Церковь климента. Церковь Климента, Папы Римского: описание, история и интересные факты

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Не устаю я удивляться промыслу Божьему. Вчера собрала папочку про церковь святого Климента что в Замоскворечье - до тех пор, пока время будет покопаться в истории. Но вот ведь как - в новостях вчера же рассказали о том, что вот, НАКОНЕЦ-ТО, полностью восстановили храм священномученика Климента , о единственности этого храма для архитектуры Москвы, о его идеально воссозданном барочном интерьере.

Как было устоять?

Если выйти на станции метро Третьяковской, то не миновать изящной высокой церкви удивительной красоты...

Первая церковь святого Климента на этом месте упоминается ещё в 1612-м году в связи с боями защитников Москвы против польско-литовских войск. Затем был выстроен каменный храм. А уж в 1769-м году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами - огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах.

И стоял он тут, радуя своей красотой, да случилась Октябрьская наша революция. И церкви стали не нужны...

"В центре Замоскворечья одновременно исчезли церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (на ее месте потребовалось соорудить выход станции метро «Новокузнецкая»), Никиты Мученика на Новокузнецкой улице (здесь построили жилой дом для работников милиции), Покрова Богородицы в Голиках, где родился А. Н. Островский (место отводилось под сквер и детскую площадку). Та же участь ждала и Климента, если бы не вмешательство академика Игоря Грабаря. Одним из доводов, как он сам рассказывал впоследствии студентам, было предположение об авторстве знаменитого московского архитектора Д. В. Ухтомского. Созданные Ухтомским Красные ворота сносились — тем самым Климент оставался единственным уцелевшим творением зодчего. Кроме того, задуманный на месте храма сквер можно было разбить за счет территории обращенного к Пятницкой улице церковного погоста, для чего требовалось лишь убрать церковную ограду -чудо кузнечного искусства XVIII века."

По другой версии предположительно, церковь выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини, а заступился за храм сам Климент Ворошилов, не забыв своего святого покровителя.

Фигурируют так же имена архитекторов Евлашева, Мичурина, Растрелли, Бланка.

Здания без любви и заботы, как и люди, ветшают и старятся. Так выглядел храм в 20-30-х годах:



Так - в 40-50-е

А вот так в 90-х года 20-го столетия


А теперь представьте, что в таких условиях с 1934-го по 2008-й год находились запасники Государственной библиотеки имени Ленина. Никаких условий для правильного хранения, даже стекла не были везде вставлены, не было отопления. И всё же сотрудникам удалось сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Почти век продержалось прекрасное творение рук человеческих в ожидании, что о нем вспомнят... За шесть лет удалось полностью восстановить внешний вид и интерьер храма. И вчера в своей речи митрополит Кирилл сказал, что, если бы сюда попали те, кто жил сто и более лет назад, они бы сказали: да, это та самая церковь...

ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА

По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве.

Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшена лепниной, изображающей херуви мов, раковины и рока йли.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

(Климентовский переулок, № 7/26)

Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента. Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой, но нам предстоит пройти только по его пешеходной части до Пятницкой улицы. Мы дважды за время нашей прогулки доходили до нее. Безусловно, Пятницкая заслуживает отдельной книги, в которой не последнее место займет и интересующая нас церковь, но очень уж велик соблазн свернуть с Большой Ордынки и посмотреть на этот впечатляющий памятник архитектуры. Немногие московские церкви могут соперничать с храмом Климента, папы римского, числом топографических уточнений в названии. «В Пятницкой улице», «на Ленивом торжку», «на Ленивке», «на Пятницкой», «против полицейской части», «что в Ордынцах», «на Ордынке» – всех и не вспомнить! Эти названия говорят о равном значении церкви для обеих улиц – Большой Ордынки и Пятницкой.

Церковь Священномученика Климента, папы римского

В XIII – XIV веках от первого «живого» моста Большая Ордынка (тогда Ордынская дорога) шла не в сегодняшнем ее направлении, а юго-восточнее – в сторону современных Татарских улиц. В это же время возник пересекающий Ордынку переулок, первоначального названия которого не сохранилось. Возле переулка оседали ордынцы, казанские и ногайские торговцы, которые торговали с Москвой и образовали Татарскую слободу. А рядом обосновались переводчики-толмачи, о чем свидетельствует Старый Толмачевский переулок. На рубеже XV – XVI веков появился так называемый Климентовский городок – укрепленный острожек.

В письменных источниках церковь впервые упоминается в 1612 году, когда русские ополченцы сражались с войсками гетмана Хоткевича. Новый летописец сообщает: «Гетман же, собрав всех лучших людей и всеми людьми учинил напуск, и смяте всеми людьми конными и пешими, и гна их до самыя реки Москвы; аще не бы устоял Князь Дмитрий Пожарской с своим полком, побил бы многих. Князь Дмитрий же Трубецкой и казаки с ним отшедше в таборы своея, а гетман, видев сие, пришед, ста у церкви Екатерининской и таборы своя устрой тут, и острожек, стоящий у церкви Климента Римского Папы, и казаков в нем сидящих взять, и посади в него королевских людей. Ратный же вси во страсе быша велицем; воеводы же вси посылаху к казакам, чтоб за едино стояти против гетмана; они же не хотяху».

Как известно, все закончилось для нашей страны хорошо. Хоть Пожарский и Минин почти опустили руки, видя, что отступили казаки, но у них хватило мужества продолжить борьбу. Они послали за старцем Авраамием – единственным человеком, который дружил с казаками и с которым дружили казаки.

Историк И.Е. Забелин в своем труде «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время» пишет: «Старец к этой казачьей толпе и обратился с должным увещанием, сказал им льстивую речь, что от них началось доброе дело (разорение государства!), что стали они крепко за истинную православную христианскую веру, раны многие принимая, голод и наготу претерпевая, прославившись во многих дальних государствах своей храбростью и мужеством. «Теперь ли, братие, – говорил старец, – все доброе начало в один час погубить хотите!» И многое иное говорил им со слезами, моля их, утешая и понуждая идти на врага… Казаки за это с радостью обещали за веру Христову стоять и головы свои положить. Кликнули казаки чудотворцевым ясаком: «Сергиев! Сергиев!» и устремились оба полка, дворяне и казаки, единодушно. Враг был побежден».

Получается, победоносное сражение русских войск с поляками случилось именно здесь – у церкви Климента. Оно ознаменовало поворотный момент в борьбе против захватчиков. Началось триумфальное освобождение Москвы от интервентов-католиков. Это важнейшая веха в истории церкви Климента, да и всей нашей страны. Если внимательно посмотреть на Годунов чертеж – план Москвы, составленный до 1605 года, – можно увидеть церковь, расположенную на том же месте, где сейчас стоит храм Климента. Во время Смуты церковь была деревянной. В 1662 году на средства Александра Степановича Дурова было построено каменное здание с престолами Священномученика Климента, иконы Богоматери Знамения и Святителя Николая. Дуров – родоначальник известной дворянской фамилии – был думным дьяком при царе Михаиле Федоровиче. В 1636 году он был оклеветан и осужден на смертную казнь. Дуров попросил принести ему в темницу семейную икону Знамения. Известный московский историк Н.М. Молева рассказывает об этом в книге «Ошибка канцлера»: «В ночь перед казнью дьяку явилась изображенная на иконе Богородица и сказала, что его ждет помилование и всяческое благополучие. Одновременно та же икона якобы явилась во сне и царю, поручившись перед ним в невиновности дьяка. Михаил Федорович, проснувшись, отменил казнь, затребовал к себе дуровское дело, оправдал оклеветанного и «за невинное претерпение» значительно повысил в должности и в дальнейшем не забывал своими милостями. Дуров еще в темнице дал зарок, если останется жив, соорудить в своем приходе церковь в честь иконы-спасительницы. С особого разрешения царя он «устроил на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием, в честь Божия Матери Честного ее Знамения с приделом святителя Николая. А сии святые иконы, яко его домовнии, постави в том святом храме».

До сих пор неизвестно, в чью честь был освящен главный престол церкви – иконы Богоматери Знамения, Преображения Господня или все-таки Климента, папы римского. Возможно, церковь Знамения была придельной, но не сообщалась с главной. Однако, судя по приведенному выше летописному рассказу, храм уже в начале XVII века именовался Климентовским. Священномученик Климент считался на Руси особым святым. Он был апостолом от семидесяти и четвертым епископом Рима. Родившись в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией, Климент покинул Рим и уехал в Палестину, чтобы слушать проповеди апостолов. В Иудее он встретил апостола Петра, принял от него крещение и стал его учеником. Незадолго до смерти Петр рукоположил Климента во епископа Рима. Во время гонений на христианство Климент был отправлен в изгнание на каторжные работы в каменоломню города Херсонес Таврический. Климент нашел там более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. Узнав, что за водой им приходится ходить на большое расстояние, Климент помолился Богу, после чего увидел агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Он понял, что Бог указывает ему на место, где есть вода, и стал копать. Тотчас явился источник вкусной чистой воды, из которого образовалась целая река. Слух о чуде быстро распространился по всей окрестности. Многие люди уверовали во Христа и были крещены в воде от Климента. Говорят, что в день он крестил более пятисот язычников. При Клименте было построено семьдесят пять новых храмов. Император Траян, узнав о случившемся в Херсонесе, послал туда сановника, который подверг христиан пыткам. Но многие из них с радостью шли на смерть ради Христа. Тогда посланник Траяна решил убить самого Климента.

Житие священномученика составлено митрополитом Ростовским Дмитрием, который в конце XVII века написал двенадцать томов житий святых на каждый день года. Вот что сообщает Дмитрий Ростовский: «Сановник повелел посадить его в лодку, отвезти на средину моря и там, привязав якорь на шею, повергнуть в самое глубокое место моря и утопить, дабы христиане не нашли его тела. Когда все это произошло, верующие стояли на берегу и сильно плакали. Потом два вернейших ученика его, Корнилий и Фив, сказали всем христианам: «Помолимся все, чтобы Господь открыл нам тело мученика». Когда молился народ, то море отступило от берега на расстояние трех поприщ, и люди, подобно израильтянам в Чермном море, перешли посуху и нашли мраморную пещеру наподобие церкви Божией, в которой покоилось тело мученика, а также нашли близ него и якорь, с которым был потоплен мученик Климент. Когда верные хотели взять оттуда честное тело мученика, то было откровение вышеупомянутым ученикам, чтобы тело его здесь оставили, ибо каждый год море в память его будет отступать так в течение семи дней, давая возможность приходить желающим поклониться. И так было много лет, начиная с царствования Траяна до царствования Никифора, царя греческого. Много и других совершилось там чудес по молитве святого, которого прославил Господь».

В IX веке мощи священномученика Климента были чудесным образом обретены на берегу святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и перенесены в римскую базилику Климента. Часть мощей была оставлена в Херсонесе. Когда князь Владимир захватил город, мощи Климента в мраморном саркофаге были перенесены в Десятинную церковь Киева в особый придел в честь святого. «Володимер же посем поем царицю, и Настаса, и попы корсуньски, с мощми святаго Климента и Фифа, ученика его, поима ссуды церковныя и иконы на благословенье себе», – повествует Лаврентьевская летопись. С тех пор священномученика Климента на Руси особо почитают. Немецкий историк Титмар Мерзебургский, побывавший в Киеве, назвал Десятинную церковь Климентовской. В XI веке Климент Римский считался первым небесным заступником Русской земли и русского народа. Это подтверждает написанное в то время «Слово на обновление Десятинной церкви», в котором говорится о Клименте: «Так и этого церковного солнца, своего угодника, нашего же заступника, святого, если сказать достойно, священномученика Климента из Рима подлинно в Херсон, из Херсона в страну Русскую сотворил пришествие Христос Бог наш, благодаря преизобильной милости ради нашего, верных, спасения».

Некоторое время мощи святого были, вместе с крестом равноапостольной княгини Ольги, единственной святыней Руси. Почитание Климента, апостола от семидесяти и ученика Петра, объясняется желанием русской церкви встать в один ряд с другими апостольскими кафедрами. Однако уже в XII веке культ Климента заменился культом святителя Николая Мирликийского, определявшим византийскую традицию православия на Руси. О Николае Чудотворце у нас еще будет повод поговорить: на нашем пути встретятся два храма этого святого. В Москве было лишь две церкви с престолами Климента, папы римского: церковь Рождества Иоанна Предтечи на Варварке и храм, возле которого мы сейчас стоим.

В 1720 году на средства купца И.Ф. Комленихина церковь Климента была перестроена. С храмом в Климентовском переулке связано множество тайн и загадок. Например, до сих пор неясно, кто является автором этого памятника архитектуры. В рукописном сборнике XVIII века, обнаруженном в 1862 году, есть «Сказание о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою». В нем рассказывается, что в приходе храма жил дипломат Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Настоятель церкви просил знатного прихожанина о помощи, но Бестужев-Рюмин не мог заручиться поддержкой Анны Иоанновны. Когда императрицей стала Елизавета Петровна, она распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей в верности, возвести храм Климента, папы римского, тем более что восшествие ее на престол совпало с днем памяти этого святого. Тогда-то и вспомнил Бестужев-Рюмин просьбу настоятеля и, по примеру государыни, выделил на строительство московской церкви семьдесят тысяч рублей. Старый храм был разобран в 1742 году, а через пять лет был сооружен новый, освященный, как и петербургский, в честь Преображения. Рукопись заканчивается 1754 годом. Вероятнее всего, проект разработал архитектор храма Климента в Петербурге Пьетро Трезини. Но вот кто построил церковь – до сих пор остается загадкой. В 1750-х годах Бестужев-Рюмин попал в опалу у Елизаветы Петровны и был выслан в подмосковную деревню.

Во многих справочниках говорится, что церковь возведена на средства купца Кузьмы Матвеевича Матвеева, о котором уже упоминалось выше. Но по версии некоторых историков, в частности Н.М. Молевой, Матвеев был подставным лицом, потому что Бестужев-Рюмин из-за опалы не мог действовать открыто. Однако предположение, что церковь была выстроена на деньги Бестужева-Рюмина, нигде документально не подтверждается. А Матвеев был состоятельнейшим купцом и фабрикантом, жил прямо напротив храма Климента в своем особняке на Пятницкой улице. Так что, возможно, связь Бестужева-Рюмина с храмом не более чем легенда. В самой церкви, по крайней мере, в помощь Бестужева-Рюмина не верят, а благотворителем и жертвователем считают именно Матвеева. В 1756 – 1758 годах к храму были пристроены существующие и сейчас трапезная с двумя приделами и трехъ ярусная колокольня. В 1762 году началась очередная перестройка храма, в результате которой в 1769 году церковь стала пятипрестольной с главным престолом Спасопреображения и приделами: боковыми Знамения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, а на хорах Вознесения Господня и Рождества Богородицы. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается древнее, исконное название храма – Климентовский.

Кто был архитектором новой церкви – снова вопрос. Долгое время думали, что это К.И. Бланк, потом автором церкви считался А.П. Евлашев – ученик Бартоломео Растрелли. К этой версии склонялись и М.И. Александровский, и П.В. Сытин, и М.А. Ильин. Исследователь архитектуры русского барокко Т.П. Федотова выдвинула предположение, что проект церкви Климента был сделан в 1750-х годах петербургским архитектором Пьетро Трезини или кем-нибудь из его помощников, но не был реализован. В 1760 – 1770-х строительство церкви по несколько измененному проекту было осуществлено московскими архитекторами под предполагаемым руководством И.Я. Яковлева. Иконостас храма Климента был выполнен знаменитыми мастерами XVIII века и отличался оригинальной композицией и совершенной деревянной резьбой. В описи церковного имущества 1817 года было отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества, весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств».

Не зря этот храм называют самым загадочным и впечатляющим архитектурным памятником Замоскворечья. Наш современник, москвовед С.К. Романюк, в книге «Из истории московских переулков» снова поднимает вопрос об авторе храма: «Церковь Климента – замечательное произведение талантливого архитектора, имя которого до сих пор остается неизвестным, а само время появления этого памятника развитого барокко, его принятая датировка находятся в явном противоречии с тогдашней классицистической стилистикой московской архитектуры. Более того, как отмечал академик И.Э. Грабарь, «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Действительно, в общем облике храма Климента, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры.

Если не смотреть на завершающее храм пятиглавие, то можно спутать его со светским зданием, потому что эта церковь не имеет алтарных выступов, а низкая трапезная и колокольня, хоть и расположены с ней по одной оси, мало сочетаются с главным объемом. Эти и другие архитектурные особенности и несоответствия осложняют задачу идентификации архитектора церкви Климента, папы римского. Но кто бы ни был автором, со своей задачей он справился великолепно.

По описи, проведенной в 1770 году, храм Климента оказался в числе пяти храмов, «наилучших во всей Москве». Необычная церковь с хорами на всех четырех сторонах, увенчанная массивным пятиглавием и украшенная коринфскими колоннами, поражала своим барочным убранством.

В книге И.Г. Гурьянова «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» 1831 года сказано: «Далее видите вы на правой руке великолепной наружности храм Священномученика Климента Папы Римскаго. Мало найдете вы церквей сей подобных. Не знаю, возможно ли придумать более наружных украшений, как придумано здесь, и все так хорошо, что нимало не портит вида. Далеко видны пять глав сей церкви, выкрашенной еще темной краскою, что по мнению нашему придает более вида. Внутренность величественна и нельзя сказать, чтоб была стеснена приделами, которых, кажется, слишком бы было для одного храма; иконостас в древнем вкусе резной, но очень хорош; ограда занесена узорчатою железною решеткою».

Церковь Климента пострадала в пожаре 1812 года незначительно, разве что крыша полностью сгорела. Но французы похитили всю дорогую утварь, оклады и другие ценности. Иконостасы и иконы остались невредимы во всех приделах. После смерти благотворителя К.М. Матвеева храм часто бедствовал. Удивительно, но приход такой величественной и пышной церкви практически на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причту было очень трудно содержать дорогое уникальное убранство храма в надлежащем благолепии. Часто в архивных документах встречаются записи вроде этой: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». О бедности церкви говорит тот факт, что Московское епархиальное управление включило храм в число наиболее нуждающихся во вспомоществовании церквей и выделило ему единовременную помощь, чтобы начать богослужения. В 1853 году московский митрополит Филарет помог храму Климента пособием в размере трехсот рублей. Во второй половине XIX века благосостояние церкви улучшилось. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 году церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1900 году храм Климента, папы римского, был обновлен на пожертвованные сто тысяч рублей Е.С. Ляминой – вдовой городского головы, купца первой гильдии И.А. Лямина.

После революции 1917 года храм Климента, папы римского, одним из первых получил статус памятника архитектуры. Декрет 1922 года об изъятии церковных ценностей узаконил разграбление храма. Среди конфискованных серебряных церковных предметов – двадцать четыре ризы, восемь лампад, три дарохранительницы, два напрестольных креста, две кадильницы, две крышки от Евангелий, сосуды для причастия и жемчужное шитье с простыми камнями весом в три пуда двадцать семь фунтов. К счастью, иконы остались на своих местах. В 1925 году последним настоятелем церкви Климента стал протоиерей Михаил Галунов – одаренный священнослужитель и проповедник. При нем в храме был создан известный на всю Москву церковный хор. В 1932 году началось разрушение древней ограды. В 1933 году отца Михаила арестовали, а храм закрыли. Через несколько лет был снесен входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. Жилищно-строительный кооператив «ВСНХовец», получивший здание церкви, планировал снести памятник архитектуры и разбить на его месте сквер с детским садом. Этому не довелось сбыться благодаря вмешательству академика И.Э. Грабаря.

В 1936 году началась подготовка к реставрации, но Великая Отечественная война не позволила реализовать это начинание. После войны церковь Климента находилась в удручающем состоянии. На месте бывшего погоста был устроен сквер с подземным общественным туалетом, размещенным прямо под алтарем. Туалет просуществовал до 1980-х годов. Во второй половине 1940-х годов отец Михаил вернулся в Москву и жил в колокольне церкви Климента. Здание храма передали Библиотеке имени Ленина для фондового хранения, благодаря чему внутреннее убранство и иконостас не были полностью уничтожены. Но внутри все переоборудовали для устройства книжных стеллажей. В 1957 году произошло расширение Климентовского переулка, в результате которого ограда церкви Климента была значительно передвинута. В 1970-х годах проводился внешний ремонт храма.

В 1990 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II храм был возвращен верующим. Но лишь в 2002 году, с назначением настоятелем протоиерея Леонида Калинина, духовная жизнь храма возобновилась. В 2005 году был заново освящен небольшой придел в честь иконы Божией Матери Знамение. В 2007 году произошло объединение клира церкви и братии Инкерманского Свято-Климентовского монастыря – самого древнего на территории Московского патриархата. В 2008 году Российская государственная библиотека покинула храмовое помещение, а 8 декабря 2010 года, в день памяти Климента, впервые за семьдесят шесть лет было совершено богослужение во вновь воссозданном приделе, освященном в честь Климента, папы римского, и Петра, архиепископа Александрийского.

С 2008 года в церкви Климента проходит полномасштабная реставрация, которая не закончилась до сих пор. Но уже видны результаты работы: полностью восстановлены все фасады, купола и кресты над главами, а также часть старинной церковной ограды с коваными решетками и необычный павильон, разрушенный в 1930-х годах. Сейчас полным ходом идет восстановление интерьеров храма – лепнины, настенной живописи и резных барочных иконостасов. В Москве подобных иконостасов XVIII века нет ни в одной церкви, а в Климентовской их целых пять. Планируется завершить ремонт к 2012 году, когда столица будет отмечать две круглые даты, связанные с церковью Климента. Во-первых, это четырехсотлетний юбилей боя ополченцев с польскими войсками, случившегося возле храма. А во-вторых, ровно двести лет назад во время грандиозного пожара 1812 года церковь Климента оказалась одной из немногих в центре города практически не пострадавшей от огня.

Храм Климента, папы римского, не имеет аналогов не только в Замоскворечье, но и во всей столице. Специалисты называют такой стиль «петербургское барокко». До Москвы он дошел слишком поздно, когда в Петербурге уже властвовал классицизм. Поэтому-то в столице только одна подобная церковь. Храм Климента – один из самых нарядных в Москве: он украшен сложными наличниками с лучковыми и фронтончатыми завершениями, фигурными фонариками и главками, тонкими лепными гирляндами и выразительным орнаментом решетки. Основной объем храма имеет практически правильную квадратную форму с легкими центральными ризалитами, с портиками и фронтонами на фасадах. Мы видели традиционное русское пятиглавие у церкви Михаила и Феодора, Черниговских чудотворцев. Храм Климента имеет настолько широкий центральный купол, что возникает ощущение, будто пятиглавие сливается в единую массу и продолжает нижнюю часть церкви, подчеркивая вертикальность композиции.

О церкви Климента, папы римского, можно рассказывать часами. А сколько о нем уже написано и написано будет! Думаю, у каждого, кто хоть раз видел эту церковь, остались яркие о ней впечатления. А.А. Григорьев в книге «Мои литературные и нравственные скитальчества» вспоминал, как в детстве восхищал его величественный «Климент»: «Пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей... Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья». Действительно, в Замоскворечье много удивительных по красоте церквей, в чем мы уже вполне убедились. Но не расходуйте впечатления. Впереди еще столько интересного!

Из книги Пословицы российские автора Новиков Николай Иванович

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ Х Диего Веласкес Эпохой расцвета как литературного портрета, так и портрета скульптурного и живописного был XVII век. Художники, каждый на свой лад, создавали замечательные портретные образы - величественные и великолепные (как того требовала

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

1. ИСТОКИ РИМСКОГО ИСКУССТВА

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

2. СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА (VIII–I ВВ. ДО Н. Э.) Республика оставила немного произведений, но которым можно судить о принципах зодчества того времени: сооружения разрушались, нередко позднее переделывались. Большая часть уцелевших памятников была создана в годы

Из книги Здравствуйте, дети! автора Амонашвили Шалва Александрович

3. РАСЦВЕТ РИМСКОГО ИСКУССТВА (I–II ВВ.)

Из книги На меже меж Голосом и Эхом. Сборник статей в честь Татьяны Владимировны Цивьян автора Зайонц Людмила Олеговна

4. КРИЗИС РИМСКОГО ИСКУССТВА (III–IV ВВ.)

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Папы бывают разные Большая перемена. Мы готовимся к прогулке. Неподалеку от школы находится парк. Нам и улицу переходить не надо. Там можно играть, бегать, дышать свежим воздухом. На большой перемене мы всегда направляемся в этот парк, и прогулка получается чудесная.Я не

Из книги Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века автора Злыднева Наталия Витальевна

Наталия Злыднева (Москва) Опять «рассказали страшное»: об одной картине Климента Редько в свете эмблематического нарратива 20-х годов Предметом настоящей статьи является картина Климента Редько «Восстание» (1925, ГТГ, масло, холст; илл. 1). Это произведение интересно тем,

Из книги автора

Развод без папы В шестнадцатом веке в Европе грянула Реформация. Вожди протестантов затеяли церковные реформы, конечно же, не для пересмотра брачно-семейного законодательства – но и не сказать своего слова по проблеме разводов они не могли. И слово это было достаточно

Из книги автора

Развод без папы Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.Бахметова Г.Ш. Джон Мильтон и его взгляды на проблему развода // Вопросы истории, № 9, 2008.Вознюк С.М. Библейский взгляд на повторный брак. Диссертация… магистра Библии и

Из книги автора

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны

Из книги автора

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

Из книги автора

Глава 4. О картине Климента Редько «Восстание» иеелитературных параллелях Редько «Восстание» (1925). Это произведение интересно тем, что предполагает множественность интерпретаций.П Картина представляет собой фигуративную композицию с элементами абстрактного


Всего 16 фото

Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.

Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.

Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.

Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.

С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.

«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.

Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).

Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.

Источники и дополнительная информация:

Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania . ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory . ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"

Добрый день, уважаемые читатели, давненько я для вас ничего не писал, надо исправляться. За последнее время я очень много посетил мест в Москве, и одним из них была церковь Климента папы римского в Москве. Церковь, я вам хочу сказать ни похожая ни на какую, я до этого таких не видел, очень запоминающаяся, ниже, как и обычно полная экскурсия по данному месту. Это единственная церковь в стиле барокко, и на это стоит посмотреть.

Хочу напомнить, что перед этим мы посетили замечательные храмы с мощами святой Матроны и Спиридона Тримифунского. В первом случае это был покровский женский монастырь святой матроны , а во втором церковь воскресения на успенском вражке . Я вам, очень настоятельно рекомендую сходить в них, вы не пожалеете.

В отличии от предыдущих походок, церковь Климента папы римского находится реально в двух минутах от метро, но прежде чем туда пройтись, я бы хотел вас познакомить, в честь кого она так названа и чем прославился данный святой в православном и духовном мире.

Я думаю не многие из вас могут ответить на вопрос, кто такой Климент папа римский, и почему именно в честь него назвали данную церковь. Вот приблизительно, как выглядел данный святой.

И так святой Климент папа римский проживал в вечном городе Риме, в 1-2 веках, во времена правления таких императоров как, Траяне, Нерве и Домициан. Если обратиться к преданию, то Климент был родом из очень влиятельного и знатного рода, но еще в детстве его разлучили с родными. Климент был мальчиком очень любознательным и упорным, старался всегда найти истину, любил посещать философские школы столицы, но то что он там слышал, казалось для него чем то пустым и не утоляло его жажды Абсолютного. Живя в Риме, он получил превосходное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Когда он узнал, что в Иудее был сын Божий, то сразу направился туда. Так как его уже давно занимал вопрос, в чем смысл жизни.

На своем пути он повстречал апостола Петра, который рассказал ему о Христе и помог ему обрести веру. Климент стал помощником Петра в проповедях.

Оба ходили по городам сирийского побережья и вместе боролись с Симоном Волхвом. Святой Климент очень прославился своими проповедями и его сделали епископом Рима (ок. 91) после святых Лина и Анаклета. Лин был римским епископом в (67 - 79) годы, следом за ним шел Анаклет с (79 - 91).

Святитель Климент всегда был под большим впечатлением от апостольской проповеди, проповеди святого Петра оказывали на него большое влияние. Вот как он нем писал святой Ириней

«Имевший проповедь апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими»

Смиренный и кроткий, сведущий как в Священном Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников, рассказывая им о бесконечном милосердии Бога и о Царстве Небесном, ожидающем тех, кто с верой и надеждой вступит на путь покаяния.

Святой Климент папа римский был автором известного Послания к Церкви Коринфа, который даже был частично использован в Священном Писании. В писании Коринфа он призывает восставших против старейшин сохранять единство членов Тела Христова, уважительно относиться к иерархии, которую установили апостолы. В истории есть мнение, что ему так же принадлежат сочинения: Правила святых апостолов, Апостольские постановления.

Время для христиан было очень тяжелое и Климента, по приказу императора Траяна сослали далеко на восточный край империи, Херсонес Таврический. Там ему встретилось 2000 христиан, каторжников, которые были сосланы туда за свою веру. Климент утешал страждущих, напоминал им о вечном блаженстве, и по его молитве для них в пустыне забил источник воды. Находясь на чужбине, он продолжал пополнять ряды христиан и обучать язычников. В результате такой деятельности было построено за год 75 церквей.

Через некоторое время, император поставил там очень кровожадного правителя, функцией которого была борьба с массовыми обращениями в христианство. Новый деспот, сразу принялся воевать с Климентом. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента папы римского море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи.

Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции.

Храм Климента папы римского

И так мы выяснили кто такой Климент папа римский, давайте же узнаем как добраться до храма посвященного в его честь. Если у вас есть машина, то для вас адрес

Адрес храма Климента папы римского, ул. Пятницкая, 26, стр. 1

Но большинство гостей столицы перемещаются на метро. Вас будет интересовать станция Третьяковская, оранжевая Калужско-Рижская линия.

Как вы можете обратить по карте, сама церковь расположена в 60 метрах от метро, что очень удобно.

Поднимаясь из метро вы увидите перед собой здание с макдональдсом, есть я вас туда не зову, просто напоминаю, что там можно купить чай или кофе, и воспользоваться уборной, на халяву.

Слева вы увидите красивую церквушку, это не она:), вам нужно будет повернуть на право.

Вы почти сразу увидите эту красавицу, она просто выделяется среди классических православных церквей. Храм Климента папы римского построен в стиле барокко с использованием ордерных форм.

Любоваться данной церковью можно бесконечно, в разное время года или дня она по особенному красивая.

Если ее немного обойти, то вы увидите закрытые прекрасные врата, их открывают только по праздникам.

Надеюсь вам понравилось небольшое видео с внешним видом храма

Над вратами вы увидите херувимов.

Если вы в Москве, весной или летом и на улице солнечная погода, то вы сможете лицезреть вот такую красотень.

Над главным входом, а он располагается прямо по центру ограждения храма, вы увидите изображение Климента папы римского, встречающего вас.

рядом с входом, вы обнаружите табличку с историей храма

Внутреннее убранство храма заставит вас просто остопореть от красоты. Вы только посмотрите какой тут иконостас.

Обратите внимание на статуи по обеим сторонам.

Зайдя в него и обратив свой взор вверх, на купол, ощущаешь себя таким маленьким.

Как видите на видео, тут очень красиво и играет спокойная музыка

храм Климента папы римского в Москве просто жемчужина, если вы даже не православный, то посетите его с архитектурной точки зрения, не пожалеете.

История храма

Храм священномученика Климента, папы Римского