Внешняя и внутренняя политика елизаветы петровны. Правление Елизаветы I Английской Тюдор

Правление Елизаветы Петровы (кратко)

Правление Елизаветы Петровы (кратко)

Будущая русская императрица Елизавета Петровна Романова была рождена в незаконном на тот момент браке между Петром Первым м Екатериной Первой восемнадцатого декабря 1709 года. Пётр Первый, как только узнал о рождении дочери, решил даже отменить запланированное на этот день торжество по случаю окончания русско-шведской войны. Уже весной 1711 года незаконнорожденная Елизавета была объявлена царевной.

Современники отмечают, что девушка отличалась любовью к верховой езде, танцам, а также была необычайно находчива, умна и выразительно красива. Образование Елизавета Петровна получила в Измайловском, а также Преображенском сёлах, где ей преподавали иностранные языки, географию и историю.

Пётр предпринял не одну попытку выдать замуж дочь за многочисленных претендентов из числа знати и правящих династий, но ни одна из них не увенчалась положительным результатом. На подобные неудачи были обречены попытки Меньшикова «свести» Елизавету при Петре Втором.

В 1730 году скончался Пётр Алексеевич и встаёт вопрос о новом правителе России, но Верховный Тайный Совет отдаёт правление в руки сестры Елизаветы Анны Иоанновны. В период правления последней страна переживала не лучшие свои дни: казна была разграблена дворцовыми развлечениями и фаворитами, престиж государства падал с каждым днём и пр. В результате дворцового переворота Елизавета всё-таки получает власть и вступает законно на престол в 1741 году.

Желая как можно скорее восстановить состояние государства к былому, Елизавета решает продолжить реформы, начатые Петром Первым и первый её приказ – отмена в России смертной казни. Также с 1741 года начался этап внутриполитических реформ: появляется Сенат (новый законодательный орган), составляются новые законы. Кроме того, Елизавета Петровна улучшает положение дворянского сословия, отменяет таможенные пошлины и тем самым активизирует «застоявшийся» российский рынок. Именно в период правления этого монарха в России появляются новые академии и университеты, а также производится вторая перепись населения.

Не менее активно правительница вела и свою внешнюю политику. В самом начале её правления Россия ведёт военные действия со Швецией, которая стремилась отомстить России за своё поражение в Северной войне. Итогом данных действий становится передача России части Финляндии. После этого Россия вступает в войну за Австрийское наследство.

Елизавета Петровна Романова, будущая русская императрица родилась восемнадцатого декабря 1709 года в незаконном браке между Екатериной Первой и Петром Первым. Уже в начале весны 1711 года Елизавету объявляют царевной.

Будущая правительница России отличалась находчивостью, пытливым умом и удивительной красотой. Кроме того, царевна посвящала много времени езде на лошадях и танцам, а образование Елизавета получила в Измайловском, а также Преображенском селе, изучая иностранные языки, географию и историю.

Множество попыток выдать дочь замуж за представителя какой-либо правящей династии не смогли принести положительных результатов.

После смерти Петра Алексеевича на русский престол восходит Анна Иоанновна, которая за период своего правления смогла существенно ослабить государственную мощь и опустошить казну. После её смерти и дворцового переворота Елизавета Петровна всё же становится единоличной правительницей России.

Стараясь всеми силами восстановить было состояние державы, первым действием внутренней политики новой императрицы была отмена смертной казни. А уже с 1741 года она начинает целый ряд внутриполитических преобразований. Формируется новый государственный орган под названием Сенат, которому было поручено разработать новые законы. Были значительно улучшены условия для дворянского сословия и отменены таможенные пошлины, что улучшило развитие торговли.

Также, с 1744 по 1747 годы осуществляется вторая официальная перепись населения. Императрица снижает так называемый подушный налог. В период правления Елизаветы активно развивается экономика государства, сельское хозяйство и промышленность. Начинается научный и культурный рост державы: появляются Академия художеств, Публичный первый театр, множество разнообразных гимназий, а также Академия наук и Московский университет.

Кроме вышеописанного, Елизавета Петровна проводила весьма активную политику. В эпоху своего правления Россия вела военные действия со Швецией, которая пыталась отомстить за своё поражение в результате Северной войны. Но и данная война оказалась крайне неудачной для Швеции. Россия же в итоге получает часть Финляндии. Кроме того, победа в этой войне послужила толчком для того, чтобы многие европейские государства захотели вступить с Россией в союз.

После переворота 1741 г. на престол взошла дочь Петра I Елизавета . Это была привлекательная, веселого нрава и приветливая тридцатидвухлетняя женщина, страстью которой были наряды, балы, фейерверки. Свидетельством этому стал ослепительный блеск елизаветинского барокко.

Императрица мало занималась государственными делами, передоверив их своим фаворитам - братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, Бестужеву-Рюмину . На смену иноземцам пришли русские вельможи.

Целью своего царствования Елизавета Петровна провозгласила возвращение к порядкам своего отца. Были восстановлены в правах Сенат, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Конференция при высочайшем дворе заняла место упраздненного Кабинета министров. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии.

В 1755 г. был открыт университет в Москве , а в 1760 г. - Академия художеств . Время Елизаветы - это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства.

Социальная политика оставалась прежней: расширение прав и привилегий дворянства, что достигалось за счет ограничения прав и регламентации жизни крестьян. В 1746 г. только за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян, выступавших против них, в Сибирь, с зачетом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика.

Для поддержки дворянства был учрежден Дворянский земельный банк, аналогичный банк был открыт и для купечества. В 1754 г. отменили внутренние таможенные пошлины, что открывало широкие возможности для торговли сельскохозяйственными и промышленными товарами. В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах, таким образом, помещики получили право распоряжаться не только землей, но личностью и имуществом крестьянина.

Во внешней политике Елизавета следовала главному принципу своего отца - учет национальных, а точнее, имперских, интересов. Ей удалось таким образом построить внешнеполитические отношения, что за двадцать лет ее правления пятнадцать были мирными для России.

Будущая императрица России Елизавета Петровна Романова родилась 18 декабря 1709 года, в не узаконенном на тот момент церковью браке между 1"Петром 1 и 1"Екатериной 1 .

Узнав о рождении дочери, Петр 1 отменил намеченные на это день празднования по случаю успешного окончания русско-шведской войны. В марте 1711 года незаконнорожденную Елизавету объявили царевной.

Елизавета отличалась удивительной красотой, острым умом, находчивостью, любовью к танцам и езде на лошадях. Свое образование Елизавета получила в Преображенском и Измайловском селах, где изучала историю, географию и иностранные языки.


Многочисленные попытки Петра 1 женить дочь на представителе знатной правящей династии не несли за собой положительных результатов. Таким же «успехом» оканчивались попытки Меншикова найти достойную партию Елизавете при 2"Петре 2 . Остерман даже предлагал выдать ее за Петра Алексеевича, однако царевна отказалась.

В 1730 году погибает Петр Алексеевич. Встает вопрос о том, кто займе русский престол. Согласно завещанию Екатерины 1, это должна быть Елизавета. Однако тайный Верховный совет решает, что престол должна занять АннHYPERLINK "http://historynotes.ru/pravlenie-anny-ioannovny"а ИоаHYPERLINK "http://historynotes.ru/pravlenie-anny-ioannovny"нновна - сестра царевны, с которой у них далеко не теплые отношения.

За время своего правления Анна умудрилась значительно снизить престиж страны и разорить государственную казну. Спустя 10 лет (в 1740 г.) Анна скончалась, оставив престол своему племяннику 6-antonovich"Ивану 6 Антоновичу . Т.к. он был еще мал, регентшей была назначена Анна Леопольдовна. Недовольная всем происходящим внутри страны, Елизавета совместно с о своими сторонниками решается на дворцовый переворот и вступает на престол (1741 г.).

Внутренняя политика Елизаветы Петровны

Желая восстановить состояние страны к такому же, каким оно было во времена начала Петра 1, первым, что сделала царица Елизавета - отменила смертную казнь в России. С 1741 года начались внутриполитические преобразования: появляется высший государственный орган - сенат, составивший новый свод законов. Также Елизавета направила свои действия на улучшение возможностей дворян. Отмененные таможенные пошлины позволили значительно улучшить развитие российского рынка.

В 1744 - 1747 гг. была осуществлена 2-ая перепись населения в России. Снизился налог на подушную подать. Стремительно развивалась экономика страны, промышленность и сельское хозяйство. Начался культурный и научный рост русского государства: появился Московский университет, Академия наук, множество гимназий, 1-й публичный театр и Академия художеств в Санкт-Петербурге, подарившая мировой культуре великих русских художников.

Внешняя политика императрицы Елизаветы

Свою внешнюю политику Елизавета вела весьма активно. В годы начала ее правления Россия вела войну со Швецией, желающей отомстить за поражение в-1721-gg"СевернойHYPERLINK "http://historynotes.ru/severnaya-voyna-1700-1721-gg" войне . Однако эта война окончилась для шведов очередной неудачей, а к России отошла часть Финляндии. Победа в этой войне повлекла за собой желание многих европейских стран вступить в союз с Россией. Так, России довелось принять участие в войне за Австрийское наследство.

В 1756 году начинается -1763-gg"Семилетняя война , в результате которой, Россия совместно со своими союзниками практически уничтожила Пруссию, однако в декабре 1761 года погибает Елизавета Петровна, а ее племянник 3"Петр 3 , которого она назначила приемником, заключает мирный договор.

Время царствования Елизаветы Петровны можно считать вполне благоприятными для Российской Империи. Сама же биография Елизаветы увлекательна и интересна. Яркий человек и значимая историческая фигура.

БИЛЕТ 31. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины П.

28 июня 1762 г. произошел государственный переворот, в результате кот. на российский трон взошла жена Петра Ш Екатерина Алексеевна, провозглашенная Екатериной П, а спустя несколько дней Петр Ш погиб при загадочных обстоятельствах. Царствование Екатерины П, длившееся 34 года, оставило глубокий след в отечественной истории, породив множество противоречивых суждений и о самой Екатерине и о ее правлении. Ко времени вступления на престол, Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли и у нее сложились представления о том, что необходимо для процветания государства. Они и повлияли на формирование политической программы императрицы. Программа, а значит и внутренняя политика Екатерины, основывались на принципах Просвещения. Этот период русской истории получил в литературе название «просвещенного абсолютизма». Временем «просвещённого абсолютизма» называют несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 г., а к просвещённым монархам принято относить Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского и Екатерину II. Считается, что эти монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Главную заслугу Петра I Екатерина видела в европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в мировой политике. Однако к современной Европе императрица относилась критически и не считала, что надо заимствовать с Запада все подряд. Отрицательно Екатерина относилась к той жестокости и поспешности, которые проявлял Петр I. Главным принципом Екатерины был принцип постепенности. Вступив на престол, Екатерина не сразу стала осуществлять свои замыслы, а попыталась познакомиться с состоянием государственных дел. Для этого она создала несколько комиссии, которые должны были изучать положение дел и представить свои предложения, т.е. первые годы царствования Екатерины II прошли в подготовке реформ. Одна из первых реформ коснулась реорганизации Се- ната в 1763 г. Утвержденный императрицей план нового Сената, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями. Сенат лишался законодательной власти, но сохранял судебную функцию и был контрольным органом. Это было главным недостатком реформы, но первое время центральный аппарат управления стал работать более эффективно. Другая важная реформа была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. В феврале 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли вместе с крестьянами передавались в ведение Коллегии экономики. Так, Екатерина II сделала новый шаг в развитии абсолютизма. Она управляла страной самодержавно, опираясь на существующую систему государственных учреждений, преобразуя и совершенствуя их как органы абсолютистского государства. В 1775 г. был подготовлен один из наиболее значительных законодательных актов екатерининского правления - «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Это было началом губернской реформы, основным содержанием которой была реорганизация местного управления. Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти. Впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Важным преобразованием первых лет царствования Екатерины была реорганизация управления новыми территориями необъятной империи. Как правило, земли, попавшие под власть царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности управления, а в ряде случаев - даже элементы автономии. По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. . Особое раздражение императрицы вызывал статус автономии Украины. В начале 1764 г. в инструкции князю А.А.Вяземскому при назначении его главой Сената Екатерина П писала о необходимости лишения Украины автономии. Реформируя систему управления Российской империей, Екатерина II совершенствовала законодательство, для чего была создана комиссия из представителей различных социальных групп и регионов страны, которая получила название Уложенной комиссии. Екатерина написала для комиссии «Наказ», в котором изложила свои представления о содержании и характере законов, которые необходимо было разработать. В июле 1767 г., после долгого обсуждения, «Наказ» был опубликован. В нем говорилось, что для такой большой страны, как Россия, идеальной формой правления является самодержавие. Одной из важнейших задач Уложенной комиссии выдвигалась разработка законов об отдельных сословиях. Наказы посвящены дворянству и третьему сословию Большой раздел документа был посвящен понятиям преступления, следствия, суда и наказания. Законы, утверждала Екатерина, существуют не для устрашения, а для воспитания граждан. Екатерина была против пыток и смертной казни. Комиссия для сочинения проекта нового Уложения начала заседать в Москве в июле 1767 г. По сути дела, это было первой попыткой внедрить в государственную сферу России учреждение парламентского типа. Уже вскоре после начала заседаний Уложенной комиссии выяснилось, что депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства депутатов, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное - депутаты оказались консервативными: их волновали узкосословные и групповые интересы. В декабре 1768 г. под предлогом начавшейся русско-турецкой войны разочарованная императрица подписала указ о роспуске комиссии. Так закончился первый этап екатерининских реформ, особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. 17 января 1765 г. появился указ, по которому помещикам разрешалось провинившихся крестьян отдавать в каторжные работы. 22 августа 1767 г. появился второй указ, который запрещал крестьянам подавать жалобы на помещиков непосредственно в руки государя. Важнейшим направлением деятельности Екатерины II было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала 2 обширных документа, которые принято называть Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый документ законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетия. Жалованная грамота городам носила иной характер. Она не была адресована определенному сословию, и в ней рассматривались не только личностные и сословные права городского населения, а организация и деятельность купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления. Создавая программу о сословиях, Екатерина П не могла миновать крестьянство. Документы свидетельствуют о том, что проект жалованной грамоты крестьянам был заготовлен, но не был утвержден.

Конспект урока

(Урок изучения нового материала)

«Елизавета I Тюдор: золотой век»

Предмет: история

Класс: 7

Коробова Ирина Владимировна

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №6» г. Тамбова

«Елизавета I Тюдор: золотой век»

Цель урока:
определить, действительно, ли правление Елизаветы I можно назвать «золотым веком»?

Задачи урока:

    Рассмотреть внутреннюю политику Елизаветы

    Оценить ее внешнюю политику

    Сравнить правление Елизаветы I с предшественниками

УМК:

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал, тематическая презентация

План урока

    Определение темы, цели, задач.

    Изучение нового материала

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Сравнение особенностей правления Елизаветы с политикой Генриха VIII

    Оценка политики современниками

    Рефлексия

    Подведение итогов. Домашнее задание

    Определение темы, цели, задач. (5 минуты) Слайд 2,3

На экране: портрет Елизаветы карта Англии

Учитель: ребята, вы знаете, карта какого государства здесь представлена, кто изображен на портрете и как это между собой связано? Правильно, это королева Англии Елизавета I Тюдор.

На экране появляется тема.

Тема сегодняшнего урока «Золотой век Елизаветы I Тюдор». Все ли вам понятно в теме? Что означает это выражение? (страна при данном правителе достигает наивысшего развития во всех сферах жизни)

На экране – цель урока.

Давайте попробуем с вами определить, справедливо ли царствование Елизаветы получило такую высокую оценку современников – это и будет нашей целью.

Как вы думаете, ребята, что мы должны с вами сделать, чтобы достигнуть нашей цели? (завоевания, политическая деятельность, военная деятельность и т.д.)

Рассмотреть ее внутреннюю и внешнюю политику, сравнить с предшественниками (Генрихом VIII ) – это будут нашими задачами на урок.

На экране – задачи.

    Изучение нового материала (25 минут)

    Внутренняя политика. Слайд 4, 5, 6

Учитель: оценим систему государственного управления и экономическое состояние государства при Елизавете. Для этого поработаем в парах. Каждый из вас получает задание, выполняет его, затем вы меняетесь и на основе проработанного материала даете определение двум понятиям: абсолютизм и протекционизм.

Задание 1. (Прил.1)

Протекционизм – покровительство национальной промышленности и торговли.

Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху.

На основе полученных знаний формулируется вывод об основных тенденциях политики Елизаветы I .

    Внешняя политика. Слайд 7

Правление Елизаветы отличается широкими международными связями и отношениями разного рода. Не исключением являлась и война. Напряженные отношения складывались у Англии с Испанией, причем вражда началась еще задолго до Елизаветы. Вспомните, с чем это было связано? (конфликт с Генрихом VIII из-за развода с Екатериной Арагонской).

О борьбе Англии с Испанией и ее результатах мы узнаем, ознакомившись с текстом учебника с. 122 – 123 и дополнительным источником. Бланк задания – у вас на парте.

Задание 2 (Прил.2)

Каков итог этого противоборства? (Испания теряет лидерство, Англия приобретает, что впоследствии сделает Англию величайшей державой)

    Сравним с Генрихом VIII . Слайд 8

Работа со слайдом в презентации на основе выводов о правлении Елизаветы.

Генрих VIII (справка):

В экономике – цеховые ограничения, затруднение с международной торговлей в виду отсутствия торгового флота; в политике – зачатки абсолютизма, пытался все ветви власти подчинить себе, однако парламент все еще имел большую власть. Генрих испортил отношения почти со всеми европейскими державами из-за создания англиканской церкви и отделения от Римского влияния, Елизавета же напротив увеличила влияние Англии на континенте и в море.

    Оценка современников. Слайд 9

Вам всем известный поэт Уильям Шекспир так писал о королеве:

Для счастия отчизны

Она до лет преклонных доживет,

И много дней над нею пронесется, и ни один не минет без того,

Чтоб подвигом благим не увенчаться.

Высокая оценка ее деятельности? Давайте обсудим.

ВЫВОД:

Можем ли мы назвать время правление Елизаветы Тюдор Золотым веком? (да можем, по всем статьям она превосходит своего отца и вывела Англию на лидирующие позиции, о ней высоко отзываются современники)

    Рефлексия (5 минут)

Учащиеся получают карточки с вопросами:

Что я узнал нового?

Чему я научился?

Что понравилось/не понравилось на уроке

    Подведение итогов (5минут). Слайд 10

Домашнее задание: п. 13, вопросы и задания после параграфа

Используемые материалы:

    Всеобщая история, История нового времени, 1800-1900, 8 класс, Юдовская А.Я. М.,2015.

    Глазова Е.В. История государства и права зарубежных стран. М., 1998.

    I Тюдор в Англии. М., 2001.

    Штокмар В.В. История Англии в Средние века. М., 1992.

Приложение 1.

Задание 1. Государственное управление

Часть 1. На основе документа заполните схему.

Глазова Е.В. История государства и права зарубежных стран.

Центральными органами власти и управления были король, Тайный Совет и Парламент. Верховное управление делами страны король Англии осуществлял через свой Тайный совет. Члены его назначались королем и только перед ним несли ответственность. В его состав входили представители феодальной знати, нового дворянства, буржуазии.

Высший церковный орган страны – Высокая комиссия, созданная при Елизавете, в состав которой наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и др. должностные лица. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной.

При Тюдорах парламент использовался в качестве орудия усиления своей власти. Нижняя палата (Палата Общин) парламента беспрекословно утверждала законы, внесённые королём; верхняя же палата (Палата Лордов) состояла в своём большинстве из представителей аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования и потому покорной им.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов. Важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера, главы которых назначались от имени короля.

Часть 2. Дайте определение форме правления Елизаветы I .

Абсолютизм – форма правления, при которой __ _______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Экономическое развитие страны.

Часть 1. На основе документа заполните пропуски в тексте.

Карначук В.Н. Правление Елизаветы I Тюдор в Англии.

При Елизавете Англия получала хороший доход, участвуя в международной торговле шерстью и тканями. Королева поощряла купеческие компании, которые были основаны в этот период.

Компании, получившие королевские хартии на ведение торговли (только крупные): Англо-Русская (Московская) торговая компания; Балтийская компания (торговля с Россией и странами Скандинавии); Левантийская компания (торговля с Ближним Востоком); Гвинейская компания (торговля с Африкой, преимущественно – работорговля); Ост-Индская компания (торговля со странами Тихоокеанского бассейна)

«Новые ремесла» - те, что не были скованы цеховым производством. Изготовление часов и механизмов, отрасли стеклодувного дела, книгопечатание и т.п. За открытие и внедрение новых технологий выдавались лицензии и патенты.

Для поддержания своего престижа в глазах придворных она пришла к практике раздачи торговых монополий. Монопольное право на ввоз или вывоз определенной продукции (например, сладкого вина или стали) предоставлялось кому-то из придворных.

Эпоха Елизаветы – эра расцвета английского пиратства. Пираты действовали с согласия и одобрения королевы, она порой была в доле прибылей от их операций. Одновременно с грабежом испанских кораблей эти люди занимались порой торговлей, порой участвовали в правительственных военных операциях, и часто – играли роль первооткрывателей и исследователей новых земель и маршрутов. Самый известный из пиратов эпохи Елизаветы – Френсис Дрейк (1542-1596), которого лично Елизавета возвела в рыцари.

Торговля

При Елизавете I процветала торговля _________________ и __________________ на [внутреннем или внешнем] рынке. Торговлей занимались купцы, _____________________________, пираты, которых королева всецело поддерживала. Для обеспечения себе поддержки придворных она активно раздавала им торговые __________________________.

Промышленность

Так называемые «новые ремесла» отличались от старых тем, что они не были скованы ___________________ограничениями. Поощрялись лица, которые ___________________________.

Часть 2. Дайте определение политике Елизаветы в области экономики.

Протекционизм вид государственной политики в области экономики, при котором
осуществляется
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Дополнительный материал .

Штокмар В.В. История Англии в Средние века. М., 1992 .

В конце мая 1588 г. испанский флот вышел в море. Счастливейшая и непобедимая Армада», как ее называли в Испании, состояла из 134 кораблей с командой в 8766 моряков и 2088 галерных рабов. Помимо этого, на кораблях находились 21 855 солдат. К этим военным силам должны были присоединиться еще 17 тыс. солдат из состава испанских войск, находившихся тогда в Нидерландах. На кораблях ехали также 300 монахов, священников и инквизиторов, которые сразу же после вторжения должны были приступить к обращению англичан в католическую веру.

Английское правительство было плохо подготовлено к войне. На финансовую помощь Нидерландам, ведшим борьбу с Филиппом II, на войну в Ирландии и субсидии шотландскому королю Якову VI шли немалые суммы. Что касается английских купцов, то в ту пору они тоже несли большие потери и не могли дать достаточных субсидий.

В начале 1588 г. стало очевидно, что необходимо начать снаряжение флота и военных отрядов для отпора готовящемуся нападению испанской Армады. В королевском флоте было всего только 34 корабля с командой немногим более 6 тыс. человек и ощущался недостаток в провизии и порохе. Но английские новые дворяне и буржуазия превратили оборону Англии в общенациональное дело, снарядив за свой счет и послав на государственную службу большое число кораблей. Всего 197 небольших по размеру судов. Расчет испанского короля на противоречия внутри Англии не оправдался.

Задание: заполните таблицу

Борьба Англии с Испанией

Линии сравнения

Англия

Испания

Цели

Завоевание Англии, обращение ее в католичество

Силы сторон

197 небольших маневренных судов

Итог борьбы

Испания потеряла флот и мировое господство

Время Елизаветы Петровны (1741-1761)

Эпоха Елизаветы Петровны

Общая оценка эпохи . Приступая к изучению весьма любопытного времени Елизаветы Петровны, мы прежде всего наведем небольшую историческую справку. Значение времени Елизаветы оценивалось и до сих пор оценивается различно. Елизавета пользовалась большой популярностью; но были люди, и весьма умные люди, современники Елизаветы, которые с осуждением вспоминали ее время и ее порядки. Таковы, например, Екатерина II и Н. И. Панин ; и вообще, если взять в руки старые мемуары, касающиеся этой эпохи, то найдешь в них почти всегда некоторую насмешку по отношению ко времени Елизаветы. К деятельности ее относились с улыбкой. И такой взгляд на эпоху Елизаветы был в большой моде; в этом отношении задавала тон сама Екатерина II, к которой вскоре после смерти Елизаветы перешла власть, а просвещенной императрице вторили и другие. Так, Н. И. Панин про царствование Елизаветы писал: "Сей эпох заслуживает особливое примечание: в нем все было жертвовано настоящему времени, хотениям припадочных людей и всяким посторонним малым приключениям в делах". Панин, очевидно, плохо помнил то, что было до Елизаветы, потому что его характеристика может относиться и к эпохе временщиков, "припадочных людей" 1725–1741 гг. Если захотим верить Панину, то мы должны отозваться о времени Елизаветы как о времени темном и одинаковом с предыдущими временами. Точка зрения Панина перешла и в нашу историческую литературу. В труде С. В. Ешевского ("Очерк царствования Елизаветы Петровны") находим, например, такие слова: "С тех пор (с Петра Великого) до самой Екатерины Великой русская история сводится к истории частных лиц, отважных или хитрых временщиков, и истории борьбы известных партий, придворных интриг и трагических катастроф" (Соч., II, 366). Эта оценка (несправедливая вообще) за царствованием Елизаветы не признает никакого исторического значения. По мнению Ешевского, время Елизаветы такое же время непонимания задач России и реформы Петра, как и эпоха временщиков и немецкого режима. "Смысл реформы начинает снова открываться только при Екатерине II", – говорит он (Соч., II, 373). Так дело обстояло до С. М. Соловьева. Соловьев был отлично обставлен документами и хорошо ознакомился с делами архивов елизаветинского времени. Изученный им громадный материал совместно с Полным собранием законов привел его к иному убеждению. Соловьев, если искать точного слова, "полюбил" эту эпоху и писал о ней с сочувствием. Он твердо помнил, что русское общество почитало Елизавету, что она была очень популярной государыней. Главной заслугой Елизаветы считал он свержение немецкого режима, систематическое покровительство всему национальному и гуманность: при таком направлении правительства Елизаветы много полезных частностей вошло в русскую жизнь, успокоило ее и позволило разобраться в делах; национальные "правила и привычки" воспитали при Елизавете целый ряд новых деятелей, составивших славу Екатерины II. Время Елизаветы подготовило многое для блестящей деятельности Екатерины и внутри, и вне России. Таким образом, историческое значение времени Елизаветы определяется, по мнению Соловьева, его подготовительной ролью по отношению к следующей эпохе, а историческая заслуга Елизаветы состоит в национальности ее направления ("Ист. Росс.", XXIV).

Императрица Елизавета Петровна. Портрет работы В. Эриксена

Нет никакого сомнения в том, что последняя точка зрения более справедлива, чем враждебные Елизавете взгляды. Возвращение Елизаветы к национальной политике и внутри, и вне России в связи с мягкостью приемов ее правительства сделало ее очень популярной государыней в глазах современников и дало ее царствованию иной исторический смысл в сравнении с темным временем предшествовавших правлений. Мирные наклонности правительства во внешней политике, гуманное направление во внутренней – симпатичными чертами обрисовали царствование Елизаветы и повлияли на нравы русского общества, подготовив его к деятельности екатерининского времени.