Древнерусские меры длины. Старинные русские меры длины, веса, объёма

С введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

  • Городовая сажень ≈ 284,8 см
  • Большая сажень ≈ 258,4 см .
  • Греческая сажень ≈ 230,4 см
  • Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трёхаршинной (213,36 см) [ ] . По другому исследованию «косая, казенная» сажень ≈ 216 см
  • Кладочная сажень ≈ 159,7 см
  • Косая сажень , она же великая - расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248,9 см (по другим исследованиям: «великая, косая» ≈ 249,46 см, великая ≈ 244,0 см)
  • Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
  • Маховая сажень , она же народная - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Иван Великий в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых = 2,5 аршина ≈ 152-177,8 см
  • Морская сажень ≈ 183 см (по другому исследованию, 183,35 см)
  • Простая или прямая сажень ≈ 152,8 см (по другим исследованиям: 152,76 см или 150,8 см)
  • Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197 см (по разным исследованиям, 197 см или 1 968 мм , следует учитывать, что она была народной мерой измерения и потому точное значение могло различаться ).
  • Трубная сажень - мерили длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
  • Царская сажень ≈ 197,4 см
  • Церковная сажень ≈ 186,4 см
  • Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

История

Первое упоминание термина «сажень» содержится в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора . Сажень также упоминается и в других русских источниках XI века (тмутараканский камень (1068), Ипатьевская летопись).

Многие литературные источники указывают на то, что метрологическая реформа, в результате которой сажень была приравнена к 7 английским футам, была проведена ещё Петром I в начале XVIII века . На основе этого некоторые исследователи делают вывод о том, что в XVIII веке сажень равнялась 2,16 м . Однако соответствующий нормативный акт до сих пор не найден .

См. также

Напишите отзыв о статье "Сажень"

Примечания

Литература

  • Пилецкий А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 140.
  • Пилецкий А. Системы величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре // Архитектура СССР. 1980. № 10. С. 53.
  • Романова Галина Яковлевна. Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. - «Наука», 1975. - С. 19-32. - 176 с. - 9800 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сажень

– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?

Локоть – одна из исконно древнерусских мер, равная длине от локтевого сгиба до кончика среднего пальца, была введена уже в 11 веке.
Согласно различным источникам величина составляла от 38 до 47 см. Впрочем, примерно с 16 века локоть пользовался все меньшим спросом и спустя три столетия совсем был вытеснен аршином.

Аршин и шаг

Аршин по современным понятиям примерно равнялся 0,7112 м. Существует несколько теорий появления аршинной меры длины. Основная версия предполагает происхождение данной меры от среднего человеческого шага (по равнинной местности при среднем темпе ходьбы). Аршином именовали отрезок, равный примерно 70 см. Величина явилась базовой для более крупных мер длины или расстояния, вроде или версты. Теорию подтверждает «аршин». Корень («ар») в древнерусском языке обозначал «поверхность земли». Стало быть, эта мера могла использоваться именно для определения расстояния, пройденного пешком. Впрочем, существовало и другое, более очевидное, название аршина - шаг.

Известно, что купцы при реализации товара для быстроты и большего удобства мерили «от плеча» либо специальной линейкой с нанесенными делениями, именуемой «аршином». Но со временем, во избежание обмера был введен своего рода эталон («казенный аршин») в виде деревянной линейки с государственным клеймом, наклепанным по обоим концам рейки.

Шаг (71 см) использовался при необходимости измерить относительно небольшое расстояние. Кроме того, длина могла рассчитываться «малыми саженями» или парами шагов взрослого человека. Например: раз-два - один, раз-два - два, раз-два - три. Существовала и «казённая » равная трем шагам взрослого человека (раз-два-три - один, раз-два-три - два…)

Пядь

Пядь тоже считалась старорусской мерой длины, применялась для более мелких величин. Примерно в 17 веке «пядь» была переименована в «четверть аршина» («четверть», «четь»). Было удобно даже на глаз выделить из пяди половину (равную двум вершкам), а также ¼ пяди, соответственно, приравниваемую к вершку.

Существовало две разновидности пяди: малая и большая. Малая пядь равнялась 17,78 см и представляла собой расстояние от большого до указательного пальцев. Большая пядь (22-23 см) – расстояние от большого пальца до мизинца.

Вершок

1/16 аршина, 1/4 четверти равнялся вершок, 4,44 см в современной системе. Термин восходит к лексеме «верх». В литературе 17-го столетия встречаются упоминания о долях вершка (полвершки и четвертьвершки и тому подобное).

Сажень

Наиболее распространенной и востребованной мерой длины на Руси являлась сажень. Саженей было более десяти, все они различались по длине, а также назначению. «Маховая сажень» - являла собою расстояние между кончиками средних пальцев рук, расставленных в стороны, и составляла около 1,76 м. «Косой саженью» (2,48 м) именовали промежуток между носком левой ноги до кончика среднего пальца вытянутой вверх правой руки. Со временем, в строительном быту для удобства стали использовать саженные веревки и деревянные «складени».

Верста

Верстою именовалось расстояние, покрытое от одного поворота плуга до последующего. Величина версты варьировалась до тех пор, пока в 1649 году не ввели понятие «межевой версты», кратную одной тысячи саженей. А в 18 столетии появилась и «путевая верста» в 500 саженей.

Фут и дюйм, которыми стали пользоваться уже в России, по величине кратны английским мерам.

Дата: 2013-09-30

Все мы знаем, что есть такая древнерусская мера длины – сажень, которой измеряли земельные участки и использовали в строительстве. Кроме этого, все слышали и часто применяют фразу «косая сажень в плечах», характеризуя здорового, физически развитого человека. Мне захотелось узнать больше – что же такое эта сажень, почему она косая, и, раз уж бывает косая, то наверняка есть еще какая-нибудь. Итак, перед вами история сажени, которая, как и многие другие на нашем сайте, оказалась весьма неоднозначной.

Древние зодчие не знали метров и сантиметров, им были неизвестны методы вычислений с помощью дробей и корней из чисел. При этом они могли строить абсолютно гармоничные здания и сооружения, в которых человек и сегодня себя чувствует удивительно комфортно.

Прежде всего, оказалось, что сажень – это не совсем мера длины, а скорее - средство измерения пространства. Основой сажени являются параметры человеческого тела, например: простая сажень

  • простая сажень – это расстояние между кончиками пальцев широко расставленных рук;
  • косая сажень – максимальное расстояние между пальцами одной руки и пальцами отведенной противоположной ноги по диагонали (это максимальный размер, который может дать параметры человеческого тела);
  • малая сажень – это расстояние от вытянутой горизонтально руки до пола.

Разновидностей саженей существует несколько десятков, но основными из них являются следующие (сразу приведу их эквивалент в метрах):

  • городовая – 2,848м;

  • сажень без названия (сажень Пилецкого) – 2,055м;
  • египетская - 1,663м;
  • меньшая – 1,345;

  • казенная – 2,176м;
  • народная – 1,760м;
  • малая – 1,424м;

  • греческая – 2,034м;
  • церковная – 1,864м;
  • простая – 1,508м;

  • великая – 2,440м;
  • царская – 1,974м;
  • кладочная – 1,597м;

  • большая – 2,584м;
  • сажень фараона – 2,091.

В зависимости от способа использования, любая сажень может быть одинарной, полуторной, двойной и двухсполовинной. Эти параметры определяют принцип размерности последующего строительства и должны неукоснительно соблюдаться.

На рис.1 схематично представлена простейшая геометрия некоторых саженей, применявшихся древнерусскими зодчими.

Как видно, большинство саженей находятся в прямой зависимости друг от друга, и, зная длину одной из них, можно легко вычислить все остальные. Для этого используется метод «наугольников», суть которого заключается в возможности определения разных саженей построением равнобедренных, прямоугольных или равносторонних треугольников, например, зная длину мерной сажени (а она соотносилась с ростом взрослого человека), можно легко вычислить и другие виды саженей:

На рис.2 видно, как, зная размер мерной сажени (а для этого брался средний рост взрослого человека), можно быстро установить и длины остальных саженей:

  • великая сажень – это линия соединяющая концы двух мерных саженей, расположенных друг к другу под прямым углом;
  • простая сажень – это высота равностороннего треугольника, сторона которого равна мерной сажени;
  • косая сажень– это линия соединяющая концы двух простых саженей, расположенных друг к другу под прямым углом (подобно великой сажени из мерной);
  • сажень без чети образуется стороной равнобедренного треугольника, в котором основанием и высотой является мерная сажень;
  • трубная сажень – это сторона равнобедренного треугольника, в котором основанием является косая сажень, а высотой – простая сажень.

Современных строителей ставит в тупик непостоянный, плавающий размер саженей, которые зависят от человеческих параметров – роста, ширины шага, длины рук и т.д. Здесь важно понять, что все сажени пропорциональны друг другу вне зависимости от их длины. Теоретически, каждый строитель мог использовать собственные сажени, и они будут также соотноситься друг с другом, как и сажени другого человека, даже если он будет выше и ниже ростом. Тем не менее, за тысячелетия применения саженей в проектировании и строительстве произошло относительное усреднение индивидуальных параметров разных людей и такая же относительная стандартизация длин разных саженей. Конкретный механизм этого процесса до сих пор не ясен, потому что общегосударственных эталонов мер до недавнего времени не существовало.

Метр – это стандартная величина, полученная в результате деления длины меридиана, проходящего через Париж на десять миллионов.

Проектирование строений древними зодчими всегда начиналось с наивысшей его точки. Размерность высоты, ширины и длины определялось разными саженями, поэтому абсолютно все здания получаются ассиметричными по всем параметрам. Из-за малой величины этой разницы в размерах, человеческий глаз ее не воспринимает, и выявить ее можно лишь на исполнительном чертеже. Этот принцип гармоничной ассиметрии используется для предотвращения образования стоячей волны от вибраций стен и других элементов с одинаковыми параметрами.

Для того чтобы современные архитекторы не сошли с ума, пытаясь понять систему строительства наших предков, математики долгое время пытались найти определенную закономерность в соотношениях саженей. Результаты их исследований привели к весьма неожиданному результату. Оказалось, что некоторые пары саженей при делении друг на друга дают всегда одинаковое число, а именно – 1,618…(много знаков). Напомню, что 1,618… – это так называемое число Ф или золотая пропорция. Это число вместе с числом пи и числом е является иррациональным, т.е. десятичное представление его является числом бесконечным и непериодичным.

Число Ф называется так по имени великого древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Фидий считается основоположником классического стиля европейского искусства, в свое время он пользовался огромной популярностью и уважением. Самыми известными работами мастера являются статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Промахос. Большинство его произведений не сохранилось, но даже многочисленные описания работ мастера позволяют живо представить грандиозность и величие его скульптур. Признание его таланта всем миром сохраняется и до сих пор: в списки семи чудес света статуя Зевса находится на третьей строчке. Вот полный список:

  • Пирамида Хеопса;
  • Висячие сады Семирамиды;
  • Статуя Зевса в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Мавзолей в Геликарнасе;
  • Колосс Родосский;
  • Александрийский маяк.

Совершенство и великолепие творений Фидия дало повод считать, что мастер владел какой-то тайной своего искусства. Когда же миру открылось золотое сечение, было решено увековечить его имя, используя букву Ф, как название этого числа.

Исходя из этого, можно утверждать, что любая сажень входит в число параметров «золотого сечения». Это раз и навсегда прекратило разговоры о возможном заимствовании русскими строителями различных мер длины из опыта других народов. Теперь же, учитывая тысячелетний возраст сажени, можно смело предполагать, что именно старославянская система саженей была заимствована скандинавами, римлянами, греками и египтянами. Все сооружения Древнего Египта были построены с пропорциями золотого сечения, а сам принцип таких измерений изображен на деревянных панелях из захоронения Хеси-Ра. Хотя логичней всего выглядит версия, в которой древнеегипетская и древнерусская системы основаны на одном источнике, но он ни к Древней Руси, ни к Древнему Египту отношения не имеет.

Принцип деления саженей на части существенно отличается от градации статического метра, который, как известно, имеет единицы деления, кратные десяти. Сажень же делится только пополам. Первое и последующие разделения сажени образуют полусажень (1/2), локоть (1/4), пядь (1/8), пясть (1/16), и вершок (1/32 часть полной сажени). В итого получается, что такой способ деления на две равные части всегда стремиться к нулю, но никогда его не достигает. Именно поэтому сажень является процессом измерения, а не его единицей, как метр.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что сажень – это не четко фиксированная единица длины, а процесс соизмерения параметров строения и строителя. Иррациональность взаимоотношений саженей объясняет живость, эстетическую красоту и гармонию в возводимых с их помощью зданиях и сооружениях. Ведь динамически изменяющаяся длина сажени передает свое движение и готовой конструкции.

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта .

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, соседних) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры ШАГ. Практически, счёт мог производиться парами шагов взрослого человека ("малыми саженями"; раз-два один, раз-два два, раз-два три...), или тройками ("казёнными саженями"; раз-два-три один, раз-два-три два...), а при измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счёт. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину длину руки.

Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера - "пядь" (c 17-го века - длину равную пяди называли уже иначе "четверть аршина", "четверть", "четь"), из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди).

Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому отмеряя "от плеча". Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.
ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины.
МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили - "пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть") - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
П Я Д Ь С КУВЫРКОМ ("пядень с кувырком", по Далю - "п я д ь с кувыркой") - пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см

Старые наши иконописцы величину икон измеряли пядями: [девять икон семи пядей (в 1 3/4 аршина). Пречистая Тихвинская на золоте пядница (4 вершка). Икона Георгие Великий деяньи тетырёх пядей (в 1аршин)k

ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ""поприще""). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. В рукописях XV в. есть запись: "поприще сажений 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени. Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").

МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.

500-саженная верста применялась несколько реже, в основном для измерения расстояния в Европейской части России. Большие расстояния, особенно в Восточной Сибири, определялись в днях пути. В XVIII в. межевые вёрсты постепенно вытесняются путевыми, и единственной верстой в XIX в. остается верста "путевая", равная 500 саженям.

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти. "Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажен " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан)
Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Наименование с а ж е н ь происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: "В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил... 10000 и 4000 сажен". Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Существовали саженные мерные веревки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой. Сажени: городовая - 284,8 см, без названия - 258,4 см, великая - 244,0 см, греческая - 230,4 см, казённая - 217,6 см, царская - 197,4 см, церковная - 186,4 см, народная - 176,0 см, кладочная - 159,7 см, простая - 150,8 см, малая - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника), а так же - дворовая, мостовая.

МАХОВАЯ САЖЕНЬ - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук - 1,76м.
КОСАЯ САЖЕНЬ (первоночально "косовая") - 2,48м.

Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.

ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.

Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Значение древнерусского локтя в 10.25-10.5 вершков (в среднем приблизительно 46-47 см) было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних измерений тех же размеров в точной копии этого храма в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVIIв). Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - л о к о т ь был основной мерой. В крупной оптовой торговле - полотно, сукно и прочее, поступали в виде больших отрезов "поставов", длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное, вполне определенное значение)

ЛАДОНЬ = 1/6 локтя (локоть шестиладонный)
ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Для человека использовали два способа полного выражения роста:
1 - сочетание "роста *** локтей, *** пядей"
2 - сочетание "рост *** аршина, *** вершков"
с 18 века - " *** фута, *** дюйма"

Для домашних мелких животных использовали - "рост *** вершков"

Для деревьев - "высота *** аршин"

Меры длины (употреблявшиеся в России после "Указа" 1835 г. и до введения метрической системы):

1 верста = 500 саженей = 50 шестов = 10 цепей = 1,0668 километра
1 сажень = 3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра
Косая сажень = 2,48 м.
Маховая сажень = 1,76 м.
1 аршин = 4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
(на аршин обычно наносили деления в вершках)
1 локоть = 44 см (по разным источникам от 38 до 47 cm)
1 фут = 1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см

1 четверть (пядь, м а л а я п я д ь, пядница, пяда, пядень, пядка) = 4 вершка = 17,78 cm (или 19 см - по данным Б.А.Рыбакова)
Название п я д ь происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки. Одна из самых старинных мер длины (c 17-го века "пядь" заменили на "четверть аршина")
Синоним "четверти" - "четь"

Большая пядь = 1/2 локтя = 22-23 см - расстояние между концами вытянутого большого и среднего (или мизинца) пальцев.

"Пядень с кувырком" равен малой пяди плюс два или три сустава указательного или среднего пальца = 27 - 31 см.

1 вершок = 4 ноктя (по ширине - 1,1 см) = 1/4 пяди = 1/16 аршина = 4,445 сантиметра
- старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).

1 перст ~ 2 см.

Новые меры (введены с XVIII века):

1 дюйм = 10 линий = 2,54 см
Название происходит от голландского - ""большой палец"". Равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса.

1 линия = 10 точек = 1/10 дюйма = 2,54 миллиметра (пример: "трёхлинейка" Мосина - d=7.62 мм.)
Линия - ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм.

1 сотая сажени = 2,134 см

1 точка = 0,2540 миллиметра

1 географическая миля (1/15 градуса земного экватора) = 7 верст = 7,42 км
(от латинского слова "милия" - тысяча (шагов))
1 морская миля (1 минута дуги земного меридиана) = 1,852 км
1 английская миля = 1,609 км
1 ярд = 91,44 сантиметра

Во второй половине XVII века аршин применяли совместно с вершком в различных отраслях производства. В [Описных книгахk оружейной палаты Кирилло-Белозерского монастыря (1668 г.) записано: "... пушка медная полковая, гладкая, прозванием Кашпир, московское дело, длина три аршина полодинадцаты вершка (10,5 вершка) Пищаль большая чугунная, Лев железная, с поясами, длина три аршина три чети с полувершком." Древнюю русскую меру "локоть" продолжали еще употреблять в быту для измерения сукна, полотна и шерстяных тканей. Как следует из Торговой книги, три локтя приравниваются двум аршинам. Пядь как древняя мера длины еще продолжала существовать, но так как значение ее изменилось из-за согласования с четвертью аршина, то это название (пядь) постепенно выходили из употребления. Пядь заменили на четверть аршина.

Со второй половины XVIII века подразделения вершка, в связи с приведением аршина и сажени к кратному отношению с английскими мерами, были заменены мелкими английскими мерами: дюймом, линией и точкой, но прижился только дюйм. Линии и точки применялись сравнительно мало. В линиях выражались размеры ламповых стекол и калибры ружей (например, десяти- или 20-линейное стекло, известное в обиходе). Точки применялись только для определенйя размеров золотой и серебряной монеты. В механике и машиностроении дюйм делили на 4, 8, 16, 32 и 64 части.

В строительном и инженерном деле широко применялось деление сажени на 100 частей.

Фут и дюйм, которыми пользовались в России, равны по величине английским мерам.

Указ 1835 г. определил соотношение русских мер с английскими:
Сажень = 7 футам
Аршин = 28 дюймам
Упраздняется ряд единиц измерения (подразделения версты), и входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, заимствованные из английских мер.



Новости Партнеров

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

  • Великая сажень ≈ 244,0 см
  • Городовая сажень ≈ 284,8 см
  • Греческая сажень ≈ 230,4 см позже приравняли аттический стадий = 6 английских футов 1 дюйм = 185,42 см
  • Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трехаршинной (213,36 см)
  • Кладочная сажень ≈ 159,7 см
  • Косая сажень - расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248 см
  • Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
  • Маховая сажень - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Ивана Великого в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых. = 2,5 аршина = 152-177,8 см
  • Морская сажень = 6 английским футам = 182,88 см
  • Народная сажень ≈ 176,0 см
  • Простая сажень ≈ 150,8 см
  • Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197,2 см
  • Трубная сажень - меряли только длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
  • Царская сажень ≈ 197,4 см
  • Церковная сажень ≈ 186,4 см
  • Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, большая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мерная (казенная), мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

Происхождение многих видов саженей неизвестно. Считается, что одни из них появились на Руси, а другие заимствованы. Так, предполагается, что прародителями царской сажени являются египетские меры, греческой - Греция, церковной - римские пассады, великой - литовские локти.

Некоторые авторы [кто? ] считают, что при строительстве зодчий мог одновременно применять до 10 разных мер плюс их производные . По мнению других авторов, данная гипотеза открывает большие возможности для необоснованных выводов, «фоменковщины» . Исследователи соглашаются, что одни меры могут быть получены из других путём геометрических построений, таких как построение диагонали квадрата (об этом говорят в том числе определения «прямая» и «косая» в наименовании саженей). Относительно косой сажени имеются различные предположения, наиболее правдоподобным из которых является гипотеза академика Б. А. Рыбакова. По его мнению косая сажень есть диагональ квадрата, стороной которого является маховая сажень. Очевидно, она создана мастерами-строителями, которые, прежде чем строить здание, делали чертеж в натуральную величину прямо на строительной площадке, «размерение основания». Полученные диагонали (линии, идущие наискось) и стали называть косыми саженями

История

Многие литературные источники указывают на то, что метрологическая реформа, в результате которой сажень была приравнена к 7 английским футам, была проведена ещё Петром I в начале XVIII века . На основе этого некоторые исследователи делают вывод о том, что в XVIII веке сажень равнялась 2,16 м . Однако соответствующий нормативный акт до сих пор не найден .

См. также

  • Квадратная сажень

Примечания

Литература

  • Романова Галина Яковлевна. Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. - «Наука», 1975. - С. 19-32. - 176 с. - 9800 экз.
  • Пилецкий А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 140.
  • Пилецкий А. Системы величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре // Архитектура СССР. 1980. № 10. С. 53.

Ссылки

  • Строительство и измерение Русскими Саженями. Суть, смысл и практика

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сажень" в других словарях:

    В сажень жен. (сяжень. сягать) мера в 3 аршина, в 12 четвертей, в 7 англ. или русс. и в 6 франц. футов. Где сажень? мерило, жердь в эту меру. При мере предмета, вещей, сажень разумеется погонная или квадратная (круглая), или кубическая (толстая) … Толковый словарь Даля

    Толковый словарь Ожегова

    САЖЕНЬ, и, мн. сажени, саженей, саженям и САЖЕНЬ, и, мн. сажени, сажен и саженей, саженям, жен. 1. Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м). Жердь длиною в с. (сажень погонная). Маховая с. (в размах обеих рук). 2. Количество чего н … Толковый словарь Ожегова

    САЖЕНЬ, сажени, мн. сажени, сажен и саженей, саженям, и (редк.) сажени, саженей (сажон обл.), саженям, жен. 1. Русская линейная мера, употр. до введения метрической системы мер, равная трем аршинам, или 2,134 м. Погонная, квадратная, кубическая… … Толковый словарь Ушакова

    Русская мера длины. 1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 м. Известны маховая сажень (1,76 м), косая сажень (2,48 м) … Большой Энциклопедический словарь

    Сажень - – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. 1 сажень = 48… … Словарь строителя

    Сажень - – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. 1… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов