Можно ли сажать в день жен мироносиц. Неделя Жен-мироносиц. Народные традиции. Значение иконы жен-мироносиц

День жён-мироносиц - православный женский день. Кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник? Открытки и поздравления с днем жен мироносиц

День жен-мироносиц: женский православный праздник

Ряд православных праздников наложился на древние языческие, а некоторые, напротив, получили новое осмысление после событий двадцатого века. Примером такого праздника стал день жён-мироносиц, православный женский день, ставший альтернативой Восьмому марта - празднику революционерок и феминисток.


В нашей статье мы расскажем, кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник.



Дата дня жен-мироносиц

Праздник этот переходящий, он выпадает, по-церковнославянски говоря, на «третью неделю по Пасхе», то есть второе воскресение после Пасхального (через 2 недели после Пасхи, которая празднуется каждый год по-разному, в зависимости от лунного календаря). При ранней Пасхе праздник жен-мироносиц будет отмечаться в конце апреля.



Кто такие жены-мироносицы

Жены-мироносицы ходили вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия - они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.


Благодаря Дэну Брауну, имя одной из этих святых, Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.



Мария Магдалина и жены-мироносицы

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.
В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло - не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.


Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.


Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.



Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» - поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.


Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов - продолжении Евангелия от Луки - описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина - святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет - с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.


На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе - в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.



Храмы святых жен-мироносиц

Поскольку святые жены-мироносицы известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь них еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Наиболее частое название было в честь Марии Магдалины. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь


  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.

  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.

  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Значение иконы жен-мироносиц

Сила духа, масштаб личности святых жен-мироносиц отражены на каждой их иконе.


    На иконах жены-мироносицы традиционно изображаются стоящими или по пояс, с крестом - символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой (иногда без креста, но с понятой первой рукой в знак принятия Божией благодати).


    Святая Мария Магдалина - одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга - бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.


    Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое - святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.



Жены-мироносицы - покровительницы женщин

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери - это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям - святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель - тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.


У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы - вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.


Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.


Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн.
Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.



Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.


В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


Множество женщин прославилось своим служением Церкви, и женский подвиг также не забыт в святых. Так, житие равноапостольной княгини Ольги - это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей - и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.


Самыми известными русскими блаженными также являются женщины - святая Ксеньюшка и святая Матронушка. Ксения Блаженная - одна из самых почитаемых и любимых народом святых, жившая в 18 веке. Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни.



Праздник жен-мироносиц: традиции и обряды, поминовение

Этот праздник не имел такого широкого распространения в дореволюционной России, как, например, Троица. Его иногда называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница - поминали усопших. Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего. В послепасхальные дни на могилах оставляют крашенки - крашеные яйца.


На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию - в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку - чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.



Православный женский день - грех ли праздновать Восьмое марта

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.


Однако не будет грехом и поздравить женщин «старой закалки», советского воспитания - мам, бабушек, теть - с Восьмым марта. Пусть это феминистский праздник с достаточно кровавой историей, в истории нашей страны он связан с теплом материнских рук, маминой заботой, бабушкиной радостью. Отметьте его, но не забудьте и день святых жен-мироносиц.


Молитвами святых жен-мироносиц да хранит вас Господь!


Храм уже ук рашен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон

__________

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас

___________

Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...

_____________

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Вот прошло уже две недели от взрыва пасхальной радости, и мы потихоньку движемся по 40 дням, что отделяют Воскресение Христа от Его Вознесения. Каждую неделю мы вспоминаем каких-то определённых персонажей евангельской истории – вот Фома Неверующий уже повстречался нам шесть дней назад, а завтра ждут нас святые женщины-мироносицы. Церковь не забыла их – тихих, смиренных и простых, пришедших ранним утром две тысячи лет назад к Своему Распятому Учителю, чтобы подготовить Его к похоронам, и первыми встретивших радостную весть о том, что Иисус Христос воскрес.

В этот день мы пристальнее вглядываемся в неприметный поначалу образ женщин-мироносиц. Что мы знаем о них? В сущности, ничего. Мы читаем, что они ходили вслед за учениками Христа, и служили им, помогали – то есть делали то, для чего Господь и сотворил Еву.

Кто такие Жены- Мироносицы?


Это – Мария Магдалина , исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга;

Мария Клеопова , мать Иакова и Иосии;

Саломия , жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова;

Иоанна , жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы;

Марфа и Мария , сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим;

а также Сусанна , о которой нам ничего не известно.

Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

Мы слышали, что почти все мужчины-апостолы бежали со страхом подальше от Голгофы, а эти женщины остались. И здесь – что-то очень важное, ключевое для понимания роли женщины в мире. Святой Иоанн Златоуст сказал как-то раз, что женский пол особо чувствителен и склонен к состраданию. В мире, гремящем пустозвонством политиканов в вечерних телеэфирах; в мире, спорящем за право обладать ядерными ракетами; в мире, где ходить по головам ради собственной выгоды – плёвое дело; в мире этом женщина призвана являть тепло и нежность, сердце милосердное.

В этот святой день жён-мироносиц посмотрим на них, и научимся чему-нибудь.

Женщины не боятся ничего, и до последнего остаются рядом с мужчинами. Как обычно, стоит начать сегодня же вечером, со своей же семьи. А у кого рядом нет мужчины… У тех сердце просто переполнено теплом и заботой, и некуда выплеснуться ей.

Можно пойти в ближайшую больницу, или детский дом, или фонд помощи нищим – и стать под знамя Красного Креста: утешать плачущих, ухаживать за болеющими, разговаривать с одинокими.

В этом – некая сугубо женская «соль». Смирение, простота, молчаливость, преданность, сердце милующее и прощающее – это не мужское, это ведь женское, в первую очередь. И в праздник святых жён-мироносиц, припадём к ним в молитве, и попросим, чтобы женщины стали немножко больше похожи на женщин, а мужчины – на мужчин. И тогда легче будет дышаться – в каждой конкретной семье, в каждом конкретном государстве, на всей нашей планете Земле.


С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ! Христос воскрес, и именно вы первыми узнали об этом!

Илья Тимкин

Нам преподносят западное католическое предание, что Мария Магдалина была блудницей. Я в своем романе, основываясь на записях афонских старцев, подчеркиваю, что это мнение ложное. Она после гибели своих родителей находилась в большом горе и сильно заболела, на современном языке у нее произошел психический срыв. У Марии Магдалины была сильная духовная болезнь, про нее сказано, что в ней находилось семь бесов. Когда Христос, как и многих других женщин, исцелил Марию Магдалину


Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом

Дорогие наши матери, жены, бабушки, сестры, девушки и девочки!

Сердечно поздравляем вас с праздником жен мироносиц. Ваши чуткие сердца несут, как и прежде, всему миру радость о воскресшем Спасителе. От тепла вашей души согреваются семьи, дома, города и целые страны. Ваша любовь к Богу освещает весь мир. Храните этот дар Христов и преумножайте его вашими смирением, кротостью и долготерпением. Именно с этим сердечным залогом, когда то пришли ко Гробу Жизнодавца святые жены, и получили от Него радость веры, надежды и любви. Этот приобретение именуется еще и Премудростью! Желаем вам, чтобы Премудрость Божия провела вас через все скорби и лишения земно й жизни, и довела вас до райской двери.



Исторический роман известного российского прозаика протоиерея Николая Агафонова повествует о великом подвиге тихих и скромных женщин, последовавших за Христом исключительно по зову сердца. Автор открывает перед нами те глубинные стремления и переживания святых жен, которые отражены в скупых строчках церковного Предания.

Неукоснительно придерживаясь духа и буквы Священного Писания и святоотеческого толкования Евангелия, автор старается художественно осмыслить и открыть нам те глубинные стремления и переживания святых жен, которые так скупо отражены в строчках церковного Предания.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ


От дня Святой Пасхи до праздника Вознесения (40-ой день) православные приветсвуют друг друга словами: "Христос Воскресе!" и отвечают "Воистину Воскресе!"

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. В этом году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье воскресенье) приходится на 7 мая.


День святых жён-мироносиц

В 3-ю Неделю по Пасхе (22 апреля 2018 г.) Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых.

Этот день среди православных людей воистину всегда считался днём, в который прославляется подвиг верующей православной женщины.

День святых жён-мироносиц - православный женский день.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Основная черта русской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства.
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни – несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Поэтому Неделя (воскресенье) жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки, православный Женский день.

Икона "Явление христа жёнам-мироносицам"

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV века. Русский музей.

Кто они, святые жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна, и почему Русская православная церковь чтит их память во второе воскресенье после Пасхи?
Мироносицы – это те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Иисус явился Марии Магдалине, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святая Мария Клеопова

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.
Память: 10 июля

Праведные сестры Марфа и Мария

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами? "Христос Воскресе!", откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Мария Магдалина

Мария Магдалина (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - жена Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом.
Прозвание «Магдалина» (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή), которое носила эта из евангельских Марий, традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима - «башня» (ивр. ‏migdal‏‎‎‎ и арамейск. magdala), и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.
Было также высказано предположение, что прозвание «Магдалина» может происходить от используемого в Талмуде выражения magadella (ивр. ‏מגדלא‏‎‎‎) - «завивающая волосы». Персонаж, называемый «Мириам, завивающая волосы женщинам» (ивр. ‏מרים מגדלא שער נשייא‏‎‎‎), встречается в ряде связанных с Иисусом талмудических текстов, причём в одном из них о ней говорится как о прелюбодейке. Не исключено, что в этих текстах нашли отражение рассказы о Марии Магдалине.
У незнакомых с ивритом и древнегреческим языком средневековых писателей этимологии чаще всего фантастичны: «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т.п.
Имя Мария Магдалина, Магдалина позже в различных формах стало популярным в Европе.


Картина работы Перуджино, ок. 1500 г.

В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании, а также прилагать обширный легендарный материал.

Протестантскими толкователями тождественность Марии-блудницы и Марии, сестры Марты евангельской Марии Магдалине также оспаривалась с самого начала, Магдалина почитается исключительно как святая мироносица.

Почитание в православии

В православии почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе повествуется о том, как через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. Больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн.
Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием возникла связанная с её именем пасхальное предание.
Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей, из которой просто изгнали бесов.
Так, Димитрий Ростовский пишет в её житии:
Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую.
- Димитрий Ростовский, «Жития святых: 22 июля»

Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно.

2 сентября 2006 года впервые в Россию (из афонского монастыря Симонопетра) прибыли мощи Марии Магдалины и частица Животворящего Креста. В храме Христа Спасителя православные святыни были доступны для верующих до 13 сентября, после чего их провезли по семи городам страны.

Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480 г., Боннефантенмузеум, Маастрихт. Святая с длинными распущенными волосами держит в руках сосуд с благовониями

В западноевропейских апокрифических легендах сообщаются многие подробности, например, её родителей звали Сир и Евхария.
Много повествуется о её проповеднической деятельности, которая, в отличие от византийских рассказов, связывается не с Малой Азией, а с территорией Франции.
В частности, как рассказывают, после Распятия Мария вместе со своими братом, сестрой Марфой и святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием направилась провозглашать христианство в Галлию, в город Массилию (Марсель) или в устье Роны (г. Сент-Мари-де-ла-Мер).

«Мария Магдалина», скульптура Донателло, 1455, Флоренция, музей Дуомо. Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества.

Вторая половина жизни Магдалины согласно этим западным легендам прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его - «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“» (лат. corporeis auribus).


«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е.

Перед смертью Магдалину причащает случайно забредший в эти края священник, которого сначала смущает нагота прикрытой волосами святой. Святой Максимин отправляется к ней, проводит с ней последние минуты (причём Мария Магдалина при встрече с блаженным Максимином молится в хоре ангелов, поднявшись над землёй на расстоянии двух локтей). Затем он погребает свою старую соратницу в заложенной им церкви.
Мощи святой до сих пор показываются в церкви в Провансе (Saint-Maximin-la-Sainte-Baume) на Пути Святого Иакова. В отличие от Вознесения девы Марии, смысл которого в том, что Богородицу после смерти забрали на небо телесно, Вознесение Марии Магдалины было просто формой её собеседования с Господом и после смерти телесно на небо она вознесена не была.


«Вознесение Марии Магдалины», картина Хусепе де Рибера, 1636

Для понимания сложения легенды важно, что сюжет аскезы Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей. Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы. Рассказ о Марии Египетской лёг в основу легенды «Об отшельнической жизни» Марии Магдалины. Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.

Память

Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения в христианстве, была мирной: она скончалась в Эфесе.
Память:
- 22 июля/4 августа;
- в третью неделю по Пасхе, именуемую Неделя жен-мироносиц.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря.
Католическая церковь считает местонахождением мощей Марии Магдалины Латеранскую базилику, где они были положены под алтарём, освящённым папой Гонорием III в её честь. Также местонахождением мощей с 1280 года считается церкви Сент-Баум и Сен-Максимин в Провансе, где, в частности, хранится её голова.
В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Дохиар, Симонопетра (десница) и Эсфигмен.

Храмы посвященные Марии Магдалине

Церковь святой Марии Магдалины в Вулидже (Южный Лондон), Великобритания;
Церковь святой Марии Магдалины в Доброводе, Польша;
Церковь святой Марии Магдалины в Тарнобжеге, Польша;
Церковь святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины в Авдеевке, Донецкая область, Украина;
Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Минске, Беларусь;
Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Белой Церкви, Киевская область, Украина.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело. Очевидно, легенда относится к очень позднему Средневековью (так как не вошла в обширнейший сборник «Золотую легенду» XIII-XIV века).
Впрочем, согласно иному варианту изложения, Мария Магдалина подарила императору яйцо, окрашенное в красный цвет (Так описывает этот эпизод святитель Димитрий Ростовский).

Женитьба Иисуса

Через год после смерти Иосифа, 28 октября 16 года, Иисус, выполняя клятву, данную отцу, женился. Его избранницей стала Мария Магдалина. В Библии не говорится о том, что Иисус был женат. Но и нигде не сообщается о том, что он был холост. Мария Магдалина в Евангелиях упоминается неоднократно. Она сопровождает Иисуса в некоторых его поездках, часто находится рядом, после смерти Иисуса первой приходит на его могилу, т.е. ведет себя как очень близкий ему человек, как жена.
Почему же в Библии нет четкого и внятного указания на то, что Мария Магдалина - жена Иисуса?
В 325 году, когда переделывались Евангелия, из них были удалены все факты, свидетельствующие о том, что Иисус и Иоанн Креститель были семейными людьми. Сделано это было для того, чтобы узаконить обет безбрачия, принимаемый всеми христианскими священниками. Подобный порядок дел в римско-католической церкви сохранился до наших дней.
Централизованной церкви требовалась огромная армия священнослужителей - послушных, верных, исполнительных. Одинокого человека подчинить своей воле гораздо легче, чем семейного, поэтому для Церкви образ неженатого Иисуса (да и Иоанна тоже) был очень выгоден. Христианские священники, принимая обет безбрачия, искренне считали, что поступают согласно правилам, установленным самим Иисусом. Женщины при этом поголовно объявлялись грешницами, общение с которыми могло погубить человеческую душу. Женщин следовало избегать, свести общение с ними до минимума и по возможности даже не смотреть в их сторону.
Именно тогда и была вставлена в Библию следующая фраза в устах Иисуса (Мф, 5, 28):
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Влюбленным и счастливым человеком управлять невозможно, поэтому Церковь, маскируя свои намерения под добродетель, пыталась задавить в людях все плотские желания.
После соответствующей обработки Евангелий Мария Магдалина из жены Иисуса Христа превратилась в блудницу, и ее имя даже стало нарицательным для обозначения девушек определенной профессии. На самом деле Мария в жизни была скромной, непорочной девушкой, которая безумно любила своего мужа Иисуса. Мария в молодости отличалась редкой красотой - изумительные карие глаза, круглое лицо, длинные черные волосы, стройная фигура с тонкой талией. Иисус был счастлив в семейной жизни, любил жену и детей - у них с Марией было три сына и дочь. Иисус женился в 20 лет. По обычаям того времени муж не обязан был все время находиться дома, поэтому Иисус спокойно путешествовал, в то время как Мария Магдалина находилась дома в Назарете с его матерью. Раньше мужчина жил с женщиной не круглый год, а только в определенные месяцы, благоприятные для зачатия ребенка. В эти месяцы Мария Магдалина иногда сопровождала Иисуса в его странствиях. Почти все ученики Иисуса - апостолы имели жен и детей. Естественно, что об этом в Библии нет ни строчки, лишь в одном месте мельком упоминается, что у апостола Петра была теща.

Распятие Иисуса

Любимому ученику Иоанну Иисус поручил заботиться о своей матери ещё задолго до произошедших событий. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус - он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает ее видеть в Иерусалиме в субботу. Но разве можно обмануть воистину любящее материнское сердце! Оно уже знало часы, когда принимал ее любимый сын невероятные муки.
Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.
Разве мог допустить Иоанн, так любивший Иисуса Христа и Деву Марию, чтобы глаза этой милой, доброй женщины увидели то, как палачи издевались над ее родным сыном. Разве может выдержать сердце, в котором есть хоть маленькая крупица любви и сострадания, всю картину мучений Иисуса. Не говоря уже о материнском сердце. И какой бы святой ни была Дева Мария, вынести всего этого она бы просто не смогла, и Иоанн прекрасно это понимал. А слова в Библии: «…Она, пред очами всех, безбоязно стояла у подножия креста…» - мог написать только тот человек, который не знает, что это такое - потеря близкого, которому неведомо чувство боли. Такое мог написать лишь человек с ледяным сердцем, для которого чуждо и непонятно чувство сострадания. Такие муки, которые перенес Иисус, даже спустя две тысячи лет представить страшно, а не то что смотреть на них, спокойно стоя рядом. Сердце любой матери не выдержало бы такого горя, оно разорвалось бы еще до того, как ее сына распяли на кресте. Мы не говорим о сердцах тех матерей, которые ради веры приносят в жертву своих младенцев, как это делают сектанты, или оттого что им нечем кормить детей, или просто не желают их растить, отдают в детские дома, или делают аборт и убивают еще не родившимися. Дева Мария, ставшая Матерью всего рода человеческого, не могла и не видела мучений своего Сына!!!

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В воскресенье утром, 21 апреля, Мария Магдалина по научению Иосифа Аримафейского, никому не сказав ни слова, вместе со своей служанкой Марией, матерью Иакова и Саломеи, подошли к склепу.
Мария Магдалина увидела сидящих стражников и сказала им, что Иисус воскрес и не ищите здесь его тело. Среди охранявших склеп Иисуса находился апостол Андрей. Он сидел возле гробницы и ждал воскрешения Христа. Сомневался, но тем не менее в глубине души верил, а вдруг и правда Христос воскреснет.
Мария подошла к нему и сказала то, чему научил ее Иосиф, - Иисус воскрес и передал ученикам, чтобы они ждали его в Галилее. Этим самым Иосиф хотел обмануть священников, направить их по ложному следу. Главное, чтобы Иисуса не искали в Иерусалиме. Озадаченные и перепуганные стражники вскрыли склеп. Печати, которые приказал поставить на гробницу Каиафа, были целыми, то есть в склеп никто не входил и не выходил.
Вскрытая комната оказалась пустой! Лишь на полулежали обрывки бинтов и плащаница. Стражники застыли на месте, не зная, что делать дальше. Тем временем Мария Магдалина и сопровождавшие ее женщины пошли к Петру и Иоанну и сказали им, что Иисус воскрес. Они не поверили и стремглав наперегонки побежали к склепу. Иоанн обогнал Петра и первым заглянул в гробницу, где обнаружил лишь бинты и плащаницу. Апостолы направились к другим ученикам сообщить удивительную новость. Магдалина осталась у гробницы посмотреть, что будет дальше.
Стражники послали к Пилату сообщить, что произошло чудо и Иисус воскрес!

Найденная плащаница была взята женщинами и передана Божией Матери. Иосиф и Никодим успокоили Марию, и теперь она с нетерпением ждала встречи со своим воскресшим сыном.
Сейчас эта реликвия находится в Италии и известна на весь мир как Туринская плащаница. На ней запечатлен лик Иисуса. Вскоре возле склепа было не протолкнуться - туда набежали солдаты и любопытные…

Оставаться в Иудее ученикам Иисуса было нельзя, потому что на них будут сильные гонения. Апостолы сделали так, как советовал им Иисус, - кинули жребий, чтобы определить, кто в какую страну отправится. Богоматерь Мария тоже приняла участие в жеребьевке, и ей досталась Грузия. Но в последний момент к ней явился Иисус и велел идти в Галлию (Франция). Иосиф Аримафейский и Никодим готовились покинуть Иудею и навсегда уехать в далекую Галлию.
Перед отъездом Иосиф Аримафейский, Никодим, Мария Магдалина и Богоматерь Мария срочно продали все свое имущество - дома и вещи. Все это приходилось делать в полной тайне, даже ученики Иисуса ничего не знали о предстоящем отъезде.
Спустя сорок дней после последней встречи Иисус вновь явился к своим ученикам. Он благословил их на деяния и исчез в тумане. Со стороны это было похоже на то, что Иисус вознесся на небо.
Богоматерь Мария умерла в 59 году, прожив 78 лет. Мария Магдалина скончалась в возрасте 92 лет.
Все они похоронены в одном месте возле друг друга. Их могилы находятся на территории современной Франции. Дом Девы Марии до наших времен не сохранился.


Равноапостольная Мария Магдалина.
В руке сосуд для омовения ног - символ .

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.
Свт. Василий Великий

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества…
Св. Исидор Пелусиот

Из дневников святой царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. ""Ежедневное умирание – это тропа к ежедневной жизни""… Жизнь – ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.
Основа благородного характера – абсолютная искренность.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.
Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит. Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.
Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет… Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти.
Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
Для большинства из нас главное искушение – это потеря мужества, главное испытание наших сил – в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших ее проявлениях – это обычная задача жизни многих, и, выполняя ее, люди показывают, чего они стоят.
Самопожертвование – это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.
Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога.
Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, в минуты слабости – силу.
Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: ""Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей"", - прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.
Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.
Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц. Новая наступившая Эпоха связана с возрождением женщины, и именно женщине принадлежит особая роль в ней.

«Спросят: «Почему этот век называется Веком Матери Мира?» Истинно, так должен он именоваться. Женщина принесёт великую помощь, не только внося просвещение, но и утверждая равновесие. Среди смятения магнит равновесия нарушается, и нужна свободная воля, чтобы соединить распадающиеся части…» (Надземное, 772).

Все древнейшие религии почитают Матерь Мира в том или ином аспекте женских божеств и чтят Богинь наравне с Богами. В древнем Египте это Изида, Кали - у индусов, у гностиков - София, Дуккар - в Тибете, Гуань-Инь - в Китае, Венера в - Финикии, Бэллус - в Ассирии, Анахита - в Персии.

Также и Зороастр, основатель Зороастризма, высоко ставил Женское Начало, и Его Заветы утверждают величие Космической любви как основного принципа существования мироздания.

В буддизме нет женского божества, но Будда тоже высоко ставил женщину.

Невероятно труден и безмерно тягостен путь женщины в процессе эволюции человечества, в течение всей Кали-юги, и чем ниже был общий культурный уровень народов, тем было тяжелее положение женщины. В особенности тяжко было положение женщины на Западе в мрачную эпоху средневековья, когда невежественным духовенством женщина трактовалась как источник всякого греха, как пособница и помощница Сатаны, как колдунья и ведьма.

Положение женщины улучшилось в западном мире со времен эпохи Возрождения. Хотя долго еще женщина была вещью, которую можно было купить, продать и обменять на лошадь, ружье или собаку, по мере развития и распространения идей гуманизма во многих государствах мира женщина, хотя и с большим трудом, но завоевывает все большие и большие права. Зная по своему горькому опыту, как непереносимо тяжко всякое насилие и несправедливость, женщина всегда протестовала против всякого духа насилия, независимо от того, к кому оно проявлялось, всегда более мужчины сочувствовала угнетаемым и оскорбляемым и развила в себе одно из своих наиболее ценных и лучших качеств - сострадание и чуткость к чужому горю и чужому страданию. Не имея силы и возможности защитить себя, более слабая женщина, тем не менее, часто находила и силу, и возможность защитить своих детей от более сильного мужчины, если в этом являлась надобность.

Учение Жизни говорит о необходимости установления двух Начал (мужское и женское), потому что лишь в их единении, в их слиянии возможно творчество как космическое, так и земное. Не может одно Начало быть высшим, а другое низшим. Они могут быть только равными, друг друга дополняющими. Как женское, так и мужское есть лишь различные полюсы одного Целого, и они не могут существовать одно без другого.

Человек приближается к Эпохе Равновесия между мужским и женским Началами. И сейчас Великие Учителя будут утверждать женщину, потому новая эпоха будет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпохой женщины.

Необходимо призвать женщину. Культурный водитель человечества, философ, художник Н.К. Рерих в своей статье «Женскому Сердцу» говорит:
«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщинам говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отдыха. "Кому же давали венки? Издревле венки давались героям и были принадлежностью женщин. И женщины древности, в гадании, снимали эти венки и бросали их в реку, при этом всегда думая не о себе, а о каком-то другом”. Если венок-венец есть символ геройства, то именно запечатление этого геройства, именно, когда он снимается во имя чего-то или кого-то другого. И это не только бездеятельное самоотвержение. Нет, это действенный подвиг! И опять не будет похвалою, но действительностью, когда мы сопоставляем женщину с подвигами». («Твердыня пламенная»).




Copyright © 2015 Любовь безусловная

Из этой статьи вы узнаете:

Любимый в народе православный День жен-мироносиц стал альтернативой светскому Международному дню 8 Марта, который как таковой не признаётся церковью. Всё больше семей стали поздравлять своих любимых жён, матерей, сестёр и дочерей с этим светлым православным праздником. И если ты ещё ничего о нём не слышала, тебе будет весьма кстати эта информация: ведь совсем скоро, 30 апреля, на пятнадцатый день после Пасхи, будет праздноваться День святых жен-мироносиц, любимых и почитаемых в православии.

День святых жен-мироносиц: история праздника

День святых жен-мироносиц: история праздника

Кто такие жены-мироносицы, и почему они так почитаемы русской православной церковью? История этого праздника относится непосредственно к событиям, произошедшим у Гроба Господня в момент его Воскресения. А события там разворачивались очень трогательно и умилительно.

Женщины в воскресный день пришли ко Гробу, в котором покоился распятый в пятницу Иисус Христос. Пришли они затем, чтобы умаслить его тело благовониями, в частности - миром. Отсюда и название: миро-носицы, то есть они принесли с собой миро для Сына Божия. Среди этих женщин была и знаменитая Мария Магдалина.

Идя к месту захоронения, женщины рассуждали, кто поможет им отвалить огромный камень, которым был заграждён путь в пещеру, где покоилось тело Иисуса Христа. Неожиданно случилось землетрясение, и, словно их сомнения и переживания были услышаны, камень сам откатился от входа в пещеру. Мария Магдалина первой зашла туда и обнаружила, что тела Христова во гробе нет.

Женщинам явился Ангел и сообщил, что Христос воскрес и ожидает их уже в Галилее. Но Магдалина думала, что тело было похищено для поругания, и начала горько плакать. Чтобы утешить её, ей явился сам воскресший Христос в образе обычного садовника. Так жены-мироносицы возвестили всему миру о Святом Воскресении Христовом.

С тех пор День жен-мироносиц является преходящим праздником, отмечаемым на 15-тый день, в третье воскресенье после Пасхи. Вот ближайшие по времени даты этого трогательного в своей истории праздника:

  • в 2012 году - 29 апреля;
  • в 2013 году - 19 мая;
  • в 2014 году - 11 мая;
  • в 2015 году - 26 апреля;
  • в 2016 году - 16 мая;
  • в 2017 году - 30 апреля ;
  • в 2018 году - 22 апреля.

Жены-мироносицы свято почитаются православными, существуют специальная икона с их изображением, есть храмы, названные в их честь.

Традиции и обычаи Дня жен-мироносиц

Традиции и обычаи Дня жен-мироносиц

День жен-мироносиц был особо чтимым на Руси. В те времена, когда о празднике 8 Марта ещё и слыхом никто не слыхивал, именно в этот день было принято поздравлять всех женщин в память о том, что именно они возвестили всему миру весть о Воскресении Христовом. Помимо этого, существовали всевозможные обряды и традиции.

  • Посещение храма

Каждая женщина в этот день старалась сходить на воскресную службу в храм, по возможности - исповедаться и причаститься. После службы все женщины собирались на общий молебен, причём платили священнику за эту требу исключительно яйцами.

  • Яйца - праздничное блюдо Дня жен-мироносиц

Ещё накануне женщины обходили все дворы и собирали яйца. Обрядовой едой в этот день служила обычная яичница. Причём готовили общее блюдо на костре за деревней.

  • Обрядовые гуляния

Все женщины собирались за деревней, где-нибудь на открытом месте. Разводили костёр, жарили яичницу, пели песни, водили хороводы. Мужчины до этого празднества не допускались.

Вот так отмечали День жен-мироносиц наши с тобой предки. Воды утекло много, но традиции постепенно возвращаются.

Праздник жен-мироносиц в наши дни

Праздник жен-мироносиц в наши дни

Что собой представляет праздник святых жен-мироносиц сегодня? Ещё не все привыкли к этому православному женскому дню, тем более, что он является преходящим. И тем не менее верующие женщины стремятся посетить в это воскресенье службу. Батюшка обычно в проповеди рассказывает об этом празднике и заканчивает проповедь поздравлением всех женщин, находящихся в храме.

Работать в этот день женщинам нельзя, так как они в этот день в почёте. Надо сказать, что православные женщины не избалованы вниманием и восхищением. Роль женщины в православии скромна и незаметна. И тем праздничнее и светлее для них этот день.

Обязательно в этот день нужно приготовить яичницу и угостить ею всех своих подружек.

Вот такой праздник День жен-мироносиц отмечается 30 апреля. Тебе решать, как ты его проведёшь: проспишь до обеда или всё-таки заглянешь в храм, поставишь свечу в память о тех святых женах, которые много лет назад пришли помазать тело Господне миром…