Христианские посты и праздники. Правила христианского поста. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. Можайское благочиние

История Великого поста берет своё начало в античности. Как известно, слово «пост» происходит от греческого слова «apastia» и дословно переводится как «тот, который ничего не ест». Это понятие применялось к людям, которые придерживались лечебной диеты и отказывались от некоторых видов пищи с целью похудения или выздоровления.

Суть Великого поста

Истинный пост — это отказ от различного рода зла, как телесного, так и духовного. Суть поста заключается в воздержании (на церковном языке это называется аскеза), в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел.

В этот период положено отвергать и искоренять в себе всяческое зло и гнев: ум необходимо очищать от суетных помыслов, память – от злых воспоминаний, волю — от злых желаний, язык — от хулы, неправды, пустословия, сквернословия и т. д. Без соблюдения всех этих самоограничений пост превращается в обычную диету.

Что означает Великий пост?

Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и длится 7 недель.

Самые строгие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и в Страстную, т. е. последнюю, неделю перед Пасхой. Это, по православным канонам, время самых усердных молитв и благоговения к Богу.

Духовная составляющая Великого поста

Целью Великого поста является смирение духа и подготовление верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения путём покаяния, углубления во внутреннюю высокодуховную жизнь, отрешения от приземленной, материальной стороны жизни.

В этот период надлежит основное время посвящать молитвам и богослужениям, вспоминая смерть и воскрешение Иисуса Христа. Потому как Великий пост — это бесценный дар для людей от спасителя нашего Иисуса Христа, постящегося в течение 40 суток в пустыне, где Он ничего не ел и не пил. Дар этот, как усмиритель душевных страстей, действительно бесценный для всех, кто ищет спасения.

История происхождения Великого поста по Библии

Упоминания в Ветхом Завете

История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им есть.

И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.

К примеру, пророк Моисей взобрался на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды.

Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг.

Упоминания в Новом Завете

В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу.

В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, поведывая им всё о таинствах поста. Иисус, как уже говорилось выше, сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками продемонстрировали всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, заложен в основание здания Церкви Божией. Таким образом, они заповедали посты всем верующим, а Церковь их непрерывно хранит.

История возникновения Великого поста

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.

II–III века

История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Тогда саму Пасху христиане воспринимали или как праздник Воскресения, или как память о Страстях Христовых, или как и то и другое вместе.

Длина этого поста и условия его проведения на протяжении долгого времени зависели от местности. Так, уже в III веке продолжительность его составляла от 1 дня до 40 часов или до полной недели. Необходимо отметить, что суть 40-часового поста заключалась в абсолютном отказе от пищи, и он уже в ту пору объединил в себе ключевые принципы, которые позднее стали основой Великого поста, а именно: повторение 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и приготовление к празднованию Пасхи.

Вторая половина III века – IV век

Во 2-й половине III–IV веков обнаруживаются первые упоминания, относящиеся к 40-дневному посту, но достоверно не известно, относился ли он исключительно к Пасхе.

Одним из оснований возникновения Великого поста считается пост накануне Крещения. В III веке обряд крещения осуществлялся в пасхальную ночь, но соблюдение ограничений перед самим ритуалом Крещения практиковалось Церковью уже с I века. Поэтому посты накануне Крещения и Пасхи могли объединиться между собой.

Согласно убеждениям большинства историков, первое непреложное доказательство 40-дневного пасхального поста можно найти в послании святого Афанасия Великого. Согласно этому посланию, Великий пост брал своё начало за 6 недель до Пасхи, а в результате исключения субботы вместе с воскресеньем накануне Пасхи получалась длительность в 40 дней. Особого внимания заслуживает тот факт, что в посланиях святого Афанасия этот пост никак не отождествляется с 40-дневным пребыванием Иисуса в пустыне (однако в качестве прообразов вспоминаются посты пророков Моисея, Давида и Даниила), но трактуется он как аскетические приготовления к празднику Пасхи.

Конец IV века — начало V века

Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.

К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях – в субботу.

Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.

Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.

Решаю для себя важнейший жизненный вопрос - соблюдать православный Великий пост или нет. Проблема не в том, что "это личное дело каждого" - церковь так не считает, заявляя,что поститься должны все, за исключением тех, кому это противопоказано по каким-то причинам.
Я для себя хочу понять другое - какой смысл в посте?

Откуда вообще пошла традиция христианских и, в частности, православных постов? С чем связана эта традиция, что она собой символизирует? Кем и когда установлены сроки постов и перечень ограничений для постящихся? Есть ли какие-то канонические документы или церковные книги, в которых содержится указание на проведение поста и его порядок? Или это просто непонятная и неизвестно откуда появившаяся традиция, не имеющая к христианству никакого отношения, эдакий мягкий вариант самобичевания, оставшийся в наследство от язычества?

Имеют глубокие исторические и мировоззренческие корни. Только воцерквленный человек понимает всю их сущность и значение.

Вот, что об этом указывается вот здесь - www zakonbozhiy ru : "Важная сторона духовной жизни христианина - соблюдение поста. Пост - это особое время, когда верующий все свои душевные силы направляет на покаяние и очищение себя от грехов и пороков. Для этого он усиливает молитву, воздерживается от употребления скоромной пищи и сторонится увеселений."

Достаточно полная информация по Вашему вопросу есть здесь - ru wikipedia org

★★★★★★★★★★

Комментарии

Спасибо, но это не объяснение. "Только оцерквленный человек понимает" - это просто набор слов, показывающий, что никто ничего объяснить не может. Вот я не очень верю в бога, но как мне стать верующим, если мне говорят только, что "так принято", не объясняя почему принято именно так и кем конкретно принято? По первой ссылке - тоже самое - "так надо" без всяких объяснений". Википедия пытается как-то объяснить, но тоже не указывает источники. Кто-то когда-то постился, оказавшись в пустыне. А у него были варианты? В пустыне - это не пост, а вынужденное голодание. Кроме того, постов в христианстве множество, даже не все священники их знают и придерживаются. Где-то священных книгах или "руководящих документах" церкви это записано? Тогда где именно? И почему именно пост, ограничения в еде и питье, а, например, не прыжки на месте до изнеможения?

Конечно же, стоит соблюдать любой пост, в той мере, которая вам доступна. Если трудно соблюсти все требования для определённого поста, соблюдайте часть, не всё время, особое значение имеют последние дни поста.

Есть очень важное свойство любого поста - он даёт силу. Я пишу не про собственно христианский пост, а про общие черты поста в духовной жизни. Пост, в том или ином виде, есть в любой религии, и неспроста. Главное в посте - очищение сознания, направление энергии на молитву, памятование какого-либо святого, духовное развитие. В христианстве часть древнего знания уже утрачена, и потому большее значение придаётся традиции, ритуалу, нежели смыслу и пользе для человека. Любая аскеза, пост в том числе, даёт духовную силу, способность глубже понять любое знание, аскеза - самый краткий путь к могуществу. Кто это знает, тот применяет, другое дело - на пользу людям или во вред. Соблюдая какой-либо пост, хоть и неполно, с нарушениями, вы получаете силы для дальнейших постов, следующий пост вам будет держать легче. Вы получаете вкус аскезы, начинаете понимать, что я - не тело, я душа. И духовное знание начинает становиться необходимостью, а пища телесная - лишь для поддержания тела в рабочем состоянии. Можно ей наслаждаться, да, вкус пищи даёт питание нашим эмоциям, но это уже не имеет такой значимости, как прежде.

Польза для тела тоже велика, но про неё говорить здесь не буду, так как если мотивация человека в духовном развитии - это пост, а если в здоровье тела - то это диета))).

Комментарии

Сергей Александрович, также прочёл на ЖЖ Ваш пост про пост:). Каламбурчик))).
"И самое главное - ЗАЧЕМ?"
Есть интересное изречение: "Знающий - не говорит, говорящий - не знает".
Не зря Вы выбрали такой ник на ЖЖ. Это символ - эпоха воинствующего дилетантизма и Вы посередине). Если не можете найти ответ в православии, ищите в другой религии, в другом месте. Это нормально, в идеале это даже поможет Вам глубже понять именно православие. Если Вы хотите этого. Мотивация...

Я просто хочу понять, откуда это пошло, зачем оно надо. Вот в ЖЖ мне дали ссылочку на Кураева, почитал, интересно, хотя и не без лукавства. Но здесь на вопрос "Откуда это пошло, с чем связаны такие требования и кем установлены" я ответа так и не получил. Все говорят "Надо!", а зачем - никто и сам не понимает. Ваш ответ - не исключение, Вы меня тоже агитируете. А смысла нет - если нужно, я вполне способен ограничить себя во многом (кстати, здоровье требует таких ограничений), но при этом я понимаю, с чем это связано, а почему церковь (именно церковь, а не религия вообще) требует от паствы ограничений, причем для всех одинаковых - на этот вопрос никто ответить не может. И как происходит духовное совершенствование через ограничение в питании и питье - это, похоже, из "православной биологии"? Почему сытый и удовлетворенный жизнью человек не может быть духовным?

Просмотрел наискосок Ваш блог. Похоже, вам уже много ссылок интересных надавали, часть вопросов снимается?)
Вы слишком обширно задаёте вопросы, это тема брошюры, а не ответа на форуме.

"Я просто хочу понять, откуда это пошло, зачем оно надо". Зачем оно надо - я пытался Вам уже сказать. Простите, если Вы ждали другого ответа - это Ваше принятие или непринятие. У вас должна быть мотивация к любому действию, в т.ч., и к посту. Вот она и определит ваше желание понять. А если мотивация - подискутировать, то так и пишите).

Ещё один аспект, про который никто Вам не сказал, я не видел - первоначальные христиане были вегетарианцами. И пост также предназначался для облегчгения перехода с мясной пищи на растительную. Проведя один или несколько длительных постов, человек понимал, что мясо ему и не нужно. А почувствовав очищение разума после отказа от мясной пищи, человек уже мог понять, что "Не убий!" относится также и к братьям нашим меньшим. Согласитесь, если человек выпивает, он может привести кучу доводов о пользе пития. "Культурного", разумеется))). Это замкнутый круг. И Вы в таком же положении. Просто доверьтесь, примите, проведите пост, два, три - и поймёте, зачем они нужны, что они Вам дали. Чтобы понять, нужно делать, а не разговаривать. А от бесплодных пикирований в сети пользы не будет, если Вы не стремитесь понять другого, а указываете, что Вам пишут НЕ ТАК, НЕ ТО, и НЕ ТЕМИ буковками. Вы простите меня, пожалуйста, и попробуйте понять. С уважением Юрий.

Зачем нужен пост и откуда идут его истоки?

Очень интересный вопрос (для меня). Сама задавалась им. Поэтому скажу лишь свое мнение. В Библии (куда Вас отправляют) нет таких понятий как православный пост в таком виде, какой он сейчас. Есть кошерность (мясо и молоко вместе не кушать, это еще евреям сказано, мертвечину не есть и нечистых животных). Тут все понятно - Бог евреям дал простые правила, которые сохранили жизнь всему народу. Иисус держал 40-дневный пост, Моисей, другие. Но нет указаний поступать также. Потому что они не ели и не пили НИЧЕГО! Без спец подготовки это чревато...для обычных людей. Позже есть указание о соблюдении постов. Но они по длительности день-три дня. Опять-таки - ни пищи, ни воды, а только общение с Богом. Пост, по словам Иисуса Христа, использовался для изгнания сил тьмы и для победы над ними. В переводе на нашу современность - для того, чтобы настроиться на общение с Богом и победить в себе плотские желания, если они одолевают.

Поэтому православный пост - это религиозный обряд, очень упрощенный для немощных современных верующих. И, мне кажется, что зачастую подобные обряды лишь отвлекают от сущности Самого Бога. Человек зацикливается на выборе - рыба сегодня или голодаем. А смысл теряется. В таком посте нет смысла, есть смысл только в осознанной жизни! То есть Вы сами можете для себя решить что и как Вам исполнять. Потому что религия для управления людьми, а если Вам приходят в голову подобные мысли, то Вам не нужно управление. Вы способны сами управлять собой. Не зря Бог каждому человеку дал разум, душу, еще и Свой Дух вдохнул в человека.

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

История постов

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:

  1. Великий пост, или Святая Четыредесятница.
  2. Петровский пост.
  3. Успенский пост.
  4. Рождественский пост.

К однодневным постам относятся:

  1. Еженедельные посты в среду — в память предательства Спасителя Иудой и в пятницу — в память страданий и смерти Спасителя.
  2. Однако в среду и пятницу некоторых недель поста нет. Это: Пасхальная неделя, которая почитается как бы за один Светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещенского сочельника; Неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); Масленица (хотя во время нее действует запрет на мясо).
  3. Праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
  4. День усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября.
  5. Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения — 18 января.

Великий пост

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.

Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала 3-й седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также Сырной, или Масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться постной Триодью — книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.

В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из 50-го псалма: "Покаяния отверзи ми двери..." Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и 5-й седмиц Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: "На реках Вавилонских..." (псалом 136).

Неделя о Страшном суде — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется Масленицей .

Неделя воспоминания Адамова изгнания — Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям — литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

Первая седмица Великого поста

Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, — молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском соборе.

Вторая седмица

В субботу — поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица

В субботу — поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим". Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная

Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу — поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

Пятая седмица

В четверг на утрене — Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица

В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на 4-й день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).

Страстная седмица

Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: "Се Жених грядет в полунощи..." и "Чертог Твой...". Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти "12 Евангелий" и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений "12 Евангелий", называют "Четверговой" и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужение постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.

Петровский пост

Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — 6 недель, самая малая — 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

Успенский пост

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели — с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.

Рождественский пост

Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в сочельник, последний день перед Рождеством , ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.

Обсуждение

Комментировать статью "Посты православной церкви"

Практики ясен пень сейчас на посту и сюда не заглядывают. 1. В кулинарной книге под А разве в другие странах был/ есть такой же многодневный пост,с теми же ограничениями? 1. В греческом православных монастырях морепродукты не считались (и вроде бы и сейчас не...

Опрос про еду в пост, так и назовите его "Еда в пост ". Потом что соблюдение поста - это совсем не еда. по моим понятиям пост это совсем не диета, а так как я в не пищевом смысле соблюдать пост не собираюсь, смысла ограничивать себя в еде не вижу.

Обсуждение

Опрос, имхо, некорректный. Опрос про еду в пост, так и назовите его "Еда в пост". Потом что соблюдение поста - это совсем не еда. Точнее, не только еда. Это и молитва, и воздержание (от супружеской близости до просмотра увеселительных передач по ТВ), работа над духовными и человеческими качествами прежде всего.
Я, например, по вашему опросу хотела бы ответить "стараюсь соблюдать по возможности", имея ввиду молитву и работу над собой, но при этом я всё ем. Только в этом году планирую есть постную еду в последнюю неделю поста.

так христиане или православные? православные - вернее некоторые особо зашоренные верующие - не отмечают ибо постятся, видимо уверены, что праздник - это нажраться от пуза, а типа в пост и радоваться противопоказано (хотя Пост на НГ исключительно у православных.

Обсуждение

Может она Рождество имела в виду? Знакомые чехи-католики (тоже христиане) никак не празднуют. Их дети очень удивились, что у нас в стране все подарки преимущественно на НГ, и потом еще минут 5 дотошно выспрашивали, чем нам так важна именно новогодняя ночь?

так христиане или православные?
православные - вернее некоторые особо зашоренные верующие - не отмечают ибо постятся, видимо уверены, что праздник - это нажраться от пуза, а типа в пост и радоваться противопоказано (хотя почему? впереди-то радостное событие - рождение, в отличие от великого поста перед Пасхой)
но это их проблемы
а весь остальной христианский мир отмечает еще как
причем к религиозным убеждениям это вообще отношения не имеет - светский праздник, все веселятся
верующие и примкнувшие к ним торжественно отмечают Рождество
а НГ - веселая тусовка

Великий Пост. ДА кто-то собирается его соблюдать по полной программе? Когда я узнала, что беременна в третий раз - шёл Великий пост, который мы с мужем соблюдали по полной программе. Посмотрите другие обсуждения: Церковный пост и зачатие.

Обсуждение

беременные не должны соблюдать пост в полном смысле его слова, даже пытаться не надо. всё это обсуждается с батюшкой, который позволяет те или иные послабления...

Когда я узнала, что беременна в третий раз - шёл Великий пост, который мы с мужем соблюдали по полной программе. Я подошла к батюшке в церкви и сказала, что начала поститься, а сейчас узнала, что беременна, что мне делать? Он, даже не дал мне договорить, сразу сказал, ешьте всё, что положено беременным:) Параллельно с этим я встала на учёт в ЖК и сдала анализы, оказалось, что у меня очень низкий гемоглобин, меньше 80 был. Это было ещё одним подтверждением, что постные ограничения в еде не для беременных. Начала есть отварную телятину и гемоглобин пришёл в норму:) Так что не нужен и даже вреден строгий пост(в плане еды) для беременных, питаться нужно полноценно и правильно.

Сочельник (сочевник) - есть Навечерие праздника. Рождественский сочельник является последним постным днём Рождественского поста. По церковному Уставу сочиво вкушается вечером после полного воздержания от пищи в течение всего дня. Приготовление Ингредиенты

Обсуждение

Рассказываю как готовила моя хохляцкая бабушка (на Рождество). Нужен пестик от ступки, лучше латунный, тяжеленький такой и миска или горшок глиняный. Из продуктов - мак, изюм, грецкие орехи, сахар и рис (хотя она говорила, что раньше делали кутью из пшеницы). Дальше все просто - мак насыпаете в миску, заливаете немного кипятком до состояния жидкой кашицы, добавляете сахар и все преретераете пестиком. Рис варите до готовности, остужаете слегка, добавляете изюм, слегка измельченные грецкие орехи (тем же пестиком можно потолочь) и кашицу из мака с сахаром, все перемешиваете и остужаете. Еще хорошо сварить компот из сухофруктов (взвар называется) и им кутью запивать...Эх, аж слюнки потекли.

Кутью готовят на поминки. А сочиво - на Рождество.

Наш сын был зачат в пост, который бывает перед Пасхой. И ничего, слава Богу, он здоровый ребенок! По любви же мужа к жене:) А Бог есть любовь и только любовь...Специально планировать на пост не стоило бы, но уж если так получилось, то и не переживайте.

Обсуждение

Все по вере делается. Если подходить к Причастию с верой и благоговением и страхом, то заразиться от других причастников ничем невозможно, а можно только исцелиться. За несколько лет нашей постоянной церковной жизни мои дети ни разу не заболели после Причащения,а вот выздоравливать - выздоравливали.
Насчет того, можно ли причащаться, если болен какой-нибудь инфекционной болезнью - не знаю. У меня был однажды такой случай, моя крестница только что переболела, и прежде чем ее причащать, я спрашивала благословения у батюшки.
В Вашем случае детки будут причащаться по вере крестной, которая за них приносила обеты во время таинства крещения. Поэтому с ней Вы смело можете их отпускать к Причастию.
Другое дело, что когда родители не верующие, воспитать детей в вере практически невозможно. Или очень трудно. Это тяжкая ноша для Вашей крестной, потому что на ней лежит огромная ответственность за Ваших девочек, вот она и старается выполнять свои обязанности по мере сил.

Я католичка, воспитывалась в религиозной семье. Моя крестная была именно такая, как у ваших детей, она очень часто водила меня в костёл. У католиков, правда, малышей не причащают, но в 11-12 лет дети проходят Первое Причастие - очень красивый, торжественный праздник, перед этим первый раз исповедаются, а потом стоят на мессе отдельно от взрослых, нарядные, украшенные ветками мирта или руты. Причащаются у нас только хлебом, но не толстой просфорой, а облаткой из пресного теста размером с крупную монету и толщиной с лист бумаги. Кстати, при крещении в купель не опускают, а чертят на лбу и на груди кресты святой водой. К иконам не прикладываются, ибо они у католиков используются редко. В общем, все очень гигиенично.
Лично я считаю, что водить детей к причастию, если у мамы сомнения, не надо. Ни к чему это. Без причастия дети не вырастут менее счастливыми, и утверждать, что вы таким образом отказываете им в чем-то жизненно важном, не стоит.
Вера должна быть в душе человека, а не в соблюдении обрядов. Можно сколько угодно ходить к Причастию, но быть при этом человеком завистливым, подлым - тогда соблюдение канонов превращается в фарисейство. 1.Великий пост с 14 марта по 30 апреля.
2.Петров пост с 27 июня по 11 июля.
3. Успенский пост с 14 августа по 27 августа.
4 Рождественский пост с 28 ноября по 6 января.
Не благославляется, также, жить половой жизнью в среду, пятницу и по большим церковным праздникам (любое воскресенье - это тоже праздник).
Но это рекомендации к верующим, воцерковленным мирянам, если в храм вы не ходите, не исповедаетесь и не Причащаетесь, тогда смысла нет воздерживаться в эти дни. Всё взаимосвязано.

"когда у нас посты?" У вас - это у кого, простите? Судя по тому, что ты об этих постах даже не знаешь, возникает вопрос - а оно надо? Все приметы срабатывают только у тех, кто в них верит!

зачатие в пост. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие В году несколько постов, так что смешно говорить о каком-то "сгущении патОлогий"... Или это только по православным мамам и детям статистика?

Обсуждение

Пост это не только воздержание в пищи, но и соблюдение телесной чистоты.
По медицинской статистике - сгущение паталогий приходится на детей, зачатых во время поздней зимы/ранней весны, т.е. как раз во время Великого Поста
Так что выводы делайте сами

Если и грех, то уж очень слакий (в реге).

Вся церковная жизнь христианина расписана в православном календаре. Там описан каждый день: какую пищу можно вкушать, отмечается ли сегодня какой-либо праздник или день памяти определенного святого. Они установлены церковью для того, чтобы человек мог подняться над мирской суетой, задуматься о своем будущем в вечности, приобщиться к богослужениям в церкви. В большие праздники и в день ангела верующие всегда стараются причаститься. Также считается, что все молебны и молитвы будут восприняты Господом с большей благосклонностью именно в канун праздников. И неслучайно этим великим дням часто предшествуют христианские посты. Смысл жизни верующего - обретение любви, единение с Богом, победа над страстями и искушениями. Пост нам дарован как возможность очищения, это период особенного бдения, а праздник после него - день ликования и благодарственных молитв за милость Божью.

Христианские праздники и посты

Какие существуют христианские посты и праздники? Год церковных богослужений состоит из неподвижного круга событий и Пасхального круга. Все даты первого твердо установлены, тогда как события второго зависят от даты Пасхи. Именно она - величайший праздник всех верующих, несущий смысл христианской веры, воплощающий надежду на всеобщее воскресение. Дата эта непостоянна, ее каждый год высчитывают по православной пасхалии. После этого светлого дня по важности идут двунадесятые праздники. Их двенадцать, три из них - преходящие, именно они зависят от дня Пасхи. Это Вербное воскресенье, Вознесение и Троица. А непреходящие двунадесятые праздники - это Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Все они связаны с земной жизнью Христа и Девы Марии и почитаются как воспоминание о святых событиях, произошедших когда-то. Кроме двунадесятых, великими праздниками считаются: Обрезание Господне, день Апостолов Петра и Павла, Рождество Покров Пресвятой Богородицы.

Понятие христианского поста

Периоды воздержания для верующих - неотъемлемая часть жизни. Само слово «пост» произошло от греческого apastia, что в дословном переводе значит: «тот, кто ничего не ест». Но ограничение в пище у христиан мало общего имеет с лечебным голоданием или диетой, ведь забота о лишнем весе здесь совершенно ни при чем. Первое упоминания о посте в Библии мы встречаем в Ветхом Завете, когда Моисей постился 40 дней перед тем, как получить от Господа заповеди. А Иисус провел столько же времени в пустыне, в голоде и одиночестве, прежде чем выйти к людям со словами своих проповедей. Постясь, они думали не о своем физическом здоровье, а в первую очередь об очищении разума и отречении от всего земного.

Не в наших силах так строго поститься - без воды и пищи, но о смысле поста забывать мы не имеем права. Нам, грешным людям, он дан для избавления от страстей, для понимания, что человек - это сперва дух, а потом плоть. Самим себе мы должны доказать, что можем отказаться от любимых блюд и продуктов ради достижения чего-то высшего. Ограничение в пище во время поста - лишь помощь в борьбе с грехами. Научится бороться со своими страстями, дурными привычками, внимательно следить за собой и не допускать осуждения, зла, уныния, распрей - вот что значит поститься.

Главные христианские праздники и посты

Церковью установлены однодневные посты и многодневные. Среда и пятница каждой недели - это дни, когда православные не едят молочной и мясной пищи, стараются удерживать свои мысли в чистоте и помнить о Боге. В среду мы постимся в память о предательстве Иисуса Иудой Искариотом, а в пятницу - в воспоминание о распятии и страданиях Христа. Эти однодневные христианские посты установлены навсегда, соблюдать их нужно круглый год, за исключением сплошных седмиц - недель, во время которых воздержание отменяется во славу великих праздников. Однодневные установлены также накануне некоторых праздников. А многодневных постов четыре: Рождественский (длится зимой), Великий (весенний) и летние - Петров и Успенский.

Великий пост

Самый строгий и продолжительный - Великий христианский пост перед Пасхой. Существует версия, что он был установлен еще святыми апостолами после смерти и чудесного воскресения Иисуса. Поначалу христиане воздерживались от всякой пищи каждую пятницу и субботу, а в воскресенье праздновали воскресение Христа за литургией.

Сейчас пост начинается обычно за 48 дней до Пасхи. Каждая седмица наделена особенным духовным смыслом. Недели, во время которых предписано самое строгое воздержание - первая и последняя, Страстная. Она названа так потому, что в течение этих дней вспоминаются все события жизни Христа, предшествующие его крестным мукам, смерть и воскресение. Это период особенной скорби и усиленных молитв, покаяния. Поэтому, как и во времена апостолов, пятница и суббота предполагают отказ от любой пищи.

Как держать пост?

Какие правила христианского поста? Некоторые полагают, что для того, чтобы поститься, необходимо благословение священника. Это, несомненно, хорошее дело, но соблюдение поста - обязанность каждого православного человека, и если нет возможности взять благословение, нужно поститься без него.

Главное правило: соблюдать воздержание, избегать зла физического и духовного. Язык сдерживать от гневных и несправедливых слов, мысли - от осуждения. Это время, когда человек сосредотачивается на себе, на осмыслении своих грехов, внутренне отрешаясь от мира. Кроме пищи, постящийся сознательно ограничивает себя в развлечениях: посещения кинотеатров, концертов, дискотек и других мероприятий откладываются на время. Также нежелательно смотреть телевизор и читать развлекательную литературу, злоупотреблять интернетом. Исключаются курение, различные спиртные напитки и интимная близость.

Как питаться во время поста?

Что можно есть в христианский пост? Он подразумевает, что пища должна быть проще и дешевле, чем та, к которой вы привыкли. В былые времена деньги, сэкономленные в течение поста на питании, жертвовали бедным. Поэтому рацион постящегося основан на крупах и овощах, которые обычно дешевле мяса и рыбы.

Что можно есть в христианский пост?

Великий и Успенский посты считаются строгими, а Рождественский и Петров - нестрогими. Отличие в том, что во время двух последних в определенные дни разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и даже выпить немного вина.

Прежде чем приступать к посту, следует продумать свой рацион, чтобы организм не ощутил недостатка витаминов и микроэлементов. Зимой их много в квашеных овощах, особенно в капусте, а летом - в свежих овощах, фруктах и зелени. Готовить картофель, кабачки, баклажаны, морковь лучше на пару, в мультиварке или гриле - так они сохранят все полезные вещества. Очень хорошо соединять тушеные овощи с кашами - это и вкусно, и полезно. Не забывайте о зелени и сезонных фруктах, а зимой - о сухофруктах. Источником белка на этот период могут стать бобовые, орехи, грибы и соя.

Что нельзя есть в пост?

Вот и наступил Великий пост христианский. Что нельзя есть? Мясо, птица, любые субпродукты, колбаса, молоко и любые молочные продукты, а также яйца под запретом. Растительное масло и рыба тоже, за исключением некоторых дней. Придется отказаться и от майонеза, сладкой выпечки, шоколада, алкоголя. Есть особый смысл в том, чтобы воздерживаться от лакомства, придерживаясь принципа «чем пища проще, тем лучше». Предположим, вы приготовите вкуснейшую семгу, которая стоит дороже мяса и очень аппетитна. Даже если в этот день разрешено есть рыбу, такое блюдо станет нарушением поста, ведь постная пища должна быть дешевой и не возбуждать страсти чревоугодия. И конечно, не нужно переедать. Церковью предписывается принимать пищу один раз в сутки и не досыта.

Послабления во время поста

Все эти правила соответствуют монастырскому уставу. Для постящихся в миру существует множество оговорок.

  • Посильный, нестрогий пост соблюдают беременные женщины и кормящие мамы, дети, а также нездоровые люди.
  • Послабления делаются тем, кто находится в пути и не имеет постной пищи, чтобы утолить голод.
  • Людям, не готовым к посту духовно, также нет смысла соблюдать строго все предписания.

Настолько ограничить себя в еде, как предполагает монастырский устав, очень сложно тому, кто не готов к этому морально. Поэтому начинать нужно с чего-то малого. Для начала отказаться только от мяса. Или от какого-нибудь любимого блюда или продукта. Отказаться от переедания, от лакомств. Это очень сложно, и смысл заключается именно в победе над собой, в соблюдении какого-нибудь ограничения. Тут важно не переоценить свои силы и выдержать баланс, который позволит вам оставаться в благодушном настроении и добром здравии. Лучше уж съесть скоромное, чем раздражаться или злиться на близких людей.

Вегетарианство и его отличие от христианского поста

На первый взгляд, христианские посты много общего имеют с вегетарианством. Но между ними существует большая разница, которая заключается в первую очередь в мировоззрении, в причинах ограничения в питании.

Вегетарианство - это образ жизни, предлагающий отказ от нанесения вреда всему живому. Вегетарианцы не просто не едят продуктов животного происхождения, они также часто отказываются от шуб, кожаных сумок и сапог, выступают в защиту прав животных. Такие люди не едят мяса не потому, что ограничивают себя, а потому, что это принцип их жизни.

В христианских же постах, напротив, основная идея воздержания от определенной пищи - временное ограничение, принесение посильной жертвы Богу. Кроме того, постные дни сопровождаются напряженной духовной работой, молитвами, покаянием. Поэтому говорить о схожести этих двух понятий можно лишь с точки зрения питания. А основы и сущность вегетарианства и христианских постов не имеют ничего общего.

Светлое Христово Воскресенье - это праздник весны, добра и возрождения всего живого. Для всех христиан это еще и один из величайших религиозных праздников. Это день радости и надежды на будущее. Но из Библии каждый знает, что было перед этим праздником. Поэтому ему предшествуют несколько недель строгого воздержания и осмысления. Но что такое Великий Пост, когда он появился, и в чем заключаются основные его обычаи и правила, знает не каждый.

В духовном смысле суть Великого Поста - это обновление путем старательного очищения собственной души. В этот период принято воздерживаться от всякого зла и гнева. Так верующие подготавливают себя к Пасхе.

Великий пост - это самый длительный из всех Он длится практически семь недель. Первые шесть называются «Святой четыредесятницей», а последняя - «Страстная седмица». В этот период все молитвы и обращения к Богу отличаются особым покаянием и смирением. Это время церковных литургий. При этом особое значение придается воскресенью. Каждое из семи посвящается знаковому празднику и событию.

Верующие в дни Поста должны справляться со своими эмоциями, желаниями, постараться принимать все как должное и во многом отказывать себе. В этот период кардинально меняется жизни человека, а также его ценности и принципы. Это своеобразная лестница на небеса.

Корни этого религиозного праздника берут свое начало еще в древности, когда из-за ограниченности пищи возникали узаконенные запреты-табу. Так люди подготавливали себя к восприятию божественных знаний и истин. На вопрос, что такое Великий Пост сегодня, можно ответить, лишь заглянув в историю.

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким он является сегодня, праздник прошел несколько долгих столетий. Он развивался вместе со становлением и развитием самой Церкви. Изначально Пост существовал как духовное и физическое самоограничение перед таинством крещения в пасхальные дни на заре истории. Истоки этого явления также восходят к древнему пасхальному посту II-III в. до н. э. Тогда он длился одну ночь и совершался в память о Страстях Христовых. Впоследствии Пост продлился до 40 часов, а затем и до 40 дней.

Позже его начали сравнивать с 40-дневным путешествием Христа и Моисея по иссушающей пустыне. Однако в различных местечках этот период исчислялся по-разному. Также отличались и сами принципы его проведения. Лишь в IV веке Пост был официально закреплен и оформлен в 69-м Апостольском правиле.

Взгляд различных религий и учений

Кроме православных канонов, существуют еще и множество других его понятий и вариаций в отдельных верованиях. Поэтому понятие о том, что такое Великий Пост, у каждого народа совершенно разное. Например, в некоторых протестантских церквях принято полностью воздерживаться от пищи и даже воды. Это происходит по особому согласованию с общиной. Но длится этот Пост, в отличии от православного, достаточно короткое время.

Иудеи воспринимают это явление несколько иначе. Обычно они постятся в честь данного обета или почитания родных. Также у них существует и общественный праздник Йом-Кипура. В этот день принято ограничивать себя по законам Моисея. Согласно этому существуют еще четыре таких периода.

Буддисты практикуют двухдневные голодания Ньюнгнай. При этом на вторые сутки они полностью отказываются от пищи и даже воды. Для буддистов это процесс очищение речи, ума и тела. Это отличный способ самоконтроля и начальный уровень самодисциплины.

Как правильно встретить Великий Пост

Пройти весь путь до Пасхи и не поддаться искушению и излишествам неподготовленному человеку довольно сложно. Поэтому многие священники выделяют несколько довольно важных моментов:

    Необходимо четко осознать, что такое Пост. Ведь это не только ограничения в еде. Главным является самоконтроль и победа над грехом, недостатками и страстями.

    Поговорить со своим священником. Только он сможет правильно объяснить, что такое Великий Пост, и дать несколько полезных советов.

    Проанализировать собственные недостатки и плохие привычки. Это поможет понять, а со временем практически полностью избавиться от них.

    Основные принципы Великого Поста

    Кроме этих общепринятых правил, существует и несколько основополагающих тезисов, которых должен придерживаться каждый верующий. Вся история возникновения Великого Поста и его существование основаны на следующих принципах:

    Дух правит над плотью. Это основополагающий тезис данного периода.

    Отказывать себе в собственных слабостях. Это помогает воспитанию силы воли.

    Отказ от алкоголя, а также курения. Их употребление и в обычной жизни нежелательно, не то что в Пост.

    Следить за собственными эмоциями, словами и мыслями, а также поступками. Воспитывать в себе доброжелательность и терпимость - одно из главных правил Поста.

    Не держать обиды и зла. Это разрушает человека изнутри, поэтому хотя бы на эти 40 дней следует забыть об этих духовных червях.

Подготовка к Посту

Для любого человека несколько недель ограничения в пище и строгого самоконтроля - это огромное испытание как для души, так и для собственного тела. Поэтому к неделям Великого Поста следует заранее подготовиться.

По законам Церкви для приготовлений к таким испытаниям отведено определенное время. Это три основных недели, за время которых каждый христианин должен морально, а также физически подготовиться к Великому Посту. И главное, что он обязан сделать - это научиться покаянию.

Первая неделя подготовки - неделя Мытаря и Фарисея. Это напоминание о христианском смирении. Оно определяет сам путь к духовному возвышению. В эти дни сам пост не так важен, поэтому в среду и пятницу его не придерживаются.

Вторая неделя ознаменована напоминанием о блудном сыне. Эта евангельская притча призвана показать, как безгранично милосердие Божие. Каждому грешнику может быть дарован рай и прощение.

Последняя неделя перед Великим Постом называется мясопустной или Неделей о Страшном суде. В народе она еще называется Масленицей. В это время можно есть все. И, наконец, финал этой недели - Прощенное Воскресенье, когда все просят у друг друга взаимного прощения.

Согласно канонам, воздержание перед Святым Воскресеньем длится около 7 недель. При этом каждая из них посвящена каким-либо явлениям, людям и событиям. Недели Великого Поста условно делятся на две части: Святая Четыредесятница (6 недель) и Страстная Седьмица (7-я неделя).

Первые семь дней еще называются торжеством Православия. Это время особенно строгого Поста. Верующие почитают святого Андрея Критского, св. Икона и Вторая, четвертая и пятая недели посвящены святителю Григорию Паламе, Иоанну Лествичнику и Марии Египетской. Все они призывали к миру и согласию, рассказывали верующим, и вести себя, чтобы им открылась божья благодать и знамения.

Третья неделя Поста называется верующими крестопоклонной. Крест должен напоминать мирянам о страданиях и смерти сына Божьего. Шестая неделя посвящается подготовке к Пасхе и воспоминанию мучений Господа. В это воскресенье празднуется вхождение Иисуса в Иерусалим, его также называют Вербным воскресеньем. На этом заканчивается первая часть Поста - Святая Четыредесятница.

Седьмая неделя, или Страстная Седьмица, полностью посвящена последним дням и часам жизни Христа, а также его смерти. Это время ожидания Пасхи.

Меню Великого Поста

Самое сложное для каждого современного человека - отказаться от собственных повседневных привычек, особенно в еде. Тем более что сейчас полки любого магазина просто ломятся от различных лакомств и экзотики.

Великий Пост - это время, когда меню строго ограничено. Это период осмысления и самоопределения. Согласно многовековым правилам, есть дни полного отказа от любой пищи, дни ограниченного сухоедения и дни Великого Поста, когда можно употреблять вареные блюда и рыбу.

Но что же можно есть наверняка? Список разрешенных продуктов состоит из следующих элементов:

    Злаковые. Это пшеница, гречка, рис, кукуруза и многие другие. Они крайне богаты витаминами и многими полезными веществами.

    Бобовые. Это фасоль, чечевица, арахис, горох и т. д. Они являются кладезем клетчатки и разнообразных растительных жиров.

    Овощи и фрукты.

    Орехи и семечки - полноценные витаминные комплексы.

    Грибы. Они достаточно тяжелы для желудка, поэтому лучше ими не увлекаться. Кстати, церковью к грибам приравниваются еще и мидии, кальмары и креветки.

    Растительные масла.

Основные ошибки людей, соблюдающих Пост

Как говорится во многих церковных канонах, это время, когда каждый человек должен возобладать над собственными привычками, страхами и эмоциями. Он должен открыться Богу. Но не каждый, кто решил соблюдать Пост, осознает, что это такое и для чего необходимо. Поэтому совершается множество ошибок:

    Надеяться похудеть. Если рассматривать Великий Пост по дням, то можно заметить, что вся пища имеет исключительно растительную природу. Но вся она богата углеводами и весьма калорийна. Поэтому можно, наоборот, набрать лишние килограммы.

    Назначать строгость поста самостоятельно. Можно не рассчитать собственные физические и душевные силы и даже навредить здоровью. Поэтому необходимо все согласовывать со священником.

  • Соблюдать ограничения в пище, но не в мыслях и выражениях. Главный принцип Поста - смирение и самоконтроль. Прежде всего, следует ограничивать собственные эмоции и злые мысли.