Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций - файл n1.doc. Психология и педагогика. военная психология и педагогика (учебник)
Учебное пособие содержит материалы по курсу военной психологии и педагогики. В нем показаны авозможности использования данного курса в целях повышения эффективности начальной военной подготовки
Предмет военной психологии.
Военная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и механизмы функционирования психики, формирования психологии личности воина и воинского коллектива в условиях учебной, служебной и особенно боевой
деятельности.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношении начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления воинским коллективом, боевой техникой, боевыми действиями.
В средних общеобразовательных и профессиональных школах в процессе обучения основам начальной военной подготовки преподаватель (организатор) НВП осуществляет разностороннюю подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах, в числе которых морально-психологическая занимает ключевую позицию.
Что же включает в себя понятие «психологическая подготовка»? Для этого необходимо, прежде всего, раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому -блюдению и именуемых психикой, а также формирование знании о них в истории человеческого общества.
ВВЕДЕНИЕ
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Общие вопросы военной психологии
§ 2. Основы военной психологии
§ 3. Психология личности воина. Психические процессы и состояния воинов в боевой, служебной и учебной обстановке
§ 4. Психические свойства личности воина
§ 5. Психология воинского коллектива. Структура и сущность
§ 6. Психология воинской дисциплины уставного порядка
§ 7. Психологические особенности службы и учебно-боевой деятельности. Психологическая подготовка воинов к активным боевым действиям
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Военная педагогика и ее задачи
§ 2. Военно-педагогический процесс.
Раздел II. военная дидактика
§ 3. Структура, сущность и принципы процесса обучения воинов в подразделении
§ 4. Методы и формы обучения воинов
Раздел Ш. ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ
§ 5. Сущность и принципы воспитания воинов
§ 6. Методы и формы воспитания воинов
§ 7. Педагогическая культура офицера и преподавателя НВП
§ 8. Самовоспитание и самообразование преподавателя и офицера
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы военной психологии и педагогики, учебное пособие, Каргин С.Т., Дошаков С.Х., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Конспект лекций И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.
Основы обучения военнослужащих.
Организация боевой подготовки подразделений.
Сущность и содержание процесса обучения. Принципы, методы и формы воинского обучения.
Сущность и содержание процесса обучения.
Принципы, методы и формы воинского обучения.
Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицера в современных условиях.
Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии (xviii – первая половина xix века).
Военно-педагогические требования «устава воинского».
Направления военной школы после смерти Петра i.
Суворов и его «наука побеждать».
Последователи Суворова.
Военно-педагогические взгляды М. И. Драгомирова.
Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для деятельности офицерских кадров в современных условиях.
Организация и порядок планирования боевой подготовки подразделений (части).
Формы и методы организации и проведения занятий по боевой подготовке.
Организация и проведение занятия по боевой подготовке.
Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск (сил).
Цель и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск (сил) в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке. Уровни морально-психологического обеспечения.
Основные виды морально-психологического обеспечения.
Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий.
Формы и методы работы офицеров при приведении частей (кораблей) в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке.
Виды психологической подготовки.
Способы организации психологической подготовки.
Обеспечение безопасности военной службы.
Организация воспитательной работы в подразделении.
Основы организации и проведения воспитательной работы в ВС.
Организация воспитательной работы с военнослужащими.
Основы организации воспитательной работы.
Обязанности должностных лиц подразделения по организации воспитательной работы.
Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими.
Организация воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами матросами), сержантами и старшинами.
Сущность, основные задачи и направления информационно-пропагандистской работы.
Организация и методика общественно-государственной подготовки.
Организация и методика проведения информирования.
Сущность, основные задачи и направления работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении.
Сущность воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих.
Организация работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Основные формы воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Методика анализа состояния воинской дисциплины в подразделении.
Методика подведения итогов правопорядка и воинской дисциплины.
Основные формы и методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
Основы психологической работы.
Изучение психологических особенностей военнослужащего.
Изучение психологических особенностей воинского коллектива.
Психологические приемы достижения авторитета.
Сущность и основные задачи культурно-досуговой работы.
Организация досуга личного состава в предвыходные и выходные (праздничные) дни.
Проведение вечера отдыха.
Организация художественной самодеятельности.
Проведение культпохода, экскурсии.
Скачать файл
- 396.5 КБ
- добавлен 20.12.2010
Возникновение и развитие военной психологии. Взгляды выдающихся русских полководцев (А. В. Суворова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, С. О. Макарова, М. И. Драгомирова) на проблемы психологического обеспечения деятельности военнослужащих. Развитие военно-психологической мысли в XX в. Становление отечественной военной психологии.
- 203 КБ
- добавлен 20.09.2010
Конспект лекций., - 2008. – 39 стр. (15 лекций).
Состояние и перспективы развития военной психологии как науки и пути внедрения ее достижений...
- 432.06 КБ
- добавлен 20.09.2010
Учебное пособие. – Н. Новгород: НГТУ, - 2004. – 39 стр.
В учебном пособии с учетом современных достижений науки изложены истоки и теоретические предпосылки формирования, методологические позиции и основные задачи отечественной и зарубежной военной психологии и педагогики. Достаточное внимание уделено изложению структуры...
Реферат - Методологические проблемы военной психологии
- 103.5 КБ
- добавлен 22.12.2009
рефераты
ТВВИКУ, кафедра психологии, 13 страниц, 2009г.
Дисциплина: военная психология.
Специфика предмета военно-психологической науки.
Методологические основы военной психологии.
Современное состояние психологической науки.
Уровни методологии в современной методологии и логике психологической науки.rn
- 427.84 КБ
- добавлен 22.12.2010
В учебном пособии рассматриваются основные положения отечествен-
ной и зарубежной психологии и педагогики по проблеме формирования и
функционирования личности. Автором изложена психологическая структура
личности, содержание и характеристика ее элементов.
Предназначено студентам факультета военного обучения НГТ...
- 393.38 КБ
- добавлен 29.03.2011
Учебное пособие. - Нижний Новгород: НГТУ, 2004. - 32 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные разработки отечественной военной психологии по проблеме межличностного общения военнослужащих. Достаточное внимание уделено рассмотрению социально-психологических аспектов общения офицера, а также психологичес...
- 649.5 КБ
- добавлен 20.09.2010
n1.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов,
В. Б. Листков, В. Ф. Терехов
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ
Конспект лекций
Омск
Издательство ОмГТУ
2011
УДК 355:37:159ББК 68.43+88.4
Рецензенты:
В. И. Голиков
, канд. истор. наук, доцент, начальник Института
военного образования ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;
Ю. Д. Божескул , начальник военной кафедры при
ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», полковник
О–75 Основы в
оенной педагогики и психологии
: конспект лекций /
И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.
Материал, изложенный в конспекте, может быть использован для подготовки слушателей военных кафедр, курсантов учебных военных центров и военных институтов, а также в системе командирской подготовки.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета
УДК 355:37:159
ББК 68.43+88.4
© ГОУ ВПО «Омский государственный
технический университет», 2011
ISBN 978-5-8149-1044-8
ВВЕДЕНИЕ
Военно-педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность военнослужащих с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений, боевых и морально-психологических качеств личности воина и воинских коллективов.
Военно-педагогический процесс представляет сложное социальное явление, включающее в себя воинское обучение и воспитание, которые выступают в неразрывной связи друг с другом.
Под воинским обучением понимается организованный и целенаправленный процесс передачи воинам военных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности, а также подготовки и слаживания воинских коллективов (подразделений, частей, соединений) для ведения боевых действий (выполнения боевых задач).
Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств, необходимых для выполнения воинского долга.
В ходе обучения и воспитания осуществляется развитие военнослужащих, т. е. совершенствование их умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями военной специальности, производится психологическая подготовка, заключающаяся в формировании у военнослужащих эмоционально-волевой устойчивости и внутренней готовности к действиям в бою, в сложных и опасных ситуациях, в резко меняющейся обстановке, при длительном нервно-психологическом напряжении, при преодолении тягот и трудностей, связанных с выполнением воинского долга, как в военное, так и мирное время.
Важной составной частью военно-педагогического процесса является самообразование и самовоспитание.
В чем же сущность военно-педагогического процесса?
Сущность военно-педагогического процесса заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов, подразделений и частей к успешному ведению боевых действий (выполнению боевых задач) в условиях современной войны.
Воинская направленность, специфические условия труда и быта воинов решающим образом влияют на содержание, методику проведения военно-педагогического процесса, определяют его характерные особенности.
В интересах постоянной боевой готовности боевая учеба военнослужащих строится с таким расчетом, чтобы в сравнительно короткое время вновь прибывшего военнослужащего подготовить как специалиста, а в процессе дальнейшей службы совершенствовать его знания, навыки и умения.
Особенностью военно-педагогического процесса является его многоплановый, ступенчатый характер. Это обусловливается тем, что в подразделениях имеется большое количество различных специалистов, а это в ряде случаев делает невозможным применение единых для всех форм обучения. Кроме того, различен и уровень профессиональной подготовленности, боевого мастерства военнослужащих (одни только начинают овладевать специальностью, другие уже борются за повышение классности).
Особенность военно-педагогического процесса проявляется и в том, что обучение военнослужащих специальности в подразделении проходит в условиях различного уровня их общеобразовательной подготовки: по одной и той же программе обучаются воины, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее, а иногда и неполное среднее образование, что требует максимальной индивидуализации обучения.
Таковы сущность военно-педагогического процесса и его особенности, которые необходимо знать и учитывать при организации процесса обучения.
Глава
1. Основы обучения
военнослужащих. Организация боевой
подготовки подразделений
1.1. Сущность и содержание процесса обучения.
1.1.1. Сущность и содержание процесса обучения
Обучение по своей сущности – это социальный процесс, который присущ как обществу в целом, так и Вооруженным Силам. В общем случае обучение – основной путь получения образования, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов.
Воинское обучение представляет собой специфический педагогический процесс, сущность которого заключается в овладении обучаемыми системой знаний, умений и навыков, в развитии у них творческого мышления, закалки воли и характера, формировании морально-психологических и боевых качеств, готовности к выполнению боевой задачи.
Ведущим элементом содержания учебного процесса выступает познавательная составляющая и ее основа – знание. Знание – это отражение человеком явлений и предметов реального мира и их причинно-следственных связей и отношений. Усвоить знания – это значит сделать определенные понятия, законы, теории своим достоянием, понимать их, постоянно сохранять в памяти, творчески пользоваться ими в практической деятельности.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.
Умение – способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Умения характеризуют степень подготовки военнослужащих к выполнению своих обязанностей. Следовательно, умение – это подготовленность к сознательным, быстрым, творческим и точным действиям, а навык – умение автоматически выполнять эти действия.
Знания, умения и навыки теснейшим образом связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются умения и навыки, которые, в свою очередь, расширяют, углубляют и закрепляют знания.
Овладение знаниями представляет собой процесс, включающий осознание познавательной задачи, восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике.
Начинается процесс овладения знаниями с осознания познавательной задачи. Только уяснив суть и значимость этой задачи, обучаемые с помощью обучающего и самостоятельно изучают пути ее решения, активнее воспринимают изучаемый материал и творчески его используют.
Восприятие учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи, чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Учебное восприятие обязательно предполагает понимание сути изучаемого.
Осмысление проявляется в мысленном расчленении изучаемого на составные части, выделении в нем главного, установлении причинно-следственных связей и отношений, соединении этих частей воедино, во включении изучаемого в системы уже имеющихся знаний. Осмыслив учебный материал, военнослужащие проникают в суть соответствующих явлений и процессов, усваивают их содержание.
Изучаемый материал военнослужащие запоминают непроизвольно и произвольно. В связи с этим необходимо активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать военнослужащих приемам осмысленного запоминания, развивать у них логическую память.
Основой процесса овладения знаниями является применение знаний на практике, только в результате применения знаний военнослужащие полностью овладевают ими. Для этого военнослужащих необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Обучаемые на каждом занятии должны убеждаться в том, что теоретические знания, которые они усваивают, – это основа их практической деятельности, а практическая деятельность дает им конкретный материал для сознательного усвоения теоретических знаний и является обязательным условием овладения ими.
Процесс воинского обучения, таким образом, представляет целеустремленную, взаимосвязанную деятельность обучающего (командира, начальника, инструктора), получившую название преподавание, и обучаемых (подчиненных), называемую учение.
Преподавание по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью обучаемых и включает в себя следующие функции:
побуждение к учению;
изложение содержания изучаемого материала;
организацию познавательной деятельности обучаемых;
контроль знаний, умений и навыков.
Учение – усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков.
Обучение осуществляется в определенной последовательности:
постановка учебной задачи перед обучаемыми;
закрепление знаний и привитие умений и навыков;
применение знаний, умений и навыков на практике;
проверка знаний, умений и навыков.
Важнейшей закономерностью обучения является взаимодействие между обучающим и обучаемыми. Обучение эффективно только тогда, когда деятельность обучающего, его воздействие на обучаемых соответствуют их познавательным возможностям и характеру деятельности. Эта закономерность выражает направленность усилий обучаемого и обучаемых, характер их совместной деятельности.
Другой закономерностью обучения является моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с требованиями современной войны. Эта закономерность требует на всех занятиях создавать интеллектуальные, моральные, психологические и физические напряжения, соответствующие боевому духу, максимально приближать обстановку обучения к условиям боя, не допускать послаблений и упрощений, избегать условностей.
Таковы структура и содержание процесса воинского обучения.
Обучение осуществляется в соответствии с определенными принципами обучения, применением соответствующих методов и форм обучения.
1.1.2. Принципы, методы и формы воинского обучения
Важнейшую часть теории воинского обучения составляют принципы обучения.
Под принципами обучения принято понимать руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Поэтому успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой. Следовательно, глубокое понимание каждым офицером сущности принципов обучения в их взаимосвязи, практическая реализация их требований являются важнейшими условиями военно-педагогической деятельности.
Основными принципами воинского обучения являются:
учить войска тому, что необходимо на войне;
сознательность, активность и самостоятельность обучения;
наглядность в обучении;
систематичность, последовательность и комплексность в обучении;
обучение на высоком уровне трудностей;
прочность овладения знаниями, умениями и навыками;
коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип определяет содержание обучения и условия боевой подготовки, придает учебному процессу военно-практическую направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным развитием военного дела, выражает связь теории с практикой. Подготовка войск в соответствии с этим принципом требует детального изучения вероятного противника, опыта войн и конфликтов, максимального приближения обстановки на занятиях к возможным условиям боя, не допускать упрощений и послаблений.
Сознательность, активность и самостоятельность обучения . Данный принцип требует такой постановки обучения, при которой военнослужащие ясно понимают свои задачи, осмысленно приобретают знания, сознательно применяют их и проявляют при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность. Сочетание сознательности в овладении знаниями, умениями и навыками с активностью способствует развитию у обучаемых самостоятельности суждений, умения отстаивать свои убеждения, проявлять инициативу и творчество в решении учебно-боевых и служебных задач, правильно оценивать обстановку и применять полученные знания на практике.
Наглядность в обучении. Этот принцип требует такой организации боевой подготовки, когда военнослужащие усваивают знания и формируют умения и навыки на основе чувственного восприятия реальных образцов оружия и боевой техники, различных явлений и предметов или их изображения в процессе практической деятельности. При обучении личного состава комплексно применяются следующие виды наглядности:
натуральная (или естественная) – реальные образцы вооружения, техники, приборов, учебные поля, полигоны, стартовые позиции, различные виды снаряжения;
изобразительная – макеты, мишени, миниатюры, схемы, плакаты, рисунки, кино- и диафильмы, диапозитивы;
словесно-образная – словесные описания, использование сравнение.
Обучение на высоком уровне трудностей . Данный принцип отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности. Обучение будет иметь успех тогда, когда обучаемые сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. Необходимо воспитывать у военнослужащих сознательное отношение к преодолению реальных трудностей боевой подготовки. Реализация данного принципа обеспечивается через отбор, распределение и дозировку учебного материала на каждом занятии.
Прочность овладения знаниями, умениями, навыками. В любых условиях обстановки в мирное и военное время военнослужащий призван хорошо помнить все то, чему его обучали командиры, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач. На прочность знаний, умений и навыков оказывает влияние весь ход боевой подготовки. Важно, чтобы обучающий отбирал материал для прочного усвоения, давал установку на запоминание, ведение записей, а также на систематическое повторение пройденного.
Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Воинская деятельность по своему характеру коллективная. Коллективизм военнослужащих – это единство воли, действий и ответственности. Основой его развития является организация коллективных действий на занятиях по боевой подготовке и в процессе всей службы. Вместе с тем необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возможности каждого военнослужащего.
Таково краткое содержание принципов обучения. Их нельзя рассматривать как нечто застывшее, неизменно повторяющееся во всех случаях практики обучения. К реализации принципов нельзя подходить однозначно. Принципы обучения реализуются с использованием различных методов и форм обучения.
Под методом обучения понимают способ практических и теоретических действий человека, направленных на достижение определенной цели. Каждому виду деятельности присущи свои методы.
Метод воинского обучения – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение военных знаний и формирование умений и навыков, необходимых военнослужащим для их практической деятельности, а также боевое слаживание подразделений, частей, соединений и органов управления. Другими словами – это способ совместной деятельности обучающего и обучаемых, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и физических возможностей обучаемых, формирование у них качеств, необходимых для успешного выполнения сложных задач в мирное и военное время.
Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые называются приемами обучения или методическими приемами. Одни и те же приемы могут входить в состав различных методов.
Методы обучения можно подразделить:
на методы при участии обучающего;
самостоятельную работу.
Методы обучения под руководством обучающего по источникам получения знаний можно подразделить на группы: словесные методы; наглядные методы; практические методы. В словесных методах слово является ведущим источником информации об элементах знаний.
Среди словесных методов различают группу методов устного изложения и обсуждения изучаемого материала. К методам устного изложения относятся: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
Рассказ – это образное, живое, эмоциональное последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме.
Объяснение – в отличие от рассказа в наибольшей степени акцент на раскрытие смысла явлений, процессов, действий, их причинно-следственных связей и отношений.
Инструктирование – краткие, лаконичные, четкие указания (рекомендации) о выполнении того или иного действия (задачи).
Лекция – развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем.
В процессе воинского обучения практикуется обсуждение изученного материала. Оно проводится в форме бесед, классно-групповых, семинарских занятий.
Беседа – это диалогический метод, при котором обучающий, опираясь на имеющиеся у обучаемых знания и личный опыт, посредством системы вопросов подводит их к усвоению новых знаний, закреплению, проверке и применению учебного материала.
Наглядные методы характерны тем, что основным источником информации являются сами физические объекты изучения как в натуральном виде, так и в изображениях. К наглядным методам относятся наблюдения и демонстрации.
Практические методы характеризуются тем, что основным источником информации являются самостоятельно выполненные обучаемыми действия, формирующие соответствующие умения и навыки. К ним относятся упражнения и практическая работа.
Самостоятельная работа – работа обучаемых по овладению теорией или практическими действиями без непосредственного участия обучающего. Основными видами самостоятельной работы военнослужащих являются: работа с печатными источниками, изучение техники, тренировки, просмотр видеоматериала.
Знание и умение пользоваться различными методами обучения каждым обучающим – непременное условие успеха обучения.
Задачи обучения решаются в определенных формах учебной и служебной деятельности, характеризующих прежде всего организационную сторону боевой подготовки. Качество обучения во многом зависит от организации процесса обучения, от форм, в которых он осуществляется.
Форма обучения – установленный порядок и режим деятельности обучаемого и обучаемых, вид учебного занятия, выражение организационной стороны обучения.
Форма обучения определяет состав и группировку обучаемых, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. Формы обучения диалектически взаимосвязаны с методами обучения, наполняют их конкретным внутренним содержанием. Большинство форм обучения позволяют использовать различные методы обучения, однако некоторым формам присущ конкретный метод.
В практике боевой подготовки используются разнообразные формы обучения. Условно их можно представить в виде следующих групп:
учебно-плановые занятия;
служебно-плановые мероприятия;
общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа).
Служебно-плановые мероприятия проводятся с целью поддержания боевой техники и вооружения в боевой готовности. Вместе с тем они располагают большими возможностями обучения личного состава вопросам эксплуатации вооружения и боевой техники. К ним относятся парково-хозяйственные и парковые дни, работы по обслуживанию техники, дни регламентированного технического обслуживания (регламентированного обслуживания).
Общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа) – организуются в основном в часы воспитательной работы и при правильной постановке являются дополнительным резервом для повышения воинского мастерства, для быстрого освоения боевой техники.
Таковы основные методы и формы обучения военнослужащих в Вооруженных Силах.
Они развиваются с изменением задач и содержания обучения, штатной организации войск, специфики служебной и боевой деятельности, уровня общего развития личного состава, особенностей боевой техники и реализуются при обучении отдельных военнослужащих, органов управления, подразделений, частей и соединений.
Таким образом, воинское обучение и воспитание наших воинов – это двуединый процесс, целью которого является подготовка сознательных и умелых защитников нашей Родины, формирование у них высоких боевых и моральных качеств, слаживание подразделений, частей, соединений и в конечном итоге – повышение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил страны.
Существенной особенностью военно-педагогического процесса является то, что он осуществляется в неразрывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и носит ярко выраженный практический характер. Получаемые военнослужащими знания, навыки и умения в процессе обучения сразу же применяются при несении боевого дежурства, выполнении регламентированных работ, боевых задач и т.д. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений воинов, а с другой – способствует закреплению и поддержанию боевой и мобилизационной готовности.
Одной из важнейших особенностей военно-педагогического процесса является высокая напряженность занятий по боевой подготовке. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы в армии и на флоте, а с другой – все увеличивающимся объемом программного материала.
Успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации системы принципов и методов в их тесной связи между собой, а это означает: обучение войск тому, что необходимо на войне, применение сознательности, активности и самостоятельности обучения, обучение на высоком уровне трудностей, прочность овладения знаниями, умениями и навыками военнослужащими.
Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:
Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План.. предмет и задачи педагогической психологии психология и педагогика.. история развития педагогической психологии в России и за рубежом..
Ответственный курса психологии и педагогики: книсарина малика максатовна – магистр педагогики и психологии
Сведения о преподавателях.. ответственный курса психологии и педагогики бекешова гульмира утегалиевна врач психолог старший преподаватель обучается научно педагогическом институте общий стаж года из них..
: учебное пособие
Российской федерации.. федеральное агентство по образованию.. орловский государственный институт экономики и торговли..
Предмет и методы психологии. Предмет психологии. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и.. ход занятия..
Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в ms project 7
Использованная литература в в богданов управление проектами в microsoft project учебный курс санкт петербург питер г..
Основы психологии и педагогики
Система открытого образования.. Основы психологии и педагогики..
Основы психологии и педагогики
Учреждение образования.. Полоцкий государственный университет.. И Н Андреева Н Н Струнина Н Н Петриашвили..
Основы психологии и педагогики
Учреждение образования.. полоцкий государственный университет..
Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представления о предмете социальной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение.. глава дискуссия о предмете социальной психологии в е годы глава современные представ ления о предмете соци альной психологии..
Основы специальной педагогики и психологии
На сайте сайт читайте: основы специальной педагогики и психологии. основы..