К видам девиантного поведения относятся. Девиантное поведение у подростков и детей. Чем характеризуется человек – девиант

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

По дисциплине: «Проблемы социальной работы с молодежью»

На тему: «Девиантное поведение подростков: формы его проявления»

Выполнила: студентка 5 курса

Константинова И.Н.

Специальность: социальная работа

Проверила: Зюбина Е.В.

Серпухов 2011 г.

Введение ……………………………………………………………………...3

1.Девиантное поведение подростков. Общие характеристики……………4

2.Формы проявления девиантного поведения……………………………...6

3.Профилактика девиантного поведения подростков…………………….11

Заключение…………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….14

Введение

Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.

Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.

Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.

В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.

Объект данной работы - подростки с девиантным поведением.

Предметом исследования является социальная работа с подростками с девиантным поведением.

    Девиантное поведение подростков. Общие характеристики

Девиантное поведение [лат. deviatio - отклонение] - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное.

В широком смысле, понятие «девиантное поведение» охватывает любые виды отклонений от социальных норм – и положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.).

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними подростками социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием, прежде всего социально-экономических причин и снижения морально- этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы.

В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения:

1) делинквентное;

2) аддиктивное;

3) патохарактерологическое;

4) психопатологическое;

5) на базе гиперспособностей.

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.

2. Формы проявления девиантного поведения

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.

Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.

Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию.

Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга.

2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора.

3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.

Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности. Обнаружение у себя подростком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств. Количество самоубийств в 5-7 раз выше среди несовершеннолетних гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных лиц. Часто дети и подростки втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что карается законом. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество.

3. Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от
24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения подростков бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социологические исследования показывают компенсаторный характер девиантного поведения. В первую очередь это касается употребления наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. Причем, у многих категорий молодежи нет недостатка в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья
(физического и духовного). Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появление девиантного поведения, составить более объективное представление о механизме социальной эволюции, так как пытается объяснить:

а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего наблюдателя предстает как акт агрессии;

б) почему в современных условиях все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации;

в) как отклоняющееся поведение предстает “изнутри”, не со стороны внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл последний находит в такой нестандартной форме поведения.

В профилактической работе важное значение имеет также выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка” или “система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний”.

Заключение

Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди подростков, требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

Проблема подросткового девиантного поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественной сфере. Сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов; цены на детские книжные издания чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу.

Список литературы:

    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, Консультант Плюс

    Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от.21 мая 1999 г. №120-ФЗ

    О Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.

5. Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

7. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.:

8. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997.

9. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени /К проблеме социализации старшеклассников. //Социологические исследования, 1998.

Проявлениях , но неустойчивы и неглубоки. С...

  • Девиантное поведение подростков (2)

    Курсовая работа >> Психология

    Природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов - девиантной личности (девианта) ... девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления. Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков ...

  • Девиантное поведение подростков (4)

    Реферат >> Психология

    ... , проявлениями агрес­сивности, совершению правонарушений. Фактором, влияющим на девиантное поведение подрост­ка , ... дать примерные формы его проявления в поведении . "Например, качество «ответственность» было заменено формой его проявления : «Всегда...

  • Девиантное поведение подростков (5)

    Курсовая работа >> Социология

    I. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. 1.1. Формы проявления нарушений поведения . Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой...

  • Введение

    Реформы 90-х годов все еще продолжают отражаться звонким эхом на нашем обществе. Причин этому множество: от неэффективной социальной политики самого государства до деградации общечеловеческих ценностей всего общества, опять же по вине государства.

    Неожиданно для всех нас вернулась, когда-то забытая проблема беспризорности и детской преступности. Точнее она была и ранее, но не в таких масштабах, когда дети без воины при живых родителях голодают и идут на преступление ради куска хлеба. Это одна категория, другая же, наоборот, от избытка материальных благ стремится оторваться на полную катушку, забывая о своем статусе.

    Таким образом, остро назревает необходимость какой-то организации социальной помощи и поддержке данной категории людей, независимо от их возраста. Чаще всего в этой самой помощи нуждаются самые уязвимые слои населения, но повторюсь и «элита» уже требует социальной защиты, пусть и не в том объеме, как «низы».

    Сегодня проблемой девиантного поведения занимаются все: и государство, и общество, правда каждый из этих социальных институтов видит данную проблему по-разному. Среди научных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения молодежи уделяли Холостова Е.И.; Павленок П. Д., Василькова Ю.В., Змановская Е.В. и другие. Все они поднимают вопрос о защите категории людей, как со стороны общества, так и со стороны государства, реабилитацию их социального статуса.

    Актуальность социальной работы с людьми девиантного поведения обусловлена современным состоянием преступности со стороны молодежи, вовлечением все большего числа несовершеннолетних в асоциальные группы.

    Цель исследования : изучить проблему социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

    Объект исследования: люди и группы девиантного поведения.

    Предмет исследования: социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.

    Задачи исследования :

    анализ научно-методической литературы по данному вопросу;

    изучить причины возникновения девиации;

    раскрыть основные формы девиантного поведения;

    рассмотреть теоретические основы социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

    Методы исследования : анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.

    Структура курсовой работы : работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

    Причины возникновения девиантного поведения

    Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение».

    Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения, мышления, действования человека, не соответствующие в данном обществе нормам и ценностям. Таким образом девиантное поведение - это отклонение от общепринятых норм. Почему же происходят эти самые отклонения. Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Прост потому, что можно всю вину и ответственность за происходящее переложить на государство; сложен - так как само общество в настоящее время допускает проявление девиации. Но, тем не менее, основные причины назвать все же можно (7, 338).

    В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».

    Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.

    Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях (4, 29).

    Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты -- алкоголики, наркоманы, проститутки -- в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.

    Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не. имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством(1, 17).

    Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

    Можно сказать, что проблемы девиантного поведения создаются искусственно, и это будет правильно, так за социально-экономическую защиту населения отвечает именно государство. Но терпимое отношение самого общества к проблемам может свести на нет все попытки в исправлении ситуации. Вышеуказанными параметрами причины девиантного поведения не исчерпываются.

    Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие в свою очередь обусловлено взаимодействием следующих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

    Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение людей подросткового и юношеского возраста (7, 245-257):

    1. Биологические факторы, выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

    Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

    Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

    Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений человека в среде его сверстников, коллективе.

    2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждается в помощи психиатров.

    Дети акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

    В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.

    Эгоцентрическая позиция человека с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой: ответственности за свое поведение.

    3. Социально-педагогические факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, - изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

    Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи.

    Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развитие. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно -- ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

    Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

    Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие -- вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

    Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чуть выше.

    Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

    Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

    Девиантным, отклоняющимся поведением называют человеческие действия, которые не соответствуют моральным или правовым нормам, стандартам, установленным в обществе.

    Социальный контроль за обществом осуществляется посредством введения различных социальных норм, деятельность которых направлена на сохранение системы общества, ее целостности. Все нормы, направленные на изменение норм уже устоявшихся, и являются девиантным поведением.

    Девиацию можно разделить на две группы: социально-одобряемую и социально-осуждаемую. К первой группе будут относиться всем известные вундеркинды и гении, учащиеся среднеобразовательных учреждений, окончившие учебу с золотой медалью. Социально-одобряемые девиации чаще всего связаны с творчеством, с огромными успехами в какой-либо сфере общественной жизни, приносящими пользу обществу.

    Ко второй же группе можно отнести поведение, которое как раз и направлено на ликвидацию устоявшихся социальных норм (вызывающее поведение, курение в общественном месте). Также сюда можно отнести такие виды отклоняющегося поведения, как чудачество, эксцентричность, алкоголизм, наркоманию.

    Особой формой девиантного поведения считается совершение преступления. Социологи называют его поведением делинквентным – деянием, которое всегда носит отрицательный характер, при любых условиях его совершения. Преступление направлено либо на подавление прав и свобод человека (захват в заложники, шантаж, угрозы), либо на захват собственности и имущества (ограбление). Преступление всегда наносит вред личности, обществу и государству.

    К делинкветному поведению относятся правонарушения, наказанием за которые является привлечение к административной ответственности. А также хулиганство и драки, брань и ругань в местах общественного пользования: то есть, противоправные поступки, не являющиеся преступлением.

    Отклоняющееся поведение – это вопрос выбора: многие люди, стараясь добиться успеха и достичь всех своих целей, прибегают к запрещенным методам, наносящим вред обществу. Они действуют сознательно, совершая правонарушения или преступления. Девиация может выражаться и в форме протеста против ценностей, принятых в обществе. Такое неповиновение может привести к террористическим актам, вооруженным восстаниям и религиозному экстремизму.

    Чаще всего девиация является следствием нежелания индивида принимать общественные нормы и стандарты.

    Отклоняющееся поведение можно считать относительным: его можно соотносить лишь с нормами и ценностями определенной культурной группы, а не всего общества в целом. Существует хороший пример, иллюстрирующий это утверждение: курение. В группе людей, не принимающих сигареты и дым, поведение курящего человека считается девиантным. Для остальных же оно полностью нормально. То же самое с группой курящих людей, среди которых есть один некурящий.

    Каждая социальная группу самостоятельно выводит признаки девиантного поведения, имеющего место быть среди их культурных и моральных ценностей.

    Формы отклоняющегося поведения

    Все девиантное поведение можно разделить на четыре основных вида: инновацию, ритуализм, ретретизм и бунт.

    Инновация. Такая форма поведения имеет место быть, когда индивиды, согласные с общественными ценностями, отрицают легальные и разрешенные обществом методы их осуществления. К этому виду девиаций можно отнести великих ученых и изобретателей, шантажистов.

    Ритуализм. Индивиды ценности общества отрицают, но преувеличенно требуют методы и способы их реализации. Человек тщательно следит за четким выполнением требований, однако, первостепенная цель уже не имеет смысла.

    Ретретизм. Индивидом отрицаются общественные ценности и стандарты, и он старается избежать и способов их реализации. Так появляются наркоманы, алкоголики – люди, старающиеся убежать от действительности.

    Бунт. Индивид не просто отрицает ценности общества, но и старается на их место внедрить ценности новые. Сюда можно отнести революционеров.

    Причины появления девиантного поведения

    Таких причин можно найти много. И очень часто они носят характер не только социальный, но и психологический. Нередко отклонения в виде склонности к алкогольным напиткам и наркотическим веществам передается по наследству – от родителей к детям.

    Социальными же причинами девиации являются несогласованность между принятыми общественными ценностями и реальными отношениями в обществе; несоответствие целей и средств, выдвигаемых обществом. Также девиантное поведение может быть вызвано существенными различиями между различными социальными группами.

    Причиной отклоняющегося поведения можно назвать и маргинализацию. Маргиналы – это внеклассовые индивиды; люди, вышедшие из одного класса, но так и не примкнувшие к другой социальной группе. При маргинализации происходит разрыв между связями экономическими, социальными и духовными. Чаще всего маргиналами становятся люди, разочаровавшиеся в способах реализации социальных потребностей общества.

    Особой популярностью в современном мире пользуются такие формы девиантного поведения, как попрошайничество и бродяжничество, отказ от общественно-полезных работ и труда, поиск работы, не требующей усилий. Такие девиации опасны: нередко люди, ища более легких путей, встают на тропу наркомании и начинают распространять наркотические вещества, грабят банки и другие учреждения, квартиры.

    В основе девиантного поведения лежит человеческая сознательность: люди осознают весь риск собственных действий, но все равно совершают отклоняющиеся от норм проступки. Они рассчитывают собственные действия, выверяют и взвешивают каждое принятое решение. Они не верят в случай или в то, что им повезет благодаря судьбе – они полагаются только на себя и свои собственные силы.

    Аддикция – стремление индивида любым способом избежать внутреннего конфликта, дискомфорта, появляющегося вместе с внутренней борьбой. Именно поэтому за счет девиации у многих людей и происходит самореализация личности, их самоутверждение за средства других. Они не могут реализовать свои цели и мечты легальными способами: они не видят таких путей решения, гораздо более сложных, чем девиантные.

    Когда девиантное поведение перестает быть чем-то не соответствующим устойчивым взглядам людей, происходит пересмотр и переоценка общественных ценностей. В противном случае, отклоняющееся поведение рискует стать общепринятой нормой поведения.

    Одной из самых важных причин появления в обществе отклоняющегося поведения – социальное неравенство между социальными группами. У всех людей одинаковые потребности (в пище и одежде, в жилище и безопасности, в самореализации), однако, у каждого слоя населения разные возможности для их осуществления.

    В современной Российской Федерации существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Именно это и послужило одним из следствий революционной деятельности партии большевиков в начале двадцатого века. Их методы тоже считаются отклоняющимися, и они были направлены на уравнение в государстве имущества всех граждан: они конфисковали имущество у богатых граждан, в тридцатые годы прошлого века проводилась активная политика раскулачивания – конфискация излишков имущества у кулаков — зажиточных крестьян. Способы осуществления этой политики были крайне жестокими, насильственными. Именно в двадцатом веке зародилось понятие «тоталитаризм».

    Отклоняющееся поведение происходит и благодаря природным катаклизмам. Когда психика человека нарушается, ему легче принять девиантные нормы и следовать им.

    Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

    Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

    В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

    Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

    Чаще всего девиации проявляются именно в подростковом возрасте. На основе девиантного поведения формируются различные молодежные субкультуры: их главная особенность – неприятие ценностей взрослых и способы отклонения от них.

    Именно в этом возрасте есть возможность остановить и изменить неправильное поведение подростка.

    Воспитание. Акцент делается на те положительные качества, которые были свойственны индивиду до «начала» девиантного поведения. Лучший способ – обратиться к старым воспоминаниям, рассказам о счастливом прошлом.

    Стимуляция. Человек никогда не встанет на путь исправления, если это не станет его настоящей целью. У подростка следует вызвать интерес в изменении, только тогда будет решительный сдвиг в процессе.

    Компенсация. Если человек хочет побороть себя и избавиться от собственных недостатков, ему следует попытаться добиться успеха в областях, к которым у него есть особое предрасположение, успехи.

    Корректирование. Отрицательные качества человека уничтожаются, тогда как положительные выходят на первый план. Только тогда человек сможет создать для себя систему правильных ценностей и установок.

    Психология девиантного поведения

    Условно его можно разделить на две группы: отклонение от норм психического здоровья (чудачество, эксцентричность) и отклонение от норм морали и нравственности (пьянство, наркомания, правонарушения).

    В основном склонность к девиации имеют индивиды с ярко-выраженными психическими расстройствами и заболеваниями. Именно из-за проблем с психикой люди совершают противоправные и противоморальные проступки. Они вредят не только себе, но и окружающим их людям.

    Психическая нестабильность может проявиться у людей, к которым общество предъявляет требования завышенного уровня. Человек начинает сильно переживать собственные неудачи, и эти неудачи откладываются и сказываются на его психике. Человек начинает чувствовать неполноценным, ущемленным, чем-то отличным от других людей.

    Большой отпечаток на психическом здоровье индивидов оставляет переходный возраст. Он бывает у каждого человека, но каждый переживает по-своему. Мышление и восприятие мира человека меняется под влиянием близких людей и воздействием внешних факторов.

    Сказываются и расстройства личного характера: человек не умеет самостоятельно выходить из трудной для него ситуации, не может в полной мере реализовать свое «Я».

    Профилактика девиантного поведения и проблема ее реализации

    Человек тем больше склонен к совершению преступлений, чем больше у него признаков девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения направлена на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым реализовать себя как личность без совершения правонарушений, наносящих вред обществу.

    Самыми распространенными методами профилактики, то есть борьбы с девиацией, являются проведение всевозможных тренингов для подростков и людей старшего возраста, лекции соответствующей направленности и образовательные программы. Данные методы направлены, в первую очередь, на устранение причин зарождения в человеке предпосылок к отклоняющемуся поведению: профилактика затрагивает психологические зависимости и расстройства человека, выявление его собственных взглядов и мнений касаемо личной реализации и самоопределения.

    Чтобы предотвратить или хотя бы снизить проявление девиантного поведения среди населения, следует проводить специальную политику: обеспечивать материальными средствами нетрудоспособных граждан (учащиеся школ и университетов, пенсионеры, инвалиды всех степеней); организовать досуговую программу для подростков, направленную на правильное формирование их личности и самореализацию; активно внедрять в общественную жизнь пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни) и лекций о вреде алкоголизма, наркотической зависимости.

    Но только профилактика, проводимая для всех слоев общества и активно оказывающая на них влияние, сможет принести должные результаты и сократить появление отклоняющегося поведения.

    Виды и примеры девиантного поведения

    Поведение, причиняющее вред конкретно личности человека, его психическому и физическому здоровью. Такой вид девиации особо популярен среди подростков и может быть выражен в форме мазохизма, самоубийств.

    Поведение, причиняющее вред социальной группе. Самым популярным видом данной формы отклоняющегося поведения являются всем известные алко- и наркозависимости.

    Поведение, причиняющее вред всему обществу в целом. Самый опасный вид девиации, к которому относятся преступления (делинквентное поведение), хулиганство, ограбление, убийство, применение насилия.

    Was last modified: Январь 14th, 2016 by Елена Погодаева

    Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение.

    Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

    Признаки девиантного поведения

    1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

    2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

    3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

    4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

    5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

    6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

    7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

    8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

    Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

    «Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

    Преступность

    Алкоголизм

    Наркомания

    Самоубийство

    - «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

    1. аффективный тип поведения;
    2. семейные конфликты;
    3. агрессивный тип поведения;
    4. ранние антисоциальные формы поведения;
    5. отрицательное отношение к учебе;
    6. низкий уровень интеллекта.

    Формы отклоняющегося от нормы поведения.

    Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

    Формы проявления насилия разнообразны.

    • Физическое насилие
    • Психическое насилие
    • Сексуальное насилие
    • Эмоциональное насилие

    Наркомания, токсикомания

    Абстиненция - это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

    Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

    Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

    Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

    Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

    Преступление - это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

    Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

    Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

    Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

    Возрастные особенности детей 13-15 лет

    Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

    1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
    2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

    а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
    б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

    Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

    НЕ хотят учиться как могут.
    НЕ хотят слушать советов.
    НЕ убирают за собой.
    НЕ делают домашние дела.
    НЕ приходят вовремя.

    Биологический фактор в развитии подростка.

    В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
    Как следствие:
    - формируется половое влечение,
    - резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),
    - неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

    Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

    Половые отличия в общении:
    - мальчики менее общительны,
    - девочки тянутся к мальчикам старше себя.

    Эмоции и чувства подростка.

    Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

    Взаимоотношения с взрослыми.
    а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
    б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
    в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.

    Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

    становления девиантного поведения являются:

    Возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

    Проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

    Проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

    Рецидивы противозаконных действий;

    Накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

    Включение в группу с асоциальным поведением;

    Нарушение законов;

    Совершение преступления

    Семья, как фактор негативного формирования личности:

    а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

    б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

    Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

    Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

    Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

    Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

    Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

    Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

    Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

    Д. Недостатки в воспитании ребенка:

    а) ошибки семейного воспитания;

    б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

    в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

    г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

    д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

    Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

    е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

    ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

    з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

    и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

    Негативная личностная позиция самого ребенка:

    а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

    в коллективе, сдерживает самовыражение;

    б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

    в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

    г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

    Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.

    Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

    На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.

    Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности.

    Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.

    Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в своем деле.

    Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль проведения досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них нравственных установок и ценностей.

    О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов.

    Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости - к уголовному наказанию.

    Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

    Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

    Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики - возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями - тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

    Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе - сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

    Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

    Рост проституции ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой номер 1. В настоящее время в России созданы специализированные подразделения, которые ведут контроль проституции и порнографии в структуре управлений внутренних дел в каждом регионе. Однако административно-правовые и уголовно-правовые санкции за деятельность, связанную с проституцией, практически не применяются. Социальному работнику необходимо показать реальную негативную картину жизни людей, занимающихся проституцией, развеять миф об их «красивой жизни», ссылаясь на конкретные примеры, классическую литературу и кинематографию.

    Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид - вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус - достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором - трудности со школой, на третьем - проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики - к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

    1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга.

    2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора.

    3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

    Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.

    Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности. Обнаружение у себя подростком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств. Количество самоубийств в 5-7 раз выше среди несовершеннолетних гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных лиц. Часто дети и подростки втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что карается законом. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.

    Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

    В роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Оградить пострадавшего от излишнего любопытства. Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по содержанию и преодолению проявления агрессии и насилия. Создаются кризисные центры, телефонное и очное консультирование пострадавших от насилия, работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

    Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество.