Заключение библиографический список введение. Методические рекомендации для написания курсовых работ. Числительные в библиографическом описании

Введение

Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

"Бибилиография"- слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы.

Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.

Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.

Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ БИБЛИОГРАФИИ.

Как "управляться" с книжным богатствами? - этот вопрос волновал людей издавна. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с Х1 в. стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым емким словом - "изборники".

Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки или глиняные таблички - число их достигло многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а по современной терминологии это - библиографические пособия.

С крушением античного мира погибла и созданная им книжная культура, исчезло слово "библиография". Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания, совпавшего по времени с наступлением эпохи Возрождения. Библиографами стали называть иногда типографов. И только в первой половине 17 века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в смысле: "список литературы". Затем оно приобрело и более широкий смысл: "книгоописание". В дальнейшем в ходе длительной исторической практики использование термина "библиография" он приобрел черты ярко выраженной многозначности. Можно выделить пять наиболее существенных и устойчивых его значений:

1) "библиография" как отдельный библиографический труд, Библиографический указатель литературы;

2)"библиография" как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому либо признаку или библиография периодической печати;

3) "библиография"как наука, предмет и задачи которой в разное время и разными авторами формулировались по-разному;

4) "библиография" как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации;

5) "библиография" как наиболее широкое собирательное понятие, в объем которого входят все названные выше и любые другие библиографические явления.

Последние два определения преобладают в современной библиографической науке и практике.

В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

В результате термины "библиография" и "библиографическая деятельность" оказались синонимами. Именно из-за этой тождественности понятий "библиография" и "библиографическая деятельность" второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 - 77.

Между тем деятельный смысл гораздо лучше передается термином "библиографическая деятельность".

Ныне действующий ГОСТ 7.0 - 84 охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. Сама библиографическая деятельность определена в нем как "область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации".

В последние годы наблюдается стремление найти термину "библиография" логически оправданное место в системе библиографической терминологии. В этом значении "библиография" может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.

Таким образом, термин "библиография", возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности устраняется тождественность понятий "библиография" и "библиографическая деятельность".

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ БИБЛИОГРАФИИ

1.1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнение понятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс, обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки, обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографических явлений.

Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.

Все разнообразие представлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан с пониманием ее как библиографической практики и он был долгое время доминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии: библиография (как область научно-практической деятельности) и библиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так как библиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.

Библиографическая деятельность определяется как область деятельности по удовлетворению потребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическую деятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.

Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.

Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.

Библиография выражает совокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функцию обобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать как единство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специального явления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность, повторяемость.

Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью - практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».

Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом - потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя - библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).

Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств.

В библиографической познавательной деятельности следует выделить две подсистемы: научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, и учебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание. Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчинена цели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм и методов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта - одного из важнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность не может осуществляться.

Учебно-познавательная библиографическая деятельность органически включает в себя элементы научной деятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности (участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказывают воздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременно практическая деятельность также входит в учебно-познавательную через непосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованный в печати, включенный в учебные, методические материалы).

Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

1.2 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.

Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходит взаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиография синтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов - интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия - это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

Создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;

Дифференциация в практике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному и другим признакам);

Оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.

Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

Было бы нереально перечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами.

Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

Принципы библиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

Заключение

С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:

В масштабах страны, отдельного региона;

В масштабах отдельно взятой библиотеки;

В масштабах библиографического отдела;

Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).

Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.

Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).

К основным направлениям библиографической деятельности относятся:

Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

Библиографическое информирование;

Справочно-библиографическое обслуживание;

Консультативная и методическая работа.

В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:

1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.

К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность.

Список литературы:

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.

2. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.

3. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. - СПб.: Профессия. - 2004.

4. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. - Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.

5. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.; ИЛО Профиздат, - 2000.

6. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.

7. Леонов В.Б. Библиография как профессия. - М, - 2005, - 321 с.

8. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - Либерия, - 2004.

9. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.

10. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.

11. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

12. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с

13. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

14. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

15. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.

Нормативно-правовые акты Конституция Российской...Реферат >> Маркетинг

Либо признаку или библиография периодической печати; 3) "библиография" как наука, предмет и задачи которой в разное... время и разными авторами формулировались по-разному; 4) "библиография" как...

Заключение

Библиография имеет очень важную роль в развитии науки. Собранные вместе и размещенные в хронологии их появление описания научных публикаций представляют ценнейший материал для суждения об истории научной дисциплины или конкретной проблемы, показывают всплески интереса к открытиям, методам, напротив угасание, когда выясняется недостоверность обнародованных данных, неприменимость метода и т.п.

Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Библиография - это посредник между книгами и читателями.

Библиография является неотъемлемой частью научно - справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.

Библиографический список

  • 1. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание Общие требования и правила составления. - Введ. 2004-01-07. - М.: Издательство стандартов, 2004 - II, 166 с.
  • 2. Астахов, Л.В. Библиография как научный феномен / Л.В. Астахов. - М.: Изд-во МГУК, 1997. - 338 с.
  • 3. Вохрышева, М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность / М.Г. Вохрышева. - М.: Книжная палата, 1989. - 200 с.
  • 4. Гречихин, А.А. Общая библиография / А.А. Гречихин. -- М.: МГУП, 2000. -- 588 с.
  • 5. Диамидова, Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие / Г.Н. Диамидова. - СПб.: Профессия, 2003. - 288 с.
  • 6. Здобнов, Н. Библиография как историческая наука / Н. Здобнов // Наука и жизнь. - 1989. - №2.
  • 7. Российское библиографоведение: итоги и перспективы / сост. Т.Ф. Лиховид. - М.: Фаир-Пресс, 2006. - 688 с.
  • 8. Справочник библиографа / сост. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.

Введение

библиографический отраслевой национальный

Основная задача любой библиотеки - обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, удовлетворение современных информационно-библиографических потребностей пользователей. В связи с этим одним из важнейших направлений библиографической деятельности является создание библиографической продукции различного вида и содержания.

Под понятием «библиографической продукцией» понимается документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания пользователей (читателей библиотеки). Она не только отражает в свернутом виде поток документов по той или иной области или теме, но в известной мере служит показателем разработанности проблемы, характеризует ее тематические границы.

В нашей курсовой работе мы рассмотрим базовые (основные) типы библиографических пособий и дадим рекомендации по методике их составления.

Объект нашей работы - библиографическая продукция, как документально зафиксированная информация.

Предмет - система производства и распространения отраслевой библиографической информации.

Цель - изучить библиографическую продукцию, узнать методику составления и рассмотреть её на примере библиотек.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

дать определение понятию «библиографическая продукция», выявить ее назначение;

рассмотреть этапы подготовки библиографической продукции, выявить важные аспекты;

выявить роль библиотек в производстве и распространении отраслевой библиографической продукции;

Методы исследования: терминологический, проблемный, аналитический, анализ документов, системный.

Структуру курсовой работы составляют введение, две главы, заключение и список использованных источников.

В первой главе «Библиографическая продукция» выявляется понятие и назначение библиографической продукции.

Вторая глава «Библиографическая продукция Национальной библиотеки Республики Коми» содержит в себе анализ современной социокультурной ситуации и ее влияния на производство и распространение библиографической продукции. Выявляется роль Национальной библиотеки Республики Коми в производстве и распространении библиографической продукции.


1. Библиографическая продукция


Понятие «библиографическая продукция» - обобщающее. Библиографическая продукция - это документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов ее подготовки, и средством обслуживания потребителей (читателей).

Библиографическая продукция - это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие представляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединённых по определённому принципу.

Так как потребности в библиографической информации и у общества в целом, и у отдельных его граждан разнообразны и определяются множеством факторов, то это учитывают библиотечные и информационные центры, занимающиеся подготовкой (производством) библиографических пособий.

В результате создаются библиографические пособия различающиеся формой представления (традиционные и электронные), методическими особенностями и структурой, целевым назначением, содержанием и другими качествами, которые присущи отражаемым документам и материалам.

Библиографическая деятельность - Область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объёма фондов и профиля работы.

Все процессы библиографической деятельности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В настоящее время они должны базироваться на таких основополагающих принципах, как одноразовая обработка информации, многоразовое и многоцелевое использование получаемых результатов, применение автоматизированной технологии.

Объектами библиографирования могут быть документ в целом, его составная часть или совокупность документов.

Библиографический указатель отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему, либо широкую, много аспектную - даже отрасль знания.

Библиографические указатели в большинстве своём имеют научно-справочный аппарат (предисловие, различные вспомогательные указатели).

Вспомогательный указатель отражает сведения о произведениях печати в ином аспекте, чем в основном тексте пособия, с отсылками к соответствующим библиографическим записям.

Вариантами библиографического указателя являются библиографические справочники, типовые каталоги, планы и каталоги издательств, библиографические бюллетени, летописи книжных палат.

Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Он чаще всего не велик по объёму, прост по структуре, не имеет справочного аппарата. Одной из разновидностей библиографического списка являются памятки читателю, создаваемые преимущественно региональными библиографическими центрами.

Библиографический список - это пособие с простой структурой.

Библиографический обзор - это библиографическое пособие, представляющее связанное повествование о документах (произведениях печати).

В библиографическом обзоре характеристика литературы дополняется необходимыми разъяснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, характер темы, определяют количество произведений, о которых идёт речь в обзоре, его структуру, которая может быть как простой, так и сложной.

Вариантами библиографического обзора являются беседы и рассказы о книгах.

Беседа или рассказ о книгах напоминают по форме те устные беседы, которые проводит библиотекарь на абонементе.

Их цель - заинтересовать читателей определённой группы актуальными вопросами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя.

Разновидностью библиографических пособий, которые могут служить примером творческого подхода составителей, являются популярный библиографический справочник, путеводитель по книгам, библиографическая энциклопедия.

Библиографические пособия подразделяются на виды в соответствии со следующими признаками: содержание произведений, в них отражённых, временем из издания, полнотой охвата, способами характеристики и др. Но самый главный признак - это целевое и читательское назначение пособия.

В зависимости от назначения различаются: государственные, научно-вспомогательные, рекомендательные и профессионально-производственные библиографические пособия.

В зависимости от содержания произведений библиографические пособия подразделяются на универсальные, отраслевые, тематические, персональные, библиографические, краеведческие, страноведческие.

В зависимости от времени издания библиографических произведений пособия подразделяются на текущие, ретроспективные, перспективные. Библиографические пособия отражают произведения с разной полнотой. По этому признаку выделяют регистрационные и выборочные пособия.

Библиографические пособия подразделяются на типы и виды, что имеет больное значение для библиотечно-библиографической науки и практики.

Библиографический указатель отражает книги, статьи и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему (проблему), либо широкую, многоаспектную - даже отрасль знания. Это и обусловливает сложность его структуры (наличие разделов и подразделов), влияет на порядок расположения библиографических записей в пределах каждого деления. Библиографические указатели в большинстве своем имеют научно-справочный аппарат (предисловие, различные вспомогательные указатели). Вспомогательный указатель отражает сведения о произведениях печати в ином аспекте, чем в основном тексте пособия, с отсылками к соответствующим библиографическим записям.

Вариантами библиографического указателя являются библиографические справочники, типовые каталоги (например, типовой каталог ЦБС или, как принято говорить, библиографическая модель фонда ЦБС), планы и каталоги издательств, библиографические бюллетени, летописи книжных палат.

Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Он чаще всего невелик по объему, прост по структуре, не имеет справочного аппарата. Одной из разновидностей библиографического списка являются памятки читателю, создаваемые преимущественно региональными библиографическими центрами.

Библиографический обзор - это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах (произведениях печати). В библиографическом обзоре характеристика литературы дополняется необходимыми разъяснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, характер темы определяют количество произведений, о которых идет речь в обзоре, - его структуру, которая может быть как простой, так и сложной. Так, например, крупнейшие библиотеки и информационные центры Страны подготавливают в помощь ученым и специалистам обзоры, знакомящие с итогами и перспективами развития отдельных отраслей науки и техники в Росси и за рубежом. Для читателей-неспециалистов создаются рекомендательные обзоры.

Библиографические пособия отражают произведения с разной полнотой. По этому признаку выделяются регистрационные и выборочные пособия. Регистрационные пособия отражают произведения печати с максимальной полнотой. Выборочные - содержат библиографические записи произведений, отобранных по какому-либо принципу (например, наиболее ценные в научном и художественном отношении издания). Так, рекомендательные пособия всегда выборочные. (Библиографические пособия различаются также по способам характеристики включенных произведений. В соответствии с этим признаком библиографические пособия подразделяются на аннотированные (все или большинство библиографических записей имеют аннотации) и реферативные (все или большинство записей включают рефераты произведений).

В зависимости от вида применяемой библиографической группировки выделяются алфавитные, хронологические, систематические - библиографические пособия. В алфавитном пособии библиографические записи даются в алфавите фамилий авторов (заглавий) отражаемых произведений. В систематическом пособии - по логически обоснованной системе, в соответствии со схемой классификации. Если записи произведений объединяются по датам их написания или опубликования, такое библиографическое пособие называется хронологическим.

Каждое библиографическое пособие можно рассмотреть в разных аспектах и, соответственно, отнести к, различным видам. Для того, чтобы убедиться в этом, а заодно и потренироваться перед выполнением практической работы, можно выбрать два-три библиографических пособия и изучить их по названным признакам.


1.1 Методика подготовки библиографических пособий


Библиографическая продукция - это прежде всего совокупность различных библиографических пособий. Понятие «библиографическое пособие» охватывает очень широкий диапазон документально фиксированных способов существования библиографической информации. По сути любая библиографическая информация, зафиксированная в определенной завершенной документальной форме (пусть это письменное справка, выполненная по запросу потребителя, или печатный указатель литературы, библиографический плакат, содержащий один библиографическая запись, или каталог библиотеки), является библиографическим пособием (БП).

Наиболее распространенным способом существования библиографической информации является библиографическое пособие.

Библиографическое пособие - это основной вид библиографической продукции, результат библиографирования, средство библиографического обслуживания и использования библиографической информации. В нем наиболее полно реализуются функции библиографической продукции. Согласно ГОСТу 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиографическое пособие - это упорядоченное множество библиографических записей

Библиографическое пособие может содержать от одной библиографической записи (библиографический плакат) до нескольких миллионов (каталоги крупнейших библиотек). Их подготовка базируется на общей технологии библиографирования, но имеет при этом свои особенности.

Целостная совокупность библиографических пособий постоянно модернизируется. Основные параметры, определяющие классификацию библиографических пособий, обусловлены основными социально-значимыми признаками, а именно:

целевым и читательским назначением;

хронологическим, территориальным, языковым, видовым охватом объектов библиографирования;

методами и объемом библиографирования;

способами формирования библиографической информации;

структурой, жанром и материальной формой библиографических пособий.

Классификация библиографических пособий кроме теоретического упорядочения библиографической продукции имеет и сугубо практическое значение при создании каждого конкретного пособия, отнесения его к определенной группе и виду и выборе соответствующей методики библиографирования.

Пособия подразделяются:

по видам, которые в свою очередь выделяются по различным признакам:

по времени издания - текущие, ретроспективные, перспективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков);

по полноте отбора - регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные;

по способу группировки материала - алфавитные, предметные, словарные, систематические, хронологические;

по формам:

рукописная (машинописная);

несамостоятельная издательская.(внутрикнижные, нутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные пособия);

карточная (каталоги и картотеки); машиночитаемая (электронные базы и банки данных); библиографическое издание (пособие, изданное типографским способом)

В основе составления любого библиографического пособия лежат общие методы библиографирования, образующие некую модель, раскрывающую и обеспечивающую практическую реализацию наиболее существенных и типичных черт создаваемого пособия. Для «доведения» пособия до нужного уровня, обеспечения соответствия его всем предъявляемым к нему требованиям необходимы специфические приемы библиографирования, выбор которых определяется темой пособия, его видом, целевым и читательским назначением. Это достигается путем использования частных методик библиографирования. Освоение обшей и частной методик библиографирования - одно из главных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке библиографа.

Составление библиографических пособий - одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.

Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного (аналитического и синтетического) и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.

Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление документов по теме пособия.

Выбор и изучение темы. Определяя тему будущего библиографического пособия, необходимо исходить из ее новизны, актуальности, интереса к ней читателей, соответствия профилю и возможностям библиотеки. В ходе изучения темы предполагается определить обеспеченность темы литературой, детально разобраться в терминологии, существом самой проблемы. В наиболее сложных случаях на данном этапе желательно привлечь специалистов в этой области знания к консультационной и методической помощи. Именно они могут прогнозировать, когда наступит «пик интереса» к теме и возрастание спроса на отраженные в пособии документы. В любом случае завершение пособия лучше ориентировать на «пик» либо на «подъем», так как пособие подготовленное при спаде интереса к избранной теме, имеет преимущественно исторический интерес и не оправдывает затрат на его составление. Не бойтесь обратиться и к профессионалам из других библиотек, помните, что от глубины изучения темы зависит успех всей дальнейшей работы.

План-проспект является основным документом, регламентирующим направления всей дальнейшей работы над библиографическим пособием. В нем определяется целевое и читательское назначение пособия, что во многом решает другие проблемы составительской работы, поэтому целевой адрес должен быть указан максимально точно и конкретно. Здесь устанавливаются основные принципы отбора литературы, тематические границы пособия (будет ли охвачена вся тема или только некоторые ее аспекты; будут ли включены документы по смежным областям знания; каким будет освещение темы - теоретическим, практическим или историческим, и т. д.), хронологические рамки (исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания). Обязательно оговариваются виды изданий, определяется структура библиографической записи (будет ли она состоять только из библиографического описания или должна сопровождаться аннотацией или рефератом; какие предполагаются аннотации - справочные или рекомендательные; будут ли отражены переводы, рецензии и т.п.). Далее устанавливается структура будущего пособия: способ группировки материалов (алфавитная, хронологическая, систематическая или тематическая), перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик, определяется состав справочно-поискового аппарата пособия (предисловие, вспомогательные указатели, приложения, вступительной статьи).

В плане-проспекте определяется также условный предполагаемый объем пособия, основные этапы его создания, круг участников-составителей и консультантов и их обязанности, сроки завершения работы. При возможности публикации пособия оговариваются способ печати, вопросы оформления и тираж.

Выявление литературы по теме пособия является поиском и оценкой библиографируемых документов с целью их последующей обработки. Здесь определяется круг источников: куда вы будете обращаться за литературой, к каким картотекам и каталогам, к книжному фонду и т.д.

Основной этап подразделяется на аналитический и синтетический подэтапы.

Цель аналитического подэтапа - подготовить библиографические записи о документах в соответствии с определенной в плане-проспекте структурой и методическими требованиями пособия. Аналитический этап предусматривает работу с каждым документом. Здесь осуществляется библиографический отбор наиболее ценной литературы по данной тематике, подходящей по целевому и читательскому назначению:

сведения о каждом произведении печати записываются на карточки (так удобнее);

растаскиваете литературу по рубрикам, если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других разделах сделать ссылки;

осуществляете просмотр документов (особенно сборников с общим заглавием или документов, имеющих «слепое» заглавие), проверяете библиографическое описание документов в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание должно соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

осуществляете аннотирование документов.

В соответствии с функциональным назначением различают справочные и рекомендательныеаннотации, по способу характеристики документов - общие, аналитические и групповые.

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения или сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о форме, жанре, назначении и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании; такие аннотации должны быть предельно краткими. Чаще всего они применяются для научных, учебных и справочных изданий.

В рекомендательной аннотации дается характеристика и оценка книги или статьи, исходя из потребностей, уровня подготовки, возраста и других особенностей той группы пользователей, которым адресовано данное пособие. Главная задача - заинтересовать читателя. Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превышает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.

Общие аннотации характеризуют произведение в целом, нужны в двух случаях: когда необходимо раскрыть произведение целиком, Относящееся к теме указателя или к его разделу, и для универсальных пособий, не ограниченных никакими содержательными рамками (печатные аннотированные карточки).

Аналитические аннотации раскрывают часть содержания документа (т.е. если в издании обращается внимание на одну главу или часть).

Групповые аннотации объединяет несколько близких по содержанию документов, дают им обобщенную характеристику.

В процессе работы над пособиями был сформулирован своеобразный кодекс требований к аннотациям, который включает следующие положения:

она должна быть лаконичной (длинные аннотации не всегда дочитываются до конца) и в то же время достаточно конкретной; соблюдать единство времени и единообразие глагольных форм; не следует начинать аннотации с предлога «о»;

не должна повторять сведения, содержащиеся в названии и перефразировать их;

для каждой библиографической работы желательно придерживаться примерно одинакового объема аннотаций и соблюдать логический порядок приводимых сведений;

научная терминология должна быть общепринятой, неизвестные термины обязательно поясняются.

Если аннотация не удовлетворяет читателя (в научных целях возникает необходимость в более развернутой характеристике документа), применяют реферирование.

Реферат - краткое точное изложение документа, включающее основные фактические сведения и выводы без дополнительной интерпретации или кратких замечаний автора реферата. Процесс реферирования включает выполнение таких операций как чтение исходного текста, его анализ, выбор информационных фрагментов, их обобщение, создание нового текста - реферата.

На синтетическом подэтапе вы обобщаете свою работу. Проверяете структуру пособия (отбор выявленных и изученных документов). Следует учесть, что имеется ряд пособий, составляемых без использования процедуры отбора. К их числу относятся библиографические указатели местной печати, указатели произведений какого-либо автора, указатели изданий определенных издательств и типографий. В основе таких пособий лежит стремление к исчерпывающей полноте отражения соответствующей литературы, и качественная оценка включенных документов в этих случаях не производится.

Проверяете группировку библиографических записей (возможно, некоторые разделы вашего пособия недостаточно наполнены, вы их убираете или, наоборот, дополняете), порядок их следования друг за другом (чтобы каждый документ занял свое место в нужном разделе, рубрике и т.д.); приступаете к нумерации, нумерация необходима.

Библиографическая группировка помогает читателям лучше ориентироваться в пособии, быстро находить необходимые материалы, а в ряде случаев подсказывает последовательность знакомства с литературой.

Основными способами группировки являются формальный, содержательный и рекомендательный.

Формальная группировка (наиболее проста для библиографа) обеспечивает поиск документов по внешнему признаку: автору, заглавию, виду и месту издания и т.д.

Рекомендательная группировка преследует цели руководства чтением, несет педагогическую направленность, и может быть осуществлена в различных вариантах от общего к частному, от простого к сложному. Она целесообразна в пособиях, адресованных как малоподготовленным читателям, так и специалистам.

Заключительный этап подготовки библиографического пособия включает в себя подготовку справочного аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.

В состав справочного аппарата входят: предисловие, вступительная (вводная) статья, вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы.

Предисловие (или обращение к читателю), которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие.

Здесь обязательно приводятся сведения о назначении пособия; дается характеристика отраженных в пособии документов; объясняется способ размещения материала (а не просто перечисляются названия разделов и подразделов, для такой цели служит оглавление); называются виды аннотаций (справочные, рекомендательные), которые используются в данном пособии; перечисляются имеющиеся вспомогательные указатели (надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практического использования); указывается хронологическая граница отбора материала (год, месяц, число).

Вступительная статья используется, в основном, в крупных ретроспективных научно-вспомогательных и рекомендательных пособиях, персональных указателях и представляет собой развернутый обзор основных документов по теме пособия. Написание статьи требует глубоких знаний предмета и осуществляется с привлечением специалистов-консультантов данной отрасли.

Кроме расположения материала в основном тексте пособия, следует заранее продумать систему вспомогательных указателей, помогающих ориентироваться в литературе.

Указатель может содержать все или только некоторые рубрики, т. е. быть единым или раздельным (именным, предметным и т. д.).

По структуре, т.е. наличию простых и сложных рубрик, а также пояснений к ним, указатели делят на простые (или «глухие»), развернутые (или аналитические), аннотированные.

По степени полноты отражения основного текста издания различают общие (охватывающие все издание) и частичные (охватывающие лишь часть издания) указатели, а также многоаспектные указатели (отражающие все или многие тематические аспекты текста) и одноаспектные (отражающие какую-либо одну тему или признак).

указатель авторов, строится в алфавитном порядке авторов, включает также фамилии всех соавторов, авторов статей в сборниках, упомянутых в аннотациях и примечаниях. Данный вид указателя чаще всего бывает «глухим», что оправдано только техническими причинами; поэтому, если условия позволяют, вынесение в авторский указатель кроме фамилии и инициалов автора еще и заглавий его книг (статей) в рекомендательных пособиях обязателен;

часто указатель авторов совмещают с указателем лиц, участвовавших в создании произведений: редакторов, составителей, иллюстраторов, переводчиков и т.д. В этих случаях мы имеем дело уже с вспомогательным именным указателем. Поскольку здесь перечисляются лица, принимавшие разное участие в издании, необходимо обязательно пояснить, в качестве кого выступает то, или иное лицо. Именной указатель отражает также фамилии лиц, характеризуемых или упоминаемых в литературе («персоналии»), в этом случае номера документов о них берутся в скобки;

персональные указатели могут составляться и как самостоятельные, в таком случае персональную рубрику необходимо снабжать указаниями на профессию, род деятельности, заслуги того или иного лица;

единые (комбинированные) указатели, объединяют в одно целое различные алфавитные указатели;

предметные указатели, содержат перечни названий предметов, их свойств и отношений;

географический указатель содержит перечень наименований физико-географических, административно-территориальных, исторических, археологических объектов, которые могут дополняться пояснениями, раскрывающими род объекта (река, озеро, гора и т. п.);

указатели наименований коллективов содержат перечни фирм, учреждений и других организаций;

указатели заглавий изданий и других документов, первых строк произведений и цитат;

указатели символов, сокращений, аббревиатур, единиц измерения и других специальных обозначений.

алфавитные указатели, содержащие в алфавитной последовательности именные, предметные, тематические и др. рубрики;

хронологические указатели, содержащие перечни событий или дат в хронологической последовательности;

нумерационные указатели, содержащие перечни информационных объектов в их числовой последовательности;

систематические указатели, содержащие перечни обобщающих проблему рубрик в иерархическом порядке.

Выбор вспомогательных указателей зависит от тематики, структуры, объема, читательского адреса и целевого назначения издания. Более сложный текст издания предполагает более полный и разнообразный комплекс вспомогательных указателей.

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением.

В процессе редактирования проверяется правильность библиографического описания, исправляются стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения и т.д.

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом. На нем указывается: название организации, отдел, заглавие указателя, вид издания (или тип пособия), место и год издания. На обороте титульного листа следует указывать составителей и оформителей, библиографическую запись документа, индексы библиографической классификации и авторский знак.

Для набора структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) применяются различные шрифты. Так аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания, отделяются от описаний пробелом и начинаются с красной строки. Порядковые номера записей могут быть выделены полужирным шрифтом.

Различные шрифты и размеры кегля используются также для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик, что способствует формированию содержания в автоматизированном режиме.

Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек наиболее интересных изданий, портретов, карт и т.д.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия.


2. Библиографическая продукция Национальной библиотеки Республики Коми


Главная библиотека республики выполняет функции общегосударственного архивного хранилища коми национальной печати и литературы о Республике Коми, депозитария коми национальной и краеведческой литературы Республики Коми, центра республиканского библиографического учета произведений печати. В соответствии с Концепцией развития библиотечного дела в Республике Коми до 2010г. при создании электронных баз данных краеведческое направление считается приоритетным. Национальная библиотека целенаправленно осуществляет формирование региональной системы библиографических пособий. Статус национальной обязывает ее к созданию репертуара национальной книги, составлению фундаментальных, ретроспективных библиографических пособий более высокого уровня и национальной тематики. В нашу духовную жизнь вошла свобода от политического диктата и идеологической цензуры. Возвратились целые пласты мировой и отечественной культуры, бывшие под запретом многие годы. Введение национально-регионального компонента в образовательные стандарты и открытие новых учебных заведений выдвигает перед библиографами новые задачи.

Кроме того, в связи с активными процессами создания различных национальных культурных общественных объединений (в республике проживает более 70-ти национальностей, действуют около 150 национально-культурных обществ, объединений) в сферу деятельности НБ РК должно войти содействие этим образованиям.

Перемены в общественно-политической жизни страны и республики вызывают рост национального самосознания в народе, движение за возрождение национальной культуры. Решить эти проблемы невозможно без обращения к национальной литературе, памятникам письменности.

Формирование системы краеведческих библиографических пособий в регионе регулируется Положением о краеведческой деятельности Национальной Библиотеки Республики Коми. Система краеведческих библиографических пособий должна охватывать все стороны жизни края и удовлетворять все виды потребностей в краеведческой информации.

Национальная библиотека Республики Коми (НБ РК) давно и успешно занимается созданием библиографических пособий. Библиотеке принадлежит ведущая роль как в организации взаимодействия библиотек и других государственных и общественных организаций по формированию системы пособий, так и в практической работе по их составлению. Этот вид деятельности является одним из основных не только для библиографического отдела, отдела краеведческой и национальной библиографии, но и отраслевых отделов. Начало издательской деятельности в библиотеке относится к 1958 г., когда республиканской библиотекой впервые был выпущен универсальный текущий указатель «Литература о Коми АСССР за 1956 год». Через год вышел второй основной источник информации о краеведческой литературе - «Летопись печати Коми АСССР за 1958 год». Оба ежегодника издаются по настоящее время. Бесплатный обязательный экземпляр является базой для государственной учетно-регистрационной библиографии.

«Литература о Республике Коми» включает информацию о книгах и статьях из центральных, республиканских, выборочно из районных газет и журналов, а также из зарубежных источников. «Летопись печати Республики Коми» содержит информацию о книгах, нотных изданиях, статьях из периодических изданий некраеведческого характера и периодических изданий, вышедших на территории республики.

В 1995-1996 гг. эти два издания вышли в объединенном виде, но затем составители отказались от этого и вновь перешли на издание отдельными выпусками. Чтобы избежать дублирования материала, было решено отражать в «Летописи» лишь статьи некраеведческого характера, а в «Литературе» - краеведческого. По этой же причине в «Летописи» нет раздела «Республика Коми в печати СНГ и зарубежных стран». Тем самым исключается дублирование значительного по объему материала. Вместе с тем оба издания представляют достаточно полную информацию о республике: ежегодно в них в совокупности отражается около 3000 названий. На сегодняшний день подготовлены, но не изданы, ежегодники за 1996, 1997, 1998 гг., в работе находится ежегодник за 1999 г. Созданием этих указателей занимается сектор государственной библиографии.

В 2003 г. планируется выпуск «Книги в наличии и печати», который будет более оперативно информировать о публикациях местных издательств.

Положено начало созданию электронного каталога краеведческой и национальной литературы на основе корпоративного взаимодействия библиотек республики.

Раз в пять лет принимается сводный перспективный план издательской деятельности на координационном совете по библиографической деятельности. В составе Совета представлены библиографы НБ РК, Национальной детской библиотеки им. С. Я. Маршака, республиканской юношеской библиотеки, библиотек четырех вузов и городской ЦБС.

Совет определяет приоритеты с учетом информационных потребностей пользователей, библиографической обеспеченности тем.

В НБ РК ведется работа по созданию универсальных ретроспективных указателей. В 1994 г. был подготовлен «Каталог редких изданий краеведческой и национальной литературы», имеющихся в фондах Библиотеки. Фонд постоянно пополняется новыми раритетами, которые отражаются в банке данных, создаваемом в традиционном (карточном) и электронном вариантах.

В 1994г. издана «Библиографическая модель ядра фонда краеведческой и национальной литературы».

Составлены указатели содержания журналов, издававшихся в регионе до 40-х гг. XX в. на русском и коми языках: «Ордым», «Ударник» и «Культура фронт». Эти журналы, включавшие материалы по переустройству жизни на селе, ликвидации неграмотности, культурному строительству, сыграли значительную роль в становлении и воспитании творческих сил республики: поэтов, прозаиков, художников, редакторов.

В 1920-1950-е гг. земля Коми невольно стала одним из островов «архипелага ГУЛАГ», местом многих человеческих трагедий. Зачастую за колючей проволокой оказывались люди, дела которых позднее получили достойное признание. Руками тысяч политических заключенных были построены северные города и рабочие поселки, проложена железная дорога, начато освоение полезных ископаемых, заложены основы экономики и науки республики. Не случайно этой теме посвящен указатель, который готовится совместными усилиями НБ РК, фонда «Покаяние» и общества «Мемориал». Работа находится в стадии накопления материала в банке данных, в будущем планируется выпуск в печатном виде.

Особое значение для разработки региональных комплексных программ имеет библиографическое обеспечение экономической тематики. Библиографический указатель «Народное хозяйство Коми АСССР», изданный в 1989 г., включил публикации о развитии народного хозяйства республики за 10 лет. Перестройка общества коренным образом изменила экономику. Появились новые виды собственности, новые формы организации производства. Приватизация привела к новым формам управления, хозяйственным отношениям. В связи с этим возникла необходимость в издании, которое бы отразило произошедшие перемены. Совместными усилиями трех отделов был подготовлен и издан отраслевой библиографический указатель «Экономика Республики Коми», включивший литературу на русском и коми языках за 1990-1995гг.

Все более острой становится проблема охраны окружающей среды в регионе. Возникает необходимость формирования экологического сознания у каждого гражданина. Этому должны способствовать банк данных методических материалов по экологии в электронном виде и указатель литературы «Природа Республики Коми» (пока в карточном варианте), создаваемые отделом естественнонаучной, сельскохозяйственной и медицинской литературы.

Многочисленную группу составляют биобиблиографические словари и персональные указатели, они наиболее полно отражают материалы об отдельных личностях, внесших определенный вклад в историю республики и не только.

В 1998 г. патентно-технический отдел НБ РК издал биобиблиографический указатель «Изобретатели и рационализаторы РК», который обобщает историю, развитие изобретательства и рационализации в республике.

В 1996 г. был выпущен первый том биобиблиографического словаря «Писатели Коми», подготовленного библиографами Библиотеки совместно с Коми научным центром Уральского отделения Российской Академии наук и литературно-мемориальным музеем И.А. Куратова. Первый том был удостоен диплома Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению в 1998 г. В связи с финансовыми проблемами второй том был издан только накануне 2002 г.

Словарь является наиболее полным изданием, которое позволяет представить литературный процесс в коми крае от зарождения до настоящего времени. Подобного издания, а оно включает 159 имен, в республике не было. В несправедливом забвении оставалось творчество целого ряда писателей 20-30 гг., репрессированных, которые сыграли определенную роль в истории республики. Это не позволяло представить картину литературной жизни во всей полноте и сложности.

Ряд биобиблиографических указателей создан отделом иностранной литературы, такие как «Финские исследователи Коми края» (2000), «Венгерские лингвисты - исследователи Коми края» (2002). Они посвящены ученым, занимавшимся исследованиям коми языка. Планируется работа по другим зарубежным лингвистам и российским финно-угроведам. Республика Коми в 2002г. вошла в Баренц регион, и проект «Зарубежные исследователи коми языка: биобиблиографический указатель», направленный в Баренц секретариат, получил малый грант на его реализацию.

При поддержке фонда Фулбрайта стала возможна работа по сбору материала для указателя «П.А. Сорокин» в библиотеке Гарвардского университета США. П.А. Сорокин, выдающийся русский и американский ученый, социолог, этнограф, философ, был уроженцем Коми края. Почти 70 лет не только его работы, но и имя были под запретом в Советском Союзе. Доступ к широкому изучению его трудов в России был ограничен спецхранами библиотек. Несмотря на то, что в последнее время несколько российских издательств выпустило в свет ряд его работ, в целом, наследие ученого остается малоизвестным и недоступным читателю. Указатель в какой-то мере снимает остроту проблемы, содействует распространению знаний о П.А. Сорокине. Он отмечен второй премией Всероссийского конкурса работ по библиотековедению, библиографии и книговедению в 2002 г.

Подъем краеведческого движения в стране влечет за собой возрастающую популярность краеведческой библиографии. Ежегодно библиотекой издается «Календарь знаменательных и памятных дат Республики Коми» - одно из самых популярных изданий Библиотеки, отражающее важнейшие события истории, общественной, экономической и культурной жизни Республики Коми. Все даты в нем сопровождаются ссылками на литературу, к юбилейным датам даны текстовые (фактические) справки и списки литературы.

Объем пособий рекомендательного характера в библиотеке сведен до минимума. Этот вид пособий готовится, в основном, отраслевыми отделами по наиболее актуальным проблемам. Можно назвать работы последних лет: «История династий предпринимателей» (2002 г.), «Искусство Республики Коми» (2001 г.), «История экологии и охраны природы» (2001 г.), «Из истории медицины России» (2000 г.), «Среда обитания и здоровье человека» (1998г.) и другие. Завершается работа над вторым выпуском указателя «Республика Коми» (типа «Что читать о … крае»), первый был издан в 1985г.

В плане издательской деятельности НБ РК на ближайшие пять лет - создание библиографических пособий, посвященных локальным войнам, социальной реабилитации инвалидов, столице республики.

В 2002 г. НБ РК отметила столетний юбилей. В связи с этой датой были подведены итоги работы, в том числе и издательской деятельности. За 100 лет в Библиотеке подготовлено и выпущено немало библиографической продукции, но до сих пор нет библиографического указателя, который бы собрал всю информацию о Библиотеке. К юбилею, к сожалению, такой указатель не был сделан, но в перспективе это будет одной из основных задач НБ РК.


Заключение


Исследуя, данную тему курсовой работы мы пришли к выводу, освоение методики составления библиографических пособий является актуальной задачей для библиотечных специалистов. Связано это с сокращением количества подобных изданий, выпускаемых крупными библиографическими центрами и их большой ролью в организации чтения. Следует отметить и ограниченность тиражей, недостаточную оперативность издания рекомендательных библиографических пособий, краеведческих пособий, указателей по узкоспециальным темам; меньше стало создаваться библиографических пособий, адресованных конкретным группам читателей (молодежи, учащимся средних общеобразовательных учебных заведений и другим категориям); документы, отражаемые в библиографических пособиях созданных крупнейшими библиографическими центрами страны, не всегда соответствуют фонду ЦБС; в библиографических пособиях, подготовленных центрами федерального и регионального подчинения, в большинстве случаев, не отражаются краеведческие издания; не все сотрудники библиотек имеют достаточную подготовку и владеют навыками аналитического подхода к содержанию библиографических пособий.

При проведении библиографирования библиотеки обычно сталкиваются с необходимостью решения ряда общих организационных проблем, связанных с его материальным, кадровым, нормативно-инструктивным (технологическим) обеспечением. Под ними понимается наличие необходимых источников поиска сведений о документах по теме будущего пособия, специалистов нужной квалификации. Для разрешения последней проблемы, как уже говорилось, библиотека привлекает к составительской деятельности работников небиблиографических отделов. Варианты подобной кооперации разнообразны: ведущая роль отводится библиографу, а вспомогательная - сотрудникам других отделов; ведущая роль - небиблиографическим организациям, а консультативно-редакционная - работникам библиографического отдела.

Кроме этого, к составлению библиографических пособий также привлекаются специалисты из разных областей науки, поскольку в современных условиях библиограф уже не в состоянии одинаково свободно ориентироваться во всех отраслях знания, с которыми ему приходится иметь дело. Только специалист в соответствующей области сможет квалифицированно оценить содержание всех библиографируемых документов. Особенно это необходимо при создании крупных научно-вспомогательных и солидных по объему рекомендательных указателей, требующих качественного отбора литературы.


Список использованных источников


1 Брежнева В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева, В.А. Минкина. - СПб. : Профессия, 2004. - 304 с.

Бриксман М.А. Составление Библиографический пособий / Н.А. Бриксман. - М., 1964. - 299 с.

ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. - Взамен ГОСТ 7.0-84, ГОСТ 7.26-80; введ. 2000-07-01 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности. - СПб., 2010. - С. 23-24.

Диомидова Г.Н. Библиографоведение: Учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г.Н. Диомидова. - СПб.: Профессия. - 2003, - 288 с.

Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов: учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Дрешер. - СПб. : Профессия, 2008. - 464 с.

Калинина И.Г. Библиографическая продукция в электронном формате / И.Г. Калинина // Библиография. - 2004. - №1. - С. 17-22

Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во МГИК, 1995. - 136 с.

Коршунов О.П. Библиография. Теория. Методология. Методика / О.П. Коршунов. - М. : Книга, 1986. - 246 с.

Коршунов О.П. Библиографоведение. Общий курс: учебник / О.П. Коршунов. - М. : Кн. палата, 1990. - 232 с.

Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учеб.-практ. пособие / Н.А. Коряковцева. - М. : Либерея, 2004. - 136 с.

Кротков А.В. О пределах понятия «библиографическая информация» / А.В. Кротков // Сов. библиогр. - 1984. - № 4. - С. 13-16.

Моргенштерн И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн; науч. ред. Г.В. Михеева. - СПб. : Профессия, 2005. - 208 с.

Нечипоренко В.П. Некоторые итоги анализа информационной инфраструктуры России / В.П. Нечипоренко, В.А. Цветкова, Т.К. Полунина // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - № 3. - С. 5-11.

О библиотечном деле: Федер. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 23 нояб. 1994 г.] // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 3-17.

15 Пилко И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С. Пилко. - СПб. : Профессия, 2008. - 342 с.

Пилко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учеб.-метод. пособие / И.С. Пилко. - М. : Либерея-Бибинформ, 2005. - 176 с.

Положение о государственной системе научно-технической информации: утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 // Информ. бюлл. РБА. - 1998. - Вып.11. - С. 72-77.

Ракитов А.И. Общество, основанное на знаниях / А.И. Ракитов // Вестник РАН. - 2004. - Т. 74. - № 7. - С. 598-605.

Справочник библиографа / науч. ред.: А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2005. - 592 с.

Сухоруков К.М. Государственная библиографическая регистрация произведений печати в России: история и современность / К.М.Сухоруков // Книга: Исследования и материалы. - М., 1997. - Сб. 74. - С 35-42.

Фокеев В.А. Библиографическая информация: экспликация понятия / В.А. Фокеев // Мир библиогр. - 2003. - № 4. - С. 14-18.

Фокеев В.А. Отечественное библиографоведение: науч.-практ. пособие / В.А. Фокеев. - М. : Либерея-Бибинформ, 2006. - 184 с.

1. Школьный экзаменационный реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

2. Реферат отличают следующие признаки :

а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материал первоисточника, его аналитико-синтетической переработки («аналитико-синтетическая переработка первичного документа с целью создания вторичного») (ГОСТ Р ИСО 10011-2-93)

б) будучи вторичным текстом, реферат создается со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию, то есть ему должны быть присущи следующие черты: целостность, связность, структурная упорядоченность и завершенность.

в) в реферат должно быть включено самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале или художественных текстов, или источников по теории и истории литературы.

3. Школьный экзаменационный реферат должен иметь следующую структуру :

· титульный лист,

· план работы (оглавление),

· введение,

· основная часть,

· заключение,

· список литературы,

· приложение (по необходимости).

Во введении , как правило, дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, производится краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат.

В основной части кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый смысловой блок (глава, параграф) должен быть озаглавлен.

Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. В нем должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых работ, даны указания на то, кому могут быть интересны книги, тексты, рассмотренные а реферате. Заключение не должно превышать по объему введения.

4. Объем реферата жестко не регламентируется, однако он не должен превышать 20 машинописных страниц.

5. Требования к оформлению

Реферат должен быть написан на бумаге стандартной формы (лист 4А, с полями слева 2,5 – 3 см., сверху и снизу – 2 см., справа – до 1,5 см.) и вложен в папку.

Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и приложения. Нумеруют страницы арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху посредине листа. Первой страницей является титульный лист, на нем номер страницы не ставится.

Схема оформления титульного листа (приложение 1), оглавления (приложение 2) школьного экзаменационного реферата по литературе прилагается.

Список литературы завершает работу. В нем фиксируются источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавия книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Библиографические данные оформляются в соответствии с ГОСТом.

Приложение 1

Название высшего муниципального органа управления образования территории (города, района)

Название учебного заведения

Название работы

(реферат по литературе/русскому языку)

Выполнил (а):

ученик (ца) 9 «_» класса

Название места, где выполнена работа – 2011

Приложение 2

Введение.……………………………………………………………………..3

Основная часть ………………………………………………………………5

(название раздела) .……………………………………………………………

(название раздела) ……………………………………………………………

Заключение.……………………………………………………………………

Список литературы..…………………………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………….

Только в более развернутом виде и с указанием места расположения информации. Но студенты терпеть не могут выполнять именно эту часть работы за то, что понадобятся дополнительные знания и усидчивость для грамотного оформления оглавления проекта.

Кому вообще могло понадобится давать такое задание, как правильно составить содержание дипломной работы? Ведь для этого есть введение, исходя из которого можно понять, о чем пойдет речь в дипломе.

Каждый предыдущий пункт содержания неразрывно связан с последующим и дает четкий ответ на поставленный вопрос, то есть раскрывает суть темы.

Как писать содержание диплома: правила

  • отражение всех вопросов, затрагиваемых в работе;
  • взаимосвязанное раскрытие итогов исследования;
  • четкость и последовательность изложения данных;
  • обязательное написание в виде повествовательных предложений, а не восклицательных или вопросительных.
  • разделы,
  • подразделы,
  • пункты,
  • подпункты,
  • параграфы, а также страницы, им соответствующие.

Заголовок

Заголовок «Содержание» должен начинаться с прописной буквы и располагаться симметрично основному тексту.

Введение, заключение, библиографический список

Оформление содержания дипломной работы должно обязательно включать в себя введение, заключение, библиографический список и все приложения к дипломной работе.

В примере оформления содержания диплома четко видно, как предоставляется последующая информация после титульного листа.

Как составить содержание (оглавление) дипломной работы?

Оформление текста (основного содержания) диплома

Теперь можно перейти к вопросу оформления текста диплома (основного содержания). Порядок оформления основного текста диплома по ГОСТу будет таким:

  1. В параметрах страницы забиваем настройки: отступ по правому полю на 3 см, отступ по левому полю на 1,5 см, отступы сверху и снизу по 2 см.
  2. В параметрах шрифта основного текста используется 14 размер Times New Roman, заголовки выполняются полужирным шрифтом Arial 16 размера прописными буквами, заголовки параграфов выполняются полужирным шрифтом Times New Roman 16 размера, заголовки пунктов выполняются полужирным шрифтом Times New Roman 14 размера.
  3. Выравнивание основного текста (по стандартам оформления диплома) должно выполняться по ширине. Заголовки должны выравниваться по краю. Первая строчка основного текста должна делаться с отступом в 1,25 см, а отступ первой строки заголовков будет равняться 0 см.
  4. Межстрочный интервал основного текста – 1,5.

Как сделать оглавление (содержание) в Microsoft Word

Вы удивитесь, но в Word сделать это можно намного быстрее и приятнее, чем вручную. Здесь есть функции автоматического создания заголовков и подзаголовков, разделов и подразделов.

Итак, приступим:

  1. Во всей работе выделяем заголовки при помощи специальных стилей ворда. Если поля со стилями у вас нет на панели инструментов, найти их можно по следующему пути: заходим в меню документа – вкладка Главная – ищем в ленте группу Стили.
  2. Вручную подбираем для заголовка/подзаголовка нужный стиль. Например, для заголовков выбираем стиль Заголовок 2, для подзаголовков – Заголовок 3. Заголовок 1, как правило, используется для названия всей работы.
  3. В месте, где планируем создавать оглавление, ставим курсор. Переходим в пункт меню Ссылки, ищем кнопку Оглавление и нажимаем.
  4. Появится выпадающий список, в котором выбираем нужное, например, Автособираемое оглавление 1.
  5. Выбранный шаблон вставляется в заданное место. Оно уже будет содержать информацию по имеющимся разделам и подразделам, которые мы изначально выбирали.