После причастия можно есть мясо. Подготовка к Таинству. Можно ли после причастия прикладываться к иконам

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Что такое Причастие? Как нужно правильно поститься перед этим днем? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Все верующие православные христиане должны ходить на Причастие в церковь. Святая Евхаристия — это особенная процедура, которая является памятью о Христе.

  • Накануне своей страшной смерти Христос говорил своим ученикам о том, что в его память люди будут пить вино и вкушать хлеб. Это символы его крови и тела.
  • Поэтому все время существования православной веры, люди ходят на литургию, причащаются вином и вкушают хлеб, а священники читают молитвы со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».
  • Как правильно нужно готовиться к Причастию? Что можно делать накануне, а что нельзя? Что разрешено делать правилами церкви после Причастия? Читайте об этом в статье.

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ?

Раньше, даже во времена гонения церкви, бабушки все равно посещали храмы и водили на литургию своих детей, а потом внуков. Но, если говорить о православной грамотности, то ее почти не было. Каждый поступал так, как считал нужным, ведь люди боялись не то чтобы спросить, а и вести любые разговоры о Боге или церкви.

Сейчас эти дети и внуки выросли, но все также продолжают посещать храм. У них часто возникает вопрос: можно ли перед Причастием в церкви чистить зубы, мыться, умываться, принимать душ, ведь бабушки учили одним правилам, а каноны церкви подразумевают совсем другое.

  • Посещение храма – это особенное событие, ведь мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине.
  • Человек должен осознавать, что это праздник. Поэтому чистить зубы, мыться, умываться и принимать душ нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО . В правилах церкви прописано, что если человек будет чистить зубы и глотнет немного воды или пасты, то это не считается, что он пил воду или ел. Нужно реально смотреть на ситуацию, используя мудрость и свой разум, которыми наделил нас Бог.
  • Также необходимо надевать чистые и красивые одежды. Божественная литургия — это праздник, встреча с Богом, жизнью в молитвах. Об этом нужно помнить, и тогда не будут возникать вопросы, можно ли мыться и как нужно одеваться.

Храм должен занимать особое место в жизни каждого христианина. Это дом Бога, куда мы должны приходить без скорби и уныния.



За сколько часов до Причастия нельзя есть?

Строгий пост начинается перед Причастием начинается после 12 ночи предыдущего дня. Это означает, что нельзя ничего кушать и пить. Литургия обычно начинается в 8 утра, причащать начинают через 1,5-2 часа. Поэтому получается, что за 9-10 часов до Причастия нельзя есть и пить.

Можно ли есть рыбу накануне Причастия?

За 3 дня до Причастия нужно держать пост. Запрещены все мясные и молочные продукты, но можно кушать каши, овощи, орехи. Можно ли есть рыбу накануне Причастия? Рыба разрешена, но, как и другие блюда, до начала строгого поста перед Евхаристией, то есть до 12 часов ночи.

Важно: Три дня перед причастием ограничьте сладости. Можно только сухофрукты. Не ешьте до отвала. Соблюдайте пост, в котором важны не человеческие потребности, а молитва.



Можно ли пить, употреблять квас, воду, кофе перед Причастием?

Во время трехдневного поста перед Причастием важно читать молитвы: канон покаянный Спасителю, канон молебный Божией Матери, канон Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причастию. Эти кондаки и песнопения помогут правильно подготовиться, если вы хотите принять Святые Дары правильно.

Во время поста перед Причастием запрещено пить спиртные напитки, употреблять квас, и кофе. В эти три дня тело человека — это храм души, где должно быть спокойно, а кофе, квас на дрожжах и алкогольные напитки не могут должным образом настроить на молитвы. Воду пить можно, но до начала строгого поста — до 12 часов ночи.

Можно ли кормить ребенка перед Причастием?

Маленькому ребенку сложно выдержать долго без еды, а Евхаристия обычно начинается не раньше 10-00 часов. Поэтому многие родители задают вопрос: можно ли кормить ребенка перед Причастием?

  • Детей до 3-х лет можно кормить за 2 часа до принятия Святых Даров.
  • Особенно нужно уделить внимание кормлению младенцев. Если грудного ребенка покормить, а потом поднести ко Причастию, то он может срыгнуть, а это недопустимо. Поэтому маленькому ребенку до года также нужно выдержать без еды хотя бы 2 часа до начала Евхаристии.

Важно: Лучшим решением в этом случае будет посещение ранней литургии, которая обычно совершается в больших храмах. В 8 часов в этих церквях уже идет Причастие.



Можно ли есть перед Причастием больным людям и беременным?

Пост нужен человеку для обуздания тела, а когда оно слабое, то не нуждается в этом. Больное тело нуждается в помощи, чтобы вылечиться и выздороветь. Так написано в церковных правилах. Поэтому перед Причастием больным людям кушать можно, но нужно постараться сделать это как можно раньше, чтобы не перед самим процессом принятия Святых Даров.

Беременным женщинам также делается послабление в посте. Но нужно обговорить все с батюшкой во время вечерней исповеди. Он посоветует, как правильно поступить согласно Законам Божьим.

Важно: Обязательно просите благословения у батюшки по поводу каких-либо своих сомнений, касающихся любых церковных действ или даже жизненных ситуаций.

Можно ли пить лекарства перед Причастием?

Есть болезни, когда лекарства нужно принимать постоянно с периодичностью в 2-3 часа (астма, сахарный диабет, разные воспаления и так далее). Люди с такими заболеваниями задаются вопросом: можно ли пить лекарства перед Причастием?

  • Если лекарство жизненно необходимое, то его нужно принимать в обязательном порядке.
  • Если можно воздержаться от приема медикаментов, то тогда лучше это сделать.
  • Если есть сомнения по этому поводу, нужно обратиться к батюшке, который примет решение, допускать вас к Таинству Евхаристии или нет. Попросите у батюшки благословения.

Чтобы у вас не было сомнений, обговорить заранее этот вопрос со священником. Тогда вы сможете со спокойной душой готовиться к исповеди и Причастию.



Можно перед Причастием сдать кровь на сахар?

Для людей, больных сахарным диабетом, жизненно необходимо знать уровень глюкозы в крови. Поэтому перед причастием можно сдать кровь на сахар и принять необходимые лекарства.

Можно ли перед Причастием смотреть телевизор?

Приготовление в церковной практики ко Причастию называется говением. Продолжается оно три дня до Евхаристии, и касается как телесной так и духовной жизни человека. Тело воздерживается от употребления мясной и молочной пищи, а ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться. Поэтому перед Причастием недопустимо смотреть телевизор, ходить в шумные компании. Нужно провести время дома — в тишине и молитве.

После Причастия: когда и что можно кушать, можно ли кушать мясо?

Пост устанавливается только перед Причастием, как подвиг воздержания от земных благ. Это нужно для того, чтобы человек стяжал благоговейную настроенность для принятия Святых Даров. После Причастия можно кушать все, а также молочные продукты, мясо. Но если нет поста в этот день. Если церковью прописан пост по случаю какого-то праздника или поминания Святого, то необходимо воздержаться от употребления мясных, молочных продуктов и рыбы.

Важно: Часто во время поста, в некоторые церковные праздники, можно кушать рыбу. В этот день и причастившемуся также ее можно вкушать, но желательно, чтобы рыба была без костей, чтобы не сплевывать их.



Можно ли пить спиртное, вино после Причастия и в день Причастия?

В день Святой Евхаристии и после него никаких канонических препятствий для вкушения спиртных напитков нет. Можно праздновать и пить вино после Причастия и в сам этот день, но в умеренных количествах, а не превращать застолье в пьянство и объединение. Важно, чтобы в этот день не тошнило. Поэтому от водки лучше отказаться, а выпить немного хорошего вина.

Когда можно чистить зубы, умываться, мыться, мыть голову после Причастия?

В день Причастия лучше ничего не сплевывать, поэтому стоит воздержаться от чистки зубов. По поводу мытья тела и головы после Святой Евхаристии никаких канонических запретов нет. Если у вас есть опасение, что вы будете умываться, мыться или мыть голову после Причастия и непроизвольно отплевываться от воды, тогда воздержитесь от этих процедур один день.



Можно ли спать после Причастия?

После Причастия многим людям хочется прийти домой и лечь спать. Ведь в этот день люди обычно рано просыпаются, чтобы успеть собраться к литургии и прочитать все необходимые молитвы. Так можно ли спать после Причастия? Нежелательно это делать, так как только бодрствование поможет сохранить полученную благодать. В этот день после церкви лучше почитать Библию и подумать о Господе, чтобы сохранить светлое чувство радости в душе подольше.

Можно ли заниматься любовью после Причастия?

Церковные правила предписывают в день Святой Евхаристии хранить частоту телесную и занимать свой ум только мыслями о Боге и молитвами. Поэтому заниматься любовью после Причастия не нужно.

Можно ли идти на работу после Причастия?

Если вам нужно идти на работу после Причастия, то никаких препятствий для этого в церкви нет. Но, если есть возможность отложить работу, то сделайте это, и проведите хотя бы полдня за чтением молитв и в душевном спокойствии.



Многие люди утверждают, что после Причастия нельзя целовать иконы, крест, руку священнику, ребенка и других родных. Но любой батюшка скажет, что это суеверие. По церковным канонам в воскресный день только земные поклоны не делаются. Если вы приложились к чаше после получения Святых Даров, то это никак не должно сказаться на дальнейшем видимом проявлении вашего благочестия. Сразу после Причастия нужно принять теплоту (теплую воду, смешанную с вином) и потом можно прикладываться к иконам, кресту и к благословляющей руке священника.

Можно ли вставать на колени после Причастия?

Как говорилось выше, поклоны до земли после Святой Евхаристии делать не нужно. Но, если в церкви во время службы и молитвы все встали на колени, то и вам можно это сделать. Но это навряд ли будет, так как после окончания Причастия читаются благодарственные молитвы Богу и служба заканчивается небольшой проповедью священника.



Можно ли убираться дома в день Причастия?

День Причастия нужно посвятить духовным занятиям, а мирские дела лучше сделать потом. Не стоит убираться в доме в день Причастия из чувства благодарения перед Святым Таинством, а также чтобы сохранить в себе эту благодать.

Следует помнить о том, что ссора с близким человеком еще хуже, чем выполнение работы по дому. Поэтому в день Святой Евхаристии нужно думать о хорошем, стараться ни с кем не разговаривать, читать молитвы. Но если вам нужно исполнить работу по дому ради помощи ближнему, то это можно сделать, но с особой духовной осмотрительностью.

Почему после Причастия нельзя работать в земле?

Причастие — это праздник, который нужно провести с радостью в душе, наслаждаясь каждой минутой благодати, данной свыше. Считается, что после принятия Святых Даров нельзя работать в земле, чтобы не растерять благодать. Кто-то говорит, что бес может утащить эту благодать. Но это суеверие. Если вы что-то хотите выполнить или вам нужно это сделать после Причастия, то посоветуйтесь со священником. Скорее всего, он ответит, что этот день нужно посвятить Богу, читать молитвы и находиться дома в спокойствии.



Можно ли сплевывать, выплевывать косточки с ягод после Причастия?

Как говорилось выше, сплевывать после Таинства Причащение нельзя, а тем более, выплевывать косточки с ягод. Воздержитесь от такой еды после принятия Божьей благодати.

Что нельзя еще делать в день причастия?

Житейский опыт многих людей говорит о том, что получить легче, чем удержать. Точно также можно сказать и о духовном опыте — важно уметь пользоваться даром — это самое тяжелое, что ожидает получателя. Что нельзя еще делать в день причастия? Вот несколько советов:

  • Грешить, раздражаться и прибывать в унынии.
  • Целовать животных, а также тискать их и разговаривать с ними.
  • Кашлять и сморкаться можно, но в платочек, а не сплевывать на землю.
  • Жевать жевательную резинку.

Существует такое сказание, что изгнанная нечисть после Причащения бродит по лесам и полям, и не нашедшая пристанища думает: «А не вернуться ли обратно в дом?». Она возвращается снова к человеку — духовно чистому после Причащения и призывает с собой еще 7 духов. Поэтому часто бывает, что после Причастия человек начинает грешить еще больше. Важно сохранить то состояние и благодать, данные во время принятия Святых Даров. Не нужно зацикливаться на суеверии, необходимо читать молитвы и каноны и жить согласно заповедям Господним.



Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви?

Когда мы переступаем порог церкви, мы попадаем в Божий дом — это уже Небо, а не земля, и все мирские проблемы и мысли должны остаться за порогом. Можно ли заразиться чем-либо во время Причастия в церкви? Возле чаши люди принимают Тело и Кровь Христовы. Здесь только Чистота и Стерильность. У верующих людей даже не должна возникать мысль о заразных болезнях. Кроме этого православный христианин не должен об этом думать вообще. Батюшка ходит причащать больных людей в больницах, но никто еще не заразился.

Причастие — это одно из Великих Таинств. Человек должен принимать Святые Дары, чтобы очищать душу. Важно, чтобы человек не утрачивал благоговения, но всем естеством ощущал пользу Таинства Причащения. Только истинные верующие люди всю жизнь питают душу неповторимым контрастом: между тоскою раба, которые стоит и молится на коленях (во время исповеди), и вольным полетом орла, широко раскинувшего крылья (после Причастия).

Видео: Откуда взялся запрет на еду перед Причастием?

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью. «С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили: - Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех? - Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия. - Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения? - Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие! Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое. И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал. Несродные стихии не могут существовать вместе. Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами. После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца. Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал: - Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением. «Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. ОБОБЩЕНИЕ: 1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии. 2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками. 3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).