Михалков дядя степа читательский дневник краткое содержание. Интересные факты. Сочинения по темам

9 мая 1924 года родился один из основателей жанра авторской (бардовской) песни Булат Шалвович Окуджава; он написал за свою жизнь более 800 стихотворений, 200 из которых родились вместе с музыкой

Родившийся в день Победы

Родился Булат в Москве. Отец его, Шалва Степанович Окуджава, занимал высокие партийные посты в Грузии, но из-за конфликта с Лаврентием Берией был вынужден просить перевода на работу в РСФСР. Перевод не спас семью Окуджавы. В 1937 году отец был арестован в связи с троцкистским делом на «Уралвагонстрое». 4 августа 1937 год Шалва Степанович и два его брата были расстреляны. Мать Булата была арестована в Москве в 1938 году и провела в лагерях почти десять лет. Булат был вынужден отправлен в Тбилиси, где продолжил учёбу, а после работал на заводе учеником токаря. Реабилитировали родителей только в 1956 году.

На фронт

Война перевернула всю его жизнь. С апреля 1942 года Булат обивал пороги военкомата, чтобы его отправили на фронт. В августе того же года юноша был призван на службу в действующую армию. Сначала был направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. Два месяца подготовки - и Окуджава на Закавказском фронте. Он миномётчик в кавалерийском полку. 16 декабря 1942 года под Моздоком он был ранен. После госпиталя Булат продолжил службу в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми, а позже - радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности.

Демобилизация состоялась в марте 1944 года по состоянию здоровья, в звании гвардии рядового. Булат Шалвович бережно хранил свои боевые награды: медаль «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».

После демобилизации он возвращается в Тбилиси и поступает в Тбилисский университет на филологический факультет. После окончания учёбы молодой поэт работал в школе в Калужской области.

Бери шинель, пошли домой…

Сегодня, в преддверии Дня Победы и дня рождения Окуджавы, мы поговорим о его произведениях, посвящённых войне. Сам Булат Шалвович так писал о войне: «Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей». Его видение войны всегда было личностным, без особого пафоса, но всегда осуждающим. Он вспоминал, что его первые стихи были о войне, а из некоторых получились песни. Правда, марши ему не удавались, в основном это были грустные песни, он считал, что на войне ничего весёлого нет. В его произведениях именно война подло забирала из жизни молодых, красивых, только начинающих жизнь людей.


Источник: https://www.culture.ru

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячи
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

В 1960 году увидела свет повесть Окуджавы «Будь здоров, школяр». Это фактически автобиографическая повесть о бывшем школьнике, попавшем на войну. Многие не приняли её, обнаружив в ней якобы пацифистские мотивы. А вот режиссер Владимир Мотыль экранизировал её, и в прокат картина вышла под названием «Женя, Женечка и «Катюша» с Олегом Далем в главной роли, и завоевала сердца фронтовиков и простых людей.

То, что Окуджава писал о войне, - это не лозунги, а фронтовые будни вчерашних мальчишек, очень рано повзрослевших. В 1970 году в фильме режиссёра Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» прозвучала песня на стихи Окуджавы «Нам нужна одна победа». Задача, которую поставил перед ним режиссёр, была непростой. Булат Шалвович привык писать с позиции человека, который уже живёт в мирное время, а здесь её исполняли от лица сидящего в окопе. Он нашёл верные слова и музыкальные интонации, а известный композитор Альфред Шнитке, работавший в съёмочной группе, аранжировал музыку Окуджавы в марш, и сегодня звучащий на наших парадах в честь 9 Мая. Более того, нельзя представить праздник Победы без этой песни:

Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Булат Окуджава известен в нашей стране как поэт и композитор, а также сценарист, прозаик и просто очень талантливый и интересный человек. Он утверждал, что создание песен - великая тайна, непостижимая, как любовь. О судьбе этого великого барда мы и поговорим в нашей статье.

Происхождение

Окуджава Булат, биография которого интересует многих, появился на свет в 1924 году, 9 мая. Он рос в семье убежденных большевиков. Его родители приехали в Москву из Тифлиса, чтобы учиться в Коммунистической академии. Папа будущей знаменитости - Шалва Степанович - грузин по национальности. Он был видным партийным деятелем. Мама - Ашхен Степановна - армянка по происхождению. Она являлась родственницей известного армянского поэта Ваана Терьяна. Со стороны матери у знаменитости были родственники с боевым и неоднозначным прошлым. Его дядя, Владимир Окуджава, будучи террористом, совершил покушение на губернатора Кутаиси. Позже ему довелось фигурировать в списках пассажиров загадочного пломбированного вагона, который доставлял ведущих революционных лидеров из Швейцарии в Россию в 2017 году.

Далекие предки

О судьбе своих предков был осведомлен с детских лет Окуджава Булат Шалвович. Его прадед по отцу Павел Перемушев поселился в солнечной Грузии в середине 19 века. Перед этим он 25 лет отслужил в российской армии. По национальности он был не то русским, не то молдаванином, не то евреем. Известно только, что Павел был портным, женился на грузинке по имени Саломея и произвел на свет трех дочерей. Старшая из них впоследствии вышла замуж за Степана Окуджаву. Тот служил писарем. В браке с ним родилось восемь детей. Среди них был и будущий отец нашего героя - Шалва Степанович.

Детство и юность

С детства терпел различные испытания Окуджава Булат. Биография будущего поэта была связана с постоянными переездами. Дело в том, что его отец был партийным деятелем. Сразу после рождения сына его направили на Кавказ командовать грузинской дивизией. Мама Булата между тем осталась в Москве. Она занимала должность в партийном аппарате. Учиться мальчик был направлен в Тифлис. Он посещал русскоязычный класс. Его отец вскоре получил повышение. Он стал секретарем Тифлисского горкома. Однако задержаться на этой должности ему не удалось из-за конфликтов с Берией. При содействии Орджоникидзе Шалву Степановича перевели на работу в Нижний Тагил. Он перевез на Урал всю свою семью. Булат учился в школе № 32. Привыкнуть к суровым сибирским условиям после жизни в дружелюбном и солнечном крае ему было нелегко.

Аресты

В 1937 году случилась трагедия. Отец мальчика был арестован. Его обвинили в связи с троцкистами, а также в покушении на жизнь Орджоникидзе. 4 августа того же года он был расстрелян. После этого Булат вместе с мамой и бабушкой переехал в Москву. Семья поселилась в коммунальной квартире на Арбате. Но на этом неприятности не закончились. В 1938 году под стражу взяли Ашхен Степановну. Ее сослали в Карлаг. Оттуда она вернулась только в 1947 году. Тетя Булата была расстреляна в 1941 году. В 1940 году наш герой переехал в Тбилиси. Здесь он окончил школу и устроился работать на завод учеником токаря.

Военные годы

Булат Окуджава, стихи которого известны каждому, в апреле 1942 года добивался призыва в армию. Однако был призван в ряды советских войск только по достижении совершеннолетия. В августе того же года он был направлен в десятый запасной миномётный дивизион. Через два месяца его отправили на Закавказский фронт минометчиком. Он служил в кавалерийском полку пятого гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. В конце 1942 года будущий поэт был ранен в битве под Моздоком. После лечения на передовую Булат Шалвович не вернулся. В 1943 году он поступил на службу в стрелковый запасной полк Батуми, позже был задействован в качестве радиста в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде, которая прикрывала в то время границу с Ираном и Турцией. Весной 1944 года наш герой был демобилизован. За добросовестную службу ему вручили две медали - «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». В 1985 году он был удостоен ордена Отечественной войны первой степени.

Первые творческие опыты

После демобилизации вернулся в Тбилиси Окуджава Булат. Биография поэта была опалена войной. Однако он твердо решил вернуться к привычной жизни и заниматься любимым делом. Сначала молодой человек получил аттестат о среднем образовании. Затем, в 1945 году, он поступил на филологический факультет в Тбилисский университет. Успешно окончил его в 1950 году и два с половиной года проработал преподавателем в Калужской области. Все это время наш герой писал талантливые стихи. Его первой песней считается композиция «Нам в холодных теплушках не спа́лось». Она была создана в период службы поэта в артиллерийской бригаде. Текст произведения не сохранился. А вот второе творение дошло до наших дней. Это «Старинная студенческая песня», написанная в 1946 году. Сочинения автора были впервые опубликованы в гарнизонной газете под названием «Боец РККА». Он печатался под псевдонимом А. Долженов.

Становление карьеры

В Калужской области сотрудничал с изданием «Молодой ленинец» Булат Окуджава. Стихи поэта впервые вышли большим тиражом в 1956 году в сборнике «Лирика». В том же году были реабилитированы отец и мать поэта. После XX съезда КПСС он вступил в коммунистическую партию. Через три года перебрался в Москву и начал давать концерты авторской песни. Как бард он стал быстро завоевывать популярность. В период с 1956 по 1967 годы были написаны самые известные песни Булата Шалвовича - «На Тверском бульваре», «Песенка о комсомольской богине», «Песенка о голубом шарике» и прочие.

Официальное признание

Окуджава Булат Шалвович впервые выступил на своем официальном вечере в 1961 году. Бенефис прошел в Харькове. В 1962 году состоялся дебют поэта в качестве актера. Он сыграл в картине «Цепная реакция». Здесь ему довелось исполнить одну из самых известных своих песен - «Полночный троллейбус». В 1970 году советские зрители увидели фильм «Белорусский вокзал». В нем актеры спели негласный гимн советских граждан, преодолевших чудовищные испытания Великой Отечественной войны, - «Нам нужна одна победа». Окуджава стал автором и других всеми любимых песен из кинокартин «Соломенная шляпка» и «Женя, Женечка и «катюша». Автор написал музыкальные композиции к восьмидесяти картинам.

Пластинки

В 1967 году совершил поездку в Париж Булат Окуджава. Песни поэта стали известны не только в России, но и за рубежом. Во Франции он записал двадцать своих песен на студии «Le Chant du Monde». Через год на основе этих треков была выпущена первая пластинка барда. В этот же период увидел свет еще один альбом Окуджавы. В него вошли песни в исполнении польских певцов. Композиция «Прощание с Польшей» была записана в авторской интерпретации.

Творчество Булата Окуджавы набирало все большую популярность. В середине 1970-х годов его пластинки выпустили и в Советском Союзе. В 1976 и 1978 годах в продаже появились советские диски-гиганты с записями певца и поэта. Середина 1980-х годов также была очень плодотворной для Булата Шалвовича. Он создал еще два альбома - «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни».

Поэт Булат Окуджава сочинил несколько песен на тексты польского автора - Агнешки Осецкой. Он сам перевел на русский язык понравившиеся ему стихи. В соавторстве с композитором Шварцем наш герой создал тридцать две песни. Среди них - «Ваше благородие, госпожа Удача», «Кавалергарда век недолог…», «Любовь и разлука».

Культурное наследие

Стал одним из ярчайших представителей жанра авторской песни в России Окуджава Булат. Биография поэта сделалась предметом пристального изучения. Его творчеством восхищались, ему пытались подражать. С появлением магнитофонов проникновенные авторские композиции стали известны широкой аудитории. Владимир Высоцкий называл Булата Шалвовича своим учителем. А.А. Галич и Ю. Визбор стали его последователями. Автору и исполнителю удалось создать уникальное направление в российской песенной культуре.

Среди интеллигенции завоевал прочный авторитет Булат Окуджава. Песни знаменитости распространялись в магнитофонных записях. Сначала они стали известными в СССР, потом сделались популярными за рубежом среди русских эмигрантов. Некоторые композиции - «Возьмёмся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» - стали знаковыми. Их использовали в качестве гимнов на слетах и фестивалях.

Личная жизнь

Был женат дважды Булат Окуджава. Личная жизнь поэта складывалась непросто. Впервые он сочетался браком с Галиной Смоляниновой. Однако совместная жизнь супругов с самого начала не задалась. Их дочь скончалась еще будучи младенцем, а сын сделался наркоманом и в конце концов попал в тюрьму.

Вторая попытка была более удачной. Поэт женился на физике Ольге Арцимович. Сын Булата Окуджавы от второго брака - Антон - пошел по стопам отца, стал довольно известным композитором.

В жизни барда была еще одна любимая женщина. Его гражданской женой долгое время была Наталья Горленко. Она сама очень тонко чувствовала музыку, исполняла песни. С ней был счастлив Булат Окуджава. Личная жизнь этого замечательного человека в тот период связана с самыми приятными впечатлениями.

Общественная деятельность

Перестройка в Советском Союзе захватила Булата Шалвовича. Он стал принимать активное участие в политической жизни страны. Выказывал негативное отношений к Ленину и Сталину, отрицательно относился к тоталитарному режиму. В 1990 году бард вышел из КПСС. С 1992 года работал в комиссиях при президенте России. Занимался вопросами помилования и присвоения Государственных премий РФ. Был членом «Мемориала». Остро переряживал военные действия в Чечне.

Завершение жизни

В 1990-е годы поэт поселился на собственной даче в Переделкине. В этот период он активно гастролировал. Ездил с концертами в Москву, Санкт-Петербург, Канаду, Германию и Израиль. В 1995 году он вышел на сцену в последний раз. Выступление состоялось в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

В 1997 году поэт умер. Он скончался в 74 года в военном госпитале в пригороде Парижа. Перед смертью он принял крещение по именем Иоанн в честь святого мученика Иоанна Воина. Это случилось после благословения одного из духовных лидеров Псково-Печерского монастыря.

Наш герой похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его могила оформлена просто и незатейливо - каменная глыба с именем барда, написанным рукописным шрифтом.

Памятники

Первый памятник Булату Окуджаве был открыт в 2002 году в столице. Он стоит на пересечении Арбата и Плотникова переулка. Его автор - Георгий Франгулян. Создание монумента было приурочено к двум памятным датам - Дню Победы и дню рождения поэта. Творцы воссоздали кусочек старого арбатского двора: подворотню, две скамейки, живое дерево… В центре композиции - фигура барда. Этот скульптурный комплекс напоминает о творчестве барда и его ностальгических воспоминаниях.

Второй памятник водружен на улице Бакулева. Монумент представляет молодого поэта. Он бесстрашно смотрит в будущее. На его плечах - залихватски накинутый пиджак. Из-под полов виднеется верная спутница - гитара. Композиция находится на возвышении. Постаментом служит холм-клумба. К его подножию ведут два пути. Это связано с незабываемыми строками барда о двух дорогах, одна из которых «прекрасна, но напрасна», а другая - «видимо, всерьёз».

Заключение

Теперь вы знаете о том, какую жизнь прожил Булат Окуджава. Семья поэта сохранила о нем самые лучшие воспоминания. Этот человек жил и творил по велению сердца. И его проникновенные стихи - о нас с вами. О любви, соблазнах, долге, личном участии, об умении сопереживать, преодолевать трудности, не бояться грядущих испытаний. О трепетной мечте, бесшабашной молодости и трогательной, овеянной воспоминаниями, зрелости. Наследие барда навсегда вошло в фонд российской и мировой культуры.

Булат Окуджава биография кратко расскажет Вам много полезной информации о советском и российском поэте, прозаике, барде, композиторе и сценаристе.

Булат Окуджава краткая биография

Булат Окуджава появился на свет в Москве 9 мая 1924 года в многонациональной семье грузина и армянки. Когда мальчику исполнилось 2 года, семья переехала в Тбилиси. Его отец занимал должность секретаря Тбилисского горкома, после стал первым секретарем Нижнетагильского горкома партии.
В 1937 году отец Булата попал под советскую репрессивную машину – его арестовали и приговорили к высшей мере наказания (по подложным доказательствам). Мать сослали в Карагандинский лагерь в 1938 году на 12 лет. Поэтому мальчика воспитывала бабушка. В 40-ых годах ХХ века он переехал к родственникам в Батуми.
Когда началась Вторая мировая война Булат Окуджава решил пойти на фронт, не смотря на юный возраст. Ушел служить добровольцем в 1942 году прямо из 9-го класса в пятый гвардейский Донской кавалерийский Казачий корпус. Участвовал в боях под Моздоком. Получив тяжелое ранение от пули, на фронт уже не вернулся. Продолжал служить радистом в тяжелой артиллерийской бригаде. Кстати, свою первую песню Окуджава написал именно на фронте. Она назвалась «Нам в холодных теплушках не спалось».
В послевоенный период возвратился в Тбилиси и, сдав экзамены за старшую школу, поступает в Тбилисский университет на филологический факультет. В 1950 году получил диплом и занимается преподаванием русского языка и литературы в деревенской школе Шамордино. В 1956 году вышел первый сборник стихов под названием «Лирика».
После ХХ Съезда КПСС, где осудили культ личности Сталина, мать поэта реабилитировали и им вдвоем разрешили жить в Москве. Поэт в столице занял должность заместителя редактора в «Комсомольской правде» в разделе «литература». После работал редактором в «Молодой гвардии» и «Литературной газете».
В 1961 году в сборнике К. Паустовского «Тарусские страницы» было включено произведение Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». В 1965 году повесть экранизировали под другим названием «Женя, Женечка и Катюша». В 60-тых годах началась критика и гонения на песни барда. Официальная комиссия постановила, что она не выражают чувства и настроение советской молодежи. Хотя сама молодежь всегда с удовольствием посещала его творческие вечера и концерты. После выхода фильма «Белорусский вокзал» к Окуджаве пришла всенародная слава. В нем звучал его песня «Здесь птицы не поют…».
Последний концерт Булат Окуджава дал в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО 23 июня 1995 года. Последние годы провел в Париже. Его госпитализировали с гриппом и осложнениями на почки. Великий бард и поэт умер 12 мая 1997 года в Париже.

Булат Окуджава произведения: повести «Свидание с Бонапартом», «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов»; поэтические сборники «Острова», « «Март великодушный», Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат»; роман «Фотограф Жора», сказка «Прелестные приключения», песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш», «Виноградная косточка», «Возьмемся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» и другие.

Булат Окуджава – это целая эпоха в советской авторской песне. Он такой разный и в то же время узнаваемый. Среди его стихов каждый человек найдет какой-то свой текст, который затронет до глубины души.

Не о каждом поэте можно это сказать. Тексты его и просты, и сложны одновременно. В произведениях Булата Шалвовича нашли отражение хорошие и плохие моменты жизни автора.

Перемена имени

Булат Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в Москве. Родители, восхищавшиеся писателем Оскаром Уайльдом, и, особенно, его произведением «Портрет Дориана Грея», назвали новорожденного сына Дорианом. К моменту необходимой регистрации сына Шалва решил, что имя «Дориан» слишком помпезное для юного советского гражданина. И его сменили на более скромное и привычное для грузинского уха имя «Булат». Впоследствии Окуджава также назовет сына Булатом, но дома ребенка будут звать «Антошка», в честь любимой игрушки.

Детское прозвище

Детским прозвищем Окуджавы было «Кукушка ». Основных версий происхождения две. Первая говорит о том, что младенческое агуканье поэта напоминало крик кукушки. Так показалось его бабушке по отцу. А по второй версии Булата так назвали потому, что он постоянно кочевал по родственникам отца и матери. Об этом бард написал в своем автобиографическом романе «Упраздненный театр». Упреки в том, что Ашхен подбрасывает сына разным родственникам и не воспитывает его сама, приписывались тете Сильвии.

Лаврентий Берия и семья Окуджава

Согласно легенде семьи Окуджава в мать Булата Шалвовича, Ашхен, был влюблен Лаврентий Берия. Якобы одной из причин ненависти к Шалве Окуджаве и была эта влюбленность в красивую армянку. Именно из-за разногласий с Берией Шалву перевели из Грузии в Россию. Впрочем, конфликт произошел скорее на политической почве, чем по личным мотивам.

Впоследствии, в 1939 году, пребывая в полной неизвестности после ареста Шалвы, Ашхен обратится к Берии за помощью. Тот обещает помочь и быстро выпроваживает ее. Но Шалико Окуджава к этому моменту уже мертв (процесс по его делу состоялся 4 августа 1937 года, в тот же день приговор привели в исполнение). На следующий день после визита к Берии мать Булата арестуют, приговорят к пяти годам лагерей и к последующей ссылке.

Выстрел

О данном факте биографии поэта известно только из его романа «Упраздненный театр ». Но вряд ли такое придумывают намеренно.

Когда Булату было одиннадцать лет, он дружил с тринадцатилетним Афанасием Дергачем, работавшим на стройке. Дружба была несколько неравной, сын парторга Окуджава и оборванец Дергач. Но Афонька и Булат находили друг в друге каждый свое. Булат пересказывал Афоньке школьные уроки. А самого Булата привлекала в Дергаче некоторая «взрослость». Еще бы, работает на стройке, живет самостоятельной жизнью.

И в один далеко не прекрасный день, видимо, желая мальчишески порисоваться, Окуджава утащил отцовский браунинг и вместе с Афонькой и его друзьями отправился в тайгу. В автобиографическом романе не объясняется, как произошел выстрел, но это случилось. На счастье сына парторга, пуля не задела жизненно важных органов Афоньки, прошла навылет. Но Дергач так и не простил Окуджаву. При встрече Афонька ударил Булата кулаком в нос. На этом их жизненные пути разошлись.

Школьный заводила

В двенадцать лет Окуджава был мальчиком далеко не тихим. Лидер класса, что называется, первый парень на деревне. То придумает занятия французской борьбой в прихожей своего дома, где и выступает азартным арбитром. То организует оркестр, и вот уже все ученики его школы изображают ксилофон, трубу или гавайскую гитару. Либо подговорит весь класс тихонько гудеть, раздражая учителя и срывая занятия.

Еще он организовал Союз Юных Писателей (СЮП), для вступления в который надо было написать рассказ. Все эти шалости закончились после ареста отца и объявления Булата «сыном врага народа». После этих событий что-то внутри поэта сломалось. И из лидера он превратился в незаметного и застенчивого мальчика.

Признание в «Огоньке»

Окуджава в интервью журналу «Огонек» вспоминает еще об одном своем неблаговидном поступке. В 1945 году он ушел из дома и поселился у одного из своих институтских приятелей. Друг был приезжим и снимал комнату. Жили однокурсники бедно, даже голодно. И когда приятель уехал ненадолго к родственникам, Булат украл у него спрятанный в чемодане отрез ткани.

Отрез он позже продал на рынке и очень быстро истратил деньги. Вернувшийся приятель пропажу обнаружил, но открыто Окуджаву в ней не обвинил. Но именно это обстоятельство впоследствии развело друзей.

Прощание с Анной Ахматовой

Мало кто знает об этом, но песня «Прощание с новогодней елкой» была написана памяти прекрасной поэтессы, Анны Ахматовой, которая умерла в марте 1966 года. Ее тонкий и яркий образ ясно читается в этих стихах.

«Нас ждет огонь смертельный…»

По признанию актера и режиссера Андрея Смирнова, соавтором музыки к песне «Мы за ценой не постоим…», прозвучавшей впервые в фильме «Белорусский вокзал», был композитор Альфред Шнитке, который практически полностью изменил музыкальный ряд произведения. При этом Шнитке настаивал, чтобы его имя не указывалось в титрах и авторство полностью принадлежало Булату Окуджаве.

Политическая деятельность Булата Окуджавы

По словам Александра Гинзбурга, поэт служил связным между фондом Солженицина в Париже и советскими политзаключенными. Он передавал им деньги из фонда.

Окуджава перевозил в брюках антисоветскую литературу и умело имитировал на таможне радикулит, если вдруг приходилось наклоняться. Пойман он никогда на этом не был.

В 1993 году, 4 октября, Булат Окуджава стал одним из тех, кто подписал «письмо сорока двух». То есть поддержал и, по-своему, одобрил действия правительства, ну или разделил с ним ответственность за эти деяния. После этого многие резко осудили барда, а Владимир Гостюхин публично растоптал пластинку с песнями Окуджавы. Эти события оставили существенный след не только в душе поэта, но и подорвали его здоровье. До самой смерти эти упреки преследовали сына Шалико.

Окуджава и Польша

Поэт всегда был любим в СССР, но далеко не так, как в Польше. Ведь самая первая пластинка Булата была издана как раз в Польше. Правда, исполнял песни не сам Булат Шалвович, а польские артисты. С 1995 года в Польше стали проводить ежегодные фестивали в честь барда.

Интересных событий в жизни поэта было много, их все не вместить в одну статью, да и в одну книгу тоже.

В.А. Зайцев

Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов - авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и - шире - литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, - быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого». И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи. В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.

Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал - сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.

За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).

Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман - «семейная хроника» - «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка... Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении... Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».

Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).

Хотя Окуджава и заявил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами «оттепельной» поры - «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения - тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, под артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая перед слушателями еще в 1961 г., поэт отмечал: «Большинство стихов моих - и те, которые читаю, и те, которые пою, - на военную тему. Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня». Поэтому естественно, что в его стихах и песнях столь важное место занимают опыт и впечатления, образы и мотивы, обусловленные войной. Сами названия стихов говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Не верь войне, мальчишка», «Из фронтового дневника» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны - именно как гибели и разрушения, и в то же время - утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат / и себя не щадите, / и все-таки / постарайтесь вернуться назад».

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота и поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство-переживание, и вместе с тем - романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках.
Просто нужно очень верить этим синим маякам,
и тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам.

На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамический художественный мир Б. Окуджавы. Это вполне реальный, земной, но вместе с тем и возвышенный, романтический мир поэта, неустанно преображающего действительность творческой фантазией. По верному замечанию Л.А. Шилова, в его стихах «обыденное может мгновенно превратиться в сказочное», и это одно из существенных внутренних свойств его художнической манеры.

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя «свой поэтический мир, свой поэтический материк», наличие которого он так ценил в творчестве более молодых собратьев по поэтическому цеху, создателей авторской песни: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, Ю. Кима и др.

Несомненна роль тропов в сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает «Женщина, ваше величество», чьи глаза - «словно неба осеннего свод», «две холодных звезды голубых», они подобны «синим маякам», напоминают «нежданный берег», который становится «близким берегом». Т.е. необычное оказывается рядом: «она на нашей улице живет», у нее «обветренные руки и старенькие туфельки», «пальтишко... легкое на ней»...

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, «как река», ее асфальт прозрачен, «как в реке вода». В них «Полночный троллейбус плывет по Москве, / Москва, как река, затухает...» Все происходящее воспринимается в окружении водной стихии: «за столом семи морей», и даже «Время идет, хоть шути - не шути, / как морская волна вдруг нахлынет и скроет...»

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

Одна из ключевых для Окуджавы тема родины находит в его творчестве многогранное поэтическое воплощение. В этой связи надо, пожалуй, особо сказать о том, что можно назвать темой «малой родины», «страны детства», связанной с Москвой и Арбатом, которому у него посвящено столько стихов и песен разных лет («На арбатском дворе...», «Арбатские напевы», «Арбатский романс», «Арбатское вдохновение», цикл «Музыка арбатского двора» и др.).

«Моя историческая родина - Арбат», - говорил Окуджава в одном из своих поздних выступлений. А в другом случае он пояснял: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину».

Широко известна написанная еще в 50-е годы «Песенка об Арбате» («Ты течешь, как река. Странное название!..»). В ней за этой старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, необычайно раздвигается художественное пространство и время:

Пешеходы твои - люди не великие, каблучками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!

Комментируя свои стихи и, очевидно, осмысляя истоки собственного поэтического творчества и роль «малой родины» в его формировании, Окуджава замечал: «История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

Арбат, а вместе с ним и многие другие названия старинных московских улиц и площадей (Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная, Малая Бронная, Тверская, Сивцев Вражек, Ильинка, Божедомка, Охотный ряд, Усачевка, Ордынка) не только воспроизводят складывавшуюся веками территорию, географическое пространство древней столицы, но и передают ее духовную атмосферу, внутренний мир ее жителя, ощутившего себя неотъемлемой частицей и живой, действенной силой многовековой истории страны и народа:

Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы, по этим древним площадям, по голубым торцам. Мой город носит высший чин и звание Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Процитированное стихотворение «Московский муравей» стоит в ряду многих, воссоздающих романтически окрашенный облик родного города: «Песенка о московских ополченцах», «Песенка о московском трамвае», «Песенка о ночной Москве»...

И не случайно в последней из названных «песенок» как бы воспроизводится сам процесс рождения стиха, ложащегося на музыку, и на наших глазах возникает удивительно емкий, «ключевой» для лирики Окуджавы образ, проходящий рефреном в конце каждой строфы:

Но не только Москва и Арбат - старый, довоенный и послевоенный, но никак не сегодняшний - реконструированный - так близки и дороги поэту. «Арбат - мой дом, но и весь мир - мой дом...» - как бы вскользь, но весьма многозначительно заметил он в одном из стихотворений 70-х годов. И в этом смысле «малая» и духовная родина поэта - эпицентр художественного мира, беспредельно расширяющегося в пространстве и времени.

Характерны сами названия стихов: наряду с «Песенкой о ночной Москве» - «Ленинградская элегия», «Осень в Царском Селе», «По Смоленской дороге», «Разговор с рекой Курой», «Грузинская песня». За ними встает представление о большой, родной для него стране. Любви и верности ей посвящено стихотворение, которое так и называется «Родина». В стихах об Отечестве для поэта неразделимы природа, искусство, история, «вечные» темы и сами первоосновы бытия и творчества.

В «Грузинской песне» выразительна народно-поэтическая символика: животворящая и земная твердь, воздушная и водная стихии конкретизированы в зримых, пластически-живописных образах:

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая, пусть опять и опять предо мною плывут наяву синий буйвол, и белый орел, и форель золотая... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Сам поэт как-то заметил: «Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и я ее так назвал...».

Вместе с тем проходящий рефреном образ «земли этой вечной» сообщает стихотворению общечеловеческое звучание. Именно с ним, с этим образом «теплой» и «вечной» земли соотносится, из нее вырастает, в нее уходит и неизменно возрождается мотив бренной и прекрасной человеческой жизни в ее глубинных проявлениях самых нежных и сокровенных дружеских и любовных чувств и взаимоотношений («...и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»; «...и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...»).

В лирике Окуджавы подкупает глубина духовности, нравственная чистота, утверждение правды и справедливости в человеческих отношениях. В его стихах раскрываются цельность и богатство внутреннего мира личности, щедрая гамма живых человеческих чувств: любви, дружбы, товарищества, нежности, доброты. Об этом говорят многие строки стихотворений-песен («Часовые любви на Смоленской стоят...»; «Отступает одиночество, / возвращается любовь»; «Как много, представьте себе, доброты...»; «...эти самые нежность и робость, / эти самые горечь и свет....»; «Возьмемся за руки, друзья...»).

Чувство поэта - широко и многогранно. Это любовь к женщине, матери, родине, миру, жизни, любовь выстраданная, исполненная милосердия к людям. И не случайно стихотворение «Музыкант» (1983) завершается строками: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, / справедливей, милосерднее и праведней она».

«Я очень люблю эту личность (музыканта), - говорил Окуджава. - Люблю слова «музыка», «музыкант», «струна». Музыку я считаю важнейшим из искусств, даже выше, чем искусство слова». И действительно, музыка и ее создатель (исполнитель) музыкант является одним из центральных мотивов его поэзии.

Вспомним хотя бы стихотворение «Чудесный вальс», которое все от первой до последней строки «прошито» сквозными лейтобразами, несущими тему этого, по словам поэта, «важнейшего из искусств»: «Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс... Целый век играет музыка... Музыкант приник губами к флейте... А музыкант врастает в землю... Це­лый век играет музыка... А музыкант играет».

В стихах Окуджавы «задействованы» самые различные инструменты, образуя многозвучный оркестр, в котором каждый исполнитель ведет свою партию: звучат «ноты звонкие органа» и «трубы медные», голоса скрипки и флейты, кларнета и фагота... В его песнях «веселый барабанщик / в руки палочки кленовые берет», «выводит мелодию / какой-то грядущий трубач», «...кларнетист красив как черт! / Флейтист, как юный князь, изящен...» И сама музыка оживает на наших глазах, становясь одушевленным существом: «И музыка передо мной танцует гибко... / И музыки стремительное тело / плывет...» («Музыка»).

Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро, разнообразно представлены образы и мотивы, связанные с живописью, творчеством художника. Об этом опять же свидетельствуют сами названия стихотворений («Живописцы», «Как научиться рисовать», «Фрески», «Батальное полотно», «Отчего ты печален, художник...»), - в последнем случае само слово получает расширительный смысл - это «живописец, поэт, музыкант», инструменты и орудие которого - «холст и краски, перо и смычок».

Очевидно, Окуджава мог бы повторить вслед за Н.Заболоцким: «Любите живопись, поэты!» В его стихах немало примеров мас­терства живописания словом - от программного «Живописцы, окуните ваши кисти / в суету дворов арбатских и в зарю...» - и до реализации этой программы, в частности, в уже цитированной «Грузинской песне», или, скажем, в стихотворении «Осень в Кахетии», отмеченном удивительной пластикой, живописностью, динамикой и одухотворенностью в изображении природы:

Вдруг возник осенний ветер, и на землю он упал. Красный ястреб в листьях красных словно в краске утопал. Были листья странно скроены, похожие на лица, - сумасшедшие закройщики кроили эти листья, озорные, заводные посшивали их швеи...

Листья падали на палевые пальчики свои.

И у самого порога, где кончается дорога, веселился, и кружился, и плясал хмельной немного лист осенний, лист багряный, лист с нелепою резьбой... В час, когда печальный ястреб вылетает на разбой.

Одним из определяющих в мире Окуджавы является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны в стихотворениях «До свидания, мальчики...», «Песенка о солдатских сапогах». Но это и дорога как символ жизненного пути, в котором сегодняшняя житейская реальность сплетается и сливается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»). Мотив движения был заявлен уже в первых стихах-песнях («Полночный троллейбус», «Часовые любви», «Веселый барабанщик»),

«Жизнь моя - странствие...» - писал Окуджава, и это относится не только к движению в пространстве. Не случайно его «Главная песенка» в одноименном стихотворении - «кружит над скрещеньем дорог», и потому столь значимы сами названия стихов: «Песенка о дальней дороге», «Дорожная песня», «Дорожная фантазия»...

Художественный мир поэта всегда реальный и вместе с тем - фантастический. Кроме «Дорожной фантазии», в творчестве Окуджавы, особенно в 80-е годы, возникает целый ряд, серия фантазий, в частности, связанных с поездками за рубеж, но и не только: «Парижская фантазия», а также «Дунайская», «Калужская», «Японская», «Турецкая», «Американская»... Вместе с тем еще в 70-е годы Окуджава пишет емкое и многозначительное стихотворение, которое можно рассматривать как ироническое размышление по поводу не оправдавших себя социальных утопий:

О фантазии на темы торжества добра над злом!
В рамках солнечной системы вы отправлены на слом.
Торжествует эта свалка и грохочет, как прибой...
Мне фантазий тех не жалко - я грущу о нас с тобой.

В стихах и песнях Окуджавы всегда тесно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из сравнительно недавних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время «оттепельных» надежд, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня: «Мы - романтики старой закалки / из минувшей и страшной поры. / Мы явились на свет из-под палки, / чтоб воспеть городские дворы». Романтическое мироощущение молодости, естественно, претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь «музы Иронии», побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

Покосился мой храм на крови, впрочем, так же, как прочие стройки. Новогодняя ель - на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви...

Острое сопереживание вызывают страдания родной земли в трагедийно окрашенной элегико-романтической лирике Окуджавы последних лет. Вернувшемуся из зарубежной поездки поэту тяжелей всего было видеть «родины больной родимое лицо». Мысли о собственной жизни и судьбе отступают перед болью о судьбах страны и всего настрадавшегося мира. Отсюда - горестные строки: «Жалко лишь, что родина померкла, / что бы там ни пели про нее». Отсюда и скорбные раздумья о настоящем и будущем земли-планеты:

Пока еще жизнь не погасла, сверкнув, не исчезла во мгле...
Как было бы все распрекрасно на этой зеленой земле,
когда бы не грязные лапы, неправый вершащие суд,
не бранные клики, не залпы, не слезы, что речкой текут!

Остро социальные мотивы сплетаются в поздней лирике Окуджавы с философскими размышлениями. Печальный вывод и итог прожитых лет («Мгновенна нашей жизни повесть, / такой короткий промежуток...») не приводит к унынию, а лишний раз побуждает искать «золотое зерно» подлинной поэзии «меж вечным и меж быстротечным», «меж прожитым и меж грядущим...»

В стихотворной подборке-цикле «Уроки пальбы» («Знамя», 1997, №1) возникают новые мотивы, вобравшие опыт пережитого и выношенного в сердце. «Уроки пальбы бесполезны...», «...поля сражений нынче не по мне» - такова теперь гуманистическая и нравственно-эстетическая позиция поэта. Высшей ценностью для него еще и еще раз предстают «музыка стиха», «слова одинокого наплывы», «странной фразы тусклый силуэт», в которых он видит «особый смысл и вдохновенный свет». И сами истоки подлинной поэзии он находит в изначальных, вечных человеческих чувствах и переживаниях - простых и обычных, лишенных какой бы то ни было выспренности и патетики:

Держава! Родина! Страна! Отечество и государство! Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем, а нежный взгляд, а поцелуй - любови сладкое коварство, Кривоарбатский переулок и тихий треп о том, о сем.

Стихи Окуджавы, вошедшие в книги «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), наконец, в итоговый сборник «Чаепитие на Арбате» (1996), отличает, как и прежде, земная простота, порою будничность интонаций, обыденных слов и оборотов и - внутренняя красота, органичность художественно-изобразительных и выразительных средств, словесная, музыкальная целостность и завершенность его художественного мира.

Что касается поэтических «учителей», «именных» традиций русской и западноевропейской классики, то на вопросы о своих любимых поэтах Окуджава отвечал: «Из поэтов люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая также еще имена Блока, Ахматовой, Заболоцкого. Относительно поэтов-современников он говорил: «Я очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера...», неизменно положительно отзываясь о «шестидесятниках»: Е. Евтушенко, А. Вознесенском, Р. Рожденственском, как о «ярких талантах», людях «из моей стихотворной когорты», считал он также очень одаренными, замечательными поэтами И. Бродского, Н. Рубцова.

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки (в том числе - городской романс). В самом соединении стиха, мелодии, а на раннем этапе и собственного исполнения под аккомпанемент гитары его стихов-песен сказалось обращение к древнейшим, исконным традициям поэтического творчества, смелое и оригинальное их продолжение и обновление.

Ключевые слова: Булат Окуджава,критика на творчество Булата Окуджавы,критика на произведения Булата Окуджавы,анализ произведений Булата Окуджавы,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.