Что такое Эго человека и что такое Эго-идентичность? Что такое эго и как оно влияет на нашу жизнь

Каждый человек наделен совокупностью субъективных программ, иллюзий и вытекающих из них страданий. Наше бессознательное говорит нам о направленности к единству, а поверхностный ментальный уровень не позволяет нам этого единства достичь. Огромное количество ложных «Я», живущих в каждом человеке, определяет сферу его восприятия. Именно из этих «Я» и состоит эго. И чем грубей и уже сознание, тем сильнее привязка человека к этим ложным «Я».

Эго и эгоизм, или Что такое эго

Социальная

Эта функция дает человеку возможность ответить на вопрос: «Где я должен находиться?». Благодаря ей мы определяем свою роль в социуме: расставляем приоритеты в работе и личной жизни, выбирая коллег и спутников жизни.

Защитная

«Что я сейчас чувствую?» - на этот вопрос отвечает защитная функция. Она способна создать психологические барьеры, которые способны уберечь человека от психологических травм и . Она помогает не утратить себя или, наоборот, разорвать связь с реальностью, чтобы индивидуум мог почувствовать себя в полной безопасности.

Контрольная

«Что будет, если...» - контрольная функция позволяет ответить на этот вопрос. «Я» контролирует индивидуума, не позволяя ему выйти за рамки дозволенного, моральных и нравственных запретов. Благодаря контрольной функции индивидуум адаптируется в обществе наименее болезненными способами.

Суждение

Тут вопрос можно сформулировать следующим образом: «Какое влияние на меня оказывает то или иное явление?» Основываясь на общепринятых нормах и личном опыте, эго делает вывод о событиях внешнего мира. Благодаря этому процессу происходит формирование мнений, убеждений и привычек человека.

Целеполагание

В этом случае уместны вопросы: «Для чего мне это нужно?», «Каким я должен стать?» Целеполагание предполагает постоянный поиск идеального «Я», который требуется достичь, определяет цели и задачи: новая работа, создание семьи, повышение уровня доходов и т. д.

Как влияет эго на жизнь человека

Это влияние для каждого индивидуально, но в большинстве случаев оно сводится к тотальному недовольству, сомнениям в собственных силах, унынию и краху веры в справедливость.

Важно! Слепое потакание всем желаниям не является нормой поведения, поэтому очень важно научиться контролировать проявления своего «Я».

Ведь оно - центр, генерирующий все наши желания: о богатстве, счастье, любви, вечной молодости и т. д. Этим запросам нет предела. И до тех пор, пока субъект отождествляет себя со своим эго, его реальность будет затуманена, а мир - искаженным.

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники - обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм - это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Разумеется, процесс избавления от привычек, которые вырабатывались годами, будет длительным и не легким. Для начала необходимо принять тот факт, что заботиться о других - это нормально, что этот процесс может радовать и приносить удовольствие. Эгоистичные соображения могут постепенно исчезнуть, если постараться «примерять» на себя проблемы других людей, в первую очередь - родных и близких, понять и помочь в их решении. Чтобы избавиться от гедонизма, стоит больше давать, чем требовать взамен. Это правило касается как эмоций, так и материальной сферы.

Эго в науке и религии

Начиная с работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, проблеме изучения этого вопроса уделяли внимание и другие ученые. В мировой науке в нем видели творческое единство (Фихте), или наоборот - считали его множеством личных сил, которые в разное время способны выступать на передний план (Ницше).

Психоанализ Фрейда и Карла Юнга

Эго и психология неразрывно связаны, но этот вопрос изучала не только наука. Религия и эзотерика также отдавали ему должное место в своих учениях. Согласно теории Зигмунда Фрейда, динамика человеческой психики состоит из трех психологических сущностей: Эго, Ид, Супер-Эго. По Фрейду, главная функция эго - исполнительная; оно связывает внешний и внутренний мир, обеспечивая непрерывное, но последовательное поведение индивидуума, позволяет реализовать личную точку отсчета. Это обеспечивает соотношение событий прошлого, настоящего и будущего. Объясняя, что такое эго человека, Фрейд предполагал, что оно не совпадает ни с телом, ни с психикой, а, достигнув своего развития, может трансформироваться под воздействием изменений условий жизни или болезни.

По мере развития личности эго трансформируется в супер-эго. Это происходит благодаря принятию социальных стандартов и родительских запретов. Термин «сила эго», который впервые использовал Зигмунд Фрейд, означает прогресс от немедленной реакции к рациональному мышлению. Подтверждая эту теорию, Фрейд приводил в качестве примера существенные различия в формах и эффективности деятельности, существующие у зрелых людей.

Согласно его теории люди с сильным эго объективны в своих оценках; склонны к планированию и порядку; не подвержены влиянию случайных импульсов; способны сохранять свою индивидуальность под влиянием физического и социального окружения. Поведение людей со слабым эго - это поведение ребенка. Тут решающую роль играют импульсы. У таких людей искажено представление реальности, они менее продуктивны и зачастую страдают от невротических симптомов. Аналитическая психология Карла Юнга воспринимает эго как комплекс, включающий в себя все содержимое сознания. Вместе с бессознательным (личным и коллективным) оно входит в структуру психики. Юнг считал, что этот комплекс данных, созданный в первую очередь из своей осведомленности касательно собственного тела, существования и данных памяти. Согласно этой теории, эго - комплекс психических факторов, обладающий огромной энергией притяжения. Оно, подобно магниту, притягивает содержание из неведомой области бессознательного и впечатления извне. Когда между этими компонентами возникает связь, то они осознаются.


Религия и эзотерика

Не обошли своим вниманием этот вопрос и мировые религии. Индуизм и считают эго всего лишь искаженным восприятием мира в глазах человека. То есть само по себе эго - не зло, просто его могут неверно истолковать. Свое «я» эти религии считают верным отождествлять не с телом, а с душой. Это и позволит достигнуть истинного эго. У человека, в жизни которого преобладает этот вид эго, душа полна спокойствия, он самодостаточен, добр и бескорыстен. В случае с преобладанием ложного эго все совершенно наоборот - индивидуум страдает, он зол и постоянно неудовлетворен.

В суфизме «нафс» (эго) - название движущей силы и воли субъекта, делающих возможным противостоянием двух начал (Животного и Божественного). Когда преобладает животное начало и «Я» не чисто, то человека ведут в никуда его животные желания. Если же «Я» чистое, то индивидууму открыта дорога к Богу. Учение суфистов предлагает не бороться с эго, а контролировать его.

В христианстве эго отвечает на главный вопрос: «Кто же я на самом деле?» Разумное животное или божественная душа? Причем в человеке эти две сущности соседствуют, и выбор всегда остается за самим человеком. Выбор в пользу разумного животного порождает ложное эго - причину всех человеческих грехов, и с ним следует обязательно бороться посредством молитвы и развития любви.

«Ахамкара» - так называется эго в буддизме. Это явление считается центральным предметом изучения. Возникло оно от неведения о том, что мир вокруг нас является частью бесконечности. Оно всеми силами пытается все загнать в рамки, принимая в буддизме роль источника страданий и абсолютного отсутствия свободы. Эзотерика определяет эго как проявление обособленности личности от всего остального мира.

Отдельно о мужском, женском и детском эго

Между мужчиной и женщиной существует принципиальное различие: мужчина стремится к самореализации в соответствии с личными требованиями к себе, женщинами, наоборот, движет желание отвечать общественным стандартам.

Мужское эго самодостаточно в достижении целей, не нуждается в одобрении. При этом самоутверждение женщины происходит посредством мужчины. Семейное благополучие, достаток, воспитание детей и образование - все это женщина получает через мужчину. Поэтому очень важно, чтобы мужчина и женщина действовали сообща и имели совместные цели. Разница между мужчинами и женщинами не только в способе самореализации. У мужчин преобладает разумный подход к происходящему, они редко полагаются на интуицию, тогда как женщины, наоборот, отдают предпочтение чувствам, нежели разуму. Эмоциональный компонент эго у женщин более развит, нежели у мужчин.

Знаете ли вы? Мужчины более самоуверенны, поскольку мальчики с детства идентифицировали себя с супергероями. Большинство женщин подобной самоуверенностью похвастаться не могут, поскольку они идентифицируют себя с куклой Барби.

«Я» ребенка и окружающий мир сольются воедино немного позже. С рождения маленький беспомощный ребенок привыкает, что любые его требования выполняются безоговорочно. Этот детский эгоизм, который будет развиваться лет до 10, пока не уступит место подростковому, обусловлен еще и тем, что ребенок не может понять все переживания другого человека. Формирование подросткового эго обеспечит обновление убеждений и ценностей. Это возраст, в котором дети соперничают за лидерство, определяют свое место в социуме. Очень важно, чтобы здравый эгоизм на этом этапе позволил ребенку проявить лидерские качества, а не быть аутсайдером.

Родители в этот период должны помочь ребенку и стать ему другом, а не контролером, пытаясь навязать собственную модель поведения. Пускай эго ребенка развивается самостоятельно, без постороннего давления и влияния чужих ценностей.

Глубоко изученное наукой, проанализированное мировыми религиями понятие «эго» до сих пор вызывает живой интерес не только у профессиональных психоаналитиков, но и у обыкновенных людей, которых интересует ответ на вопрос: «Что же это такое, мое эго?» Хотя главная проблема эго кроется совершенно не в его наличии, а в его главном качестве - эгоизме. Именно его человек способен победить, поменяв свои принципы жизни, начиная заботиться о других людях, развивая сострадание и уважение к окружающим.

Когда мы говорим об эго, мы очень часто имеем в виду разные вещи. Какой бы не была причина, это слово стало означает близкие, но различные аспекты психики человека: когда в общественном понимании «эго» означает «тёмную сторону» человека, воплощающую в себе исключительно интерес к себе и восполнению собственных потребностей, в психологии «эго» является одним из троицы психики человека: ид, эго и супер-эго. Именно на последнем определении этой части нашей личности мы остановимся и рассмотрим его для того, чтобы лучше представлять себе, что такое человек.

Трёхчастную структуру психики человека разработал создатель психоанализа Зигмунд Фройд (его фамилию некорректно употребляют в русском языке как «Фрейд», напрочь забывая о фонетике, ассоциируемой с немецкими фамилиями). Он полагал, что каждый человек имеет три аспекта сознания, которые так или иначе составляют всё наше мышление: ид («оно́» на латыни), эго («я») и супер-эго («то, что над «я»»); причины для подобного наименования см. .

Ид, в теории Фройда, — это совокупность наших потребностей, базовых и более высокого уровня, и желаний. Ид не считается с реальностью: этой части личности нужно всё, здесь и сейчас, и если этого нет, то это проблема не личности, а всего окружающего мира. Дети рождаются исключительно с идом, не зная ничего более — именно поэтому младенцы настолько требовательны. Ид — это требования внимания к себе, требование восполнения потребностей в пище, воде и сне, требование важности, уважения, заботы, любви, поклонения и подчинения. Другими словами, эта часть личности отвечает за всё, что мы хотим.

Однако реальность не желает преклоняться перед чьими-то желаниями: еда не пребудет к нам на стол, пока мы не найдём её сами или не поручим кому-то сделать это за нас; этот человек, однако, может отказаться, и тогда кроме как с желанием мы ни с чем не останемся. Именно по этой причине у ребёнка при взрослении формируется эго — в основном сознательная часть нас, которая отвечает за сравнение желаний с возможностями себя и реальности и заставляет нас реагировать соответствующе. Если в два года ребёнок сделает многое, чтобы получить то, что ему понравилось — вплоть до физического насилия над обладателями понравившейся вещи — то уже в шесть он задумается: как ему получить это? если я не могу взять это просто так, что мне нужно сделать, чтобы иметь эту вещь? Подобное мышление — результат развития эго вместе с тем, как ребёнок начинает осозновать себя как отдельную личность, а не только эфемерного обозревателя окружающего мира, которому все всё должны.

Теория Фройда также гласит, что на наше мышление влияет третья часть — супер-эго. Это — все внешние факторы, препятствующие немедленному удовлетворению желаний: идеалы и контр-идеалы, правила, табу, законы, манеры, воспитанные в нас родителями или другими фигурами власти, такими, как учителя, врачи, представители охраны порядка и так далее. Эта часть нашего мышления говорит нам о том, что делать нельзя или неположено, а что — следует или необходимо; супер-эго выступает как мерой нашей близости к нашему идеалу, так и судьёй нашему поведению, наказывая нас виной за то, что мы воспринимаем как проступки или ошибки.

Когда ид говорит «Я хочу заняться сексом с ним», супер-эго тут же отвечает: «Неположено заниматься сексом с незнакомым человеком». Эго, услышав это, констатирует: «Наш хозяин уважает принцип, изложенный супер-эго, а также неписанные правила поведения в обществе, и потому не примется удовлетворять своё желание прямо сейчас. Однако желание несёт вес для хозяина, и потому он начнёт искать способ достичь своей цели в более социально-приемлимом контексте». Человек не слышит этого «разговора», но вердикт эго очевиден сознанием: нужно найти социально-приемлимый способ заняться сексом с объектом интереса. Самым простым способом, говорит эго, будет узнать по реакции объекта, интересен ли ему секс с этим человеком; лучшим способом для этого будет познакомиться с объектом интереса, дабы построить доверие, а затем тем или иным способом узнать ответ на вышеуказанный вопрос.

Разумеется, подобное производство решения распространяется не только на сексуальные отношения: всё, от воровства и убийства до помощи незнакомцу в беде и отношений с близкими, проходит подобную проверку. Объём развития каждой из трёх частей, а также конкретные интересы внутри них учитываются при каждом решении, сознательно или бессознательно.

Ид является полностью бессознательным — только его коммуникации с эго позволяют нам осознавать наши желания. Супер-эго, в большей части, также бессознательно, но в то же время мы можем осознавать наши идеалы поведения и правила, наложенные на нас обществом или другим внешним влиянием, без особого труда. Эго — в основном сознательная часть: именно поэтому мы осознаём себя как отдельные личности; часть эго, однако, всё же скрывается позади сознания, проводя некоторые рассчёты и обмен информацией вне нашего поля ментального осязания, дабы не беспокоить хозяина излишне оголёнными «проводами».

Теперь же позвольте рассказать вам, почему всё вышесказанное более не считается верным.

Я был удивлён узнать, что, несмотря на очевидное наследие доктора Фройда в психологии и психоанализе, абсолютное большинство его идей и теорий относительно работы разума было оспорено во время его жизни и после его смерти. Современная психология, опираясь на его работы, находит очень мало доказательств его правоты, в том числе и в рамках концепции трёхчастной структуры психики. Несмотря на его статус как новатора и катализатора прорыва в исследовании человеческого разума, большинство современных научных институтов не смеет более опираться на труды доктора Фройда более, чем для исторической важности. Несмотря на популярность имени, его работы больше не несут большого значения, ибо со времени его смерти многие преуспели в критике его работ либо в создании теорий, несущих большую правоту или доказательства.

Зигмунд Фройд был, однако, прав кое в чём: наши действия определяются не только нашими решениями, но и частями нашего разума, которые мы не можем осознать. Наши страхи, желания, травмы и достижения, наши отношения и ошибки, стремления и мотиваторы — всё это влияет на нас, осознаём мы это или нет, каждый день, в каждом нашем действии. Это, однако, не означает, что человека невозможно познать: метод психоанализа доктора Фройда был невероятно полезен для диагностики психики человека. Простыми словами, пациент на приёме рассказывает о себе совершенно всё, что только может прийти в голову, после чего доктор прослеживает связи между теми или иными явлениями, находит причины и следствия и, в соответствии со своими находками, даёт советы или, в тяжёлых случаях, назначает курс лечения.

Я нахожу неимоверным и чрезвычайно полезным тот факт, что психоанализ доступен не только психологам. Познать себя может каждый, и это — основа саморазвития. В том, что только определённая группа людей может заниматься чем-то, что мы считаем великим, могущественным или сокровенным, есть нечто привлекательное: это избавляет нас от ответственности перед собой, ибо мы можем сказать себе: «Это — не моё дело, я доверю это профессионалам и избавлю себя от нахождения истины, которая может оказаться горькой и даже жестокой». Я же нахожу в этих возможностях чувство могущества, чувство контроля над собой: нет ничего лучше знания того, что я нахожусь в контроле над собой, после взросления в доме, где мне ни до чего не было дозволения. Из того, что я видел, это чувство нужно многим, пусть они и не осознают этого; меня на этот путь привело только откровение подруги, жившей в семье, похожей на мою.

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда. Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень "странной". Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, так у фашистов - его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид. Id уже заложена или "запрограммирована" в нас. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.

Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности.

Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики - Суперэго.
Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения.

Суперэго составляют:

Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правилам, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
- Совесть включает в себя информацию о том что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам.

Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.
Эго пытается примерить Ид и Суперэго и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.
Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы. Защитные механизмы это инструмент "в руках" Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго.

Защитные механизмы

Все психологические защитные механизмы - подсознательные.
- Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете - это не защитный механизм.
-Защитные механизмы изменяются со временем.
-Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
-Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.
Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты - психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, то и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение...
Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты... Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

P.S. ИД - Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.
(Зигмунд Фрейд. Продолжение лекций по введению в психоанализ.)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО

Ортодоксальная точка зрения

Развитие супер-эго. Согласно Фрейду (26), супер-эго является наследником эдипова комплекса. Мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и жестокость к отцу из-за страха кастрации. По словам Фрейда, комплекс «разбивается вдребезги шокирующей угрозой кастрации». Девочка отказывается от своего эдипова комплекса более медленно и менее полно в результате страха утраты материнской любви, который не так динамичен и силен, как страх кастрации. С разрешением эдипова комплекса «выбор объекта» регрессивно замещается идентификациями. Выбор объекта был связан со стремлением к сексуальному обладанию кем-то (например, мальчика привлекала мать), тогда как идентификация подразумевает желание стать похожим на кого-то (например, мальчик перенимает отцовские черты) (прим. 10) .

Считается, что крушение эдипова комплекса вызывает регрессию от более дифференцированного типа отношения к объекту на низшую ступень - к интроекции и оральности. Сексуальное желание обладать объектом замещается несексуальными изменениями внутри эго. Вследствие ощущения дистанции между родителями и детьми интроецированные родители не сливаются с остальным эго. Вместо этого происходит комбинирование с предшествующими интроекциями родителей, или предтечами супер-эго, чтобы сформировать «преципитат» внутри эго. Поздние идентификации отличаются от ранних в следующем: ребенок в целях избегания конфликтов, вращающихся вокруг любви, ненависти, вины, тревоги, идентифицируется не с реальными, а с идеализируемыми родителями. Он производит «очистку» их поведения в своей психике, якобы они постоянно верны проповедуемым принципам и стремятся к соблюдению морали.

По Фрейду, у ребенка осуществляется идентификация с супер-эго родителей. Идеализация, имевшая место ранее, приписывала родителям магические силы, теперь впервые идеализация касается морали поведения.

Фенихель полагает, что с формированием супер-эго связано много нерешенных проблем. Если бы супер-эго являлось простой идентификацией с фрустрирующим объектом эдипова комплекса, то у мальчика, по мнению Фенихеля, должно было бы развиться «материнское» супер-эго, а у девочки - «отцовское». Этого не происходит, хотя у каждого имеются черты супер-эго обоих родителей. Фенихель говорит о решающем значении в нашей культуре отцовского супер-эго независимо от пола (прим. 11) . Выраженная идентификация осуществляется с родителем, кто воспринимается как основной источник фрустрации. И у мальчиков, и у девочек это обычно отец.

Функции эго и супер-эго. Функции эго, как мы уже видели, сосредоточиваются на отношении к реальности. Цель эго сводится к достижению некоторого компромисса между давлениями ид, супер-эго и внешнего мира. Эго контролирует двигательный и перцептивный аппараты, ориентирует в текущей реальности и прогнозирует будущее, в его функцию входит посредничество между требованиями реальности и запросами психических образований.

Функции супер-эго концентрируются вокруг моральных устоев. Считается, что самокритика и формирование идеалов - это прерогатива супер-эго. В нем заключены усвоенные стандарты общества, куда входят родительские установки в интерпретации ребенка и его собственные идеалы. В большой степени супер-эго является бессознательным, так как формируется в очень раннем возрасте. Именно значительной неосознанностью супер-эго и недоступностью полноценного соизмерения с реальностью отчасти объясняется иррациональная суровость сознания. В известном смысле, по мнению Фрейда, посредством супер-эго происходит влияние культуры на поведение.

С возникновением супер-эго изменяются различные психические функции. Тревога отчасти трансформируется в чувство вины. Вместо ожидания опасностей извне, таких, как утрата любви, страх кастрации, появляется внутренний представитель этих опасностей. «Утрата покровительства супер-эго» начинает восприниматься как крайне болезненное снижение самоуважения. Привилегия распоряжаться удовлетворением нарциссических потребностей ребенка, способствующих сохранению умиротворенности, теперь переходит к супер-эго.

Супер-эго является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и как гарант защиты и любви. Хорошее или плохое отношение супер-эго так же важно, как в прошлом отношение родителей. Переход контроля от родителей к супер-эго представляет предпосылку установления независимости. Самоуважение более не регулируется одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а в основном зависит от ощущения правильности или неправильности сделанного. Согласие с требованиями супер-эго доставляет чувства наслаждения и безопасности того же рода, что в прошлом ребенок получал от внешних источников любви. Отказ от послушания вызывает чувство вины и угрызения совести, которые подобны ощущениям ребенка при утрате любви.

Отношения супер-эго к эго и ид. Взаимосвязь супер-эго и эго основана на отношении их обоих к внешнему миру. Супер-эго является вариантом эго с более узкой сферой функционирования. Вследствие относительно поздней инкорпорации в супер-эго внешнего мира супер-эго сохраняет приближенность к нему. Чтобы поддержать это утверждение, Фенихель говорит, что многие люди руководствуются в поведении и самоуважении не только тем, что сами считают правильным, но также предположением о мнении других. Супер-эго и объекты, предъявляющие требования, не всегда четко различаются. Функция супер-эго поэтому легко ретроецируется, т.е. перемещается на вновь появляющиеся авторитеты. Другое подтверждение факта о более высоком уровне структуры супер-эго по сравнению с эго состоит в роли, которую играют слуховые стимулы. Для эго слуховые стимулы, или слова, приобретают важность вслед за кинестетическим и зрительным опытом архаического эго. С другой стороны, для супер-эго слова важны с самого начала его формирования, поскольку установки родителей инкорпорируются главным образом посредством слуха.

Супер-эго связано с ид своим происхождением. Наиболее существенные объекты ид - это объекты эдипова комплекса, продолжающие жить в супер-эго. Данный генезис, как считается, объясняет инстинктивное подобие и иррациональный характер многих устремлений супер-эго, которые при нормальном развитии должны быть преодолены с помощью разумных оценок эго. По словам Фрейда, «супер-эго глубоко погружено в ид».

Из книги Отношения любви [Норма и патология] автора Кернберг Отто Ф.

7. ФУНКЦИИ СУПЕР-ЭГО

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

СРАВНИТЕЛЬНО МЯГКАЯ ПАТОЛОГИЯ СУПЕР-ЭГО При более мягких формах патологии Супер-Эго, когда отношения партнеров сохраняются, но сформированная общая структура Супер-Эго является слишком ограничивающей, пара становится более восприимчивой и к ограничительным

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

ТЯЖЕЛАЯ ПАТОЛОГИЯ СУПЕР-ЭГО Переходя от темы влияния нормального или умеренно патологического Супер-Эго на любовную жизнь пары к вопросу о последствиях тяжелой формы патологии Супер-Эго, мы начнем с утверждения о том, что чем больше патология, тем более ограничена и

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Случай 10. Супер-монстр Руководитель отделения детской психиатрии Университетского госпиталя порекомендовал госпитализировать пятилетнего мальчика, обладателя столь необузданного нрава, что его мать отказывалась от дальнейших попыток контролировать поведение

Из книги Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями автора Джендлин Юджин

Я – супер! Служи мне! (вариант для женщин) Рассмотрим еще одну область применения техники поэтапного психологического воздействия – общение с представителями противоположного пола.Предположим, вы, женщина, начали встречаться с мужчиной. Ваша задача убедить

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Я – супер! Служи мне! (вариант для мужчин) Алгоритм поэтапного воздействия для мужчин мало чем отличается от рассматривавшегося нами выше. Он состоит из тех же четырех-пяти этапов.На первом этапе, проявив к девушке здоровый интерес (иначе ничего не получится), поговорите о

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ ОТСУТСТВИЕ ИНТЕГРАЦИИ СУПЕР-ЭГО Относительно хорошо интегрированное, но очень жесткое Супер-Эго свойственно невротическому типу организации личности. Для пограничной же и психотической организаций личности характерны нарушения интеграции

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

УРОВНИ ПАТОЛОГИИ СУПЕР-ЭГО Спектр патологии Супер-Эго, представленный ниже, является результатом нарушения развития Супер-Эго на разных уровнях, описанных Якобсон. Я описываю континуум патологии Супер-Эго, по степени тяжести простирающийся от практически неизлечимой

Из книги автора

Из книги автора

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО Ортодоксальное определение: архаическое эго Механизм восприятия у младенца. У новорожденного, как мы знаем, отсутствует эго. Эго младенца дифференцируется только под влиянием внешнего окружения. Он не осознает мира, в лучшем случае просто

Из книги автора

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО Ортодоксальная точка зрения Развитие супер-эго. Согласно Фрейду (26), супер-эго является наследником эдипова комплекса. Мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и жестокость к отцу из-за страха кастрации. По словам Фрейда, комплекс

Из книги автора

Концепция Ранка о супер-эго Ранк (40) считает основой супер-эго отношения между матерью и ребенком, а происхождение его функций усматривает в заторможенном садизме. Существуют три различных супер-эго или три различные стадии в развитии супер-эго:1) биологическое супер-эго

Из книги автора

Формирование эго и супер-эго Анна Фрейд описывает развитие в этом периоде следующим образом (21, с. 157-158):«Латентный период начинается физиологически обусловленным снижением силы инстинктов, и со стороны эго тоже наступает примирение в защитной войне. Теперь у эго

Из книги автора

Формирование эго и супер-эго В предшествующем юности возрасте, как мы видели, нарушается баланс между эго и ид, достигнутый в латентный период. Физиологические силы стимулируют инстинктивные процессы и сдвигают баланс. Эго, уже усилившееся и укрепившееся, отчаянно

Из книги автора

Супер-Эго и застенчивость Психоаналитические подходы к застенчивости замечательны тем, что все объясняют, но ничего не доказывают. Рассуждения психоаналитиков полны такими сценариями, как столкновение внутренних сил, защита, агрессия, перегруппировка, скрытая

Из книги автора

Дилеммы супер-эго В данной статье автор высказывает предположение, что нельзя провести адекватного обсуждения функций Супер-Эго, если не принимать во внимание культурно обусловленные взгляды на власть. Современные деконструктивистские тенденции в академии,

Последнее обновление: 01/12/2018

Согласно теории личности , личность состоит из трёх элементов. Эти элементы - известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго - взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид - единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности - Суперэго. Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.