Где появились самураи. История самураев: чем прославились японские средневековые воины

Японские воины самураи (буси) - искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина - даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

10. О женщинах-самураях. Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) - оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя - глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

9. Доспехи самураев. В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники - небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт: дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов). Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин - мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

8. Секс и самураи. Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи как правило возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений - вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

7. Самураи-европейцы. Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, - полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адаме, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

6. Численность самураев. Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси - воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод - самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

5. Одежда самурая. Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая - волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

4. Оружие самурая. Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечом, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана - изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера - сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук - юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа - этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье - яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

3. Образование самурая. У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование. Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной. Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов - икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

2. Образ самурая. Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности, все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

1. Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота - сэппуку или харакири - есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку - это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили его самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение - танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась ему почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.

Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Воспитание и становление самурая

Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.

Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.

Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.

Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.

В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.

Слово "самурай" происходит от древнего глагола "самурау" - "служить". Таким образом, "самурай" - это "служивый", "слуга". Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - "буси" ("воин"). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина"

Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны.

Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина.

Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину.

От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый. Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины.

До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником.

Дух Меча

С японскими самураями связано множество легенд, само их имя давно стало символом чести и верности. Но кем на самом деле были эти бесстрашные воины?

История самураев началась в тот момент, когда Кэйко, 12-й по счету правитель Японии, попросил своего младшего сына, принца Воусу-но Микото, разобраться со старшим. Последний регулярно нарушал конфуцианские нормы сыновней почтительности тем, что не участвовал в отцовских пирах, а однажды присвоил себе девушек, назначенных родному отцу в наложницы. Воусу подкараулил брата в уборной и отрубил ему голову. Кэйко пришел в ужас – характер младшего внушал ему опасения: сегодня он брата, а завтра кого? Чтобы избежать тягостных раздумий, император отправил принца покорять мятежные провинции и варварские племена в надежде, что его убьют.

По дороге на войну принц Воусу завернул в гости к своей тетке, принцессе Ямато-химэ, которая была верховной жрицей храма богини Аматэрасу в . Там он пожаловался ей на злосчастную судьбу – «отец желает моей ранней смерти», - и принцесса подарила ему хранившийся в храме меч с рукояткой в виде важдры.

Принц Воусу огнем и мечом Аматэрасу прошелся по японской земле, подчиняя мятежников воле императора, побеждая врагов, где силой, а где жестокостью и коварством. В одном из походов он то ли умер «от тягот странствий», то ли был отравлен по приказу отца. В японских легендах Воусу остался под именем Ямато-Такэру, «героем Ямато», подобно нашему былинному Илье Муромцу.

В истории Ямато-Такэру заложены все основы «легенды о самурае» - предательство, братоубийство, ранняя трагическая смерть героя. А меч? Меч и по сей день хранится в святилище Ацута Дзинго как один из трех священных предметов, символизирующих власть потомков Аматэрасу над Японией.

Борьба за императора

К IV веку клану Ямато удалось покорить значительную часть Японии и создать нечто напоминающее централизованное государство. Власть императора стала плодом сложной системы копромиссов и, по сути, не простиралась дальше центральных провинций. Остальной территорией страны управляли многочисленные кланы, вожди которых точно так же, как и Ямато, вели свое происхождение от различных божеств и считали императора не более чем «первым среди равных». Вокруг трона шла непрекращающаяся борьба за влияние, высшей целью которой было женить императора на одной из женщин клана и возвести родившегося от такого брака сына н а престол.

VI век стал эпохой возвышения клана Сога. Основным источником доходов этой семьи была торговля с Китаем и Кореей. Придя к власти, они сделали все, чтобы открыть страну для культурного влияния «дальневосточного Рима». Из Китая японцы импортируют конфуцианскую этику, иероглифическую письменность, принципы градостроительства, календарь, литературные каноны, шелководство, буддизм и бюрократическую систему управления государством.

В 645 году звезда Сога закатилась. Сменившие их Накатоми (будущие Фудзивара), придя к власти, провели «реформы Тайка», чем окончательно закрепили в Японии китайскую систему управления. Именно тогда династия потомков Аматэрасу получила громкий, но уже ничего не значащий титул тэнно – «император». Возвеличив род Ямато, Фудзивара довели систему подчинения правящей династии до совершенства. В 858 году Фудзивара-но-Есуфуса стал регентом при малолетнем императоре Сэйва, нарушив традицию, согласно которой этот пост могли занимать лишь представители клана Ямато. В дальнейшем Фудзивара женили императоров на своих дочерях, а после рождения наследника, постригали их в монахи и снова выдавали дочерей за следующего императора, совмещая при этом посты регента и канцлера. Так что Митинага Фудзивара в начале XI века ничуть не покривил душой, когда написал свое знаменитое пятистишие:

«Полная луна
Не ведает изъяна
Подумаю о ней –
Весь этот мир
У ног моих!»

Историческая реальность, увы, оказалась далека от совершенства поэзии.

На протяжении эпохи Нара и «золотого века Японии», эпохи Хэйан, основной головной болью потомков Аматэрасу оставались непокорные племена «северных варваров» - эмиси, потомки местных народов и айнов, населявших северную часть Хонсю и Хоккайдо. Созданное северянами и мятежными кланами государство Оссю не только успешно сопротивлялась всем попыткам привести его под власть Ямато, но и устраивало регулярные набеги на приграничные территории. Реорганизованное на основе реформ Тайка императорское войско, которое вели в бой полководцы – сегуны, назначавшиеся из числа придворных аристократов, раз за разом терпело от эмиси тяжелейшие поражения. Весьма характерным был поход 789 года, когда против «северных варваров» была отправлена 52-тысячная армия под командованием Кино-но Косами. В своем донесении императору сегун докладывал о потерях: 25 человек убитых, 245 раненых, 1316 утонули при переправе и еще более 1000 воинов попали в плен к эмиси и были утоплены в реке. Японцы же могли похвастать весьма сомнительным трофеем – менее сотни голов убитых варваров.

Рождение легенды

Выяснилось, что армия, состоящая из ополченцев, которые по окончании похода сдают оружие и доспехи обратно в императорский арсенал, хоть и является весьма эффективным механизмом предотвращения гражданской смуты, но при этом абсолютно небоеспособна против внешних врагов. К тому же реалии войны потребовали развития весьма специфического рода войск – конных лучников, а овладение искусством стрельбы из японского длинного лука (кюба-но-мити), да еще и со спины несущейся вскачь лошади, предполагало длительную подготовку едва ли не с детства. Таким образом, появление сословия профессиональных воинов в Японии стало вопросом времени. Кюба-но-мити владели практически все мужчины из аристократических семей, и многие из них, не найдя себя на другом поприще, становились частью постоянных дружин провинциальных правителей. К ним же примыкали слуги, обучавшиеся владению оружием, и воины, приглашенные в клан со стороны. Всю эту воинскую массу сперва называли словом «цувамоно», затем этот термин исчез, а вместо него прижились «буси» и «самурай». Последнее слово происходит от глагола «сабурау» - «верно служить», быть готовым выполнять приказания». В конце Нара и в начале Хэйан аристократия – кугэ – именовала так свою дворню, так что если искать наиболее адекватный перевод слова «самурай» на русский язык, то получится вполне известный нам по урокам отечественной истории «боевой холоп»

По итогам войны с эмиси Фудзивара приняли решение вообще отказаться от императорской армии, поручив ведение войны клановым дружинам. Это стало началом конца японского «галантного века».

Оказалось, что реформы Тайка, призванные превратить государство Ямато в «маленькую Поднебесную», были проведены по извечному японскому принципу «заимствуем, вкладывая свою душу». Теоретически вся земля в результате реформ, по китайскому образцу, отошла государству. На практике же вожди провинциальных кланов – дзюго просто заняли соответствующие административные должности и стали требовать раздачи необлагаемых налогом поместий – сеэнов. Посты «губернаторов» передавались по наследству, провинциальная администрация задерживала налоги или вовсе их не платила. Зато почти каждый владелец поместья содержал собственную, пустьнебольшую, но армию, а центральная власть, сидевшая на голодном налоговом пайке, не имела достаточно сил для усмирения этой вольницы.

Миеси Кецура, министр двора при нескольких императорах, в начале X века направил на высочайшее имя секретный меморандум, в котором констатировалось полное бессилие власти перед держателями сеэнов и провинциальными чиновниками. Раздробленность, сгубившая все государства раннего Средневековья, была готова – оставалось лишь поднести фитиль. Японии отныне предстояло пройти через шесть веков непрерывных гражданских войн, ставших звездным часом для самураев.

Доспехи героя

В XVIII веке облик самурая – буси – окончательно приобрел вид, известный нам по книжным иллюстрациям. Уже в период Камакура появился практически весь комплекс «классического» вооружения и защитного снаряжения, с некоторыми изменениями просуществовавший вплоть до XIX века.

Классический японский доспех кодзан-до относился к типу ламиллярных доспехов, так как состоял из небольших пластинок, скрепленных при помощи сложной шнуровки. Всего в состав классического японского доспеха входили 23 предмета. Из них шесть были основными: кираса – до, шлем – кабуто, защитная маска – мэн-гу, наручи – хотэ, поножи – сунэате и набедренники – хайдатэ. Начиная с XIV века в обиход входит японский вариант кольчуги – кусари с плетением из «плоскостных» круглых колец, с крепляемых овальными звеньями под углом в 90 градусов. Потребность в изготовлении защитного вооружения для армий, численность которых могла достигать нескольких сотен тысяч человек, и появление на поле боя завезенного «рыжеволосыми дьяволами» из Европы огнестрельного оружия также внесли свои коррективы. На смену кодзан-до пришло новое поколение доспехов, некоторые из которых, как, например, принадлежавший Токугава Иэясу комплект намбан-гусоку, имели уже цельнометаллическую кирасу европейского типа и кольчужные наручи, также сплетенные по европейскому образцу.

Вплоть до монгольского нашествия основным типом японского меча оставался тати, появившийся еще в эпоху Хэйан и отличавшийся от привычных нам катан несколько большей длиной, четырехлепестковой гардой и короткой, резко загнутой кверху рукоятью. По итогам войн с монголами самураи отказались от привычных тати в пользу более удобных ути-гатана. В XIV веке появляется еще один тип пехотного меча – двуручный «полевой» меч, известный как нодати. К концу XV века основная масса самураев вооружилась парой ути-гатана, а тати окончательно отошел в категорию церемониального оружия придворных и знатных генералов. В то же время «полевые» пары ути-гатана постепенно начинают изменять соотношение размеров – один из мечей удлинялся, а второй укорачивался. Мечи длиной от 60 см, приспособленные под двуручный хват, стали называться катана, а короткие (от 30 до 60 см) – вакидзаси.

Несмотря на распространенную фразу «дух меча – дух самурая», важнейшим оружием считался не меч, а лук. Японский лук юми по-своему уникален. Почти повсеместно конных лучников вооружали укороченными версиями луков, и только в Японии был разработан длинный лук асимметричной формы (две трети выше рукояти и одна треть – ниже), позволявшей стрелять, не задевая за шею коня. Происхождение самурайского сословия от отрядов профессиональных конных лучников настолько вошло в историческую и лингвистическую память японцев, что термин кюсэ-но-имен стал обозначать «семью самурая», хотя дословно он переводится как «семья лука и стрел».

Громовые палки

Огнестрельное оружие было завезено в Японию европейцами в 1543 году. Токивата, дайме острова Тэнагасима, за огромные деньги приобрел у португальцев две фитильные аркебузы и приказал своему родовому кузнецу Яцуита Кинбэю скопировать их.. По преданию, Кинбэй смог изготовить все детали нового оружия, кроме замка. Новшество пробивало себе дорогу весьма быстро, несмотря на то что у самураев при виде ружья начинал играть комплекс рыцаря. С рождения посвящавшие себя боевым искусствам и буси-до самураи привыкли смотреть на крестьян как на пыль под ногами, и им с большим трудом давалось осознание того, что какой-то простой тэппо-ассигару, вооруженный «огненным прутом», может прервать «путь воина» с одного меткого выстрела. Поэтому сами самураи без особой нужды огнестрельное оружие в руки не брали, а в стрелковых частях во время Сингоку Дзедай служили по преимуществу неблагородные.

Повесть о последнем самурае

Последним эпизодом в кровавой драме японского Средневековья стали войны Сингоку Дзидай, длившиеся с 1490 по 1600 год. В битве при Сэгихара армии Токугава Иэясу разгромили конкурентов-Исида, положив начало периоду Эдо(1600 – 1867 гг.), периоду правления сегуна при сохранении формального главентсва императора. Новая эпоха началась с изгнания за пределы Японии всех иностранцев, кроме голландцев, и провавых репрессий против японских христиан. Сословия были жестко замкнуты в своих границах, все ранее существовавшие «социальные лифты» были отключены. Именно этот период, а вовсе не последовавший за ним Бакумацу, стал временем упадка самураев. В мирные времена занять чем-либо осмысленным такую массу профессиональных воинов просто невозможно. Установленный сегуном Токугава мир провел сквозь самурайскую массу жирную красную черту, отделив тех, кто имел землю, от тех, кто существовал лишь за счет рисового пайка или вовсе не имел ничего.

Во главе провинций стояли князья дайме, которым подчинялись их ближние вассалы – семе, имевшие собственных вассалов-держателей небольших участков байсин. Под этой, самой нижней, ступенькой феодальной лестницы находилось большинство рядовых самураев, не получавших от своего господина ничего, кроме рисового пайка, на котором, ввиду наступивших мирных времен, постоянно экономили. Ниже рядовых самураев по социальной лестнице находились ронины – самураи без господина, все имущество которых составляли унаследованные от предков два меча и сто раз заштопанное кимоно. Им оставалось только вести бродячий образ жизни в надежде одолеть в бою одного из «служилых» самураев и занять его место. Многие из них присоединялись к крестьянским восстаниям или выходили на большую дорогу.

Одним словом, когда 8 июля 1853 года эскадра коммодора Перри вошла в бухту Эдо, Японию уже некому было защищать. Подписав в 1854 году неравноправный договор с американцами, сегунат окончательно подорвал свой авторитет защитника страны и основной военной силы. Свержение сегуната Токугава и восстановление императорской власти стало лишь вопросом времени, и время это очень скоро наступило. Ведущей силой реставрации Мэйдзи выступили новые самураи, остававшиеся в душе теми же буси, но вынужденные ввиду технического превосходства иностранцев наступить на горло сословной песне и влиться в ряды роялистов-реформаторов.

Императорской армией в «войне Босин» командовал Сайго Тагамори, примкнувший к партии императора, после того, как корабли англичан обратили в руины его родной город Кагосиму. Уже через три года он улыбался в лицо британскому министру Паркесу, предварительно выучив наизусть два тома «Истории Англии» Маколея, и вкрадчиво объяснял ему, что сегун не способен выполнять договоры с иностранными державами, а будущее Японии – в руках императорского двора. Эта дипломатическая победа стала важным шагом на пути, который завершился в июле 1868 года захватом Эдо и падением последнего сегуната.

А дальше победившие реформаторы обнаружили, что к европейским оружейным заводам и судоверфям прилагается множество «бесплатной мелочи», которая подрывает японский дух сильнее, чем вид телеграфных проводов и железных дорог. Не сдерживаемая ничем машина реформ понеслась, давя уже самих реформаторов. Венцом стал императорский эдикт 1876 года, фактически ликвидировавший самурайское сословие и запрещавший ношение традиционных воинских причесок и двух мечей.

После победы над сегунатом Сайго отказался от дальнейшей карьеры и вел тихое полумонашеское существование в Кагосиме, откуда его вытащил друг детства Окуба Тосимити, упросив принять пост канцлера и главнокомандующего новой японской армии. По прибытии в Киото Сайго застает там «российские 90е» в японском издании конца XIX века. Окубо железной рукой проводит политику «укрепления армии через обогащение страны», в которой самураям не нашлось места, - отныне Япония нуждалась в коммерсантах.

Ощущая полную неспособность направить реформы Мэйдзи в иное русло, Сайго снова уходит в отставку и возвращается в Кагосиму. Восстаниям традиционалистов против реформаторов он как самурай сочувствует, но как ортодоксальный конфуцианец их не одобряет. Лишь после того, как в 1877 году поднялся его родной клан Сацума, Сайго оказался вынужденным примкнуть к мятежу, а затем и возглавить его.

Конечно же, они не могли ничего противопоставить вооруженной американцами и англичанами армии «нового образца». Последняя битва на склонах горы Сирояма выглядела именно так, как в голливудском фильме, - фамильные мечи против магазинных винтовок и картечниц Гатлинга. Сайго Такамори с обнаженным мечом в руках повел остатки своих людей навстречу тридцатитысячной императорской армии и одним из первых пал, сраженный пулей. С его смертью завершилась история самурайского сословия. Впрочем, дух бусидо прожил в японцах еще долго, в последний раз дав о себе знать во время Второй мировой войны.

Текст: Олег Кашин, Алексей Байков
Бортовой журнал "Аэрофлот"

Японская культура предстает перед западным человеком в виде совокупности идей и красочных образов. И самым ярким из них является образ воина-самурая. Он имеет героический ореол и считается своеобразным символом мужества и стойкости в бою. Но все ли мы знаем про самураев? Насколько правда об этих воинах отличается от легенд и мифов?

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай - это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак - японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении "самурай". Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол "служить". Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина - дайме. Многие европейцы считают, что самурай - это служилый человек, которого можно называть японским словом "буси". Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей - дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай - это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай - это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай - это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Для средневековья самураи имели все качества идеальных солдат. Слово «самурай» произошло от глагола haberu, что в переводе означает, поддерживать, служить,; таким образом самурай это- служащий человек, являющийся не только воином но и телохранителем и слугой своего господина(даймё) или сюзерена. Самурай служил верно своему господину настолько преданно. что готов был без раздумий отдать за него свою жизнь.

Самураи были невероятно умелыми и опасными солдатами, так как в их боевой подготовке было два важных психологических фактора, слепая, абсолютная преданность господину и беспрекословная готовность к смерти, более того умереть во имя чести и доброго имени своего господина было весьма почётно и считалось лучшим концом жизни самурая.

Секрет "рыцарей" феодальной Японии заключался в кодексе Бусидо. Именно без этого кодекса самураи оставались бы просто хорошими солдатами и не смогли бы не достигнуть таких вершин в доблести и героизме, прославивших их не на одно столетие. Кодекс Бусидо - это не что иное как свод правил, именно по этим правилам самураи жили, шли в бой и даже умирали. Именно благодаря кодексу бусидо самураи становились боевыми машинами с циничным взглядом на обычную, мирную жизнь и воспеванием собственной героической гибели. В жизни самурая было только одно стремление, исполнить свой долг до самой смерти, а исполнение долга заключалось в служении своему сюзерену. Поэтому самурай никогда не стоял перед выбором жить или умереть, само его определение как самурая исключало подобный выбор, иначе он не имел права называться самураем

.

Быть самураем соответственно было далеко нелёгкой задачей, к примеру средний вес доспехов самурая мог достигать 12 килограмм. Такая весомая нагрузка просто обязывала воина иметь отличную физическую подготовку. Самураев учили с раннего детства, обучение продолжалось до 15-16 лет, и заканчивалось обучение тогда когда наставник посчитает что юный самурай готов верно служить своему господину. В учебную программу самурая, обязательно входило искусство владения мечом, копьем, алебардой, стрельба из лука, рукопашный бой, и многое другое.

Семья и наставник заботились о становлении характера будущего самурая, вырабатывая отвагу, мужество, терпение, выносливость,бесстрашие и смелость, другими словами, развивая в них качества, считавшиеся в среде самураев главными добродетелями, при которых воин должен был пренебречь своей жизнью ради жизни господина. Характер истинного самурая развивали просмотром театрализованных представлений о героических подвигах великих самураев, прочтением историй и рассказов. Очень часто отцы или наставники приказывали сыновьям ходить ночью на кладбище в места где якобы водится нечистая сила, для того что бы закалять свой характер и учиться бороться со страхами. Нередко будущие самураи посещали и места публичных казней и наказаний, и проводили по ночам осмотр отрубленных голов казнённых, на которых юный ученик непременно должен был оставить какой нибудь свой знак, являющийся доказательством того что молодой буси действительно приходил на это место. Юные самураи вынуждены были часто ходить зимой босиком, или оставаться голодными, так как все эти меры воспитывали в них выносливость, так необходимую настоящим самураям.

Молодые самураи должы были носить свои доспехи не снимая до тех пор пока совершенно к ним не привыкнут и не будут чуствовать себя в них так же удобно как без доспехов.

Самураи, чётко оформились именно как сословие в период правления сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированным слоем самураев были хатамото, которые являлись непосредственными вассалами своего сёгуна. Хатамото чаще всего даже не имели своих земель, а жалование от господина получали рисом.

Духом презрения к смерти и беспрекословного подчинения своему господину был проникнут весь кодекс Бусидо, которому была подчинена жизнь любого самурая. По закону самурай имел право убить на улице любого представителя низшего сословия который неприлично вёл себя по мнению самурая или не дай бог посмел оскорбить его. К закату эпохи Самураев, в период правления дома Токугава, отряды самураев чаще всего использовались уже лишь для подавления крестьянских бунтов. Самураи были жестоки, они не ведали что такое жалость и если кому то приходило время расстаться с жизнью от руки самурая, то смерть была молниеносна, без права на справедливость.