Метафизика и диалектика как философские методы познания. Сравнение метафизики и диалектики

Исторически так сложилось, что в философии выделяют два направления познания, это метафизика и диалектика. Метафизический тип познания стоит в основе философских рассуждений и дополняется по средствам диалектического.

Диалектический метод - это способ познания окружающего мира, при котором за основание явлений принимается внутреннее противоречие вещей. А также учитывается то, что предметы взаимосвязаны и находятся постоянно в процессе развития и изменения. Диалектика есть основа природы и общества, а теория диалектики наиболее точно отражает суть вещей.

В противопоставление диалектическому методу существует метафизический. Такой способ познания рассматривает явления и предметы, как обособленные и неизменные структуры.

В современной метафизике совершенно не учитываются взаимосвязи между предметами и их внутренние противоречия. Однако признается движение и изменение предметов, но это считается следствием внешних взаимодействий.

Следует так же брать во внимание то, что в основе понятие о метафизическом мировоззрении лежит два абсолютно разных предмета:

  • все мироздание, как таковое;
  • и собственно предмет, точнее внутренняя его сущность.

Несмотря, однако, на столь глубокое рассмотрение проблемы, в основе метафизики, как способа познания всего сущего, лежит искусственное происхождение. И объясняется вся суть теории попытками систематизировать наследие Аристотеля, и обобщить полученные им отдельные знания в различных областях естественной науки.

История развития метафизического и диалектического методов познания

Исторически метафизический способ философского рассуждения появился еще в 4 веке до н. э. В трудах древних философов Ксенофана и Парменида, предпринимаются попытки доказать, что реальность едина и недвижима и всякое ее изменение противоестественно, а следовательно не может быть осуществлено.

Однако особенное место в философских рассуждениях метафизика заняла в период нового времени. Это явилось следствием накопления огромного количества знаний в различных областях естествознания.

Презентация: "Античная философия"

И именно благодаря тому, что использовался метафизический способ познания, осуществлялись новые открытия в области математики и механики. Только благодаря данному учению, в основе которого лежит принцип отстраненного восприятия, ученые совершили огромное количество открытий. Привычка рассматривать каждый объект или явление в комплексе с другими, ограничивала способности познания. Однако рассмотрение проблем со столь непреклонной точки зрения устранило ограничения в решении многих задач.

И все же метафизический метод не мог не подвергаться критике. И наибольшей критике данный метод познания подвергается со стороны основоположника немецкой философии – Гегеля. Впоследствии именно он сформулирует основные закономерности диалектики, в основание, которых ляжет представление о мире, как едином процессе, беспрерывно изменяющемся и находящемся в постоянном движении. И процесс этот, по мнению Гегеля, объединяет в себе весь мир, как природный его аспект, так и исторический, и духовный.

Однако воззрения философа были слишком идеалистическими. Во главу угла он возводил понятие, и определял его как объект, субъект и бескомпромиссную идею. Именно из-за своего идеализма, его теории и методы подвергаются серьезной критике. В частности его работу критикуют В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и А. И. Герцен, они предпринимают попытки более материального осмысления мира и опираются в своих исследованиях, на основные принципы диалектики. Однако подлинный переход на диалектический тип познания происходит немного позже, в трудах идейных революционеров: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Именно они положили начало диалектике как науке.

Однако метафизический метод все же продолжает свое развитие, хотя и не присутствует столь активно в трудах тогдашних философов и идеологов.

Происходят некоторые изменения в подходе к изучению предметов и явлений, и данный метод познания начинает рассматривать предметы и явления опираясь на:

  • точку зрения лишь о количественном изменении (изменении численной характеристики в сторону уменьшения или увеличения, а также многократное повторение ранее изученного). Как пример можно привести обращение планет по своей орбите;
  • теорию изолированности и независимости предметов и явлений друг от друга (только изучаемый предмет, абстрагировано от остального). Как пример можно использовать экологическую катастрофу, исчезновение Аральского моря, что явилось следствием благих намерений оросить все поля в Средней Азии.

В основе исторического развития метафизики, как науки, лежит стремление достичь абсолютных знаний, то есть, конкретных фактических правил и условий в которые будут неизменны.

Однако объективным будет утверждение, что подобного добиться невозможно. Ведь для достижения абсолютных значений требуется абсолютная неизменность сущности нашего мира, что не представляется возможным ни при каких условиях.

Метафизика на современном этапе

В настоящие время, метафизический тип познания, хорош лишь во время подготовки к сдаче экзаменов и тому подобным вещам. Поскольку для достижения наилучших результатов во время учебы следует абстрагироваться от всего с ней не связанного, то есть отсечь все лишнее.

Что приводит нас к мысли, что в данный конкретный момент времени, течение жизни неизменно, изучение материала является постоянной, а взаимосвязи со всем, что могло бы помешать, абсолютно исключены. Именно это и есть наиболее точным и корректным примером метафизического познания в современном мире.

И все же, стоит признать, что в основе развития науки как таковой, и философских суждений в частности лежат описанные методы познания. Как метафизический метод с его конкретикой, так и диалектический с его обобщением.

Диалектика (1,2).

1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

2. История диалектики.

3. Основные принципы диалектики.

4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук.

5. Основные законы диалектики.

7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.

Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода , все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог », «искусство вести беседу ». Такое понимание восходит к философии Сократа ,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.

Диалектика выступает одновременно как теория и как метод . Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.Метафизический подход , не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.

Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.

Для современного человека представление о развитии мира является необходимой составляющей его мировоззрения. Но выработать целостное теоретическое представление о мире, который постоянно развивается и изменяется, достаточно трудная задача. Эту задачу философы решали на протяжении двух с половиной тысяч лет, в ходе которых формировалась и разрабатывалась теория развития, которая получила название диалектики .

Слово «диалектика» (от греч. dialektike – искусство вести беседу) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими людьми). Сначала диалектику понимали как искусство вести беседу, имея в виду дискуссию, направленную на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы путем столкновения противоположных мыслей, взглядов. Такую беседу любил вести Сократ ради достижения истины. Считалось, что диалектик – это человек, который умеет спрашивать и отвечать.

Позже древние мыслители заметили, что противоречивость и изменчивость проявляется не только в мыслях, но и в реальном бытии. В истории философии выделяют три исторические формы диалектики .

Первая историческая форма диалектики – стихийная диалектика древних мыслителей. Она отражала зарождающиеся представления об изменчивости мира, его развитии. Ее представителем был Гераклит . Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока реки, в которую нельзя «войти дважды». Самая главная заслуга Гераклита заключается в том, что он указал на источник развития, которым является борьба противоположностей. В изменяющемся мире со временем все теряет бывшие черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным, переходит одно в другое холодное и горячее, живое и мертвое и т.д. В этих рассуждениях Гераклита были сформулированы основы диалектики в современном ее понимании.

Второй исторической формой диалектики стала идеалистическая диалектика Гегеля. В ней развитие мира представлялось как процесс развития абсолютной идеи, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии. Он первым разработал законы и категории диалектики как формы человеческого мышления. Диалектика Гегеля отражала не объективную реальность, а ее осмысление, в котором она находима свое отражение. Для философии Гегеля характерно противоречие между методом и системой.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика , возникновение которой было обусловлено развитием научного познания. К.Маркс и Ф.Энгельс попытались сделать новый шаг – соединить материализм и диалектику. Эта диалектика вобрала в себя выдающиеся открытия XIX века, а именно: открытие закона сохранения и превращения энергии, создание клеточной теории и эволюционную теорию Дарвина. Данные научные открытия дали возможность раскрыть механизм развития мира. В создании этой формы диалектики существенную роль сыграло открытие Марксом материалистического понимания истории, благодаря чему удалось осуществить синтез диалектики не только с материализмом, но и гуманизмом. Материалистическая диалектика стала не только методом познания, но и философской теорией развития. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, а с точки зрения решения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной .

Объективная диалектика – это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Субъективная диалектика – это диалектика мышления субъекта и познания им объективного мира. Субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по содержанию (в них общим является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). В то же время он различаются по форме, поскольку мышление имеет свои особенности по сравнению с другими областями действительности. Объективная диалектика отражается в мышлении в субъективной, идеальной форме.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. «altternative» - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними. Альтернативами диалектики являются: метафизика, догматизм, софистика и эклектика .

Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия предметов, а процесс развития представлен односторонне, как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. Понятие «метафизический» происходит от греческого слова «мета» (после) и «физюс» (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения : первое – философия , второе – антидиалектический метод познания .

Метафизический метод познани я был обусловлен начальным состоянием естествознания, которое рассматривало природу как разделенную на отдельные, не связанные между собой части. Обоснование этого метода дали Ф.Бэкон и Дж.Локк.

Метафизика имеет следующие исторические формы.

Первой исторической формой метафизики была метафизика XVII-XVIII вв., главной чертой которой был классический механицизм (сведение всех форм движения к механической). Именно эту форму метафизики Г.Гегель определил как антидиалектику.

Второй исторической формой метафизики стала «неометафизика» , которая имеет две разновидности: творческий эволюционизм (признает в развитии только скачки – качественные изменения) и плоский эволюционизм (отрицает скачки в развитии, признает только количественные изменения). Неометафизика вынуждена была признать объективное развитие, но не способна была раскрыть диалектическое единство количественных и качественных форм развития.

Одним из негативных проявлений метафизического способа мышления является догматизм . Это способ усвоения и использования знаний, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условий жизни.

Альтернативой диалектики является также эклектика (от греч. eklektikos – тот, кто выбирает) – это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

МЕТАФИЗИКА ДИАЛЕКТИКА
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира. Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования.
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте , оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру) Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем , поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности.
Тип связи между частью и целым: эманация Тип связи между частью и целым: эволюция

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)

Диалектика – наука о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)

Научный материализм – Маркс, Энгельс

Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)

Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)

Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.

В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).

Кант→Гегель→Маркс

Тезис-антитезис-синтез

Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.

I)Кант - тезис

Сторонник субъективного идеализма

Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.



Априорные формы познания

Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.

Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.

Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка

рождается наука

II) Гегеля – антитезис философии Канта.

Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму

Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.

1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.

2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.

Т – А – С – проявление Бога.

III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта

Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.

Конфликт – источник развития.

Коммунизм – неестественное существование общества.

Законы диалектика

  1. Единства и борьбы противоположностей
  2. Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
  3. Переход количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей гласит:

Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.

Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.

Закон отрицания отрицания гласит:

В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.

Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.

Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.

Мудрец: ----------- деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.

Закон перехода количества в качество гласит:

В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.

Человек: детство – юность – зрелость - старость.

Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы - мера. Мера является интегральной характеристикой системы.

С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)

Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии.

В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отрицание развития.

Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.

С точки зрения диалектики все вещи взаимосвязаны.

А внутреннее противоречие – источник всех изменений некого предмета.

Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.

С точки зрения М. вещи рассматриваются отдельно друг от друга, т.е. нет никаких связей.

Вещи неизменны, т.к. нет внутреннего противоречия. Абсолютизация момента неизменности вещи, вещь всегда остается сама собой.

Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Материалисты в прошлом могли быть метафизиками (в особенности в XVII – XVIII вв.), а идеалисты – диалектиками (Платон, Гегель). Однако неверно думать, что признание или отрицание развития безразлично к решению основного вопроса философии, к противоположности материализма и идеализма. Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ – вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материи. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, являемся его особой модификацией, или превращенной формой. Материализм и идеализм в своей глубинной сути отнюдь не одинаково относятся к метафизике и диалектике.

Исторические формы Диалектики.

Античная (Гераклит)

Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)

Диалектика русских революционеров демократов (Герцен:”Диалектика-алгебра революции”)

Материалистическая Диалектика (Маркс, Энгельс)

Современная Диалектика базируется на философии марксизма.

Исторические формы Метафизики.

Элейская школа (Парменид, Зенон (Апории Зенона)).

Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк

Античная философия и ее периодизация.

Возникновение

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX–VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.

Основные проблемы, характерные черты античной философии. Ее культурно-историческое значение.

Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);

Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.

Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Периодизация.

Наиболее полное свое выражение античная философия нашла в классический период, который выпал на IV в. до н. э. До этого античная философия прошла через два этапа, развиваясь и постигая свои принципы. Первый этап ограничивался философией природы, а второй сконцентрировал интерес на гуманистических проблемах, и на их основе классический период мог прийти к определенному синтезу.

После классического периода в начале III в. до н. э. важнейшие положения, к которым вела греческая мысль, были уже сформулированы. Появились философские школы, и начался новый, послеклассический период, в который философы группировались в школы и школы боролись друг с другом по проблемам философской теории. Больше всего боролись по поводу этических теорий. Этот период пал на время эллинизма, когда греки вышли из своей обособленности и начали живой обмен культурными ценностями с другими народами. В I в. до н. э. в греческой философии усилилось чужое влияние, и ей пришлось соединить собственно греческий взгляд на мир с иным, в силу чего она получила «синкретический» характер. Античная философия в этот период больше, чем этическими проблемами, была занята религиозной проблематикой.

Такое развитие античной философии позволяет разделить ее историю на следующие этапы:

1) период становления философии, который имел исключительно космологический характер (VI-V вв. до н. э.);

2) период античного просвещения, в который преобладает философия гуманистического характера (V в. до н. э.);

3) период античных философских систем (IV в. до н. э.), который наступил сразу же после античного просвещения и был тесно связан с ним, содержал наиболее разнообразные философские взгляды, которые выходили за пределы высшей формы античной философии;

4) период античных философских школ, в который привилегированное положение заняли проблемы этики (III- I вв. до н. э.);

5) синкретический период религиозного характера (I в. до н. э. - V в. н. э.).