Антониево-сийский монастырь. Антониево-сийский монастырь, холмогоры, матигоры

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Свято-Троицкий Антониев-Сийский монастырь​ принадлежит к почтеннейшим обителям Архангельского Севера, а его Троицкий собор - к старейшим каменным постройкам в здешнем краю.

Далеко не сразу стал оплотом монашеского делания и специфической монастырской учености, образцом разумного хозяйствования. Каменный храм тут тоже вырос не в два года, как строились - по мановению великокняжеской десницы - соборные храмы в городах и монастырях срединной Руси.

Ни денег, ни земельных угодий, ни высоких покровителей не было у нескольких монахов, пришедших в 1520 году на полуостров, далеко вдающийся в Большое Михайловское озеро.

Была пора - Сийский монастырь был богат старинными иконами, драгоценными облачениями, книгами и утварью. Теперь ничего этого нет, но есть нетронутые могилы основателя обители и его преподобных наследников.


Саша Митрахович 25.07.2018 07:36


Особенно тяжелы были первые четыре года жизни монахов на новом месте. В один из годов монахи так голодали, что даже хотели разойтись. умолил их не делать этого, а сам истово молился Господу. И Господь «препитал» голодающую обитель: в скором времени на пустынный полуостров забрел неизвестный путник, оставивший чернецам не только муки и масла, но и денег на устроение Антониево-Сийского монастыря .

Через несколько лет Антониево-Сийский монастырь был учрежден официально: ближайшие сподвижники прп. Антония Александр и Исаия привезли из Москвы необходимые грамоты от митрополита и великого князя. Василий Иоаннович к тому же пожаловал новой обители земли и иные угодья, прося иноков молиться о чадородии великой княгини — тогда еще ею была Соломония, урожденная Сабурова, позже ставшая .


Саша Митрахович 25.07.2018 07:41


Упадок Сийского монастыря

Всю первую половину XVIII века Сийский монастырь, теснимый, как и прочие русские обители, государственной властью, клонился к упадку. Логическим завершением государственных мер к «приструниванию церковников» стала секуляризация 1764 года. В одночасье Сийский монастырь лишился пахотных земель, покосов, рыбных ловель, крестьян - всего того, что веками стяжалось стараниями настоятелей и щедротами царей. Его причислили ко второму классу с соответствующим содержанием, умеренным настолько, что оно позволяло братии разве что не протянуть ноги.

Большой проблемой стала необходимость изыскивать средства на поддержание в должном порядке многочисленных монастырских построек. На собственные доходы монастырь не мог их ремонтировать, а на вклады теперешняя знать была куда менее торовата, чем князья и бояре прежних времен.

Отремонтировать Троицкий собор, давно и настоятельно требовавший внимания к себе, удалось только на пожалованные Екатериной II 500 рублей. Но в целом состояние монастыря оставляло желать много лучшего.

В XIX веке состояние Сийского монастыря несколько поправилось — однако о былом величии речи уже не шло. Число монахов не превышало в эту пору двадцати человек, ремонты хотя и производились время от времени, но носили такой безалаберно-ремесленный характер.

После революции

В 1923 году Антониево-Сийский Троицкий монастырь был окончательно закрыт. Целенаправленного разрушения зданий обители, в которой поочередно находились детская колония, коммуна, дом отдыха и пионерский лагерь, по счастью, не знала. Но и ремонтом (а тем более - реставрацией) никто из ее пользователей себя не обременял.

В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и пони-маешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.
Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - пре-подобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди за-росших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.
Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвя-щение он получил в Спасо - Преображенской обители у реки Кены на Карго-польской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Ми-хайлова озера.
Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число бра-тии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь свя-того Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть из-нурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на дли-тельное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.
Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому сти-лю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Тро-ицком соборе близ алтаря.
А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподоб-ных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ру-чьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке препо-добного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.
В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духов-ных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боя-рин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Фила-рет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков по-сылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.
Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским госуда-рям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к вой-не со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский мона-стырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памят-ник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, па-никадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.
Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.
Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александ-рович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийско-го, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.
Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и ос-вящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Над-вратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал препо-добный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.
В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных про-изведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранив-шихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торго-вых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку препо-добного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоцен-ное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриар-ший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные ру-кописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положен-ные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мас-терством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.
XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.
В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссио-нерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную мис-сию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впо-следствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.
Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Цар-ствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Го-сударя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.
В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монаше-ская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом от-дыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот пе-риод многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в вет-хость.
В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.
Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению мо-настыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.
В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмо-горского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.
Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архи-мандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..
Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона посте-пенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благо-творительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспеди-циях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько прихо-дов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Бо-жию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».
В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные ра-боты и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Трои-цы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святи-телей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподоб-ного Сергия Радонежского.
Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Мос-ковских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского
У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.
10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Император-ского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.
С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.
В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.

ИГУМЕНЫ

1. Преподобный Антоний Сийский. 1520-1556

2. Геласий. 1557–1558

Геласий. Ученик Преподобного Антония, до игуменства был иеромонахом Сийской обители.

3. Геронтий. 1557–1558

Геронтий. Когда и кем поставлен был в игумены и сколько времени игуменствовал, как и Геласий, неизвестно. Дата общая.

4. Питирим. 1578–1586, 1591–1597

Питирим. Бывший строитель (управляющий) Комельской Святителя Николая Чудотворца обители, игуменствовал в Сийской обители с 1578 г. и был игуменом в разные времена. С1586 по 1591 гг., находясь в тяжкой болезни, оставил правление монастырское, а потом, по чудесному выздоровлению, снова принял игуменство, на котором пробыл по 1597 г.

5. Гермоген. 1586-1587

Гермоген. Игуменом был во время болезни отказавшегося игумена Питирима.

6. Никандр. 1588–1589

Никандр. Был настоятелем во время болезни Питирима в 1588–1589 гг., при нем заложена каменная соборная церковь Живоначальной Троицы.

Иона. Постриженник Сийского монастыря, произведен из иеродьякона того ж монастыря в игумены Варлаамом, Митрополитом Новгородским и Великолуцким 1597 года, марта в 6 день. Игуменом был 37 лет по 1634 г.

8. Тит. 1634–1637

9. Киприан I 1637–1640

Киприан. Скончался в 1640 г.

10. Игнатий. 1641–1643

Игнатий. Откуда родом не известно. Был настоятелем до своей смерти в 1643 г.

11 Киприан II 1643

Феодосий. Родом из Холмогор, по рождении наречен был Федором; на 18 году в 1632 г. пострижен в монашество в Сийском монастыре игуменом Ионою, в 1635 г. в иеродиакона. 12..01.1644 г. поставлен в игумены Аффонием Митрополитом Новгородским и Великолуцким. В 1652 г. по оклеветании сослан был Никоном митрополитом Новгородским в Кожеозерский монастырь, и пробыл там 5 лет и 6 месяцев, по истечении ссылки возвращен в Сийский монастырь, и потом в 1663 г., Питиримом Митрополитом Сарским и Подонским снова возведен на игуменство. В 1687 году, ездил в Москву бить челом Великому Государю о потребностях церковных и нуждах монастырских. Скончался 29.10.1688 г. и погребен в усыпальнице близ гроба Преподобного Чудотворца Антония.

Корнилий. Постриженник Сийского монастыря, в котором до игуменства был иеромонахом и казначеем. В игумены произведен Никоном Митрополитом Новгородским 3.05.1652 г. Игуменом был по 1657 г. В 1660 Макарием Митрополитом Новгородским произведен настоятелем Красногорской обители.

14. Каллиник. 1658–1663

Каллиник. В Сийскомъ монастыре был игуменом с 1658 по 1663 гг. При нем случился сильный пожар и чудо от иконы Смоленской Божией Матери.

Варфоломей. Постриженник Сийского монастыря, произведен из иеродьяконов в игумена Афанасием архиепископом Холмогорским и Важеским 25 марта 1688 г. Игуменом был по июль 1692 г., потом, оставив игуменство, через 10 лет находился того же монастыря строителем.

АРХИМАНДРИТЫ

Никодим. По учреждению, с 1692 г. по грамоте Святейшего патриарха Адриана в Сийском монастыре архимандрии, он был произведен первым архимандритом из казначеев сего Сийского монастыря. Скончался в Сийском монастыре 18.07.1721 г.

Герман. Произведен в архимандриты монастыря 16.01.1723 г. Настоятелем был до своей кончины 29.11.1725 г.

Порфирий. С 1719 по 1727 гг. был архимандритом Николаевского Корельского монастыря, а 17 дек. 1727 г. переведен в Сийский монастырь и был настоятелем его по 30 янв. 1730 г., в этот день и скончался.

С 1730 по 1742 гг. настоятели неизвестны, по некоторым сведениям их не было.

Леонтий Яковлев произведен в архимандриты Сийского монастыря 27. 01.1742 года. Дважды управлял монастырем с 1742 по 1749 годы и с 1753 по 19 октября 1761 год..переведен в Архангельский монастырь. Скончался в Санкт-Петербурге, где и был погребен в Александро- Невской лавре.

Серафим а потом в схимонашестве и иеросхимонах Симеон, произведен в архимандрита в сей монастырь 25 марта, 1749 года. Скончался 18 ноября 1753 года.

Гавриил Огинский , родом из Малороссиян, был ректором Архангельской семинарии, а в архимандрита сего монастыря произведен 2 февраля 1762 года. Скончался в Сийском монастыре 27 января 1779 года.

21 . Парфений Петров 1779 – 1790 гг.

Парфений Петров , родом из Великого Новгорода, обучался в Новгородской семинарии и был ректором Архангельской семинарии и учителем Богословия и Греческого языка. В архимандрита Сийского монастыря произведен в 1779 году и был настоятелем по 1790г., В 1790 году переведен во второклассный Александро-Свирский монастырь. После того переведен был в Николаевский Вяжицкий, а затем в первоклассный Юрьевский Новгородский монастырь, оттуда был рукоположен во епископа Архангельского и Холмогорского.

Аполлос Перешкевич , родом из казаков. Обучался в Киевской Духовной академии и был Архангельской семинарии ректором и учителем Богословия и Греческого языка. Из игуменов Александроневского монастыря произведен в архимандрита в Сийский монастырь 28 июня 1790 года, в 1803 году переведен во второклассный Курский Богородицкий Знаменский монастырь, а оттуда рукоположен во епископа Слободоукраинскаго и Харьковского.

Августин Сахаров , родом из Ярославской епархии, переведен архимандритом в Сийский монастырь в 1803 году из законоучителя 2-гл кадетского корпуса. Лично в Сийском монастыре не пребывал, а находился в Санкт-Петербурге законоучителем. В 1804г. переведен во второклассную Сергиевскую пустыню, а оттуда рукоположен во епископа Оренбургского и Уфимского.

24. Кирилл Киприянов. 1804г -1806 гг.

Кирилл Киприянов , родом из Мезенского уезда Архангельской губернии, обучался и обучал в Архангельской семинарии и был ее ректором. Долгое время был игуменом Николаевского Корельского, а потом архимандритом третьеклассного Архангельского монастыря. В 1804 году переведен в Сийский монастырь. В 1806 году переведен настоятелем Онежского Крестного монастыря.

25. Феофил Татарский 1806 – 1810 гг.

Феофил Татарский , родом из малороссиян; учился в Харьковском коллегиуме. По поступлении во священники и овдовев был полковым протоиереем. Потом, по пострижении в монашество, произведен во игумена в Николаевский Корельский, а затем во архимандрита в Архангельский монастырь. Будучи префектом Архангельской семинарии, был переведен оттуда в 1806 г. в Сийский монастырь. Настоятелем монастыря и ректором Архангельской семинарии был по 1810 год. Отсюда переведен во второклассный Новгородский Николаевский Вяжицкий, а затем в первоклассный Черниговский Елецкий Успенский, а оттуда в первоклассный же Донский монастырь. Потом рукоположен во Епископа Оренбургского и Уфимского.

Амвросий Черноруцкий , родом из Архангельской епархии, обучался в Архангельской семинарии и был в ней ректором и учителем богословия. Из игуменов Николаевского монастыря произведен во архимандрита в Архангельский монастырь. В 1810 г. назначен архимандритом в Сийский, а в 1817 году переведен в Онежский Крестный монастырь, где и скончался 21 июля 1819 году.

Павел Павлов (Морев), родом из Архангельской епархии, обучался в Архангельской и Троицкой Сергиевской Лаврской Семинариях. Был ректором уездного и приходского училищ, а потом в Архангельской Семинарии. По пострижении в монашество произведен во игумена в Николаевский Корельский, а потом во Архимандрита в Архангельский монастырь; оттуда же 11 октября 1817 года переведен в сей Сийский монастырь. В 1820 году переведен в Онежский Крестный, а потом в Ростовский Борисоглебский монастырь, откуда рукоположен во епископа Вятского и Слободского.

Вениамин Смирнов , родом из Архангельской епархии. Обучался и обучал в Архангельской семинарии и был там префектом, потом смотрителем уездного и приходского Архангельских духовных училищ и вместе инспектором семинарии. По пострижении в монашество произведен игуменом в Николаевский Корельский монастырь, откуда 5 апреля 1820 года переведен в Сийский монастырь. С 1825 по 1830 год находился в самоедских кочевьях и был управляющим самоедской Духовной Миссии, для обращения Самоедов в Христианскую веру, за что награжден орденом Св. Владимира 3 степени. В 1833 году находился в С-Петербурге на чреде священослужения и проповеди Слова Божия, и за переведение Нового Завета на самоедский (ненецкий) язык, за составление лексикона самоедского языка и сочинение самоедской грамматики объявлено ему Высочайшее благословение. В 1839 году перемещен в Крестный монастырь Архангельской епархии, а в 1848 году переведен в монастырь Черниговской епархии, где и скончался в 1850 году.

29. Анастасий Ключарев. 24 декабря 1824- 20 декабря 1828 г., 12.05. 1843 – 22 марта 1851 г.

Анастасий Ключарев Дважды управлял монастырем с 24.12. 1824 г по 20.12. 18128 г. В 1828 году перемещен в Тамбовский Трегуляев монастырь.С 13.05. 1834 г. хиротонисан в Новгородского викария – епископа Старорусского. С 22.05. 1837 переведен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14.04. 1938 г. уволен на покой С 12.05. 1843 г. вновь был назначен настоятелем в Антониево-Сийский монастырь. Преставился 22.03. 1951 г. Управлял монастырем независимо от Архангельского епархиального начальства Погребен в усыпальнице на правой руке при входе в Собор.

Платон Агриколаевский , родом из Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и по окончании учения был священником, а потом смотрителем Луховских уездного и приходского духовных училищ, и учителем греческого языка 14 лет. По пострижении в монашество произведен 1827 г. февраля 27 дня во игумена в Луховский Тихоновский монастырь, а 1829 года июня 7 дня во Архимандрита в Архангельский монастырь, где находясь был первым членом при строении церквей для обращенных в веру христианскую самоедов. Был благочинным при этих церквах 7 лет, в 1839 г. награжден орденом Св. Анны 3 степени, и 20 июня того же года переведен в Сийский монастырь. Архимандрит Платон в 1843 г. перемещен в Веденский монастырь, Вологодской епархии, находящийся в г. Сольвычегодске.

31. Иосиф 1951-1853

Иосиф – иеромонах, временно управлял монастырем. О его деятельности ничего не известно

Мельхиседек , соловецкий наместник. Назначен по утверждению Священного Синода архимандритом Сийского монастыря 18 августа1853 г. При нем во время Севастопольской войны до окончания военных действий в 1856 г. в Сийский монастырь были вывезены для сохранения ризница и все прочие драгоценности Соловецкого монастыря

За время управления о. Мелхиседека в Сийском монастыре произведено много работ по устройству зданий. В 1859 году возобновлена пришедшая в ветхость кладбищенская церковь на Красном Носу во имя Успения Богоматери. 7-го сентября того же года была освящена новая серебряная рака над местом погребения преподобного Антония.Затем произведен был капитальный ремонт внутри Троицкого собора, Благовещенской церкви с трапезой и церкви преподобного Сергия над святыми вратами. В Антониевом приделе Троицкого собора, и в Сергиевском храме были устроены в 1863 году новые иконостасы. Для иконостасов написаны новые иконы и подновлена часть старых. К сожалению работы произведены были неосмотрительно: древние иконы прекрасного письма были взяты из своих мест, не особенно удачно поновлены и размещены по стенам собора, а в иконостас вставлены небольшие иконы нового письма.

В конце своей жизни Мелхиседек был разбит параличом и 1870 году был уволен от управления монастырем. Скончался 13 апреля 1872 года. По желанию братии, с разрешения Епархиального Начальства, был погребен в Троицком соборе Антониево- Сийского монастыря в северо-западном углу его.

33. Савватий (Макаров). 1870 – 1888 гг.

Савватий (Макаров), игумен Пертоминского монастыря Савватий (Макаров) возведен в сан архимандрита. При нем скончался 13 апреля 1872 года о.Мелхиседек. О. Савватий управлял Сийским монастырем по 1888 год. Во время его настоятельства монастырь два раза был посещен Особами Царствующего Дома: в 1870 году посетил монастырь Великий Князь Алексей Александрович, а в 1885 году Великий Князь Владимир Александрович. В 1888 году архимандрит Савватий скончался и был погребен в соборной паперти на левой руке при входе в собор.

34. Антоний. 12.03. 1888 – 1901 г.

Антоний (Александр Неофитович Постников), архимандрит. Управлял монастырем с 12марта 1888 г. по 1901 г.. В последующем был назначен настоятелем Артемево-Веркольского монастыря, где 10 декабря 1907 гда скончался от тяжелой болезни.

35. Николай Варфоломеев (протоиерей) с декабря 1901-1902

Временно управляющий монастырем .

36.Филадельф (игумен) 1902

В Архангельском областном архиве в описании к фонду № 56 «Фонд Антониево –Сийского монастыря» имеется приложение, где указаны все настоятели Сийского монастыря В этом списке есть сведения, что в 1902 году настоятелем монастыря была игумен Филадельф, но сколько времени он был настоятелем, в связи с чем назначен на эту должность, никаких документов подтверждающие эти данные нет, о его жизни и деятельности в монастыре также ничего не известно.

37. Иона 1903 - 1905 гг.

Ион а (Василий Захарович Платонов), архимандрит Возглавлял монастырь с 1903 по 1904 гг. О. Иона родился в большой крестьянской семье в Шенкурском уезде Архангельской губернии в 1844 году. В сентябре 1867 года о. Иона был принят послушником в Антониево – Сийский монастырь, где осенью того же года был рукоположен в иеродиаконы. В феврале 1877 года его переводят в Михайло-Архангельский монастырь, где состоялось рукоположение в иеромонахи. С 1883. по 1887 гг. числился в составе братии Николо-Карельского монастыря, а 20 августа 1887 года был назначен Указом Святейшего Синода миссионером на арктический архипелаг- Новая Земля, к самоедам. С осени 1894 года до 1899 года о. Иона был наместником Николо-Карельского монастыря в сане игумена. В 1900 году игумена Иону направляют в Санкт –Петербург на должность смотрителя подворья Красногорского Богородицкого монастыря. При его непосредственном участии началось строительство храма в честь Казанской Божией Матери – будущего подворья Красногорского монастыря.

Осенью 1903 года игумена Иону назначают настоятелем Антониево - Сийского монастыря с последующим возведением в сан архимандрита

О. Иона возглавлял Антониево – Сийский монастырь не долго, до 1905 года, из-за болезни оставив настоятельство, но до конца жизни числился в составе братии монастыря.

Точных сведений когда умер архимандрит Иона нет, но согласно статьи в Архангельском епархиальном вестнике за 1912 год № 15, во время посещения Антониево – Сийского монастыря, владыка Архангельский и Холмогорский Нафанаил побывал в келье уже смертельно больного архимандрита Ионы.. Похоронен архимандрит Иона в Антониево – Сийском монастыре рядом с Троицким собором

38. Николай 1906-1912

С 1906 года монастырь вновь возглавил пртоиерей Николай. В 1905 году 7 мая уволен за штат из епархиального ведомства, о. Николай где прослужил более 40 лет и зачислен в «штат братии» Антониево – Сийского монастыря.

Через год, указом Священного Синода он вновь назначается на должность настоятеля монастыря с возведением, по пострижении в монашество, в сан архимандрита, каково и совершилось 2 июля 1906 г. Будучи настоятелем Антониево –Сийского монастыря о. архимандрит Николай заботился в первую очередь о введении в жизнь монастыря молитвенного настроения и аскетического духа. Он весьма часто служил не только в праздники, но и другие дни, соборно с пением на два клироса. Церковные службы совершались им всегда истово и уставно, при чем согбенный старец-настоятель во всем подавал пример. Возгласы, чтение молитв, акафистов, произносились им умилительно и со слезами, пение о. настоятель предпочитал простое, обиходное; чтения требовал неспешного, ясного, вразумительного. Усердно заботился архимандрит Николай о благосостоянии монастырских храмов и устроил скит и новый храм на месте, куда удалялся преподобный Антоний - основатель монастыря для уединенных молитвенных подвигов; построил кроме того, новую двухэтажную гостиницу для богомольцев вместо ветхой, одноэтажной. 7 декабря 1906 г. Господь сподобил о. Николая молитвенно праздновать 350-летие со дня кончины преподобного Антония, причем в служении он облачался в ризу преподобного, а при Богослужении были употребляемы те сохранившиеся в монастыре предметы церковной утвари, которые были соединены с памятью преподобного или, по крайней мере, близки к его времени. Вообще о. архимандрит был человек просвещенный, и в высшей степени трудолюбивый и христиански настроенный. В сентябре 1912 года архимандрит Николай мирно скончался.

Евтихий (в миру Ефим Филипский) иеромонах, временно исполнял обязанности настоятеля Антониево-Сийского монастыря.

40 Вениамин 1913–лето 1917

Осенью того же года Антониево – Сийский монастырь возглавил архимандрит Вениамин (в миру - Василий Васильевич Кононов), Архимандрит Вениамин управлял Антониево-Сийским монастырем 5 лет, до августа 1917 года и переведен настоятелем Соловецкого монастыря, где он стал последним настоятелем прославленной обители.

Архимандрит Вениамин на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, были причислены к лику святых – священномучеников. Память его совершается – 4 апреля и 10 августа

41.Феодосий. 1918

Феодосий

42.Амвросий. 1918

Амвроси й – иеромонах, временно исполнял обязанности настоятеля, сведений о его деятельности нет

43. Григорий. 1918-1919

Григорий

44.Иоанникий. 1919

Иоанникий – монашеское звание не известно, сведений о его деятельности нет

45.Гурий. 1920

С 30 июня 1919 по 1920 настоятелем монастыря был архимандрит Гурий (в миру – Гавриил Лаптев) – последний настоятель Антониево-Сийского монастыря до его закрытия. Родился он в 1854 г, в крестьянской семье Вятской губернии. С 1870 по 1880 гг. проходил послушание в монастырях –Соловецком, Кожеозерском, Красногорском. 9 апр. в 1880 г. зачислен в братию Никольского монастыря, где в 1886 г. принял монашество, в том же году рукоположен в иеродиаконы и 26 авг. 1886 г. переведен в Архиерейский дом на должность эконома. В окт. 1891 г. опять перемещен в Никольский монастырь, а Указом по Архангельской Духовной Консистории в сент. 1893 г. зачислен в штат братии Архангельско-Михайловского монастыря, где рукоположен в иеромонахи. С окт. 1896 г. по сент. 1902 г. был экономом Никольского монастыря, а 8 дек. 1902 г. утвержден в должности настоятеля Красногорского монастыря. 26 мая 1905 г. возведен в сан игумена и командирован в Санкт–Петербург, управляющим подворьем Красногорского монастыря. 31 дек. 1912 г. назначен настоятелем Онежского Крестного монастыря. В сан архимандрита возведен 26 мая 1919 г. С 30 июня 1919 г. возглавил Антониево–Сийский монастырь и был его настоятелем до окончательного закрытия монастыря в 1920 г. Судьба последнего настоятеля архимандрита Гурия неизвестна. Последнее упоминание о нем было в 1923 г. при передаче имущества монастыря органам Советской власти.

Трифон (в миру – Виктор Плотников). Первый настоятель возрожденного монастыря.,

архимандрит.

Варлаам (в миру - Дульский Валерий Петрович), игумен


На Севере России ещё сохранились места, над которыми время не властно, где оно замедляет свой бег. Одно из них находится в Архангельской области, где в неверном свете белых ночей возносится к небу золотыми крестами Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – свидетель и участник многих событий нашей истории. Более четырёх столетий он был в числе главных православных святынь нашей страны, и о многом могут рассказать его стены. Надо лишь уметь слушать.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – православный мужской монастырь; расположен в 160 км от Архангельска, на полуострове озера, называющегося Большим Михайловским из которого вытекает река Сия (приток Двины) и давшая название этому монастырю.

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Троицкой пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими

Известно, что в шестидесятых годах XV века из Великого Новгорода переселилась в село Кехта Двинской волости благочестивая семья зажиточного крестьянина по имени Никифор. Трудолюбив был мужик, оттого и достаток в доме не переводился. И только одна беда омрачала жизнь переселенцу – не благословил Господь жену его Агафью чадородием. Уж сколько лет минуло с тех пор, как трижды обвёл их сельский поп вокруг аналоя, свершив тем великое таинство брака, а не слышно было в его избе детских голосов.

В те годы от бесплодия знали одно только средство – шла несчастная баба в церковь, падала ниц перед тёмным иконным ликом и слёзно молила Царицу Небесную о ниспослании ей долгожданного чада. Не единожды побывала на богомолье и Агафья. Клала земные поклоны и ставила пудовые свечи – благо в мужниной мошне копейка не переводилась. И вымолила-таки счастье – благословила её Матерь Божья сыном, которого при святом крещении нарекли Андреем.

Давно замечено в народе, что такие вот, вымоленные у Бога, дети бывают исполнены разума и добродетели. Вот и отрок Андрей на седьмом году постиг грамоту и перенял у приходского батюшки навык иконописи. Так он и рос, прислуживая во храме Божьем и помогая родителям вести их обширное хозяйство, пока не призвал их Господь.

Андрей к тому времени уже вырос, и было ему двадцать пять лет, когда счёл он за благо оставить отчий дом и отправиться в Великий Новгород, откуда пришли когда-то его покойные родители. Дело ему там нашлось быстро – сильного и покладистого молодца взял к себе на службу местный боярин и до того приник к нему душой, что на пятом году выдал за него свою дочь. Но, знать, не было на то Воли Божьей – через год скончалась сначала молодая жена, а за ней и её отец.

Схоронив близких ему покойников и погоревав, как водится, поразмыслил Андрей и постиг разумом, что не судьба ему жить в миру, среди греха и соблазнов, а надлежит посвятить себя Богу, затворившись в одной из святых обителей, коими столь обильна русская земля. Помолившись и благословясь у того самого попа, что венчал его год назад с боярской дочерью, навсегда покинул он Великий Новгород, но стопы свои направил не в Двинскую волость, где ещё стоял опустевший дом его отца, а во святой монастырь, построенный на реке Кена, близ города Каргополя.



Здесь в стенах старинной обители начал Андрей восхождение к венцу святости, постригшись в монахи с именем Антоний. Год провёл он в тяжких монастырских трудах – рубил вековые сосны, выкорчёвывал пни, расчищая место под огород, а затем в нём же и трудился, добывая пропитание для братии.

Но более всего было ему по сердцу ухаживать за больными и убогими, для коих в монастыре был создан приют. Ночи же проводил Антоний в молитвах о спасении душ всех православных христиан. Вскоре его духовный отец преподобный Пахомий Кенский рукоположил его во священство, а затем благословил на подвиг отшельничества, о котором давно уже говорил с ним Антоний.

Покинул Антоний обжитые стены монастыря не один, а с двумя товарищами, так же, как и он, искавшими молитвенного уединения. Помолясь, удалились они в непроходимые лесные дебри, стеной подступавшие к обители. Вначале для своего пустынножительства иноки избрали тихое место на берегу Емца, срубили себе кельи и даже построили деревянную церковку в честь святителя Николая. Но подгадил им враг рода человеческого – озлобил он против них сердца местных жителей, решивших, что монахи хотят завладеть их землёй. Пришлось инокам покинуть приглянувшееся место и продолжить странствия по глухим чащобам. Надо заметить, что к тому времени пополнилось их число ещё тремя отшельниками-богомольцами. Но не оставил их Господь, послал на пути некоего рыбака именем Самуил. Он-то и подсказал скитальцам место на озере Михайловом, где вовек никто не жил, но откуда исстари доносился звон колокольный да пение ангельское. И было до него недалече – всего-то три дня пути, по российским меркам – совсем рядом. Древняя легенда говорит, что, придя на то место, указанное Самуилом, постигли монахи в сердцах своих, что свято оно, и быть тут обители, которой суждено пережить века. И поставили они на пустынном мысу лесного Михайловского озера крест, истекавший на солнце свежей сосновой смолой, обозначив тем самым место будущего монастыря.

Своё название будущая обитель получит от реки Сия, вытекающей из Михайловского озера, и являющейся правым притоком Двины. Была она, как и само озеро, богата рыбой, а лесные дебри вокруг – зверем, но для жизни этого недостаточно, и приходилось братии валить лес и распахивать землю. А на чём пахать? Лошадок-то нет. Вот и впрягались божьи люди по очереди в самодельную соху, надрываясь и падая на свежих бороздах.

Доподлинно известно, что Антониево-Сийский монастырь поднимался в очень тяжёлых условиях. Были даже моменты, когда монахи, выбившись из сил, собирались покинуть новое место, и только слово да молитва их духовного наставника Антония помогали малодушным победить минутную слабость. Но с Божьей помощью они, наконец, обустроились, и возвели первую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Главным её достоянием стала икона Святой Троицы, написанная самим Антонием, с малых лет преуспевшим в иконописи. В течение долгих столетий Троицкий Антониево-Сийский монастырь славился на всю страну этой святыней. По молитвам паломников перед ней происходили чудеса исцелений. Окончательно убедились все в благодатности образа, когда однажды в церковь ударила молния, и после пожара, уничтожившего всю внутреннюю часть здания, из груды пепла извлекли икону, совершенно нетронутую огнём.

Свой официальный статус Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь получил в 1552 году, когда его настоятель, будущий святой преподобный Антоний, направил в Москву к великому князю Василию III двух иноков с прошением об учреждении обители. Благочестивый правитель отнёсся благосклонно к их просьбе и послал с ними не только Жалованную грамоту, но и щедрые дары на помин собственной души.

Преподобный Антоний дожил до семидесяти девяти лет, тридцать семь из которых провёл в созданной им обители, лишь изредка покидая её для непродолжительного отшельничества, вызванного потребностью в молитвенном уединении. Когда перед смертью его спросили, где он желает быть погребённым, подвижник наказал (виданное ли дело!) отнести его тело в лес и оставить на растерзание зверям и птицам, дабы этой тризной и они помянули его перед Богом. Только слёзные мольбы братии убедили его отказаться от своего решения. Отошёл он ко Господу 20 декабря 1556 года, во царствование государя Иоанна IV Грозного, а Антониево-Сийский монастырь продолжал свою жизнь уже при новом настоятеле – старце Кирилле, указанном Антонием в завещании. Сам же он за благочестивую жизнь и многочисленные чудотворения в 1579 году был причислен к лику святых.


Собор Святой Троицы

Его память отмечается православной церковью 20 декабря, и в этот день Антониево-Сийский мужской монастырь заполняется сотнями паломников, приезжающих из разных городов страны почтить его память и поклониться святым мощам, покоящимся ныне под спудом Троицкого собора, возведённого уже после кончины святого. Закладка этого пятикупольного храма, одного из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае, была совершена в 1589 году по высочайшему дозволению царствовавшего тогда государя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного). В своей грамоте, присланной в монастырь, он повелел возводить его по образцу Воскресенского собора московского Новодевичьего монастыря и даже в помощь строителям прислал опытного мастера Захара. Все работы, выполнявшиеся вологодской артелью каменщиков, завершили в 1606 году, и вскоре храм был освящён.

В XVI-XVII веках Антониево-Сийский монастырь занимает место одного из ведущих духовных центров Севера России, и ему принадлежит важное место в её истории. Известно, что в этих стенах отбывал пятилетнюю ссылку опальный боярин Фёдор Никитич Романов – отец будущего царя, основателя династии Романовых – Михаила Фёдоровича.

Храм с колокольней во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы

Именно сюда был сослан за измену и отбывал ссылку в 1601-1606 годах боярин Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича, основателя и первого русского царя из династии Романовых.

Здесь же в монастыре в 1601 году по воле царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Филарет.

Позднее, в 1619 году, вернувшись из польского плена, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси.

Игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Уже став Патриархом, Филарет не забыл участливого игумена и также благодетельствовал Сийской обители.

До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков посылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение».

В монастыре до начала ХХ века сохранялось деревянное кресло Филарета, и лишь в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельский областной краеведческий музей.

Монастырские стены помнят и совсем ещё молодого Михаила Ломоносова. В декабре 1730 года на пути в Москву он останавливался в монастыре, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. С тех лет эти ступеньки, говорят, ни разу не реставрировались.



Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский монастырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памятник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Начало тому положил великий князь Василий III, приславший вместе с Жалованной грамотой свои дары. Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, паникадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.


Со временем Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь вошёл в такую силу, что не только пользовался щедростью царствовавших особ, но и сам не раз оказывал им материальную помощь. Так, например, государь Михаил Фёдорович, готовясь к войне со шведами и не располагая большими средствами, обращался к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее , а его отец – Алексей Михайлович, брал займы на перевооружение армии.

Помимо льгот и подарков цари династии Романовых сами не раз заглядывали в северную обитель, хранившую память их пращура. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884 г.), Алексей Александрович (1870 г.), Владимир Александрович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Обычно государь, заранее выйдя из кареты, подходил пешком ко Святым вратам и там, встреченный игуменом и братией, благословлялся иконой преподобного Антония, которую тут же получал в дар. Затем следовал торжественный молебен в Троицком соборе и обед в игуменских покоях. Надо ли говорить, что такие визиты способствовали приезду в монастырь большого количества рядовых паломников, обильно пополнявших его казну.

Расцвет монастыря пришелся на XVII век.

В этот период в монастыре несли послушание более 200 монахов. Закончилось строительство каменного Соборного храма Пресвятой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Антония, а также были построены каменные - Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца, Храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы (митрополитов Московских), Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского, келейные корпуса. При монастыре существовало две гостиницы для богомольцев и 3 братских келейных корпуса. Монастырь владел деревнями, землями, семужными промыслами, солеварнями по берегу Белого моря, по Северной Двине, на Кольском полуострове. Монастырские подворья располагались в Москве, Вологде, Архангельске. В монастыре совершались крестные ходы.

В 1672 году в окрестностях Сийского монастыря более месяца стояла ненастная, холодная погода, грозившая неурожаем. Когда все горевали и молились, одному монастырскому работнику, Иоанну Тырыданову, явился прп. Антоний и заповедал передать игумену монастыря Феодосию, что ненастная погода держится из-за неблагочестивой жизни местных жителей. Прп. Антоний велел окрестным жителям строго соблюдать еженедельные посты в среду и пятницу, а также четыре церковных поста – Великий, Петров, Успенский и Филиппов (Рождественский), а игумену Феодосию – устроить Крестный ход к озеру Угловатому, находящемуся в 8 верстах от монастыря, где в 1520 году прп. Антоний, ища место для основания обители, встретил местного жителя Самуила, приведшего монахов на Михайлово озеро. С того момента на Угловатом озере стоял крест, воздвигнутый монахами. В 1668 году игумен Феодосий устроил вместо креста часовню в честь Животворящего Креста Господня.

Игумен Феодосий вместе духовенством и жителями окрестных деревень сразу же совершили Крестный ход к Угловатому озеру. Господь услышал молитвы людей, и скоро установилась хорошая погода. Угловатое озеро с этого времени стало называться Святым.

Игумен Феодосий, в напоминание местным жителям о исполнении заповедей Божиих и церковных правил, установил ежегодно совершать Крестный ход к Крестовоздвиженской часовне на Святом озере во второе воскресение по Пятидесятнице (первое воскресенье Петрова поста).

Вот как описывает Крестных ход на Святое озеро один из дореволюционных краеведов, секретарь церковно-археологического кабинета епархии протоиерей Всеволод Перовский: «С вечера в монастырь приходят крестные ходы из Сийского, Челмохотского, Хоробрицкого и Брин-Наволоцкого приходов. Совершается всенощное бдение преподобному Антонию. Утром, после ранней Литургии, соединенный крестный ход отправляется на карбасах по Михайловскому озеру, проезжают около шести верст, пристают к берегу около «Беловского» креста и идут до Крестовоздвиженской церкви. К этому времени в церковь уже приходят крестные ходы из Ратонаволоцкого и Ваймужского, а иногда и Емецкого приходов.

Здесь совершается торжественная Литургия, после нее водосвятный молебен на Угловатом озере и затем крестный ход идет кругом церкви с пением молебна Кресту и преподобному Антонию. После окончания молебствия крестные ходы возвращаются обратно в том же порядке. По прибытии в монастырь, бывает трапеза, после которой уходят восвояси и крестные ходы, прибывшие накануне».

Традиция совершения ежегодного Крестного хода на Святое озеро была возобновлена в 2000 году.

О значении Антониево-Сийского монастыря на Севере могут свидетельствовать следующие факты. До учреждения в 1682 году Холмогорской епархии Сийский монастырь являлся органом церковного управления Двинским краем.

Преподобный Феодосии Сийский родился в 1612 году в Холмогорах. В миру он звался Феодором. Его отец, Игнатий Лебедев, был "ремесленником-среброковачем" (ювелиром). Родители надеялись, что мальчик унаследует ремесло отца. Однако он не обнаруживал к этому никакой склонности. Зато охотно проводил время за чтением божественных книг.

Когда Феодору исполнилось 18 лет, он против воли родителей ушел в Свято-Троицкий Сийский монастырь, где принял монашество под именем Феодосия. В 1644 году Феодосий стал настоятелем обители. Много трудов приложил Феодосий, чтобы укрепить монастырское общежитие. В годы его настоятельства была закончена постройка каменных монастырских храмов: Свято-Троицкого собора, Благовещенской и Сергиевской надвратной церквей. Все свое свободное время он отдавал книгам, переписывал и собирал древние рукописи. Причем с книгами духовного содержания соседствовали и исторические. В 1648 году Феодосий переписал житие преподобного Антония, украсив его заставками, рамками и 153 рисунками. Известно, что он сам написал икону с образом основателя монастыря - преподобного Антония Сийского». В 1650 году, по поручению Новгородского митрополита Никона, игумен Феодосий освидетельствовал мощи преподобного Евфимия Архангелогородского.

К сожалению, в Сийском монастыре у игумена Феодосия нашлись недруги.

Поэтому когда в 1652 году Сийский монастырь посетил проездом на Соловки за мощами святителя Филиппа Новгородский митрополит Никон (впоследствии Патриарх), некоторые из братии, оклеветали его перед митрополитом. В результате преподобный Феодосий был сослан в Кожеозерский монастырь. Но Господь сам возвеличил своего верного служителя. Когда преподобный Феодосий оказался в Кожеозерском монастыре, то авторитет его был столь велик, что и там он вскоре стал игуменом.

Непослушание братии, оклеветавшей своего настоятеля, привело к пагубным последствиям. 2 мая 1658 года в монастыре произошел сильный пожар. Огонь уничтожил все монастырские постройки, кроме каменных храмов (Свято-Троицкого и Благовещенского). Сила пожара была так велика, что расплавились колокола, находившиеся на колокольне. За несколько дней до пожара игумен Корнилий стоя на ночной молитве, увидел, как мимо соборного алтаря идет некий благолепный монах. Вдруг, потрясенный видением, Корнилий услышал слова незнакомца: «Горе вам, окаянные чернецы, яко своим небрежением монастырь возжещи имате».

Спустя пять лет после своего изгнания преподобный Феодосий вернулся в Сийский монастырь. Его призвали сами же насельники, терпевшие лишения после опустошившего обитель пожара. В течение 1658-1663 годов он ездил в Москву для сбора средств на восстановление Сийской обители. При этом встречался с царем Алексеем Михайловичем, который сделал на восстановление монастыря большие пожертвования. В 1663 году, по просьбе братии, преподобный Феодосий, не помня причиненного ему зла, снова стал управлять Сийским монастырем. С учреждением в 1682 году Холмогорской и Важеской епархии преподобный Феодосий шесть лет был правою рукою архиепископа Афанасия.

Умер преподобный Феодосии в возрасте 79 лет, 29 октября 1687 года, и был погребен рядом с местом погребения преподобных Исайи и Никанора, недалеко от места погребения преподобного Антония Сийского. После его кончины обители досталось единственное сокровище почившего игумена Феодосия. Это были книги – 25 рукописных и 28 печатных. Память преподобного Феодосия Сийского совершается 29 октября (по новому стилю – 11 ноября).

С 1652 года Сийская обитель начала управляться архимандритами.

Всего в Свято-Троицком Антониев-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор был освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония, в котором под спудом покоились его мощи. Второй храм – Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской Трапезной был построен в 1643 году. Третья церковь была сооружена под колокольней и освящена в честь трех Московских святителей – Петра, Алексия и Ионы. Надвратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал преподобный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители: Успенская на кладбище и Крестовоздвиженская возле озера Угловатого (на месте встречи преподобного Антония Сийского с рыбаком Самуилом). На острове посреди озера Дудницы, где несколько лет жил и молился в безмолвии основатель обители, была построена Духосошественская часовня. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженного в монахи в монастыре) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но уже в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее Сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.

Реликвия монастыря – деревянный ковчежец для хранения святых останков.

Стенки ковчежца обложены слюдой с цветным орнаментальным узором. На крышке под слюдой – надпись о сооружении этого ковчежца в 1661 году и «положении в него частиц гроба Антония-чудотворца на воспоминание великих и преславных чудес»

Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие Апракос, так называемое Сийское (1339-1340 гг.) - раритет всемирного значения, Евангелие (1692 г.), «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648 г.), в написании которого принимал участие преподобный Феодосий Сийский. Сейчас этот раритет хранится в Государственном Историческом музее. К началу XX в. в знаменитой библиотеке Антониево-Сийского монастыря имелось более 300 рукописных книг. В монастыре был огромный архив, насчитывающий свыше 20 тысяч документов. Это переписные, вкладные, приходо-расходные книги и прочее. Сейчас они находятся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных произведений русского ювелирного искусства. Большинство произведений искусства, хранившихся в ризнице Сийского монастыря являются вкладами царей и патриархов, бояр и дворян, торговых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет.

«Два покрова чернаго бархату, на раку Преподобнаго Антония.

Положены им же, Патриархом Филаретом Никитичем:

1-й с дробницами серебряными золочеными 7136 (1628) года, а 2-й такой же, но без дробниц»

Именно он в 1628 году пожертвовал монастырю покров на раку преподобного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоценное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриарший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря.

«Образ Богородицы Владимирской,

присланный от Святейшаго Патриарха Филарета Никитича

с сребропозлащенным венцом и тремя гривнами»

В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные рукописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положенные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мастерством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.

Долгое время ошибочно считалось вкладом Филарета. Евангелие 1627 года – образцовая книга XVII века, которая переиздавалась много раз, к изданию были привлечены лучшие мастера того времени: иконописец Прокопий Чирин и гравер Кондратий Иванов. Надпись на серебряном окладе, украшенном гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, сообщает, что Евангелие было положено в Сийский монастырь в 1632 году Андреем Ивановичем Голубовским.

Среди древностей, хранившихся в ризнице Сийского монастыря были редчайшие реликвии средневековой культуры. Это серебряный ковчежец для хранения мощей XII века – самая древняя русская ставротека, дошедшая до наших дней. Евангелие, напечатанное в 1570-е годы в Вильно видным белорусским просветителем Василием Тяпинским (известно только два экземпляра). Особенно ценно это Евангелие тем, что в нем есть неоднократные ссылки на московское печатное Евангелие, что подтверждает существование в то время в Москве неизвестной историкам типографии. Среди прочих реликвий монастырской ризницы можно назвать серебряную водосвятная чаша 1589 года, подаренную монастырю Андреем Щелкановым (хранится в Государственном Историческом музее в Москве), а также серебряную, золоченую дарохранительницу, покрытую резными изображениями святых и праздников. Дарохранительница была создана настоятелем Сийского монастыря архимандритом Никодимом в 1685 году на его келейные деньги для монастырского собора.

В монастыре сложилась знаменитая школа иконописи. Основатель монастыря преподобный Антоний сам был иконописцем. Им были написаны чудотворные образы Пресвятой Троицы и Смоленской Божией Матери, которые очень почитались в народе, и от них совершались многие засвидетельствованные чудеса исцелений. Два других настоятеля монастыря игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, также писали иконы. Иконописная школа окончательно сложилась к началу XVII века.

В обители архимандритом Никодимом в конце XVII века был создан выдающийся памятник – «Сийский иконописный подлинник», в котором было собрано около 600 прорисей с различных икон, в том числе и своих. Сегодня этот раритет хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

В настоящее время возрождается Сийская иконописная мастерская. Работает группа иконописцев во главе с членом Союза художников России С. Егоровым.

Кроме того, в обители была небольшая типография и граверная мастерская.

XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние его пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: от него были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание монастырю было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.

В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссионерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин, становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что и был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.

Так выглядел монастырь в 1905 году

Что мог увидеть паломник начала XX столетия, попав в Антониево-Сийский монастырь? Ответим словами поэта: “Красоту земли и неба”. Величественно возносились к облакам купола белокаменных храмов. В праздники далеко окрест разносился звон 20 колоколов, из которых самый большой весил 300 пудов. Наверное, поражали богомольцев золоченые трехъярусные иконостасы монастырских каменных церквей. Но главными сокровищами были мощи преподобного Антония, чудотворные иконы Троицы и Смоленской Божией Матери. Поклонившись мощам, рядом с гробницей паломник видел бережно хранимые посох святого Антония и его ризы. Они были не златотканые, усыпанные самоцветами, а шитые из простой крашенины, но именно в эти скромные ризы облачались игумены и архимандриты монастыря в день памяти преподобного Антония. И так продолжалось, пока эти драгоценные облачения не обветшали совсем. В монастыре имелись богатая библиотека и иконописная школа. Кроме того, было большое хозяйство – поля, скотный двор, водяная мельница, две благоустроенные гостиницы для паломников. Наверное, покидая обитель, паломники всю жизнь вспоминали о виденной ими величественной святыне...

В начале XX века Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монашеская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, а многое просто уничтожено. Старинные документы и книги монастыря были переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 переданы в Москву (сейчас – в РГАДА).

Так выглядел монастырь в 1951 году

В помещениях, где раньше жили иноки и совершались церковные службы, устроили колонию для малолетних преступников. Монастырские стены высокие – не сбегут. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, Дом отдыха, Дом для детей-инвалидов, Дом-интернат для престарелых. За этот период многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в крайнюю ветхость.

В 1970 – 1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.

Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и Ризницей. Чудом уцелели святые мощи основателя обители преподобного Антония Сийского.

В августе 1992 году по ходатайству епископа Архангельского и Холмогорского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево – Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.


Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (а позже игумен) Трифон, служивший до этого в селе Иб на Сысоле в республике Коми. Что увидел о. Трифон, впервые приехав сюда? «Мерзость запустения на месте святом. Храмы полуразрушенные, без крестов и куполов, разобранные корпуса, практически разрушенную колокольню. Не осталось и следа от часовен, Успенской и Крестовоздвиженской церквей, гостиниц, старых хозяйственных построек. Вещественное было разорено. Но в осиротевших стенах сохранялся дух былой святыни, ее преподобного основателя. Может, и в этом возрождении через страдания, на пепелище – особый Промысел Божий?». Но уже 14 октября 1992 года в Надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского была совершена первая после почти 70-летнего перерыва Божественная литургия.

В 1992 году в Сийской обители вновь появились монахи. В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников.

Сийский монастырь под руководством игумена Трифона постепенно становится центром возрождения Православной духовности на Севере. В обители возрождена богослужебная, духовно-просветительская, благотворительная и миссионерская деятельность. В монастыре открыта библиотека духовной литературы, братия возрождает традиции северного церковного пения, собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории монастыря. Монахи участвуют в церковно-археологических экспедициях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия монастыря совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько приходов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Божию. С марта 2000 г. выходит (1-2 раза в месяц) газета «Духовный сеятель». В октябре 2001 года вышел в свет церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».

В монастыре интенсивно идут реставрационно-востановительные работы и археологические раскопки. Сегодня на территории монастыря сохранилось четыре храма XVI-XVII веков. Это Храм Пресвятой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Антония, Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца и Трапезной, Храм-колокольня трех святителей Московских - Петра, Алексия и Ионы и Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня уже практически восстановлены Храм-колокольня трех святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы, Надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского и Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с Трапезной. Началось восстановление главного храма обители Свято-Троицкого собора. Работы по восстановлению обители помогает вести Российский фонд архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева.

У монастыря серьезное хозяйство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действуют пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботарная мастерские.

Молоком, сметаной и творогом монастырь обеспечен сполна. Знаменитую Сийскую сметану, густую, которую можно намазывать на хлеб как масло, знают даже в Кремле.

Занимаются насельники и рыбным ловом. Лес дарит монахам грибы, ягоды, бересту для поделок, монахи гонят деготь и, конечно, заготавливают лекарственные травы, сами занимаются травной медициной.

В монастыре есть скорняжная мастерская, где выделывают кожу древними способами, без дубления и химикатов.

Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей.

С возрождением монастырской жизни монастырю становится тесно на берегу Большого Михайлова озера. Активно открываются монастырские подворья. Во время визита в сентябре 2000 года в Архангельскую и Холмогорскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие подворий Антониево-Сийского монастыря в Москве и Санкт-Петербурге на улице Ольги Форш подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Оно было создано, и в настоящее время окормляет значительную часть верующих, проживающих в этом районе, а также ряд детских дошкольных учреждений. Такие же подворья планируется создать и в других районах страны.

Есть подворья монастыря в Архангельске (открыто в 1997 году) и Емецке.

При монастыре существует летний лагерь для “трудных” подростков, которые живут и трудятся в монастыре.

Все это свидетельствует о том, что, как и во времена преподобного Антония, Господь не оставляет места сего. Возрождается обитель, а вместе с нею – и Православие в нашем крае. Своеобразным символом возрождения служит уцелевшее место погребения преподобного Антония в Свято-Троицком соборе. Он еще пока пуст, стены испещрены надписями, через пустые окна свищет ветер. Но у гроба преподобного, пред его образом уже зажжена лампада, приходят молиться люди. А это значит, что после разорения и безверия все же наступает радость и новая жизнь, как после ночи приходит светлый день.

31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Тихон был освобождён от должности наместника монастыря.

С 22 июля 2010 года указом епископа Архангельского и Холмогорского Тихона исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря игумен Варлаам (Дульский) . На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года утвержден в должности настоятеля.

Древняя святыня – Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – в полной мере возродил своё былое величие и известен далеко за приделами Архангельской области. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников, чтобы приобщится к его святыням, помолиться в старинных храмах, приложиться к мощам преподобного Антония Сийского. Хотя для многих гостей паломничество в Сийский монастырь – это и семейный отдых, и возможность совершить туристическую поездку, самым важным остается желание познакомиться с жизнью монастыря, прикоснуться к святыням Поморья.

Паломники, прибывающие в Сийский монастырь, теперь имеют возможность остановиться на ночлег в благоустроенной комфортабельной гостинице "Сийский паломник".

В 2020-м году обитель отметит свой 500-летний юбилей.