Просвещенный абсолютизм, его причины и признаки. Предпосылки возникновения абсолютизма в россии, его особенности

Хронология

  • 1613 — 1645 гг. Царствование Михаила Федоровича Романова.
  • 1617 г. Подписание Столбовского мира со Швецией.
  • 1618 г. Подписание Деулинского перемирия с Польшей.
  • 1645 — 1676 гг. Царствование Алексея Михайловича Романова.
  • 1649 г. Принятие Соборного Уложения.
  • 1676 — 1682 гг. Царствование Федора Алексеевича Романова.

Россия в XVII в. Формирование абсолютизма

Ближайшим следствием “ ” стало величайшее разорение страны. По выражению В.О. Ключевского “смута отняла спокойствие и довольство, но дала взамен опыт и идеи”. Главной тенденцией политического развития России в первой половине XVII в. стало формальное ограничение верховной власти. В царствование Михаила Романова (1613 — 1645) все дела в государстве решались с участием Боярской Думы и Земского Собора. Первые десять лет правления Земские Соборы заседали почти беспрерывно. Кроме того, сильное влияние на формирование политики Российского государства оказывал патриарх Московский и всея Руси Филарет (отец Михаила).

Основная задача этого времени — восстановление разрушенной экономики страны, порядка и стабильности, во внешней политике — возвращение потерянных в годы смуты земель и расширение территории страны.

Внешняя политика в XVII в.

Войны с Речью Посполитой и Швецией то вспыхивали, то затихали. В 1617 г. в Столбово был заключен “вечный” русско-шведский мир, по которому Россия вернула Новгород. А 1634 г. заключен мирный договор с Польшей. За Польшей остались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли.

По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство, Речь Посполитую, в нее были включены Белоруссия и большая часть Украины. Социальные, национальные и религиозные противоречия вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии.

Центром этой борьбы в 40-е гг. XVII в. стала Запорожская Сечь, территория казачества. Борьбу возглавил Б. Хмельницкий, захвативший со своим войском в 1648 г. Киев. Но ему было не обойтись без поддержки России. Решение о помощи было принято Земским Собором 1653 г. Польше была объявлена война. 8 января 1654 г. Украина была принята в состав Российского Государства. Речь Посполитая не признала воссоединения. Началась изнурительная русско-польская война, закончившаяся в 1667 г. заключением Андрусовского перемирия, по которому Россия получила Левобережную Украину, Смоленск, Киев.

В 1656 — 1658 гг. Россия вела войну и против Швеции. Но основная задача — завоевание Балтики — не была решена.

Территория России в XVII в.

В XVII веке в состав России вошли не только левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. Уже во второй четверти XVII в. были пройдены моря Северного Ледовитого океана, русские землепроходцы прошли к Байкалу. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649 — 1681 гг. Ерофей Хабаров из Якутска дошел до Амура. Землепроходцами были, как правило, служилые люди, в том числе стрельцы, казаки. В это же время начинается заселение крестьянами Сибири, здесь основываются города-остроги (Енисейск, Якутский и др.), становившиеся впоследствии административно-военными и хозяйственными центрами. Заинтересованные в освоении Сибири царские власти переселили сюда крестьян из Северного Приморья.

На юге границы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану.

Царь Алексей Михайлович (1645 — 1675 гг.)

Характерной чертой экономического развития России в XVII веке стало безраздельное господство феодально-крепостнической системы.

Правление Алексея Михайловича (1645 — 1675 гг.) фактически оформляет общегосударственную систему крепостного права.

Это было зафиксировано в Соборном Уложении 1649 г.: крестьяне навсегда прикреплялись к земле, посадские люди — к городам; была отменена исковая давность и урочные лета. По этому же закону устанавливалась наследственность крепостного состояния и право землевладельцев распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.

Кроме того, в Уложении была узаконена самодержавная власть. Период сословно-представительной монархии закончился. Прекратился созыв Земских Соборов, которые являлись неотъемлемой частью государственной власти в первой половине XVII в.

Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями-приказами, а также Боярской думой.

Таким образом, в политическом строе страны отчетливо выступают тенденции оформления абсолютизма. Это проявилось прежде всего в переходе от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть в государстве безраздельно принадлежит одному лицу — монарху. Власть достигает наибольшей степени централизации. При этом монарх правит с помощью чиновничьего аппарата, имеет постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

“Бунташный век”

XVII в. вошел в историю как век бунташный. Значительно осложнили внутреннюю обстановку в стране городские восстания середины XVII в. Они охватили многие города России. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс, — волна движений летом этого года охватила многие города страны. Вслед за этим восстания развернулись в 1650 г. в Пскове и Новгороде, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Восстание же в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, оттуда двинулся к западным берегам Каспийского моря, где совершил набеги на владения иранского шаха.

В августе же 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани. Несколько позже, 4 сентября 1669 г., он отправился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Поход Разина в 1670 г. превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участвовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для того, чтобы двинуться на север. И все же восстание потерпело поражение. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади.

Церковная реформа Никона. Раскол

Расширение связей с Украиной, православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. В 1652 г. московским патриархом был избран Никон, который начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы по греческим правилам.

Эти нововведения вызвали протест со стороны части боярства и духовенства. Произошел раскол в русской церкви.

Внешне разногласия между Никоном и старообрядцами сводился к тому, по каким образцам — русским или греческим — унифицировать церковные книги. Спор шел и о том, как креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против.

Одержав победу над старообрядцами, Никон сумел добиться титула “великого государя”, что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Таким образом, церковь создавала серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму, претендуя на большую власть. Конфликт церкви и государства принял открытый характер в 50 — 60-е гг. XVII в. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона — церковный собор 1666 г. сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Таким образом, в России в конце XVII в. отчетливо наметились тенденции перехода к абсолютной монархии.

В эпоху раннего Нового времени страны Западной Европы вступили в новую фазу своего политического развития. К началу XVI в. в основном было завершено «собирание» королями французских, английских, испанских земель. Даже в тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Германия, Италия), была заметна консолидация земель вокруг местных политических центров.

Институционное развитие государства привело к образованию его новой формы – абсолютной монархии, характерными признаками которой были практически неограниченное личное правление государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на новые бюрократические органы и разветвленный чиновничий аппарат, регулярную армию и более совершенную финансовую систему. В рамках абсолютной монархии был преодолен многовековой дуализм церковной и светской власти, и церковь была интегрирована в систему государства. Абсолютизм XVI–XVII вв. нашел идейное обоснование в политической теории, провозглашавшей божественную природу королевской власти, верховный суверенитет государя и недопустимость сопротивления ему.

Причины усиления королевской власти коренились в специфических социально-политических условиях, сложившихся в западноевропейских странах на рубеже XV - вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации привела к тому, что дворянство, духовенство и бюргерство (т. е. социальные группы, в той или иной мере причастные к политической власти) оказались в большей, чем прежде, зависимости от короны. Дворянство в условиях падения его доходов видело в королевской власти источник финансовой поддержки и устремлялось к монаршим дворам в поисках придворных синекур, постов в армии и государственном управлении. Оно ожидало от короны активной внешней политики, гарантировавшей участие в военных кампаниях, и социальной политики, обеспечивающей дворянству доминирующее положение в обществе. Позиция духовенства определялась ослаблением римско-католической церкви и утратой ее автономии от светских властей, как в регионах победившей Реформации, так и в католических странах. Таким образом, ведущие феодальные сословия, нередко составлявшие в прошлом оппозицию королевской власти, в силу обстоятельств склонялись к союзу с ней. Третье сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживающие сильную королевскую власть, видели в ней залог своего процветания, нуждаясь в протекционизме – экономическом регулировании, поощряющем национальное производство и торговлю.

Используя заинтересованность сословий и их противоречия, монархии удается возвыситься до положения почти надсословной силы и обрести невиданную ранее самостоятельность. Лавирование между старым дворянством, сохранявшим большое политическое влияние, и раннебуржуазными элементами, которые не обладали политическим весом, но располагали финансовыми средствами, – характерная черта политики абсолютистских государств. При этом забота о дворянстве была продиктована самой сущностью феодальной монархии: оно оставалось доминирующим сословием, плотью от плоти которого был сам государь. Поощрение же предпринимательских элементов было делом дальновидности монарха и его готовности заботиться о процветании национальной экономики. В этих условиях личность самого монарха и его склонности приобретали огромное значение для судеб страны.



При абсолютизме утвердились новые принципы управления: на смену средневековому подходу к государству как к королевской вотчине пришла административная система, методы работы которой приобрели публично-правовой, общенациональный характер. Это нашло отражение в политической теории XVI–XVII вв., оперирующей такими понятиями, как «благо нации» и «государственный интерес». Возникновение абсолютизма было важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, самодовлеющего суверенного государства.

Именно в такой форме – в рамках крупного централизованного национального образования – сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании; в том же направлении развивались Дания и Швеция, где, однако, формирование абсолютизма шло замедленными темпами и прерывалось рецидивами феодальной вольницы. Европа XVI–XVII вв. знала и иную модель развития – «региональный» или «княжеский» абсолютизм, характерный для итальянских и германских земель с присущим им полицентризмом. Но и здесь в рамках небольших государств шел процесс укрепления монархической власти, формирования бюрократического аппарата, реформирования армии и включения церкви в систему светской власти.

ВВЕДЕНИЕ

Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ

Время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина ХVII в., а окончательное ее оформление - первая четверть ХVIII в. Историко-правовая литература не дает однозначного понимания абсолютизма. К таким спорным вопросам необходимо отнести следующие: классовая сущность абсолютизма, его социальная база, причины образования абсолютизма, соотношение понятий абсолютизма и самодержавия, время возникновения абсолютизма и этапы его развития, историческая роль абсолютизма в России. Российское государство имело как общие с другими государствами, так и специфические причины возникновения абсолютизма, сложившиеся в силу территориальных, внутри- и внешнеполитических особенностей. Например А.Н. Сахаров отмечает, что "исторический фактор - противоборство между крестьянством и классом феодалов в период зарождения буржуазных отношений в стране не является основным в становлении русского абсолютизма во второй половине ХVII в. Одним из существенных факторов образования абсолютизма в России является внешнеполитический фактор. Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он возник на базе противоборства сил внутри одного класса сословия, т.е. между дворянством и боярством.

Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: ХVI в. - преддверие и ХVII - начало нового периода русской истории. Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. Поскольку абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, очевидно, необходимо начать рассмотрение вопроса с проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания монархии централизованного типа. В годы опричнины, в период правления Ивана Грозного, была ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов. Борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени. Монархия ХVI-ХVII в.в., во времена правления Ивана IV Грозного и Бориса Годунова, в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. Монархия как форма государственного устройства тяготеет к наивозможной полновластности, самостоятельности единоличного правителя, эта тенденция коренится в самой природе единоличной власти. Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое развитие страны ХVI-ХVII вв. В этот период экстенсифицируется сельское хозяйство через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнета; происходит специализация районов на производстве определенных сельскохозяйственных продуктов.

В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое в основном обеспечивало армию и флот. Это были металлургические мануфактуры Урала, Сибири, Карелии. Центрами легкой промышленности (суконные, парусные, полотняные и кожевенные мануфактуры) являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце I четверти ХVII в. в стране насчитывалось 25 текстильных мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот; в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах. Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок. Таким образом происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному. Россия того времени славилась своими ярмарками. Это были Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и др. Но главным торговым центром по-прежнему была Москва. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия. Одной из важных предпосылок формирования абсолютизма явилась социальная сфера. Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике господствующего класса - феодалов. С середины ХVIIв. претерпели изменения права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий. На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства. В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVII-ХVIII вв. боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Ликвидация боярства как класса была результатом начавшегося в ХVШ в. процесса его феодализации в единый класс, тем самым, опровергая утверждение о том, что привилегированным классом стоящим у власти было дворянство. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVII в. значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства. Поскольку абсолютизм есть не что иное, как выражение определенной исторически обусловленной формы классовых противоречий феодального общества, его изучение должно проводиться в самой тесной связи с проблемой классовой борьбы. В ХVII в. народные движения получили широкое распространение на территории России. После издания Соборного Уложения (1649г.), которое прикрепляло посадских людей к городам без права перехода в другие местности, вспыхнуло восстание в Пскове и Новгороде (1650 г.), затем в Москве (1662г). В этот период Россия испытала две грандиозных крестьянские войны под руководством Степана Разина (1670-1671гг.) и Кондрата Булавина (1707-1709гг.). Получили широкое распространение городские движения в Астрахани, Гурьеве, Красном Яре. В 20-е годы ХVП в. крепостной гнет вызывал невиданное бегство крестьян на окраины (1719-1727гг. - около 200 тыс. чел.). Ширилось "разбойное" движение, имевшее также антикрепостнический характер. Очень разнообразен социальный и национальный состав участников восстаний и крестьянских войн: холопы, крестьяне, гулящие люди, стрельцы, посадские люди, низшие слои служилых людей. Среди них: русские, татары, чуваши, мари, мордва и др. Таким образом и в ходе крестьянской войны, когда антифеодальная направленность ее основных сил являлась определяющей, снова мы наблюдаем вспышки социальной борьбы в городе и деревне, обусловленной расслоением крестьян и посадских людей. Иными словами, обострение классовой борьбы было обусловлено не только сдвигами в экономике и общественном строе, но и социальными противоречиями внутри сословий: между дворянством и боярством, между светскими и духовными феодалами, а также внутри городского сословия. Показательно Московское восстание 1648г., когда посадские люди, стрельцы и солдаты выступали против угнетавшей их приказной администрации и членов привилегированных торговых корпораций. Народные движения ХVII-ХVIII вв. бросили в объятия царизма нарождающийся класс буржуазии. Русское купечество и промышленники требовали защиты у правительства, им приходилось примиряться и с дворянством - главной опорой абсолютной власти царя. Непрерывная классовая борьба в России в ХVII-ХVIII вв. способствовала эволюции страны в буржуазном направлении. Бюрократизация государственного аппарата имела большое значение в движении России к абсолютистскому государству. В ХVII в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах (24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на первый план заслуги перед отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества, которое являлось исполнительной силой, именно оно явилось основой, без наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVIII века. Специфической особенностью исторического развития России в ХVIII в. явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции. Идеология абсолютизма складывалась под воздействием западноевропейской литературы (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Христиан Вольф), а идеологом политического учения, который в "Правде воли монаршей" восхвалял "богоугодную" роль царя, его политику как "общее благо" и преобразования для "всенародной пользы", был Феофан Прокопович. Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Исходя из исторических и политических условий правительство сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы, а затем на свертывание их деятельности. Анализируя становление абсолютизма в России, необходимо отметить некоторые особенности складывания данной формы правления:

  • · слабость сословно-представительных учреждений;
  • · финансовую независимость самодержавия в России;
  • · наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их самостоятельность в отправлении властных полномочий;
  • · складывание новой правовой системы;
  • · формирование института неограниченной частной собственности; беспрерывное ведение войн;
  • · ограничение привилегий даже для господствующих сословий;
  • · особую роль личности Петра I.

АБСОЛЮТИЗМ (от латинского absolutus - безусловный, неограниченный), государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием абсолютизма в литературе бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием абсолютизма.

Абсолютизм как историческое понятие . Термин «абсолютизм» получил распространение с середины 19 века, однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значительной степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой французской революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien regime).

В 18 веке получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» - приблизительные синонимы «старого порядка». Понятие абсолютизма сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшийся на весь 19 век. В нём была заложена идея исторического развития - от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституционному строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) абсолютизм стал рассматриваться также и в социологическом контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма . Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие абсолютизма как эпохи европейской истории. Оно восходит к римскому праву, к формуле юриста 2 века Ульпиана: princeps legibus so- lutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 веке, став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15-17 веках было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретическая модель: социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15-16 веках в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532 год). К концу 16 века слово «государство» (stato, etat, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Важнейший этап в развитии представлений о государстве - создание французским юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576 год), то есть высшей государственной власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришелье, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «государственного интереса»). Таким образом, абсолютизм практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного, прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в абсолютизме отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16-17 веков воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии абсолютизма наряду с рационалистическими политическими теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории . Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации 16-17 веков политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники абсолютизма, прежде всего в протестантских кругах, считали основой общественного договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. Абсолютизм не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,- важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагический опыт гражданских войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда - идея абсолютного индивида (то есть индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в том числе и в церковь) как основы общества.

Решающий вклад в её разработку внёс английский философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651 год). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце 17 века английский философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституционного строя.

Абсолютизм как государственный строй . Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представительским монархиям. В 13-14 веках в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинциальные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собственных сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari).

Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й половине 15 - начале 16 веков, прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в 19 веке, тенденция к усилению государственной власти реализовалась преимущественно в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представительских институтов) и в Восточной Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие абсолютизма состояло в формировании государственного аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке средневековых сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество. В советской историографии возникновение абсолютизма объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост городской экономики - в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, - всё это требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм, рождённый из распада средневековых сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 16 века «обществом привилегий».

Абсолютизм и культура . Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием абсолютизма и складыванием современного типа личности, рационально контролирующей собственное поведение, а также современной пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. Абсолютизм участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм. Хотя во 2-й половине 17 века абсолютизм продолжал укреплять свои позиции в ряде европейских стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с середины 17 века появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Английская революция, а в 18 веке он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики так называемого просвещённого абсолютизма - заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774-76 годов), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в других провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституционные реформы конца 18-19 веков привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и буржуазными республиками. О форме власти в России, родственной европейскому абсолютизму, смотри Самодержавие.

Лит.: Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908; Поршнев Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623- 1648). М.; Л., 1948; Mousnier R. La venalite des offices sous Henri IV et Louis XIII. 2 ed. Р., 1971; Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 341-356; Anderson Р. Lineages of the absolutist state. L., 1974; Duchhardt Н. Das Zeitalter des Absolutismus. Munch., 1989; Konocoe Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990; Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.