Будьте всегда в настроении. Бузина растение: что это, как выглядит, свойства и применение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮННАТОВ»

Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ.

(методическая разработка открытого занятия).

педагог дополнительного образования.

г. Вязьма

Смоленская область

2018 год

ТЕМА: Дикорастущие и культурные растения.

ЦЕЛИ:

изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием - внимательно рассматривать растение;

развивать у детей мышление, логику;

воспитывать интерес к полевым растениям.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька; зелёные и жёлтые фишки - у каждого ребёнка, ручка.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

I . Организационный момент.

II . Введение в тему.

III . Знакомство с дикорастущими растениями (рассказ педагога с элементами

беседы).

IV . Физкультминутка.

V . Знакомство с культурными растениями. Игра «Найди пару».

Работа с дидактическими карточками:

«Зелёный - оранжевый»,

«Культурные растения»,

«Дикорастущие растения»,

«Группы культурных растений».

VII . Итог занятия.

VIII . Приложение к занятию.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

II . Введение в тему.

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

Растения

Лиственные Хвойные

Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят человека - яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека - лён, хлопок. Растения лечат человека - мать-и-мачеха, душица, зверобой, берёза. Растения дают много полезных вещей - мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие - ель растёт в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее - кустарники, различие - крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник - растение леса.)

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растёт повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай)

На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа - растения, которые выращивает специально человек; вторая группа - растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на водоёме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: берёза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василёк.

III . Знакомство с дикорастущими растениями.

Рассказ педагога с элементами беседы.

Детям показывается гербарий и рисунок василька.

Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдёт речь:

Колоситься в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк)

Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто лёгким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом жёлто-зелёном море -

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюблённым

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

Скажите, а почему Ф. Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к занятию).

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Педагог или заранее подготовленные обучающиеся могут рассказать истории о дикорастущих травах (см. Приложение к занятию).

IV . Физкультминутка.

Жил один садовод,

Он развёл огород,

Приготовил старательно грядки.

(Копают грядки)

Он принёс чемодан,

(Показывают, как он нёс чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена -

(Дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы.

(Восхищаются)

Утром их поливал,

(Поливают)

На ночь их укрывал

(Укрывают)

И берёг от холодной погоды.

(Дети садятся, педагог продолжает.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

V . Знакомство с культурными растениями, с помощью игры «Найди пару».

Кроме того, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске и на столах у детей - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Педагог берёт одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Педагог: Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Педагог может подробнее рассказать о зерновых растениях выращиваемых на полях (см. Приложение к занятию.)

Дети: Груша и слива. Это фрукты они растут в садах.

Педагог: Правильно, такие растения называются плодовые . К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, земляника.)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях в огороде.

Педагог: Правильно, такие растения называют овощные . Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лён, хлопок. Из них делают ткань.

Педагог: Такие растения называют прядильные . Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё и вафельные полотенца - это всё лён и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Педагог: Они называются декоративными растениями. Приведите свои примеры. (Флокс, тюльпан, гладиолус.)

VI . Закрепление изученного материала.

Теперь мы знаем, какие бывают растения, кроме дикорастущих. У каждого на столе лежит карточка с изображёнными на ней растениями и фишки зелёного и жёлтого цвета. Рассмотрите растения.

Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми - культурные растения.

Дети выполняют задание.

Карточка «Зелёный - оранжевый».

Лён

Рожь

Одуванчик

Помидор

Ольха

Василёк

Яблоня

Берёза

Мать-и-мачеха

Тополь

Крыжовник

Ель

Горох

Редис

Ландыш

Огурец

Рябина

Подснежник

Смородина

Роза

Педагог раздаёт детям три дидактические карточки. Ребята выполняют задания.

Дидактическая карточка «Культурные растения».

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

Деревья Кустарники Травы

1. Яблоня 1. Крыжовник 1. Помидор

2. Слива 2. Смородина 2. Огурец

3. Вишня 3. Малина 3. Петрушка

Дидактическая карточка «Дикорастущие растения».

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Деревья Кустарники Травы

1. Берёза 1. Калина 1. Осот

2. Ольха 2. Шиповник 2. Тимофеевка

3. Тополь 3. Сирень 3. Ромашка

Дидактическая карточка «Группы культурных растений».

ГРУППЫ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Овощные Плодовые Зерновые Декоративные Прядильные

1. Лук 1. Слива 1. Рожь 1. Тюльпан 1. Лён

2. Огурец 2. Яблоня 2. Пшеница 2. Роза 2. Хлопок

Педагог с детьми проверяет задания.

А теперь, ребята, отгадайте загадки.

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зелёным хохолком на голове?

(Редис)

Летом - в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою - в бочке,

Крепкие, солёные.

(Огурец)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(Горох)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Как надела сто рубах,

Заскрипела на зубах.

(Капуста)

Ребята, к какой группе относятся эти культурные растения? (Овощные)

VII . Итог занятия.

Ребята, чем дикорастущие растения отличаются от культурных?

Приведите примеры дикорастущих растений.

О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?

Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Приложение к занятию.

Легенда о Васильке.

Педагог: Сейчас мы покажем вам украинскую легенду (звучит украинская песня. Появляется, вздыхая, бабка .)

Бабка: О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.

(Входит дед .)

Дед: Что стряслось-то? Что ты всё вздыхаешь да охаешь?

Бабка: Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь! А у нас беда у порога!

Дед: Да что за беда-то, не томи меня, говори!

Бабка: Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил.

Дед: Ну и что с того? Какая в том беда?

Бабка: А вот какая… Сказывают люди - русалка там живёт! Не дай бог заманит она его в свои сети колдовские!

Дед: Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе! Ему ли за русалкой идти.

Бабка: И вправду. Хорош наш сыночек! Сильный, крепкий… А глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он, невесел. Всё думает о чём-то. Женить бы его поскорее!

Дед: И то верно!

(Уходят. Появляется Василий .)

Василий: Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась она мне. Как смотрит она мне в глаза, да каким зовёт нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней!

(Смена декораций. Берег пруда.)

Василий: Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?

Русалочка: Здесь, давно жду той минуты, когда ты придёшь.

Василий: Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем, как все люди жить, свадьбу сыграем.

Русалочка: Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном моём царстве.

Василий: Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держат меня, не смогу я всю жизнь под водой провести.

Русалочка (гневно): Тогда не бывать тебе человеком. Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь.

(Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василёк.)

Русалочка: Ах! Что же я наделала?! Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож на его глаза, как небо. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же быть мне теперь? (Плачет.) Может, вернётся он ко мне? Буду у неба просить, чтобы вернуло мне Василия! Может, ручейками с неба придёт ко мне Василий.

(Смена декораций. Опять дед да бабка.)

Бабка: Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька!

Дед (утирая слёзы): Да, не уберегли, пропал наш Васенька, как в воду канул!

Бабка: А я вот цветов собрала. Они в поле появились сразу, как сынок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.

Дед: И вправду, синие, как его глаза.

Бабка: Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.

(Звучит украинская песня.)

Педагог: Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василёк корнями за свою пашню.

Рассказы о дикорастущих травах.

Мать-и-мачеха.

Это небольшое травянистое растение высотой 10-25 см. Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая, и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, ещё до появления листьев. Ещё веет зимним холодом от реки, и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится - прямо посреди прошлогодней травы - солнечная капелька на мохнатом стебельке. Ещё и листьев нет, а она уже цветёт, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчёлы, шмели, бабочки. Бывает, перепадёт ночью заморозок, жёлтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.

Медуница.

Медуницу ещё называют цветок-колдунья. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые - опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочерёдно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу четырёх оттенков! Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нём пишут поэты, говорится о нём и в народных сказках, легендах.

Первоцвет (примула).

Цветок этот известен всему миру как примула. В России его ещё называют первоцвет весенний. Растёт в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветёт в апреле-мае. Красивые жёлтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев - морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями.

Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей. Золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключи цветок. Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слёзы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи - каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.

Культурные растения.

Пшеница.

Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица - пшеница.

Пшеница - самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира.

Самые распространённые виды пшеницы - твёрдые и мягкие. У твёрдой пшеницы зёрнышко твёрдое, а у мягкой - мягкое, мучнистое. Твёрдые сорта пшеницы - самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с тёплым климатом. Мягкая пшеница более вынослива и быстрее созревает. Её сеют в странах с более холодным климатом.

Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сделать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твёрдых сортов пшеницы.

Рожь.

Рожь - хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому её сеют там, где холодное лето, - на севере.

У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Её стебель выше человеческого роста.

В нашей стране, в России, рожь растёт лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают чёрный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.

Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш чёрный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии чёрный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых.

Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Гречиха.

Гречневая каша - богатырская каша. Она вкусная и питательная. Поел немного - и уже сыт. Гречневая каша даёт силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уважением. Её называли княгиней. Гречневую кашу подавали к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому.

Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречневую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой её назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно.

Когда цветёт гречиха, не видно не зелени, ни земли - сплошной бело-розовый ковёр цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчёлы - собирают нектар и опыляют цветки. Пройдёт немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трёхгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

Кроссворд «Культурные растения».

По горизонтали:

2. Такие растения, как крыжовник, смородина, малина - называют … 3. Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют … 4. Растения, из которых получают волокна, называют … Это лён, хлопок. 5. Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют … 7. Яблоня, груша, слива - фруктово-ягодные … 8. Помидор, огурец - растения …

По вертикали:

1. Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках, называют … 2. Растения, которые выращивает человек, называют … 6. Лук, чеснок, капуста, картофель и др. - это растения ….

Ответы:

По горизонтали: 2. Кустарники. 3. Плодовые. 4. Прядильные. 5. Зерновые. 7. Деревья. 8. Травянистые.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. - М.:

Просвещение, 1991.

2. Сухин И.Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 1996.

3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учёба, и игра: природоведение». - Ярославль:

«Академия развития», 1997.

4. Стрижёв А. Русское разнотравье: Справочник. - М.: Дрофа - Джамайка, 1995.

5. Школьные игры и конкурсы. Приложение к газетам «ПедСовет», 2006, 2007.

6. Экологический калейдоскоп: Учебно - методическое пособие / Сост.

Л.Ю. Кондрашова. - Смоленск: СОИУУ, 2002.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Сост. Л.А. Багрова; Под общ.

Ред. О.Г. Хинн. - М.: ТКО «АСТ», 1995.

страница 1

(Четвёртое заседание клуба).

Задачи урока :

Ход урока:

  1. Сегодня мы собрались на четвёртое . Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».

ДОКЛАД,

Дикорастущий

Культурные

Групповая работа.

  • Откройте содержание.

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

…………………

Закрепление.

Работа в т.п.о. на с 36 №51.

страница 1

Смотрите также:

Урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»
46.34kb. 1 стр.

растения.

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

животных?

______________________________________________________

______________________________________________________

изготовления тканей?

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

_____________________________________________________

Тест на тему: Для чего люди выращивают культурные

растения.

1. Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

_______________________________________________________

2. Напиши 3 растения, которые люди выращивают для своего

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3. Напиши 3 растения, которые люди выращивают для

животных?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

4. Напиши 3 растения, которые люди выращивают для

изготовления тканей?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

5. Напиши 3 растения, которые люди сажают для красоты?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

6. Перечисли группы, на которые делятся культурные растения

1.___________________________________________

2.___________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

5.___________________________________________

6.___________________________________________

7.___________________________________________

Здесь Вы можете скачать Урок окружающего мира «Для чего люди выращивают культурные растения?» 2 класс для предмета: Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тип урока

Форма организации урока: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Форма обучения: групповая, парная

Приём обучения:

Цели урока:

Образовательные:

-

Развивающие:

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

-

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

-

Регулятивные УУД:

-

Коррекция;

Оценивание.

Ход урока:

Слайд 1

Слайд 2

ДОКЛАД,

II

Слайд 3

Дикорастущий

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные

- У .с.87

- У. с.88

Слайд 4

Слайд 5

- РТ с.36 №50 Слайд 6

Проверяем на экране.

    Олеся.

Слайд 7

Групповая работа

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

Физкультминутка

    - Стас. Слайд 8

- О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

Работа в парах

Слайд 9

Внимание на экран

IV

Слайд 14

Откройте содержание.

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе?……………………………57

Как сеют хлеб?………………………………………59

Как хлеб убирают?…………………………………61

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

…………………

Закрепление. Слайд 15

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Оценивание

Домашнее задание Слайд 16

окружающего мира во 2 «a» классе

Учитель: Томашева Наталья Георгиевна

Тема урока: Для чего люди выращивают культурные растения?

Тип урока : Урок «открытия» нового знания

Это первый урок открывающий седьмой раздел «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

Форма организации урока: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Форма обучения: групповая, парная

Приём обучения: организация групповой, парной работы, выполнение дифференцированных заданий

Цели урока:

Образовательные:

- создать условия для того, чтобы дети назвали признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Познакомить детей с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными).

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

Воспитывать желание учиться и делать открытия;

Воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Оценивание.

Ход урока:

Слайд 1

Слайд 2

На заседании клуба мы узнаем: читаем со слайда

Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это Стас, Олеся, Влад.

Итак, на заседании прошу всех быть очень внимательными, хорошо поработать т.к. вам предстоит ещё и дома подготовить доклад на тему «Культурные растения нашего края» (запись на доске).

Кто из вас помнит, что такое доклад?

    Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)

ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.

Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?

(Определить тему, составить план доклада.) (на доску плакат)

II

Слайд 3

В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.

Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?

    - Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.

Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

- У .с.87 Прочитайте, что Маша рассказала (ученик читает вслух).

Давайте поможем Мише разобраться в этом вопросе.

- У. с.88

Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник).

Слайд 4

Как распространяются дикорастущие растения?

Слайд 5

Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).

Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих?

Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).

Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?

- РТ с.36 №50 Слайд 6 Закрепим знания выполняя задание.

Проверяем на экране.

Как справились? У кого не было ошибок?

На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.

    - Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем. Олеся.

Слайд 7

Групповая работа

А сейчас я прошу поработать в группах и внимательно послушайте задание.

Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».

Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

- О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

- Что говорилось о культурных растениях? (для чего они выращиваются) Еще плакат.

Физкультминутка

    - На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент. Стас. Слайд 8

- О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

- Что говорилось о культурных растениях? (где они выращиваются) Еще плакат.

Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).

Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).

Работа в парах

Слайд 9

Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.

Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.

Внимание на экран

Какие растения попали в группу вместе со льном?

Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)

Молодцы. Хорошо поработали. Немного отдохнем.

Слайды 10-13 Игра «Что где растёт?»

IV

    На какую тему вы будете делать доклад дома?

Слайд 14

    - По моему заданию доклад сделал мой ассистент Влад. Послушайте.

Вы подготовите доклад по отдельному культурному растению или группе, что гораздо труднее.

А) - Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».

Откройте содержание.

О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).

Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе?……………………………57

Как сеют хлеб?………………………………………59

Как хлеб убирают?…………………………………61

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

…………………

В) -Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?

Г) – Геленов Кирилл с бабушкой специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.

Д)- Мои ассистенты специально к заседанию подготовили памятки.

Закрепление. Слайд 15

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Оценивание

Поднимите правую ладошку- это знания которые у вас были.

Поднимите левую ладошку- это знания которые приобрели сегодня.

Соединим эти знания и поприветствуем себя.

Домашнее задание Слайд 16

страница 1
Тема урока: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

(Четвёртое заседание клуба).

Задачи урока :

  • назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
  • познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными);
  • продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,
  • коммуникативных умений и навыков (работа в парах, группах, в парах сменного состава)

Ход урока:

  1. Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».

Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это ……………………

Задание для всех присутствующих: составить доклад на тему «Культурные растения нашего края».

  • Кто из вас помнит, что такое доклад? (Высказывания детей.)
  • Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)

ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.

  • Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?

(Определить тему, составить план доклада.)

  • В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.
  • Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?
  • Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.

Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

  • Маша рассказала, что люди специально сажают культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с ними прорастают одуванчики, осот, лебеда, которые никто не сажал. Миша удивился: откуда они берутся?
  • Давайте поможем Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил.
  • Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник). Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).
  • Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).
  • Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?

На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.

Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем.

Групповая работа.

А сейчас я прошу вас разбиться на группы и внимательно послушать задание. Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».

Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент.

Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).

Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).

Работа в парах постоянного состава.

Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.

Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.

  • Какие растения вы добавили в каждую группу?
  • Какие растения попали в группу вместе со льном?
  • Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)

На стр. 87 найдите и зачитайте ещё раз тему доклада, который вы будите готовить дома. («Культурные растения нашего края»).

Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».

  • Откройте содержание.
  • О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).
  • Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?

Как размножаются растения ………..51

Картофель………………………………….56

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе?……………………………57

Как сеют хлеб?………………………………………59

Как хлеб убирают?…………………………………61

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

…………………

Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?

Мои ассистенты специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.

Закрепление.

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Работа в т.п.о. на с 36 №51.

Дети выполняют задание индивидуально, а затем проверяют его в парах сменного состава.

Один ученик выполняет это задание на компьютере, выделяя красным шрифтом названия культурных растений, синим – названия дикорастущих растений, а красно-синим – названия тех растений, которые могут быть как культурными, так и дикорастущими.

После проверки в парах, дети сверяют правильность выполненного товарищем задания по образцу на экране.

  • Какие растения вы подчеркнули красным цветом?
  • Какие растения подчеркнули синим?
  • Почему некоторые растения вы подчеркнули дважды?
  • Если у вашего товарища всё правильно, вы можете взять из конверта одну из подготовленных нами фигурок белого аиста и наклеить её в верхний левый угол страницы.

Д.З. Дома вы выполните в Тетради для самостоятельных работ №50 и подготовите свой доклад на тему: «Культурные растения нашего края».

Желаю вам успеха! Урок окончен.

В процессе эволюции человечество постоянно переделывало мир под свои запросы. И выведение новых сортов растений – один из способов этого воздействия. Нередко растения, полученные в результате улучшения нужных человеку свойств, почти совсем не похожи на «оригинал», то есть растение-прародитель. Давайте рассмотрим более подробно, чем отличаются культурные растения от диких.

Откуда взялись культурные растения

На заре своего существования человечество использовало то, что давала природа. При переходе от «дикости» (то есть присваивающей экономики – собирательства, охоты, рыболовства) к «варварству» – производящей экономике (скотоводство, земледелие, ремесло) человек столкнулся со следующей проблемой. Урожайность возделываемых растений была невысока и не могла обеспечить потребности людей, выбравшихоседлую жизнь, поэтому было необходимо ее как-то увеличить. В результате отбора лучших образцов (селекции) из «диких» растений появились «культурные», у которых нужный человеку орган – колос, корень или плод –превосходил (по размеру, по вкусовым качествам)своего «некультурного» предка.

Основное отличие культурных растений от диких в том, что первые могут существовать исключительно под присмотром человека. Люди, выводя новые сорта, концентрировали усилия на том, чтобы сделать растение более урожайным. Если пшеница – то пусть колос будет заметно тяжелее, чем у ее «дикой» сестрицы, если фрукты – пусть будут вкуснее и больше, чем «дички».Но, приобретая одни качества, растения теряют в других. Они становятся неустойчивыми к внешним неблагоприятным воздействиям (плохие погодные условия, болезни и так далее) или при прекращении ухода быстро возвращаются в исходное, «дикое» состояние. Часто селекционерам приходится делать выбор: высокая урожайность, устойчивость к негативным факторам или поиск некого компромисса.

Сравнение

Как сделать из дикого растения культурное, человечество исследовало тысячелетиями. К методам селекции относятся следующие:

  • отбор;
  • скрещивание, или гибридизация;
  • полиплоидия;
  • инбридинг.

С развитием генной инженерии открылись колоссальные возможности по выведению новых сортов растений и новых подвидов (а в будущем и видов) животных. Применение методов генной инженерии позволит создать высокоурожайные сорта, устойчивые к болезням и неблагоприятным условиям. Правда, генно-модифицированные организмы (ГМО) многие считают вредными для здоровья. И хотя точно подтвержденных данных об их опасности не имеется, все же ГМО используются не очень большой промежуток времени, чтобы дать однозначный ответ– вредны они или нет. Сейчас для этого недостаточно статистического материала, и не исключено, что негативные последствия могут проявиться не сразу, а через два-три поколения.

Таблица

Подведем итог, в чем разница между культурными и дикими растениями. В таблице приведены особенности тех и других.

Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие - травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные - растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.

Рис. 2. Пшеница - типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Чем культурное растение отличается от дикорастущего (В. Церлинг)

Человек выводил культурные (возделываемые, культивируемые) растения из дикорастущих еще в древние времена. Он отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сеял нужные растения поблизости от своего жилища; поливал их и ухаживал за ними. Год от года семена становились обильнее и крупнее, а корнеплоды или плоды - вкуснее. Так было положено начало возделыванию культурных растений - растениеводству.

Из поколения в поколение передавался опыт выращивания растений. Люди отбирали самые ценные для себя растения и улучшали их. Перенимая друг у друга опыт, они обобщали приемы выращивания растений. Появилась наука о землепашестве, или земледелии. Она развивалась не сама по себе, а взаимосвязанно с ботаникой, химией, физиологией растений, почвоведением. С развитием науки о жизни растений и о их выращивании улучшать культурные растения стало легче. Оказалось, что можно усилить рост тех органов растения, которые особенно важны для человека. И вот яблоко культурной яблони стало крупнее и слаще; зерно пшеницы - крупнее и питательнее, чем у предков этих растений. И пшеница, и яблоня, и все другие культуры, выращиваемые человеком, стали намного урожайнее своих дикорастущих предков.

Если мы сравним колосья культурной и дикорастущей пшениц, увидим, что у первой они намного больше. Значит, и листья, и все другие органы культурной пшеницы должны работать интенсивнее, чтобы образовать более крупные колосья, с большим количеством зерен. Следовательно, культурной пшенице нужны лучшие условия жизни, чем дикорастущей. Иначе она не даст хорошего урожая. То же наблюдается у картофеля, свеклы, капусты, ягодников - у любого растения, возделываемого человеком.

Свекла поглощает особенно много калия. Небольшая добавка к калию натрия дает еще более высокий урожай, причем не только корней, но и сахара в них. Это свойство свеклы учитывают при ее выращивании: удобряют свекловичные поля солями калия и натрия.

Дикорастущие растения живут в тех условиях, которые соответствуют их биологическим особенностям. Они приспособились к условиям жизни. А те, что не могут приспособиться, погибают, уступая место более приспособленным.

Мир растений богат и чрезвычайно разнообразен. Но это разнообразие не случайно, оно зависит от изменений условий жизни растений.

Крупнейший советский биолог, академик Николай Иванович Вавилов изучал жизнь растений в разных условиях: в горах, степях и прериях, в умеренном и холодном поясах Земли. Он побывал во многих уголках мира, чтобы узнать, откуда, из каких мест произошли наши культурные растения и чем они отличаются от своих диких предков, как увеличить число полезных растений и улучшить их качество.

Где и как живут культурные растения? Человек сеет растения не обязательно на их родине, а там, где они ему нужны. Чтобы растение хорошо росло и дало высокий урожай, надо позаботиться о нем. Поэтому мы тщательно рыхлим и удобряем почву: если сухо - поливаем ее, а если очень влажно - осушаем.

Конечно, и при посевах мы учитываем биологические особенности и происхождение растений. Под Москвой или Ленинградом мы не будем выращивать хлопчатник или кусты чая, потому что им нужно много тепла, нужны особые почвы, которых нет в средней полосе СССР. А на юге, например в Средней Азии, плохо растет картофель: ему там слишком жарко и сухо.