Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в основной школе Педагогические технологии в преподавании географии

Технология обучения - алгоритмическая последовательность дидактических процедур, гарантированно ведущих к определенной образовательной цели. Технология отличается высокой степенью инструменталыюсти, означающей проработанность конкретных действий, обеспечивающих результативность их применения. Следовательно, главным атрибутом обучающей технологии является измеримость и воспроизводимость планируемых результатов.

Технологичность педагогического процесса означает его стандартизацию в виде конструктивной схемы деятельностного функционирования в заданных условиях. К пониманию сути технологии обучения следует подходить с позиции системности. Здесь предполагается многоуровневая соотнесенность дидактических целей, средств и условий их достижения, корректировки действий и вероятный характер успешной реализации такой технологии.

Технология обучения - это система регламентированной деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе.

Технологизация обучения обеспечивает оптимизацию процесса передачи постоянно возрастающего объема научных знаний, информации о мире, предметах, способах существования человека. Технологизации обучения способствуют колоссальные возможности глобальной информатизации современного общества. Это связано с техническим обогащением образовательного процесса, его насыщенностью интерактивными средствами. В ноле технологизации оказался также механизм развития личности учащихся. Технологии, реализуемые для развития определенных индивидуально-личностных характеристик школьника, существенно обогащают современные системы обучения. В целом содержание технологизации процесса обучения многоаспектно и связано с проблемами психолого-педагогического, дидактического, информационно-технического и организационного характера.

В опыте работы современной школы используются различные виды технологий обучения. К ним относятся заданные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии и др. Они представляют собой поэтапную организацию коммуникативного обучения, насыщенного сюжетным содержанием, техническими средствами и практическими упражнениями.

Виды технологий в теории и методике обучения географии. В преподавании географии накоплен значительный опыт применения различных технологий.

  • 1. Широко известна технология «типового плана», изложенная в виде правил, образцов, планов описаний и характеристик географических объектов. Использование типовых планов позволяет дать логично выстроенную характеристику изучаемого объекта с обязательным раскрытием причинно-следственных связей и предусматривает широкую работу с картами. План можно применять также для самоконтроля за качеством усвоения изученного материала.
  • 2. Успешно реализуется технология опорных сигналов (.логических опорных конспектов , ЛОК). ЛОК - это графическое отображение учебного материала с показом структуры его изложения. Использование этой технологии позволяет создавать наглядное представление об учебном материале, выделять главные содержательные элементы и взаимосвязи между ними.

Широко применяются технологии модульного, проектного, игрового обучения и др.

3. Модульным обучением считается такая организация учебного процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модуля - тематически завершенной части учебного материала. Модуль становится самостоятельным программным блоком, в котором соединяются учебное содержание и технология овладения им. Совокупность модулей выражает тематическую целостность и структуру всей учебной дисциплины.

Система модульного обучения включает целевой, информационный, операционный и проверочный модули. Целевой модуль формирует представление о новых изучаемых объектах, явлениях или событиях. Информационный модуль представляет необходимый учебный материал, структурированный в том или ином варианте. Операционный модуль включает весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по применению и использованию усвоенной информации. Модуль проверки может быть представлен системой зачетных или экзаменационных вопросов, тестовых или творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу учащихся в режиме дозового усвоения учебной информации, зафиксированной в модулях. Следовательно, модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, при котором весь процесс обучения строится на достижении текущих (знания, умения, навыки) и перспективных (индивидуально-личностное развитие) целей.

Функционирование учебного модуля предусматривает создание ряда технологических карт для учащихся и учителя. Технологическая карта для учащихся строится на основе дифференциации учебного материала. Обучаемым представляется объем и глубина изучаемого материала, практические работы, формы отчетности. Технологическая карта учителя является вариантом тематического и поурочного планирования на модульной основе. В состав карты входят и контрольные измерительные материалы. Целесообразным является также создание дайджест-приложения - своеобразной мини-хрестоматии, позволяющей учителю оживить урок фрагментами из дополнительных источников.

4. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями применения технологии проектного обучения. Проектом считается план какого-либо замысла, мероприятия, деятельности. Дидактический смысл проектного обучения заключается в реализации личностных качеств учащихся, в формировании опыта творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру. Технология проектного обучения предполагает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания учебного проекта.

Учебным проектом может стать разработка того или иного плана, замысел, задача, для решения которых необходимо осуществить активные целесообразные действия. Познавательная деятельность учащихся при этом сообразуется с их личными интересами в приобретении новых знаний. Таким образом, сущность проектного обучения заключается в стимулировании познавательного интереса учащихся, развитии умений и навыков практической деятельности, формировании личностных качеств.

Использование технологии проектной деятельности предполагает создание определенных условий. Прежде всего, необходимо сформулировать значимую проблему или задачу, связанную с изучаемым материалом. Результаты проекта также должны иметь познавательное значение, способствовать развитию личности. Выполнение проекта требует самостоятельной деятельности учащихся, поэтому задачи должны быть носильными для них. При выполнении проектов предполагается последовательность действий: формулировка проблемы, осмысление гипотезы решения, выбор методов исследования, анализ и обработка данных, представление проекта (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность

Подготовка проекта и планирование работы

Выступают с инициативой проекта. Обсуждают тематику и цель проекта. Определяют проблему и вытекающие из нес задачи исследования, гипотезу решения проблемы. Разрабатывают план проекта.

Определяют источники информации. Определяют способы сбора и анализа информации.

Определяют способ представления результатов.

Устанавливают процедуры и критерии оценки результатов.

Распределяют задания в группе (если проект не индивидуальный).

Получают при необходимости от учителя дополнительную информацию о проекте

Выступает с мотивированным предложением проекта. Определяет тематику проекта, его структуру и возможные результаты. Знакомит со смыслом проекта и мотивирует учащихся. Оказывает помощь учащимся в планировании работы над проектом

Стадия работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность

Непосредственная

над проектом

Проводят творческую работу, решают промежуточные задачи.

Анализируют результаты исследования, формулируют выводы

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Презентация

результатов

Презентуют результаты работы над проектом

Принимает участие в обсуждении результатов работы над проектом

Оценка результатов и процесса

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя типологизировать проект - определить в нем приоритетное направление, разработать цель, содержание и методику реализации.

Учебные проекты различаются по уровню интеграции учебного материала, по количеству участников, по способу деятельности учащихся. Проекты могут быть исследовательскими и игровыми, познавательными и практикоориентированными, ценностно-ориентационными и коммуникативными, художественно-эстетическими. В процессе обучения географии технология проектов может использоваться уже с начального курса (например, проект застройки территории по плану местности). Более эффективной эта технология является при использовании в старших классах.

5. Игровая технология представляет собой способ взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения через реализацию того или иного сюжета - игры, сказки, спектакля, делового общения и ир. При этом в содержание игры включаются образовательные задачи.

Специфика игрового обучения состоит в моделировании в учебном процессе различных отношений и условий реальной жизни. Учебные игры представляют собой вид активной деятельности школьников, во время которых они воспроизводят реальные ситуации. В играх проявляется потребность активного познания окружающего мира, развиваются интеллектуальные, волевые и физические качества, формирующие личность школьника. Популярность игрового обучения объясняется эмоциональной насыщенностью игр, их состязательностью, импровизационными возможностями.

В обучении географии используются познавательные, ролевые, деловые игры. В познавательных играх создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в игровой контекст. Ролевые игры характеризуются наличием учебной задачи и распределением ролей между участниками ее решения. Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных событий и явлений. Это форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т.д.). Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.

Использование игровых технологий требует предварительной подготовки учащихся. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательные игры, которые могут проводиться в качестве простейших элементов занимательности, в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, конференция, «Поле чудес» и т.д.) и в виде предметно-содержательных моделей (например, игры-путешествия). Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.

  • 6. В условиях внедрения ФГОС нового поколения все более широкое распространение получает пришедшая из зарубежной педагогики технология развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо. Критическое мышление - эго процесс взаимодействия внешней информации с имеющимися у человека знаниями, при котором человек принимает решение, чему доверять и что делать. Несомненным плюсом данной технологии является формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, систематизировать информацию с точки зрения ее важности, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. В данной технологии выделяют три основные стадии (фазы):
    • - вызов: актуализация опорных знаний и умений; активизация интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения;
    • - осмысление содержания (реализация): получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения;
    • - рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.

Многие приемы ТРКМ могут быть успешно реализованы на уроках географии. Например: кластеры (выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление); «Корзина идей, понятий, имен...» (запись слов и выражений, связанных, по мнению учеников, с предложенной темой); «инсертное» чтение (знакомство с текстом с пометками на полях); таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»; «фишбоун» («рыбный скелет», голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос); «толстые» (развернутые) и «тонкие» (краткие) вопросы; синквейн - краткое выражение учебного материала в несколько строк.

Эти и другие приемы ТРКМ можно применять во всех классах, различных по уровню обучаемости и обученности. ТРКМ создает условия для самообразования учащихся и направлена на развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

  • 7. Большой потенциал в школьном географическом образовании имеют ситуационные задачи (кейс-метод ). Ключевым моментом в работе учителя над ситуационной задачей является выбор проблемной ситуации. Через ее содержание и систему разноуровневых заданий создаются условия для формирования различных УУД. Процесс поиска выхода из проблемной ситуации стимулирует учащегося на активную коммуникацию, применение знаний и умений из сопряженных дисциплин, требует планирования своей деятельности, способствует формированию эмоционально-ценностных переживаний. Все ситуационные задачи имеют типовую структуру и включают:
    • - название, привлекающее внимание и способствующее возникновению познавательного интереса (например: «География в супермаркете», «Жить до 100 лет!», «Кого ждут на рынке труда» и т.д.);
    • - описание ситуации - конкретной проблемы или истории из жизни, личностно значимого познавательного вопроса;
    • - информацию по данному вопросу в текстовом, графическом или табличном виде;
    • - вопросы или задания разного уровня сложности.

В зависимости от дидактических целей выделяют три вида ситуационных задач: обучающие (тренировочные), контролирующие и творческие. Использование ситуационных задач позволяет формировать различные уровни учебно-познавательной деятельности.

Разделы: География

Личностно-коммуникативное обучение в преподавании географического краеведения

“Недостатки традиционной педагогической технологии – это слабое внимание к личности ученика. Преодолеть этот недостаток можно, если включить индивидуальный подход и в этап постановки цели, и в этап обучения, и особенно в этап оценки результата”.

И.И.Баринова.

Личностно-коммуникативное обучение особенно актуально в наше время. Над этим вопросом работает МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска, где я являюсь преподавателем географии.

Целью моей работы является анализ личностно-коммуникативного обучения, выбор методов и приемов, приемлемых для преподавания краеведения.

Для написания своей работы я использовала следующие методы: статистический, аналитический, исследовательский, метод работы с литературой.

Задачи моей работы: изучить технологию личностно-коммуникативного обучения, определить сущность и содержание понятия личностно-коммуникативного обучения в преподавании краеведения, разработать серию уроков по этой теме.

Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности. Многие десятилетия краеведению отводилась незавидная роль. И только в наши дни “малая” география российских провинций начинает обретать достойное место. Важность изучения родного края определяется и тем, что территория, где проживает человек, побуждает его познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретные практические дела, осваивать и принимать традиции. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующими и последующими поколениями (народные традиции, творчество, ценности) комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.

Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей школьников, на его основе происходит их интекоризация. Это – реальное микро-, мезо-, и макроокружение, в котором протекает жизнь школьника, его семьи. Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям: сохранение природы края и здоровья его населения, лимитирование потребностей в ресурсах, культ предков, национальных традиций, семейного уклада жизни, готовность к трудовой деятельности и т. д.

Родной край-пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности учащихся. Школьники субъективно “вычисляют” родной край из целого своей страны, противопоставляют его ей, обозначая тем самым ограниченность края.

Границы родного края крайне динамичны и постоянно расширяются в процессе деятельности учеников. Причем деятельность понимается нами весьма широко: познавательная (прочитал, стал лично значимым); практическая (изучал определенную территорию на экскурсии, в походе); исследовательская (проведение опытов экспериментов в кружке). Однако границы родного края чаще всего имеют предел "расширения" до границ области, края, республики. Своеобразным ограничителем в этом случае является историческое формирование территории, традиции своего народа. Мы определяем Родину как единство человека и среды, единство, которому человек в ходе своей практической деятельности придал ценностное содержание и которое наделил знанием. Следует отметить, что родной край рассматривается учащимися как личностная ценность. Они наделяют его такими значениями, как "моя прекрасная Родина", “самое красивое место”.

Успешное усвоение содержания краеведческого материала осуществляется в предлагаемой технологии личностно-коммуникативного образования. Существенной в этой технологии является личность школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося за долго до влияния специально организуемого обучения в школе. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию.

Личностно-коммуникативное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик–учитель, ученик–ученик, ученик–ученический коллектив, ученик-учебник и другие средства учебно-методического комплекса, ученик–окружающая среда, учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемое в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный контакт, сотрудничество интимно-личностное общение, деловое общение. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик–окружающая среда, ученик–учебник опосредованно, часто сначала неосознанно, с помощью рефлексии. Технология личностно-коммуникативного образования, как считают ученые – педагог В. В. Сериков и психолог И. С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие – обучение и учение. Моделируя данную педагогическую технологию с позиции учения, мы выделяем в ней компоненты.

Первый компонент – цель , ориентирующая ученика на различные действия по усвоению содержания курса географии своего края. Цель рассматривается как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие ученика. Причем образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие, лишь связываясь с мотивами. Обязательным условием целеполагания является закладывание в него субъективного опыта учащихся. В этом случае цели будут приняты учеником как собственные. В процессе целеполагания школьники выделяют предмет деятельности, осуществляется мотивация.

Вторым компонентом личностно-коммуникативного образования является мотивация как совокупность различных побудителей к совершению действия. Мотивация помогает создать у учащихся определенный настрой, направленность на учебную деятельность. Для формирования мотивации у школьников учитель моделирует учебную ситуацию. Она может быть в виде проблемной ситуации, парадокса, интересного факта и так далее. На этапе мотивации и целеполагания, образующих мотивационный компонент учения, главным является сознание того, для чего необходимо изучать этот материал и готовы ли учащиеся к его изучению.

Следующим компонентом личностно-коммуникативного образования является учебная ситуация , создаваемая в различных формах. Вхождение учителя и ученика в личностно-ориентированную ситуацию предполагает своеобразную инверсию всех параметров обучения: то, что было внешним по отношению к их общению (цель, содержание учебного процесса), задавалось внешними социальными институтами, меняет свой источник, делается внутренним стимулом, результатом интимного согласия и сотрудничества субъектов. Борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей здесь становятся осязаемым полем межличностного общения. При создании учебной ситуации учитель опирается на социальный опыт школьников.

Особую группу занимают задачи, связанные с рефлексией, направленной на осознание, осмысление значимости собственных действий. Решение учебной задачи осуществляется в специально организованной коллективно распределенной деятельности.

Итак, способом решения учебных задач являются учебные действия – следующий компонент педагогической технологии. Знание способов действия позволяет осмысленно решать учебные задачи, поэтому учитель обращает внимание на их планирование, осознанное применение учащимися.

Необходимым компонентом данной технологии является оценка, переходящая в самооценку. В этот процесс включаются как эмоционально волевые, так и рациональные действия, связанные с предпочтением и выбором.

Личностно-коммуникативная технология исходит из особенностей ценностных отношений, построенных на условиях диалога, гармонии, сотворчества, при которых признается независимость, суверенность не только другого человека, но и природы.

Первым шагом диалогичности на уроках является стремление учителя развивать в ученике способность высказывать свое “Я”, выражать человеку свое мнение. “Я думаю...”, “Мне кажется...”, “Я считаю...” – вот формы диалогической установки, выводящей человека на диалог с другим.

Технология личностно-коммуникативного обучения, рассчитанная на потенциальных возможностях личности, осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения. Однако наиболее предпочтительными являются коммуникативные игры, дискуссии, семинары, групповая работа. Особенность их заключения в индивидуальном способе общения, в ходе которого происходит обмен ценностями, придающий изучаемому содержанию личностно значимый смысл.

Рефлексивное управление в личностно – коммуникативной технологии

Процесс усвоения содержания географического материала является объектом не только познания, но и управления. В этой связи попытаемся раскрыть особенности управления учебной деятельностью в процессе усвоения предметного содержания курса.

Итак, переориентация во взаимодействии учителя и учащихся, переход на полисубъектное

(диалогическое) общение в личностно-коммуникативной технологии требуют иного управления учебным процессом. Я считаю, что основой управления учебной деятельностью
школьников по усвоению материала курса географии Ульяновской области в 9-ом классе станет рефлексивное управление. Понятие “рефлексия” рассматривается многоаспектно. Его понимают как
концентрированное самоотражение, самоосмысление, самонаблюдение, самосознание. Рефлексия выражает осознание человеком своего собственного состояния, поведения, деятельности.

Рефлексия, как отражение самого себя, своих потребностей, интересов, мотивов включает отражение собственных действий.

Различают предметную, процессуальную, личностную рефлексию. Предметная рефлексия направлена на осмысление предметных оснований задачи. Процессуальная мыслительная деятельность по поводу решения учебной задачи. Личностная рефлексия – обращение мыслей ученика на себя, свой внутренний мир, психическое состояние, личностные качества. Рефлексивное управление призвано помочь в разработке комплекса мер, обеспечивающих успешное усвоение материала курса.

Основные формы личностно-ориентированного обучения

Особое место отводится уроку – главной форме обучения. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, связанные с предметной, процессуальной и личностной рефлексией. Такие уроки позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии и амплификации. На таких уроках используются слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений, обсуждаются проведенные социологические исследования. Так, на уроке по теме “Путешествие по памятникам природы Ульяновской области” учащиеся ощущают единство с природой.<Приложение 1 >.

Другим вариантом является урок-обобщение , на котором осуществляется оценка и самооценка учащихся. Как правило, вначале они оценивают себя сами, проставляя себе баллы, затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Так это происходит на уроке-зачете “Климат. Природные ресурсы Ульяновской области” <Приложение 2 >.

Лекции впервые систематически начинают вводиться с 9-го класса. Эта форма обучения имеет результативность при соблюдении учителем ряда условий: познавательная мотивация учебной деятельности, четкая формулировка целей лекции, отбор учебного материала с выделением в нем основного и второстепенного, продуманность плана с вычленением в нем ключевых вопросов лекции, четкая формулировка заданий учащимся для осуществления обратной связи, продуманность дополнительных вопросов, подбор заданий для оценки эффективности лекции.

Этот алгоритм деятельности учителя позволит подготовить качественную лекцию.

Семинар – такая форма организации обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре, в результате предварительной работы над программным материалом школьники и учитель в обстановке непосредственного общения, в процессе выступления учеников решают задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. На семинаре, как правило, высокий уровень самостоятельности учащихся. Роль учителя здесь заключается в организации и руководстве деятельностью школьников. Необходимо четко сформулировать вопросы для семинара, обдумав их объем и сложность, задание творческой деятельности в виде рефератов, исследовательских проектов, интервьюирование местных жителей. По уровню познавательной активности школьников можно выделить традиционные и проблемные семинары.

На первом, ученики выступают с сообщениями и обсуждают их. При этом высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у выступающих учеников. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения.

Игра. Рассматривая игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры, считаем, что она направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем, обмен ценностями в диалоге. Игра позволяет школьникам усваивать социальный опыт вследствие ролевой деятельности. В результате в игре осуществляются два взаимодополняющих процесса – освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты. Усваивать основные правила поведения в природе и обществе. При всем многообразии ролевых игр в географическом образовании их можно объединить в две большие группы:

Игры на освоение социального опыта в конкретной деятельности: игры-экспедиции, игры по созданию и экспертизе проектов, пресс-конференции, игры-драматизации. Причем игровой сюжет может быть как реальный, так и фантастический. <Приложение 4 >. <Приложение 5 >.

Игры на освоение социального опыта, связанные с общением учащихся друг с другом на основе решения экологической проблемы. В данном случае ученики играют не конкретную роль, а роль-маску: докладчика, критика, пропагандиста, конформиста, оптимиста и т. д. <Приложение 3 >.

Дискуссии. Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения. Диалог – всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда выражается свое “Я” и отношение к чему-то. Основными особенностями диалога является проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации; интерес к содержанию, а также процессу диалога субъектам общения; незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировка в системе многообразных ценностей.

Диалог является основной формой общения в дискуссиях, например, при обсуждении какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью нахождения способа его решения, обмена ценностями. Любая дискуссия включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, познавательный, операционно-коммуникативный, эмоционально-оценочный.

Урок-диалог. Уроки-диалоги занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две три недели. Роль этих уроков значительна, так как на них формируется умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, формируется культура общения, стимулируется мышление, учащиеся овладевают знаниями в новой учебной ситуации. Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задания дается за два месяца и более; группе необходимо ознакомиться с разными источниками, отобрать наиболее важные географические данные, составить вопросы, подготовит иллюстрации.

Остальным учащимся учитель предлагает за одну– две недели подготовить интересующие их вопросы, сам проводит отбор наиболее интересных в географическом плане, хотя значительная часть вопросов остается неизвестна учителю (экспромт на уроке).

Удачные вопросы поощряются. Для оценки вопросов и ответов учитель выделяет “ группу учета”, “группу анализа”. Уроки-диалоги необходимо завершить не только коллективным обсуждением итогов их проведения, но и заданиями на обобщение материала.

Урок-зачет. Функции контроля самые разнообразные – обучающие, развивающие, воспитывающие. Для учителя он важен и тем, что позволяет критически оценить свою деятельность, в случае плохих результатов, находить более рациональные пути в учебно-воспитательном процессе. Урок-зачет требует более глубокой подготовки. К нему учитель готовит учащихся в длительный срок. В помощь учителю создается группа актива. Вместе с ней определяется количество постов проверки знаний и умений, продумывается оформление рабочих мест, составляются вопросы и задания. <Приложение 2 >.

Какие бы новаторские замечательные приемы и пути работы на уроке не предлагались, сами по себе они не приведут к желаемому результату. Любое педагогическое совершенствование даст действительный результат, лишь реализовавшись в творческой энергии самого учителя, в глубине и самобытности его мышления, в умении свободно распоряжаться учебно-воспитательными средствами, в обаянии и интеллигентности его поведения и общения, в его дидактическом искусстве разжигать воображение школьников, стимулировать их умственную инициативу, в умении “эмоционально зарядить” ученика.

Когда урок заставляет сильней биться радостью сердце ученика – учитель всемогущ.

Литература

  1. Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М., 2001.
  2. Душинина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.,2004.
  3. Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М., 1997.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности в процессе обучения географии Межакова Наталия Николаевна, учитель географии МАОУ гимназии № 26 г.Томска

2 слайд

Описание слайда:

Коммуникативная компетентность Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информации. Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность- это умение вступать в общение с целью быть понятым.

3 слайд

Описание слайда:

Причины плохой коммуникации: Стереотипы – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуации. Нет объективного анализа и понимания. Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. Плохие отношения между людьми. Отсутствие внимания и интереса собеседника (интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя). Пренебрежение фактами (вывод делается голословно). Ошибки в построении высказывания (неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность и нелогичность). Неверный выбор стратегии и тактики общения.

4 слайд

Описание слайда:

Основные трудности, связанные с речевыми высказываниями Говорить перед классом Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов Отвечать у доски Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания Увлечь одноклассников своим ответом Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением Внимательно и заинтересовано слушать своих одноклассников При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить Считаться с мнением других Сообща работать в группе Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно не очень важное Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе

5 слайд

Описание слайда:

Почему так происходит? На уроке педагог отдает предпочтение своей речи Потеря общения между подростками на уроке, либо коммуникативно-культурное общение становится бедным или вообще отсутствует. Задача- развивать коммуникативные умения у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности в процессе обучения географии Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения словесными методами обучения. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. Обсуждение проблем строится на основе конкретных жизненных фактах, которые требуют конкретных жизненных решений. Таким образом, применяя данную технологию в обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.

7 слайд

Описание слайда:

Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетентность ученика формируется: через обучение содержанию предмета; через развитие прикладных исследовательских умений; через развитие социально-коммуникативных умений; через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. Учебная коммуникация может развиваться посредством разнообразных аспектов ученической деятельности, таких как прикладной и исследовательский аспекты, социально-коммуникативный и личностно-ориентированный. Приведу несколько примеров развития данных умений на уроках географии.

8 слайд

Описание слайда:

Прикладной аспект учебной коммуникации Понимание учебного материала. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей Оценка изучаемого материала и т. д. Исследовательский аспект учебной коммуникации Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы. Умение представлять и презентировать изучаемый материал. Умение работать со справочной и дополнительной литературой и т. д. Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации Развитие умений слушать. Развитие умений участвовать в беседе. Развитие умений дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему. Развитие умений интеграции и кооперации и т. д. Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации Формирование навыков общения. Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы. Формирование учебной мотивации. Целеполагание и определение пути к собственным

9 слайд

Описание слайда:

Типы и формы уроков с применением технологии коммуникативно-диалоговой деятельности Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок. урок-практикум. Тип урока: комбинированный урок Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания, т. е. все формы уроков применимые к этим этапам школьного занятия.

10 слайд

Описание слайда:

Тип урока: комплексное применение знаний и умений Основные формы уроков данного типа: ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов; путешествие; экспедиция и т.д. Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний и умений Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа. Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний; защита творческих работ, проектов; творческий отчет; собеседование.

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский колледж архитектуры и строительства»

Реферат по дисциплине

«География»

По теме:

«Современные педагогические технологии в обучении географии»

Исполнитель:

преподаватель географии

Андронова Нина Михайловна

Пенза, 2016 год

Содержание (с.2)

Введение (с.3)

    Технологии, применяемые в образовательном процессе (c .5)

    Технологии критического мышления (с. 7)

    ИКТ – технологии (c .8)

    Игровая технология (с.10)

    Технология проблемного обучения (с.12)

    Тестовые технологии (с.13)

    Здоровьесберегающие технологии (с.14)

    Личностно – ориентированные технологии (с.14)

    Метод проектов(15)

    Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока (16)

    Заключение (17)

    Список литературы (19)

Введение

Цель работы: Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Объяснительно-репродуктивные методы обучения, не в полной мере обеспечивают достижения требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности; позитивная самооценка. Современное образование требует поиска новых форм обучения, совершенствования учебно-воспитательного процесса с применением инновационных технологий, интерактивных методов обучения, которые позволяют развивать компетентность обучающихся, вовлекать пассивных участников и создавать психологически благоприятную среду, способствовать развитию наблюдательности, способности к самовыражению. Из научной литературы известно, что интерактивные методы условно можно разделить на три основные стратегии: пассивные, активные, интерактивные.

Пассивные: обучающимся отводится роль пассивных объектов воздействия педагога. Формы реализации в учебном процессе: лекция, изучение документа, опрос репродуктивного характера.

Активные: педагог остается главным и единственным источником информации и экспертом, но и обучающимся представляется возможность задавать вопросы, предлагать свои пути решения, комментировать, делать выводы и обобщения, так как учебный процесс не может быть полностью заранее подготовлен преподавателем, занятия не имеют жесткой структуры.

Формы реализации в учебном процессе: дискуссия, эвристическая беседа, проблемный анализ, «мозговой штурм», круглый стол.

Интерактивные: активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса. Роль преподавателя перестает быть центральной, он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации.

Формы реализации в учебном процессе: дебаты, ролевые игры, моделирование, проектная деятельность.

При планировании уроков применяю чаще всего интерактивную стратегию. Цель моей педагогической деятельности: работа по повышению познавательного интереса, активизации познавательной деятельности студентов, самостоятельному поиску и добыванию знаний, осуществление взаимосвязи учебной и внеаудиторной работы.

Условиями достижения результатов являются:

а) проведение нетрадиционных уроков с применением элементов современных образовательных технологий;

б) активизация познавательной деятельности обучающихся через поисковую и исследовательскую деятельность;

в) диалоговая форма ведения урока, что позволяет создать ситуацию общения для обучающихся; успехи обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах;

г) взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – самостоятельной работе учащимся уделяю большое внимание при выполнении домашнего задания: они пишут и защищают доклады, рефераты; выполняют творческие задания – изготовление кроссвордов, презентаций, делают поделки из пластилина и др.

Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса. В своей педагогической деятельности использую технологии, место которых зависит от целей, содержания и форм обучения.

Технологии применяемые в образовательном процессе

Наименование современных образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Компетенции, на формирование которых направлено использование современных образовательных технологий

Умения и навыки, формируемые у обучающихся

Метод проектов в предметном обучении

Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуаль-ную самостоятель -ность

Ценностно-смысловые компетенции

Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Информационно-коммуникационные технологии.

Повышение качества образовательно-го процесса

Информационные, коммуникативные компетенции.

Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению

Ценностно-смысловые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.

Понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек.

Технология уровневой дифференциации.

Повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого ученика, развитие его индивидуальных качеств.

Компетенции личностного самоопределения, информационные, коммуникативные.

Овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умения применять знания в усложненной ситуации.

Игровые технологии.

Активизация учебного процесса, развитие творческой, физической активности и познавательного интереса учащихся.

коммуникативные, ценностно-ориентированные, личностного самосовершенствования

Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива.

Основой технологии является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями учащегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как учащийся умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления учащихся могут выступать:

    верные и неверные утверждения;

    «мозговая атака»;

    графические приемы

Примеры данной технологии используемой мной на уроках:

2.Приём «верные и неверные утверждения»

например: тема «Ветер»

    ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении

    ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении

    ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

3. Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии.

Река

    Широкая, глубокая

    Течёт, переносит, затопляет

    Из далека долго, течёт река Волга

    Поток

ИКТ – технологии.

В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

    Повышает мотивацию учащихся к учению;

    Активизирует познавательную деятельность;

    Развивает мышление и творческие способности;

    Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации преподавателя и учащегося;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Зарубежная Азия 11 класс

    Итоговое задание по теме "Страны Азии"
    Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.
    Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.

    Подготовьте презентацию.

Игровая технология.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    как технология внеклассной работы.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

1. Приём «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: «Караганда». Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

2.Приём «Геоалфавит».

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства. Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну? Памир.

3. Приём « Третий лишний» или «Белая ворона»

Учитель называет 3 – 4 слова, относящиеся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск (столицы республик РФ)

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в группе, научно-практической деятельности и др. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив учащегося в проблемную ситуацию, интересную и для всей группы, преподаватель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов.

    В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?

    Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?

    Почему белые медведи не едят пингвинов?

4 Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

6. Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему?

7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Тестовые технологии

Тесты и тестовые формы позволяют получить объективные оценки уровня знаний, позволяют выработать необходимые навыки при сдаче зачётов, за ограниченное время проверить уровень знаний всей группы. При внедрении новых технологий они вновь привлекли к себе интерес. Я разработала банк тестовых заданий по географии.

Здоровьесберегающие технологии

Одним из способов решения проблемы ухудшающего состояния здоровья детей, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Одним из важнейших факторов здоровья – это организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки, проведение физкульминуток, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещённость, чистота), обучение в малых группах, благоприятный эмоциональный настрой. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности (в норме должно быть 4-7 смен видов деятельности).

Личностно- ориентированные технологии

Обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, а отношение «учитель- ученик» строятся на принципах сотрудничества и свобода выбора. Методы, используемые внутри данной технологии: проблемный, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, исследовательская работа в группах, парах. Формами проведения уроков могут быть: урок-дискуссия, интегрированный урок, урок - игра. Можно применять на всех этапах урока.

Метод проектов

На сегодня метод проектов есть одним из основных современных активных инновационных методов обучения, если педагог сможет применить эту технологию на практике.

Задача учебного проекта заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне высветить ход его получения, т.е. проектного исследования.

Работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание человека, а и ее чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный материал, определению личностью своего эмоционально-ценностного отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха. Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс са Проектная деятельность "заставляет" студента по-новому посмотреть на свои умения, на характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые нуждаются в нестандартном решении, проявив значительные волевые и эмоциональные усилия и довольно высокий уровень самореализации. Как результат, имеющиеся качественные изменения в психологической структуре личности, которая предопределяет овладение привычками общения. Это такие изменения, как: умение ставить адекватные, личностно значащие и социально важные жизненные перспективы. Защита проектов на моих уроках проходят ежегодно.

п/п

Этапы урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

Организационный момент

Здоровьесберегающая технология

Соблюдение гигиенических требований

Актуализация знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность, эвристическая беседа.

Сообщение темы постановка целей и задач.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации.

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах; эвристическая беседа.

Предоставление наглядного материала (электронные учебники, презентации) и др.

Объяснение нового материала.

Создание ситуации успеха.

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, разноуровневые задания.

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа; работа в парах.

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений - сравнения, мышления, обобщения.

Игровые технологии

Игровая ситуация

Здоровьесберегающий подход

Смена видов деятельности

Закрепление материала

Дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Информационно- коммуникативные, тестовые технологии.

Тестирование на ПК, разноуровневые задания на ПК.

Итог урока

Педагогика сотрудничества.

Коллективный вывод, подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная технология.

Создание ситуации успеха.

Рефлексия

Технология критического мышления

Тренинг «Смог.., что не получилось»

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

Заключение

Итак, в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижение экспериментальной педагогики прошлого века, которые построены на принципе саморазвития, активности личности.

Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся, помогают формировать УУД.

В течение года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось в увеличении активности учащихся на уроках, участие в конкурсах, олимпиадах, проведении внеклассных мероприятий, повышение интереса к обучению.

В новом учебном году планирую использование данных педагогических технологий для достижения лучших результатов.

В перспективе свою работу вижу в следующих направлениях: продолжить внедрение аспектов проектного обучения, исследовательской и экспериментальной работы, повышение требований к проведению уроков - это контроль за занятостью учащихся на каждом этапе урока, добиваться устойчивого интереса к предмету

Список литературы

1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112

4.«Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009

5. rae . ru > forum 2011/87/1331

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

04/20/17 http://aida.ucoz.ru

04/20/17 http://aida.ucoz.ru Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения.

IV этап – презентация группового решения Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия. Презентация решений может проходить в одной из форм: - устное сообщение; - представление структурно-логических схем; - заполнение таблиц и пр. 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

V этап – рефлексия прошедшего занятия. Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом, который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия. Вопросы могут быть следующими. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д. 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Результативность опыта Учебный год Количество обучающихся детей Успеваемость по предмету в % Количество обучающихся успевающих на «4 и 5» Качество знаний, % 2007- 2008 58 100 41 71 2008- 2009 49 100 38 75 2009- 2010 52 100 39 78 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Победители олимпиад и конкурсов 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Шаг второй. Сформулируй по образцу Вашему вниманию я хочу предоставить несколько методов интерактивного обучения, и мы попробуем на практике выполнить несколько заданий. 04/20/17 http://aida.ucoz.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ХОД МАСТЕР-КЛАССА (слайд №1)

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии, (слайд №2)

Знакомство со слушателями мастер-класса. (Слайд №3)

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте познакомимся. Я буду говорить некоторые фразы. Утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг.

Фразы:

  • Кто любит мыть посуду?
  • Кто пришел сегодня в юбке?
  • Кто пришел сегодня на класс с хорошим настроением?
  • Кто сегодня завтракал?
  • У кого есть сотовый телефон?
  • У кого день рождения 7 числа?
  • Кто любит шоколад?

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На ладони нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.

Постановка задач мастер-класса

Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете: (Слайд № 4)

  • объяснить, что такое интерактивное обучение;
  • видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов на своих уроках.

Шаг первый. Что это такое?

Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое интерактивное обучение. (Слайд №5)

Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные – экономические и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия. Быстрее и качественнее эти компетентности формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Мы должны помнить, что перед нами школьник ХХI века, который имеет широкие интересы, свои суждения. Мне представляется, что для достижения качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

Создание интерактивной среды обучения и воспитания

(слайд №8) В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы. Цель данных педагогических приёмов:

Дать ученикам возможность думать,

Делать, выбирать и учиться самостоятельно.

  • (Слайд №9)включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания;
  • оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося;
  • более продуктивное, чем ранее, мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности;
  • наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.

Слайд№ 10 Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

  • 1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • 2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • 3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Слайд№11 Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов:

  • Подготовительный этап;
  • I этап – постановка проблемной ситуации;
  • II этап – формирование учебных групп;
  • III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;
  • IV этап – презентация групповых решений;
  • V этап – рефлексия прошедшего занятия.

Слайд№12 I этап – постановка проблемной ситуации.

  • На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Ученик любого возраста начинает учебу не с «чистого листа», он уже имеет свой жизненный опыт, знания, интересы, направленность.
  • На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций . Проблема, определяется как знание о незнании. Так, например, при работе по теме урока «Распределение тепла» учащиеся устанавливают, что температура воздуха с высотой понижается, о чём свидетельствуют заснеженные вершины гор. Противоречие, поставленное на занятии, заключалось в том, что чем дальше от поверхности, тем ближе к солнцу и значит должно быть теплее.

Слайд№13 II этап – формирование учебных групп.

  • Поставив проблемную ситуацию, переходим ко II этапу - формированию учебных групп с тем, чтобы разрешить поставленное противоречие. Существуют два основных принципа формирования групп - свободное (по желанию) и организованное учителем. Организованное распределение происходит с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока:
  • на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;
  • при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки,
    которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу;
  • учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания
    легче, «Б» - чуть сложнее и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.

Мастер делит присутствующих на группы. (Деление на группы: выбрать кленовый листочек любого цвета, а затем сгруппироваться по цвету и занять места за столами с соответствующими табличками)

Слайд№ 14 III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе

На III этапе - организации учебной деятельности учащихся в группе происходит : усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения - так формируется общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим: при изучении Восточной Сибири выбрать из предложенного перечня характеристик те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют климат, черты рельефа, заселённость территории и пр. Еще раз подчеркнем: для определения общего мнения группы необходимо, чтобы задача, которая определяет ход групповой работы, была правильно воспринята всеми членами группы.

Слайд№ 15 Для реализации интерактивного обучения на данном этапе я использую многообразные технологии: (рисунок)

Слайд№ 16 (работы детей)

Слайд№17 Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения.

  • Слайд№ 18 Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия.

Презентация решений может проходить в одной из форм:

  • - устное сообщение;
  • - представление структурно-логических схем;
  • - заполнение таблиц и пр.

Слайд№ 19 V этап – рефлексия прошедшего занятия.

  • Этап презентации групповых решений сменяется исключительным по своей значимости V этапом , который можно определить как отличительную особенность интерактивного обучения, - рефлексией прошедшего занятия . Вопросы могут быть следующими.
  • Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя и т. д.

Слайд№ 20 4. Результативность опыта

  • Внедрение в практику преподавания географии элементов интерактивного обучения с использованием разных методических форм и приемов оказывает позитивное влияние на формирование знаний, умений и навыков школьников. (Таблица)

Слайд№ 21 Участие в олимпиадах, проектах.

Слайд№ 22 Шаг второй. Сформулируй по образцу

Задание 2 Мастер: Предлагаю Вам несколько методов

Слайд№ 23 Синквейн

Слайд№ 24 Правила составления синквейна.

Слайд№ 25 Пример: ТЕМА урока «Внутренние воды России. Реки»

Слайд№ 26 Составление синквейна участниками мастер-класса по теме «Африка»

Слайд№ 27 Метод "Fishbone"

Слайд№ 28 Пример.

Слайд№ 29 Метод «Кластер»

Слайд№ 30 Составление «Кластера» участниками мастер-класса по теме « Климат». Участники мастер-класса работают группами.

Слайд№ 31 Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.

Слайд№ 32 Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай

Задание 3 Мастер: Придумайте несколько заданий по своему предмету.

Слайд№ 33 Шаг четвертый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

  • На мастер классе я…….
  • Самым интересным для меня сегодня было…
  • В своей дальнейшей работе я…
  • Я пожелал бы ведущему урок учителю…

Слайд№ 34 Творческих успехов, уважаемые коллеги!!!