеме нашего урока: как вы думаете, почему я выбрала эту притчу?

Сразу ли отец простил сына? Почему? (Был зол на сына, жесток, а когда мы впускаем в сердце ненависть, мы отдаляемся от любви)

А сын все сделал, чтобы заслужить прощения?

Тяжело отцу было простить сына? (да, но он смог это сделать, потому что он смог пересилить себя, переступить через гордыню; он понял, что не прав перед сыном)

А как отец работал над собой? (Возможно, он представил себя на месте сына; проявил к сыну жалость; как мы относимся к людям, так и они относятся к нам)

Какой урок преподал сын отцу? (он заставил его задуматься над своим характером. Мало ходить в церковь, помогать бедным – мы это можем делать как обязанность – главное, чему нас учит Христос, жить с любовью к людям, уметь прощать. Сын оказался незащищенным перед отцом, т.к. сыну не хватало любви отца)

Работа с интерактивным плакатом: «Заповеди»(слайд 16)

В начале урока мы с вами вспомнили заповеди. Давайте попробуем рассмотреть отношения между отцом и сыном через некоторые заповеди:


- Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою. Сын выполнял эту заповедь? (Да, он раскаялся, просил прощения)

Шестая заповедь: Не убивай. Духовно отец был жив? (Наполовину, т.к. бедным он помогал, но о сыне он забыл.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Отец любил сына?

(Дословно заповедь означает: « Не совершай действий против любви»). А отец тем, что не может простить сына, предает любовь к нему, т.е. непрощение постепенно уничтожает любовь в его сердце.

Промежуточный вывод: Если мы не можем простить, мы нарушаем все нравственные нормы.

Что же помогло отцу простить сына? (Проявил сочувствие к сыну, и жестокость оставила его сердце, ее место заняла любовь, он смог проделать путь от любви к прощению)

Проблема, которую мы пытаемся решить сегодня, огромна, и каждый делает свой выбор. От любви можно пойти двумя путями: можно пойти от любви к ненависти, а можно пойти к прощению. Отцу удалось выбрать правильный путь. Попробуем и мы с вами его пройти. Давайте определить каждый шаг этого пути. (слайд 14)
ЛЮБОВЬ_________________________________ ПРОЩЕНИЕ
Учащиеся работают в группах по листочкам. Обсуждают, заполняют листок. (Представители групп выходят к доске, сканируют и выводят изображение на экран)


Посмотрите, все группы дали почти одинаковые пути решения нашей проблемы. Чтобы простить, надо полюбить человека. Но полюбить ближнего не так - то просто. Для этого нужно проделать огромную работу над собой.


7. Применение новых знаний

Ребята смотрят концовку фильма «Щенок» (3 минуты)


- Почему Валерка вернул щенка без каприз, не упрямясь? (Он пожалел мальчика, проявил сочувствие, когда женщина сказала, что мальчику будет плохо без щенка, есть «та, которая плачет, когда мы берем чужое»

А почему Лешка дарит щенка Валерке? (Он пожалел мальчика, когда узнал, что он - сирота, это, своего рода, прощение. Он вспомнил слова женщины «Давай никому не будем делать плохо»)

Трудно ему далось это решение? Что ему помогло принять это решение? (В нем проснулось сочувствие, он вспомнил слова о «той, которая плачет»)

А кто это, «та, которая плачет»? (Это Богородица, это образ матери, которая всегда нас любит, жалеет и всегда прощает)

Случайно фильм заканчивается грозой? (Дождь - это символ очищения)
Как бы вы назвали наш урок? Определить тему вам помогут афоризмы, пословицы и высказывания великих людей.

Слайд №
Любовь согласие водит, а от ненависти вражда исходит.

Русская пословица

Любовь не ситный хлеб, с молоком не съешь.

Чувашская пословица
Где любовь, там и свет.

Чувашская пословица

Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

Из писаний Христианства
Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.

И.Станиславский
Однажды вы поймете, что любовь исцеляет все, и любовь - это все, что есть на свете.

Г.Зукав
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается.

Л.Толстой
Милосердие - это бесконечное прощение.

Ларошфуко
- Эти мудрые слова лишь маленькая капелька в океане изречений, посвященных любви и прощению. Обратите на авторов изречений. Что вы заметили? (Высказывания принадлежат людям разных культур, национальностей, но все они затрагивают тему прощения, тему любви к ближнему. Это говорит о том, что тема духовно – нравственных ценностей не зависит от национальности, от вероисповедания, это общечеловеческая тема)
Вывод: на этом уроке мы нашли решение проблемы, но это лишь маленькая часть работы над собой. Идти к прощению вы будете долго, может быть, вы будете учиться прощать всю жизнь. Сможете вы это сделать или нет - зависит от каждого из вас.

Уметь прощать очень важно в жизни. Этому чину в Православной Церкви посвящен праздник Прощеное воскресенье. И это не случайно Искренне прося прощение, мы избавляемся от греха, очищаем душу. И просить прощение не всегда легко. Надо иметь силу духа, чтобы признаться себе в том, что ты не прав. Преступить через гордыню может только любящее сердце. И в качестве одного из домашнего заданий на выбор я предлагаю обсудить эту тему с родителями и написать сочинение - миниатюру на тему: « Могу ли я прощать?». Второе задание - сочинить притчу о прощении и любви. Дома вы продолжите вести электронный справочник «Мудрые мысли», куда запишите выводы по сегодняшнему уроку.


8. Рефлексия
- Понравился вам урок? Что нового узнали?

Мне было интересно…

Я научился…

Я узнал…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Я понял, что…

Меня удивило…

Этот урок поможет мне …

Я выполнял задания…

Для меня стало открытием, что…


Мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Отправьте отзывы на мой электронный адрес natasha5449.orlova или напишите его в тетради.

Работать с вами сегодня мне было приятно и интересно. Всем большое спасибо.

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» основывается на личностно ориентированной направленности современного обучения.

Воспитание моральной личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании светским нормам морали. Исторически сложилось так, что мы живём в православном государстве. Православие - это культура и история нашей страны, поэтому необходимо чаще обращаться к религиозным заповедям и предписаниям, в которых собрана мудрость народа.

Христианские нормы поведения включают не только заповеди, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально-нравственных норм. Человек, порой, даже не осознавая и не замечая за собой, следует именно христианским нормам морали.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса модуля «Основы православной культуры» является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе возвышающего чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос патриотического воспитания. Данную проблему можно решать с помощью уроков ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры», и одним из уроков отвечающих этому запросу - «Защита Отечества».

Этот урок способствует формированию потребности в нравственном совершенствовании личности.

Технологическая карта урока

Тема : Защита Отечества.

Тип : Изучение нового материала

Цель урока: Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России.

Задачи:
1. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию.
2. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной и религиозной традиции.
3. Формировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира
4. Прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Планируемые результаты

Предметные:
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа
- усвоение нравственных норм и правил поведения
- ознакомление с понятием «оборонительная война»

Метапредметные:
- умение сравнивать и анализировать, делать выводы
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
- выполнять практическую работу в паре

Личностные:
- развитие чувства преданности и любви к Родине
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы

Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык

Ресурсы урока:

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Презентация , компьютер и интерактивная доска.
  3. Раздаточный материал (приложения к уроку).
  4. Ожегов С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.:Азбуковник, 1999.
  5. Л.П. Алектров, С.Л.Баженова Словарь синонимов. Л.: Наука, 1975.
  6. Н. Абрамов Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. Русское слово, 1999.

Ход урока

Мотивация к деятельности

Предлагает посмотреть видеоклип и подумать о чём он, что важного доносится до зрителя, к чему призывает. Слайд 1 Осуществляют коллективный просмотр видеоклипа.

Задаёт вопросы по просмотренному видеоклипу

- Вы просмотрели видеоклип, как бы вы охарактеризовали, о чём он? Что иллюстрирует, к чему призывает?

Высказывают предположения, делятся своими мнениями и эмоциями: это клип о России, её единстве и мощи, необходимости защищать богатства нашей Родины и т.д.

- Какие слова тронули?

- О чём говорят эти строки? Слайд 2

Делает акцент на некоторых словах данной фразы, чтобы облегчить её понимание (монолит, держава)

О необходимости защищать Родину, быть едиными и сплочёнными перед врагом.

Предлагает определить тему урока.

Слайд 3

- Не раз жизнь Древней Руси и России нарушалась военными грозами. Почти половина времени из тысячелетней православной истории государства прошли в войнах! И всегда была необходимость в его защите.

Формулируют тему урока «Защита (Родины) Отечества»

Слайд 4 и индивидуальные карточки Приложение 1

Определяют название произведения - Гимн России.

Ведёт диалог с классом.

- Что эти строки рассказывают о величии России?

- Могут ли некоторые кадры из просмотренного клипа проиллюстрировать их смысл?

Высказывают мнение, размышляют.
Предлагает найти и подчеркнуть слова, которые связаны с православной культурой.

Выполняют задание на индивидуальных карточках.

Хранимая Богом родная земля.

Выслушивает варианты ответов.

- Как вы понимаете эти слова?

Россия православное государство. Оберегаемая святыми, Богом и т.д.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассмотреть изображения и вспомнить личностей, изображённых на слайде (обращается к урокам литературного чтения).

Слайд 5

Называют изображённых личностей.

Дмитрий Донской и Илья Муромец.

- Что их объединяет? Чем они прославились?

Слайд 6

Под руководством учителя и наводящих вопросов вспоминают события их жизни.

Это воины преданные и любящие своё Отечество, причислены к лику святых и т.д.

- Можно ли сказать, что они были защитниками Отечества?
- Остаются ли они и поныне ими?
- Подтверждает ли это слова гимна «Хранимая Богом родная земля»?

Слушают учителя.

- Среди святых почитаемых Русской Православной церковью многие славились именно воинским служением государству. Были его защитниками.
И своё служение, будучи православными людьми, строили на словах Иисуса Христа: «Нет больше той любви как если кто положит душу свою за други своя»

Слайд 7

Илия Муромец - православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника.
Дмитрий Донской - православные чтут его как защитника и помощника в делах.

Настраивает на обсуждение этих слов.

Любящий жертвует душой (жизнью) своей за друзей, за родную землю, как сделал это Иисус. Становится на защиту.

Рассуждают и высказывают своё мнение.

Организация познавательной деятельности

Предлагает коллективно-групповую работу по составлению «Портрета слова защитник». Слайд 8

Группы учащихся получают в помощь различные словари (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Словарь русских синонимов. Н. Абрамова, Словарь синонимов Академии наук СССР или др.)

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова.

Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

- Защита рубежей Родины часто связана военными действиями.
А с чем связаны любые войны и военные действия?

Предлагает обратиться к одной из заповедей Иисуса Христа.

Слайд 9
- Если война - это действия, влекущие за собой смерть людей как же тогда следовать православным воинам этой заповеди «Не убий»?
И.Х. учил прощать любить даже врагов своих. А церковь причисляла к лику святых тех, кто применял оружие.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.
Предлагает сформулировать учебную задачу урока.

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Предлагает подумать и определить, какой самый доступный нам в данный момент источник информации для поиска ответа на вопрос.
Предлагает открыть учебник на странице 133 и прочитать первые четыре абзаца учебного текста и найти слова И.Х., которые помогут выполнить поставленную задачу урока. Высказывают предположение, что это учебник.

Слайд 10

Помогает понять смысл данных слов. Обращает внимание на значение слов «напрасно» «суд»

- Значит, каким может быть гнев?
Что значит уместный? Какой корень в этом слове?

Слайд 11

Предлагает вспомнить страницы истории нашего государства.

- Какое историческое событие, трагедия, унёсшая за собой миллионы жизней, повлекло за собой уместный гнев нашего народа? Слайд 12
- Действительно ли он был уместным? Докажите.
- Сталкивались в настоящей жизни, с ситуациями, которые влекут за собой напрасный или уместный гнев?

Предлагает вернуться к учебнику на стр.133 и прочитать о трагедии, которая произошла в настоящее мирное время.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

Слайд 13

- Как вы оцениваете геройский поступок Жени, с точки зрения христианской морали?
- Можно ли его назвать защитником Отечества?

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Подводит к мыли, что все действия и нашего государства во время ВОВ, и современного мальчика Жени оправданы с христианской точки зрения.

Предлагает еще раз вернуться к составленному портрету слова «защитник».

Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Слайд 14
- Вернёмся к портрету слова «защитник». Одной из ассоциаций к этому слову было слово «оборона».
- Как можно назвать войну и действия, направленные на защиту, оборону от врага? Какое однокоренное прилагательное подойдёт для характеристики таких действий?

Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях.

Высказывают предположение, что это учебник.

Предлагает найти в учебнике на стр., 144 подтверждение данным предположениям

Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова.

«Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду»

Предлагает подвести промежуточные итоги урока и вспомнить поставленную задачу.

Должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях

Предлагает подумать и высказать своё мнение, о том какие поступки воина-христианина недопустимы даже на справедливой войне.

Записывает озвученные варианты на доске.

Высказывают свои мнения.

Предлагает в парах обратиться к стр.136 учебника, найти нужную информацию и сравнить со своими вариантами.

Дополнить предложения на карточках.

Предлагает по итогу работы сделать вывод.

Слайд 15

Осуществляют самостоятельный поиск информации в парах и работу на карточках.

Рефлексия деятельности

- Удалось ли нам решить поставленную задачу урока?

Что нового вы для себя открыли?

В завершение нашего урока предлагаю обратиться к народной мудрости и собрать пословицы о Родине и её защитниках.

Подводит итог парной работы.

Слайд 16

- Какая пословица очень созвучна теме сегодняшнего урока? Обоснуйте свой ответ.

Делают выводы, обобщают.

Работают в парах на карточках, составляют пословицы.

Представляют результаты работы.

Предлагает побыть на месте учителя и задать свои вопросы, помогающие обобщить новую информацию по теме урока, классу, воспользовавшись памяткой «Толстые и тонкие вопросы» Слайд 17 Желающие формулируют и задают свои вопросы классу
- Только ли на войне применимы законы воина-христианина?
- Одинаков ли надо реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит?

Участвуют в обобщении новой информации.

Высказывают своё мнение на основе нового материала.

Домашнее задание на выбор:

Предлагает посмотреть клип, чтобы закончить урок на «высокой ноте» и почтить память всех погибших защитников нашего Отечества.

Слайд 18

Список литературы

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.

2. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. - СПб.: Сатисъ, 2013.

3. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Путь жизни - православный: пособие в помощь учителю по самообразованию. - СПб.: Сатисъ, 2011.


Урок 1.Россия – наша Родина? Что такое духовный мир; ? Что такое культурные традиции. Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный: - материальный - духовный (мир культуры) Духовный мир – человек - внутренний мир (душа) Внутренний мир: сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции Культурные традиции: - религиозные культуры; - морально-этические нормы; Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.


Урок 2.Культура и религия? Как человек создает культуру; ? О чем говорит религия? Культура – (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать») Первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание (очеловечивание природы как среды обитания). Культура в широком смысле – все то, что создано человеком. Культуру создают люди, а культура изменяет человека: - накапливает и передает опыт… - создает условия жизни людей; - влияет на образ мыслей и чувств, на способ общения. Культура: светская и религиозная. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религиозная культура опирается на религиозные традиции. Истоки русской культуры – в православной культуре Православная вера определяет поведение и культуру человека.


Урок 3. Человек и Бог в православии? Какие дары Бог дал человеку; ?Как вера в Бога может влиять на поступки людей Что есть Бог? Творец, который создал весь мир. Он создал человека, дал человеку свободу, разум, совесть, доброту, любовь. Вера в Бога – направляет, определяет поступки людей, вдохновляет на созидание…


Урок 4. Православная молитва? Что такое православие; ? Что значит слово «благодать»; ? Кто такие святые; ? О молитве «Отче наш» «Православие» означает умение правильно славить Бога (молиться). Обращение к Богу - молитва. Молитва противоположна магии. (Магия – навязывание (через заклинание) своей воли духам, Богу). Молитва-просьба; Молитва-благодарение; Молитва- славословие; Влияние молитвы. Благодать (добрый дар) - действие Бога, меняющее человека. Святые - люди, которые под действием благодати изменились. «Отче наш» - самая известная молитва христиан.


Урок 5. Библия и Евангелие? Кто такие христиане; ? Что такое Библия; ? Что такое Евангелие. Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа. Библия – священная Книга для каждого христианина. Две части Библии: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Слово «завет» - «союз», «договор» (Бога с человеком). Книги Ветхого Завета написаны пророками, которые имели особый дар – слышать Бога. (до прихода Иисуса Христа): история еврейского народа, основы иудаизма, Декалог. Книги Нового Завета: «Евангелие» (с греч. «добрая весть») - о жизни, делах и учении Иисуса Христа; Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис («Откровения Иоанна Богослова»).


Урок 6. Проповедь Христа? Чему учил Христос; ? Что такое Нагорная проповедь; ? Какие сокровища нельзя украсть. Иисус Христос учил любви к ближнему. Нагорная проповедь – изречения глубокого смысла Иисуса Христа, (произнесены с небольшой горы). О мести. Как поступить, если вас обидели, ударили, обозвали…? «Не противься злому… Любите врагов ваших…» Отказ от мести кладет предел разрастанию зла. О богатстве. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе…» «Сокровище на небе» - это добро человека, которое нельзя украсть. Призыв Иисуса Христа: жить на земле в любви к Богу и к ближнему.


Урок 7. Христос и Его крест? Как Бог стал человеком; ? Почему Христос не уклонился от казни; ? Какова символика креста. Евангелие: однажды Бог соединил с Собой человеческое тело и душу (вочеловечился). Бог стал Богочеловеком: творил чудеса, радовался, страдал, прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти. Иисус позволил себя казнить на кресте. Почему? Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. До Христа люди умирали и смерть давала им пустоту и холод. Христос дал надежду каждому человеку на бессмертие его души. Крест Христа - не только орудие пытки и казни, но и знак любви Бога к людям.


Урок 8. Пасха? Что такое Пасха; ? Как празднуют Пасху. Евангелие: после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес (с др.слав. «крес» - жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни. Пасха Христова - а честь воскресения Христа. Праздник Пасхи: крестный ход, пасхальная служба в честь воскресения Христа. Пасхальные атрибуты – праздничный стол, куличи, яйца, твороженное блюдо, то есть пасха.


Урок 9. Православное учение о человеке? Чем Бог одарил человека; ? Что такое образ Божий в человеке. В православии размышления о Боге и человеке взаимосвязаны Бог одарил человека душой (думает, мечтает…), подарил человеку свободу, любовь… Эти дары составляют целый мир, внутренний мир человека. Разум, свобода, творчество у христиан называются «образ Бога в человеке». Если человек не думает о душе или совершает плохое - она слабеет, «болеет». Мудрые люди: «О душе подумай!» (не делай плохого, делай добро)


Урок 10. Совесть и раскаяние? О подсказках совести; ? Как исправлять ошибки. Зло в православии есть синоним греха. Зло ослабляет душу человека, добро и совесть укрепляет. Совесть: подсказывает человеку, как поступить; напоминает ему, что сделано неверно. Главное в жизни - быть в ладу со своей совестью. Раскаяние: может помочь человеку исправить ошибку.


Урок 11.Заповеди? Какие заповеди даны людям; ? Что общего у убийства и воровства; ? Как зависть гасит радость. Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели. Заповеди даны людям от Бога! - почитай отца и мать: - не убивай; - не кради; - не прелюбодействуй; - не лги; - не завидуй и др.


Урок 12.Милосердие и сострадание? Чем милосердие отличается от дружбы; ? Кого называют ближним; ?Как христианин должен относиться к людям Главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как самого себя!» В основе заповеди – милосердие и сострадание (сердце милует, любит, жалеет – страдает). Милосердный человек – неравнодушный к горю другого, ближнего. «Ближний» - тот, кто находится в беде и нуждается в твоей помощи. Если человек виноват, но переживает беду, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.


Урок 13.Золотое правило этики? Главное правило человеческих отношений? Что такое неосуждение. Христос:«..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Христос: не осуждайте других! «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Неосуждение – это не попустительство и не навешивание на человека ярлыков. Человек и его дурной поступок не одно и то же. Православное правило: «Люби грешника и ненавидь грех» «Любить» - значит помочь избавиться от грехов.


Урок 14. Храм? Что люди делают в храме; ? Как устроен православный храм. Люди приходят в храм: помолиться за себя, за других, поставить свечи «за здравие», «за упокой» и др.; Внутреннее устройство: иконы, иконостас, царские врата (символизируют врата Рая), алтарь; Ограничения в храме. В любой религиозной культуре есть система запретов и необходимо их уважать.


Урок 15. Икона? Почему икона так необычна; ? Почему изображают невидимое Икона (с греч. «образ») – картина с изображением лица или события из Библии или церковной истории. Отличие картины от иконы: - в картине отражается мироощущение автора, дыхание той или иной эпохи; в иконе отражается мировоззрение Церкви, икона - вне времени; -в картине отражается индивидуальность автора, его живописная манера и т.п.; икона – творение соборное, не самовыражение, а служение; Икона пронизана светом, добром и любовью. Свет - символ Света Божественного. Главное – показать мир души святого человека (через лица (лики) и глаза). Евангелие: Бог родился как человек, апостолы видели Христа, значит можно изображать. Икона и человек: он молится не иконе, а перед иконами и тому, кого видит на иконе. Уроки Творческие работы учащихся.


Урок 18. Как христианство пришло на Русь? Что такое церковь; ? Что такое крещение. Люди, ставшие христианами, объединялись в общество, которое называется Церковь. Христианское учение распространялось и пришло на Русь через Византию. 988 год: крещение киевлян в р. Днепр. Крещение – это присоединение к Церкви. Значение новой веры: появление письменности, школ, книг, строительство храмов. вера преображала людей и их культуру: наполняла жизнь новым смыслом, христовы заповеди помогали утверждать новые нравственные правила жизни; русские стремились жить по вере, утверждается название «Святая Русь».


Урок 19. Подвиг? Что такое человеческий подвиг; ? О человеческой жертвенности. Христианский подвиг – эта жертва ради себя, ради других людей и ради Бога. Подвиг ради себя (жертвовать мелкими радостями во имя высокой цели); Подвиг ради другого человека (и в малом, и в большом); Подвиг во имя Бога: человек жертвует своими капризами ради стремления жить по вере; В основе подвигов – жертвенность (движение во имя высокой цели). Подвиг – «двигаться», «движение», «подвижничество».


Урок 20. Заповеди блаженств? Когда люди бывают счастливы; ? Как плач может обернуться радостью; ? Когда сердце бывает чистым. Нагорная проповедь: «Заповеди блаженств». «Блаженные» («счастливые») Первая заповедь о людях, ставших «нищими» по велению своего духа (влечение к Богу) Православие: нищий духом - это самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу входит Христос. Нищие духом, ограничив желания, поняли: лучше остаться бедным, но честным, отказаться от карьеры, но не предать, жить в мире со своей совестью, чем угождать и т.д. Для «нищих духом»: «Царство божие есть» и «Царство Божие – внутри вас!». Если человек поступает по заповедям Христа, значит он в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости. Другие заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (чистое сердце – сердце без завести, лицемерия, подозрительности и пр.) Такой человек светлым оком смотрит на мир и на Бога.


Урок 21. Зачем творить добро? ? Как подражают Христу; ? Чему радуются святые. Все согласны с правилом: «..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины не быть эгоистами и творить добро Первая из них – благодарность за подвиг Христа. Христиане также стараются служить для других (самоотверженность). Вторая причина творить добро: это дает возможность пережить духовную радость. Благодаря пережитой радости человек осознает - от чего заповеди предостерегают и что они хотят ему подарить. Христианин ищет радость для своего сердца и для этого творит добро.


Урок 22. Чудо в жизни христианина? О святой Троице; ? О христианских добродетелях. Христиане верят, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Для христианина чудо по-своему логично, потому что он верит в Бога. Христианин верит в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христа) и Дух Святой. Христиан радует то, что Бог свободен от таких законов арифметики Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Если человек постоянно творит добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель. Добродетель - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главных добродетели: вера, надежда, любовь.


Урок 23. Православие о Божием Суде? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие


Урок 24. Таинство Причастия? Как Христос передал себя ученикам; ? Что такое Причастие; ? Что такое церковное таинство. Согласно Библии, Христос дал людям свое тело и свою кровь в виде вина и хлеба и это стало одним из семи таинств – таинством причастия. Христиане во время таинства причастия, вкушая хлеб и выпивая глоток вина, считают что это больше, чем хлеб и больше чем вино, они ощущают, что в них входит Христова сила и благодать (добрый дар от Бога) На языке православной мысли - чудо церковной соборности (основанной на единении всех христиан со своим Богом) Таинство Причастия совершается во время Литургии (с древнегреч. «общее дело»)


Урок 25. Монастырь? Почему люди идут в монахи; ? От чего отказываются монахи. Появление монахов Монах - религиозный человек, который решение принимает стать монахом «по зову Бога»; Главное призвание монаха - быть всегда только с Богом. Стадии становления монаха: вначале живет в монастыре послушником, после чего приносит монашеские обеты (жить в послушании, безбрачии и без личных вещей), его постригают:состригают несколько прядей волос (в древнем мире знак рабства), он получает новое имя.


Урок 26. Отношение христианина к природе. ? Что делает человека выше природы; ? Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианин утверждает: мир создал Творец, постигая окружающий мир, он постигает самого Творца. Человек выделяется из мира природы и мира животных тем, что Бог дал ему совесть, разум, свободу и ответственность. Для христианина природа – это его родной дом и Божий храм, в котором нельзя сорить, гадить, разрушать и ломать. Христианское милосердие распространяется не только на людей, но и на природу и животных.


Урок 27.Христианская семья? Что такое венчание; ? Что такое обручальное кольцо. Христианская семья создается на основе любви и желании супругов быть с избранным до конца и в радости, и в горе. Вступление в брак в православии – венчание. Венец и обручальные кольца -символизируют решимость пары быть вместе навсегда. В православной семье стараются сохранить семейные и православные традиции.


Урок 28. Защита Отечества? Когда война бывает справедливой; ? О святых защитниках Родины Защита Отечества - первостепенная миссия православного. С христианской точки зрения война оборонительная - справедливая и оправданная. Христианин берет оружие, если нужно защищать родину, семью, свою веру. Героизм при защите отечества: Ледовое побоище, Куликовская битва, Смута начала 17 века, война 1812 года, Крымская война… Но воин-христианин и на войне остается человеком (не убивает пленных, безоружных, не грабит мирных жителей).


Урок 29. Христианин в труде? О первом грехе людей; ? Какой труд напрасен. Первые грехи человека по Библии – лень и гордыня. Адам и Ева съели плод, чтобы стать сразу мудрыми, но мудрость дается только с трудом и опытом. И случилась беда: разорвалась связь между Богом и человеком. Труд ради обогащения не приближает человека к Богу. Православие признает труд честный, труд на пользу людям. Труд дает человеку опыт, знания и закаляет его. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (апостол Павел).


Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских). Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку. Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине. В основе любви: - бескорыстие к ближнему. - служение на благо людей, на благо Родины. Любить - значит совершать поступки (малые и большие).


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, Телефон: (831) ГБОУ ДПО НИРО Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н. Тел. (831)