1 дайте определение понятия образование. Что такое образование - толкование и значение слова. Что такое среднее и муниципальное образование

  • Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

    В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому [между поколениями]». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объёмы познания и длительность жизни взаимосвязаны.

    В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах, колледжах и др. ССУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

    Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины – от варваров, свободнорожденные – от рабов, философы – от простых людей», - считал он. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» - греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог - forma).

    Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

    Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Са́мообуче́ние (англ. self-instruction) - направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта.

Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся. Са́мообуче́ние (англ. self-instruction) - направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта.

Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.

Виды обучения

1. По общности осваиваемого обучающимися содержания образования

    фронтальное обучение. При фронтальной организации обучения все обучающиеся продвигаются по учебной программе одновременно: от темы к теме, от класса к классу (с курса на курс). Фронтальное обучение может быть организовано по-разному.

На занятиях может быть абсолютный общий фронт - все обучающиеся делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами. Используемые формы организации обучения линейно сменяют друг друга, например, всему коллективу объясняется какой-либо вопрос, затем учащиеся выполняют задания в парах, после чего каждый одно и то же делает индивидуально.

Бывают фронтальные занятия и с более сложной структурой используемых форм организации обучения, когда в одно и то же время на учебном занятии наблюдается разнообразие используемых форм организации обучения или видов работ, например, с частью учеников работает учитель, часть класса действует в парах, а остальные - индивидуально. Но при этом все осваивают общую тему (вопрос).

    нефронтальное обучение. Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время для освоения каждого фрагмента курса; редки случаи одновременного начала и окончания выполнения какой-либо работы.

Совокупность учебного содержания, которое изучается в коллективе в данное время (кто-то изучает одни фрагменты курса, а кто-то другие), называется масштабом отсутствия общего фронта. Масштаб отсутствия фронта может быть разным: объём раздела, года, всего курса и т. п. Чем больше масштаб отсутствия общего фронта, тем больше организация обучения носит нефронтальный характер.

2. По форме событийных ситуаций взаимодействия

    индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

    парная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах, то есть участники занятия не представляют собой группу);

    групповая форма организации обучения. Она соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;

    коллективная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

3. По особенностям учебных занятий

    Индивидуальные учебные занятия. Отсутствует общий фронт, преподаватель с каждым обучающимся работает по очереди, все остальные действуют индивидуально. Это индивидуальное обучение.

    Групповые учебные занятия (групповое обучение). Все обучающиеся делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами. Для всех обучающихся обеспечивается одинаковый учебный маршрут освоения учебной программы. Главенствует отношение «обучающий - группа». Это групповое обучение.

    Коллективные учебные занятия. Отсутствует общий фронт. Обучающиеся осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам, между участниками перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, организатор и т. п.). Создаются врéменные учебные кооперации на местах пересечения учебных маршрутов. Это непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной задачи. Как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся базисными формами, темами, методами работы, численностью обучающихся. Это коллективное обучение.

4. По способу объяснения

    Сократовский диалог (сократовская беседа). Учитель, расчленяя мысль на маленькие звенья и подавая каждую в форме доброжелательного вопроса, на каждый из которых следует короткий, простой, заранее предсказуемый и, как правило, утвердительный ответ, подводит ученика (выступающего в роли собеседника) к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя).

    Догматическое обучение. Направлено на обеспечение слушания и механического заучивания.

    Объяснительно-иллюстративное обучение.

    Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта.

Дайте определение понятию принципы обучения ИЗО. Перечислите основные принципы обучения

Раскройте суть принципов: активности и сознательности обучения, наглядности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, доступности обучения, научности обучения, связи теории с практикой. Приведите пример действия принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.

· Принцип в переводе с лат. Означает основа, начало – это важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы. Принципы определяются не произвольно, а разрабатываются на основе устанавливаемых в науке закономерностей.

Основные принципы обучения : научности , обучение должно характеризоваться проблемностью, наглядности, активности и сознательности обучения, доступности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, связь теории с практикой

· Обучение должно быть научным . Глубокая научная доказательность изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдение принципа историзма в изложении изучаемого материала, показ развития и утверждения истины; использование новейших идей, научных достижений в обучении.

Обучение должно характеризоваться проблемностью .Учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.

Наглядность обучения . Наглядность является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес к учению и делает его более легким.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения . Возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала); расширение самостоятельной работы, проведение наблюдений, поощрение творчества, изобретательность.

Доступность обучения . Это вытекает из учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Характер содержания изучаемого материала не должен превышать умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении.

Системность и последовательность обучения . Постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должна начинаться изложение каждой новой темы). Приучать учащихся к систематической домашней работе, регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений, навыков учащихся. Своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях уч-ся, оказывать им необходимую помощь.

Прочность обучения и его цикличность . Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в прессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий. Первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, его усвоение (запоминание), применение усвоенных знаний на практике с целью выработки умений и навыков, повторение, систематизация.

Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы . Задача обучения: овладение учащимися системой научных знаний, умений, навыков(обучающая), развитие мыслительных и творческих способностей, памяти (развивающая), формирование научного мировоззрения и нравственно – эстетической культуры (воспитывающая).

· Действие принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.

Например, приступая к новой теме «Рисунок простого натюрморта из предметов быта», необходимо повторить ранее пройденный материал: композиционное размещение предметов на формате, перспективное изображение овалов и куба, рисование предметов сложной геометрической формы. Если предположить, что тема рассчитана на 6 часов
(по 2 ч. день), то после каждого занятия необходимо для закрепления навыков выдать домашнее задание. Например, после урока «Линейно-конструктивное построение натюрморта» - д/з: выполнить линейно-конструктивный рисунок предметов быта. После занятия «Светотеневое решение натюрморта» - д/з: выполнить наброски предметов быта с передачей света и тени. В ходе занятия необходимо обнаруживать своевременно ошибки в выполнении задания, чтобы учащийся вовремя их исправил. Например, ошибки в построении предметов. В конце каждого занятия необходимо проводить проверку работ. Просмотр работ при завершении занятий по теме.

Дайте определение понятиям: методы обучения ИЗО, средства обучения ИЗО. Перечислите словесные, наглядные, практические методы используемые на занятиях ИЗО. Раскройте понятие упражнение, перечислите виды упражнений по ИЗО. Спроектируйте упражнение по композиции.

· Метод обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования. Метод в общем значении – способ достижения цели. В методике ИЗО разнообразие методов можно разделить на две категории: специфические методы (метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников) и общедидактические методы.

Средства обучения – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления пед. процесса. Средства подразделяются на: наглядные (объемные, печатные), технические (визуальные, аудио, аудиовизуальные)

Словесные методы используемые на занятиях ИЗО: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж.

Наглядные методы: иллюстративно - наглядный, метод педагогического рисунка, демонстративный метод.

Практические: метод рисования с натуры, методы работы с художественными материалами и инструментами, метод работы с дидактическим материалом (выполнение работы по алгоритму, по образцу), метод практической самостоятельной работы,

· Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Упражнение может выступать как одно из видов краткосрочных заданий с чётко ограниченной дидактической задачей или входить в структуру заданий и быть одним из этапов их выполнения. Упражнение – вид кратковременных заданий. Всякое упражнение является заданием.

Классификация упражнений:

- В зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении:

1. самостоятельные ,

2. выполняемые по инструкции ,

3. выполняемые учащимися вслед за учителем (зрительный диктант ).

- В зависимости от формы сотрудничества на занятии:

1. фронтальные

2. групповые

3. индивидуальные

- По характеру выполнения:

1. устные

2. письменные

3. практические

- В зависимости от психологической направленности:

1. Сенсорные (восприятия формы, тоновых локальных, пространственных, светлотных отношений, характера поверхности и т. д.)

2. моторные (осуществления практической изобразительной деятельности, развитие умений и навыков)

3.аналитические или логические (направленные на развитие психологических механизмов мышления )

· Упражнение по композиции «Симметрия »

Вид упражнения: сенсорное, письменное

Время выполнения: 3-5 мин.

Описание упражнения: упражнение направлено на закрепление знаний по теме – симметричный композиционный баланс

Дано: Иллюстрация с изображением различных видов симметричных и асимметричных стилизованных растений

Задача: Рассмотрите иллюстрацию, выберите симметричные изображения. Заполните таблицу «Виды симметрии»

Дайте определение понятию метод по Н.Н. Ростовцеву. Перечислите методы специфической группы, относящиеся к изобразительной деятельности. Раскройте суть метода копирования образцов, метода рисования с натуры и геометрального метода. Спроектируйте пример применения двух разных методов к изучению одной темы.

· Н.Н. Ростовцев пишет: « Под методом мы понимаем способ работы педагога и с учениками, при помощи которого достигается усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемы обучения –это отдельные моменты из которых складываются методы».

Методы специфической группы: метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников

· Метод копирования образцов : сущность метода заключается в обучении начинающих художников воспроизведению ими «образцов», схем, произведений искусства.

Метод рисования с натуры : сущность метода заключается в обучении начинающих художников в процессе изображения ими реального мира, изучения его.

Геметральный и натуральный метод: сущность метода заключается в рисовании по клеткам, на основе изображения элементарных геометрических тел и форм, лежащих в основе конструкции предметов, основываясь на пластичности очертаний формы реальных предметов.

Отдельные приемы , входящие в основу этих методов: развитие глазомера, развитие зрительной памяти, цветовосприятия, пространственного мышления, развитие способностей, воображения, фантазии.

· Тема: «Рисование натюрморта из предметов быта»

Цель: формирование умения линейно-конструктивного построения предметов быта, развитие восприятия формы, воспитание активного отношения к работе

Задача: выполнить линейно-конструктивный рисунок натюрморта, выявив особенности формы каждого предмета, простым карандашом.

Используемые методы: метод рисования с натуры и геметральный метод .

Раскройте понятия наглядные пособия, перечислите виды наглядных пособий по Н.П. Никаноровой. Раскройте понятие «натурный фонд» и перечислите требования к этому средству обучения. Перечислите наглядные пособия, которые бы вы использовали на уроке рисунка, тема: «Рисование гипсовой розетки».

· Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера ИЗО широко в нем применяется.

Наглядные пособия делятся на: 1. Объёмные (модели, коллекции, слепки и т.д.);

2.Печатные (картины, плакаты, таблицы, портреты и др.); 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды диски и тд.)

Современными наглядными пособиями принято считать: мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.

Натуральные пособия классифицируются по Н. П. Никаноровой для уроков ИЗО: на натуральные и изобразительные.

Изобразительные – включают разнообразные виды оригиналов и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии),

Натуральные - объекты искусственного характера (чучела птиц, животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии)

· Натурный фонд – это натуральные наглядные пособия включают реальные предметы и модели:

  1. Предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и др.)
  2. Драпировки и иной текстиль
  3. Чучела птиц и животных, муляжи, гербарии.
  4. Модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; модели архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел.

Требования к натурному фонду : - соответствие учебной программе курса , например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразны по форме, но и разного размера, цвета, чтобы решать различные дидактические задачи. – обеспечение системы обучения от простого к сложному , например, простые геометрические тела и тела сложной геометрической формы; слепки лица человека и гипсовые головы. – участие в формировании эстетического вкуса к окружающей действительност и, например, драпировки и другие предметы должны быть красивы по цвету, фактуре, чистыми, несмятыми. –наличие четких по цвету, форме, конструкции предметов.

· тема: «Рисование гипсовой розетки».

Наглядные пособия: гипсовая розетка, таблица «Этапы рисования гипсовой розетки», учебник по рисунку с описанием этапов построения гипсовой розетки, образцы работ.

22. Раскройте понятие детский рисунок с точки зрения методики преподавания специальных дисциплин. Укажите две основные характеристики детского рисунка. Раскройте понятие изобразительная грамотность детского рисунка. Проанализируйте детский рисунок, через характеристику выразительности .

Детский рисунок как продукт ИЗО деятельности и ли творческого характера обладает рядом характеристик. Эти особенности детского рисунка изучают специалисты в области психологии, социологии, этнографии, искусствознания. Выставки и конкурсы детских рисунков имеют широкую популярность в педагогической среде как форма презентации результатов обучения изобразительному искусству. Выступая в качестве продукта (одного из воплощенных результатов) деятель­ности, детский рисунок является объектом педагогической диагностики и исследования .

Художники-педагоги изучают дидактические аспекты детского рисунка, выделяя изобразительную грамотность и выразительность.

· Изобразительная грамотность – качество детского рисунка, которое отражает степень обученности ребенка. В этом смысле детский рисунок может выполнять функции средства диагностики процесса обучения ИЗО.

Выделяют различные стороны изобразительной грамотности:

- композиционная – грамотное заполнение плоскости листа, использование композиционных средств выразительности;

- цветовая – владение цветовой палитрой, выразительными возможностями цвета;

- грамотность в области передачи формы – конструктивный, пропорциональный, пластический и выразительный аспект формы;

- пространство – условное, декоративное, передача трехмерного пространства на двухмерной плоскости.

- техническая – владение художественными материалами, инструментами, техническими приемами, способами создания изображения.

Определенная степень изобразительной грамотности всегда свойственна детскому рисунку. Уже в дошкольном воспитании детей учат выбирать размер изображения, они осваивают обычные для этого возраста изобразительные схемы: изображение дерева, цветка, человека, дома, транспорта и т. д. Эти умения являются базовыми для развития изобразительных умений в школьном возрасте. Если в рисунках детей школьного возраста устойчиво преобладают эти схемы, то обычно говорят о низком уровне обученности и характеризует определенным образом организацию обучения изо.

· Выразительность детского рисунка – качество детского рисунка, определяющее его эстетическую ценность. Определяется в эстетических категориях. Дети указывают наличие этого качества в рисунке всегда безошибочно, определяя его словом «красиво», а педагоги называют такие рисунки выразительными.

Выделяют два аспекта Выразительности: техническую и образную .

Техническая выразительность детского рисунка проста в проектировании, однако требует опреде­лённого материального обеспечения. Так, иногда дети говорят «красиво», видя, что красивые по­тёки краски удачно передают влажность воздушной среды пейзажа после дождя. Профессиональные художники обоснованно требовательны в плане технической Выразительности к своим работам. Здесь имеет значение всё: качество бумаги, краски, кистей, приёмы и способы создания изображения. При проектировании заданий учителя также тщательно подбирают инструменты, материалы, технические приёмы, видя в них средство создания выразительного рисунка.

Образная Выразительность сложнее в проектировании. Она связана с решением: цвета, формы, пространства. Сравним два образа: понурая лошадка и гордый конь. Они отли­чаются друг от друга и от усреднённой изо схемы не столько разницей конструкции, пропорций, цвета, сколько тем, что и принято называть Выразительностью деталей образа.

Что такое образование? Можно попытаться дать определение (свое или заимствованное) . А можно и краткое описание.

В своей монографии «Психология интеллекта» Марина Холодная поставила цель дать определение интеллекта. И ей пришлось повторить вслед за Спирменом: «Понятие интеллекта имеет так много значений, что, в конечном итоге, не имеет ни одного» . Вероятно, то же самое можно сказать о понятии «образование» .
Я не случайно заговорил об интеллекте, хотя вопрос задан об образовании. Просто считаю, что образование – это процесс создания интеллекта. Самим человеком, естественно. И абсолютно согласен с vladimir dubasov, который в своем определении говорит об использовании в этом процессе, как чужих, так и своих идей.
Образование – это процесс накопления ментального опыта, который является основой интеллектуальной зрелости.
Традиционные теории интеллекта не охватывали три особые области феноменологии интеллекта. Это – особенности устройства и функционирования интеллекта, во-первых, в условиях реальной профессиональной деятельности человека (феномен «компетентности») , во-вторых, в случаях реальных сверхординарных интеллектуальных достижений (феномен «таланта») , в-третьих, в пожилом возрасте (феномен «мудрости») .
Марина Холодная подходит к интеллекту с позиций ментального опыта, и ее подход учитывает все три перечисленных феномена, а также непрерывное взаимодействие с миром.

Холодная, кстати (ответ Хиштаки) , рассматривает вопрос о взаимосвязи интеллекта и способности к адаптации. По ее словам, поведение умного неадаптивно, а поведение глупого - дезадаптивно))

Ментальный опыт является сложным психологическим образованием. Три основные формы организации опыта - ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации - выступают в качестве иерархии психических носителей.

Интеллект - это особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.

Ментальные структуры - это система психических образований, которые в условиях познавательного контакта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения. Это своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые при столкновении с любым внешним воздействием могут «развертывать» особым образом организованное ментальное пространство.
Ментальное пространство - это динамическая форма ментального опыта, которая актуализируется в условиях познавательного взаимодействия субъекта с миром.
Единицы представления реального пространства могут быть сразу же развернуты в полноценный ментальный пространственный контекст в зависимости от поставленной задачи. Например, от образа дома человек легко может мысленно перейти к образу улицы, на которой этот дом располагается, к образу квартала и т. д.
Ментальная репрезентация - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективная форма «видения» происходящего) .

Именно процессы в сфере индивидуального ментального (умственного) опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности.
Сейчас в стране наблюдается смещение нормального распределения интеллектуальных способностей под воздействием целого ряда факторов: генетико-биологических; социально-экономических, психологических.
Среди социально-экономических – снижение качества образования, разрушение науки как социального института и т. д.

Svetlana krymskaia

Образование - это связка разнообразных ключей, необходимых для жизни, самовоспитания, саморазвития и постоянного самообразования. Это может случиться только в одном случае, если человеку встречаются уникальные УЧИТЕЛЯ, или даже ОДИН настоящий учитель, или очень любящие, умные и талантливые родители. Дипломами это измерить НЕВОЗМОЖНО, системы у нас в стране - НЕТ.

Солнышкова_я.

Образование есть процесс самораскрытия человека на протяжение всей его жизни-в итоге и получается завершённый ОБРАЗ именно этого человека-это ещё древние греки знали.
Что же до системы называемой у нас образованием, то она не столько образовывает, сколько стандартизирует-это ж уму непостижимо-говорим об уникальности каждого и все усилия направляем на то, чтобы эту уникальность растворить в стандартной форме! !
Сегодня, когда к началу обучения в школе все дети уже как правило элементарно грамотны, владею и компьютером зачастую, читают, пишут.... необходима система грамотного просвещения-это когда по-сути осуществляется грамотное наставничество.... ставятся проблемы, показываются различнейшие способы их разрешения-не ради итога-ради процесса, обретения навыков.. .
По сути то, что сейчас происходит в школе-должно начинаться быть может только в ВУЗе-когда человек, выбравший некую специализацию, будет образовываться как специалист, но и в ВУЗе должны быть предметы расширяющие сознание, а не только узко-специальные. Но только тут можно уже говорить о компетентности-сейчас её чуть ли не в начальной школе пытаются якобы образовать... на обломках и огрызках знаний ИЗ наук, а не научных... .
Извините, быть может это вот и не о том, но.... человеков жалко, усредняемых до простейших....

Имаго

А хотите самую суть?. .
ОБРАЗование - это приведение к образу. Вопрос - к какому.. . а правильнее, к чьему образу?
Каждый поступок (а в Православии поступками считаются даже помыслы, и желания) человека уподобляет его либо Богу, либо Его противнику - диаволу. Другими словами, человек, ведя тот или иной образ жизни, либо обожается, либо осатаняется.. .
Бог создал человека для того, чтобы лучшие из лучших заняли на небесах места тех ангелов, которые вместе с сатаной были низвержены на землю и ныне называются бесами.
Поэтому, человеческая жизнь, несмотря на свою временность, имеет бесконечные последствия. Сознавая эту истину или нет, но каждый из нас определяет свою будущую судьбу, формируя себя с тем или иным уклоном. И чем раньше сделан выбор, тем лучше; тем дальше можно продвинуться на выбранном пути…
Получив единственную жизнь, человек несет абсолютную ответственность за ее качество!..

Елена *

Ежегодно в Ставропольском крае на базе Невиноммысской гимназии №10 проходят педагогические фестивали, где зажигает, конечно директор гимназии, этот фестивалть уже давно стал краевым и даже больше.

Но последнее время в нем стали появляться какие-то застойные явления, будто он теряет свою силу и актуальность.

А очень жаль. В прошлом году я не попала на него, но зато была на фестивале в с. Иргаклы Степновского района, они тоже уже несколько лет проводят подобные фестивали, правда копируют всего лишь невинноммысский.

Зато я встретилась с Калкаевым на фестивале, встретилась, это громко сказано, тк просто видела его еще раз на выступлении.

Можно назвать это и так, он представлял свои "Страсти по учителю", где как раз и спорил о том что такое образование, кто такой учитель и каким он должен быть.

Цитирую его выступление:
КАК УЧИТЕЛЮ ИСПОЛНИТЬ СВОЮ МИССИЮ И ЖИТЬ ПОЛНОКРОВНОЙ ЖИЗНЬЮ В ТЕХ УСЛОВИЯХ, В КОТОРЫХ ОН СЕГОДНЯ ПОСТАВЛЕН.
Вызовы учителю:
Компьютеризация современной жизни.
Быстроменяющаяся информация.
Господство материальных ценностей над духовными.
Остаточный принцип финансирования образования.
Имидж учителя, как человека и профессионала подрываемый СМИ.
Переучивание учителя для поддержания его конкурентоспособности на рынке труда.
Востребованность обществом креативной саморазвивающейся личности.

Миссия учителя и педагога – стимулирование личности к творческому познанию и преобразованию как себя, так и окружающей действительности

РИСКИ В ОБРАЗОВАНИИ:
1. Ослабление генофонда страны.
2. Коммерциализация образования.
3. Сокращение финансирования образования.
4. Отсутствие государственных рычагов влияния на семью, в вопросах обучения и воспитания детей.
5. Некомпетентность учителя и педагога.
6. ЕГЭ в данном его виде порождает противоречие, не позволяющее развивать креативную личность.

Советы учителям:
1. Не бойтесь современных вызовов.
2. Не бойтесь людей с интересными идеями и самих новых людей.
3. Не бойтесь быть лучшими, высовывайтесь.
4. Не бойтесь непонимания.
5. Не бойтесь пробовать. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
6. Не бойтесь разочарований. Нет поражений, есть обратная связь о том, что мы что-то не так сделали.
7. Не бойтесь идти медленно.
8. Не бойтесь экспериментов.

Пока есть такие учителя, на кого можно равняться, работающие не за зарплату, то возможно и будут замечательные ученики которые знают гораздо больше школьной программы.

Как говорит мой муж: учитель - это не профессия, это образ жизни (а может быть болезнь)

Так будем же больны нашим образованием)))
и учебники все уже давно пора выкинуть (((
кстати, очень замечательные учебники у Эрдниевых - "Математика", но их сейчас даже не в любой библиотеке найдешь (((

Http://www.lik10.ru/conception/mission.html

Дайте определения понятиям:

1)кредитная эмиссия
2)срочность, платность, возвратность
3)реальная ставка процента
4)платежеспособность
5)частичные резервы
6)дисконтирование
7)номинальная ставка процента
8)эмиссионный
9)депозиты
10)резервные требования
11)кредитоспособность
12)вексель
13)кредит
14)ликвидность

Марина хамукова

1 Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые
2 Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Для этого в кредитном соглашении подробно разрабатывается график погашения кредита и уплаты процентов.
Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.
озвратность кредита - выражение необходимости своевременной обратной передачи эквивалента заемщиком. Возвратность присуща всем формам кредита. Возвратность означает исполнение возникшего заемного обязательства;
3 Реальная ставка процента- реальный доход от ссуды, т. е. денежный доход, скорректированный на инфляции.
4 Платёжеспособность - способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
5 ЧАСТИЧНЫЙ РЕЗЕРВ - норма резервов денежных средств коммерческого банка, составляющая лишь часть его депозитных обязательств.
6 Дисконтирование - это определение стоимости денежного потока, путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени.
7 Номинальная ставка процента- ставка процента, устанавливаемая без учета обесценения денег вследствие инфляции.
8 ЭМИССИОННЫЙ 1. прилагательное 1) см. эмиссия, связанный с ним. 2) Свойственный эмиссии, характерный для нее. 2. прилагательное 1) см. эмиссия, связанный с ним. 2) Возникший, действующий в результате эмиссии.
9 (Депозит) Банковский вклад - сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом.
10 РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - часть депозитов, которые банки должны хранить в Центральном банке РФ для обеспечения их финансовой стабильности. Однако величина резервных требований может изменяться Центральным банком РФ в связи с осуществлением кредитно-денежной политики.
11 Кредитоспособность - это комплексная правовая и финансовая характеристика заемщика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика
12 ВЕКСЕЛЬ - вид ценной бумаги, письменное долговое обязательство установленной законом формы. Выдается заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), который имеет право потребовать с заемщика уплаты суммы денег в указанный срок. Является универсальным платежным, расчетным и кредитным средством: 1) форма платежного обязательства в торговле, включая международную; 2) средство краткосрочного коммерческого кредита, обычно до 6 месяцев; 3) коммерческие векселя, имеющиеся в распоряжении банка, служат базой для выписки банковского векселя; 4) средство оформления долговых отношений между банками; 5) форма залога для получения банковской ссуды; 6) форма залога, под который коммерческий банк может получить ссуду в центральном банке. Вексель - удобное платежное средство и в том отношении, что векселедержатель может покрывать им свои денежные обязательства, передавая его своим кредиторам с помощью индоссамента. Различают два вида векселя: простой и переводной. Простой предполагает выполнение обязательства самим векселедателем, а переводной - плательщиком, указанным на векселе с помощью передаточной подписи (индоссамент).

процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки". Знание, входящее в О., не отстоит от познающего в качестве вне его лежащего предмета, но он непосредственно затронут тем, что познает. Какому-либо техническому знанию можно научиться, и даже по собственному выбору Нравственному знанию, как непременной составляющей О., напрямую человек не научается и разучиться ему также не может. О. - это внутренний процесс, процесс созидания "образов" и/или "образцов", которым человек следует в своей жизни. Результат О. не представляется по типу технического намерения, но проистекает из внутреннего процесса формирования и О. и поэтому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития. О. не может быть собственно целью, это некий самовозрастающий процесс. В этом заключается его отличие от простого культивирования задатков, от которого оно произошло. Культивирование задатков - это развитие чего-то данного; здесь средствами достижения цели выступает упражнение и прилежание, перешедшие в привычку. В процессе О., напротив, то, на чем и благодаря чему некто получает О., должно быть усвоено целиком и полностью. В этом отношении в О. входит все, к чему оно прикасается, но все это входит не как средство, утрачивающее свои функции. Напротив, в получаемом О. ничто не исчезает, но все сохраняется. "Образование - подлинно историческое понятие, и именно об этом историческом характере "сохранения" следует вести речь для того, чтобы понять суть гуманитарных наук" (Г. Гадамер).

Исторически становление феномена О. шло в процессе формирования механизмов сохранения и передачи социально значимого содержания из поколения в поколение. Впервые именно Платон в европейской культуре в диалоге "Протагор" поставил вопрос о возможности передачи добродетели последующим поколениям. Какой восточный мудрец и учитель мог усомниться в том, что он должен учить навыкам "жизни сообща"? Напротив, он учительствовал и требовал однозначного восприятия своих знаний. "Да не отходит сия книга закона от уст твоих", - говорится в Ветхом завете. А платоновский Сократ засомневался, что Протагор может чему-то научить юношу Гиппократа. В ходе дискуссии Сократ приходит к выводу: чтобы "было" государство, должно существовать нечто единое, которому сопричастны все, - это добродетель. А под высшей добродетелью он разумел знание, ибо нет ничего выше знания того, что есть худо, а что есть хорошо. Коли добродетель есть знание, то ему можно научиться.

Впервые понятие О., по мнению М. Хайдеггера, было сущностно продумано Платоном в "Государстве". Хайдеггер полагает, что платоновская "Притча о пещере" призвана раскрыть то, что греки понимали под пайдейей, т. е. О. Притча повествует о том, как узник, освобождаясь от оков, покидает пещеру, где он видел лишь тени вещей в мерцании находящегося за спиной огня, и обретает при переходе на поверхность знание действительно сущего. Повествование разворачивается цепью переходящих друг в друга образов, воплощая собой смысл О. Пещерообразное помещение в притче - это образ повседневного местопребывания людей; огонь в пещере - образ небесного свода, под которым живут люди, окруженные мнимыми вещами, но которые они воспринимают за подлинную реальность. Те названные в притче вещи, которые открываются взгляду вне пещеры, суть, напротив, - образ того, в чем состоит собственно сущее всего сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и оттуда, обратно в пещеру, требуют каждый раз изменения привычки глаз от темноты к свету и от света к темноте. И как телесное око лишь медленно и постепенно привыкает будь то к свету, будь то к темноте, так и душа тоже не сразу и лишь в соответствующей последовательности шагов должна свыкаться с областью сущего. Такое свыкание требует, чтобы душа целиком повернулась в основном направлении ее стремления, точно так же, как и глаз может правильно смотреть, лишь когда тело приняло соответствующее положение. Данный "переход" служит символическим выражением той перемены, которая должна произойти при развертывании уже заложенного в человеческом существе. Такое переучивание и приучение человеческого существа к той или иной отведенной ему области, замечает Хайдеггер, суть того, что Платон зовет пайдейей. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе. Хайдеггер полагает, что ближе всего к пайдейе подходит слово "образование". Во-первых, это О. в смысле развертывающегося формирования. Такое "образование", с другой стороны, "образует", исходя все время из предвосхищающего соразмерения с неким определяющим видом, который зовется поэтому прообразом. О. есть вместе с тем и формирование, и руководствование определенным образцом. "Притча о пещере" заканчивается не описанием достижения высшей ступени подъема из пещеры, но повествует о спуске освобожденного обратно в пещеру, ибо к сущностному моменту О. принадлежит постоянное преодоление необразованности. Притча именует солнце, к которому устремлен узник, образом для идеи добра. Добро у греков понималось не узконравственно, оно "то, что для чего-то и делает другое к чему-либо годным". После Ницше это понятие можно понимать как то, что является "высшей ценностью" для людей.

По М. Фуко, восхождение к добродетели у Платона было тесно связано с заботой о себе: "Я обязан проявлять заботу о самом себе с тем, чтобы стать способным управлять другими людьми и полисом". Следовательно, забота о себе должна превратиться в искусство. Забота о себе невозможна без наличия наставника. А позиция самого наставника определяется заботой о том, какую заботу о себе проявляет его подопечный. Проявляя незаинтересованную любовь к юноше, наставник дает принцип и образец той заботы, которую юноша должен осуществлять по отношению к самому себе как субъекту. "Забота о себе" обретает свою форму и завершение, во-первых, в самопознании, во-вторых, тем, что самопознание как высшее и независимое выражение своего "я" обеспечивает доступ к истине; наконец, постижение истины позволяет в то же время признать существование божественного начала в себе. "Забота о себе" ведет к самореализации, которая становится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек, на фоне всякого рода деформаций. Т. о., речь здесь идет, скорее, об исправлении, об освобождении, нежели о формировании знания. Именно в этом направлении будет развиваться самореализация в дальнейшем, что представляется существенным. Далее, если человеку не удалось "исправиться" в молодости, этого всегда можно достичь в более зрелом возрасте. Стать тем, чем человек никогда до этого не был, - главная тема самореализации. Для осуществления последней требуется наличие другого. Незнание не способно выйти за собственные пределы, и необходима память, чтобы осуществить переход от незнания к знанию (переход, который всегда осуществляется посредством другого человека). Согласно Фуко, существуют три типа отношения к другому, необходимые для формирования молодого человека. 1. Наставление примером: пример великих людей и сила традиции формируют модель поведения. 2. Наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов, 3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации (сократовское искусство). Отныне наставник (философ) выступает в роли исполнителя преобразования индивида в его формировании как субъекта. Фуко различает педагогику и психогогику. Под педагогикой он понимает передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имел и которые должен будет получить к концу педагогических отношений. С этого момента психогогикой можно было бы назвать передачу такой истины, функцией которой будет не снабжение человека какими-либо отношениями, а скорее изменение способа существования субъекта.

В христианстве, в свете сказанного, схема отношений между познанием и заботой о себе заключается, во-первых, в постоянном обращении от истинности текста к самопознанию, во-вторых, в интерпретации метода толкования как способа самопознания и, наконец, в позиции цели, которой является самоотречение. В связи с этим происходит разрыв между психогогикой и педагогикой, поскольку от души, находящейся под психологическим воздействием, т. е. от ведомой души, требуется говорить ту истину, которую может сказать лишь она одна, которой обладает она одна. В христианской духовности ведомый субъект должен присутствовать внутри истинного суждения как объект своего собственного истинного суждения. В суждении ведомого субъект высказывания должен быть референтом высказывания.

Окончательно современный дискурс О. сформировался к XVIII в. - в эпоху Просвещения. Само понятие О. приобрело категориальный статус и отмежевалось от таких понятий, как "естественное образование" или "горообразование". Отныне О. теснейшим образом стало связано с понятием культуры и начало обозначать специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. Окончательная обработка понятия, стимулируемая Гердером (понимающим под О. "возрастание к гуманности"), была завершена в период между Кантом и Гегелем. Кант еще не употребляет слово "образование" в вышеобозначенном значении, но говорит о "культуре способностей" (или "природных задатках"), которая в этом качестве представляет акт свободы действующего субъекта. О., по Канту, касается формирования нравственности и относится к практическому воспитанию в отличие от школьного О. или обучения (дающего приобретение умений) и прагматического воспитания (служащего достижению разумности). К нравственным обязанностям у Канта принадлежит и стимулирование своего таланта. Это требование по отношению к себе самому у Гегеля уже возникает в русле суждений о самообразовании и О., которое перестает быть равнозначным "культуре", т. е. развитию способностей или талантов; О. включает в себя понятие "образ", обладающий двусторонностью, ибо он, как мы видели, одновременно несет в себе значения отображения, слепка и образца. По Гегелю, довершающему формирование рассматриваемого понятия, отличительной способностью субъекта является то, что он рвет с непосредственным и природным, и это требует от него духовная сторона его существа. И поэтому он нуждается в О., в подъеме ко всеобщему Подъем ко всеобщности не подразумевает только теоретическое О., но включает и практическое, и охватывает сушностное определение человеческой разумности в целом. Общая сущность человеческого О. состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Оно требует пожертвовать общему особенным, что подразумевает обуздание влечений и тем самым свободу от их предметов и свободу для своей предметности.

О., согласно Гегелю, заключает в себе примирение с самим собой и узнавание себя в инобытии. Каждый отдельный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть. Сущность О. составляет не отчуждение как таковое, а возвращение к себе, предпосылкой чего, однако, и служит отчуждение. При этом О. следует понимать не только как результат восхождения духа в область всеобщего, но одновременно и как стихию, в которой пребывает образованный человек. Но О. должно приводить, как полагает Гегель, к полному овладению субстанцией, к отрыву от всех предметных сущностей, что достижимо только в абсолютном философском знании. Тем самым от Гегеля ускользает действительно историческая суть О., ибо оно не столько последняя фаза развития, сколько основание для гармоничного движения в дальнейшем.

Взаимосвязь О. и здравого смысла представлена у А. Бергсона. Согласно Бергсону, абсолютное постижимо только посредством интуитивного опыта, а не через отвлеченные от жизни рациональные конструкции. Лишь обыденное сознание способно постичь сущность явлений, обеспечивая непосредственное проникновение в "принцип жизни". Здравый смысл есть обязательная принадлежность, основа обыденного сознания. Он выступает как социальное чувство, позволяющее нам представлять следствия наших поступков, даже, скорее, предчувствовать их, уметь выбирать существенное. "Здравый смысл - это само внимание, обращенное на жизнь". Но если здравый смысл - основа и сущность духа, то, может быть, он врожден и независим от воспитания? "Думается, что так бы и было, если бы в душе и в обществе все было живым, если бы мы не были обречены таскать за собой мертвый груз пороков и предрассудков". Идеи заслоняют от нас саму жизнь и заставляют размышлять не о вещах, а о словах. И именно в классическом О. Бергсон находит силу, способную "разбивать лед слов и обнаруживать под ним свободное течение мысли". Классическое учит не обманываться словами, избавляет от автоматизма и высвобождает идеи из-под гнета вербальных форм. Оно призывает "отбросить символы и научиться видеть".

В современную эпоху, считает Фуко, истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту, как это было в античные времена. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъекта. Связь между доступом к истине и требованием преобразования человека и его бытия им самим была окончательно прервана, а истина стала представлять собой автономное развитие познания. "Постсовременность" же, по мнению Ж. Бодрийяра, утрачивает двухвековое господство социального. Просвещение, породившее дискурс О., базировалось на принципе рациональной коммуникации. В его основе находился императив морализации сообщения: лучше информировать, чтобы лучше социализировать и чтобы создавать все больше сознания. Но нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание, и поэтому социализировать оказывается нечего. На место "социума" приходят "массы", поглощающие информацию, даже не переваривая ее. Одновременно происходит смерть субъекта как носителя познава- ? тельной активности. Причиной этого процесса явилось распространение новых средств массовой коммуникации. Тотальность информированности лишает? способности отличать истину от фикции, а реальность - от симуляции. Подобия, образы опережают реальность в качестве симулякров таким образом, что реальность оказывается лишь симуляцией симулякров. При этом содержание сообщения теряет значимость, что ведет к атрофии сознания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятийное мышление доступно только человеку из всех живых существ. Именно мы обладаем настолько сильным интеллектом, что у нас получается абстрагировать все полученные ранее знания. Понятийное мышление не только в обычной, повседневной жизни нам помогает, но и в И неизвестно, где оно больше пригодится. постигать науку появились благодаря тому, что существует образование понятий. Они играют центральную роль при обучении человека. Но давайте с самого начала разберемся более детально, что же такое понятия, и каким образом они помогают человеку обучаться. А после этого разберемся, как они образуются.

Что такое понятия

Образование понятий - вещь достаточно непонятная, так как ученые до сих пор не могут дать четкое определение самому термину "понятие". Ведь, как оказывается, само значение слов "термин" и "понятие" не является тождественным. Чем же они отличаются? Основной разницей является то, что термин представляет собой лишь слово, которое может описывать понятие.

А понятие - это содержание в мозгу человека определенного образа, связанного с этим словом. Но это если говорить очень условно. Если же выражаться более конкретно, то этого никто не смог сказать. Но без мышления все равно невозможно образование понятия. Образование понятий - это явление комплексное, в котором принимает участие не только мышление, но и воображение, восприятие, память и другие

Данная позиция ближе всего к представителям ассоцианистского подхода в психологии касаемо мышления. Что касается философии, то здесь также нет единства касаемо того, что такое понятие. Так, Платон считал, что это то, что опредмечивает идею. А вот идея непосредственно не существует в мире, но при этом человек может ее почувствовать. Но независимо от того, как понятие называют, оно от этого не перестает быть таковым. Давайте теперь более детально остановимся непосредственно на механизме образования понятия. Но прежде всего следует остановиться на таком пункте, как "определение". Является ли оно непосредственно понятием или же нет?

Что такое определение?

Определение - это предложение, в котором раскрывается сущность определенного понятия и основные признаки, которые его сопровождают. Определения являются основой любого обучения, но при этом через них невозможно передать всего многообразия деталей, которые имеются в понятиях. Более того, определения могут устаревать.

Так случилось с определением понятия "смартфон" 2004 года, которое сейчас трансформировалось в "миниатюрный компьютер с возможностью звонить". Что касается тех далеких времен, то там смартфоном назывался телефон с некоторыми возможностями компьютера. Вот так вот случилось. Поэтому для определений характерна динамичность. Впрочем, как и для понятий. И только если непосредственно постигать эту тему, можно действительно понять значение определенного термина, а не просто посмотрев определение.

Тем не менее вся информация у нас в мозгу просто пропитана всяческими определениями. И это прекрасно, так как благодаря им мы можем вкратце объяснить другому человеку значение определенного понятия. Но полного понимания в его голове не будет. Впрочем, не всегда и нужно.

Образование понятий у учеников или обычных людей

Процесс образования понятий достаточно простой. Но при этом необходимо учитывать, что для того чтобы оно образовалось, необходимо изучить тщательно материал. Нет, какое-то понимание рассматриваемого явления и так будет у человека. Но только если обеспечить детальное понимание, то формируемое понятие у человека будет максимально качественным.

Понятие как форма мышления. Образование понятий

Что нужно для образования понятий у человека? Есть ли наука, которая изучает образование понятий? Логика - вот она. Она активно используется не только среди философов, но и психологов. Вообще, психологам очень трудно ответить на вопрос о том, как образуются понятия. Но при этом кое-что известно не только психологам, но и обычным людям. В первую очередь для образования любого понятия необходимо, чтобы была информация. Дальше она пропускается через что провоцирует образование огромнейшего количества связей между нейронами.

При этом в мозгу вся эта информация упорядочивается и систематизируется, что приводит к образованию не одного понятия, а их огромного количества за один раз. При этом в мозгу есть определения к каждому слову, которое человек когда-нибудь учил. Благодаря этому можно сформировать определение к чему-угодно. Собственно, данное упражнение помогает узнать много чего интересного и полезного. Давайте же более детально разберемся, как через составление определений формировать у себя в мозгу максимально детализированные понятия.

"Составление определений" как эффективная техника обучения

Она очень простая, но при этом ее эффективность явно на высочайшем уровне. Вот инструкция по поводу того, как просходит основное образование. Понятие должно быть максимально доступно вам, но при этом лаконично. Этого эффекта вы должны добиться.

  1. С самого начала детально прочитываем тот материал, который хотели бы изучить.
  2. После этого в виде списка, графиков или иных элементов структуризации выписываем основные черты, связанные с рассматриваемым явлением.
  3. После этого составляем как минимум пять определений к понятию.

При этом важно следить за тем, чтобы они были как можно более масштабными. В этом случае достигается положительный эффект при обучении. Вот такая простенькая на первый взгляд, но действительно работающая методика обучения, которой может пользоваться каждый студент или школьник.

Что такое образование?

Образование – это результат обучения. В буквальном смысле оно означает, формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

«Образование» по словарю В.И. Даля происходит от глаголов «образовать, образовывать», которые в свою очередь восходят к глаголу «образить». Этот глагол имеет довольно много значений: делать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образование (ума и нрава, по Далю), есть целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку.

Известно, что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел еще основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780г. В русском языке в том же значении применил Н.И.Новиков. Со второй половины 19-го века понятие образование рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на развивающиеся души.

Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя общие причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование (Андреев В.И.).

Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей (Бабанский Ю.К.).

В классической дидактике обучения говорится, что категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат. Результат образования включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, компетенция, менталитет.

Образование человека - это результат не только обучения, но и самообразования и воздействия средств массовой информации (кино, радио, телевидения и др.).

Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, творческим и ответственным отношением к делу.

Самообразование предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную с поиском и усвоением им знаний в определенной интересующей его области, в том числе и путем слушания специальных передач по радио и телевидению.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Менталитет – высшая ценность образования и его иерархически высшая цель – формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.

Существует: общее образование, политехническое образование, профессиональное образование.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Профессиональное образование дает знание основ профессии.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – наследственных, экологических, социальных экономических, идеологических, психологических и т.д., а также целенаправленного воспитания и собственной активности человека.

Введение этого термина приписывают Н.К.Крупской. Но, слово «формирование» на современном уровне развития педагогики не поддерживается мастистыми учеными. Слово формирование до сих пор применяется многими педагогами старой закалки. Оно применялось во времена коммунизма и социализма, когда к личности был принят подход как к «винтику» большой государственной машины. Теперь принято принять применять термин «развитие».

Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное воспитание и обучение играют ведущую роль.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.