Мессия (Машиах). Мессия

(евр. masiah , арам. mesiha «помазанник», греч. транскрипция Месхносс;; греч. перевод Хрштбс;, Христос), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма идеальный царь эсхатологических времен, провиденциальный устроитель вечных судеб «народа Божьего», посредник между Богом и людьми и носитель высшего авторитета на земле, спаситель, приносящий с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия; в христианском вероучении переосмысленный и преобразованный образ М. (М. = Иисус Христос) - его смысловой центр.

В Ветхом Завете нет разработанной, более или менее однозначно интерпретируемой и обязательной в такой интерпретации доктрины о М. (положение меняется только на грани библейской и послебиблейской эпох). Употребление слова «М.» далеко от эсхатологической концепции М. (даже если иметь в виду, что мессианские образы обозначаются в библейских текстах различными терминами - «Сын человеческий», Дан. 7:13; отчасти «отрок Господень» - Ис. 42). Слово «М.» имеет в Ветхом Завете хотя и сакральный, но совершенно бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи (напр., 1 Цар. 12:3 и 5; 16:6; 2 Цар. 19:21; 2 Пар. 6:42; Пс. 17:51; 19:7 и др.) или к первосвященникам (напр., Лев. 4:3 - «священник помазанный» и др.), или даже к языческому царю Киру II как провиденциальному орудию Господа, пользующемуся Его помощью (Ис. 45:1).

Сама идея М. кажется стоящей в противоречии с пафосом ветхозаветного монотеизма, не допускающего никаких «спасителей» рядом с Господом и не благоприятствующего представлению о каком-либо посреднике между Господом и Его народом. Исходя из этого, в образе М. пришлось бы увидеть наносное заимствование (на мало подходящей для этого почве) из какого-то чуждого круга мифологем, скорее всего иранского (Саошьянт), типологическую параллель языческим фигурам героев-спасителей, фигуре буддийского Майтреи и т. п. Но тогда непонятно, почему учение о М. не только заняло со временем очень заметное место в системе иудаизма, не только оказалось абсолютным центром христианских представлений, но и нашло буквальные соответствия в строго монотеистическом исламе (образ «махди», «скрытого имама» шиитов). Есть основания утверждать, что внутренняя неизбежность как самой идеи М., так и переосмысления в связи с этой идеей состава религиозных представлений в целом заложена в самой структуре религии Господа, требующего от Своего народа беспрекословной верности и особой «святости» на его историческом пути (особенно в будущие эсхатологические времена), недостижимых без вождя и проводника, без вмешательства сверхчеловечески сильного целителя, который обладал бы высшей мерой святости, т. е. М. (см. ст. «Иудаистическая мифология»). Древневосточная идеология обожествления царской власти закономерно трансформируется в контексте религии Господа (не царь как бог, но Бог как Царь) в мессианскую идеологию: именно потому, что вся власть принадлежит Господу, полномочия царя действительны в меру того, насколько его власть есть власть Господа, и оба они - как бы одно (срв. слова Христа: «Я и Отец одно», Ин. 10:30). Такова власть М., чей предок и прототип - Давид как первый «богоугодный» (после «неугодного» Саула) царь «народа Божьего».

Поэтому первая внешняя подробность, конкретизирующая образ М., - его происхождение от династии Давида. Его приход - как бы возвращение Давида; пророки (Иер. 30:9; Иез. 34:23-24; Ос. 3:5) называют его метафорически просто Давидом. Психологический фон такого отождествления М. с Давидом - ностальгия по временам Давида как золотому веку еврейской государственности. Во всяком случае М. - «отрасль от корня Иессеева» (Иессей - отец Давида), как сказано в мессианском пророчестве Ветхого Завета, возможно, принадлежащем еще Исайе (VIII в. до н. э.) и говорящем о владыке, власть которого будет до конца чиста от своеволия: «и будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей своих будет решать дела» (Ис. 11:3; срв. слова Христа - Ин. 5:30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя... ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»). Образ этого владыки имеет исторические, политико-патриотические измерения, но перерастает их. М. мыслится не только как восстановитель своего народа, усмиритель его врагов, объединитель разделившихся Иудейского и Израильского царств (Ис. 11:11-16), но и как «знамя для народов», установитель всечеловеческого примирения (11:10). Оно распространится и на мир природы: «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на логово змеи... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:6-9). Черты умиротворителя в облике мессианского царя подчеркивают и другие пророчества: «Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема (т. е. Израиля) и коней в Иерусалиме (т. е. Иудее), и сокрушен будет бранный лук; и он возвестит мир народам» (Зах. 9:9-10; ослица с осленком - символ смиренного миролюбия в противоположность боевому коню, как в рассказе о въезде Христа в Иерусалим). Наряду с этим существует традиция воинственного образа М., топчущего врагов народа Господня, как виноградарь гроздья (срв. Ис. 63:1-6). Таргум Псевдо-Ионафана на Быт. 49:10-12 говорит о М.: «Он препоясал чресла свои и выступил на битву против врагов своих, поражая царей с князьями их, и окрашивая горы кровью убиения их, и убеляя холмы туком сильных; и одеяния его погружены в кровь». В таком контексте М. рисуется всего лишь очень могущественным (и при этом «праведным») вождем своего народа, или, в универсалистской перспективе Исайи, вождем всего человечества, возможно, умиротворяющим его путем завоеваний. Виднейший представитель раввинистической учености своего времени рабби Акиба признал М. отважного вождя патриотического антиримского восстания 132-135 гг. Бар-Кохбу. Предельная точка политизирующего «приземления» образа М., возможная, правда, лишь у предателя своего народа, - перенесение Иосифом Флавием пророчеств о М. на римского императора Веспа-сиана.

В противовес этому в талмудической, и особенно мистико-апокалиптической литературе выявляется (становящийся в центр системы христианства) мотив трансцендентного онтологического статуса М., в частности его предсуществования - то ли в предмирном замысле Бога, то ли даже в некой надмирной реальности. Первая, более осторожная версия неоднократно повторена в Вавилонском Талмуде: имя М. входит (наряду с Эдемом, Геенной, престолом Господним и т. п.) в число семи вещей, сотворенных на 2000 лет прежде мироздания («Песахим» 54а; «Недарим» 396). В эфиопском изводе книги Еноха неоднократно говорится о предвечном и вечном М., Который «был избран и сокрыт Господом до сотворения мира и пребудет пред ним до скончания веков?.. М. или его «свет» (срв. Фарн в иранской мифологии) оказывается присутствующим при сотворении мира; равным образом «дух Господень» как демиургическая сила приравнивается к духу М.: «И Дух Божий носится над водою», это - дух царя Мессии» («Берешит рабба» 8, 1). В качестве «Сына человеческого» (Дан. 7:13), а в терминологии Филона - «небесного человека», т. е. некой идеальной парадигмы человеческого образа как микрокосма и соотнесенного с этим микрокосмом макрокосма, М. сближается с Адамом до грехопадения (срв. в Новом Завете доктрину о Христе как «последнем Адаме», 1 Кор. 15:45) и с Адамом Кадмоном каббалистической спекуляции, а за пределами иудаизма может быть сопоставлен с такими персонажами, как Пуруша, Гайомарт, Антропос. Как посредник между Богом и миром, М. имеет черты Метатрона и через этот образ связан с Енохом - бессмертным солнечным царем правды начальных времен, дожидающимся у престола Господня последних времен. В ессейских, отчасти иудео-христианских кругах М. по его свойству метаисторической надвременности ассоциировался и с Мельхиседеком, не имеющим «ни начала дней, ни конца жизни» (евр. 7:3). Важно представление, по которому М. уже существует, но «скрывается», так что ему предстоит не родиться, но «явиться», раскрыть свою тайну. Это представление не всегда связано с мыслью о небесном предсуществовании: часто утверждается, что он уже родился на земле, например в день разрушения Иерусалима 10 Аба 70 года (по версии, приводимой в Иерусалимском Талмуде, «Беракот» И, 5а), но вынужден скрываться из-за грехов народа. В прикреплении момента рождения М. к самой черной дате, которую могли представить талмудические авторитеты, выявляется мотив т. н. родовых мук М. - бед и страданий неслыханной силы, долженствующих предшествовать прорыву мессианского времени. Уже для ветхозаветных пророков характерно умозаключение к светлому будущему от максимально темного настоящего (срв. также в Новом Завете обещание явления «Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» в дни бедствий и попирания святыни. Лк. 21:9-28). Однако приносимое М. избавление покупается муками не только народа, но и самого М. Страдальческий характер носит уже невозможность для него явиться и действовать прежде определенного ему срока, его временная связанность и полоненность силами зла. М. изображается иногда как прокаженный, сидящий среди нищих на мосту в Риме и непрерывно снимающий и надевающий повязки на своих ранах, чтобы в каждый миг быть готовым к выступлению по зову Господа («Санхедрин» 98а). Рим фигурирует в этом и аналогичных текстах именно потому, что столица цезарей (а позднее - столица пап) воплощала для евреев средоточие враждебной им мощи: как Моисей, избавитель от египетского ярма, был воспитан в Египте, так и М., избавитель от ига Рима, откроется в Риме. Но и тогда, когда срок его ожидания окончится, ему грозит искупительная смерть (ср. Ис. 53:8), в связи с чем в иудаисти-ческой традиции возникает даже версия о двух М. - гибнущем и торжествующем (срв. в христианстве учение о двух пришествиях одного и того же Христа - сначала на муку, потом во славе). Версия эта намечается в Талмуде («Суккот» 52а со ссылкой на рабби Досу, III в.) и получает развитие в позднейшей литературе. Сначала ожидается явление «Мессии, сына Иосифа», который восстановит Иудейское царство, храм и храмовое богослужение, но обречен пасть в битве с полчищами Гога и Магога; его тело будет лежать без погребения на улицах Иерусалима (или будет погребено Ангелами). Лишь после этого сможет выступить «Мессия, сын Давида», который одержит окончательную победу над враждебными силами и воскресит своего жертвенного предшественника. Важный момент мессианских событий - участие в них пророка Илии: вознесенный на огненной колеснице на небо, он дожидается своего часа, чтобы готовить народ к пришествию М. (срв. ветхозаветное пророчество: «Вот Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного; и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием», Мал. 4:5-6; христианство относило эти слова к Иоанну Крестителю, пришедшему «в духе и силе Илии», Лк. 1:17, хотя и сам Илия является засвидетельствовать мессианское достоинство Христа в сцене Преображения). Илия накануне мессианского времени разрешит все споры о толковании Библии (талмудический трактат «Менахот» 45а и др.). Затем он сотворит семь чудес (приведет к евреям Моисея и воскрешенное поколение пустыни; извлечет Корея и его приверженцев из шеола; воскресит «Мессию, сына Иосифа»; явит утраченные еще со времен вавилонского пленения священные предметы - Ковчег Завета, сосуд с манной и сосуд для елея; явит скипетр, полученный от Бога; сокрушит горы; откроет великую тайну). Далее, по приказу М. он затрубит в рог (шофар), отчего вернется свет, ушедший после грехопадения Адама и Евы, воскреснут мертвые и явится Шекина. Архангел Гавриил убьет чудищ левиафана и бегемота для пира праведных в честь М.

В истории еврейского народа неоднократно выступали деятели, притязавшие на мессианское достоинство; подробности их жизни подвергались в осмыслении их приверженцев сильной мифологизации.

В христианском учении образ М. переосмыслен: политико-этнические аспекты элиминированы, предельно обобщены намеченные со времени Исайи универсалистские возможности. На место «избавителя» своего народа от его врагов христианство ставит Искупителя человечества от его грехов. Исходной точкой христианства стал тезис, согласно которому прорыв мессианского времени уже начался с выступления Иисуса Христа (т. е. М.), Который пришел «в последние времена» (1 Петр. 1:20) и «победил мир» (Ин. 16:33), причем в первый раз М. приходит «в образе раба » как Учитель, Исцелитель и Искупитель, отказываясь судить людей; второй раз Он придет «со славою судить живых и мертвых» (текст Никейско-Константинопольского Символа Веры); спасение должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда (см. ст. «Страшный Суд») и загробной жизни. См. также ст. «Иисус Христос», «Христианская мифология».

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова мессия

мессия в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

мессия

месия м. Помазанник; обещанный Ветхим Заветом Искупитель, которого верующие дождались во Христе, а евреи еще ждут. Месиин, ему принадлежащий.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мессия

мессии, м. (от др.-евр. - помазанный) (религ.). В иудейской религии - ожидаемый избавитель еврейского народа.

У христиан - эпитет Христа, как избавителя от грехов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мессия

И, м. В иудаизме и христианстве: ниспосланный свыше божественный спаситель человечества. Пришествие мессии.

прил. мессианский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мессия

    Эпитет Иисуса Христа как избавителя от грехов, спасителя человечества (у христиан).

    Ожидаемый избавитель еврейского народа (в иудейской религии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мессия

МЕССИЯ (от др. -евр. машиах, букв. - помазанник) в некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю, долженствующий навечно установить свое царство. В древности и в средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. В мусульманских странах Мессией называют махди.

Мессия

Христос (от др.-евр. машиах, буквально ≈ помазанник; в пер. на греч. ≈ Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово «М.» означает: царь или, в переносном смысле, идеальный государь; жрец. В период т. н. Вавилонского плена (586≈538 до н. э по новейшим данным, 587≈538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно, эта идея возникла под влиянием зороастризма, в котором существовал образ будущего «спасителя» ≈ саошианта, потомка Заратуштры.

Конкретная личность М. была для верующих неясна ≈ он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как «сын человеческий», т. е. как человек-учитель, реформатор, то как жрец ≈ потомок мифического жреца Мельхиседека.

Вера в М. занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов): основатель секты, т. н. учитель праведности, видимо, понимался как М. В народных движениях против римского гнёта (Иудейские войны 66≈73, 132≈135) вожди восстаний (Иоханан из Гихсалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя М.; после поражения восстания вера в ожидаемого М. теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжёлого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за М. В современном иудаизме вера в единичного М. не имеет существенного значения.

Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология: «царь иудейский», «господь» ≈ греч. kyrios «господин» ≈ «сын человеческий». Но понятие «М.» в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую: М.-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, «от царства Сатаны», а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя М.-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его «второе пришествие» для установления вечного «царства божьего» на всей земле. «Спасение» всё отчётливее понимается эсхатологически, т. е. как имеющее быть не в историческое время, а в «конце времён».

В переносном смысле понятия «М.» и «мессианство» («мессианизм») прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о махди (арабский). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 в. против иностранных колонизаторов, объявил себя махди (Махди Суданский).

Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы.

А. П. Каждан.

Википедия

Мессия

Месси́я (от, маши́ах ; , христо́с ) - буквально «пома́занник». Помазание оливковым маслом (елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении монархов на престол и посвящении священников в сан.

В иудаизме слово «машиах » иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить политическое освобождение народа Израиля из-под власти других народов. В христианстве чаще используется греческая форма термина «машиах » - Христос, а также термин « Спаситель ». В христианском богословии роль Христа-Мессии значительно выходит за пределы представлений иудаизма о спасении Израиля и распространяется на всё человечество.

Мессия (значения)

  • Месси́я - посланник высших сил во многих религиях.
  • Мессия - оратория Генделя.
  • Мессия Дюны - роман Фрэнка Герберта.
  • Мессия очищает диск - роман Генри Лайона Олди.
  • Лионель Ме́сси или Ме́ссия - аргентинский футболист.

Примеры употребления слова мессия в литературе.

Часто думал, что когда Мессия придет за евреями, дабы отвести в Землю Израилеву, он, Абба, останется во Фрамполе, в своем доме, на своем холме.

Этот образ Мессии есть еще один шаг ветхозаветного сознания к тайне Богочеловечества.

Когда весь ваш мир, а не просто рисунок на книжной странице, трансформируется подобным образом, вы испытываете изменение мозга, которое может превратить богатую наследницу в грабительницу банков, неизвестного плотника в Мессию , а обычного служащего -- в душевнобольного.

Известно лишь, что именно в тот день вечером, сидя с домашними за вечерней трапезой, Илья Давидович произнес такие слова: - А знаете, что Мессия скоро придет, да?

Мессия , - сказал Йосеф, отвечая этим словом сразу двоим: Дине, которой сказал, что нельзя больше относиться к Илье Кремеру как обычному человеку и нужно хотя бы на время, если не навсегда, примириться с этим, и И.

Они нанизали лепешки и прикрепили их на себе, морщась от ожогов, и последовали за своим больным, похожим на сумасшедшего мессией , из теплой, светлой заквасочной бухты в холодные или удушливо-жаркие туннели, где воздух был слишком разреженным, или слишком плотным, или пропитанным кислотными парами.

Зачастую и говорят они о разном: Амос и Софония-о вселенском суде, Осия - о Божественной любви, Исайя и его ученики предрекают наступление всемирного Царства Мессии , Иеремия учит о религии духа, а Иезекииль ревнует о храмовой Общине с торжественным богослужебным ритуалом.

Они сразу же уведомили его о существовании всемогущего Творца, который в шесть дней сотворил мир, а на седьмой отдыхал, о хаосе, который перед тем летал над водами, о прародителях, их грехопадении, изгнании из рая, об избавительном пришествии мессии , о любви и милосердии, а король пригласил их из зала аудиенций в свои покои и принялся донимать ехидными вопросами, на что те отвечали с терпеливым пониманием, зная, что сомнения эти происходят не от ереси, а лишь от неведения.

Как Сократ - детище Афин, так и Исайя неотделим от Иерусалима, дух которого ощущается повсюду в его проповедях, в его учении о святости Божией, об Остатке Израиля и о Мессии .

О том, что одновременно с Диной куда-то пропал Илья Купревич, Мессия не думал.

И, если идти и дальше в открытую, то можно переиграть самих себя: идея мессии , каким мыслится Майтрейя, второе пришествие спасителя - идея всех религий, даже самых древних, и в эту идею повсюду вложен чисто человеческий смысл - тот, кто проиграл, всегда стремится к реваншу!

В отличие от бунтовщицких ватаг самозваных царьков и явно докучавших всем и вся мессий , наш штаб разработал досконально план тайного союза примером системы ессейской, тайна скреплялась религиозным заклятием херем, о коем ты, верно, понаслышке знаешь.

Между прочим, в тогдашнее время живо принималась версия двух мессий - царя и священника, согласно народной традиции, - в теократической практике иудейского государства первосвященники тоже были помазанниками божьими.

Держусь мысли, версия двух мессий явилась во дни унижения первосвященников, когда мой предок возводил святилище в Леонтополе.

Или говорили, что Мессия , обещанный в законе Моисея, не пришел, но придет, и надеялись, что он избавит их от пленения, в котором они, по их словам, находятся, и приведет их в обетованную землю.

Что такое Мессия? Значение слова «Мессия» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Мессия» в словарях

Мессия

Исторический словарь

евр. Машиах, т.е. Помазанный - слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис. 45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев. 4:3, 5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Быт. 3:15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Быт. 12: 3; 18:18; 22:18; срав. Гал. 3:16). Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт. 49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис. 24:17). В Втор. 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна - мать Самуила - первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1 Цар. 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс. 88:36,37; 2 Цар. 23:3 и дал., а также первосвященником (Пс. 109: 4). Срав. Зах. 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих. 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис. 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер. 23:6). Срав. Мал. 3:1. См. дал. Дан. 9:24 и дал.; Ис. 42:1 и дал.; 53 гл.; 61:1 и дал.; Пс. 2:6 и дал.; Агг. 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве. В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Иоан. 3:34; Евр. 1:9; Деян. 4:27) - все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название - или Христос (Мат. 16:16; 26: 63 и дал.; Map. 14:61 и дал.; Лук. 4: 17 и дал.; Иоан. 1:41; 6:69; 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян. 2:16 и дал.; 3:12 и дал.). Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2 Кор. 1:21) помазаны от Святого (1 Иоан. 2:20, 27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.

Вконтакте

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь».

Иудеи верят, что идеальный царь, потомок , будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. В христианской традиции используется также термин «Спаситель».

В определенных направлениях ислама мессией именуется пир - глава общины, духовный учитель у суфиев и некоторых других конфессиональных групп.

Мессия в Ветхом Завете (Танахе)

Танах называет «машиахом» царей Израиля и Иудеи, священников, библейских патриархов, некоторых пророков, весь народ Израиля, персидского царя Кира II.

Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:

«И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои - на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.» (Ис.2:4)

Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

Еврейская традиция

В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

«Вот, наступят дни, - сказал Господь, - когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь - справедливость наша.» (Иер.23:5)

Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах.

Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит Храм - лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом.

Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.

В «Послании в Йемен» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.

Мессия в Талмуде

Образ Мессии в Талмуде, особенно в Агаде неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными жерновами или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа.

Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный.

Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись. Хотя Мессия и должен быть из рода Давида, Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа, который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.

Ожидание прихода Мессии

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду, этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов иудаизма»:

«Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его»

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения пророческий дар был утрачен.

Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование.

На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Лже-мессии в еврейской истории

Надежды многих евреев были связаны с , который объявил себя Мессией и в 131-135 гг. повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. Многие мудрецы, в том числе и , поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией.

Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии.

Тем не менее, согласно Маймониду, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.

Наиболее известны объявившие себя мессией Давид Реувени, Шабтай Цви, Якоб Франк. В «Послании в Йемен» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене, Ираке, Франции, Марокко, Испании и др.

В религиозном сионизме

Рав Авраам Ицхак Кук отождествил период создания Израиля со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.

В ультра-ортодоксальных кругах

Представители религиозного антисионизма, такие как р. Тейтельбаум, напротив, обвинили сионизм в еретической подмене истинного мессианства.

В движении Хабад

Седьмого Ребе М. М. Шнеерсона хасиды Хабада считали Мессией. После смерти Ребе в 1994 г. многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.

Мессия в еврейском фольклоре

Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве Мессия должен въехать в Иерусалим верхом на осле.

Вместе с тем еврейский народ создал большое количество идиом и поговорок с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:

  • Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут мешияхс цайт - времена мессии наступили!
  • Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ломир азой дерлебн мешиях - давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
  • Распространённое в кварталах Нью-Йорка: ме зол нор дерномен мешиях, «не будем поминать мессию всуе» - тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту. С другой стороны, там же говорят — «We want mashiah now, we don"t want to wait».

Рассказывают, что магид (проповедник) и чудотворец реб Зуся из Золочева в Галиции (он же Мешуллам Зуся из Ганиполя) на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале и с коробочками, содержащими написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы (), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью.

И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире - только принадлежности для молитвы.

Полезная информация

Мессия
ивр. מָשִׁיחַ‎
транслит.«Машиах»
др.-греч. Χριστός, Христос
араб. المسيح
досл. «помазанник»

Христианская традиция

Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета.

В отличие от иудейской традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается Второе пришествие Иисуса с окончательным установлением на земле Царства Божьего.

Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета

Христиане верят, что пророчества Ветхого Завета (Танаха), относящиеся к Мессии, говорят об Иисусе из Назарета. Эта вера опирается на следующие пророчества (но не ограничивается лишь перечисленными ниже):

Родословная. Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт.49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4). Согласно текстам Нового Завета (Лк.3:23-38), родословная Иисуса полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.

Время рождения. Стих Быт.49:10 даёт христианам основание утверждать, что Мессия придёт до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей. В книге пророка Даниила (Дан.9:25) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима (указ Артаксеркса Неемии, 444 г. до н. э. Неем.2:1-8). В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения. Произведенные расчеты указывают на 30 марта (10 нисана) 33 г. — на дату торжественного въезда Иисуса в Иерусалим.

Место рождения. Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2).

Рождение девой. Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис.7:14).

Оценка в 30 сребреников. Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. (Зах.11:12-13).

Страдания за грехи людей. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах.12:10) и израильский царь Давид (Пс.21:17) предсказывая, что Мессия будет пронзён.

Воскресение из мертвых. Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни (Пс.15:10), (Ис.53:10,12).

Оправдывает людей от грехов. Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис.53:11).

В Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение пророчеств Ветхого Завета и в тексте приводятся многочисленные цитаты из этих пророчеств как евангелистами, так и самим Иисусом.

Свидетельства Нового Завета

Согласно Библии:

  • имеются указания на то, что Иисус является Мессией (Христом) - слова Ангела, сказанные для Марии (Лк.1:31—33), в собственном свидетельстве Иисуса перед первосвященником Каиафой и синедрионом (Мф.26:63,64) и в исповедании апостолов (Мф.16:16; Ин.1:41).
  • Иисус относится к употреблению слова «Мессия» с осторожностью. Сам он крайне редко называл себя так (Мк.14:61, Ин.4:25-26)
  • Иисус позволяет называть себя Сыном Давидовым , но запрещает бесноватым объявлять, что он — Мессия (Лк.4:41). Он принимает исповедания веры, но после исповедания Петра запрещает двенадцати апостолам говорить, что он Мессия (Мф.16:20). И с того времени он начинает разъяснять им сущность мессианства — его страдания и смерть за грехи людей, а затем — воскресение из мертвых. Его путь Мессии — путь Сына Человеческого.

МЕССИ́Я (מָשִׁיחַ , машиах , буквально `помазанник`), в религиозных представлениях иудаизма идеальный царь, потомок Давида , который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля.

Слово машиах первоначально было прилагательным, означавшим `помазанный [елеем]`, и применялось в Библии по отношению к царям Израиля и Иудеи (I Сам. 12:3, 5; 16:6; II Сам. 19:22; II Хр. 6:42; Пс. 18:51; 20:7), первосвященникам (Лев. 4:3; 5:16) и даже к иноземному царю Киру (Ис. 45:1). Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, патриархам (Пс. 105:15; I Хр. 16:22). Иногда это слово означает весь народ Израиля (Пс. 89:39, 52; по-видимому, также Пс. 84:10).

Как обозначение эсхатологического царя-избавителя слово машиах не употребляется в Библии. Тем не менее, истоки идеи Мессии и в более широком смысле - мессианских чаяний, не всегда связанных с личностью Мессии, прослеживаются в библейский период. Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля (см. Пророки и пророчество) в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому. В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.

Наряду с этическим монотеизмом и идеей социальной справедливости, мессианская идея представляет собой важнейший и уникальнейший вклад еврейского народа в духовное наследие человечества. Особенностью мессианских чаяний является ожидание золотого века в будущем, в то время как другие народы древности относили золотой век к прошлому. Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий, поэтому он стал стремиться к славному будущему и мечтать о спасителе и избавителе. Черты такого избавителя прослеживаются в образе Моисея , который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно просветил его, принеся ему Тору и заповеди (см. Мицвот). Так политическое освобождение и духовное возрождение слились в сознании народа в единый образ грядущего избавления. В Талмуде и мидраше Моисей именуется «первым избавителем» (Руфь Р. 2:14), в отличие от Мессии - «последнего избавителя» (Быт. Р. 85). Предание о Моисее явилось зародышем мессианской идеи.

Однако подлинным прототипом Мессии стал царь Давид, который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ; одержал многочисленные победы над врагами. Царствование Давида сохранилось в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение Давидова царства после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о том, что в будущем дом Давида вновь воцарится над всей Землей Израиля.

Мессианские чаяния явились позитивным элементом проповеди пророков. Беспощадно обличая своих современников, пророки предрекали наступление идеального будущего, прологом которого явятся бедствия настоящего. Чем более мрачным было настоящее, чем страшнее представлялись бедствия, которые сулило ближайшее будущее, тем более светлым становилось видение конечного торжества. Надежда на восстановление Давидова царства отражена в пророчествах Амоса (9:11–12), Исайи (11:10), Х ошеи (3:5), Иехезкеля (37:15–28). Пророки внесли в мессианские чаяния универсалистски-гуманистические и духовно-этические элементы. Мессия должен быть не только освободителем народа от национального угнетения, но и обладателем высших моральных достоинств. Мессианская идея, не утрачивая своих политических и национальных атрибутов, приобретала все более духовный и универсальный характер. Чаяния еврейского народа стали у пророков надеждой всего человечества: избавление придет не только народу и Стране Израиля, но и всем народам и землям (Ис. 11:10). Оно распространится и на мир природы (Ис. 11:6–9). У Исайи мессианская идея обретает утопические и эсхатологические (см. Эсхатология) черты: будущее не просто восстановит прежнее счастливое состояние, но принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости. Все народы уверуют в Бога Израиля; воцарится вечный мир (Ис. 2:2–4). Избавление явится идеальным завершением исторического процесса, придающим ему смысл и направленность. В мессианских чаяниях заложена идея прогресса, чуждая сознанию других народов древности. Определение «мессианские» стало впоследствии применяться по отношению к самым различным утопическим и апокалипсическим идеологиям и движениям, например, к марксизму (см. К. Маркс).

Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго храма . Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Мессии не фигурирует (Товита книга ; Бен-Сиры Премудрость). В книге Даниэля появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого (Дан. 7). В наиболее древней версии Амиды выражается надежда на возвращение всех евреев из галута и восстановление эсхатологического Иерусалима и Храма, однако личность Мессии не упоминается. Даже в тех старых молитвах, где содержится идея Мессии, слово машиах отсутствует. Еще в библейской книге Зхария упоминаются две мессианские фигуры: первосвященник и царь. Эта идея сохранилась в раввинистической литературе, где праведный священник (кох ен цедек) иногда упоминается вместе с царем-Мессией из дома Давида. Эти две фигуры (священник и царь) играли важную роль в эсхатологии Кумранской общины (см. также Мёртвого моря свитки); наряду с ними упоминался пророк эсхатологических времен. Три мессианские фигуры символизируют три функции идеального еврейского государства - царство, священничество и пророчество (I Макк. 14:41). Постепенно образ Мессии-царя вытеснил остальные мессианские образы, чему способствовало упоминание эсхатологического царя из дома Давида в книгах Библии.

Более детальное описание царя-Мессии содержится в псевдоэпиграфической книге Эноха, а также в прорицаниях так называемой «еврейской Сивиллы» (около 140 г. до н. э.). Со времени принятия царского титула Аристобулом I в апокрифической литературе (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) начинает превалировать идея царя-Мессии из дома Давида (в противовес узурпаторам). В эпоху римского завоевания образ царя из дома Давида становится единственным образом Мессии. Он фигурирует в 4-й книге Эзры, сирийском Апокалипсисе Баруха (см. Апокалиптическая литература). В Новом завете Иисус идентифицируется с Мессией из дома Давида (слово «Христос» означает по-гречески `помазанник` и является переводом слова машиах).

Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии (см. Мессианские движения). Имена двух таких претендентов содержатся в Деяниях апостолов (5:36–37). О мессианских движениях и их вождях повествует Иосиф Флавий (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иех уда Галилеянин, основатель движения зелотов . Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был Бар-Кохба (см. Бар-Кохбы восстание), которого Акива признал Мессией. Сам Бар-Кохба называл себя не царем, а лишь наси (`князем`, `вождем`). На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Эл‘азара. О других претендентах на роль Мессии в 1 в. – начале 2 в. говорится в Талмуде. Филон Александрийский упоминает о мессианских чаяниях в связи с греческим переводом Пятикнижия (Чис. 24:17), где слово шевет (`жезл`, `скипетр`) переводится как «человек». Этот перевод свидетельствует о том, что уже в начале 3 в. до н. э. термин «сын человеческий» (см. Иисус) употреблялся в значении Мессия. Мессианские чаяния в эпоху Второго храма получали различные интерпретации в зависимости от взглядов различных течений в иудаизме. Однако Мессия всегда рассматривался как человек, хотя и наделенный некоторыми сверхъестественными качествами, как орудие Бога, исполнитель Его воли, но не как спаситель-богочеловек в христианстве. Хотя происхождение Мессии из дома Давида постулировалось, претендент должен был доказать подлинность своих притязаний делами - в эпоху Второго храма невозможно было проследить генеалогию, восходящую к Давиду.

Законоучители Талмуда разработали представление о Мессии как о царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в конце времен. Он будет орудием установления царства Божия. Царь-Мессия именуется малка мешиха (по-арамейски) бен Давид или машиах бен Давид . Время избавления называется йемот х а-машиах (`дни Мессии`). С приходом Мессии должны сбыться библейские пророчества: Мессия победит врагов Израиля, вернет народу его землю, примирит его с Богом и принесет ему духовное и физическое благоденствие. Мессия будет пророком, воином, судьей, царем и учителем Торы. В апокалипсической литературе упоминается также Мессия из колена Иосифа (или Эфраима ; см. также Колена Израилевы), который придет раньше Мессии, сына Давида, и погибнет в сражении с врагами Израиля. Идея Мессии из колена Иосифа («Мессия, сын Иосифа») и его гибели, возможно, навеяна образом Бар-Кохбы и поражением его восстания. В более поздних талмудических источниках национально-политические мотивы в значительной мере уступают место духовно-мифологическим.

Согласно этим источникам, Мессия родился в Бет-Лехеме (или Иерусалиме) в день разрушения Храма. Он пребывает до поры сокрытым - в Риме или на небесах (в позднем мидраше), - оплакивая страдания народа и собственное бессилие, чтобы явиться, когда придет час избавления. Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что «имя» (то есть идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим, сам Мессия наделен предмировым существованием (Пси. Р. 36:161). Все законоучители считали, что Мессия будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Мессией будет сам воскресший Давид, а другие - что Мессия лишь будет носить имя Давид. Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкиях у в роли Мессии. Встречается также имя Менахем бен Хизкиях у, которое может быть отнесено к руководителю антиримского восстания (см. Зелоты), либо просто символизировать грядущее «утешение» (Менахем - буквально `утешитель`). Мессию отождествляют даже с Иех удой х а-Наси (Санх . 98б). Иногда Мессией именуется Шалом (`мир`). В ранних источниках не упоминается «страдающий Мессия» - эта концепция появляется лишь в 3 в. Еще позднее страданиям Мессии был придан искупительный смысл (Санх . 98б; Пси. Р. 1626), хотя и иной, чем приданный христианством жертвенной смерти Христа.

Мессия может явиться в смиренном обличье, верхом на осле (ср. Зх. 9:9), или триумфатором, восседающим на тучах (ср. Дан. 7:13). О чисто человеческой природе Мессии свидетельствует то, что рабби Акива признал Мессией Бар-Кохбу (хотя он же говорил, что Мессия займет престол рядом с Богом). Талмудический источник явно приписывает Мессии бессмертие (Сук. 52а), а мидраш (главным образом поздний) особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю. В мировоззрении законоучителей Талмуда Мессия не заменяет ни Бога, ни Торы. В 4 в. Х иллел бен Гамлиэль отрицал приход Мессии (за что подвергся порицанию), не отвергая при этом грядущего избавления. В мидраше имеется утверждение, что подлинным избавителем явится не Мессия, а сам Бог.

Средневековый иудаизм не получил в наследство от предыдущего периода еврейской истории цельной и последовательной концепции Мессии, мессианских времен и грядущего мессианского века. Хотя средневековое еврейское мессианство основывалось на более ранних источниках, оно является продуктом позднейшей мысли и исторического опыта.

Политическая неустойчивость и непрекращающиеся войны между Византией и Ираном привели на рубеже 6–7 вв. к появлению мессианской литературы, легшей в основу средневековых еврейских представлений о веке Мессии. В псевдоэпиграфической книге Зрубавела описаны видения последних дней и прихода Мессии, которым должно предшествовать явление императора Армилуса (от имени первого римского царя Ромулус) - сына Сатаны и скульптурного изображения женщины. Он покорит весь мир, объединив его в служении Сатане (воплощенном в нем самом). Евреи во главе с Мессией из колена Иосифа, которому будет помогать женщина по имени Хефци-Ва, вступят в войну с Армилусом. И хотя этот Мессия будет убит, Хефци-Ва спасет Иерусалим, а ее сын, Мессия из дома Давидова, победит Армилуса, и начнется мессианский век. Возможно, книга Зрубавела написана под влиянием побед византийского императора Ираклия (в частности, над персами), которые казались еврею, живущему в Эрец-Исраэль, первыми шагами к созданию всемирной христианской империи. Мессия должен был победить не ослабленную и разделенную, но единую и мощную империю, в которой концентрируются все враждебные еврейству силы.

На основе книги Зрубавела сложилась обширная апокалипсическая литература, предвещающая войны Мессии, его победу и конец галута. Отличительной чертой этой литературы является отсутствие доктринального теологического элемента: апокалипсическое будущее только описывается, но не объясняется: вопрос о том, что должен делать еврей, чтобы способствовать грядущему избавлению, не затрагивается. В эпоху средневековья, когда в рамках иудаизма соперничали различные религиозно-идеологические течения, апокалипсическая литература была приемлемой в любой стране для всех евреев: философ-рационалист, мистик, каббалист или приверженец раввинистического традиционализма - все могли принять описание мессианского будущего, содержащееся в книге Зрубавела и сходных сочинениях. Некоторые произведения апокалипсической литературы относятся к еще более раннему периоду, чем книга Зрубавела. Одно из важнейших произведений апокалипсической литературы «Отот Машиах» («Знаки Мессии»): в нем перечислены события, которые должны предшествовать приходу Мессии. Литература такого рода оказала огромное влияние на средневековое еврейство.

Однако существовали и неапокалипсические концепции мессианского века. Большинство еврейских философов отвергали апокалипсические представления: однако Са‘адия Гаон включил в свое сочинение «Эмунот ве-де‘от» («Верования и воззрения») пересказ описания мессианских времен из книги Зрубавела. Маймонид и его последователи рассматривали приход Мессии как политическое освобождение еврейского народа, не связывая его с каким-либо космическим переворотом или апокалипсическими ожиданиями. Маймонид отождествил царство Мессии с государственным устройством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права: утопический элемент мессианской идеи сведен к минимуму: в царстве Мессии каждый еврей сможет беспрепятственно предаваться созерцательному, философскому познанию Бога.

В сочинении «Иггерет Тейман» («Йеменское послание») Маймонид отвергал с этих позиций мессианские притязания некоего йеменского еврея (см. Мессианские движения). Аврах ам бар Хия (1065? -1136?), философ-рационалист, близкий к неоплатонизму, пытался в сочинении «Мегиллат х а-мегалле» («Свиток провидца») установить дату прихода Мессии с помощью астрологических вычислений.

Мессианские спекуляции и попытки вычислить дату прихода Мессии были постоянной чертой еврейской культуры в средние века и начале нового времени. Иногда эти даты совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа (крестовые походы , «Чёрная смерть» , изгнание из Испании , погромы Б. Хмельницкого). Ожидания прихода Мессии неизменно оказывались тщетными: это объяснялось якобы недостаточной праведностью евреев, и устанавливалась новая дата его прихода. Так как одним из основных элементов мессианской концепции является предвидение «мессианских мук» (хевлей машиах ), которые будут предшествовать приходу Мессии, наиболее трагические моменты еврейской истории (войны, гонения) неизменно сопровождались ростом мессианских настроений.

Несмотря на существовавшую в средние века еврейскую идею личного посмертного воздаяния, вера народных масс в апокалипсическое избавление не ослабла. Вера в Мессию и ожидание его прихода стали одним из прочно установленных принципов иудаизма, который Маймонид включил в число тринадцати догматов еврейской религии. Но если Маймонид старался придать мессианским чаяниям рационалистическую окраску, то среди сторонников движения Хасидей Ашкеназ были весьма распространены мессианские спекуляции. Правда, в своих экзотерических сочинениях лидеры движения, в том числе Эл‘азар бен Иех уда из Вормса, указывали на опасность мессианских спекуляций и веры в лжемессий. Однако в эзотерических сочинениях и ряде других источников содержатся свидетельства о широком распространении такой веры среди сторонников и лидеров движения Хасидей Ашкеназ.

Начиная с 13 в., особенно после публикации книги Зох ар , мессианские спекуляции и вера в близкий приход Мессии становятся преимущественно достоянием каббалистической литературы (см. Каббала). Зох ар следует аггадической традиции, рассматривая избавление не как результат имманентного прогресса истории, но как сверхъестественное чудо, связанное с постепенным озарением мира светом Мессии. Когда дух нечистоты будет изгнан из мира и Божественный свет беспрепятственно воссияет Израилю, свершится восстановление мировой гармонии, царствовавшей в Саду Эдемском до грехопадения Адама . Ничто не будет отделять творение от Творца. В последнем разделе книги Зох ар это пророчество дополняется предсказанием освобождения народа Израиля от всех ограничений, наложенных на него Торой в галуте: после искупления раскроется истинный, мистический смысл Торы, выражаемый символом Древа жизни и противопоставляемый Древу познания, в котором различаются добро и зло, положительные и отрицательные предписания.

Изгнание евреев из Испании (1492) сопровождалось небывалым ростом мессианских настроений: каббалисты с уверенностью предсказывали сроки прихода Мессии. Разочарование в этих несбывшихся предсказаниях повлекло за собой переосмысление мессианской идеи: мессианская тема стала предметом мистических спекуляций каббалистов Цфата (см. И. Лурия . Х. Витал), которые придали понятиям галута и искупления универсальный космический смысл. В лурианской каббале галут народа Израиля является лишь выражением великой космической катастрофы: на еврейский народ возлагается миссия восстановить с помощью Торы и мицвот совершенство мира, освободить искры Божественного света из плена, собственными активными усилиями приблизить искупление. Образ Мессии претерпевает известную трансформацию: Мессия не принесет избавления, но завершит его. Мессианские задачи возлагаются на весь еврейский народ. Новая интерпретация мессианизма способствовала развитию в еврейском народе чувства ответственности за свою судьбу и подготовила великое мессианское движение, возглавленное Саббатаем Цви .

Саббатианство явилось выражением кризиса средневекового миросозерцания и провозвестником новой эпохи: отказ от пассивного ожидания пришествия Мессии и стремление приблизить наступление мессианского царства собственными человеческими силами, хотя и облеченные в средневековые идеологические формы, подготовили переход к светской концепции избавления, согласно которой народ должен взять свою судьбу в собственные руки. Эта революционная концепция стала одновременно и новым выражением исконных мессианских чаяний еврейского народа, и отрицанием традиционных форм, которые эти чаяния принимали на протяжении веков после поражения мессианских движений эпохи Второго храма.

В отличие от религиозно-сионистских кругов, видящих в создании Государства Израиль начало избавления (атхалта ди-геулла ), фундамент, заложенный по Божьему промыслу человеческими руками, на котором Он воздвигает Свое здание, ортодоксальные круги, группирующиеся вокруг партии Агуддат Исраэль , сохраняя строго традиционную концепцию Мессии, признают Государство Израиль как секулярное политическое образование и отвергают лишь мессианские претензии сионизма. Иудаизм как религия и цивилизация сохранился, несмотря на выпавшие на долю еврейского народа бедствия и испытания, в значительной степени благодаря непоколебимой вере в мессианское будущее. Еврейское мессианство, несмотря на присущие ему мистические и апокалипсические черты, никогда не отказывалось от земной в своей основе ориентации, от трактовки мессианских преобразований мира в исторических и социально-политических понятиях. Оно стало в истории человечества источником и прообразом всех форм мессианизма - религиозных и политических, национальных и интернационалистических.

КЕЭ, том: 5.
Кол.: 307–314.
Издано: 1990.