Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию (труд) в подготовительной группе. Картотека трудовых поручений (Подготовительная группа)

Штыкова Марина
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию (труд) в подготовительной группе

Перспективный план работы по социально - коммуникативному развитию (труд ) в подготовительной группе .

Составитель : М. С. Штыкова, воспитатель группы №10 .

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь

Понедельник Игра – соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» .

Цель : учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре. Трудовое поручение .

«Смена грязных полотенец» .

Цель : поддерживать устойчивый интерес к труду , стремление старательно выполнять поручение.

Дежурство по столовой.

Цель : учить детей составлять план работы на день , самостоятельно определять дежурных, распределять обязанности.

Беседа о дежурстве.

Цель : Рассказать детям об особенностях дежурства в подготовительной группе , новых задачах дежурных; показать рациональные способы и приёмы работы, требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия).

Вторник Самообслуживание Упражнение «Мой шкафчик»

Цель : Закрепляем, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу. .Рассматривание картины «Труд дворника »

Цель продолжать закреплять знания детей о труде дворника , его рабочем инвентарем, прививать интерес к труду взрослых ; развивать желание поддерживать чистоту. Дежурство по группе .

Цель : Порядок в уголке безопасности.

Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , вызвать желание помогать взрослым. Коллективный труд

«Разложим на места конструктор и строительный материал» .

Цель : прививать детям любовь к порядку и чистоте, продолжать учить трудиться в коллективе .

Среда Беседа , «как мы живём в детском саду» .

Цель : Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду .

Проблемная ситуация «Оказание первой помощи

Цель : закреплять знание детей о предметах опасных для жизни и здоровья человека о правилах поведения во время несчастных случаев. Ручной труд .

Поделки из природного материала (ёжик) .

Цель : Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным материалом. Учить подбирать детали, изображать фигурки в движении, передавать выразительность образа. Закреплять умение скреплять детали с помощью клея. Уточнять представления о свойствах материалов. Беседа.

«Кто работает в школе»

Цель : дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе; познакомить с функциями учителя; способствовать расширению социальных представлений о школе.

Четверг Воспитание культуры поведения во время приема пищи и кислородного коктейля.

Цель : учить аккуратно есть ложкой, и пить из бокала.

Самообслуживание

Цель : Совершенствовать, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу. Чтение литературного произведения.

Сказка «Трудолюбивый хомячок »

Т. А Шорыгина. стр 13-16

Цель : Прививать любовь к труду через худ . Слово; воспитывать трудолюбие .

Цель : Учить убирать свои вещи, ставить стульчики за столы, проверять, все ли остается в порядке перед выходом на прогулку

Пятница Коллективный труд .

«Заклеим книжки» .

Цель : вызвать у детей уважение к труду взрослых , писателей; воспитывать бережное отношение к книгам. Трудовое поручение «Выбери тупые карандаши» .

Цель : продолжать учить детей пользоваться точилкой для карандашей. Дежурство по занятию.

Цель : Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных (раскладывать подготовленные воспитателем материалы, убирать их после занятия, мыть кисточки, стаканчики, протирать клеёнки, столы, организовывать работу товарищей Хозяйственно бытовой труд «Мытьё стульчиков.»

:Цель : Упражнять детей в трудовых действиях , закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в труде со взрослыми .

Понедельник. Словесная игра. «Кто больше назовет столовые приборы»

Цель : Совершенствовать знания детей о столовых предметах и их назначениях. Трудовое поручение «Чистота и порядок в уголке для рисования»

Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , умение видеть беспорядок, самостоятельно его устранять. Дежурство по столовой.

Цель : совершенствовать трудовые умения и навыки трудиться для блага других . Беседа. «Кто работает в детском саду» .

Цель : уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада , показать взаимосвязь между разными видами труда ; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада ; развивать логическое мышление , воображение.

Вторник. «Самообслуживание» Поможем Буратино одеться»

Цель : совершенствовать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться, закреплять взаимопомощь. Рассматривание сюжетных картин. «Мамины помощники»

Цель : развивать связную речь детей , трудолюбие и желание помогать взрослым. Дежурство по группе «Уборка строительного материала»

Цель : совершенствовать умения самостоятельно поддерживать порядок в группе . Коллективный труд . «Заклеим книжки у малышек»

Цель : вызвать у детей желание помочь малышам в заклеивание книг.

Среда Беседа. «Профессии города Ульяновска»

Цель : систематизировать знания детей о профессиях нашего города. Проблемная ситуация «Собачка попала под машину» .

Цель : закреплять знания и умения детей находить выход из проблемной ситуации и оказывать первую помощь. Ручной труд .

«Корзинка из картона» .

Цель : Закреплять умение работать с картоном. Учить детей самостоятельно изготавливать выкройку, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

«О труде работников швейного производство Русь»

Цель : продолжать знакомить о труде взрослых , воспитывать уважение к труду , развивать любознательность и внимание.

Четверг КГН «Мой внешний вид»

Цель : воспитывать желание быть опрятным, продолжать учить следить за своим внешним видом.. Самообслуживание.

«Уборка постели» .

Цель : Обращать внимание на не расправленную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.

Чтение литературного произведения.

Я. Дягутите. «Руки человека» (из книги рожь поет)

Цель : Прививать любовь к труду через художественное слово; воспитывать трудолюбие .

Самостоятельная деятельность детей.

«Наш книжный дом»

Цель : Учить детей самостоятельно наводить порядок в уголках; воспитывать трудолюбие .

Пятница Коллективный труд .

«Заклеим раскраски»

Цель : вызвать уважение к труду взрослых , воспитывать бережное отношение к книгам, раскраскам. Трудовое поручение .

«Готовим столы к игре»

Цель : продолжать учить детей выполнять действия по инструкции; продолжать воспитывать трудолюбие .

Дежурство по занятию.

Цель : совершенствовать умение самостоятельно готовиться к занятиям и убирать после них рабочие места. Хозяйственно бытовой труд .

«Складывание кроватных покрывал»

Цель : закреплять умения складывать покрывало, воспитывать аккуратность.

Понедельник

Д/и «Завяжем кукле бант»

Цель : учить детей завязывать бантик кукле, правильно выполнять последовательность действий. Трудовое поручение «Порядок в лаборатории экспериментов»

Цель : вызвать интерес детей к предметам в лаборатории, воспитывать трудолюбие , аккуратность. Дежурство по столовой.

Цель : совершенствовать трудовые умения и навыки , умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других . Беседа «Нужные профессии в городе»

Цель : закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей .

«Что мы знаем о стирке»

Цель : Учить сортировать белье по цвету (светлое, тёмное, объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать, отжимать, развешивать .

Вторник Самообслуживание «Наша спортивная форма»

Цель : продолжать развивать у детей умение складывать спортивную форму аккуратно и следить за её чистотой. Рассматривание картинок «Эволюция вещей»

Цель : развивать связную речь детей , наблюдательность,память. Дежурство по группе ««Чистота в театральном уголке»

Цель : совершенствовать умение детей самостоятельно поддерживать порядок в группе . Коллективный труд .

«Уборка в уголке конструирования»

Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , умение видеть беспорядок, самостоятельно устранять его.

Среда Беседа. «Благородные поступки»

Цель : воспитывать миролюбие, желание совершать добрые поступки ради других людей. Проблемная ситуация «История со счастливым концом»

Цель : продолжать закреплять знание детей об опасных предметах, которые находятся дома и правильно пользоваться ими. Ручной труд . «Сюжетная композиция из листьев»

Цель : Учить подбирать красивое сочетание форм и цветов при составлении декоративных композиций. Беседа.

«Профессии наших мам» .

Цель : совершенствовать знания детей о профессиях своих мам, воспитывать уважение к труду взрослых .

Четверг КГН. «Носики – курносики»

Цель : продолжать закреплять умение пользоваться носовым платком. Самообслуживание.

Цель : определять на ощупь мокрые вещи, при необходимости сушить их, выворачивать на изнанку, вешать на батарею, своевременно менять. Рассматривание иллюстраций

«Кто строит дома»

Цель : Учить детей группировать , объединять профессии по общему признаку (каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др.) развивать связную речь .

Самостоятельная деятельность детей.

«Вместе приведем в порядок все игрушки» .

Цель : побуждать детей к опрятности; учить трудиться вместе со всеми , уметь договариваться.

Пятница Коллективный труд .

«Уборка музыкального уголка»

Цель : закреплять умение детей выполнять трудовые поручения , протяженные во времени. Трудовое поручение «Стираем кукольное белье»

Цель : воспитывать трудолюбие , желание помогать взрослым; учиться навыкам стирки (намылить, ополоснуть, выжимать) . Дежурство по занятию.

Цель : совершенствовать навыки самостоятельно раскладывать материал для каждого ребенка, мыть кисточки, непроливайки и застирывать тряпочки. Хозяйственно бытовой труд .

«Смена постельного белья»

Цель : продолжать учить помогать взрослым, снимать свое постельное белье и действовать по инструкции.

Екатерина Ивлева
Конспект НОД «Труд в уголке природы» Подготовительная группа

Конспект НОД

В подготовительной группе

«Ухаживаем за комнатными растениями нашей группы »

В Области : «Труд »

Вид : Труд в уголке природы

Задачи :

1. Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место , инструменты и убирать за собой.

2. Развивать интересе к комнатным растениям (папоротник, фиалка, драцена, лимонник, пепелония)

3. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к растения и уходу за ними.

4. Активизировать словарь детей : пульверизатор, рыхление, широколистные, передники

5. Продолжать формировать умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, протирать листья тряпочкой, кисточкой, рыхлить, опрыскивать)

Интеграция : Коммуникация, музыка

Оборудование :

Столы, тряпочки, кисточки, пульверизаторы, лейки, деревянные палочки для рыхления, передники. (индивидуально для каждого ребёнка)

Организация детей :

Столы расставлены «Буквой П» , подгруппа детей стоит за этими столами, в центре стоит стол с необходимым оборудованием.

Ход ООД:

1 часть :

Внесение письма от Крота. Сегодня по дороге в детский сад, я увидела письмо около дверей нашей группы . Чтение письма детям.

«Ребята, беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их! Он послал своих помощников- пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли!

Ребята, давайте поможем нашим растениям и прогоним плохих помощников.

Но сначала давайте вспомним, какие растения находятся у нас в группе ?

Для чего они нужны?

Что нужно делать чтобы растения цвели, росли и были красивыми? (ухаживать за ними)

Что нужно для рота и развития комнатных растений? (тепло, воздух, свет, вода, хороший уход)

Как узнать надо ли поливать растения? (земля сухая или мокрая)

Чем надо поливать растения?

Как правильно поливать? (поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко)

Какие растения нужно протирать? (широколистные)

Чем надо протирать растения?

Как правильно протирать? (Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу)

Если у растения мелкие листья, как за ними ухаживать? (опрыскать пульверизатором)

Как правильно опрыскать растения?

Как надо мыть листья с ворсинками? (Пыль на таких листочках надо счищать кисточкой)

Какая земля должна быть в горшочках у растений (рыхлая)

Чем будем рыхлить?

Как правильно рыхлить? (Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать к палочкам. Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.)

Если у растения есть засохшие листья, что нужно с ними сделать? (аккуратно отрезать их ножницами)

Нужна ли защитная одежда? Почему? (передники)

Сейчас каждый встанет на своё рабочее место, посмотрит, за каким растением он будет сегодня ухаживать. (дети встают на свои места) . Перед вами стол с различными инструментами. По очереди каждый подойдёт к этому столу и выберет нужный инструмент и начнёт свою работу.

2 часть :

Подготовка рабочего места ребёнком, отбирая предметы труда . (Воспитатель оценивает детей) . Через вопросы направляет их. Советует детям, по необходимости проводит совместные действия с ребёнком.

В процессе работы детей звучит мелодия «Звуки природы »

Уборка рабочего места.

3 часть :

Анализ проделанной работы. (самоанализ детей)

Ребята, вы настоящие труженики. Отлично справились со всеми трудностями . И спасли растения от плохих помощников.

Публикации по теме:

Хозяйственно-бытовой труд на прогулке (подготовительная группа) Пр. задачи: продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде; соотносить свою деятельность с трудом других. Закреплять.

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию с детьми средней группы Тема: «Посадка гороха в уголке природы» Задачи:.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Коллективный труд в уголке природы» Конспект совместной деятельности педагога с детьми "Коллективный труд в уголке природы" Современные образовательные технологии 1. Здоровье.

Конспект совместной трудовой деятельности в подготовительной группе «Поможем растениям в уголке природы» Цель: Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «В мире животных» (подготовительная группа) Цель: -расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни -закрепить знания о том,как животные готовятся к зиме, какие.

Конспект занятия «Труд и игра, труд и творчество» старшая группа Программное содержание: Закрепить умение делать игрушки из бумаги, соблюдая последовательность: разрезать круг до середины (по радиусу,.

Методические рекомендации Картотека: Труд в природе Старшая – подготовительная группа. Подготовила Канева Людмила Игоревна Детский сад «Золотой ключик» Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 2. Рыхление почвы у комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе. Карточка № 3. Опрыскивание комнатных растений. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами; опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 4. Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 5. Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 6. Черенкование растений. Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение. Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 7. Пересаживание комнатных растений. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка №8 Посадка лука на подоконнике. Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле. Карточка № 9. Посев семян цветов и овощей. Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 10. Высаживание рассады, уход за ней. Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 11. Перекапывание грядок. Цель: дать детям представление о необходимости перекапывания грядки. Учить правильному перекапыванию: стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тщательно разбивать комочки; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 12. Прополка грядок на своем участке и участке малышей. Цель: Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с корнем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти; дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 13. Полив клумб и грядок. Цель: дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру. Карточка № 14. Уход за рыбками. Цель: Учить детей ухаживать за рыбками в уголке природы: кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума рыб только сачком. Закреплять знания детей о условиях жизни в аквариуме рыб (их названия), улиток. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 15. Уход за аквариумом. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за аквариумом; учить протирать стенки аквариума специальными скребками, доливать воду, следить за освещением аквариума и подачей кислорода. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с аквариумом. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Светлана Федосеева
Осень. Труд в природе на улице в подготовительной к школе группе

Осень. Труд в природе на улице, в подготовительной к школе группе № 11.

Выполнила: Федосеева С. Н. воспитатель 1 категории.

сентябрь

Первая неделя. 1. «Сбор сухих листьев, веток на участке и возле него» Оборудование: грабли, вёдра и корзины, веники и метёлки.

2. «Сбор семян цветов» Оборудование: ёмкость под семена.

Ход выполнения работы: взять ёмкость, подойти к цветку, собрать семена созревшие.

3. «Сбор урожая» Оборудование: корзинки.

Ход выполнения работы: взять корзины, складывать урожай в корзины.

Вторая неделя 1. «Подмести веранду» Оборудование: веники и совки.

2. «Обрезание секатором сухих веток совместно с воспитателем» Оборудование: секатор, мусорные мешки.

Ход выполнения работы: взять секатор, обрезать сухие ветки, складывать обрезанные ветки.

3. «Помочь дворнику собрать сухие листья» Оборудование: грабли, метёлки.

Третья неделя 1. «Помочь детям из младших групп в уборке территории» Оборудование: корзины, грабли, веники и метёлки.

Ход выполнения работы: взять инвентарь, дойти до участка младшей группы, сгребать листья, складывать в корзину.

2. «Собрать выкопанную морковь» Оборудование: корзины.

Ход выполнения работы: сложить морковь в корзины.

Ход выполнения работы: начать сгребать сухие листья граблями, затем оставшиеся листья подметают метёлками, подгруппа детей складывает листья и ветки в корзины.

4. «После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника» Оборудование: лопаты, грабли, мусорные мешки.

Ход выполнения работы: взять грабли сгребать, затем лопатами перекопать землю, ветки и мусор сложить в мешки.

Четвёртая неделя 1. «Подготовка цветника к зиме» Оборудование: грабли, лопатки.

Ход выполнения работы: взять грабли, сгрести ветки, сухую траву, перекопать землю.

2. «Подмести веранду» Оборудование: веники и совки.

Ход выполнения работы: взять веник двумя руками и начать подметать в кучу, совком мусор в ведро.

3. «Наведение порядка в песочнице» Оборудование: корзина для игрушек.

Ход выполнения работы: взять корзину, сложить игрушки, закрыть песочницу крышкой.

октябрь

Первая неделя. 1. «Посадка деревьев и кустарников» Оборудование: деревья, лопатки.

2. «Пересадка цветущих растений с участка в группу» Оборудование: горшочки под цветы, совочки.

Ход выполнения работы: взять совочки, выкопать цветы, посадить в горшочки, засыпать землёй, занести в группу.

3. «Сбор сухих листьев, веток на участке и возле него» Оборудование: грабли, вёдра и корзины, веники и метёлки.

Ход выполнения работы: начать сгребать сухие листья граблями, затем оставшиеся листья подметают метёлками, подгруппа детей складывает листья и ветки в корзины.

Вторая неделя 1. «Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой» Оборудование: мешочки.

Ход выполнения работы: взять мешочки, собирать семена.

2. «Помочь дворнику собрать сухие листья» Оборудование: грабли, метёлки.

Ход выполнения работы: сгребать в кучу листья, складывать в мусорные мешки.

3. «Сбор листьев для изготовления поделок» Оборудование: коробочки.

Ход выполнения работы: собирать красивые листочки с разных деревьев, складывать в коробку.

4. «Укрывать саженцы к зиме» Оборудование: укрывной материал, палочки и верёвки.

Ход выполнения работы: воткнуть палочки по краям саженца и накрыть укрывным материалом, зафиксировать верёвкой.

Третья неделя 1. «Уборка опавших листьев» Оборудование: грабли, мусорные мешки.

Ход выполнения работы: взять грабли, сгрести в кучу листья, сложить в мешки.

2. «Поливка песочницы» Оборудование: лейки.

Ход выполнения работы: взять лейки, набрать воды, полить песок.

3. «Посадка деревьев и кустарников» Оборудование: деревья, лопатки.

Ход выполнения работы: принести саженцы, раскопать совместно со взрослыми лунки, посадить, закопать землёй.

4. «Сбор выносного материала» Оборудование: корзина, игрушки.

Ход выполнения работы: взять корзину, собрать весь выносной материал.

Четвёртая неделя 1. «Развешивание кормушек на территории детского сада» Оборудование: кормушки изготовленные детьми.

Ход выполнения работы: взять кормушки, привязать к веткам на деревьях.

2. «Подметание веранды» Оборудование: веник, совок.

Ход выполнения работы: взять веник, сметать мусор с веранды.

3. «Сбор выносного материала» Оборудование: корзина, игрушки.

Ход выполнения работы: взять корзину, собрать весь выносной материал.

4. «Сгребание листьев в кучи и их уборка» Оборудование: грабли, веники, корзины и мешки.

Ход выполнения работы: сгребать листья граблями, складывать в корзины и мешки.

ноябрь

Первая неделя. 1. «Сгребать первый снег» Оборудование: лопатки.

Ход выполнения работы: лопатами сгребать снег в одну кучу.

2. «Помощь детям из младших групп в уборке территории» Оборудование: лопаты.

Ход выполнения работы: взять лопаты, собирать снег в кучи.

3. «Укрывать кустарники и деревья снегом» Оборудование: лопатки и ведёрки.

Ход выполнения работы: насыпать снег лопатами в ведёрки, посыпать снегом вокруг деревьев.

4. «Подмести веранду» Оборудование: веники, лопатки.

Ход выполнения работы: подметать вениками веранду.

Вторая неделя 1. «Уборка мусора на участке» Оборудование: мешки, метёлки, совки.

Ход выполнения работы: взять метёлки, подмести остатки листьев, собрать в мешки.

2. «Сбор выносного материала» Оборудование: корзина, игрушки.

Ход выполнения работы: взять корзину, собрать весь выносной материал.

3. «Помощь дворнику в уборке территории от снега» Оборудование: лопаты.

Ход выполнения работы: взять лопаты, сгребать снег в кучи.

4. «Укрыть саженцы на территории детского сада» Оборудование: укрывной материал, палочки, лопаты.

Ход выполнения работы: вкопать палочки вокруг саженцев, накрыть укрывным материалом, присыпать снегом.

Третья неделя

2. «Сгребать снег с веранды» Оборудование: лопаты, веники.

Ход выполнения работы: лопатой сгрести снег, затем подмести веником.

3. «Уборка на физкультурном участке» Оборудование: лопаты, мётлы.

Ход выполнения работы: сгрести снег, подмести.

4. «Утепление снегом корней деревьев» Оборудование: лопаты.

Ход выполнения работы: взять лопаты, насыпать снег вокруг деревьев.

Четвёртая неделя 1. «Сбор снега в кучу для постройки горки» Оборудование: лопаты.

Ход выполнения работы: взять лопаты и насыпать снег в кучу.

2. «Уборка участка» Оборудование: лопаты, корзины.

Ход выполнения работы: взять корзины, собрать опавшие от ветра ветки, собрать снег в основную кучу.

3. «Расчистка от снега кормушек, кормление птиц» Оборудование: совочки, корм.

Ход выполнения работы: совочками отчистить кормушки от снега, насыпать корм для птиц в кормушку.

4. «Расчистка дорожек от снега» Оборудование: лопатки.

Ход выполнения работы: взять лопаты, откидывать снег в стороны.

Воспитанники подготовительной к школе группе под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.

Овладение трудовой деятельностью подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат её выполнения, определить последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками.

Длительность дежурств- до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности у детей, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях.

Важное место занимает и наиболее сложный вид коллективного труда _ труд совместный. Поэтому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа моет растение, другая подгруппа рыхлит землю, третья- поливает комнатные растения. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

В процессе руководства трудом детей становится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы направляющие их внимание за результат труда. Такой приём развивает самоконтроль, умение соотносить свои действий с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от количества труда: « поливал правильно, но немного пролил, надо вытереть». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом в подготовительной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видел, но и планировать последовательность выполнения отдельных операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.