Как перевести на домашнее обучение школьника. Обучение на дому по новому закону об образовании

Ни для кого не секрет, что качественное образование в наши дни играет очень большую роль. Люди с высоким уровнем квалификации востребованы всегда и везде, они нужны в профессиях как гуманитарной, так и сугубо научной сферы.

Школа и домашнее образование

Одним из первоначальных этапов получения базы систематизированных знаний является школа. Заканчивая ее, человек получает минимум тех навыков и качеств, которые необходимы ему в жизни. На протяжении многих лет не возникало даже и вопроса о том, нужно ли вообще посещать школу и является ли это обязательным, ведь данный факт считался непреложным, являлся обязанностью каждого ребенка и подростка. Сегодня люди все чаще слышат фразу "домашнее обучение в школе". Что это такое - миф или реальность?

Как оказалось, такой вид образования становится все более популярным в нашей стране. Все больше и больше детей совместно с родителями решают выбрать обучение на дому.

Причины перехода на домашнее обучение

Это происходит по большей части из-за несовпадения интересов школы и учеников: многие считают, что школа не дает действительно нужных знаний и полезных навыков, и предпочитают организовывать свое расписание самостоятельно. Другие - талантливые дети-спортсмены или художники и пр., которые не могут ежедневно посещать школу и тратить время на выполнение объемных домашних заданий, поскольку много работают над достижением поставленной цели. Иные вынуждены прибегнуть к индивидуальному обучению на дому по причине тяжелой болезни, инвалидности. Иногда возникают ситуации, когда ребенок категорически отказывается посещать учебное заведение из-за постоянных конфликтов с одноклассниками и учителями, и тогда выходом может служить семейное обучение. Но как перейти на домашнее обучение в школе, какие могут быть последствия? Домашнее обучение в школе - что это такое и чем отличается от других, эти и прочие вопросы лучше изучить заранее.

Виды и характеристики домашнего обучения

В мире приняты шесть разновидностей обучения на дому:

  • Семейное обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса родителями, выступающими в роли учителей самостоятельно, либо приглашения преподавателей. В этом случае ученик прикрепляется к школе и имеет право посещать ее. Однако, по решению семьи ему будет лучше проходить Учеба проходит на основании официально установленной программы с ежегодной аттестацией. Также для того, чтобы получить настоящий диплом, подтверждающий окончание школы, ребенку нужно будет сдать экзамен.
  • Домашнее обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
  • Домашнее обучение в школе. Что это такое: по состоянию здоровья некоторым детям показано надомное обучение. В этом случае ребенок изучает общеобразовательную программу школы, в которой он зарегистрирован, с учителями, но также допустимы варианты самостоятельного обучения ребенка. Сдача контрольных и экзаменов тоже осуществляется на дому. Такой вариант разработан специально для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но получить разрешение на такую форму образования представляется возможным только при наличии соответствующего постановления медицинской комиссии.
  • Экстернат. Идеально для ребят с высоким уровнем знаний, которым намного легче дается среднестатистическая школьная программа. Ребенок сдает экзамены сразу (часто на два-три года вперед) без каких-либо промежуточных контрольных и прочих испытаний. Он может быть оформлен для детей любого возраста.
  • Дистанционный способ. В эпоху высоких технологий этот метод обучения отлично подойдет ученикам, проживающим далеко от школы или желающим получать знания от более квалифицированных педагогов. Это может стать как дополнением к посещению школы, так и полностью заменить его. Обучение и общение с преподавателями проходит дистанционно. Все необходимые материалы можно будет получать из своеобразной онлайн-системы. Но ребенок может и напрямую общаться с преподавателями (например, через такие приложения, как Skype), а все контрольные будут проходить в режиме онлайн. Все детали данного метода согласуются с администрацией школы.
  • Анскулинг. Он является самым радикальным вариантом обучения. Основывается на полном исключении школы из жизни. Родители самостоятельно обучают детей, без ориентации на какую бы то ни было программу. Из-за этого неизвестно, сможет ли ребенок полноценно развиваться и жить в обществе дальше. По вышеизложенной причине данный вид индивидуального обучения на дому запрещен во многих странах мира.

Законные основания перехода на домашнее обучение

Возможность перехода на домашнее обучение подтверждена га законодательном уровне. Данный вопрос регулируется в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года с изменениями и поправками 2016-2017 года.

Государственная помощь

Федеральный гласит, что государство оказывает помощь семьям, в которых дети перешли на домашнее обучение.

Можно узнать больше о государственной поддержке детей, состоящих на домашнем обучении, изучив разъяснительное письмо Министерства образования Российской Федерации "Об организации получения образования в семейной форме".

Переход на домашнее обучение

Как перейти на домашнее обучение правильно, без вреда для ребенка? Это один из первых вопросов, который задают родители, решив перевести детей на домашнее обучение. К теме хоумскулинга в России предвзятое отношение. На основании сложившихся традиций и методик образования, культуры в целом и устоев общества это считается не то чтобы неприемлемым и неправильным, а, скорее, непривычным. Хотя сейчас и происходит ориентация на Запад и формы преподавания "за бугром", российский народ еще не совсем готов к такому способу получения элементарных знаний. Однако, если решение принято, а тем более нужно домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, то нужно неотложно приступать к действию.

Алгоритм действий

Обычно все одинаково, за исключением варианта, когда обучение на дому требуется детям с ОВЗ:

  • Нужно твердо знать, какой вид обучения в домашних условиях подходит ребенку.
  • Если причиной является инвалидность, необходимо собрать весь пакет документов, подтверждающих это (полный список справок и медицинских показаний можно взять в департаменте образования).
  • Получив удовлетворительный ответ комиссии, написать заявление на имя директора выбранной школы или в департамент образования, ссылаясь на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 21.12.2012 года и приложив все медицинские документы.
  • Надо найти школу, в которой принято положение о надомном обучении.
  • Далее обязательно составление рабочей программы домашнего обучения, которая удобна и необходима конкретному ребенку. Будут отобраны учителя, которые смогут обучать его дома, а родители будут вести учет успеваемости.
  • Если же у детей нет каких-либо ограничений по здоровью, мешающих посещению школы, то достаточно решения родителей и заявление на имя школьного директора. Также будет собрана комиссия, куда, скорее всего, пригласят и самого ребенка с целью узнать его отношение к вышеизложенной идее. После заседания будет вынесен окончательный ответ, и тогда ученик будет прикреплен к школе, куда будет приходить для обязательной аттестации

Важные моменты

Родителям желательно знать некоторые тонкости перед тем, как устроить ребенка на домашнее обучение:

  • Дети, состоящие на семейном обучении, на основании договора, заключенного с администрацией выбранной школы, имеют право вернуться на очное школьное обучение в любое время.
  • Договор о семейном образовании, подписанный администрацией школы, может быть расторгнут ею в случае неудовлетворительных результатов пройденной аттестации.
  • Если ребенок, переходя на домашнее обучение, вынужден покинуть учебное заведение, в которое ходил ранее, его администрация может заставить написать заявление об исключении. Но это не подкреплено юридически, а значит, дает право не выполнять просьбу. Ведь иногда переход на хоумскулинг не дает ожидаемых результатов, и возникает потребность вернуть ребенка на очное обучение, а прежняя школа является самой удобной.

Преимущества и недостатки

  • Удобный, гибкий график учебы.
  • Отсутствие принуждения со стороны учителей и унижения, насилия со стороны учеников.
  • Более углубленное изучение любимых предметов.
  • Шанс предотвращения дурного влияния со стороны сверстников.
  • Снижение общего риска ухудшения здоровья (проблем со зрением, позвоночником, нервной системой);
  • Возможность ускоренного освоения школьной программы.
  • "Не-принадлежность" к серой, общей массе со стандартизацией знаний.
  • Отсутствие жесткой дисциплины.
  • Полный родительский контроль, большая ответственность.
  • Возможность развития комплексов неполноценности из-за обучения в одиночку.
  • Нет постоянной социализации со сверстниками, что делает ребенка менее опытным в жизни (хотя с этим можно поспорить, учитывая, что ребенок будет посещать различные кружки по интересам, мероприятия, если ему организуют развлекательную программу, а также дружеские и родственные встречи).
  • Знаний родителей не всегда бывает достаточно для полноценного образования ребенка.

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода - недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой - ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и , которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

  • Организованность.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе .
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей - достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Содержание статьи:

Большинство детей в возрасте 7-17 лет получают начальное, основное общее и среднее образование в стенах школы. Но родители должны знать, что по закону дети могут обучатся и дома. Давайте рассмотрим, в каких случаях осуществляется домашнее образование, и как оно организуется.

Индивидуальное или домашнее обучение

Образование, получаемое ребенком, без посещения школы, называется формой индивидуального или домашнего обучения.

Современная система обязательного образования рассматривает два способа индивидуального обучения:

1. По медицинским показаниям – проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы.

2. По семейным обстоятельствам – принятие родителями решения об обучении ребенка в условиях дома.

На сегодняшний день индивидуальное обучение пользуется все большей популярностью и многие родители переводят своих детей на надомное обучение, аргументируя это тем, что они лучше могут организовать учебный процесс, чем школа.

Организационные меры для получения семейного образования

Для оформления данного способа обучения, потребуется разрешение органа Управления образования. Одобрительное решение может быть принято в случаях, когда школьник:

Регулярно меняет место проживания, в связи с частыми переездами родителей;

Занимается каким–либо видом спорта или иной сферой деятельности профессионально;

Довольно часто бывает в разъездах – смотры, соревнования, конкурсы и т.п.;

Усваивает школьную программу, опережая одноклассников.

Основанием права на получение образования дома служит Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
Статья 63, пункт 2 «Общее Образование» содержит правовое доказательство того, что родители, (опекуны, усыновители) могут обучать ребенка в семье. В ней отражено, что образование можно получить не только в образовательных организациях, но и в формах семейного образования и самообразования. На 2018-2019 год ситуация не изменилась и вы можете обучать детей по семейной форме обучения по вашему желанию.

Принцип получения домашнего образования строится следующим образом:

1. Ребенка закрепляют за образовательным учреждением.

2. Родители самостоятельно организовывают учебный процесс.

3. Ребенок сдает экзамены и тестирование в закрепленной школе.

Они имеют право пригласить для занятий с учеником педагога и репетитора, предварительно согласовав с ними стоимость каждого урока. Родители финансируют педагогический труд самостоятельно.

Обучение на дому по медицинским показаниям

Возможность домашнего обучения имеет следующая категория детей, а именно, те из них, кто:

1. Имеет заболевание хронической формы.

2. Затяжной характер болезни.

3. Длительное амбулаторное лечение.

Наличие одной из причин перечисленных выше дает возможность перевода школьника на обучение дома. В большинстве случаев врач, наблюдающий ребенка, рекомендует рассмотреть вопрос об учебе на дому. Иногда, родители принимают такое решение самостоятельно.

Для того чтобы получить возможность обучать ребенка дома, потребуется выполнить следующее:

Получить медицинскую справку, оформленную через контрольно–экспертную комиссию (КЭК);

Составить письменное заявление на имя руководителя общеобразовательного учреждения;

Сдать составленное заявление, приложив к нему медицинскую справку.

Рассмотрим подробно вышеперечисленные пункты плана.

Медицинская справка

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.07.1980 года за № 281и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186 содержит информацию о списке медицинских показаний для домашнего обучения.

Процесс подготовки медицинской справки, дающей школьнику право на домашнее обучение, включает в себя:

1. Визит к врачу, наблюдающего больного ребенка для получения рекомендаций к КЭК.

2. КЭК выносит квалифицированное заключение, рекомендуя ребенку домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе зафиксирован диагноз заболевания, прописана длительность рекомендуемого домашнего обучения. Максимальный срок обучения на дому может составлять один год (учебный), минимальный - составляет месяц (как правило, при травмах и операциях).

Достоверность информации, изложенной в справке, заверяют личной подписью:

Врач, наблюдающий за ребенком;

Заведующий детской поликлиникой;

Главный врач детской поликлиники.

На документ ставится круглая печать поликлиники.

Заявление, на имя руководителя учебного заведения

В данном документе требуется изложить просьбу о возможном переводе школьника на обучение дома (индивидуальное обучение). Обязательным приложением к нему служит медицинская справка, выданная КЭК.

На основании поданных документов, администрация школы не может отказать в удовлетворении просьбы. Единственное условие – школа должна относиться к микрорайону по месту фактического проживания ребенка.

Руководство учебного заведения организует процесс индивидуального домашнего обучения. Он регламентируется правилами общеобразовательного учреждения. Обязательным пунктом прописывается, что образовательный процесс зависит от следующих особенностей:

1. Психическое и физическое развитие учащегося.

2. Способности усвоения школьной программы.

3. Вариантности учебного процесса. Это подразумевает получение ребенком знаний в школе, дома, и комбинированный способ обучения – в школе и в домашних условиях.

4. Гибкий учебный план.

Из этого следует, что школьник имеет возможность выбора. При нормализации состояния здоровья он может обучаться в стенах школы. Это, не зависит от срока указанного в медицинском документе, но требует согласования с руководством школы.

Особенности домашнего обучения

Существует возможность только домашнего образования на это есть нормативный акт: Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». В таком случае педагоги приходят к ребенку только на дом, школу он не посещает вообще.

В таком случае по закону регламентируется количество учебных часов за неделю:

Учащиеся с 1 по 4 класс обучаются восемь часов;

Школьники с 5 по 8 класс имеют нагрузку в количестве десяти часов;

Ученики 9 класса учатся одиннадцать часов;

Учащиеся с 10 по 11 класс – в течение двенадцати часов.

Под каждого ребенка составляют учебное расписание индивидуальных занятий. Администрация школы согласовывает учебный план с родителями. Педагогическая услуга предоставляется бесплатно. Школьные учебники и тетради предоставляются школой, как и обычным ученикам.

Особенности смешанного образования

При домашнем обучении ребенка может возникнуть дефицит учебных часов. Если это происходит и ребенок не получает необходимого количества знаний по школьной программе, родители оплачивают дополнительные часы занятий. Поэтому при улучшении физического состояния ребенка становится возможным посещение школы, и в таком случае родители спешат этим воспользоваться. Кроме этого ребенок не только посещает учебные занятия в классе, но и дополнительно занимается с учителем в стенах школы. При ухудшении состояния здоровья педагоги снова посещают его на дому.

Есть вариант, который предусматривает индивидуальное изучение предметов, представляющих для школьника сложность восприятия. Основанием служит письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2003 года за номером 27/2643-6. «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

Важно! Способ получения необходимых учебных знаний осуществляется согласно письменному заявлению родителей.

Дистанционный способ обучения детей

Сегодняшний день предлагает школьникам, имеющим инвалидность дистанционный способ получения знаний. В первую очередь, это связано с длительным течением заболевания. А также в некотором случае такое обучение возможно для здоровых детей, живущих очень далеко от школы, как правило, это удаленные населенные пункты.

Для того чтобы ребенок смог получать школьное образование дистанционно, необходимо наличие:

Сохранного интеллекта;

Отсутствие противопоказаний к пользованию монитора компьютера;

Наличие интернета и скайпа.

Из письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения» следует:

1. Школьнику предоставляется компьютер.

2. Установление необходимых учебных программ.

3. Подключение к интернету и установка скайпа.

4.О бслуживание поставленной техники в случае ее неисправности.

За организацию учебного процесса отвечает центр дистанционного обучения. Занятия проходят на базе общеобразовательной школы или непосредственно через центр. Нередки случаи, когда данный вид получения знаний сочетается с домашним и комбинированным обучением.

Дистанционное обучение школьников становится наиболее востребованным видом обучения в последнее время.

Поскольку многие читательницы женского сайта «Красивая и Успешная» — это прогрессивные мамы, которые стремятся обеспечить своих детей необходимыми для разностороннего развития условиями, то сегодняшняя статья посвящается вопросу о том, как в нашей стране перевести на школьника.

Если родители твёрдо решили, что их ребёнок не будет посещать обычную общеобразовательную школу, им необходимо конкретно определиться с видом обучения вне её.

Обучение на дому: существующие формы

Вообще существует несколько видов дистанционного обучения, наиболее распространёнными из которых являются:

  1. Надомное образование. При такой форме организации образования школьные педагоги индивидуально занимаются с ребёнком дома. Весь образовательный процесс берёт на себя та школа, в которой ребёнок числится. Надомное образование было разработано специально для детей-инвалидов, которые не могут посещать обычную школу. При отсутствии медицинских показаний перевести ребёнка на такую форму обучения не получится.
  2. Частичное домашнее обучение. Перевести ребёнка на домашнее обучение со свободным посещением школьных уроков тоже можно лишь при наличии медицинской справки, свидетельствующей об особых потребностях ребёнка.
  3. Дистанционное образование. Обучение в современной интернет-школе является наиболее удобным для детей, живущих очень далеко от ближайшей школы-экстерната или находящихся за границей. Учащиеся интернет-школы могут общаться с преподавателем и между собой по скайпу и на форумах. Контроль за успеваемостью обучающихся при такой форме тоже проводится через интернет, поэтому при обучении в ней необходимость контакта с очной школой сводится к минимуму. Главным плюсом дистанционного обучения по сравнению с полным домашним обучением является возможность получения консультаций у профессиональных преподавателей в любой момент.
  4. Экстернат. Именно такое название имеет семейная форма образования, при которой детей обучает кто-то из родителей. Для того, чтобы перейти на домашнее обучение, семье необходимо найти школу-экстернат и заключить с ней договор. Теоретически в оформлении данного вида обучения нет ничего сложного.
  5. Анскулинг (unschooling). Эта самая свободная форма обучения, полностью отрицающая школу и школьную программу, запрещена практически во всех странах мира. Однако данную систему можно использовать как дополнение к школьному образованию.


Как перевести на домашнее обучение

Закон гласит, что перевод ребёнка в экстернат может быть осуществлён на любой ступени его образования и выполняется он на основании заявления родителей. Тем, кто желает перевести ребёнка на домашнее обучение, необходимо выполнить следующие действия.

  • Найти подходящее общеобразовательное учреждение. При этом следует иметь в виду, что существуют экстернаты как на базе обычных школ, так и школ с углубленным изучением предметов. Обучение в экстернате будет проходить по той же программе, по которой учатся обычные ученики школы. Экстерны получают тот же аттестат, что и другие выпускники данного учебного заведения.
  • Написать заявление на имя директора учебного учреждения с указанием причины, по которой родители решили перевести ребёнка на домашнее обучение. Кроме того, необходимо указать выбранную форму семейного образования: дистанционное обучение, частичное домашнее обучение или экстернат.
  • Заключить соответствующий договор со школой. В договоре должны отражаться сведения о промежуточной аттестации экстерна.
  • Взять в школьной библиотеке все необходимые учебники и методические пособия.

Родителям, которые забирают документы из обычной школы для перехода в экстернат на базе другого учебного заведения, не нужно предоставлять администрации никаких справок. Достаточно сообщить директору о новом месте обучения ребёнка в устной форме.

При переводе ребёнка на домашнее обучение родители должны помнить, что берут на себя все обязанности по его подготовке к контрольным, зачётам и экзаменам. Однако, в случае возникновения каких-то проблем они могут обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать им методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребёнком школьной программы, школа будет вправе расторгнуть заключённый договор, и ученик вернётся в класс.

Как организовать обучение на дому

Для того, чтобы ребёнок мог постигать все премудрости общеобразовательных наук, он должен каждый день заниматься с кем-то из взрослых буквально по 2-3 часа в день. Поэтому тем мамам и папам, которые пока только задумываются над вопросом, как организовать обучение ребёнка на дому, следует решить, кто будет домашним учителем малыша.

Это не обязательно должны быть сами родители. Роль преподавателя может сыграть грамотная и компетентная бабушка. Семьи, имеющие достаточный уровень доходов, могут пригласить домой репетитора.

Что касается методик обучения на дому, то у каждой семьи они свои. В нашей стране уже есть родители, которые имеют определённый опыт в плане самостоятельного обучения своих детей. Они охотно делятся этим опытом на различных форумах.

Сайт сайт считает, что организация обучения на дому не требует каких-то особенно сложных методов и приёмов. Главное — при занятиях с малышом учитывать его склонности и потребности, правильно мотивировать.

Родители должны понимать, что дети по своей природе очень любознательны. Они с удовольствием слушают все рассказы взрослых и, как правило, легко всё запоминают. Этим и необходимо пользоваться. Познание может проходить незаметно для самого малыша, в форме обычной беседы. Можно, например, во время прогулки в парке отвечать на вопросы маленького почемучки максимально развёрнуто, подталкивая его обратить внимание на определённые моменты.

Очень важно, чтобы к любой из таких прогулок или экскурсий взрослый был хорошо подготовлен. Эрудиция того из родителей, который будет заниматься обучением ребёнка, — это одно из главных требований организации индивидуального обучения на дому.

Но ещё более значимым фактором успешного семейного обучения является выбор стиля общения с ребёнком и методов воспитания.

Они должны базироваться на уважении личности маленького человека, любви к нему и безусловной вере в его талантливость и успешность. Даже если у него долго не получается научиться бегло читать или выучить таблицу умножения, не стоит третировать его длительными занятиями, заставлять перечитывать одно и то же предложение по два раза или зазубривать наизусть то, чего он пока не смог понять. Ведь главный смысл перехода на домашнее обучение как раз и заключается в том, чтобы уберечь нежную психику ребёнка от негативного воздействия несовершенной образовательной системы в школах.

Копирование этой статьи запрещено!