Изучаем насекомых с малышами. Интересные факты о насекомых для детей в детском саду

Насекомые для детей являются очень привлекательным объектом. Даже самые маленькие из них начинают реагировать на божью коровку, бабочку, а кому-то милее муравьи или волосатенькие гусенички. Какое бы из насекомых не нравилось вашему малышу, нужно постараться предоставить информацию об интересующем его объекте. Конечно учитывая возраст ребенка. Ведь именно на волне интереса малыши с легкостью впитывают и запоминают факты.

Насекомые для детей во время прогулки

Во время наших у моего малыша появился огромный интерес к бабочкам. Не знаю почему, в такой жаркой стране как Доминиканская республика, нет большого разнообразия бабочек. Хотя возможно в этом и состоит главная причина. Сначала я думала, что понаблюдаем за ними и всё. Но при каждой появляющейся бабочке мой ребенок приходил в небывалый восторг. Он их считал, называл цвета, размер. А самое главное, он спрашивал у меня как они называются, а я не знала что ответить. Стало ясно, что тема насекомых неизбежна.

Первое что я сделала, пересмотрела все имеющиеся материалы дома и мы начали знакомство с этими прекрасными существами, к которым потом подключились другие шестилапые и не только (я имею ввиду пауков и скорпионов). Первой на глаза мне попалась наша энциклопедия “Насекомые” . На обложке изображена большая бабочка и я подумала: вот что нам нужно. Но конечно энциклопедия не только о бабочках, да и тему насекомых мы еще не проходили, так как я их побаиваюсь. И не без основания .

К сожалению издание имеющееся у нас, больше не переиздавалось, из всем известной серии “Зачем? Отчего? Почему?”. Но могу посоветовать эту энциклопедию , она появилась у нас чуть позже и мы очень довольны.

Вот такая у нас была история: как-то пару месяцев назад, во время прогулки в том же парке, Александр нашел умершего майского жука. Подошел ко мне сзади и посадил мне его на голову, произнеся с восторгом:

– Смотри мама, майский жук!!!

….мой крик слышал весь парк, наверное он распростерся на все его 10 км. Но с бабочками я дружу .

Итак, взяла я энциклопедию и подумала, как можно ее немножко разнообразить для ребенка 2 лет 10 месяцев, чтобы не просто читать как книгу? Сразу вспомнился набор из МнЛ “На шести лапках” и видео, которые я к нему подбирала. Сходив в магазин игрушек, я увидела комплект пластмассовых насекомых. Бабочки в нем к сожалению не было, но купила я его не задумываясь, чтобы подключить к нашим занятиям.

По утрам мы с ребенком ходили в парк на прогулку, а после обеда доставали нашу энциклопедию, в которую я заранее, на каждый разворот разложила карточки с насекомыми из Мира на Ладошке. Затем смотрели видео продолжительностью 1-2 минуты по каждому из них. Ну и конечно играли с нашими пластмассовыми друзьями. Строили им домики, спасали муху из паутины.

Вопрос о том как называются бабочки не отпадал, я бы сказала, что Александр вошел в тему и ему хотелось узнать о ней все больше. Вот таких красавиц мы наблюдали в парке. Ходили за ними как юные следопыты. Особенно сына поразила бабочка, которая замаскировалась на дереве. За день до этого мы читали о таких маскировках насекомых в нашей энциклопедии. И вот она сидела на дереве прямо перед нами! А еще я очень обрадовалась, когда мы стали свидетелями как бабочки пьют сок из манго. Ведь везде только и говорится о том, что бабочки пьют нектар, а тут у нас на глазах, они пили фруктовый сок.

Я просмотрела нашу домашнюю библиотеку, в поисках еще одной книги про насекомых. И вспомнила, что на наших полках есть экземпляр именно по интересам Александра – Сибилл фон Олферс “Детки-бабочки”. Она о том какой путь проходит бабочка от яйца до самой бабочки-красавицы. Информация подается в завуалированной сказочной манере:

Далеко-далеко отсюда в Королевстве Бабочек живёт крошечный народ. Маленьких детей называют куколками, и они счастливо играют в прекрасных садах. Бабочки-воспитательницы присматривают за куколками, пока те играют, и рассказывают им про растения и чудесные яркие цветы.

Также в книге говорится о гусеничках и затем о том, что мальчики-солнечные лучики спускаются с неба, чтобы подарить бабочкам их крылышки. История скорее для девочек, с их воздушными фантазиями. Хотя, это только мое предположение, так как мой мальчик с удовольствием прослушал ее два раза за 3 дня. Наверное, у него еще нет такого сильного разделения на “девочки-мальчики” в книжных предпочтениях. А вот в играх эта разница уже четко видна.

Когда мы дошли до конца книги, моего сына интересовал только один вопрос – как называются бабочки на картинке? Точнее названия бабочек упоминаются в тексте, но где какая? Что же, пошли мы с ребенком к компьютеру, ввели в Гугл названия бабочек и через 2 минуты у нас в руках был распечатанный лист с изображением вожделенных насекомых и их названиями. Александр сам определил где какая бабочка на страницах книги, и остался очень горд собой .

В предыдущей истории упоминалось о том, что гусеницы появляются из яичек. Вот и решили мы закрепить это знание через творчество и сделали несколько поделок на тему насекомые. Достала я наш набор “Чудо-Пчёлка” от компании Умница, который мы использовали много раз. Пластилин Play-Doh прекрасно отчищается от листов набора, поэтому мы можем сделать аппликацию столько раз сколько захотим. Открыла я энциклопедию “Насекомые” на страничке “Чудесные превращения” и ребенок сделал аппликацию, в моем присутствии, но без моего участия.

Яйца и гусеничка. Мне кажется очень даже похожа, а вам?

Затем решили сделать поделку красавицу-бабочку. В этом нам помог набор “Маленькие фантазеры. Котик” . Скажу пару слов о наших работах с этим набором. На обложке указано для детей 2+ и я даже задумывалась, а не поздно ли нам заказывать нечто подобное? Ведь Александру уже почти три годика. Но подкупило меня то, что можно работать с разными, необычными материалами.

На первый взгляд всё кажется очень просто: взял заготовку, помазал клеем, насыпал крупы, приклеил пластилина и всё. Но ведь всё зависит от того какой конечный результат мы хотим. Рамочка у картинки из разноцветных шариков пластилина. Сначала ребенку нужно выбрать цвета, затем накатать МНОГО шариков, они должны быть одинакового размера и на одинаковом расстоянии друг от друга. Вы представляете какую работу проделывает малыш? Одинаково отщипнуть кусочки, скатать шарики, рассчитать расстояние и прикрепить их соблюдая цветовой ряд!

Затем фольга, она конечно бывает разная, но у меня оказалась только кухонная. Я порезала её на квадратики, показала как сжимать в шарик. Но вы задумывались, что для этого действия ребенок задействует всего два пальчика, указательный и большой на каждой руке? Фольга иногда поворачивается углом и начинает колоть. Работа с этими наборами – это отличная тренировка для мелкой моторики! Наблюдая за всем процессом, я горжусь Александром, что он смог выполнить работу полностью самостоятельно.

Итак, любимое насекомое моего ребенка – бабочка!

Находясь на творческой волне, мы сделали стрекозу из прищепки. Ведь стрекоза это тоже насекомое, и к тому же, привлекательна для ребенка не меньше чем бабочки. Вот только рассмотреть стрекоз нам в парке не удается, они всё время в полете. Александр покрасил прищепку, приклеил глазки, а я помогла с крылышками. И стрекоза у нас “летала” с лепестка на лепесток, развивая мелкую моторику моего сыночка. Сам цветок Александр рисовал давно, методом размазывания краски пальчиком. Подобные работы можно делать с детьми от полутора лет.

Стихотворение про бабочку

Мне понравилось стихотворение про бабочку и я его оформила в книжку по Доману для ребенка, чтобы он читал ее самостоятельно. Александр выучил стихотворение наизусть за пару дней.

А. Айнбергер

На ромашковой полянке,
Состоялся Летний Бал!
Там, Сверчок играл на скрипке,
Жук с Козявкой танцевал!

Легким крылышком взмахнула,
Закружилась, как юла!
Наша Бабочка плясунья,
Лучше всех она была!

“Ах, какая, просто прелесть!”-
Вдруг, Кузнечик вслух сказал.
Он давно за ней в сторонке
С вдохновеньем наблюдал!

Конечно изучение стихов приносит для детей много пользы. Помимо развития памяти и изучения новых слов, это еще и бесплатный логопед. Об этом я подумала, когда объясняла Александру слово “вдохновение”. Оно не поддавалось его язычку. Но на 4 или 5 раз он произнес его отлично. А ведь если бы мы не учили стихи, когда бы он узнал об этом не совсем детском слове? И когда бы смог его выговорить?

Много творчества не бывает и следующей нашей работой, по теме насекомые, стала картина под названием “Летний луг”. Идея пришла совершенно случайно, когда я предложила сделать бабочек из книги “Ловкие пальчики”.

Конечно же Александр выучил стихотворение про бабочку и мы приступили к изготовлению наших красавиц. Нужно было отпечатать мою ладонь в верхнем углу сложенного листа и ладошку ребенка в нижнем углу. Затем сложить лист пополам, постучать по нему “Тук-тук-тук” и быстренько вырезать бабочку. Прикладывал ладошку и делал “тук-тук-тук” малыш самостоятельно. А вот вырезать нужно быстро, так как краска засыхает и потом листик не откроется. Сфотографировать процесс не удалось именно из-за того, что проходил он быстро. Но конечный результат конечно мы вам покажем.

Итак, насекомые сделаны и сохнут, а нам хочется чего-то большого и яркого. Начинаем с неба. Сначала ребенок попробовал нарисовать его кисточкой, но оно не получалось “размытым”. Конечно можно было добавить воды в краску, но тогда возникла бы большая опасность для бумаги и вероятность, что та порвется. Поэтому решили рисовать салфеткой. Мне кажется, что получилось очень даже неплохо.

Конечно же сразу было нарисовано солнце и травка. Кстати сказать, эти атрибуты – небо, солнце, трава – стали для моего ребенка как бы само собой разумеющимися. Ведь в стране где мы живем 365 дней в году светит солнце. Затем я спросила у сына, что он хотел бы нарисовать, чтобы нашим бабочкам было уютно? И он ответил, что цветочки. Сам выбрал все цвета, я налила краски в палитру и вот так вот соединяя гимнастическую стойку с искусством, были нарисованы все цветочки.

Предлагаем вам 12 интересных фактов о насекомых, которые будут интересны детям:

1.У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2.Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.

3.Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!

4.Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5.Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6.Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

7.Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, трениря при этом пальчики.

8.Другой серьезный враг огорода – медведка. Это крупное насекомое, которое живет в земле и питается клубнями картофеля, моркови и молодыми частями растений. Найти ее можно во время выкапывания картошки. Медведка наверняка произведет сильное впечатление на детей благодаря большому размеру и устрашающему виду. А особый интерес для маленьких исследователей представляют ее лапы. Они хорошо приспособлены для копания земли. Медведка не кусается. Она умеет летать и даже стрекотать, как сверчок.

9.Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.

10.Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.

11.Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что у тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

12.Шмель летает очень быстро, со скоростью взрослого велосипедиста (18 км/ч). У него есть мягкая шерсть, которая помогает ему согреваться ранним утром. Шмели живут в своих «шмелиных городках» (примерно по 200 особей). Утром им не дают поспать. В шмелиных гнездах перед рассветом появляется «трубач», который гудит, поднимая соплеменников на работу по сбору пыльцы. Чтобы «развить» тему про шмелей вы можете поставить ребенку аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Так шмели помогут вашему ребенку приобщиться классической музыке.

Фокус-покус: гусеницы превращаются в бабочек!
Кто из нас в детстве не удивлялся превращению противной гусеницы прекрасную бабочку? Это превращение для малыша сродни волшебству. Поэтому даже если родители крохи никогда раньше не видели, как это происходит, самое время сделать это сейчас вместе с малышом. Для начала нужно отловить несколько гусениц. Лучше, если они будут разными.
Во-первых, не из всех гусениц удастся вывести бабочку, а во-вторых, интересно будет сравнить поведение разных насекомых.
Гусениц бабочки капустницы можно отыскать в огороде, на капусте или редьке. Они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Но голыми руками их брать нельзя. Едкие выделения этих гусениц раздражают кожу. Ребенок должен знать об этом. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки репницы. А если очень повезет, то на моркови, петрушке или укропе можно отыскать гусеницу махаона. Она большая, хорошо заметная, зеленая с черными полосками и красными крапинками на них. Гусеницы крапивницы обитают там, где им и положено быть по названию – на крапиве. Там же или на малине можно встретить и гусениц бабочки павлиний глаз. На плодовых деревьях грызут листья гусеницы различных шелкопрядов или яблонной моли.
Будущих бабочек нужно собрать и посадить в банку или в платиковую бутылку со срезанным верхом. Туда же следует положить растения или веточки, на которых сидели гусеницы, и закрыть сосуд марлей. Зеленый корм нужно менять каждые 2 дня. Теперь можно наблюдать за своими питомцами вместе с малышом: как они жуют листья, как ползают, растут. Через некоторое время гусеницы окуклятся – превратятся в куколки. В этом состоянии их лучше не тревожить. Остается запастись терпением и ждать. До того чудесного момента, когда из неподвижной куколки выберется на свет красавица-бабочка.

Какие они всё-таки разные! «Трудоголики» пчёлы и муравьи, беспечно порхающие бабочки и мотыльки, стремительные прыгуны кузнечики и красивые божьи коровки… Для детей это целый маленький мир, живущий в гармонии с большим миром живой природы. А для нас – источник вдохновения для создания новых игр, проектов, занятий, досугов, пособий, макетов и поделок. Всё это в широком ассортименте представлено на страницах данного тематического раздела.

Наблюдаем, изучаем насекомых, а на основе этих опытов – рисуем, лепим, мастерим вместе с детьми. Расширяя их кругозор и помогая созданию целостной картины мира.

Маленькие насекомые дают большие возможности для познания и творчества.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Муравей. Занятия и игры с детьми, проекты, наблюдения за муравейником
  • «Муха-Цокотуха». Занятия, сценарии, игры, поделки, проекты, планы

Показаны публикации 1-10 из 4873 .
Все разделы | Насекомые. Изучаем и наблюдаем с детьми за насекомыми

Мастер-класс «Бабочки из пластиковых бутылок» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г.Маркса Саратовской области Мастер-класс : «Бабочки из пластиковых бутылок» Подготовила : учитель высшей квалификационной категории МОУ-СОШ №4 г. Маркса Сергиенко Марина Петровна 2018 учебный год...

В этом году мы с ребятами сделали для мамочек интересные подарки. Это бабочка - брошь. Её можно использовать как украшение для штор. Предлагаю пошаговый мастер - класс. Для работы потребуются : нитки для вязания; деревянные палочки от мороженого; клей ПВА; синельная проволока;...

Насекомые. Изучаем и наблюдаем с детьми за насекомыми - Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования с детьми средней группы «Бабочка-красавица»

Публикация «Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования с детьми...» Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Презентация «Какие профессии у муравьёв?» Презентация для детей дошкольного возраста "Какие профессии у муравьёв?" Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию о муравьях, с помощью которой, вы просто, легко и в интересной форме, можете познакомить своих воспитанников с муравьями, их жилищем, их правилами....

«Милашка-гусеница» Анастасия Муравьева Совместная с детьми постройка «Милашка-гусеница» Цели: 1.Учить детей создавать игровые постройки из подручных средств. 2.Развивать фантазию и разнообразную деятельность детей, на прогулке в зимний период. 3.Воспитывать взаимосвязь в...


Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну мою дидактическую игру. Сделала ее недавно, и дети сразу заинтересовались ею. Наглядно-дидактическое пособие: дидактическая игра «Веселый счет. Насекомые» предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста 3-5...

Насекомые. Изучаем и наблюдаем с детьми за насекомыми - Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Насекомые и пауки»

Конспект образовательной деятельности по «Познавательно-речевому развитию» в подготовительной группе в рамках тематической недели «Насекомые» Тема: «Насекомые и пауки" Цель: Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида, местах обитания....

Сценарий развлечения в старшей группе Развлечение для детей 5–6 лет «В королевстве бабочек и цветов» Цель: организация познавательно – игровой деятельности. Задачи: Образовательные: -расширять знания детей о бабочках; Развивающие: -развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление. Воспитательные: -продолжать формировать умение оказывать друг другу помощь;...

«Методическая копилка» (Дидактическое пособие «Божья коровка») Методические рекомендации. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально познавательный разговор. Известно, что рука развивает мозг. Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в...

Проект «В мире насекомых» Проект «В мире насекомых» Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий Проблемное поле: дети любят узнавать и открывать мир насекомых, но у них ещё недостаточно для этого опыта Этапы проекта: На подготовительном этапе мы выяснили, каких насекомых мы знаем, что ещё...

Мир вокруг ребенка кишит жизнью миллиардов существ, о которых маленький человек знает немного. Родители и педагоги первыми раскрывают перед малышами тайны огромной цивилизации насекомых, приучают к бережному отношению к любым проявлениям жизни на нашей планете.

Раскрыть глаза на необыкновенную красоту многих видов насекомых, заставить малышей восхититься и заинтересоваться - один из основных методов воспитателей. Потому так часто образы очаровательных бабочек, божьих коровок, муравьев и стрекоз встречаются в оформлении групп, веранд и территории садиков; вдохновляют на детвору на занятиях изобразительным искусством и находят отклик среди родителей.

Педагоги используют образцы фольклора, народные сказки и сюжеты любимых детских книг. Таким как знаменитые «Муха Цокотуха» , «Стрекоза и Муравей» Крылова, посвящаются тематические выставки, кукольные и драматические спектакли.

Трудно перечислить все изобретения и находки авторов сайт, щедро делящихся своими идеями на нашем портале. Присоединяйтесь, публикуйте свои проекты, конспекты и сценарии. Дайте возможность распространения лучших идей талантливых педагогов.

МУХА

Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку,
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали».
Т. Шорыгина
Вы, конечно, не раз видели муху. Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, которые состоят из множества мелких глазков-фасеток. Каждый большой глаз состоит из четырех тысяч фасеток. Каждый такой глазок дает собственное маленькое изображение. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам.
Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит очень много разных инфекций: кишечные, яйца глистов, брюшной тиф, холеру и туберкулез. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов.
В сутки муха съедает столько, сколько она весит – это примерно 20 миллиграммов. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам.
Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. Живет муха всего 30–45 дней. Мухи откладывают личинки весной, в каких-нибудь отбросах, например, на свалке или в навозе. За один раз муха откладывает около 120 яиц. Из них выводятся личинки. Выживают не все, некоторые становятся жертвами различных животных, например, лягушек. Ученые подсчитали: если бы потомство одной мухи полностью выживало, то за год оно бы могло покрыть всю землю слоем в полтора метра! К счастью, этого не происходит, потому что у мух в природе много врагов.
ЗАГАДКИ
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся? – … (муха)
Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я – … (муха)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Муха на хвосте лошади тысячу верст одолеет.
Зима страшна волками, а лето – мухами и комарами.
Где сладкий сок, там и муха скок.


КОМАР

Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые усики, самок усики гладкие. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.
На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.
Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц. За один раз самка выпивает столько крови, сколько превышает ее массу в 5–6 раз. Насытившись, самка летит откладывать яйца. Комары очень быстро размножаются. За раз комариха может отложить около 350 яиц. Через две недели из них появляются личинки.
Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.
Люди сложили про комаров множество легенд. У североамериканских индейцев есть предание, что комаров послал в наш мир великий дух Ваконда. Так он наказал всех людей за то, что одна женщина была очень ленива и любила сплетничать.
Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Малярийные комары названы так потому, что переносят возбудителей малярии.
Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.
ЗАГАДКА
Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
(Комар) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Комары запищали – запасайся плащами.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
Комар поет тонко, да звонко.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
Если много комаров – готовь короб для ягод.


СТРЕКОЗА

Стрекоза, стрекоза,
Любопытные глаза,
То летит она вперед,
То висит, как вертолет,
Над водой голубой,
Над травой луговой,
Над поляной лесной…
М. Шаповалов
Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… В Японии стрекозы считались признаком победы, о них слагали стихи и изображали на картинах.
У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Скорость полета стрекозы – 96–144 километров в час. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.
Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.
Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями. Самая большая стрекоза, которая водится в нашей стране, – коромысло. Обычно она коричнево-красного цвета, но встречаются и синие стрекозы. Размах крыльев стрекозы коромысло составляет 10, а длина их тела 8 сантиметров.
Все ты видишь, стрекоза,
Телевизоры-глаза!
Твой стрекочущий полет,
Будто в небе вертолет,
А при «экстренной» посадке
Выставляешь смело лапки.
Е. Корюкин
Личинки стрекоз – их еще называют наяды – очень много едят. С помощью сильно вытянутой вниз губы они хватают мальков, головастиков и маленьких жуков. За сутки личинка может съесть до 50 мальков. Через год из неказистой личинки вылетит глазастая красавица. Она пока еще слабая, мягкие крылья и покров тела, но через два часа она уже может прекрасно летать.
ЗАГАДКА
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза,
Зовут – … (стрекоза)

Насекомые для детей — тема нашего занятия! В обучение ребенка дома непременно должно быть включено знакомство с основными представителями живого мира: обитателями морей, рыбами, птицами, . Не надо забывать и про насекомых.

Нередко получается так, что малыш хорошо знает всех представителей африканского царства животных, а стрекозу назвать уже не может. Особенно это важно учитывать при занятиях с детьми, проживающими в городских условиях и не имеющими возможности проводить достаточно времени на природе.

В своих занятиях с детьми старайтесь:

  • применять самые разнообразные методики развития детей
  • экспериментировать
  • наблюдать за тем, что на данный момент наиболее интересно для маленьких учеников

Для начала, расскажите детям о насекомых, о том вкладе, который они вносят в животное и растительное сообщество. Покажите рисунки насекомых, назовите их; для детей особенно интересно встречать на картинках уже знакомых представителей этого вида и узнавать о них что-то новое.

Мы приготовили для Вас маленькие рассказики про каждое насекомое, их использование сделает занятие очень познавательным не только малышам, но даже их родителям. А в конце статьи есть ссылка по которой вы можете бесплатно скачать развивающие карточки.

Божья коровка – насекомое, которое питается вредной для растений тлей, а при встрече с хищником умеет притворяться мертвой; для детей также интересен тот факт, что у божьей коровки на спинке с возрастом становится все меньше пятнышек.

Шмель во время полета так энергично работает своими крылышками и мышцами, что разогревает все тельце. Благодаря этому, он может летать ранним утром, в отличие от других насекомых, которые в такое холодное время суток еще спят. Живут шмели в гнездышках; когда на улице жарко, они парят в воздухе над входом в гнездо, активно работая крылышками – так шмели охлаждают свой домик. Шмель – очень безобидное насекомое, даже по сравнению с пчелами. Поэтому их иногда разводят специально, для опыления растений.

Бабочка пробует пищу своими ногами, потому что именно там расположены их вкусовые анализаторы. В природе встречаются и бабочки-вредители: капустница, моль. Моль интересна еще и тем, что из всех бабочек она самая маленькая. Бабочки могут различить только красный, желтый и зеленый цвета. Можно предложить малышам картинки с изображением цветочков и попросить выбрать те, которые бабочка сможет увидеть – так заодно закрепится знание цветовой гаммы, а дети немного отдохнут, сменив вид деятельности.

А вот у ножки исполняют роль ушей. Кроме того, благодаря своим ножкам, кузнечик может совершать прыжки длиной, в двадцать раз превышающей длину его тела. Здесь можно предложить ребятишкам отмерить расстояние, на которое мог бы прыгнуть кузнечик с картинки: для этого используем картинку в качестве мерки и отмеряем двадцать таких мерок. Заодно вспоминаем счет до двадцати и учимся пользоваться эталоном.

Одно из самых интересных насекомых – это . Муравьиное общество устроено почти так же, как человеческое, поэтому этих насекомых считают очень разумными. Они никогда не спят, круглые сутки собирая продукты для пропитания и материалы для строительства своих домиков. При этом каждый муравей легко поднимает и несет на себе груз, который в сто раз превышает его собственный вес. У муравьев есть свои домашние животные – тля, о которой муравьи заботятся так же, как человек — о коровах: пасут ее на различных растениях и «доят» — забирают лишний нектар, пощекотав тле брюшко. А в Африке живут муравьи-воины, которые настолько агрессивны, что уничтожают все на своем пути, и при виде их даже львы спасаются бегством.

Муха живет не больше трех недель. По потолку и другим наклонным поверхностям она ходит благодаря специальным присоскам на ее передних лапках; когда муха трет лапки друг о дружку, она очищает присоски, чтоб они лучше прилипали. Самая опасная муха, цеце, живет в Африке. Она нападает на любой теплый движущийся объект, даже на машину; но при этом цеце почему-то никогда не трогают зебр.

О слышали многие. Но немногие знают, к примеру, что каждая пчелка может свободно залететь только в свой собственный улей – в чужой ее не пустят специальные охранники. Пропуском служит запах, который для каждого улья свой. Найдя хорошее, богатое нектаром, местечко, пчелка летит обратно домой, где при помощи специального танца убеждает своих полосатых родственников следовать за ней. Нектар пчелки переносят на своих задних лапках. Глаз у пчелы не два, а пять. А из всех цветов они чаще всего выбирают фиолетовый и зеленый; красный же не различают вовсе. Здесь можно с ребятишками вспомнить названия цветов фиолетового цвета (ирис, клевер, гладиолус, анютины глазки, кукушкины слезки) – они больше всего понравятся пчелкам. Затем поразмыслить, какие цветы пчелки видят плохо (роза, мак, пион, тюльпан – все красного цвета).

Стрекоза ничего не может слышать – у нее нет органа слуха. Зато глаза просто удивительные: они состоят из огромного количества маленьких фрагментов, как мозаика, из которых верхние видят черный и белый цвета, а нижние — все остальные. И голова этого насекомого может поворачиваться абсолютно в любую сторону, даже назад. Стрекоза – это грозный и ненасытный хищник: за один день она съедает около сорока мух. Во время охоты она устремляется наперерез своей добыче, и промашки у стрекозы случаются крайне редко. Раньше на Руси стрекозами называли кузнечиков. А у предков стрекозы, обитавших на нашей планете во времена динозавров, размах крыльев был чуть менее метра.

А у внутри желудка есть дополнительные зубы, которые помогают ему переваривать пищу. За одну секунд он может двадцать пять раз (!) поменять направление движения. Но в состоянии такой активности таракан находится только четвертую часть суток, все остальное время он спит. Раньше люди верили, что если в доме водятся тараканы, то хозяин скоро разбогатеет. Поэтому они даже специально разводили этих насекомых.

Насекомые в картинках (нарисованные)

Игры с карточками «насекомые»

Если проявить немного фантазии, можно выдумать множество интересных, развивающих игр для детей используя картинки насекомых .

Вы можете поиграть с карточками: пусть маленькие энтомологи по очереди вытаскивают их и называют насекомого, которое попалось. Будет очень хорошо, если они смогут пересказать то, что вы говорили об этом насекомом.

Если распечатать по две карточки с изображением каждого насекомого, можно сыграть в игру наподобие Меморины. Для этого все карточки раскладываются на столе стороной без рисунка вверх. Поочередно каждый ребенок может перевернуть две карточки. Если картинки совпали, их можно забрать себе. Если нет – кладем точно на то место, где взяли. Далее карточки переворачивает следующий ребенок, и так по кругу. Игра считается завершенной тогда, когда все карточки разобраны. Победил тот, кто больше всего собрал парных картинок. Такое увлекательное занятие отлично развивает память.

Викторина по теме «насекомые»

Можно устроить викторину, которую любят все детки, если подготовить вопросы по теме насекомые. Или можно воспользоваться вопросами из нашего списка:

  1. Какое насекомое притворяется мертвым при встрече с врагом? (божья коровка)
  2. Кто ест тлю, а кто – ухаживает за ней? (божья коровка и муравей)
  3. Кто пробует еду своими ножками? (бабочка)
  4. Какое насекомое сможет увидеть только цвета светофора? (бабочка)
  5. Кто никогда не спит? (муравей)
  6. Кто может поднять груз в сотню раз тяжелее своего тела? (муравей)
  7. Каких африканских насекомых боятся даже львы? (муравьев)
  8. Кто слышит своими лапками? (кузнечик)
  9. У кого на лапках есть присоски? (муха)
  10. Какое насекомое может напасть даже на машину, но не трогает зебр? (муха-цеце)
  11. Какой пропуск предъявляет пчела при входе в улей? (свой собственный запах)
  12. Как пчелка объясняет, что нашла нектар? (танцем)
  13. Какое насекомое ест мух? (стрекоза)
  14. Кто ничего не слышит, но хорошо видит? (стрекоза)
  15. Как раньше называли стрекозу? (кузнечик)
  16. Какое насекомое вылетает из домика раньше всех? (шмель)
  17. У кого в животе есть еще одни зубки? (таракан)
  18. Кто за секунду двадцать пять раз может сменить направление движения? (таракан)
  19. У кого пять глаз? (пчела)
  20. Кто может повернуть голову до конца назад? (стрекоза)

И напоследок можно предложить ребятишкам нарисовать наиболее понравившееся насекомое и придумать про него свою историю. Рисунки насекомых , выполненные детьми, можно развешать на доске или стене, чтобы они напоминали малышам о проделанной работе и приобретенных знаниях.

Видео с насекомыми:

Плакаты с насекомыми