Кто сделал российские железные дороги прибыльными? Новый глава РЖД Олег Белозеров: карьера, доходы, мнения

Владимира Якунина на посту главы РЖД сменил замминистра транспорта Олег Белозеров. «Фонтанка» изучила биографию еще одного «московского петербуржца», в ней с настойчивостью появляется фамилия Ротенберги.

Назначение первого замминистра транспорта Олега Белозерова на должность президента РЖД не стало полной неожиданностью: он назывался в числе кандидатов на этот пост – вместе с вице-президентом железнодорожной компании Александром Мишариным, вице-премьером Аркадием Дворковичем и своим непосредственным шефом, министром транспорта Максимом Соколовым.

46-летнего Белозерова, как и Якунина, можно назвать стопроцентным петербуржцем, хотя родился он в латвийском городе Вентспилсе. В государственном реестре врачей Латвии есть информация о докторе с редким именем Леонила Белозерова. Именно так, по данным «Фонтанки», зовут мать нового главы РЖД. Таким образом, теоретически можно предположить, что родители Олега Белозерова либо проживали, либо до сих пор проживают в Латвии.

Если последнее предположение верно, то Олегу Белозерову придется особенно трудно при урегулировании конфликта с Латвией. Напомним, что после того, как был арестован глава местных железных дорог, РЖД полностью прекратили транзит грузов через эту страну из-за «ремонта путей».

Учился Олег Белозеров в Ленинграде: в 1986 году он поступил в Ленинградский финансово-экономический университет, который окончил в 1992 году с перерывом на службу в армии. После получения диплома работал менеджером и экономистом в различных небольших компаниях. В середине 1990-х годов он вошел в учредители строительной компании «Лагун», где также официально работал в должности замдиректора по экономике и финансам.

По данным «Фонтанки», Белозерову принадлежала 19%-ная доля в этой компании. Основным собственником был известный петербургский предприниматель Андрей Кадкин. Компания «Лагун» стала крупным подрядчиком «Ленэнерго» и Водоканала. К 1998 году в структурах ОАО «Лагун» трудились до 1000 человек. Его даже задействовали в схемах, которые по нынешним временам кажутся сомнительными.

Так, в 1997 году «Лагун» бесплатно получил от оборонного завода имени Морозова строительные материалы. Подрядчик, используя эти материалы, провел работы для «Ленэнерго». Энергетическая компания, в свою очередь, погасила задолженность областной детской клинической больницы за потребленную теплоэнергию. В итоге комитет финансов Ленобласти уменьшил сумму налогов, которые должен был заплатить завод, на полученную сумму. Тем более что официально платить предприятию было нечем.

В 1998 году Олег Белозеров ушел работать в «Ленэнерго», где сначала был замом коммерческого директора по топливу, а потом – коммерческим директором. Тогда же, по словам одного из партнеров Белозерова, будущий глава РЖД познакомился с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами. На тот момент о них знали только любители дзюдо: Борис только вернулся из Финляндии, Роман имел несколько компаний и в свободное время занимался дзюдо с вице-мэром Владимиром Путиным.

В 1998 году Роман Ротенберг вместе с Геннадием Тимченко создал дзюдоистский клуб «Явара-Нева», почетным президентом которого стал Владимир Путин. В работе клуба принимал участие и партнер Белозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин: по данным системы СПАРК, он был учредителем ООО «СКД «Явара-Нева», которое занимается строительством спортивного комплекса и яхт-клуба на острове Бычий.

В 2000 году Олег Белозеров покинул «Ленэнерго» и несколько раз менял место работы. Сначала он вернулся в «Лагун» и полгода поработал замдиректора ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие №21» – одной из «дочек» группы. Сейчас «ГАТП-21» входит в структуру крупнейшего пассажирского перевозчика города ОАО «Третий парк» и является парком предприятия на Витебском проспекте.

Работал в аппарате полпреда президента в Северо-Западном округе на должности начальника финансово-экономического отдела, в 2001-2002 – замдиректора ОАО «ЛОМО» по управлению корпоративным имуществом. Наконец, в 2002 году он возглавил ОАО «Российская топливная компания», которое занимается поставкой торфа, мазута и угля по всей стране. В настоящее время компания на 100% принадлежит государству и считается стратегическим предприятием. Архивная отчетность отсутствует в публичном доступе, однако, по данным Forbes, одно время долей в компании владел банк «Северный морской путь» братьев Ротенбергов.

Как говорит собеседник в петербургских предпринимательских кругах, еще до назначения в «Российскую топливную компанию» Олег Белозеров был хорошо знаком с петербургским бизнесменом Игорем Чуяном, который в том же 2002 году стал сотрудником ФГУП «Росспиртпром» и постепенно дорос до директора этого предприятия. ФГУП координирует работу оставшихся государственных ликероводочных заводов. Братья Ротенберги через аффилированные компании были совладельцами некоторых из этих предприятий, а «Росспиртпром» СМИ упорно относили к области их интересов.

В середине 2004 года Олег Белозеров стал заместителем руководителя Федерального дорожного агентства, а в конце того же года возглавил его. При нем крупнейшим подрядчиком Росавтодора стала компания «Мостотрест», которая также частично принадлежит семье Ротенбергов. По данным СПАРКа, в 2005 году общий объем госконтрактов, заключенных «Мостотрестом», составил 15 млрд рублей. В 2007 году речь шла о 12 млрд, в 2010 – о 131.

Еще один любопытный факт: по данным «Фонтанки», Олег Белозеров также хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, который долгое время был руководителем банка «Северный морской путь». К примеру, в феврале 2013 года Белозеров и Калантырский отправились вместе на уик-энд в Псковскую область. Возможно, цель поездки была деловой. Однако стоит рассказать о том, что Калантырский является совладельцем ООО «Заозерье», зарегистрированного в Петербурге.

Его партнер Петр Орлов владеет одноименной компанией из Псковской области, которой принадлежит база отдыха «Заозерье» в Пушкинских горах. А партнер Орлова по этому бизнесу Светлана Баринова является также учредителем ОАО «Имбирь». Это акционерное общество образовалось после приватизации ГУП «Имбирь», управлявшего банями на углу Среднего проспекта и 5-й линии. Сейчас часть здания сдается под офисы. Еще одним учредителем «Имбиря» является жена нового президента РЖД – Ольга Белозерова.

Замминистра транспорта Олег Белозеров стал в марте 2009 года. Согласно его официальной декларации, в 2014 году он заработал 10,5 млн рублей, его жена – 12,1 млн. Новому президенту РЖД принадлежит квартира в 214 кв. м на Каменноостровском проспекте, купленная еще в 1997 году.

Андрей Захаров,

Белозеров Олег Валентинович

Биография

Олег Валентинович Белозеров родился 26 сентября 1969 года в Вентспилсе , Латвия .

Учился в школе №2. Увлекался лёгкой атлетикой - установленный им школьный рекорд в беге на 400 м не побит на 10 апреля 2018 года. Окончил школу в 1986 году.

В 1992 году получил заочно образование в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов по специальности «Экономист» (планирование промышленности).

Кандидат экономических наук .

Тема диссертации - «Организация логистики поставок в вертикально интегрированных структурах корпоративного типа» .

С 1998 года по 2000 год работал на должностях заместителя коммерческого директора, коммерческого директора, начальника департамента по материально-техническому снабжению и транспорту ОАО «Ленэнерго» .

В 2000 году стал заместителем директора ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие № 21».

С 2000 года по 2001 год работал начальником финансово-экономического отдела Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

В 2001 году и по 2002 год был заместителем директора по управлению корпоративным имуществом ОАО «ЛОМО» .

2002: Гендиректор "Российская топливная компания"

В 2002 год получил должность генерального директора в ОАО «Российская топливная компания». Работал по 2004 год.

С 2002 года стал членом Межведомственной рабочей группы для координации работ по реализации основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» .

2004: Заместитель руководителя Росавтодора

С июля по ноябрь 2004 г. - заместитель руководителя Федерального дорожного агентства .

2009: Заместитель министра транспорта РФ

В 2009 году получил назначение на должность заместителя министра транспорта РФ.

2011: Годовой доход 6,7 млн руб

В 2011 года присвоен классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса .

Доход в 2011 г. составил 6748,62 тыс.рублей.

Имущество:

В 2012 году стал руководителем оперативного штаба Минтранса России по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае 6-7 июля 2012 г. в результате ливневых дождей и комплекса неблагоприятных явлений .

2015: Президент РЖД

20 августа 2015 года Белозеров назначен президентом РЖД вместо покинувшего свой пост Владимира Якунина .

22 января 2017 в Москве объявлен новый состав Высшего совета партии "Единая Россия ". Борис Грызлов переизбран главой Высшего совета партии. Из новых членов в состав высшего совета включены:

  • спикер Госдумы Вячеслав Володин ,
  • глава РЖД Олег Белозеров,
  • гендиректор «Россетей » Олег Бударгин и

ряд губернаторов, в чьих регионах «Единая Россия» набрала результат выше или сопоставимый с результатом партии по стране в целом (54,2%).

В феврале 2017 года СМИ сообщили - Белозёров обратился в правительство РФ с просьбой сменить название его должности с «президент» на «генеральный директор - председатель правления». Его инициатива мотивировалась существующими национальными и европейскими практиками корпоративного управления.

17 ноября 2017 года Правительство России приняло постановление о внесении соответствующих изменений в Устав ОАО «РЖД», при этом срок полномочий гендиректора увеличен с трёх до пяти лет.

В ноябре 2017 года стало известно о назначении Белозерова генеральным директором монополии. Контракт с ним подписан на пять лет. Олег Белозёров назначен генеральным директором - председателем правления ОАО

Олег Белозеров родился в латвийском портовом городке Вентспилсе. Детство Олега Белозерова проходило среди уютных улочек этого города, богатого достопримечательностями и наполненного чистым морским воздухом. Но смышленый мальчик не видел достаточных перспектив на родной земле и после окончания школы принял решение переехать в Ленинград, где поступил в Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ).

В те годы в аспирантуре ЛФЭИ учился будущий председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, а лабораторию региональных экономических проблем возглавлял известный ныне экономист Андрей Илларионов. И хотя Олег Белозеров не мог завязать тогда с ними тесных отношений, лицо молодого студента обоим запомнилось, и спустя десять лет он сумел влиться в так называемую «питерскую команду». К тому же были у Олега Валентиновича Белозерова даже общие знакомые с будущей женой Дмитрия Медведева Светланой Линник, которая также окончила данное учебное заведение. Правда, с самой Светланой он знаком не был.

Самым важным институтским знакомством для Олега Белозерова стал Андрей Лихачев, который был на несколько лет его старше и уже обладал определенными связями. После того, как Олег Белозеров получил высшее образование, Лихачев познакомил его с питерским предпринимателем Андреем Кадкиным. Какое-то время они пытались заняться своим бизнесом, открывая различные конторы, которые, впрочем, нельзя было назвать успешными.

Так было до тех пор, пока Лихачев, имевший связи в сфере энергетики, не предложил учредить строительную компанию «Лагун», которая должна была стать подрядчиком «Ленэнерго». Олег Белозеров стал соучредителем и, одновременно, заместителем генерального директора по экономике и финансам. Третьим соучредителем стал Кадкин.

Следует отметить, что данный Кадкин далеко не всегда вел бизнес чисто. Так, например, полученные от оборонного завода имени Морозова бесплатные строительные материалы шли на выполнения заказов для «Ленэнерго». Такой стиль работы у Андрея Олеговича сохранится и в будущем, что в итоге станет причиной возбуждения уголовного дела о хищении из бюджета Петербурга 3 миллиардов рублей. В те годы у Олега Белозерова состоялось знакомство и с приятелем Кадкина , совладельцем спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева».

Олег Белозеров и карьера

В 1998 году Лихачеву удалось выхлопотать для Олега Белозерова хорошее место в самом «Ленэнерго», а через год уже сам Андрей Николаевич стал генеральным директором этой компании. При своем покровителе Олег Белозеров вырос с заместителя коммерческого директора по топливу до коммерческого директора. Правда со временем его перевели на должность начальника департамента по материально-техническому снабжению и транспорту «Ленэнерго».

Все эти передвижения произошли буквально за один год, а уже в 2000 году Олег Белозеров ушел в ОАО «Грузовое автотранспортное предприятие N 21», где стал заместителем генерального директора. Неизвестно с чем связан был уход Олега Белозерова, но буквально через несколько месяцев Лихачев, который успел побыть вице-губернатором Санкт-Петербурга и наладить связи с представителями власти, предложил ему место в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Но и тут Олег Валентинович Белозеров долго не продержался и перешел в компанию «ЛОМО».

В эти годы уже прошла первая волна перемещений на московские посты «питерских», и началась вторая, более массовая. На хорошие позиции без разбора набирали людей, руководствуясь лишь их питерским происхождением и наличием у них связей «наверху». Именно в эту волну и попал Олег Белозеров. Лихачев с Кадкиным обнаружили, что существует вакантное место руководителя ОАО «Российской топливной компании» («Ростоппром»), более 70% акций которой принадлежало государству, и порекомендовали на него Олега Валентиновича Белозерова.

«Ростоппром» на тот момент была чуть ли не единственной компанией, которая занималась торфяной промышленностью, а также добывала уголь. В данную структуру покровители Белозерова уже пытались проникнуть через совет директоров, оказывая поддержку сыну Аркадия Ротенберга Игорю. И хотя попытка оказалось неудачной, Игоря Аркадьевича Ротенберга удалось устроить заместителем руководителя департамента имущества ТЭК. И если не имеющий высшего образования Ротенберг-младший занял такую немаленькую должность, то почему бы Олегу Белозерову не возглавить всю компанию?

Кандидатура Олега Валентиновича Белозерова стала ходить по инстанциям различных министерств от Минэнерго до Минимущества. Мало кто представлял кто это и чей это кадр. Когда дело Олега Белозерова попало в кадровый аппарат Администрации Президента, то поначалу кадровиков со Старой площади смутила частая смена работы кандидата, поэтому его «забраковали». Пришлось доводить информацию, что это «свой» человек и его кандидатуру нужно одобрить. С целью смены руководства «Ростоппрома» было даже созвано внеочередное собрание акционеров. В результате Олег Белозеров успешно занял желаемую позицию.

Олег Белозеров и ФДА

Два года Олег Белозеров трудился в «Ростоппроме», вроде бы даже показывая неплохие результаты. В 2004 году стало известно, что в скором времени должна освободить должность руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА), которое возглавлял Анатолий Насонов. Тогдашний премьер Михаил Фрадков решил снять его с должности по совету Президента Владимира Путина, который еще, будучи руководителем Главного контрольного управления Президента РФ, добился отставки Насонова с поста руководителя Федеральной автодорожной службы за многочисленные случаи нецелевого использования средств.

Для агентства на тот момент выделялось около 3 миллиардов долларов. С одной стороны после Насонова требовалось найти человека с незапятнанной репутацией, при этом способного выправить плачевную ситуацию с дорогами, т.е. имеющего достаточный управленческий опыт. С другой стороны нельзя было на такие большие деньги брать человека со стороны. Олег Белозеров на тот момент прочно утвердился как часть «питерской команды», а его биография и деловые качества давали основания надеяться, что он не вызовет вопросов у профессионального сообщества. К тому же на «дорожный бизнес» вышли братья Ротенберги, которым Олег Валентинович Белозеров был вовсе не чужой человек.

Так в ноябре 2004 года Олег Белозеров стал руководителем Федерального дорожного агентства. И естественно первой своей задачей Белозеров видел расстановку на ключевых местах своих людей. Так, например, в 2005 году Олег Валентинович Белозеров задался целью назначить руководителем Центра международных перевозок (ЦМП) своего человека – Виктора Иванова. При этом действовал он напролом, не обращая внимания на трудовое законодательство. Так, Олег Белозеров отправил руководителя ЦМП Виктора Бражного в отставку прямо из отпуска. Однако, результат такого кадрового решения оказался плачевным. Иванов, ничего не смысля в той работе, которую ему доверили, резко ухудшил качество работы Центра.

Олег Валентинович Белозеров же, несмотря на то, что часто жаловался на хроническую нехватку денег и ратовал за платные дороги, все же в целом неплохо справлялся с поставленными задачами. При нем было запущенно ряд крупных дорожных проектов. Правда, высказывания самого Олега Белозерова нередко противоречили друг другу. С одной стороны он заявлял, что 60% дорог находятся в неудовлетворительном состоянии, и если финансирование не изменится, через 10 лет эта цифра вырастит до 80%, с другой стороны он рапортовал, что все российские автомобильные дороги будут приведены в нормативное состояние к 2013 году.

Со временем глава Росавтодора стал нещадно критиковать собственное ведомство, сетуя на ограниченные организационные возможности в условиях разросшийся бюрократической волокиты и постоянно меняющегося законодательства. В качестве единственной перспективы Олег Белозеров видел привлечение в агентство инвестиций. Он обещал, что к 2015 году финансирование из внешних источников дойдет до 1 трлн. рублей.

Несмотря на все эти факты, за то время, что Олег Валентинович Белозеров находился на своем посту, протяженность автодорог общего пользования в России выросла на 32%. Тогдашний Президент Дмитрий Медведев заметил успехи главы Росавтодора, и в феврале Олег Белозеров был включен в так называемую «первую сотню» резерва управленческих кадров. А уже в марте 2009 года он был назначен на должность заместителя Министра транспорта РФ.

Олег Белозеров Министр

На новом посту он продолжал поддерживать идею платных дорог. Самым известным подобный проектом, который был запущен еще тогда, когда Олег Белозеров возглавлял Росавтодор, является платная трасса Москва — Санкт-Петербург. Тендер на выполнения работ, естественно выиграли братья Ротенберги, как они выигрывали и многие другие проекты – строительства федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М9 «Балтия». По плану дорога частичного должна была проходить через массив Химкинского лесопарка. Именно против данного плана с акциями протеста стали выступать жители города Химок во главе с активисткой Евгенией Чириковой.

Олег Белозеров тогда утверждал, что проект прошел три экологические экспертизы и получил пять положительных заключений Главгосэкспертизы, в которых в числе прочих были разделы и по охране окружающей среды. В ответ Чирикова предоставила бумаги от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, в которых говорилось, что банки не собираются финансировать проект, из-за того, что его экологическая проверка не окончена.

В скором времени от Олега Белозерова потребовали ответа и за другое происшествие. В 2010 году большую шумиху наделал так называемый «танцующий мост» в Волгоградской области, когда можно было наблюдать, как многокилометровый мост идет буквально таки волнами. Вылетев на место происшествие, замминистра объяснил все аэродинамикой. И, казалось бы, какой спрос к Олегу Валентиновичу Белозерову, не он же строил мост. Но все дело в том, что работу инженеров по данному мосту принимал Росавтодор, еще при Олеге Белозерове.

Но все эти мелкие неудачи мало сказывались на репутации Олега Валентиновича Белозерова. И когда в 2010 году пошли слухи о скорой отставке министра транспорта Игоря Левитина, все эксперты в один голос говорили, что к нему на смену должен прийти его заместитель. Тогда считалось, что молодой перспективный политик должен будет усилить позиции Медведева. Тем более именно он возглавил Оперативный штаб Минтранса России по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Краснодарском крае после наводнения в Крымске. Но, к 2012 конъюнктура поменялась, и министром стал Максим Соколов.

В 2013 году Олег Белозеров начал сдавать свои аппаратные позиции. Так наблюдатели потребовали признать недействительными итоги тендера на прокладку тоннеля в аэропорте «Шереметьево». Тендер тогда выиграла ротенберговская компания TPS Avia Group. Конкурс на данную работу назвали профанацией.

Чтобы упрочить свое влияние Олег Валентинович Белозеров решил провести кадровую чистку в родном Росавтодоре. Главной задачей Белозеров тогда себе поставил сменить директора организации Романа Старовойта на своего человека. Таким человеком был заместитель Старовойта Андрей Костюк, который начал с чистки нижестоящих кадров и запустил кампанию по дискредитации своего руководителя, всячески «подставляя» его. Предполагалось, что Олег Белозеров «пробьет» кандидатуру Костюка на должность директора Росавтодора. При этом ходили слухи, что Костюк будет обеспечивать интересы питерского криминального авторитета Владимира Голубева по кличке «Бармалей». Но в итоге отставка так и не состоялась.

Несмотря на то, что перспективы дальнейшего роста для Олега Валентиновича Белозерова остались туманными, на своем месте он обосновался достаточно прочно. Так, именно он был назначен ответственным за исполнение президентского указа об удвоении темпов строительства дорог.

При этом Олег Белозеров не стеснялся опровергать цифры, говорящие о крупных хищениях на строительстве дорог. В 2015 году он заявил, что российские дороги обходятся на много дешевле, чем дороги Европы и США. Среди властной элиты способности произносить на голубом глазу такие вещи, надо сказать, тоже ценятся. Благодаря всем этим качествам Олегу Валентиновичу Белозерову все-таки удалось продвинуться по карьерной лестнице, и в 2015 году стал первым заместителем министра транспорта РФ.

Пост руководителя ОАО "РЖД" Олег Валентинович Белозеров занял в 2015 году. И уже первый год его работы показал невероятные результаты – без дополнительного субсидирования со стороны государства был получен не только сбалансированный по финансам результат, но и достигнута рекордная цифра увеличения прибыли, а именно в 20 раз. Вторым рекордом стал показатель тарифного оборота грузов, который достиг цифры 2 трлн. 342 млрд. тоннокилометров. В чем же секреты управления от О. В. Белозерова, которого называют одним из наиболее эффективных российских управленцев?


Олег Белозеров – уроженец Латвии. Он появился на свет в семье медиков, работавших в поликлинике города Вентспилса, в 1969 году (26 сентября). За время учебы в городской СШ №2 Олег активно занимался легкой атлетикой, специализируясь одновременно прыжках в длину и в спринте (его достижение в беге на 400 м до сих пор остается рекордом школы). Другим его увлечением были путешествия по историческим местам, он побывал во всех средневековых замках Латвии. Однако после выпуска из школы молодой человек решил получить серьезную профессию. В 1986 году он стал студентом Ленинградского финансово-экономического института (ныне государственный экономический университет Санкт-Петербурга). За годы учебы Олегу Белозерову пришлось послужить в армии (с учетом его легкоатлетической подготовки – в спортроте), а с началом перестройки он стал работать в одном из появившихся тогда молодежных научно-технических центров. В связи с этим диплом экономиста Белозеров защитил, обучаясь заочно. После этого была женитьба на Ольге Белозеровой (1994) и рождение сына Матвея (1996).

Полученный еще в студенческие годы опыт практической работы, объединенный с высоким уровнем знаний, позволили Олегу успешно проявить себя на управленческих должностях. В 1998 году он стал заместителем коммерческого директора Ленэнерго, затем стал начальником департамента снабжения и транспорта этой структуры. Высокая эффективность работы и хорошие заработки позволили ему не только обеспечить достойное материальное положение своей семье, в которой в 2001 году появилась еще и дочь Вероника, но и перевезти из Латвии своих родителей, купив им жилье на Васильевском острове.



В 2000 году Олег Валентинович стал замдиректора грузового АТП № 21, в этом же году он возглавил финансово-экономический отдел при аппарате представителя президента по Северо-Западному федеральному округу. Далее он работал заместителем по управлению директора "ЛОМО", генеральным директором Российской топливной компании.

В июле 2004 года Олег Белозеров занял должность заместителя руководителя Федерального дорожного агентства. Одновременно он обучался в аспирантуре и в 2005 году успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам логистики поставок в корпоративных структурах. Еще через четыре года Олег Валентинович стал замминистра автотранспорта РФ, и ему пришлось непосредственно возглавить проекты, связанные с проведением во Владивостоке саммита АТЭС и Казанской Универсиады. В августе 2015 года, после увольнения по собственной инициативе Глеба Якунина, Олегу Белозерову было предложено возглавить руководство РЖД.

Главной задачей, которая встала перед новым руководителем, было приведение в соответствие основных показателей бюджета РЖД и реальных доходов от ее деятельности, и упорядочивания пассажирских и грузовых перевозок. Основой для этого стала работа сразу по нескольким направлениям, первым из которых стало снижение издержек, в основном за счет ликвидации непрофильных активов. Белозеров без сожаления расстался корпоративным телевидением (для которого позднее удалось отыскать ресурсы), однако сохранил сеть железнодорожных больниц и поликлиник, а также футбольные и хоккейные клубы "Локомотив".

Приоритетными направлениями развития РЖД стали инновации и увеличение энергоэффективности. Среди конкретных преобразований следует отметить, в первую очередь, сокращение административного аппарата на 10% и создание единой административно-организационной структуры, а также увеличение доли контейнерных перевозок, снижение тарифа на грузовой пробег с одновременным увеличением его на движение порожняка, льготный проезд школьников и студентов в летнее время. По инициативе Белозерова заказы на новые рельсы вместо передачи их Японии были размещены на отечественных предприятиях "Мечел" и "Евраз". Большим событием для столицы явилось открытие для пассажирских перевозок Московского центрального кольца, интегрированного с метрополитеном, которое за сутки перевозит 300 тысяч пассажиров. Новый глава РЖД стал инициатором проекта строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Казанью, начало движения по ней планируется открыть в 2021 году.

Первый год работы О. В. Белозерова завершился ростом всех основных показателей работы железнодорожного транспорта, многие из которых достигли максимального уровня, а общая сумма прибыли, составляющая 3, 7 миллиарда рублей, в 12 раз превысила значение, достигнутое в прошлом году. Заработок же самого руководителя был полностью отражен в декларациях и составил 170 миллионов рублей, что в два раза превысило аналогичную сумму до его вступления в должность. В прессе начали говорить о возможном переходе Олега Валентиновича на пост министра транспорта, однако все изменения в его статусе свелись к обращению в правительство с инициативой изменения названия руководящей должности в соответствии с европейскими традициями – не "президент", а "гендиректор-председатель правления".

15 мая 2017 года, во время работы международного форума в Пекине, стало известно о госпитализации Белозерова и проведенной ему аппендэктомии. В дальнейших планах гендиректора РЖД – совершенствование работы Совета железнодорожного транспорта стран СНГ. Что же касается его интересов во внерабочее время, то Олег Валентинович по-прежнему увлекается бегом, любит рыбалку, а также телевизионную игру "Что? Где? Когда?" и поддерживает одноименную корпоративную лигу РЖД. Кроме того, он водит в состав попечителей Русского географического общества.

Развивая сотрудничество с нашими партнёрами по медиа в Москве, редакция портала «Компромат-Урал» переходит к освещению проблем государственного АО «Российские железные дороги» (РЖД) под руководством уже не президента, а гендиректора - председателя правления, 48-летнего Олега Белозёрова (ИНН 781306504007). С недавним переименованием должности Олег Валентинович сохранил за собой реноме «человека Ротенбергов» и не перестал быть высшим железнодорожным топ-менеджером (по мнению многих, - хотя и казённым, но всё-таки капиталистом).

Не зря ведь господин Белозёров позавчера участвовал в крупнейшей предновогодней олигархической сходке в Кремле по приглашению Владимира Путина . И даже благодаря алфавиту сидел не слишком далеко от настоящего президента. Зато рядом с настоящими (формально - негосударственными) акулами капитала: Русланом Байсаровым (Тувинская энергетическая промышленная корпорация), Мусой Бажаевым («Группа Альянс»), Игорем Алтушкиным («РМК») и Андреем Бокаревым (УГМК, «Трансмашхолдинг» и другие активы).

Судя по информации аналитиков редакции «Компромат-Урал» , господин Белозёров в высочайшей тусовке толстосумов чувствует себя вполне комфортно. Не жизнь, а сказка! Да и атмосфера кремлёвского зала будет, пожалуй, приятнее, нежели какой-нибудь захолустный объект на магистрали с недовольными работниками в фирменном обмундировании и эмблемой из трёх букв. Плюс президент в официальном вступительном слове упомянул про «устойчивое увеличение грузооборота на железнодорожном транспорте, которое в последнее время составляет порядка шести процентов». Читай - похвалил. Подумаешь, что обещанных высокоскоростных желдорпутей страна не увидела даже к Мундиалю-2018! Белозёрову и его первому замуАлександру Мишарину и без ВСМ живётся неплохо. Если бы ещё не эти назойливые рядовые железнодорожники, вечно недовольные своим бедственным положением…

Пока Олег Белозёров наслаждается президентскими комплиментами и общением в кругу небожителей, редакция «Компромат-Урал» принимает жалобы и сообщения о реальном состоянии дел в «РЖД».

«ЗАБУРЕВШИЙ» РЖДэшник?

Глава РЖД Олег Белозеров получает в месяц 14 млн. руб. А как живут его подчиненные?

Как стало известно корреспонденту, президент РЖД Олег Белозеров за 2016 год получил доход в 170 млн руб. И это означает, что в месяц он имеет 14 млн руб. На такие деньги, безусловно, жить можно. И даже очень неплохо!

Наверное, Олег Белозеров, сменивший на посту главы РЖД в 2015 году Владимира Якунина , получает их за то, что наладил эффективную работу вверенной ему компании. И его подчиненные как сыр в масле катаются. Если у президента такая зарплата, то он и сотрудникам должен обеспечить безбедное существование. А как же иначе?

Олег Белозеров умело жонглирует цифрами , которые демонстрируют его якобы успешно управление компанией. Прибыль РЖД по сравнению с прошлым годом выросла за полугодие на 17.8%, суммарные доходы - на 4.1%, доходы от пассажирских перевозок - на 10.5%. Однако имеет ли Белозеров отношение к этим цифрам и за счет чего они достигаются?

Оказывается, живет припеваючи РЖД только благодаря государственной поддержке. В прошлом году ставка по НДС на пассажирские перевозки была снижена с 18% до 10%, а в этом составила 0%. Минтранс оценил доход, полученный компанией от обнуления НДС в 15.4 млрд руб.

При этом тарифы РЖД выросли на 6%, что на 2% больше инфляции. И компания продолжает настаивать на их индексации. Иначе дела у нее пойдут из рук вон плохо. РЖД грозит убытками в 142.4 млрд руб. И это при том, что государство влило в 2016 году в капитал компании 25 млрд руб., а в 2015 году — 121 млрд руб.

Аудиторская компания «Делойт» посчитала, что оптимизация расходов позволила бы РЖД сэкономить 95-130 млрд руб. Однако в РЖД, по-видимому, продолжают транжирить бюджетные деньги.

Средняя скидка по закупочным контрактам составляет всего 1.8%. И это - худший показатель из всех крупных госкомпаний. Зато за нее, наверное, можно получить хороший «откат». Так что 170 млн руб. могут быть только видимой частью доходов Олега Белозерова.

Сокращение управленческого аппарата могло бы принести экономию в 25-60 млрд руб. Однако, похоже, что Олег Белозеров решает вопрос экономии и собственного благосостояния за счет обычных сотрудников. 200 млрд руб. экономятся на зарплате железнодорожников, число которых регулярно сокращают.

А члены правления РЖД получили в 2016 году 2.3 млрд руб. Дошло до того, что на одного работающего в компании приходится несколько управленцев. И эту ситуацию очень хорошо обрисовал один из сотрудников компании в своем отзыве : «На одного работягу приходится 3-4 диспетчера, 5-6 проверяющих, и 8-10 начальников! Причем кормить эту «ораву» ты должен, не забывая, что у них еще и семьи есть!!! Как то так, граждане соискатели работы в компании «Российские Железные Дороги». Всем добра!»

Что говорят об РЖД?

Если проанализировать отзывы о компании, то итог для Олега Белозерова получается неутешительный. Большинство не рекомендуют трудоустраиваться в РЖД. Причины - низкие заработки, кумовство и руководство, без смены которого этих проблем не решишь. И это, видимо, в первую очередь касается Олега Белозерова.

Вот еще несколько отзывов от людей, которые реально работали в РЖД.

И все это говорят люди, некоторые из которых проработали в компании более 10-ти лет. При этом о достойной зарплате почему-то речи не идет. Олегу Белозерову это все равно? Видимо, да. Сытый голодного не разумеет.

Сколько платят в РЖД?

В РЖД заявляют, что к 2025 г. средняя зарплата в РЖД превысит на 35% среднероссийскую. Сейчас в РЖД работает 774 тыс. человек, средняя зарплатасоставляет 46 тыс. руб . Видимо, такие данные дает в СМИ PR-служба РЖД, которая пытается выдать желаемое за действительное.

Если верить отзывам, то в РЖД большие суммы получают только управленцы, а обычные работяги, которых большинство, довольствуются совсем иными зарплатами. И этому есть подтверждение.

И где эти пресловутые 46 тыс. руб.? Средняя зарплата больше всех у машиниста электровоза - 34 тыс. руб . Как видно из таблицы, у остальных и того меньше. И как с такими зарплатами соотносится 14 млн руб. в месяц Олега Белозерова? Не слишком ли «жирно» он себе платит? И за счет чего?

А вот и ответ! Только в 2015 году численность сотрудников РЖД сократилась на 7.6%, а фонд заработной платы уменьшился на 106.8 млрд руб . У Олега Белозерова, видимо, своя оптимизация, которая и позволяет выплачивать себе сумасшедшие деньги. И судьбы уволенных более 60 тыс. человек его, вероятно, совсем не волнуют.

Как живут сотрудники РЖД?

Можно не сомневаться, Олег Белозеров, наверное, живет хорошо. С имеющимися у Белозерова деньгами можно жить в самом шикарном отеле. А вот некоторым сотрудникам РЖД на протяжении многих лет по карману только вагончики.

Вот уже 25 лет в Демском районе Башкирии несколько семей проживают в ветхих строительных вагончиках без тепла, газа и водопровода. Видимо, таким образом ЭП-769 Куйбышевской железной дороги отблагодарило своих сотрудников за многолетний труд.

Предприятие списало со своего баланса шесть вагончиков, которые составили небольшой городок. И в нем выросло уже не одно поколение. Зимой люди спят в куртках и валенках, греются обогревателями, весной вагончики затапливает. Денег на жилье нет, кредиты в банке не дают. Жители городка считают себя людьми второго сорта. А сделала их такими РЖД.

Только вот предъявить люди могут только стопки безрезультатной переписки с компанией и властями, потому как юридически вагонщики не существуют. По-видимому, людей сюда прописали специально, понимая, что потом придется расселять их за счет предприятия. А зачем деньги тратить? Живут же 25 лет и еще столько же проживут, а то и больше.

«Рабы» Белозерова?

В невыносимых условиях живут десятки работников Крымской железной дороги. Трудятся с раннего утра до позднего вечера. И даже по субботам, но сверхурочных им никто не платит. Рабочие готовы начать забастовку, да только увольнения боятся.

Когда их отправляют в командировку, то живут в старом списанном плацкартном вагоне. Без электричества, канализации и питания. Иногда появлялась вода. Терпели рабочие несколько месяцев, а потом пожаловались начальству. Но денег за свою работу по 16 часов в день так и не получили. Ответ на жалобы один: не нравится - уходите. Неудивительно, что после этого люди чувствуют себя рабами РЖД.

Интересно, а кем чувствует себя Олег Белозеров? И знает он ли вообще хоть что-то о проблемах своих подчиненных? Возможно, что глава РЖД считает ими только тех, с кем можно деньги делить, а остальные сотрудники для него вообще не существуют.

Все-таки, наверное, правы работники РЖД, которые в отзывах пишут, что без смены руководства ничего в РЖД не изменится. Только кто ж сам от такой «кормушки» уйдет? Уж точно не Олег Белозеров. Его из РЖД, по-видимому, только кремлевской метлой вымести можно.