Корень мандрагоры эффект. Где растет корень мандрагоры. Корень мандрагоры. Описание корня манрдрагоры

Интересна во многих отношениях. Во-первых, с ней связано очень много древних легенд, возникших задолго до нашей эры. Роль мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых психотропных, снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл М. «человекоподобным растением», а Колумелла — «травой-получеловеком»). Более того, мандрагора была культовым растением в зороастризме - религии персидских огнепоклонников, и играла в этой религии очень важную обрядовую роль. Корневище мандрагоры может достигать метра и более в длину; оно часто принимает причудливые формы, напоминающие человеческое тело. За это мандрагору в древности наделяли сверхъестественными свойствами. Плиний Старший утверждал, что - это самец, а черная - самка. В некоторых народных традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им в духе народной этимологии соответствующие названия: mandrake и womandrake.. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах мандрагоры), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль. В Книге Бытия повествуется о том, что Лия зачала и родила от Иакова пятого сына после того, как "купила" его за мандрагоровы яблоки, найденные ее сыном Рувимом, у Рахили. (Быт. Глава 30, стихи 14-23). , которая согласно кабалистическим верованиям является символом единения, могла использоваться в древнем Израиле в тайных мистических обрядах. В Греции мандрагору связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей - считалось, что с помощью колдовского снадобья из мандрагоры Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь. Юноши носили иногда кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета. Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана с нечистой силой - с дьяволом: в Аравии распространено поверье, что ночью мандрагора светится, в связи с чем ее называют "свечой дьявола". Также часто мандрагору связывали с ведьмами: в средние века мандрагора в ряде европейских традиции именовалась "цветком ведьмы", считалось, что с помощью мандрагоры они могли лишить человека красоты и рассудка, околдовать, причинить вред. У германских народов из корня мандрагоры изготавливали изображения домашних богов - альрунов. Там же, в Германии, крестьяне изготовляли из зерен проса глаза для своих мандрагор и обходились с ними весьма любезно: купали, одевали, заботливо укутывали на ночь, иногда уложив в гроб. Все это они делали, чтобы получить возможность советоваться с мандрагорой по важным вопросам. По-старонемецки мандрагора называется "Alruna", слово это происходит от слова "руна", которое означало тайну, нечто сокровенное, а затем стало наименованием одной из букв древнего германского алфавита. Бытовало поверье, что корень мандрагоры служит могущественным сгустителем астральной энергии, а свойственная ему форма человека рассматривалась как основание для фантастических теорий магов, желавших найти в нем жизненный эликсир. Во Франции мандрагору считали близкой эльфам и называли "main-de-gloire" (рука славы) или "magloire". Томас Браун в 1646 писал о питающем ее жире и семени повешенных. Дно из названий мандрагоры « Покрик» связано с легендой, что при выдергивании из земли мандрагора будто бы издает дикий крик, способный свести человека с ума. Варварский средневековый обряд добывания корня мандрагоры состоял в том, чтобы к подкопанному корню необходимо было привязать черную собаку, заткнуть себе уши смолой или воском (чтобы не услышать крика и стонов корня, несущих смерть) и заставить собаку выдернуть мандрагору. Бедная собака, разумеется, после этого издыхала, но в руках у выжившего счастливца оставался сочный спелый волшебный корень. В магии ренессанса и в раннем современном оккультизме мандрагора использовалась как фимиам, находящийся под влиянием луны. В Мекленбурге (регион на севере Германии) мандрагору ранее подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие, пророческие сны. На Аппенинском полуострове эротический культ мандрагоры просуществовал до начала 20 века. В этом культе мандрагора рассматривалась как растение жизни и смерти и считалась магическим любовным и возбуждающим средством. Растение собирали в полнолуние между Пасхой и праздником Вознесения.

2. Ботаника и химия

Это малень­кое невзрачное растение окута­но мифами как ни одно другое. С древних вре­мен ему припи­сывали всевоз­можные свойс­тва - как бла­готворные, так и очень опасные. Уже в Ветхом Завете плоды мандрагоры упоминаются в качестве афродизиака и чудесного средства от бесплодия. В античнос­ти и в средние века на Востоке и в Европе ее активно использовали в медицине - как снотворное и обез­боливающее при операциях.

Мандрагору упоминали в своих трудах Диоскорид, Плинии (старший и млад­ший), Гален, Авиценна. В России даже в XVII веке это «сонное зелье» использовали в военно-полевой хи­рургии.

Этимология ботаничес­кого названия довольно туманна. Наиболее прав­доподобным считается ва­риант ее происхождения от санскритских слов «мандрос» - сон и «агора» - предмет, субстанция, что в сочетании интерпрети­руется как «бог сна».

Самое широкое при­менение мандрагора на­ходила в черной и белой магии - колдуны готови­ли из корней мази, втира­ние которых в подмышки вызывало галлюцинации и иллюзию полета, исполь­зовали их в качестве аму­летов для приворота и т.п. Ее знали под разными на­званиями - гомункулюс, антропоморфон, любовное яблоко, дьявольское ябло­ко, адамово яблоко.

По легенде, карфаген­ский полководец Ганни­бал во время 2-й Пунической воины однажды сде­лал вид, что покидает ла­герь. Вступившие туда вра­ги напились оставленного в сосудах вина, не обратив внимания на замоченные в нем корни. Ганнибалу оста­валось лишь вернуться в лагерь и прикончить обез­движенных варваров (что, как известно, не спасло его впоследствии от пора­жения).

Жанну д’Арк, по слухам, обвиняли в том, что она носила под латами корень мандрагоры, дававший ей власть над англичанами.

Все эти легенды и суе­верия обязаны своим появ­лением, с одной стороны, отдаленному сходству под­земной части мандрагоры с телом человека, с другой стороны - ее галлюци­ногенным свойствам. Все части растения ядовиты.

Род Mandragora из семейства пасленовых (So-lanaceae) включает все­го пять или шесть видов, распространенных в Юж­ной Европе, Средней Азии и Китае (Гималаи). Все они - травянистые расте­ния с сильно укороченны­ми подземными стеблями (каудексами). В мясистом главном корне накаплива­ются питательные вещес­тва. Ниже он обычно раз­дваивается, что и придает растению сходство с туло­вищем и ногами человека. В глубину корни некоторых видов уходят на 2 м.

Листья мандрагоры собраны в ро­зетку, их пластинки сильно гофрированы. У разных ви­дов они достигают в длину от 30 до 80 см.

В Европе встречаются два некрупных вида манд­рагоры - М. autumnalis (М. осенняя) в Восточном Сре­диземноморье, и М. offici-narum (М. лекарственная) в Северной Италии, Югос­лавии и Египте. В Туркмении растет мандрагора туркменс­кая (М. turcomanica). Это редкий исчезающий вид в СССР еще не так давно (1940-1960-е годы) даже пытались ввести в культуру -как перспективное пище­вое и лекарственное рас­тение».

Интересно, что по своему сезонному ритму она совершенно отличает­ся от других туркменских растений, но очень близка к средиземноморским (летом находится в состоянии покоя, а вегетирует с осени до весны).

Давно прошли време­на, когда корни мандраго­ры ценились на вес золота. В традиционной медицине ее больше не используют, только в гомеопатии. За­то некоторые иностран­ные питомники предлага­ют недорогой посадочный материал. Они стараются не упустить возможность, возникшую, благодаря бе­шено раздутой популяр­ности книг о Гарри Поттере.

Самая зимостойкая из всех, очевидно, мандра­гора лекарственная. По американской классифи­кации, она может расти в 5 зоне. В Подмосковье хо­рошо перенесла две про­шлых зимы.

Листья внешне напо­минают табачные или све­кольные, единственная их странная особенность - широко раскрытые днем розетки на ночь встают и закрываются, пряча лило-вато-зеленоватые цветки. Растению требуется глубо­ко обработанная водопро­ницаемая почва, открытое или слегка притененное в полдень место. В середине лета вся надземная часть отмирает. Относительно завязывания плодов в Под­московье сведения отсутс­твуют.

Корень мандрагоры — что это такое многие знают скорее из фильма про Гарри Поттера, чем из книг о лекарственных растениях. Между тем, мандрагора целебное и мистическое растение. Оно используется для терапии желудочно-кишечных патологий, устранения болезненных ощущений издревле.

Еще Гиппократ, известный древний лекарь, утверждал, что растение в малых дозах способствует устранению депрессивных состояний, страха, потому как обладает мощными седативными свойствами. Авиценна использовал «слезы» то есть сок растения в качестве препарата, способствующего устранению болевых ощущений, веснушек и пигментных пятен. Обладает растение и некими магическими свойствами. Мандрагору использовали с целью защиты от нечистых сил.

В средневековье растение обрело славу «ведьминого корня». В черной магии настои на основе растения применяли с целью лишения людей рассудка. Ведьмы подливали сок мандрагоры своим соперницам. Они верили, что таким способом лишат их красоты. Растение, выкопанное под виселицей, по старинным поверьям, делало своего хозяина непобедимым. Вырезанные из корневищ фигурки при соблюдении определенных правил, приносили несказанный успех и удачу.

Растение обладает обезболивающими, противоспазматическими свойствами, способствует понижению внутренней секреции во всех органах, в частности в легких, и тем самым уменьшению в них застоя жидкости, а также устранению бронхоспазмов.

Ботаническая характеристика мандрагоры

Мандрагора лекарственная является многолетним ядовитым растением, принадлежащим роду Пасленовые. Оно оснащено крупными короткочерешковыми цельными кудреватыми овальными или ланцетными листками, достигающими длиной семидесяти и более сантиметров, одиночными пятисантиметровыми голубоватыми, фиолетовыми или зеленовато-белыми цветками, темно-коричневым снаружи и белым внутри мясистым, достигающим в длину метра корневищем. Плоды растения — желтые шаровидные ягоды, обладающие сладковатым нежным запахом, схожим с ароматом яблок.

Азия, Средиземноморье, Гималаи, Центральная и Южная Европа – ареал обитания мандрагоры.

Как и когда необходимо заготавливать растительное сырье?

Ранее сбор сырья не обходился без различных ритуалов, часто вычурных и пугающих. Люди считали, что корневище растения способно кричать, лишать травников разума и даже убивать. С целью предупреждения этого, растение откапывали предварительно нарисовав при помощи холодного железа магические знаки. Далее к мандрагоре привязывали собаку, в обязательном порядке черного цвета. Люди затыкали уши и манили собаку чем-то вкусным. Она же, в стремлении к лакомству, вырывала корневище.

Сегодня растение заготавливается без различных магических штучек. Сбор корневищ рекомендуют осуществлять в конце летнего периода. Их выкапывают, промываю под проточной водой, измельчают и просушивают. Можно сушить сырье на улице, в тени или в хорошо проветриваемом помещении. С целью ускорения процесса можно просушить корни в специальной сушилке.

Корень мандрагоры — что это, состав и целительная сила

В растении содержится немалое количество:

  • тропановых гликозидов;
  • алкалоидов;
  • скополамина;
  • гиосциамина;
  • миристиновой кислоты;
  • фитостеринов.

Мандрагора обладает болеутоляющим, снотворным, седативным, противоспазматическим и анестезирующим воздействием.

Препараты на основе растения способствуют:

  • понижению внутренней секреции;
  • устранению спазмов;
  • нормализации функционирования ЦНС;
  • устранению болезненных ощущений;
  • терапии подагры , ревматизма, отеков , опухолей, морской болезни.

Рецепты лекарств на основе мандрагоры для терапии различных патологий

➡ Подагра, ревматизм: применение целебной настойки. Порежьте меленько высушенное корневище растения и засыпьте в емкость из стекла. Залейте корни спиртом. Полотно закройте емкость и оставьте в прохладном затемненном помещении на две недели. Периодически состав необходимо встряхивать. По истечении двух недель, профильтруйте жидкость и перелейте в удобную для хранения бутыль. Употребляйте по десять капелек лекарственного средства при появлении болевых ощущений.

➡ Приготовление средства, способствующего устранению отеков и опухолей. Измельчите корневища растения до порошкообразной консистенции и соедините с натуральным медом и молоком. Используйте для компрессов и примочек.

➡ Эффективное средство в борьбе с веснушками и пигментными пятнами. Отожмите из свежих корневищ сок. Используйте его для обработки кожи.

➡ Гематомы, кровоподтеки, ушибы: терапия мандрагорой. Порежьте меленько корни растения, отожмите сок. Далее разведите его в равном соотношении с водой. Используйте для примочек. Такого же лечебного эффекта можно достичь, применяя настойку, смешанную с водой, в соотношении 1:10.

Противопоказания!

Категорически запрещено использовать рассматриваемое растение при беременности, кормлении грудью и индивидуальной непереносимости. Нельзя лечить препаратами мандрагоры маленьких детей, а также использовать составы для терапии той или иной патологии без предварительной консультации у лечащего врача.

Растение ядовито. Злоупотребление средствами из него, так же как и превышение рекомендованных в рецептах дозировок чревато появление тошноты, рвоты, ксеростомии, сонливости, недомогания, головных болей , приступов удушья.

немного мифического...давно ничего такого не писала.хотя это растение самое настоящее и реально существующее(!).(может кто об этом и знал,но только не я).

в любом случае,начиная отсюда буду писать о психотропных травках.как вам эта идея? ;))

Мандрагора(Альрауне)

миф :

Растение мандрагора и корень мандрагоры с древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии.

" Роль мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определенных снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл мандрагору "человекоподобным растением"). В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им (в духе народной этимологии) соответствующие названия: ср. англ. mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый мандрагорой при ее выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую мандрагоре, при выкапывании растения сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

Существовало поверье о происхождении мандрагоры из поллюции повешенного человека (ср. нем. название мандрагоры: Galgenmännlein, букв. "висельничек"). Хильдегарда Бингенская (XII в.) считала, что мандрагора возникла там, где был создан Адам. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах мандрагоры), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль (Быт. 30, 14-23). В Греции мандрагору связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей (считалось, что с помощью колдовского снадобья из мандрагоры Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь). Юноши носили иногда кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета. В средние века представления о способности мандрагоры вызывать зачатие обусловили появление целой индустрии изготовления поддельных мандрагоровых корней. Мандрагора с древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии.

Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана с нечистой силой - с дьяволом (в Аравии распространено поверье, что ночью мандрагора светится, в связи с чем ее называют "свечой дьявола"), с ведьмами (в средние века мандрагора в ряде европейских традиции именовалась "цветком ведьмы"), колдуньями (считалось, что с помощью мандрагоры они могли лишить человека красоты и рассудка, околдовать, причинить вред).

Вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым, помогает обнаруживать сокровища, может использоваться для предсказаний и пр.

В "языке цветов" мандрагора - знак редкого, необычного"

Существует очень мало растений, которые бы в такой степени захватывали людское воображение и даже подсознание. На протяжении многих тысячелетий и вплоть до недавнего времени МАНДРАГОРА считалась растением, по преимуществу, священным. Ассирийцы использовали ее как снотворное и обезболивающее средство; в том же качестве значительно позднее она была известна знаменитому Диоскориду - греческому военному хирургу в армии Нерона, который использовал мандрагору в ходе своих хирургических вмешательств.

Жак Бросс о мандрагоре в книге Магия Растений

В этом же аспекте представил нам ее в V веке до нашей эры великий Гиппократ, который, тщательно изучив действие мандрагоры, уточнил, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и депрессии. В более значительных количествах она вызывает странные сенсорные впечатления, близкие к галлюцинациям. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает седативное и снотворное действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью. Короче говоря, мандрагора является, вероятнее всего, наиболее древним анестезирующим средством. В то же время она была известна среди первых возбуждающих средств. Довольно удивительным в этой связи является то, что мандрагора фигурирует в Библии.

Теофраст рассказывает нам о довольно странной практике, которой должно сопровождаться вырывание растения из земли. Это можно делать только вечером. Прежде всего, фармацевт склоняется в направлении заходящего солнца и воздает должное божествам ада, то есть теллурическим силам. После этого он очерчивает никогда не бывшей в употреблении железной шпагой три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая при этом лицо, чтобы уберечься от зловещих эманации, которые проникают в тело, надувая его, если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения самому, потому что оно издает при этом такой крик, от которого можно умереть или сойти с ума.(Шекспир в “Ромео и Джульетте”: “…как стоны мандрагоры, Сводящие с ума сынов Земли…”) Потому, тщательно закрыв уши воском, фармацевт привязывает к растению собаку, а затем бросает ей кусок мяса, к которому она не могла бы дотянуться. Собака кидается к мясу и падает замертво. Но мандрагора уже вырвана из земли.

О необыкновенных свойствах растения мандрагора

Из этого можно заключить, что такое опасное занятие заслуживало высокого вознаграждения. Но это уже не имело значения, потому что мандрагора сама с лихвой вознаграждала своего владельца. Достаточно было закрыть ее в сундуке для того, чтобы она удвоила количество содержавшихся в нем монет. В ту эпоху мандрагора стала, соответственно, чем-то вроде ludion chtonien, антропоидным эгрегором, что видно и по действительно странной форме его корней.

Поговаривают даже, что некоторым магам удавалось «оживить» эти корни, то есть сделать из них настоящих гомункулусов.

В Средние Века это растение, греческое название которого означало просто-напросто «вредный для хлевов», то есть для скота, на французском языке именовалось «рука славы», в то же время как в немецком и в древнем английском языках имя растения идентифицировалось с феей древних германцев - Алруной. Залог процветания, обеспечивающий своему владельцу успех в любви и во всех других предприятиях, мандрагора стала универсальным талисманом, объектом плодотворной и секретной торговли. Для придания ей желаемого вида мандрагору культивировали в горшках специальной формы, которые позволяли приукрашивать и даже «вылепливать» в нужном направлении корень растения; наконец, шарлатаны создавали корень мандрагоры из совершенно иных видов, используя для этой цели корни брионии, в которые в необходимых местах вставлялись зерна ячменя или проса; прорастая, они образовывали пряди волосков. Эта торговля сохранилась до наших дней; в 1930 году подобные мандрагоры можно было купить в крупных магазинах Берлина.

Своей репутацией мандрагора, прежде всего, обязана тому, что в Средние Века это растение входило в состав приворотного зелья. Но каковы бы ни были области экстравагантного применения мандрагоры, она и ее корень на самом деле обладает своеобразными свойствами. Являясь чрезвычайно токсичным средством, растение служит одновременно настолько сильным анестезирующим средством, что человек, находящийся под его воздействием, кажется мертвым: вероятно, мандрагора возбуждает чувственность; вызываемые ею видения, галлюцинации и бредовые состояния могут привести к слабоумию, что в свое время было замечено Гиппократом.

Интерпритация качеств мандрагоры и ее корня

Все сводится к тому, что мандрагору идентифицировали с духом мертвых. Прежде всего, об этом говорит ее древнее латинское наименование - Atropa, перешедшее затем к белладонне, которая характеризовалась несколько похожими свойствами. Погребенный находит мандрагору; выкапывание, же ее является видом святотатства, наказываемого смертью; другими словами, невозможно принести жизни смерть, не обменяв ее на другую жизнь. Если пользоваться при выкапывании собакой, то во всех мифологиях пес ассоциируется со смертью, с подземным миром, где он является проводником своего мертвого хозяина. Можно даже задать себе вопрос о том, не становится ли душа пса в момент агонии поглощающей, заменяемой душой мандрагоры. Подобная интерпретация подтверждается верованием, которое широко было распространено в период средних веков: растение рождается под виселицей, из спермы повешенных. Эта традиция связывала мандрагору с «рукой славы», которая на самом деле была рукой повешенного, подвергнутой в ходе магической церемонии мумификации. Свойства растения мандрагора, объединившего смерть и сексуальность, базировались, следовательно, на том, что растраченное семя вновь восстанавливается, но уже на пользу счастливого обладателя корня.

Факты :

Мандрагора - это растение из рода многолетних трав семейства паслёновых. В природе имеется несколько видов мандрагоры: в Средиземноморье и Средней Азии, в Гималаях. Наиболее распостраны виды мандрагоры Mandragora Autumnalis (мандрагора осенняя), Mandragora Officinarum или Mandragora Officinalis (мандрагора лекарственная), Mandragora Turcomanica (мандрагора туркменская), Mandragora Caulescens (мандрагора стеблевая) и Mandragora Vernalis (весенняя мандрагора). Корень мандрагоры обладает выраженным психотропным действием.

Разные виды растения мандрагора (mandragora)

Лекарственная мандрагора (mandragora officinalis) произрастает в Южной Европе и особенно обильнj в Калабрии и на Сицилии. Ее фиолетовые цветки появляются осенью, тогда как цветы диких видов мандрагор появляются весной и имеет светло-зеленоватый оттенок.

Весенняя мандрагора (mandragora vernalis) считается мужским видом и произрастает в более северных районах. От женской мандрагоры мужская отличается более толстым корнем беловатого цвета как снаружи, так и внутри, ярко выраженным неприятным возбуждающим запахом, который распространяется от листов и цветов растения, его плоды значительно больше, чем у женской разновидности, напоминают маленькие желтые яблоки и издают сладкий и нежный запах. Именно плоды этого растения египтяне считали средством, возбуждающим чувственность. К ним эти знания перешли от арабов, называвших эти плоды “яблоками дьявола” из-за вызываемых ими возбуждающих снов, но также и “яйцами духов”.

Мандрагора туркесменская (mandragora turcomanica) обитает в Западном Копетдаге, это реликт третичной флоры.

Корень мандрагоры. Описание корня манрдрагоры

Корень мандрагоры темно-коричневого цвета снаружи и белого внутри; он удивительным образом раздваивается, вызывая ассоциации с туловищем, заканчивающимися бедрами. Немного пофантазировав, в этом корне можно обнаружить то, что пифагорейцы называли Anthroporphon (человеческий силуэт), с головой, находящейся немного выше над уровнем земли и снабженной пышной шевелюрой листьями, и два других побочных корня; занимающих место передних конечностей.

Содержание алкалоидов в растении мандрагора

В мандрагоре, и прежде всего в корнях, содержатся следующие алкалоиды, оказывающие действие на человека:
1. Атропин (atropine): 8-methyl-8-azabicyclooct-3-yl) 3-hydroxy-2-phenyl-propanoate.
2. Скополамин (scopolamine): (-)-(1S,3S,5R,6R,7S,8S)- 6,7-epoxy-3-[(S)-tropoyloxy]tropane.
3. Гиосциамин (hyoscyamine): 8-methyl-8-azabicyclooct-3-yl) 3-hydroxy-2-phenyl-propanoate.
4. Мандрагорин (mandragorine): Cl7H27O3N.

Мандрагору иногда используют как сильнодействующее галлюциногенное средство. Растение и корень часто упоминается в колдовских рецептах в средние века. Атропин и скополамин ядовиты, из-за чего прием мандрагоры категорически противопоказан, поскольку возможны тяжелейшие побочные эффекты, а в некоторых случаях - и смертельный исход. Употребление корня мандрагоры может причинить непоправимый вред: потерю памяти, когнитивные нарушения функции мозга. Близкими родственниками мандрагоры, являются растения белена и беладонна, обладающие схожим психоактивным действием.

Использование корня мандрагоры в медицине

Мандрагора является одним из наиболее древних анестезирующих средств, так же обладает анальгетическим (болеутоляющим), успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь.В V веке до нашей эры действие мандрагоры представил великий Гиппократ, который уточнил, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и депрессии. В более значительных количествах мандрагора вызывает странные сенсорные впечатления и галлюцинации. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает седативное и снотворное действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью.

Авиценна называл мандрагору идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать 2 грамма сока растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же “слезами” сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.

Употребление мандрагоры: настойка из корня

По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Настойка мандрагоры готовится так: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1 к 4) две недели, затем процеживают. Принимают по 3…10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

В этой статье про корень мандрагоры использован материал автора Lois с сайта Parasciences - Конференции психоделических исследований и пограничных наук. Приводится описание опытов с растением мандрагора и личный опыт употребления корня мандрагоры.

история: о мандрагоре и аскетах

Еще раз о мандрагоре я узнал много лет спустя. Однажды мой друг поведал мне такую историю со слов Доза-ламы. К Доза-ламе приехали в гости два аскета и захотели попробовать настойку из корня Мандрагоры. Они попросили Доза-ламу набрать для них корня растения, что он и сделал. Он показал им, какую дозу следует принять, но эти аскеты решив, что они крепкие ребята, приняли в 3 раза больше. Доза-лама куда-то ушел, оставив аскетов у себя дома. В это время в поселке пропало электричество и аскетам показалось, что весь посёлок полон гэбэшниками. Один аскет пошел в другой посёлок находящийся на расстоянии 40 километров. По дороге он полностью разделся и выкинул одежду. Другой аскет оказался умнее: он остался дома, но пытался пройти сквозь стену, что ему удалось. Он несколько раз проходил сквозь стены, оказываясь то в доме, то вне него. Наконец одна стена его не пропустила и он разбил себе голову.

Личный опыт употребления корня мандрагоры

История про мандрагору меня заинтересовала. Я подумал, что неплохо попробовать бы этого корня и когда мы ехали в поезде обратно домой, я узнал, что одна девушка, которая была с нами, купила целый пакет корня Мандрагоры у местного жителя. Я попросил ее дать мне один корень, что она с удовольствием и сделала. Корень, который мне она дала, оказался похожим на фигуру человека. Приехав домой, я поместил корень мандрагоры в ящик стола и забыл о нем. Обнаружил я этот корень только спустя полгода. Корень за это время полностью высох. И вдруг мне очень захотелось попробовать этот таинственный корень. Правда, я не знал, какую дозу принять. Я отрезал небольшой кусок корня и бросил его в чашку с кипятком. Мне пришло в голову, что так как корень волшебный, то надо совершить какой-то обряд перед тем, как пить из него настойку. Я не придумал ничего лучше, как снять с пальца кольцо с лунным камнем и бросить его в чашку. Затем прикрыл чашку руками и немного поболтал. На этом я решил, что волшебный обряд завершен, и открыл чашку. Оказалось, что кольцо наделось на корень мандрагоры, что несколько меня испугало. Пришла в голову мысль о какой-то мистической свадьбе. Затем я выпил часть настойки. Действие началось минут через тридцать. Я ощутил неземное блаженство и все, что меня окружало, оказалось полным огромного смысла. Действие одной дозы мандрагоры продолжалось три дня. Никаких галлюцинаций не было, зато все, что мне говорили или говорил я, казалось чем-то особенным, и я постигал таинственный, волшебный смысл слова. Как только действие корня заканчивалось, я принимал новую порцию. Таким образом за месяц я этот корень полностью использовал. Правда, под конец стали летать какие-то синие огоньки по квартире.

Образы мандрагоры в современном творчестве

Мандрагора на киноэкране.

Например, в фильме «Лабиринт Фавна » Фавн дает героине волшебные корни мандрагоры, которые нужно положить под кровать Кармен для ее выздоровления. Капитан находит мандрагорный корень, Кармен сжигает корень в очаге и ей немедленно становится плохо и она умирает. В кинофильме «Плоть и Кровь » корни мандрагоры находят в земле, которая пропиталась испражнениями висельников. Герои картины откусывают каждый от корня: они верят, что теперь навсегда влюбятся друг в друга.

Корень мандрагоры в литературе.

В книге Ганса Гейнца Эверса «Альрауне » корень мандрагоры служит начальной точкой отважного эксперимента: зачатия с помощью спермы повешенного. В романе «Гарри Поттер и Тайная Комната » студенты колледжа под руководством профессора выращивали в своих оранжереях мандрагору. Они были уверены, что плач мандрагоры убивает человека. Сок мандрагор в книге используется для расколдовывания опасных заклятий. В повести Анджея Сапковского «Крещение Огнем » чародеи готовят из мандрагоры мазь, которая даёт ослепительную красоту. Они же применяют мандрагору для эликсира, дающего вечную молодость, а также получают из растения невероятно прущий самогон. Герои попивают мандрагоровую самогоночку, рассматривают корень растения и обсуждают способы его добычи.

Музыка и песни о корнях мандрагоры.

На первом альбоме группы Deep Purple «The Shades Of Deep Purple » есть композиция под названием Mandrake Root, что означает корень мандрагоры. У лидера группы “Сплин” Александра Васильева есть песня, которая так и называется - «Корень Мандрагоры »:

Кто танцевал с нами на Лысой горе в ту ночь,
Кто отводил от нас все несчастья и ссоры,
Он волшебный и сладкий,
Он целебный и сочный,
Корень Мандрагоры.

Многие растения - цветы, деревья, травы - издавна почитались разными народами, сообщает народный лекарь. В некоторых случаях с тем или иным растением была связана какая-нибудь легенда, например история с нарциссом. В других случаях люди обращали внимание на необычные условия, в которых живет растение, форму и запах цветка и другие специфические свойства, благодаря которым это растение и выбиралось в качестве символа.
Из измельченных листьев, плодов и корней многих растений получали различные вещества, используемые для приготовления мазей, настоек, эссенций, обладающих способностью воздействовать на разум и чувства человека.

В лечении многих болезней использовались растения, у которых листья, корни или плоды были похожи по очертаниям на органы или части человеческого тела. Например, для укрепления волос использовался длинный пушистый мох, растущий на дубах.

Но, пожалуй, наиболее таинственные и сильные магические свойства предписывались мандрагоре. Люди давно заметили, что ее корень по форме напоминает человека. Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением». В культурах некоторых народностей даже различали растения женского и мужского пола. В старинных травниках это растение обычно изображалось в виде человека с пучком листьев, растущих из головы.

Мандрагора обладает сильными наркотическими свойствами. Поэтому еще древние греки использовали ее в качестве средства для наркоза при хирургических операциях.
Она отождествлялась также с волшебным растением баарас, с помощью которого древние иудеи заклинали разных духов и демонов. Издавна корень мандрагоры использовался также как средство для лечения бесплодия - это свойство описано в одном из библейских сказаний.
По старинному преданию, от человеческого прикосновения мандрагора сжимается и издает при этом громкий крик, стараясь снова попасть в землю, из которой ее вытянули. Тот, кто услышит этот крик, либо умирает на месте, либо сходит с ума. Чтобы избежать этого, нужно окопать корень так, чтобы ослабла связь растения с землей, а затем обвязать его веревкой, привязав другой ее конец к собаке. Собака, послушная зову хозяина, выдернет из земли магический корень и сама станет жертвой проклятия этого волшебного растения. После этого корень становится для человека безопасным.
Во многих легендах мандрагора связывается с нечистой силой.
Например, в Аравии было распространено поверье, что мандрагора светится ночью, поэтому там ее называли «свечой дьявола». А в средневековой Европе это растение часто именовалось цветком ведьмы. Считалось, что с помощью мандрагоры колдунья может лишить человека красоты и рассудка, околдовать его.

Но вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым и помогает обнаружить спрятанные сокровища. Она использовалась также в медицине, а позже и в алхимии. Подсушенные корни носили в качестве амулета. Такое массовое поклонение мандрагоре вызвало в средние века появление целой «индустрии» изготовления фальшивых корней.
Мандрагора (Mandragora) - род травянистого растения семейства пасленовых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, иногда напоминающим человеческую фигуру, корнем. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение).
Листья крупные, кудреватые, цельные, длиной до 80 см, в густой прикорневой розетке. Обычно овальные или ланцетные. Цветки одиночные, состоящие из пятираздельной крупной чашечки, пятилопастного колокольчатого венчика, пяти тычинок и пестика, с одногнездною многосменностью завязью; зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Цветет в июле-августе. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода.

Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:
- Мандрагора (Atropa Mandragora);
- Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
- Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
- Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
- Мандрагора туркменская (Mandragora turcmanica).
Самым малоизученным видом является мандрагора туркменская говорит народный лекарь. Это многолетнее растение с толстым, веретено видным корнем, достигающим 60 см. Цветки зеленовато-белые, плод - шаровидная ягода желтого цвета диаметром 2-3 см, вполне съедобен. Она занесена в международную Красную книгу. Обладает поразительной живучестью: в отрыве от земли сохраняется способность к росту в течение года.
В 1973 году я глубоко изучал горы Байсун и Капыт-даг. В Туркменском Капит-даге нашел мандрагору. Я первый раз в жизни увидел своими глазами слезы этой легендарной растении. Их тогда консервировал и готовил из них гомеопатические разведения от одного до миллиона сотенной степени по методу Ганемана и до сих пор использую эти слезы как гомеопатическое средство для лечения больных.
Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum) и близкий европейский вид мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis syn. Atropa Mandragora, Mandragora praecox, Mandragora acaulis, Mandragora vernalis) относятся к семейству пасленовых (Solanoceae).
В диком виде они встречаются в Средиземноморье, Южной Европе и Средней Азии. Корень веретеновидный, мощный, мясистый, толстый, до 60 см длиной. Листья крупные, коротко черешковые, яйце видно-продолговатые, часто с неравно зубчатым краем. Цветоножки несут по одному цветку, имеющему большую пяти зубчатую чашечку и зеленовато-жёлтый венчик около 3 см в диаметре.
Плод серебристая и жёлтая шаровидная ягода.
В западной Туркмении (Копетдаг) в 1942 описан новый вид мандрагора туркменская (Mandragora turcmanica). Это многолетнее растение с распластанными на земле листьями, похожими на листья табака. Среди листьев к весне созревает гроздь - до тридцати оранжевых плодов, похожих на зеленые томаты, с запахом дыни. Цветет в мае. Плоды созревают в июле-августе.
Это одно из старейших на Земле лекарственных растений. Оно упоминается в папирусе Эберса, одном из первых письменных источников человечества по фототерапии, под забавным названием «дья-дья». Пифагор называл ее «человекоподобной».
В средние века верили, что обладатель мандрагоры приобретает на вечные времена молодость, любовь, красоту и счастье, что мандрагора помогает разыскивать зарытые клады. В общем, перспектива заманчивая, но выкопать её было не так просто. В средние века считали, что мандрагора растет только на могилах и местах казни.
Все эти суеверия были настолько распространены, что корень мандрагоры даже в книгах XV века изображался в виде фигуры человека. И только в 1560 году ботаник Бок в своем «Травнике» впервые изобразил мандрагору как обыкновенное растение.
Сок (слезы) мандрагоры применяли как абортивное средство, вводя его во влагалище. Сок из корней и плодов этого растения смешивали с вином и давали как снотворное средство.
Корни, плоды и семена мандрагоры лекарственной и осенней содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и другие алкалоиды утверждает народный лекарь. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. В корнях мандрагоры туркменской содержатся алкалоиды - найден гликоалкалоид соланин.
В настоящее время мандрагора в научной медицине практически не применяется. А в народной медицине ее изредка используют как болеутоляющее при подагре и ревматизме (наружно). Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств против желудочно-кишечных заболеваний, а также мышечных, суставных и невралгических болей.
В гомеопатии используется эссенция из свежей травы для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и головных болей, а препараты из корня при нарушениях кровообращения, нарушениях желчеотделения и заболеваниях печени, а также ишиасе.
Согласно гомеопатическим воззрениям - внешние черты указывают на целительную силу - корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак».
Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антистатических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.
Настойка: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3-10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.
Масло: нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.
Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применяют в виде лекарственных повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.
О мандрагоре упоминается во многих источниках - в древнеегипетских свитках, в работах греческих целителей. Мандрагора была хорошо известна и в Азии.
В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток».
Ассирийцы использовали мандрагору как снотворное и обезболивающее средство.
Греческий врач Диоскорид отождествлял мандрагору с «Цирцеей», или растением Цирцеи. О ней упоминается в «Одиссее»: «Корень был черный, подобен был цвет молока белизною,… людям опасно корнем его вырывать из земли, но богам все возможно». Усыпляющими свойствами мандрагоры Диоскорид пользовался для хирургических операций в армии Нерона.
Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.
Римский врач Гален отмечал качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.
Авиценна называл мандрагору «йабрухус- санам» - идол красавец, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать один дирхам сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам.
Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.
Ореол таинственности окутывает мандрагору с давних времен. О мандрагоровых яблоках (плодах) упоминается в Библии, как о средстве для обеспечения зачатия, которым воспользовались Лия и Рахиль.
В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы».
В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета.
В Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.
В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять.
Практически по всей Европе считалось, что мандрагора вырастает из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Мандрагора обладает поразительными магическими свойствами, но воспользоваться ими могут только настоящие профессионалы, владеющие всеми знаниями по применению этого растения.
Чаще всего мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов, утверждает народный лекарь. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.
Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему, создается очень мощный энергетический щит, способный, защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья.
С давних времен считалось, что мандрагора покровительствует торговым сделкам, особенно подпольным, секретным и нелегальным, предохраняя от раскрытия. Ее применяют в качестве талисмана для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.
Иметь в доме мандрагору является хорошим знаком. Ее аура будет притягивать достаток, богатство и благополучие. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом, ни днем, ни ночью.
Однако, наиболее востребована мандрагора в магии любовной, хотя область воздействия лежит больше на уровне физиологическом: она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину - «мужским».
В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.
В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных - оказывает седативное и снотворное действие. Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.
Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего в виде маятника.
Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего, целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой или кинжалом, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая лицо, во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику.
Как домашний талисман, мандрагора требует особого отношения. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку садят на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.
В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия: mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.
Испокон веком мандрагора привлекает магов своими волшебными свойствами, а простой народ - как мощное средство против сил зла. Это общеизвестно, также как и известно, то, что мандрагора обладает сильным наркотическим воздействием, может снять боль, погружать человека в состояние сна. Психотропные качества мандрагоры несметное количество мифов, легенд и грез вокруг этого растения, свидетельствует о природе знака Рыб (под управлением Нептуна).
Наркотическое и анестезирующее воздействие мандрагоры настолько мощное, что человека можно принять за умершего. Мандрагора возбуждает центры чувственности, а вызываемые ей видения, бредовые состояния и галлюцинации могут привести к слабоумию, что в свое время этого заметил еще Гиппократ, сообщает народный лекарь.
Ассирийцы использовали мандрагору как обезболивающее и снотворное средство. Гиппократ говорил, что в незначительных дозах мандрагора очень эффективна, как средство от страха и депрессии. При увеличении употребляемой дозы она способна вызвать довольно странные сенсорные впечатления, сродни галлюцинациям. Если дозы продолжать увеличивать, то мандрагора окажет седативное и снотворное действие и, вызывая, наконец, глубочайший сон, сопровождающийся с безпамятством.