Все о картофеле. Все о картошке. История появления и использования картофеля

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? - подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение. Первое дефиле прошло на ура. Изумленные соплеменники захотели себе такие же повязки… Вот так или приблизительно так началось рождение нового вида искусства - парикмахерского дела.
Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению париков.

Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.
Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости. Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.
Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы. Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами.
Каждая процедура - мытье, окраска, завивка, стрижка волос - выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица. В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы. Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой.
Они умели красить волосы хной и обесцвечивать их, применяли завивку волос на железном стержне «каламис». Мужчины верхних сословий брили головы налысо, а женщины коротко стриглись. Делали они это в целях лучшей гигиены (жара + насекомые). Поэтому и появились в Египте знаменитые парики. Египтяне были виртуозными мастерами в этом искусстве, создавая прически необыкновенной красоты и изящества. Они красили волосы целиком и отдельными прядями, накручивали и сплетали в соответствии с модами. Для украшения использовали серебряные и золотые налобные обручи, диадемы, ленты, цветы.
В отличие от египтян, греки явили миру пример простоты, доведенной до совершенства - ритмичность волн, упругость пучка на затылке, изысканность украшений. В Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами.
Лаконичному стилю греков Рим противопоставил пышность и безумную роскошь, дав волю фантазии мастеров-парикмахеров того времени. Именно римляне стали применять дополнения из волос в виде локонов, шиньонов и т.п.
У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.
Стригли особыми серповидными бритвами. С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.
В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус.


Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием (появилась изобретательность в плетении волос, укладке валиками, локонами, волосы осветлялись). Богатые римлянки носили ювелирные украшения: диадемы обрамляли открытый лоб, серьги дополняли туалет; женщины низших сословий укрывали волосы накидками. прически императорского Рима. Печально известна Мессалина Валерия - жена Клавдия в те же времена - времена Рима, потонувшего в роскоши и разврате (25-48 гг. н. э.). На изображении - красивый поворот головы, волосы разделены вертикальными проборами, заплетены в мелкие косы и убраны на затылке.

Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской Венере).
Украшения засыпали головы красавиц. Но это еще были цветочки. В середине XVI в. красивой считалась прическа увеличенной формы. Для этого волосы взбивали тупеем. При необходимости добавляли фальшивые волосы. Для создания прически использовали различные приспособления: проволочный каркас, ленты, обручи.
Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.
Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.
В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой - изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.
В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы
Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветками, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах проявились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка «a la Henri IV». Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.
В эпоху Барокко, следуя введенной безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, т.е. парик с длинными локонами. Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе. Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижер».

Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.
В начале XVII века прическа у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ. Позже вошли в моду парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву.
Женская прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из кратковременных модных причесок можно выделить несколько типов. В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи - «a la Mancini». С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что прическа подчас возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров. Иногда дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, - так называемый узел смирения. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа а ля Фонтаж из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для закрепления смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, который украшался заложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами.
В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских прическах.
Мужские прически времен рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. В моду вошли белые пудреные парики.
Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга. Волосы обычно пудрили. В 70-х годах XVIII века прически становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически - куафюры - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом: волосы расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года ознаменовала наступление новой эры, что отразилось и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенс Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эсте ческие идеалы. Вторая половина XVIII века - это период классицизма ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже, волосы завивали в локоны.
С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные формы греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны - «a la Titus», лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворит. У женщин прически менялись очень часто. Носили и чешский узел, и прически из различных комбинаций локонов.
После поражения Наполеона прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю Бидермейер. Возник этот неповторимый стиль в 20-х годах XIX века в Вене. Это был блеск расцвета парикмахерского искусства: пышные локоны обрамляют виски, объем волос на затылке убран в разнообразный рисунок. Украшали прическу лентами, вуалями, цветами, жемчугом, носили диадемы. В период Бидермейера прически напоминают декоративную архитектуру. Предпочтение, как всегда, отдано блондинкам. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.


В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных, спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх.

Буржуазная революция 1848 года ознаменовала начало развития капитализма. Франция вновь обрела влияние в области моды. Прически становятся проще, хотя сложные прически из длинных волос по-прежнему популярны до конца XIX-начала XX веков. Мужская мода конца XIX-начала XX веков представляла собой короткий прямой пробор и тщательно выбритую форму усов и бороды, зачастую раздвоенную книзу.
Конец XIX века характеризуется достижениями технической мысли: в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле изобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева. В это время вошла в моду короткая, женская, геометрическая стрижка. Первая мировая война заставила женщин заняться мужскими профессиями. Женщина должна была широко шагать, ей нужна была удобная одежда и некогда было накручивать локончики. В моду входит новый образ - женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкой геометрических линий. Это была революция. Все более сильное влияние на моду оказывает кино, тогда еще не умевшее говорить. Доживает свой век прежний идеал женщины, воплощенный в Лилиан и Дороти Гиш и, особенно, в Мэри Пикфорд, - наивные и невинные золотоволосые ангелы. Замысловатая прическа Мэри стала ее фирменным знаком. Выглядела она так: огромная масса волос, аккуратно разделенных на 18 тугих локонов (два хранятся сейчас в Голливуде, в музее кино). Однако красота, воплощенная Пикфорд, начинает казаться старомодной. Появляется женщина-вамп. Двадцатые годы XX века - та редкая эпоха, когда, наконец-то, господство блондинок свергнуто. На экране и в жизни царят такие женщины, как Аста Нильсен, Теда Бара, Франческа Бертини, - хрупкие и бледные, с черными, коротко подстриженными в стиле Каре волосами и прямой челкой, спадающей на сильно накрашенные глаза. Все десятилетие прошло под знаком Греты Грабо с ее прекрасным лицом, словно созданным из света и одиночества, и Марлен Дитрих.

В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая неделя составила около 54 часов. В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот.
Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом. В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.
В 40-е годы стиль женской одежды был огрубленным, военизированным. Но, как ни странно, в моде держались сложные прически с локонами до плеч и пышными коками надо лбом. Они пережили войну.
В предвоенные и военные годы в России безраздельно владычествуют блондинки: Валентина Серова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина, Любовь Орлова.
В 50-е годы в мировом кино появляется Мэрилин Монро. Череда ее ролей - истории прекрасных блондинок с глазами, которые открываются для бриллиантов и закрываются для поцелуев. В конце 50-х годов после фильма Роже Вадима И бог создал женщину кумиром молодежи становится Бриджит Бардо. Она вводит в моду целый ряд причесок: прямые и длинные распущенные волосы, Конский хвост, пышную Бабетту с начесом. В 60-е годы еще одна будущая кинозвезда, которую назовут самой красивой женщиной мира, перекрашивается в блондинку. Это - Катрин Денев. Она стала похожа на Бриджит Бардо, - писали журналисты.


В конце 60-х годов английский парикмахер Видал Сассун создает свою знаменитую демократическую стрижку. Спустя 25 лет он назвал ее личным вкладом в женскую эмансипацию. Я облегчил женщинам небольшую часть их будничной жизни. Я нашел для них прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой… В эти годы снова увлекаются париками самых различных цветов, вплоть до седого, лилового, огненно-рыжего.
70-е годы приносят миру химическую завивку. По-прежнему на моду влияют молодежные движения. В конце этого десятилетия в Лондоне появляются панки, шокирующие своим внешним видом. Прически панков походят на ощетинившихся ежей и дикообразов: растрепанные, торчащие в разные стороны неровные пряди, выкрашенные в дикие цвета.
Мода не отвергла стиль панков, но облагородила его. Девичьи головки стали украшаться стрижками Каскад, вошли в моду и совсем короткие стрижки Ежики, как у героини фильма Зимняя вишня. Вариант панковской стрижки и у героини фильма Маленькая Вера, которая воплотила расхожий тип девочки из ПТУ.
В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ - «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.
Петровские реформы ввели немецкую, а затем французскую моду. В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. По специальному «бородному закону» была введена пошлина на бороду: заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот были оборудованы специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.
При правлении Петра I женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих. Так и в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.
Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. «Бородной закон» в 1762 году был отменен. А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже впервые русскому парикмахеру Ивану Андреевичу Андрееву вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреева И. А. приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы. В 1909 г. Андреев И. А. выпустил книгу своих воспоминаний, альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.
С приходом на трон Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок. Это было время расцвета стиля Бидермейер в России.


Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы, со времени правления Александра III в моде вновь усы, борода, впоследствии разделенная книзу надвое.
Итак, можно заключить, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом.
В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, как уже сказано выше, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного развития искусство создания причесок в России не получило.

Картофель - вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён. Клубни картофеля являются важным пищевым продуктом, в отличие от ядовитых плодов. Клубни картофеля имеют свойство зеленеть при хранении на свету, что является индикатором повышенного содержания соланина в них. Употребление в пищу одного позеленевшего клубня вместе с кожурой может привести к серьёзному отравлению. Другим индикатором повышенного содержания яда в картофеле является горьковатый вкус.


Ядовитые плоды картофеля


Клубни картофеля

Русское слово «картофель» произошло от нем. Kartoffel , которое, в свою очередь, произошло от итал. tartufo, tartufolo - трюфель. Картофель размножают вегетативно - небольшими клубнями или частями клубней. Они высаживаются на глубину от 5 до 10 см. Прорастание почек клубней в почве начинается при 5-8 °C (оптимальная температура для прорастания картофеля 15-20 °C). В естественных условиях встречается около 10 разновидностей вида картофель. Родина картофеля - Южная Америка, где до сих пор можно встретить дикорастущий картофель. Введение картофеля в культуру (сначала путём эксплуатации диких зарослей) было начато примерно 9-7 тысяч лет тому назад на территории современной Боливии. Индейцы не только употребляли картофель в пищу, но и поклонялись ему, считая одушевлённым существом. Утверждается, что в календаре инков существовал следующий способ определения дневного времени: мерилом служило время, затрачиваемое на варку картофеля - что приблизительно равнялось одному часу. То есть, в Перу говорили: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из картофеля.


Аксо-мама, инкская богиня картофеля

В Европу (Испанию) картофель впервые был завезён, вероятно, испанским священником, историком и географом Сьеса де Леоном в 1551 году, при его возвращении из Перу. Первое свидетельство употребления картофеля в пищу также относится к Испании: в 1573 году он значится среди продуктов, закупленных для госпиталя Крови Иисусовой в Севилье. В дальнейшем культура распространилась в Италии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции, Великобритании и других европейских странах. Сначала картофель был принят в Европе за декоративное растение, причём ядовитое. Окончательно доказал, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, французский агроном Антуан-Огюст Пармантье (1737-1813). С его подачи началось проникновение картофеля в провинции Франции, а затем и других стран. Ещё при жизни Пармантье это позволило победить во Франции частый прежде голод и вывести цингу. В честь Пармантье названо несколько блюд, основным ингредиентом которых является картофель.


Запеканка Пармантье из картофеля и фарша

Интересно, что, именно, неурожай картофеля, спровоцированный влиянием патогенного микроорганизма стал одной из причин массового голода, поразившего Ирландию в середине XIX века и подстегнувшего эмиграцию населения в Америку. Появление в России картофеля Императорское Вольное экономическое общество связывало с именем Петра I, который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии якобы для рассылки по губерниям для выращивания. Тем не менее на протяжении всего XVIII века картофель в основном подавали только в аристократических домах. Из-за довольно частых случаев отравления плодами «чёртова яблока» крестьянское население картофель не принимало.


Монахи, сажающие картофель, на фотографии Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1840-42 гг. по инициативе графа Павла Киселёва стали быстро увеличиваться площади, выделенные под картофель. Тиражом в 30 000 экземпляров по всей империи разослали бесплатные наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля. «Картофельная революция» времён Николая I увенчалась успехом. К концу XIX века в России было занято под картофель более 1,5 млн га. К началу XX века этот овощ уже считался в России «вторым хлебом», то есть одним из основных продуктов питания.


Фрагмент картины художника Аркадия Пластова (1893-1972) «Сбор картофеля»

В наши дни картофель культивируется в умеренной климатической зоне по всему земному шару; клубни картофеля составляют значительную часть пищевого рациона народов Северного полушария (русских, белорусов, поляков, канадцев). Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН объявила 2008 год «Международным годом картофеля». В 1995 году картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.

Клубни картофеля в основном состоят из воды (около 76%) и крахмала (около 18%), а также в небольших количествах содержат сахара, белок, минеральные соли и витамины. Всем известно о широком использовании картофеля в кулинарии. Картофель варят как очищенным, так и неочищенным («в мундире»), что позволяет сохранить максимум полезных веществ. Его также готовят на углях или на пару, тушат, жарят во фритюре и без него. Картофель используется как в простых, так и в изысканных блюдах - для приготовления картофельного салата, картофельного пюре, супов, закусок вроде чипсов, дижестивов и даже десертов.


Разнообразие блюд из картофеля

Tрадиционно в кулинарии используются свежие клубни, но в последнее время наблюдается рост доли консервированных и (химически) обработанных продуктов в западных странах. Энергетическая ценность ста граммов отваренного в мундире картофеля составляет 76 килокалорий, что равноценно аналогичному количеству кукурузной каши, банану, но проигрывает равному количеству сухой фасоли, макаронным изделиям, рису и хлебу. Энергетическая ценность картофеля, приготовленного в жире многократоно возрастает (до 7 раз для чипсов). Причиной подобного являения является впитывание картофелем жиров, а также частичная потеря воды. А продолжительная тепловая обработка в присутствии жира, в особенности во фритюре, может привести к образованию акриламида, известного канцерогена.


Несмотря на аппетитность, картофель, приготовленнй во фритюре, полезным не назовешь

Приготовление в воде приводит к потере водорастворимых веществ, в частности витамина C, особенно при варке очищенного картофеля. При варке в течение 25-30 минут в кипящей воде, очищенный картофель теряет до 40 % витамина С, неочищенный - до 10 % (в последнем случае содержание витамина С составляет 13 мг на 100 г картофеля). Другие способы приготовления ещё сильнее влияют на содержание витаминов группы B и С; пюре теряет до 80 %, приготовленное во фритюре блюдо - 60 % витамина С.


Большинство рецептов картофельных блюд требует предварительной очистки клубней. В кожице и глазках содержится алкалоид соланин. Чистка позволяет избавиться от него, а также от незрелых частей клубня. Содержание питательных веществ и витаминов картофеля в значительной степени зависит от способа приготовления. Содержание витаминов определяется, в первую очередь, способом тепловой обработки. Поэтому правильный выбор способа приготовления является непременным условием приготовления питательного и вкусного блюда из картофеля. Один из рецептов приготовления традиционного русского блюда - блинов - предполагает использование картофеля вместо муки. Также пекут и картофельный хлеб. В современной Исландии популярна водка, сделанная из картофеля.


Картофельный хлеб

При стандартном пищевом рационе картофель - один из основных поставщиков калия в организм. Однако, чтобы сохранить содержащиеся в нём ценные вещества, нужно научиться правильно его готовить. Варить картофель рекомендуется в небольшом количестве воды: при варке в неё переходит большая часть витаминов. Также перед приготовлением не стоит держать картофель в воде в течение долгого времени. После долгого хранения на свету клубни зеленеют и становятся токсичными, непригодными к употреблению.


Баварский картофельный кнёдль во время приготовления

Свежий сок клубней и картофельный крахмал применяют в качестве обволакивающего и противовоспалительного средства при желудочно-кишечных заболеваниях: язве желудка и двенадцатиперстной кишки, а также гастрите с повышенной кислотностью желудочного сока. При изжоге полезно съесть мелко нарезанную сырую картофелину. При ожогах глаз ультрафиолетовым излучением от сварки помогает накладывание на веки сырого картофеля (нарезанного или натёртого.)


Маска для лица корейского производства

В народной медицине натёртый на тёрке свежий картофель используется при экземе и других поражениях кожи. Горячие варёные растёртые клубни картофеля употребляют при заболеваниях верхних дыхательных путей и лёгких. В этом случае быстрый положительный результат даёт вдыхание пара от горячего, только что сваренного картофеля. Картофель широко используется в домашней косметике. Из него делают питательные маски для кожи лица и рук. Также из картофеля получают крахмал.


В 2005 году лидером по производству картофеля был Китай, на 2-м месте с заметным отставанием - Россия и Индия. А по производству на душу населения - Беларусь.

Родиной картофеля считается Боливия и Перу. В Европе растение появилось в 16 веке и сразу завоевало популярность. Интересен тот факт, что ранее картофель использовали только как украшение, ввиду его цветов. Случайно, после пожара, обнаружилось, что клубни весьма съедобны, и их можно употреблять в пищу. Картофель относится к овощам семейства пасленовых, растет в умеренном климате, более чем в 135 странах мира.

Высаживают овощ ранней весной или летом. Существует скороспелый сорт и поздний. Поливают его часто, окучивают картофель по мере роста, но не реже двух раз за весь период. Все это время нужно следить за появлением на листьях растения колорадских жуков и аккуратно удалять их с поверхности. Картофель нужно удобрять. Сажают его пророщенными клубнями, как правило, оставшимися с прошлого урожая. Выкапывают картофель ранней осенью.

Картофель насыщен питательными свойствами. В его кожуре много калия и цинка. В мякоти содержится растительный белок с огромным количеством аминокислот, кроме того, в составе велика концентрация витамина С и минеральных солей, содержится крахмал.

Картофель включают в при болезнях сердца, десен и мочеполовой системы. Картофельный сок способствует выведению желчи из организма, нормализует работу желудка и понижает кровяное . Овощ оказывает антисептическое, ранозаживляющее и противовоспалительное действие. Картофель прикладывают в размятом виде к ранам, ожогам, фурункулам. Отваренные клубни в горячем виде помогают вылечить болезни носа, в частности, гайморит. А ингаляции из вареного картофеля в мундире способны творить чудеса при простудах.

Тем не менее, несмотря на его , людям, склонным к полноте следует ограничить потребление картофеля. За счет высокого содержания углеводов (более 25% от состава) овощ обладает высокой калорийностью.

При повышенном давлении картофель лучше употреблять в пищу сваренном «в мундире». Если есть проблемы с кишечником, следует добавлять сок картофеля в ежедневный рацион, при остеохондрозе хорошо смешать тертый сырой картофель с медом и приложить к больному месту на час. А при артрите перебирать мелкие клубни в руках. Овощи после местного употреблять в пищу запрещено.

Разнообразие блюд из картофеля поражает, это и картофельное пюре, фаршированные клубни, жареная картошка с чесноком и салом, картофель, отваренный с укропом, пирожки картофельные с мясной начинкой, драники и многие другие не менее вкусные блюда.

Картофель нужно хранить в сухом прохладном месте. В помещении должно быть темно, поскольку на свету вырабатывается опасное для организма вещество – соланин. Температура должна быть +3..+5 градусов. Если будет прохладнее, то картофель приобретет сладковатый привкус. Можно положить несколько яблок между клубнями картофеля. Тогда они не выпустят ростки.

Если кто-нибудь скажет вам, что вырастить картофель - дело пустяковое, не верьте. Мы не пугаем, просто к выращиванию картофеля необходимо отнестись серьезно.

С чего начинать

Конечно же, с посадочного материала. Для каких целей вы собираетесь выращивать картофель? Если хотите уже в середине лета иметь на столе молодую картошку с собственного огорода, вам необходимы ранние сорта, а если для заготовки на зиму - более поздние.

Кстати, зная сорт картофеля, нетрудно высчитать срок уборки урожая. Ранние сорта "готовы" через 50-60 дней после посадки, среднеранние - через 60-80, среднеспелые - через 80-100, среднепоздние - через 100-120, поздние - через 120 и более дней. На картошку бывают года урожайные и неурожайные. И наибольшие урожаи дают то ранние, то средние и позднеспелые сорта. Поэтому для большей гарантии резонно выращивать не менее двух сортов (см. таблицу "Сорта").

При выборе следует помнить о том, что сорта более поздних сроков созревания содержат больше сухих веществ и крахмала и отличаются лучшими вкусом и лежкостью.

Подготовка

Наиболее подходят для посадки клубни размером с куриное яйцо (50-70 г). Их поверхность покрыта "глазками" - будущими ростками. С одной (верхней) стороны глазков больше - это молодая часть клубня, с другой (нижней) меньше - эта часть клубня старше. Отметим, что верхние глазки дают более сильные ростки и больший урожай.

Можно брать и разрезанные большие клубни. Их разрезают вдоль (от верхней части к нижней) пополам или поперек - верхняя часть меньше (около 1/3), нижняя - больше (2/3). При большом количестве глазков клубень можно разрезать более чем на две части. Клубни с признаками какого-либо заболевания на посадку не годятся. Разрезанные клубни раскладывают в один слой в хорошо проветриваемом помещении при температуре 15°С, чтобы на срезе образовался пробковый слой. После этого посадочный материал можно хранить в таре.

Проращивание картофеля перед посадкой - проверенный и эффективный прием подготовки посадочного материала. Самый доступный метод проращивания - выдерживание клубней, рассыпанных в один слой, под навесом или в помещении при температуре 12-20°С и на свету, но не под прямыми солнечными лучами.

Цель этого приема - получить на клубнях короткие (1-3 см) толстые ростки темно-зеленого цвета (возможны различные в зависимости от сорта оттенки).

Мало места? Клубни можно рассыпать в несколько слоев, но тогда придется время от времени перемещать их так, чтобы нижние оказались сверху. Раскладывать клубни для проращивания следует примерно за месяц до предполагаемой посадки. Обнаруженные во время проращивания заболевшие клубни немедленно удаляют. "Плюс" проращивания - более быстрое развитие растений и ранний (на 16-20 дней) урожай. Если на посадочных клубнях уже есть проростки, образовавшиеся при хранении в темноте (длинные, белые, хрупкие), ни в коем случае их не обламывайте - посадите клубни как можно аккуратнее.

Хорошие, особенно для раннего картофеля, результаты дает предпосевная обработка посадочного материала: за час до посадки прогретые клубни смачивают в растворе минеральных удобрений (в 10 л воды разводят по 1,5 стакана мочевины и суперфосфата).

В каких условиях следует выращивать картофель

Картофель лучше других культур разрыхляет почву, так что посадка картофеля на вашем участке, особенно в первый год его освоения, - важный шаг к окультуриванию почвы. Кроме того, выращивание картофеля - это прекрасный способ свести на нет сорняки. Однако определенные требования у картофеля к "месту обитания" есть. Каковы они? Для ответа на этот вопрос нужно знать по крайней мере свойства почвы и глубину залегания грунтовых вод. Если на вашем участке они залегают близко к поверхности почвы, на успех рассчитывать не приходится. Определить, переувлажнена ваша почва или нет, несложно: для этого следует выкопать глубокую (до 1 м) яму и посмотреть, не скапливается ли на ее дне и не сочится ли (а если сочится, то на какой глубине) по стенкам вода. Если нет, картофель сажать можно, а если грунтовые воды близко, попробуйте найти в пределах участка более удачное место, например выше по склону, или провести работы по осушению. На переувлажнение почвы могут указывать некоторые влаголюбивые растения: ольха, осоки, незабудка, валериана, таволжник, лесной камыш и др.

Определите агрохимические свойства почвы. Картофель любит рыхлые - супесь и легкий суглинок. Если же почва тяжелая, глинистая, то ее придется разрыхлить внесением речного песка (до пяти ведер на 1 м2, или до 8-10 т на сотку), навоза, торфа, древесных опилок (лучше лиственных пород), соломы и других органических материалов.

Другое важное свойство почвы - ее кислотность. В средней полосе России, например, кислые почвы очень распространены, и это часто является причиной снижения урожаев. К счастью, картофель не относится к культурам, очень чувствительным к почвенной кислотности, но всему есть предел - на сильнокислых почвах он растет плохо.

И в то же время эта культура переносит избыточную почвенную кислотность легче, чем огурец, свекла или капуста, поэтому непосредственно под картофель почву лучше не известковать. Это может привести к заболеванию клубней паршой. Поле, отведенное под картофель, известкуют только в случае сильной кислотности почвы.

Что же касается минерального состава почвы, то картофелю кроме основных элементов питания - азота, фосфора и калия - необходимы кальций, магний, железо, сера, бор и другие.

Предшественники

Небезразлично для картофеля и то, какие растения раньше росли на его месте. Хорошими предшественниками для картофеля считаются салат, шпинат, огурец, свекла.

Худшими - томаты, перец, баклажаны (эти культуры поражаются общими болезнями и вредителями) и сам картофель. Правда, если у вас нет выхода, кроме как ежегодно сажать картофель на одном участке, не отчаивайтесь. Он терпимо переносит монокультуру, если регулярно вносить в почву органические удобрения. Обычно хорошие урожаи картофеля удается собрать по целине, но в этом случае будьте готовы к тому, что клубни могут быть поражены проволочником. Вероятность появления проволочника больше, если на целине рос пырей ползучий.

Посадка картофеля

Не совсем правильно привязывать сроки посадки картофеля к определенной календарной дате. По народным приметам ранний картофель начинают сажать, когда на березе распускаются почки и появляются листочки, а по науке - когда почва прогреется до 10-12°С и снизится вероятность заморозков. В этой связи уместно вспомнить старое правило определения времени посадки картофеля. Поставьте босую ногу на вскопанную землю: если нога терпит легко, то сажать можно. Еще один народный способ определения срока посадки картофеля - по влажности почвы (для суглинистых почв). Возьмите пригоршню земли, сожмите ее в кулаке и, опустив руку до пояса, бросьте на дорожку. Если комок рассыпается при ударе, то почва пригодна для посадки.

Сажать можно и при температуре почвы 2-3°С. В этом случае клубни должны быть пророщены и заделаны неглубоко. В районах с достаточным увлажнением на суглинистых почвах картофель обычно сажают в гребни на глубину 6-8 см. А на низинных, торфянистых участках лучше всего высаживать его на гряды. Густота посадки зависит от плодородия почвы и размера высаживаемых клубней. Чем меньше клубни, тем гуще должна быть посадка. А на средней по плодородию почве и при средних размерах клубней лучшая густота посадки - 50 см между рядами и 40 см между растениями в ряду или 60 на 25 см.

При посадке удобно пользоваться нехитрым приспособлением из 4 заостренных с одного конца колышков и 3 веревок. Длина одной (средней) веревки равна длине стороны участка, на ней завязываются узелки, расстояния между которыми соответствуют расстоянию между растениями в рядке. Две другие веревки (крайние) по длине равны расстоянию между рядками. Веревки соединены колышками, которые втыкаются в землю. При посадке рядка узелки указывают на места ямок. Закончив один рядок, приспособление перемещают на следующий по длине коротких веревок.

Еще несколько полезных советов при посадке картофеля: борозды посадок, по возможности, направляйте с севера на юг, чтобы растения минимально затеняли друг друга; на склоне борозды располагайте поперек склона, чтобы задержать дождевую и поливную воду; если у вас хватит терпения, располагайте картофелину в лунке верхней (молодой) частью кверху.

А сколько картофеля нужно для посадки? Это несложно подсчитать. При схеме посадки 50x40 см на 1 сотке (10x10м) вы можете разместить 20 рядов по 25 растений в ряду или всего 500 растений. При средней массе клубня 60 г на 1 сотку надо 30 кг посадочного материала плюс небольшой запас.

Удобрение

Картофель - требовательная к почвенному плодородию культура, и, если в почве не содержится достаточно элементов питания, ее следует удобрить. Особенно это необходимо, когда картофель бессменно возделывают на одном участке либо там, где раньше возделывали томаты, перец и баклажаны. Картофель хорошо отзывается на внесение навоза, птичьего помета, торфа, компоста. Навоз лучше всего вносить с осени. Если этого не успевают сделать осенью, то его завозят зимой, а разбрасывают и запахивают весной до посадки. Перепревший навоз - лучше. От внесения свежего навоза непосредственно под картофель лучше вообще отказаться, так как это приводит к одностороннему азотному питанию, что вызывает усиленный рост ботвы, запаздывание созревания клубней и повышает вероятность их заболевания. В среднем на 1 кв. м вносят 5-10 кг навоза, торфа или компоста. При недостаточном количестве органических удобрений их лучше вносить в лунку одновременно с посадкой картофеля.

Для достаточного обеспечения растений питательными веществами наряду с органическими удобрениями необходимо вносить и минеральные: простые - суперфосфат, сульфат калия, калимаг, калиймагнезию, мочевину по 50-60 г на 1 кв. м или сложные - нитрофоску или нитроаммофоску по 100-200 г на 1 кв. м. Очень хорошим фосфорно-калийным удобрением (которое, как и навоз, содержит еще и микроэлементы) для картофеля является древесная зола. При внесении торфов и компостов золу целесообразно добавлять к этим удобрениям из расчета 4-6 кг золы на 100 кг торфа.

При внесении удобрений в лунки дозы их следует снижать в 2-3 раза, предварительно смешивать удобрения с почвой. Класть клубень прямо на удобрение нельзя, даже органическое. Помните простое правило: лучше недокормить, чем перекормить. О нитратах стоит упомянуть отдельно: их все боятся, хотя не всегда обоснованно. Нитраты - это соли азотной кислоты. В небольших количествах они всегда присутствуют в растениях (в листьях, стеблях, клубнях). Считается, что главными виновниками накопления нитратов в картофеле и овощах являются минеральные удобрения. Однако при внесении навоза, особенно свежего, нитратов в клубнях образуется не меньше. Одностороннее азотное питание - не единственная причина занитрачивания. Картофель имеет склонность накапливать нитраты в неблагоприятных условиях, при недостатке тепла и света. Делайте выводы! Допустимое количество нитратов в картофеле составляет 250 мг на 1 кг сырой массы.

Уход

Вот наконец появились всходы, нежные и хрупкие. Как защитить их от заморозков? Если таковые ожидаются, можно растения окучить (полностью засыпать ростки землей, а после того как угроза миновала, верхнюю часть растений осторожно освободить от почвы) или применить дымление, дождевание, укрытие полиэтиленовой пленкой, а лучше нетканым материалом.

При уходе за картофелем очень важны окучивание, прополки и подкормки. Первый раз картофель окучивают, когда растения достигают высоты 13-18 см. Раньше не рекомендуется: засыпание листьев землей ведет к потере урожая. За весь вегетационный период картофель окучивают 1-2 раза. Землю к стеблям подгребают мотыгами так, чтобы вокруг каждого куста образовывался небольшой холмик. Слабые растения перед окучиванием подкармливают минеральными или органическими удобрениями, рассыпая их в 5-6 см от стебля и перемешивая с землей. На каждое растение расходуют 5-6 г суперфосфата, 3-4 г хлористого калия, 2-3 г аммиачной селитры или 10-12 г нитрофоски. Хорошие результаты дает жидкая подкормка органическими удобрениями. Ее готовят заблаговременно. Коровяк или птичий помет кладут в бочку и заливают водой - 1 ведро удобрения на 2 ведра воды. Сбраживают в течение 4-6 дней. Перед внесением настой разбавляют водой - коровяк 1:8, птичий помет 1:10. На куст достаточно 1,5 л настоя. После удобрительных поливов почву обязательно рыхлят или дополнительно окучивают растения.

На тяжелых суглинистых и сырых болотных почвах перед смыканием ботвы картофель рекомендуется окучить по второму разу.

Одновременно вносят фосфорные и калийные удобрения в тех же дозах или 15-20 г древесной золы на 1 растение.

Борьба с сорняками необходима, как правило, лишь в начальные периоды развития картофеля. Ко времени смыкания растений все операции по уходу желательно во избежание поломки ботвы прекратить; в этот период картофель сам глушит сорные травы и, укрывая почву от прямого действия дождя, предохраняет ее от образования корки.

Защита

Обычно в теплую и влажную погоду на листьях картофеля появляются бурые пятна - первые признаки поражения фитофторой. Тогда растения следует обработать бордоской жидкостью (6 л на сотку) или раствором медного купороса (10 г на 10 л воды, расход раствора - 5-8 л на сотку). Первое опрыскивание проводят во время бутонизации. Второе - при появлении признаков болезни на нижних листьях. Для приготовления бордоской жидкости к 120 г негашеной извести добавляют 3 л воды. В другой посуде (только не в оцинкованной) в 3 л горячей воды растворяют 60 г медного купороса. К первому раствору при перемешивании добавляют второй, и препарат готов. При первых признаках заболевания растения можно обработать орданом - 50 г на 10 л воды, ридомилом голд - 25 г на 10 л воды. За сезон проводят не более двух обработок.

Из вредителей картофеля наиболее опасен колорадский жук. О нем знают все. На небольших площадях жука и его личинок можно собирать вручную в банку с керосином или раствором поваренной соли. Допускается опрыскивание растений кинмиксом - 2,5 мл на 10 л воды, децисом - 2 мл на 10 л воды, каратэ - 2 мл на 10 л воды, банколом - 4-6 г на 10 л воды. Весной до появления всходов картофеля можно попытаться выловить основную массу вредителя на приманку: по участку расставляют банки с картофельными очистками. Слетевшихся на них жуков собирают и уничтожают.

Уборка и хранение

Обычно сроки уборки картофеля определяют по ботве: если она зеленая - убирать рано, можете потерять не менее 10% урожая, а если ботва пожелтела и подсохла - пора убирать. Обычный "дедовский" способ уборки - лопатой или копальными вилами. Один подкапывает куст, другой за ботву вытаскивает его. Затем вместе выбирают оставшиеся картофелины из почвы.

Больные, поврежденные и резаные клубни собирают отдельно. Они плохо хранятся и должны в первую очередь попасть на стол. Выкопанную и очищенную от земли картошку, если позволяет погода, здесь же на поле подсушивают на пленке, мешках, рогоже несколько часов. Лучше сразу перебрать клубни по размеру и отложить часть на посадку в будущем году. Клубни не любят ушибов и повреждений, это ухудшает их лежкость.

Если картофель был поражен болезнями и вредителями, ботву лучше подсушить и сжечь. Здоровую ботву можно положить в компостную кучу.

Сохранить свой урожай картофеля подчас не менее проблематично, чем его получить. Хорошо, если вы располагаете сухим и непромерзаемым погребом с вентиляцией. А если нет, то годится ящик где-нибудь в подвале или на чердаке дома, в лоджии или на балконе (в последних 2 случаях с регулируемым подогревом!). Главное, о чем надо помнить: картофель закладывают на хранение сухим и хранят при 2-4°С. Здоровые крупные клубни до заморозков надо подержать в прохладном месте. Если сразу загрузить их в хранилище, резко охлажденные клубни при варке будут темнеть. Полезно в период хранения несколько раз перебрать картофель.

Про картофель существует очень много интересных фактов . Вот только 15 лучших:

1. Общеизвестно, что картофель относится к семейству Пасленовых (лат. Solanum tuberosum), но мало кто знает о его «братстве» с такими культурами как помидор, баклажан, паслен, табак. Родство хорошо заметно по однотипному соцветию и строению стебля.

2. Картофель ядовит. Растения картофеля способны накапливать мощный токсин – соланин. Прежде всего ядовиты ягоды (даже несколько штук могут вызвать сильное отравление), но и клубни не всегда безопасны, под воздействием солнечных лучей в них тоже аккумулируется соланин, что хорошо заметно по характерному зеленому цвету корки.

3. Исторической родиной картошки является Южная Америка, индейцы Перу с успехом ее выращивали еще 4000 лет назад, при этом они не только ввели растение в культуру, но и вывели более сотни разнообразных сортов. В конце шестнадцатого века стараниями Неронима Кордана картофель попал в Европу, но широкого распространения не получил, еще почти двести лет растение было овеяно ореолом мистичности и считалось не пригодным для употребления в пищу. Агрономы того времени использовали разнообразные ухищрения и хитрости что бы заставить европейцев хотя бы попробовать загадочные клубни.

4. В Северную Америку картофель попал из Бермудов лишь в начале семнадцатого века, в качестве подарка губернатору Вирджинии.

5. Всем известно, что в Россию картофель ввел Петр І, но и здесь не все гладко. Царь разослал картофель губернаторам для выращивания, но выращенные зеленые ягоды оказались не съедобными, и о растении надолго забыли, продолжила дело внедрения «земляного яблока» в пищевую культуру Екатерина ІІ. Больше ста лет крестьяне боялись есть картофель, мир полнился слухами о темном происхождении клубней, употребление их в пищу считалось большим грехом, и только очевидная экономическая выгода заставила русский народ забыть о репе и перейти на «заморское диво».

6. Существует масса сортов картофеля, которые отличаются по вкусу, форме, размеру, цвету, содержанию крахмала и химических веществ. Всем привычен белый и желтый картофель, но есть сорта и красного (с высоким содержанием антоцианов), черного (благодаря содержанию марганца и других микроэлементов) и даже синего цветов. Выведены морозостойкие сорта, которые выдерживают понижение температуры до -10°С, а так же сорта, которые не повреждаются колорадским жуком.

7. Существуют формы картофеля обитающие на деревьях. Подобно орхидеям эти эпифиты укореняются в дуплах, расщелинах или коре. Клубни при этом могут просто свисать с веток. Кроме того в тропиках есть картофельное дерево (Solanum wrightii Benth), оно достигает 15 метров в высоту, цветет в течении всего года, но клубней не образует, а ягоды для еды не пригодны.

8. Картофель содержит более 80% воды, но кроме того он богат на витамины и полезные минералы. В частности картофель содержит много провитамина А, необходимого для поддержания зрения.

9. Сегодня цена на картофель сегодня не высока, однако килограмм самой дорогой картошки в мире обойдется не так уж и дешево. Сорт «La Bonnotte» выращивают вручную на побережье Франции и ценят в 500 евро за килограмм. Во времена золотой лихорадки клубни картофеля спасали от цинги, и в кругах старателей ценились дороже золота.

10. В разных странах есть памятники картофелю, например в Минске, Бесекеже (Польша), Маринске. В украинском городке Коростень воздвигнут памятник картофельным драникам. В бельгийском городе Брюгге открыт музей, посвященный истории мировых странствований картошки и самым разнообразным способам ее приготовления. Еще один музей расположен в городе Блэкфут (Айдахо, США), и показывает историю возникновения и развития картофельной промышленности.

11. Картофель фри появился благодаря американскому президенту Томасу Джефферсону, который впервые подал своим гостям необычное блюдо. История появления картофельных чипсов еще занятнее – недовольный клиент одного из американских ресторанов вернул повару жареную картошку заявив, что она порезана слишком неаккуратно и толсто. Обиженный шеф зажарил новую порцию, порезав клубень так тонко, как только мог. Результат превзошел все ожидания!

12. Картофель воспет в поэмах и стихах З. Александрова, И. Демьянова и других, песнях Высоцкого, Попова, Львовского. Винсент Ван Гог известен картинами с изображением картофеля, самой известной из которых принято считать «Едоки картофеля».

13. Поражают воображение рекорды картофеля. Самый большой клубень выращен ливанским фермером, и весил более 11 килограмм. Немецкая рекордсменка Линда Томсен за десять минут почистила более десяти килограмм картофеля, а Пету Бертолетти на чемпионате мира за аналогичный отрезок времени смог съесть почти шесть килограмм.

14. В мировом сельском хозяйстве картофель признан самой важной культур среди не зерновых. В общем рейтинге он уступает только пшенице, рису и кукурузе.

15. Благодаря уникальной совместимости с другими продуктами и разнообразию способов обработки из картофеля можно приготовить более двух тысяч первых, вторых блюд, и даже десертов.