Современные проблемы науки и образования. Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда: методические подходы Обеспечиваем выпускникам кафедры высокую востребованность и конкурентоспособность

Определяется качеством его подготовки в вузе, а именно практикоориентированным обучением и развитием личностной готовности к будущей профессиональной деятельности. Работодатели сегодня испытывают потребность в молодых специалистах, обладающих адекватной оценкой своих карьерных притязаний и возможностей принимающей организации, готовых начать карьеру с низовых ступеней, а также отличающихся мобильностью, адаптивностью и способностью быстро переучиваться. Немаловажным качеством с точки зрения работодателя, является клиент-ориентированность молодого специалиста, под которой понимается подчинение своих интересов интересам клиента как на уровне сознания, так и на уровне обыденного поведения.

Анализ исследований. Изучение активности будущих выпускников университетов в вопросах трудоустройства позволяет выделить четыре основные группы:

  • 1) «выдающиеся выпускники» «маяки», которые составляют гордость вуза, обладают развитыми деловыми и личностными качествами. К моменту окончания вуза они уже владеют собственным бизнесом или имеют несколько предложений от разных работодателей. Их число не превышает 10% всех выпускников;
  • 2) «карьеристы» это 40% выпускников, нацеленных на успех в профессиональной деятельности, имеющих трудовой опыт и положительную практику трудоустройства;
  • 3) «инфантильные» 30% выпускников, которые не способны к развитию своей карьеры, не готовы прикладывать усилия для поиска работы и несамостоятельны в трудоустройстве;
  • 4) «спящие» немотивированные студенты с неопределенными планами профессионального роста. Их численность составляет около 20% выпускников .

Таким образом, у половины выпускников существует конфликт между желанием работать по полученной в вузе специальности и степенью готовности реализовать это желание. В то же время у 50% выпускников выражены карьерные установки.

Это позволяет выделить следующие модели поведения выпускников:

  • - индивидуально-карьерная модель поведения, для которой характерно стремление добиться личного успеха в жизни. Такие выпускники одновременно учатся и работают, стараются добиваться всего самостоятельно; в них заинтересованы многие компании;
  • - неопределенная модель поведения: молодые люди не определились в своей профессиональной жизни, неадекватно оценивают свои возможности. Работодатели теряют интерес к тем кандидатам, которые при собеседовании необоснованно завышают свои требования к будущей работе, либо готовы рассматривать предложения на различные позиции в разных сферах деятельности;
  • - несамостоятельная модель поведения, свойственная выпускникам, достаточно способным, но не ориентирующимся в требованиях современного рынка труда, не владеющими технологиями поиска работы .

Цель. В плане нашего изучения, важное значение, имеет рассмотрение профессионального самоопределения как необходимого и важного аспекта профессионализации личности как специфического вида активности, содержанием которой является достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к выполняемой деятельности, структурирование и интеграция своего профессионального будущего.

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

  • 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  • 2) самоопределение ориентировано в будущее; личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Профессиональное самоопределение рассматривается различными авторами:

  • а) как специальная деятельность в ответ на проблемную ситуацию, как процесс, имеющий собственную динамику и содержание;
  • б) как один из критериев успешности профессионального становления, заключающийся в адекватности профессионального выбора;
  • в) как психологический механизм профессионального развития личности, обеспечивающий разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания .

Можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

  • - высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора);
  • - средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора);
  • - низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).
Направления подготовки Инноватика, Системный анализ и управление
Адрес Первый корпус, правое крыло, аудитория 1301
Телефон, e-mail 8 (831) 436-73-74, [email protected]
Почтовый адрес 603950, г. Н. Новгород, ул. Минина, д. 24, кафедра "Упр-ние ин-ной деят-ю", ауд. 1301
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Лапаев Дмитрий Николаевич

Миссия кафедры

Подготовка высококвалифицированных управленческих кадров для инновационного экономики России, комплексное решение научно-практических задач управления инновационным развитием экономики регионов и отраслей.

Стратегия

  1. Обеспечение развития науки в области инновационного управления реальным сектором экономики.
  2. Формирование передового уровня высшего управленческого профессионального образования.
  3. Расширение партнерских связей.

Цели и задачи

    Повышение интеллектуального и творческого потенциала выпускников.

    Обеспечение высокого уровня востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

    Повышение эффективности деятельности кафедры на рынке образовательных услуг в соответствии с современными тенденциями.

    Содействие реализации инновационно-инвестиционных проектов на базе научно-технических разработок НГТУ с целью повышения экономического, социального и инновационного развития регионов и отраслей.

    Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

    Обеспечение высокой квалификации ППС кафедры.

    Содействие росту инновационной активности коллектива кафедры.

Профессорско-преподавательский состав кафедры

  • 7 профессоров, докторов наук
  • 7 доцентов, кандидатов наук
  • 4 старших преподавателя

Направления подготовки

Кафедра выпускает:

1. Бакалавров по направлениям подготовки:

27.03.05 «Инноватика»

Профиль подготовки: «Управление инновациями»

Формы обучения:
- очная форма (4 года);
- заочная форма (5 лет);

27.03.03 «Системный анализ и управление»

Профиль подготовки: «Системный анализ и управление научно-техническими разработками»

Форма обучения:
- очная форма (4 года);
- заочная (5 лет).

2. Магистров по направлению подготовки:

27.04.05 «Инноватика»

Направленность: «Управление инновационными процессами»

Форма обучения:
- очная форма (2 года);
- заочная форма (2,3 года).

Приказом директора ГИИ т. Тюркина П.А. (№ 203 от 07.06.35) была образована кафедра «Организация и планирования производства», которую возглавил выпускник НММИ (ныне НГТУ) 1930 г. Ястребов Н.Е . инженер завода «Красное Сормово». Коллектив кафедры читал для студентов ГИИ только три дисциплины «Организация и планирование производства», «Техническое нормирование» и «Охрана труда и противопожарная безопасность».

С 1940 г. кафедра стала называться «Экономика и организация производства» и постепенно увеличивалось количество читаемых дисциплин, которые были ориентированы на конкретные отрасли промышленности.

В 1976 г. из состава преподавателей кафедры образуется новая кафедра «Охрана труда и техники безопасности» (в настоящее время «Инженерной экологии и охраны труда»), а в 1985 г. – выделена еще и кафедра «Экономика и организация приборостроения и энергетики» (в настоящее время «Экономика и предпринимательство»).

В 1985 г. кафедра переименована в кафедру «Экономика и организация машиностроения» (ЭОМ). С целью оптимизации распределения учебной нагрузки между кафедрами социально-экономического факультета, кафедра стала осуществлять подготовку по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» по различным формам обучения.

В 2005 г. кафедра открыла новую специальность «Управление инновациями» и была переименована в кафедру «Управление инновационной деятельностью». Состав кафедры насчитывает 27 человек профессорско-педагогического состава.

В настоящее время заведующим кафедрой является Лапаев Дмитрий Николаевич , , действительный член российской академии естественных наук по секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства, а также академии инженерных наук им. А.М. Прохорова по секции инженерной экономики.

Кафедра имеет прочные связи с ведущими ВУЗами РФ, в том числе с Государственным университетом управления (г. Москва), Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и Самарской государственной экономической академией.

Заведующие кафедрой

Яшин Сергей Николаевич

Федоров Олег Васильевич

Дурандин Михаил Матвеевич

Третников Николай Иванович

Момин Георгий Михайлович

Бобрынин Борис Николаевич

Зельцбург Лев Моисеевич

Ястребов Николай Ерофеевич

Направление подготовки «Системный анализ и управление»

Образовательная программа бакалавриата направлена на подготовку профессионалов в области исследования, анализа, разработки, проектирования и внедрения современных сложных систем и технологий, а также интеллектуальных систем управления.

Выпускники владеют методами и способами моделирования, анализа, синтеза, производства и эксплуатации систем различного назначения. Это системные аналитики- специалисты по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем.

Выпускники востребованы в IT-компаниях, в научно-исследовательских и отраслевых институтах, банках, органах государственного и муниципального управления, на предприятиях промышленности и других организациях: администрации гор. Н. Новгорода, районов Нижегородской области, ОАО РЖД,ОАО «Газпромбанк»,ЗАО «Банк ВТБ 24 и др.

Направление подготовки«Инноватика»

Образовательная программа подготовки бакалавров нацелена на кадровое обеспечение инновационных преобразований национальной экономики.Особенностью данного направления являетсямеждисциплинарное взаимодействиедисциплин в областях техники, технологий, экономики и управления.

В процессе обучения студенты приобретают знания и навыки управления процессами инновационных преобразований и инновационной деятельностью, а также навыки информационного, технологическогои финансового обеспечения деятельности предприятия.

Выпускники востребованы в следующих сферах: органы государственной власти и управления, организации и предприятия инновационной сферы, академические и научно-исследовательские организации, учреждения профессионального образования: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Нижегородской области,ОАО «Газпромбанк», Волговяткий Банк ОАО Сбербанк России, «1С-Рарус», Компания Мера НН, Предприятия группы «ГАЗ», Федеральная налоговая служба, ОАО «РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «НИАЭП», а также в структурные подразделения НГТУ.

Магистерская программа предназначена для роста профессиональной квалификации студента, проявившего склонность к научной работе.

В процессе обучения магистранты приобретают навыки моделирования инновационного проекта; развития инструментальных средств, обеспечивающих поддержку и активизацию деятельности руководителя проекта на всех этапах жизненного цикла инновационного процесса.

Выпускники востребованы в следующих сферах: органы государственной власти и управления, организации и предприятия инновационной сферы, академические и научно-исследовательские организации, учреждения профессионального образования: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Нижегородской области,ОАО «Газпромбанк», Волговяткий Банк ОАО Сбербанк России, «1С-Рарус», Компания Мера НН, Предприятия группы «ГАЗ», Федеральная налоговая служба, ОАО «РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «НИАЭП», а также в структурные подразделения НГТУ. Ряд выпускников продолжают обучение в аспирантуре по специальности 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством.

Заведующий кафедрой Лапаев Дмитрий Николаевич

Должность, ученая степень, ученое звание:

Заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью», заместитель директора ИНЭУ по научной работе, председатель Нижегородского регионального отделения ВЭО России, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор

Аленкова Ирина Владимировна

Должность:

Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, старший преподаватель

Саксина Елена Валерьевна

Должность:

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе

Кандидат экономических наук, доцент

Мурашова Наталья Александровна

Должность:

Заместитель директора ИНЭУ по общим вопросам

Ученая степень, ученое звание:

Кандидат технических наук, доцент

Глебова Ольга Владимировна

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор

Корнилов Дмитрий Анатольевич

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

Митякова Ольга Игоревна

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор

Морозова Галина Алексеевна

Алексей Валерьевич Никитин, директор ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления», председатель ССУЗов Калужской области:

— В современном обществе основным критерием эффективности работы образовательного учреждения являются качество подготовки и конкурентоспособность выпускников.

Многие учреждения профессионального образования Калужской области провели мониторинг удовлетворённости работодателей качеством выпускников, учитывая такие показатели, как адаптированность, работоспособность, самостоятельность, исполнительность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, обучаемость, профессиональная подготовка. Большинство показателей были выше среднего, но такой ключевой показатель, как профессиональная подготовка, оказался ниже средних значений.

Кроме того, в современных условиях возникает потребность в качественно новых профессиях и специальностях, востребованных на региональных рынках труда и обеспечивающих ключевые направления становления и развития производств. Среди инновационных технологий обучения особый интерес представляет дуальная модель профессионального обучения, преимуществом которой является согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, высокая степень практико-ориентированности и, как следствие, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников.

Разработанные и внедрённые в Калужском колледже информационных технологий и управления и ООО «Фольксваген Груп Рус» экспериментальные учебные планы, программы для подготовки студентов, контрольно-измерительные материалы стали основой качественно нового экспериментального учебно-методического комплекса по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» («Автомехатроника») и «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» («Мехатроника»). И работодатели положительно оценили качество подготовки и профессиональные компетенции выпускников колледжа.

В 2011-2012 годах в колледже разработаны и внедрены аналогичные учебно-методические комплексы и контрольно-измерительные материалы для других востребованных производством профессий и специальностей: специалист по покраске, специалист по металлоконструкциям, складская логистика.

Эффективное взаимодействие учреждений профессионального образования и работодателей имеет большое практическое значение как для системы профобразования области, так и для регионального рынка труда. Внедрение элементов дуальной системы обучения, компетентностный подход в обучении позволяют существенно повысить качество подготовки квалифицированного специалиста, сделав его конкурентоспособным на рынке труда.

Работа по подготовке квалифицированных специалистов на базах образовательных учреждений профобразования выявила и некоторые серьёзные проблемы. Более того, нерешение некоторых из них ставит под угрозу существование самой системы подготовки кадров. В частности, это частичное или полное отсутствие в учреждении специалистов, способных проводить обучение по техническим специальностям (гидравлика, пневматика, электротехника, электроника, промышленная энергетика); старение существующих кадров; отток молодых специалистов; невозможность высокой оплаты труда; несовершенство трудового законодательства; повышение квалификации кадров в организациях и учреждениях, не имеющих зачастую необходимых учебно-методических и материально-технических ресурсов.

В нашем регионе успешно работают различные технопарки. Созданы и развиваются производственные кластеры: автомобилестроение, фармацевтика, металлургия, электроника, сельское хозяйство и др. Все представители производственной сферы — современные высокотехнологичные предприятия, нуждающиеся в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Внедрение в образовательном процессе практико-ориентированного обучения, а также практические рекомендации могут быть взяты за основу при формировании новых научно-методических комплексов по новым профессиям и специальностям, востребованным работодателями, т.е. профессиональные компетенции могут быть эффективно сформированы для любой отрасли.

В то же время региональная стратегия в сфере подготовки кадров обязательно должна учитывать все особенности экономического развития региона. Результатом этой работы будет высокое качество профессионального образования, удовлетворение потребностей работодателя в квалифицированных специалистах, востребованность выпускника образовательного учреждения на рынке труда, успешная работа предприятий, экономическое развитие региона, развитие системы профессионального образования региона, инвестиционная привлекательность Калужской области.

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

«Алтайский государственный технический университет

Анализ конкурентоспособности
выпускников высших учебных заведений

МОНОГРАФИЯ

Издательство Алтайского государственного технического университета

УДК 339.137:

ББК 65.42

Рецензенты:

д. э. н., профессор, декан экономического факультета Алтайского государственного университета

д. э. н., профессор, завкафедрой экономики и социоло-гии труда Омского государственного университета

Миляева, Л. Г.

Анализ конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений: монография / , ; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ . – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. –
142 с.

В монографии представлены теоретико-методологические и методические подходы к анализу конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений.

Монография предназначена для администрации высших учебных заведений при мониторинге трудоустройства выпускников и реализации системы содействия их трудоустройству; для руководителей и специалистов служб управления персоналом разнопрофильных организаций – при осуществлении программ адаптации молодых специалистов; для студентов, аспирантов и преподавателей профессиональных учебных заведений, занимающихся проблематикой конкурентоспособности выпускников.


УДК 339.137:

ББК 65.42

© БТИ АлтГТУ, 2009

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации российской системы образования приоритетным направлением деятельности любого профессионального учебного заведения, желающего обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке образовательных услуг, становится подготовка высококвалифицированных специалистов. Ни для кого не секрет, что одним из знаковых показателей, определяющих рейтинг учебного заведения в условиях нарастающей конкуренции, выступает уровень востребованности выпускников. Подтверждением отмеченному являются, по меньшей мере, два обстоятельства: 1) использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей; 2) позиционирование успешного трудоустройства выпускников как доминантной компоненты обобщенной привлекательности вуза (его имиджа), формируемой по результатам субъективной комплексной оценки потребителей образовательных услуг – студентов, выпускников и работодателей.

Подчеркнем, что основная трудность, возникающая при диагностике трудоустройства выпускников вузов, заключается в отсутствии профильного методического инструментария, который бы позволил не только отслеживать уровень трудоустройства, но и анализировать по результатам мониторинга показатели востребованности и конкурентоспособности выпускников, и на основании этого применять конкретные управленческие воздействия.

Таким образом, актуальность и значимость заявленной проблематики исследования, направленного на разработку теоретических положений и методических подходов к анализу конкурентоспособности выпускников вузов, не вызывает сомнений.

Апробировать разработанный методический инструментарий на выпускниках вуза базового эксперимента.

Результаты проведенных исследований представляют интерес в теоретическом, методическом и практическом аспектах для администрации высших учебных заведений при мониторинге трудоустройства выпускников и реализации системы содействия их трудоустройству; для руководителей и специалистов служб управления персоналом разнопрофильных организаций при осуществлении программ адаптации молодых специалистов; для студентов, аспирантов и преподавателей профессиональных учебных заведений, занимающихся проблематикой конкурентоспособности выпускников.

1 Теоретико-методологические основы

исследования конкурентоспособности

выпускников вузов

1.1. Понятие «конкурентоспособность выпускника вуза»

Происходящие в последние годы существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно статье 2 закона РФ «Об образовании», ориентируют его на свободное развитие личности, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Анализ профильной литературы свидетельствует о том, что проблема конкурентоспособности будущих специалистов находит свое отражение в трудах ученых различных областей знаний: социологии, экономики, педагогики, психологии. Вполне очевидно, что многообразие существующих подходов к анализу конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений определяет неоднозначность трактовки самого анализируемого понятия, обосновывая тем самым несовершенство понятийного аппарата, требующее его уточнения.

Необходимо отметить, что реализация типовой процедуры уточнения понятийного аппарата предполагает последовательное выполнение следующих основных этапов:

1) сравнительный критический анализ известных подходов к трактовке ключевого аспекта, определяющего сущность категории, а также содержательных аспектов, дополняющих и конкретизирующих сущностный;

3) обоснование анализируемого понятия;

4) конкретизация уточненных моментов.

Таким образом, представляется целесообразным провести уточнение понятия «конкурентоспособность выпускника вуза» в соответствии с представленной процедурой.

Утверждал, что «конкурентоспособность выпускника определенной ступени высшего профессионального образования рассматривается как показатель качества его профессиональной подготовки, обеспечивающей готовность к профессиональной деятельности».

и отмечали, что «конкурентоспособность выпускника определяется качеством его подготовки в вузе, а именно практико-ориентированным обучением и развитием личностной готовности к будущей профессиональной деятельности».

Формированию готовности будущих специалистов к конкуренции на рынке труда посвящена также работа , базирующаяся на идее о том, что «основным принципом успешного ведения конкурентной борьбы является постоянная готовность работника к конкуренции». выделяет два подхода к формированию готовности выпускника к конкуренции на рынке труда: во-первых, путем формирования конкурентоспособной личности студента, во-вторых, путем овладения им необходимыми профессиональными и надпрофессиональными компетенциями. Особенностью модели готовности будущих специалистов к конкуренции на рынке труда, которую предлагает к использованию профессиональными учебными заведениями, является наличие пяти взаимосвязанных компонентов (мотивационного, оценочного, волевого, ориентационного и операционального). Содержание указанных компонентов определяется требованиями современного рынка труда к специалистам; профессиональной направленностью личности выпускника; психологическими и биопсихологическими особенностями личности выпускника; профессионально важными компетенциями.

Основными показателями готовности выпускника к профессиональной деятельности как ключевой составляющей его конкурентоспособности относит положительные результаты промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

В последние годы особую популярность приобрел компетентностный подход (, и др.), согласно которому конкурентоспособность определяется совокупностью качественных характеристик и компетенций выпускника.

По мнению , конкурентоспособный специалист на современном рынке труда – это «специалист, владеющий не только суммой знаний по различным дисциплинам, но и умеющий ориентироваться в конкретной профессиональной ситуации, действовать в условиях неопределенности, т. е. обладающий специальными и общими компетенциями».

И оперируют понятием «сертифицированный выпускник», которому, по их мнению, необходимо: уметь анализировать ситуацию; переформулировать ее в проблему; определять дефицит информации; оценивать важность восполнения этого дефицита; быстро и точно формулировать цели действия; находить средства для перевода проблемы в задачу; выбирать адекватные способы действия; решать проблему с оптимальным результатом; давать оценку полученному результату относительно заданной цели. Очевидно, что указанные компетенции вполне могут характеризовать конкурентоспособного выпускника вуза.

рассматривает конкурентоспособность выпускника «как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме». Ядро развития конкурентоспособности видит в самоопределении, отражающем отношение личности к внешнему миру, себе и будущей профессиональной деятельности. Кроме этого, автором приводится структура конкурентоспособности, включающая три базовые характеристики (показателя):

Когнитивная (знания, интеллектуальные умения, качественное выполнение определенной деятельности на основе имеющихся знаний либо использование знаний в изменившихся условиях);

Коммуникативная (умения и навыки владения механизмами познания других людей);

Деятельностная (личные качества, помогающие конструировать позитивное взаимодействие, достигать поставленных целей).

В своей работе «Компетенции молодых выпускников вузов, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке труда» и исходят из того, что конкурентоспособным выпускника вуза делают «либо специальные знания, рыночный спрос на которые высок и которые не могут быть компенсированы личностными качествами, либо особые личностные качества, которые требуются в рыночной экономике сверх знаний, полученных в вузе». Необходимо отметить, что для формирования и развития таких компетенций значимыми, по мнению авторов, являются три периода:

1) до вуза: на этапе выбора профессии и образования. По всей видимости, особую роль в указанный период играет профориентация выпускников общеобразовательных учебных заведений – потенциальных абитуриентов вузов, осуществляемая по результатам мониторинга их мотивационных предпочтений;

2) во время учебы в вузе: формирование личностных компетенций, обладающих повышенным спросом. На этом этапе огромное значение следует уделять привлечению студентов к общественной, трудовой, научно-исследовательской и другим видам деятельности ;

3) после вуза: создание определенных инструментов, способствующих лучшему позиционированию выпускников на рынке труда и дающих работодателям большие возможности для определения соответствия выпускника требуемым компетенциям.

В соответствии с представленными этапами выделяются три формы проявления конкурентоспособности:

Потенциальная конкурентоспособность, выражающаяся в профессиональном самоопределении будущего специалиста при выборе специальности и вуза;

Конкурентоспособность, выражающаяся в готовности выпускника к профессиональной деятельности с точки зрения вуза;

Конкурентоспособность, проявляющаяся на этапе трудоустройства и соответствующая критериям работодателя.

Значительный вклад в решение проблем конкурентоспособности молодых специалистов – выпускников вузов внесла научная школа Омского государственного педагогического университета, представителями которой являются, и др.

Определяет конкурентоспособного специалиста как специалиста, способного «достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач». К качествам, формирующим личность конкурентоспособного специалиста, он относит профессиональные знания, коммуникативную культуру, стремление к профессиональному росту и способность к рефлексии.

исходит из понимания выпускника как некоего товара, обладающего совокупностью характеристик (технических, экономических и социально-организационных), образующих комплекс его конкурентоспособности. Каждая из представленных групп характеристик применительно к будущему специалисту включает ряд параметров. Так, к техническим характеристикам относятся специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, уровнях подготовки, соответствие стандарту или повышение его, получаемый документ; экономическим – затраты на подготовку специалиста с учетом всех составляющих расходов; социально-организационным – учет социальной структуры потребителей (выпускников и работодателей), национальных и региональных особенностей организации производства. Аналогичной позиции придерживается также Как и, она определяет конкурентоспособного специалиста не только как «продукт производства учебного заведения», но и как «личность, обладающую определенными качествами».

Помимо уже названных технических, экономических и социально-организационных характеристик конкурентоспособного выпускника выделяет также следующие параметры: технологические (способы, методы, технологии профессиональной подготовки специалиста); психологические (структура мотивации, способностей, профессионально важных качеств специалиста) и акмеологические (нацеленность на саморазвитие, наличие персональной модели развития профессиональной карьеры и конкурентоспособности). При этом результат развития конкурентоспособности специалиста он видит в формировании трех групп навыков: технологических, связанных с освоением конкретной специальности; коммуникативных, имеющих непосредственное отношение к общению с различного рода людьми; концептуальных, определяющих искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения. Согласно акмеологическому подходу, дает определение конкурентоспособного специалиста, как «обладающего комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма, акмеологической потребностью в саморазвитии, интегрированными акмеологическими качествами, обеспечивающими его профессиональную успешность в конкурентной среде: интеллектуальная зрелость, межличностные коммуникации, профессионализм…». По, интегративным критерием эффективности системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя, а важным технологическим элементом – необходимость «доводки» специалиста до необходимого уровня компетенций под решение производственных задач.

Для выпускник также предстает как товар, наделенный совокупностью потребительских свойств, обеспечивающих ему конкурентоспособность на рынке труда. Помимо названных экономических, социально-организационных, технических и технологических (последние две она, кстати, объединяет в одну группу) характеристик добавляются еще несколько, а именно: конструктивные (качества личности специалиста, обеспечивающие его эффективную профессиональную деятельность); эстетические (внешний вид человека, манера общения, воспитанность и др.); нормативные (соответствие всех характеристик специалиста требованиям ГОСТ и общества как комплексного потребителя профессиональных услуг); экологические (обладание специалистом необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему обеспечить экологическую
безопасность потребителей услуг). подчеркивает, что технико-технологические, конструктивные, эстетические и экологические параметры характеризуют, прежде всего, личность самого специалиста, тогда как социально-организационные и экономические отражают внешние факторы формирования конкурентоспособности, а вот нормативные позволяют судить о качестве подготовки специалистов путем сопоставления его характеристик нормативно заданным требованиям.

Придерживается следующей концепции: конкурентоспособным человека в обществе делает не запоминание неких знаний, а освоение определенных компетенций, базовыми из которых являются:

Техническая (владение техникой коммуникаций);

Профессиональная (делает из человека товар, продаваемый на рынке);

Управление собой (умение перестраиваться, переучиваться, формировать новые навыки, релевантные относительно решаемых задач);

Менеджерская (управление людьми, постановка задач, делегирование полномочий).

Согласно взгляду , «фундаментом конкурентоспособной личности выпускника вуза должны являться такие базовые характеристики, как личностная направленность, профессионализм, гибкость мышления», которые способствуют благоприятному имиджу выпускника, оказывая влияние на возможность его успешной реализации в современном обществе.

Поддерживая компетентностный подход в образовании, считает, что «задачей вуза является формирование личности, способной к саморегуляции, обладающей рефлексивным мышлением, готовой к постоянному самообразованию и самосовершествованию», так как благодаря только лишь этим условиям «будущий специалист может стать конкурентоспособной личностью».

выделяет три этапа становления конкурентоспособной личности выпускника, нашедших также отражение в работе :

1) получение фундаментальных знаний, ключевых умений и приемов творческой деятельности;

2) формирование системы профессиональных знаний, опыта творческой деятельности;

3) периодическое обновление, расширение и углубление профессиональных знаний, умений, навыков для повышения качества работы.

Придерживается мнения, что концептуальную основу подготовки конкурентоспособного специалиста составляют его компетенции, которые выступают «как мера выявления способности использовать полученный образовательный багаж для практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных проблем в реальной жизни». Таким образом, получается, что ключевым аспектом формирования конкурентоспособной личности выпускника выступает не столько возможность получения им определенных знаний, сколько умение применять эти знания на практике.

В работе конкурентоспособность выпускника вуза рассматривается как «интегративное качество, в структуру которого входят следующие качественные характеристики личности: ответственность, творческий подход к принятию решений, умения самооценки и самопрезентации, потребность в самообразовательной деятельности, умение взаимодействовать».

Конкурентоспособность выпускника, по , определяется системой «способностей, свойств и качеств личности», характеризующих ее «потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности)». Развитие конкурентоспособности выпускника видит в повышении уровня развития предметно-средовых знаний и уровня личностного саморазвития. В случае достижения высокого уровня личностного развития при недостаточно развитых предметно-средовых знаниях мы имеем дело с «гуманистической» личностью; в противоположном случае – с «технократической». При среднем уровне предметного и личностного развития получаем естественно развитую личность.

В своей работе «Проблема содействия занятости выпускников вузов Алтайского края» и писали: «На рынок труда выпускник выходит со своим «товаром» – профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть определенными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям «потребителя».

В ряде работ (, и др.) конкурентоспособность выпускника вуза рассматривается как совокупность его потенциальных способностей к профессиональной деятельности (труду), т. е. имеющийся у выпускника трудовой потенциал.

Так, определяет конкурентоспособность специалиста как «высокий уровень способности к овладению профессиональными знаниями, умениями и качествами…, позволяющими оперативно и успешно решать производственные задачи и определяющими его компетентность в профессиональной сфере деятельности». Следует подчеркнуть, что в содержании представленного понятия были выявлены три составляющие: интеллектуальная (совокупность знаний, умений и навыков, формирующих целостное восприятие профессиональной сферы деятельности, потребность в самообразовании и саморазвитии); личностная (проявляется в таких качествах как: инициативность, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность и др.) и деятельностная (предполагает умение ставить цели и их реализовывать, умение планировать свою деятельность, готовность к инновационной деятельности , самоконтроль и рефлексия и др.).

Конкурентоспособный специалист, согласно точке зрения , – это «работник-профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие его и его семьи», это «тот, в котором сегодня существует потребность (востребованность в обществе)». Подчеркнем, что согласно модели, предлагаемой в своей работе, основу конкурентоспособности специалиста составляет трудовой потенциал, включающий квалификационную, личностную и психофизиологическую компоненты.

Полагает, что конкурентоспособность специалиста – это «абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности человека к труду; представляет собой … два уровня способностей: 1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте; 2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами». Первый из обозначенных уровней представляет собой на рынке потребительскую стоимость товара «рабочая сила», характеризующегося рядом конкретных качеств: профессиональной компетентностью и набором специальных личностных характеристик.

Считает, что «конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений зависит от степени соответствия трудового потенциала будущих специалистов (в первую очередь его профессионально-квалификационных характеристик) требованиям современного производства».

Конкурентоспособность выпускника, по словам и , представляет собой соответствие его качественных параметров требованиям рынка, т. е. способность специалиста выполнять определенные виды труда.

В работах ученых также нашел отражение подход, согласно которому под конкурентоспособностью понимается способность выпускника вуза участвовать в экономическом состязании на рынке труда (, и др.).

Например, , и в своей работе «Исследование конкурентоспособности выпускников и способы ее повышения» отмечают: «Конкурентоспособность – совокупность свойств, которые определяют возможность, способность субъекта к конкуренции. Конкурентоспособность работника на рынке труда определяется конкурентоспособностью товара «рабочая сила», которой обладает данный работник». Применительно к настоящему объекту исследования (выпускнику вуза) авторы интерпретируют конкурентоспособность как интегральную характеристику и как способность конкурировать на рынке труда.

Выдвинул следующее определение: «… конкурентоспособность выпускника вуза определяется степенью востребованности, предпочтительности его как работника на рынке труда, на предприятии, в фирме и организации в силу имеющихся у него преимуществ перед другими кандидатами». Конкурентные преимущества выступают в виде совокупности характеристик, определяющих сравнительные позиции выпускника на рынке труда и позволяющие ему претендовать на занятие определенных вакансий .

Отметим, что согласно общей теории конкурентоспособности последняя определяется не столько способностью индивида участвовать в экономическом состязании на рынке труда, сколько его способностью выиграть это состязание. Примечательно, что в теории и практике исследования конкурентоспособности выпускников вузов данная идея также нашла свое отражение.

Так, по мнению , конкурентоспособность – это «комплексная деятельностная характеристика субъекта (объекта), выражающаяся в способности отвечать потребностям рынка труда, и способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Конкурентоспособность может проявляться только в конкуренции». Корнейченко Н. В. также отмечает, что конкурентоспособность специалиста есть «интегральная характеристика личности…, выражающаяся в совокупности личностных, профессиональных и полипрофессиональных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности…в условиях требований и запросов работодателей и рынка
труда». Предлагаемая в работе модель конкурентоспособного специалиста предполагает формирование пяти групп компетенций: социально-личностных; экономических и организационно-управленческих; общенаучных (компетенций познавательной деятельности); общепрофессиональных; специальных (профессионально-функциональных знаний и умений).

Под конкурентоспособностью выпускника подразумевает «способность человека к конкуренции как к специфической форме межличностного взаимодействия в форме противоборства оппонентам».

вводит понятие «конкурентоспособность профессионально подготовленного специалиста» и дает следующее определение: «относительно обобщенная характеристика выпускника профессионального учебного заведения, результат интеграции его профессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающий ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений. Профессиональные и личностные качества такого работника должны способствовать выпуску конкурентоспособной продукции, процветанию предприятия, материальному и психологическому
комфорту самого работника». строит педагогическую модель формирования конкурентоспособности выпускника вуза, исходя из трех основных показателей, представляющих собой ключевые компетенции, а именно:

Субъективно-личностные – качества, характеризующие человека как личность и субъект общения и деятельности;

Организационно-деятельностные – качества, характеризующие человека как субъекта деятельности и самоорганизации;

Социально-коммуникативные – качества, характеризующие человека и социума.

Конкурентоспособность специалиста определяет как «интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги. Она [конкурентоспособность] определяется степенью соответствия личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков конкретного специалиста объективным требованиям профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям».

Утверждает, что «конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной человеческой потребности и способности выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Так или иначе, а конкурентоспособность высшей школы определяется, прежде всего, конкурентоспособностью ее выпускников и успешности их деятельности в тех отраслях, где они работают». подчеркивает, что выпускнику достаточно не просто обладать определенными знаниями и компетенциями, но и умело применять их на практике.

Конкурентоспособность специалиста ассоциируется у Сазоно-вой Л. И. «с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах и выражается в относительной и обобщенной характеристике качеств специалиста, представляющей его выгодные отличия от конкурента на рабочее место по степени удовлетворения потребности работодателя», т. е. речь идет об имеющихся конкурентных преимуществах.

Также придерживается позиции, что конкурентоспособность выпускника – это способность «выдержать конкуренцию и наиболее выгодно преподнести себя». Достичь преимущества на рынке труда выпускник может в случае высокого уровня профессионализма и имеющихся у него внепрофессиональных или надпрофессинальных качеств, таких как, например, самостоятельность, способность к самозанятости, творческий подход к делу, гибкость абстрактного, системного и экономического мышления и др.

Представители научной школы Пензенской государственной технологической академии и придерживаются мнения, согласно которому для достижения поставленной цели на рынке труда выпускнику вуза необходимо обладать «конкурентным преимуществом», под которым они понимают факторы, определяющие «превосходство над конкурентами и измеряемые экономическими показателями для работодателя и профессиональными показателями для работника». К таким профессиональным показателям относят профессиональную компетентность, которая объединяет в себе специальные знания, навыки общения, основы личностного роста, самодиагностики и др.

Согласно позиции и конкурентоспособность выпускника – это не просто его способность выиграть экономическое состязание на рынке труда у прочих претендентов, а это его «способность в условиях возрастающей конкуренции… иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в престижной фирме с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице».

Таким образом, анализ профильной литературы по изучаемой проблематике выявил пять основных подходов к трактовке сущностного аспекта анализируемого понятия, согласно которым конкурентоспособность агента рынка труда, ищущего работу, может быть определена как (таблица 1): 1) способность выиграть экономическое состязание на рынке труда у прочих претендентов; 2) способность участвовать в состязании на рынке труда; 3) готовность к профессиональной деятельности; 4) совокупность качественных характеристик и компетенций; 5) совокупность потенциальных способностей к профессиональной деятельности.

Представляется, что анализ содержательных аспектов сводится к уточнению (таблица 2): 1) характеристик предмета конкуренции, в качестве которого на рынке труда выступает вакантное рабочее место; 2) параметров конкурентоспособности агентов рынка труда, ищущих работу; 3) критериев конкурентоспособности агентов рынка труда, ищущих работу.

Во-первых, конкурентоспособность – это способность не участвовать, а выиграть экономическое состязание на рынке труда у прочих претендентов;

Во-вторых, объектом (предметом) конкуренции являются не все, а только «хорошие» (качественные) рабочие места, соответствующие профилю полученной в вузе специальности (профилю подготовки);

Таблица 1 – Дискуссионные точки зрения на сущностный аспект понятия «конкурентоспособность агента рынка труда, ищущего работу»

трактовки

Критический анализ