Тренинг направленный на развитие креативности. Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творч

Упражнения для развития творческого мышления,

Памяти, сообразительности и интеллекта

В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам развить ваш интеллект. Самые разнообразные головоломки и тесты охватывают такие сферы интеллекта, как творческое мышление, логическое мышление, сообразительность и память. Здесь вы найдете подсказки, а также ответы на задания.

Введение

Немного о человеческом мозге

Творческое мышление

Память Головоломки Сообразительность

Тестирование интеллекта

Подсказки

Введение

Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг формирует нашу речь, навыки, мысли, чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны пренебрегать.

Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган, возникший за сотни лет эволюции, каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то же время обрабатывая мощный поток новой информации и приобретая новые навыки.

Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего нельзя сделать. Эта книга ставит своей целью наглядно продемонстрировать, что это не так и что ваш умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг использовать в полной мере.

Гимнасты, например, оттачивают свое мастерство постоянными тренировками. Мы же приводим упражнения для ума, выполняя которые, можно натренировать свой мозг подобно тому, как тренируются мышцы.



Мы не собирались писать учебник о строении мозга и его работе, однако порой очень важно понимать, как устроен мозг. Поэтому мы посвятили его устройству несколько страниц во второй главе

«Немного о человеческом мозге». В оставшейся части книги вы найдете большое количество занимательных задач и упражнений на все основные области умственной деятельности: творческое мышление, память, логическое мышление, сообразительность и интеллект. Упражнения подобраны и представлены так, чтобы занятия приносили вам удовольствие.

Исследуя новые области, интересуясь неизвестным, занимаясь самообразованием, можно расширить


горизонты своего разума. Мы надеемся, что эта книга станет своего рода отправной точкой на этом пути.

Творческое мышление

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое

(правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то - художника, а кто-то - спортсмена. Так, юный Моцарт

начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860-1961), которую еще называют Бабуля Мозес, - американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать потенциал своего мозга, который часто используется крайне незначительно.

Многие из нас достаточно хорошо «оснащены» для реализации этого потенциала: ведь наш мозг получил и обработал за время нашей жизни огромное количество информации. В музыке, например, существует импровизация - искусство создавать произведение непосредственно в процессе его исполнения. Чтобы научиться импровизировать, музыкант сначала должен овладеть азами того стиля, в котором он собирается играть. Овладев общепринятыми нормами стиля, музыкант как бы накапливает в


голове библиотеку действенных аккордовых последовательностей и мелодий, которые и становятся отправной точкой для импровизации. Эти резервы памяти увязывают его музыку с культурным наследием, однако у него всегда есть возможность и для спонтанного творчества.

ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.

Например:

Ответ:

Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.


Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.

2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты

Ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.

3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».

Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.

(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.

(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.

(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.

(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.

(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек


бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.

4. Ребус - это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус - латинское слово, означает дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.

Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого мышления.

1. Медведь (то есть Мед в Е дь)

2. Неправильное поведение (венидепое - это анаграмма слова «поведение»)

3. Косточка

4. Краткий гласный (гласи. - краткая форма от гласный)

В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель - проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.

5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, - они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, - это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).


6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном качестве.

За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.

Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.

1 ....................

2...................

3....................

4..................

5....................

6....................

7....................

8....................

9....................

10...................

11....................

12...................

7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, - их можно увидеть на обоях или на кафеле.

Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.

Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.


8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло что-нибудь узнаваемое.

На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.

9. У одного фермера на земельном участке растет 11 деревьев (Т). У него есть 22 коровы, и ему нужно разделить свои угодья на 11 отдельных загонов так, чтобы в каждый поместить по 2 коровы и чтобы у них было по одному дереву для защиты от солнца. Как ему разделить свою землю, используя как можно меньше заборов, и так, чтобы в каждом загоне было бы по одному дереву?


10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.

Это довольно трудное задание, - на странице 106 дана подсказка.

11. Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого - стимулировать творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу.

Стоит поразмыслить вот о чем: может ли этот подарок вообще быть мне вручен, при условии, что он должен быть сюрпризом? Я знаю, что мне не станут дарить его в пятницу. Пятница - это последний день, в который можно сделать этот подарок. Следовательно, сюрприза тогда не получится. Значит, подарок можно вручить мне в четверг. Но тогда четверг становится последним днем, когда они могут сделать мне сюрприз, следовательно, и в этот день подарок для меня сюрпризом не будет и, значит, мне его в этот день не подарят. Если логически рассуждать таким же образом дальше, то ни один день недели, включая понедельник, не подходит. И тогда остается прийти к выводу, что подарок мне так и не сделают. Есть ли еще какие-нибудь пути решения этого парадокса?

Сначала, когда мы читаем этот парадокс, аргументы кажутся по меньшей мере странными. Однако он, как и все парадоксы, придуман для того, чтобы вводить в заблуждение, и чем больше думаешь о нем, тем труднее сохранять ясность мышления.

12. Эти головоломки призваны проверить уровень творческого мышления в задачах, где нужно правильно разрезать объект и сложить части так, чтобы получилась другая геометрическая фигура. С каждой задачей уровень сложности повышается.

(1). Вырежьте из картона шестиугольник и разрежьте его так, как показано на рисунке. Сложите получившиеся части так, чтобы получился квадрат.

(2). Разрежьте звезду и сложите полученные части в шестиугольник.


(3). Сделайте еще два разреза такой же длины, как и сделанные раньше, чтобы получилось пять частей. Из полученных частей составьте равносторонний треугольник.

(4). Разрежьте квадрат на пять частей так, чтобы можно было сложить восьмиугольник. (На странице

106 мы даем подсказку для этой задачи.)

(5). Разрежьте крест на пять частей и составьте из них квадрат.

Память

Память - это способность мозга хранить информацию и отыскивать ее. Именно благодаря этой способности нашего мозга мы способны мыслить и обучаться.

Хотя механизмы памяти еще не исследованы до конца, абсолютно точно известно, что чем чаще мы пользуемся памятью, тем лучше она работает.

Психологи выделяют четыре механизма памяти: припоминание, поверхностное вспоминание, узнавание и повторное заучивание. Названия первых трех механизмов говорят сами за себя, а четвертый состоит в том, что, когда нужно выучить материал, с которым мы когда-то уже сталкивались, процесс запоминания протекает проще, чем в том случае, когда мы имеем дело с совершенно новым

материалом.

Память делится на: непосредственную (сенсорную), краткосрочную и долгосрочную.

Сенсорная память запоминает ежесекундные события, например шумы или передвижения других людей, и запечатлевает это в виде картинок. Многое из того, что она запоминает, не представляет интереса и быстро забывается.

Краткосрочная память хранит воспоминания, например, о том, где, когда и с кем нужно встретиться в ближайшем будущем, что и к какому времени нужно сделать.

Долгосрочная память запоминает такие вещи, как номера телефонов, имена людей, адреса, планы на лето, а также воспоминания из давнего прошлого, например из детства.

О том, как именно мозг хранит информацию, мы знаем не слишком много. Некоторые ученые


считают, что воспоминания хранятся лишь в определенных отделах мозга, другие - что для хранения воспоминаний используется весь мозг. Считается, что для каждого вида запоминания, краткосрочного и долгосрочного, существуют собственные механизмы и что, если информация не перейдет из краткосрочной памяти в долгосрочную, она будет безвозвратно утеряна.

Разные отделы мозга осуществляют различные функции памяти. Изучение животных позволяет предположить, что в осуществлении двигательной памяти, по всей видимости, участвуют гиппокамп и таламус, а в осуществлении эмоциональной памяти - миндалина и таламус.

Исследования также показали, что двигательные навыки «запоминаются» обособленно от интеллектуальных.

Когда мы что-то видим или мысленно представляем себе, это воспоминание сохраняется в нашем мозге в виде картинки, наподобие негатива, и его можно вызывать в памяти снова и снова. Так

«фотографируются» все эпизоды нашей жизни, хотя многие из этих «снимков» оказываются для нас ненужными. Иногда даже самые незначительные события могут оставить глубокий след в памяти и вызываться из памяти в мгновение ока.

Однако все ученые без исключения сходятся в одном: хотя наши воспоминания исправить нельзя, саму память можно улучшить: тренировать ее, больше учить наизусть, повторять то, что некогда было выучено, заново учить то, что было забыто. Существуют особые техники мнемонического запоминания, то есть запоминания, основанного на ассоциациях, и многие другие методики.

Тесты, которые мы представляем вашему вниманию, направлены не только на то, чтобы проверить вашу память, но и на то, чтобы развивать ее и учиться концентрировать внимание на изучаемом предмете.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

1. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 2 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

2. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 3 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

3. На изучение этих фигур вам дается две минуты. Затем сразу же начинайте отвечать на вопросы на странице 36.

4. Благодаря этому упражнению вы сможете проверить, можете ли вы запоминать слова парами, используя ассоциации. На то, чтобы изучить 12 пар слов, вам дается 15 минут. Мысленно свяжите между собой эти пары слов какими-нибудь ассоциациями. Затем ответьте на вопросы на странице 36.


СЫР ЩЕТКА ЯБЛОКО ТЕЛЕФОН


МИННОЕ ПОЛЕ ХЛОПОК


ДЕРЕВО НАРУЧНИКИ


ЛЮТИК ПОРТФЕЛЬ


ВОДА КНИГА


ПОЧТА ШАРИК


ПОЛЕ ШИП ЯХТА СТУЛ


ВАЗА ИГЛА ВЕТРЯК ПЕСОК


КИРПИЧ ЗЕБРА


5. Изучите фигуры за 15 секунд, затем сразу же ответьте на вопросы на странице 38.

6. Рассмотрите рисунок за 2 минуты и ответьте на вопросы на странице 38.

7. В вашем распоряжении 20 секунд, за которые вы должны рассмотреть этот рисунок; затем ответьте на вопросы на странице 39.

8. Попытайтесь запомнить следующий текст за 60 секунд. Подождите еще 60 секунд, не глядя на текст, и ответьте на вопросы на странице 39.

В молитве «Отче наш» - 66 слов. В Геттисбергской речи Авраама Линкольна - 286 слов. В Декларации независимости - 1322 слова, а в Государственном законе о продаже капусты - 26911 слов.

Газета «Нэшнл рввью».

9. За 90 секунд рассмотрите и изучите данный рисунок. Подождите 2 минуты и ответьте на вопросы,

приведенные на странице 40.


10. У вас есть минута на то, чтобы изучить данную таблицу с цифрами; по истечении минуты ответьте на вопросы на странице 40.

11. Перед вами 20 предметов из повседневного быта. Постарайтесь запомнить как можно больше предметов за 3 минуты; затем откройте страницу 40 и ответьте на вопросы.

12. Попытайтесь запомнить как можно больше из этих пятидесяти слов. По истечении 5 минут откройте страницу 41 и ответьте на вопросы.

ЖИВОТНОЕ ПТИЦА ФРУКТ ОВОЩ МОНЕТА Лама Галка Виноград Брюква Рубль Морж Зяблик Апельсин Свекла Пиастр Слон Синица Груша Морковь Злотый Корова Ткачик Слива Горох Марка Рысь Ласточка Яблоко Огурец Лира

Головоломки

Головоломки не только занимательны, но и полезны; кроме того, они отлично развивают мышление. Самые лучшие головоломки - это задачи, не требующие специальных знаний, то есть такие, которые любой человек может решить при помощи не специальных формул, а собственного интеллектуального потенциала. Возьмем такую задачу:

Вы написали четыре письма и надписали четыре конверта для них. Письма в конверты вы вкладываете наугад. Каков процент вероятности, что только три письма оказались в своих конвертах?

На первый взгляд задача кажется очень трудной, но это только в том случае, если мы будем искать для ее решения специальные формулы. Но здесь они не нужны, и каждый может путем простейших логических размышлений найти правильный ответ.

Ответ: вероятность того, что только три письма окажутся в нужных конвертах, равна нулю, Если три письма из четырех оказались в своих конвертах, остается только одно письмо и один конверт для него, и в этот конверт, следовательно, также попадет нужное письмо.

Конечно, между задачами и головоломками существует известное различие. Головоломка имеет автора и решение, которое ему известно. Например, если вы спросите, какое число на 35 меньше, чем оно само, умноженное на шесть, или, например, предложите кому-нибудь переставить буквы в словах

«раб» и «луна» и получить название города, это будет головоломкой.

Задачи же возникают в процессе нашей жизни. Их не придумывают ради них самих, и, конечно, у них не бывает изначально известных кому-либо решений. Правильного ответа у них нет, - есть лишь множество различных решений, одни из которых лучше, а другие хуже.

Одним людям больше нравится решать задачи, а другим - головоломки. Решение задач имеет практическую пользу для жизни; решая же головоломки, мы тренируем свой мозг, учимся мыслить, и это, возможно, окажется полезным и в жизни, когда нам действительно придется решать реальные проблемы.

В этом разделе мы поместили 50 головоломок на различные виды мышления; самые трудные из них


мы снабдили подсказками. В конце книги приведены ответы на все задачи с подробными объяснениями.

Прежде чем приступить к задачам, ознакомьтесь с двумя головоломками, которые мы предлагаем в качестве примера, чтобы показать, как нужно мыслить, чтобы решать такие задачи.

Пример 1

Моя жена обычно уходит с работы в 16.30 вечера, заходит в магазин и успевает на пятичасовую электричку, которая приезжает в наш городок ровно в 17.30. Каждый день я на машине приезжаю на станцию к 17.30, чтобы встретить жену. На прошлой неделе она освободилась на 5 минут раньше, чем обычно, и решила сразу же, не заходя в магазин, ехать на вокзал. Поэтому она успела на поезд, который отправлялся в 16.30, и на нашей станции она была уже в 17.00. Меня еще не было, и она пошла домой пешком. Я выехал за ней из дома в обычное время, встретил ее по дороге, и мы приехали домой на 12 минут раньше обычного. Вопрос: сколько времени моя жена прошла пешком, прежде чем я ее встретил?

Ответ: 24 минуты

Объяснение: Для решения этой задачи существует два простых пути.

1. Моя жена оказалась на нашей станции на 30 минут раньше. В итоге мы сэкономили 12 минут. Тридцать минус двенадцать дает нам восемнадцать минут. Если к 18 минутам добавить половину сэкономленного нами времени - 6 минут, получится 24 минуты.

2. Можно вычесть половину сэкономленного времени, 6 минут, из общей разницы времени, 30

минут, = 24 минуты.

Тем не менее, даже если вы не знаете этих формул, такую задачу можно решить путем простых логических размышлений. Я всегда выезжаю из дома в одно и то же время, и мы знаем, что я выезжаю раньше 17.30. Раз мы сэкономили 12 минут, значит, именно это время я трачу обычно, чтобы добраться до станции от того места, где я встретил мою жену, и вернуться обратно, - ведь именно это расстояние мне не пришлось преодолевать. Значит, чтобы доехать от того места, где я встретил свою жену, до станции, я трачу 6 минут и обратно еще 6 минут. Стало быть, я встретил мою жену на 6 минут раньше, чем обычно, то есть в 17.24. Следовательно, она шла пешком от станции ровно 24 минуты.

Пример 2

У женщины двое детей. Какова вероятность, что оба ребенка - мальчики?

Объяснение: Простая формула для решения этой задачи 50 х 50 = 2500, то есть 25 %. Однако эту формулу можно вывести и самостоятельно, путем логических размышлений. Давайте нарисуем такую схему:

Теперь перемножьте числа, следуя по стрелкам, где получаются мальчики.

50 х 50 = 2500, или 25 %.

Если мы захотим узнать вероятность того, что дети - мальчик и девочка, нужно умножить вероятность тех вариантов, где получаются мальчик и девочка. Поскольку таких вариантов два, нужно умножить в обоих случаях и сложить результаты.

Мы надеемся, что наши примеры хорошо иллюстрируют, как нужно решать такие задачи, и что они помогут вам мыслить в нужном ключе. Главное - помнить, что иногда существует несколько путей, ведущих к одному и тому же правильному ответу.

Головоломки

1. В данном ряду слов переместите одно слово так, чтобы последовательность была в алфавитном порядке.

Сообразительность

Сообразительность - это способность думать быстро и реагировать в определенных ситуациях инстинктивно. Все задания в этой главе - на быстроту мышления, и очень важно уложиться в отведенное время, причем вам придется не только быстро соображать, но и суметь сохранить хладнокровие в условиях, когда время ограничено.

К решению теста на время обычно прибегают, когда хотят проверить способность человека успешно решать определенное количество проблем в условиях нехватки времени. Противоположностью таких тестов являются тесты на выносливость ума, в которых сложность задач постепенно повышается, но при этом испытуемый не ограничивается во времени.

Задания нашего теста сами по себе не особенно трудны, но когда они даются в совокупности и на их решение отпускается лишь определенное количество времени, мозгу нужно суметь приспособиться, чтобы развить гибкость ума и сосредоточенность в такой степени, которая обеспечит высокий итоговый балл.

ТЕСТЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1. У вас есть 25 минут для ответа на 10 вопросов, сложность которых будет постепенно повышаться.

(1). Какая буква находится двумя клетками ниже буквы, которая находится слева от буквы, которая находится тремя клетками выше буквы У?

(2). Какая буква находится над той буквой, что правее буквы, которая на две клетки ниже той буквы,

которая находится слева от буквы М?

(3). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, которая тремя клетками выше той буквы,


которая расположена сразу над той буквой, которая находится слева от буквы Я?

(4). Какая буква находится во второй клетке правее той буквы, которая стоит точно посередине между буквами Д и X?

(5). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей слева от буквы, стоящей тремя клетками ниже буквы, находящейся двумя клетками правее буквы Е?

(6). Какая буква стоит под буквой, находящейся посередине между буквой, стоящей под буквой Ж, и буквой, находящейся над У?

(7). Какая буква стоит тремя клетками правее буквы, находящейся под буквой, расположенной двумя клетками правее той буквы, которая стоит на две клетки ниже буквы Я?

(8). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей справа от буквы, находящейся ниже той буквы, которая двумя клетками левее буквы Ф?

(9). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, стоящей под той буквой, которая двумя клетками правее буквы, находящейся посередине между буквой, стоящей слева от буквы Ц, и буквой, находящейся двумя клетками левее буквы Н?

(10). Какая буква стоит двумя клетками правее буквы, находящейся тремя клетками выше буквы,

стоящей слева от той буквы, которая находится над буквой, стоящей тремя клетками левее буквы Я?

2. В каждой строчке с числами пропускайте повторяющиеся цифры, а остальные записывайте в обратном порядке. У вас есть 6 минут на выполнение этого задания.

Например: 4723869764 = 9832

а) 9482374827981

и) 98243159752168

к) 29374271824781

л) 1974384569172

г) 14631296847235

м) 861932825786243

д) 921638427952

н) 728361751692483

е) 746983471892

о) 6379132758462

ж) 1524693521725

п) 9832176854721638

з) 743892176521387

3. В этом задании вы должны будете найти в каждой последовательности лишнюю фигуру. На выполнение этого задания вам отводится 20 минут.

Например: (рисунок)

Фигура С является лишней, поскольку это единственная фигура с прямыми сторонами, а у всех других фигур в ряду стороны закруглены.


(9)


Эти последовательности цифр перегруппируйте таким образом, чтобы сначала шли все четные числа в порядке возрастания, а затем все нечетные в порядке убывания. У вас есть 4 минуты на выполнение этого задания.

Например: 76524 = 24675

5. Это задание должно проверить вашу способность оперировать словами и умение заполнить таблицу в виде кроссворда. Вы должны разместить все слова в данном кроссворде: на это задание дается 30 минут. Три слова уже находятся на своих местах. (В кроссворде стоят: по горизонтали 20 - ДОЛ, 22 - ЛУК, по вертикали 18 - ЭРА.)

ИСКРА, ПОТОК, ОНАГР, КВАРК,


КАСКА, ОВАЛ, КРОНА, СТЕНА, СТАКАН, СКЛАД, РОТА, МЕТАЛЛ, АТЛЕТ, АВРАЛ, ОКЛАД, МАВР, ДОЛИНА, АЗОТ, АКРИЛ, БРЕД, СНАРЯД, ЛОКОН, ЛИРИКА, ВАЛИК, СИДОР, АРКАН, ТАБЛО, ОТАРА, ОКЕАН, МОРОЗ, АТОЛЛ, ФАЙЛ. БОЛОТО, ЯШМА, ТЕСТ,

6. Это задание выполняется на время. Оно состоит из 10 вопросов и призвано проверить ваше умение мыслить логически и считать в уме. Сами по себе вопросы нетрудны, но чтобы достичь хороших результатов, нужны смекалка и скорость, поскольку ваше время ограничено. У вас есть 15 минут на решение десяти заданий.

(1). Найдите две одинаковые фигуры.

(2). Если в полной бочке 90 литров воды, сколько литров останется в бочке, если мы выльем 60 %

всей воды?

(3). Объем куба - 1 м х 1 м х 50 см. Сколько таких кубов уместится в кубе объемом 4мхЗмхЗм?

(4). Чему равно произведение этих чисел? 1У8*2/з

(2). Наибольшего четного числа и наименьшего куба;

(3). Наименьшего простого и наибольшего нечетного чисел;

(4). Наименьшего квадрата и наименьшего четного числа;

(5). Наибольшего четного и наибольшего простого чисел;

(6). Наибольшего куба и наименьшего простого числа;

(7). Наименьшего квадрата и наименьшего куба;

(8). Наименьшего нечетного и наибольшего четного чисел;

(9). Наибольшего простого числа и наибольшего квадрата;

(10). Наибольшего нечетного числа и наибольшего куба.

Форма букв такова, что у них всегда есть некоторое количество незаконченных линий. Например:

В = 0 Р=1 Ю = 2 Е = 3 Х = 4

Найдите значение данных выражений. На это задание у вас 10 минут.

(1). Н + П = ? (6). Н:Л=?

(2). К-М = ? (7).ЯхД=?

(3).В + Г = ? (8). Е:У = ?

(4).АхС = ? (9).ФхО = ?

(5). Х-Б = ? (10).Т-Л = ?

9. Изучите этот кроссворд и ответьте на 10 вопросов. У вас есть 10 минут.


(1). Сколько в кроссворде букв Н?

(2). Сколько в кроссворде слов только с одной, но повторяющейся гласной?

(3). Сколько в кроссворде букв Е?

(4). Сколько здесь букв У?

(5). Сколько здесь слов из шести букв?

(6). Сколько в кроссворде географических названий?

(7). Сколько в кроссворде букв Ю?

(8). Сколько в кроссворде слов из десяти букв?

(9). Сколько здесь букв А?

(10). Сколько в кроссворде слов из пяти букв?

10. Перед вами - квадрат, в котором семь слов расположены в виде «улитки», закрученной внутрь квадрата, причем каждое следующее слово начинается с той же буквы, с которой началось предыдущее. Каждая буква здесь имеет две координаты. Например: буква С находится в квадратах Al, E7 и Ж6. Внимательно изучите «улитку» и ответьте на вопросы; на это вам дается 5 минут.

Напишите все координаты следующих 8 букв:


Тестирование интеллекта

Интеллект - это способность к обучению или пониманию, которая присуща всем людям. Одни люди обладают ею в большей степени, другие - в меньшей, однако у каждого человека в течение жизни эта способность сохраняется практически без изменений. Именно благодаря интеллекту мы способны правильно действовать и учиться на своих ошибках.

В психологии интеллект определяется как способность воспринимать знания и использовать их в других, принципиально новых ситуациях. В условиях тестирования можно определить, насколько успешно адаптируется человек к необычным ситуациям.

Любое тестирование, при котором мы пытаемся измерить интеллект, является тестом на определение коэффициента интеллекта, или тестом на IQ. Такие тесты обычно состоят из блоков постепенно усложняющихся задач, рассчитанных на среднестатистический уровень.

IQ и означает коэффициент интеллекта. Коэффициент, в свою очередь, это результат деления одной величины на другую. Обычно принято считать, что коэффициент интеллекта является наследуемой характеристикой и что у взрослых людей с возрастом он практически не изменяется. Приблизительно до 13 лет интеллект бурно развивается, от 13 до 18 лет замечается некоторое замедление темпов развития, а после 18 лет крупных изменений не наблюдается.

При измерении коэффициента интеллекта у ребенка ему предлагается пройти стандартный тест на интеллект, причем для каждого возраста уровень выполнения теста и счет будут разными. Если 10- летний ребенок выполняет задание на уровень 12-летнего ребенка, его IQ рассчитывается вот так:

Тестирование интеллекта

Этот метод, однако, неприменим для взрослых: их IQ оценивают относительно среднего балла - ста процентов. Их результаты располагаются либо выше, либо ниже этой нормы, в соответствии с заранее известной системой подсчета баллов, причем распределение IQ (среди населения) имеет на графике вид довольно постоянной итоговой кривой (?).

Несмотря на то, что IQ - это наследственный фактор, не изменяющийся в течение жизни, показатели прохождения теста на IQ могут быть улучшены. Именно эту цель мы и преследуем в этой и других подобных книгах.

Тесты на IQ обычно составляются и применяются с учетом того, что тестируемые ничего не знают о методах тестирования вообще и очень мало знают о том, на каких методах строятся вопросы в подобных тестах. Поэтому если человек имеет представление о том, какие вопросы ему могут задать, и если он представляет себе, как подходить к решению тестовых задач, его результаты будут намного выше.

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Элизабета Олару
Упражнения для развития у детей творческих способностей

Упражнения для развития у детей творческих способностей

Игра «Перевоплощение» .

Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер» . От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание своему соседу.

Музыкальное дополнение : по ходу рассказа ребенок должен изображать на подручных предметах звуки, которые мог бы издавать предмет, в который он превратился.

Упражнение «Изобразите по-своему» .

Изобразите как можно больше предметов, используя пластику своего тела.

Музыкальное дополнение : рисуем музыку (цветопись) . Звучит любая музыкальная композиция.

Упражнение «Иллюстрирование книги» .

Для иллюстрирования мы взяли сказку «Морозко» .

Инструкция : «Давайте представим себя художниками и нам необходимо сделать иллюстрации к данной книге».

Музыкальное дополнение : во время выполнения задания звучит соответствующая, характеру сказки, музыка.

Упражнение «Представь и услышь» .

Инструкция : «Вы знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит, и так далее. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить :

представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик;

бьющееся стекло и т. д.»

Музыкальное дополнение : Придумайте свой звук и опишите его.

Упражнение «Сказочный лес» .

Инструкция : «Представьте, что мы с вами находимся в сказочном лесу. Давайте, выполним композицию на тему «Сказочный лес» из различных материалов : цветной и бархатной бумаги, открыток и различных картинок из старых журналов, картона и тому подобное».

Музыкальное дополнение : во время данного упражнения звучит музыкальное сопровождение «Звуки природы» .

Игра «Скажи в рифму» .

Зачитывается стихотворение или загадка , а дети в рифму должны договорить подходящее по смыслу слово.

Загадки :

1. Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пяточком,

Ушастая голова. Это … (Сова) .

2. Шапки белые надели

Нынче яблони и ели,

И машины и дома -

Это к нам пришла … (Зима) .

3. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (Снегири) .

4. Они обычно для шитья,

У ежа их видел я,

Бывают на сосне, на елке

И называют их … (Иголки) .

5. Грызть дрова - простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила

Кто такая я? (Пила) .

6. Пахучие ветки

Принес я из тени :

Лиловые, белые

Ветки … (Сирени) .

Стихотворение «Пирог» Д. Хармс.

Я хотел устроить бал, Я ждал, пока хватило сил,

И гостей к себе … (позвал) . Потом кусочек … (откусил) .

Купил муку, купил творог , Потом подвил стул и сел

Испек рассыпчатый … (пирог, И весь пирог в минуту… (съел) .

Пирог, ножи и вилки тут - Когда же гости подошли,

Но что-то гости … (не идут) . То даже крошки … (не нашли) .

7. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных … (зверей,

Он известен, знаменит - это доктор … (Айболит) .

8. Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена … (крокодил) .

9. Самовар поет, гудит.

Только с виду он … (сердит) .

Музыкальное дополнение : попробовать придумать на одно из четверостиший мелодию. Попросить ребенка спеть его.

Игра «Дорисуй» .

Каждому участнику группы выдается лист, на котором изображено 20 карточек. Каждая карточка - какая-то геометрическая фигура. Схем 5, но каждая из них расположена на листке 4 раза в разных проекциях. Инструкция : «Превратите фигурку в любой образ, картину, сюжет. Для этого нужно дорисовать ее, придумать название. Изображения на карточках не должны повторяться».

Музыкальное дополнение : упражнение проводится несколько раз. Каждый раз звучит музыка, отличающаяся по характеру от предыдущей.

Упражнение «Фантастический образ» .

Инструкция : «Необходимо выполнить фантастический образ животного, используя различные материалы : обрывки ткани, кожи, поролона, ненужные пуговицы, ленточки, нитки, бусинки и так далее. Образ должен быть оригинальным».

Музыкальное дополнение : во время упражнения звучит произведение К. Сен-Санса «Карнавал животных» .

Упражнение «Путешествие в сказку» .

Инструкция : «Возьмите любую тему из предложенных и сочините на нее одну из сказок : «Щенок на уроке» , «Мой друг бурундук» , «Волшебная парта» . Проиллюстрируйте свою сказку».

Музыкальное дополнение : рассказ должен сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. То есть каждое действие героев должно иллюстрироваться с помощью звуков.

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей «Волшебные краски». Автор проекта: Хоптар Вита Михайловна. г. Нижний Новгород 2016г. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

«Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей Изобразительная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Никто с рождения не умеет держать кисточку в руках, никого не забирают из колыбели главным артистом балета. Чтобы стать гениальным художником, творцом, писателем, нужно учиться и заниматься. И желательно каждый день. В книге «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта» нет упражнений, но если внимательно читать и повторять действия за Леонидом Тишковым, как за личным учителем, можно развить множество собственных талантов. Попробуйте выполнить эти 15 упражнений и убедитесь сами, как ваша гениальность будет расти с каждым днем.

«Самое большое заблуждение - что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное „я“ и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без пере­рыва, работать на свой талант»

Леонид Тишков

Откуда возникает необыкновенный взгляд на мир? Он вырастает, как цветок, опутывая живот изнутри. Он состоит из сопереживания художника тому, что он видит, с интуитивным чувствованием предмета или события. И потом, когда он переносит, что узрел внутренним оком, на холст, бумагу, воплощает в глине или объекте, это видим и мы. Причем нам уже не нужно «до полной гибели всерьез» превращаться в художника, достаточно только поймать волну, настроив на его искусство наши душевные камертоны.


Попробуйте посмотреть на мир глазами Ван Гога.

Многие картины художников являют нам такой взгляд их созда­телей. Надо попробовать разгадать этот взгляд. Больше смотреть картины, рисунки, ходить на выставки и в музеи. Если ты это любишь - смотреть, - то каким-то образом сливаешься с потоком искусства и себя ставишь на место художника, который создавал свою картину, а если она тебе нравится, то постепенно начинаешь понимать, как она была сделана.

Обычные вещи для человека обыкновенного кажутся обыкновенными. Он смотрит на луну: «Ну, вот луна…» Луна освещает землю, значит, дорожка ярче, теперь я пойду и не поскользнусь… А другой человек - поэт, например, Мацуо Басё, - он смотрит на луну, и у него возникает стихотворение:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Так же мы можем воспринимать не только луну, но и яблоко, кружку, гипсовый нос. Первое, чему должен научиться творческий человек - это смотреть. На вещи. На мир вокруг него. Посмотрите вокруг, выберите объект и напишите про него хокку - короткое трехстишие.


Иллюстрация из книги

3. Начните замечать и зарисовывать мелочи

Чтобы развить таланты, не нужно браться за титанический труд и картину метр на метр. Можно начать с малого. Зарисуйте кружку на вашем столе. Или ручку или собственный безымянный палец. Обратите внимание на детали окружающего вас мира, возьмите карандаш и зарисуйте кузнечика, который случайно прыгнул вам на ногу. Как устроены сочленения его сильных пружинистых ног? Это будет понятно пытливому взгляду художника.

Главное - не останавливайтесь, не прерывайте линию. Линия оживет и сама поможет вам.

Чистый лист - окно в иное измерение. Ты макаешь в тушь кисть и ставишь точку в самом центре листа. И сразу начинается творение вселенной, а с ней - отсчет времени, материя, жизнь, свет. Все возникает вместе с точкой, завязываются отношения черного и белого: черная точка на белом листе - это уже рисунок.

«Черная точка - это ясный знак. Но если рядом с этой точкой ставлю вторую, затем третью, то возникает смятение», - говорит Анри Матисс

Если ты собрался стать художником, как это ни смешно звучит, надо вначале поставить точку! Начнем с простого. Поставим черные точки пером или кистью на чистой поверхности листа бумаги. Глядя на точку, мы можем испытать душевное волнение, представляя одиночество этой точки на белом листе. Дальше начинаем фантазировать: перемещать эту точку или увеличивать количество точек, тем самым создавать еще более насыщенную жизнь и драматургию картинки. Они могут танцевать, они собираются в созвездия. И вот перед нами звездное небо.


Попробуйте создать рисунок, который состоит только из точек. -

5. Рисуйте музыку

Включите музыку и рисуйте на большом листе звуки. Кисточка должна лежать в руке свободно. Импровизируйте! Вот как свой опыт рисования музыки описывает Леонид Тишков:

«Однажды, слушая песни грузинского хора, я решил нарисовать линию звука, линию пения. Так замысловато, переливаясь, бесконечно звучали голоса грузин, сидящих где-то на длинных лавках под голубыми горами. Я подумал о старом варшавском мастере, взял его кисточку, обмакнул в тушь и начал! За десять часов под сто грузинских песен я разрисовал почти сто листов бумаги, сложил их вместе, обернул в обложку и назвал это книгой „Кавказ“. И все, кто видел ее, отчетливо слышали тихие песни, которые слушал я, когда рисовал эти линии.»

Упражняясь в каллиграфии, создавая образ каждой буквы, мы постигаем душу буквы, погружаемся в ее структуру и очертания, приручаем, входим к ней в доверие и постепенно замечаем, что буквы рождаются у нас в руке не просто как отражение какого-то звука, а как символы, таящие в себе высокий смысл.

Выберите шрифт, который вам нравится и перерисуйте каждую букву от руки. А еще лучше - придумайте свой собственный.


Шрифт Кафки. Иллюстрация из книги «О шрифте» .

7. Разгадайте историю предмета

Надо чувствовать жизнь предмета. Рисуешь веник с совком - представь, что это два сказочных существа, как в сказке про Соло­минку, Пузырь и Лапоть. Веник - не просто веник, а степные травы, когда-то они росли, колыхаясь на ветру. Каждая вещь несет в себе историю. Эту историю надо не то чтобы знать, ее надо чувствовать. Потому что просто рисовать «похоже» - недостаточно.

Можно передать через маленький предмет, через маленькую вещь - весь мир.

Как же изображать предмет? Не нужно сразу бросаться и рисовать его. Надо взять его в руку, если это возможно. Почувствуйте, что вам захочется? Нарисовать предмет? Придумать для него историю? Может быть сделать копию этого предмета? Научиться чему-то? Или поехать куда-то? Понаблюдайте, какое творческое начало в вас проснется.

Карикатурист - это рисующий клоун. У Леонида Тишкова есть такая картинка: после представления в гримерной сидит усталый клоун. Он снял колпак, башмаки, и оказалось, что голова у него такая же длинная, вытянутая и конусообразная, как сам колпак, а ноги такие же огромные, как клоунские ботинки. Только круглый красный нос он еще не снял, поэтому мы не знаем, какой у него нос на самом деле.

Еще один российский карикатурист Василий Дубов не просто рисовал смешные картинки, он проживал жизнь вместе со своими абсурдными героями. Вокзал, падает снег, подходит поезд, на перроне стоит женщина в длинном платье, в шляпе с вуалью. …А из громкоговорителя доносится:

Анна Каренина, отойдите от края платформы!

Нарисуйте и вы карикатуру на какую-нибудь волнующую вас тему.


9. Вообразите абсурдный сюжет

Развивайте воображение, придумывая фантастические сюжеты. Вот вам пример из книги:

Кто не знает, что осьминог живет в воде? А если этот осьминог вышел на сушу и поселился дома у старого капитана? И так его полюбил, что, когда тот заболел, он стал ходить в булочную и в аптеку и ухаживать за ним, как всякий добрый отзывчивый осьминог.

Возьмите что-то реальное и придумайте с этим персонажем или предметом нереальный сюжет.

Подумайте, какой памятник вы бы хотели установить? И в каком месте? Леонид Тишков упоминает в книге памятник, который был установлен на Пушкинской набережной в парке Горького в 2016 году. «Водолаз-маяк» - необычный арт-объект является первым в мире маяком, представляющим собой статую водолаза.


А какой памятник вы бы хотели создать? Продумайте концепцию своего арт-объекта, в чем будет его смысл, где он будет установлен? Нарисуйте скетч.

11. Рисуйте масштабно

Возьмите старый рулон обоев, раскатайте в комнате или коридоре и рисуйте крупной кисточкой, не жалея краски. Дайте выход эмоциям. Подключите к этому занятию детей. А потом сверните гармошкой и назовите это семейным художественным альбомом.

У всех есть любимая книга - художественная или нон-фикшн. Почувствуйте себя иллюстратором - нарисуйте собственный вариант обложки.

«Иллюстрируя Беккета, Ионеско, Замятина, Ильфа и Петрова, я каждый раз придумывал свой миф, соседствующий с сюжетом писателя, как параллельное измерение. Естественно, в один прекрасный день мои миры обрели самостоятельность и, словно радужные пузыри, полетели над землей и зажили своей жизнью.»

Леонид Тишков


Разворот книги «Охота на Снарка». Иллюстрация из книги

13. Сходите на выставку

Подойдет выставка картин или арт-объектов, скульптур и даже книг. Вот что такое - любить живопись, ходить на выставки. Восхи­щаясь картинами Франсиско Гойи, мы становимся Гойей на какое-то время. Пусть на мгновение - Винсентом Ван Гогом! Созерцая картины художников, мы становимся более многогранными.

Живопись, скульптура, архитектура, прекрасные здания, музыка и литература - мы нуждаемся в этом.

Сколько миров на Земле? Столько же, сколько людей. Потому что каждый творит свой собственный мир. Как это происходит? Сядьте в тишине, закройте глаза, посмотрите на себя, какой вы на самом деле. Мудрец Чжуан-цзы говорил: «Совершенством видения я называю видение не других, а себя»

Что там видно? Что слышно? На какую-то долю мгновения вы ощутите тишину. А потом в голове начнут рождаться идеи.


Иллюстрация из книги

Подойдите творчески к хламу, который годами копится в вашей квартире. Если просто так выбросить старые вещи не получается. Создайте из них арт-объект. Например, сделайте картину из пуговиц, просто наклеив их на холст. Свяжите арт-коврик-скафандр из старой одежды, разрезанной на полоски.


Леонид Тишков и его вязаный скафандр «Вязаник».

Наша жизнь - произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы все равно творим.

Тит Нат Хан

Чему нас учит опыт художника? Первое - рисуй, если тебе хочется рисовать! Если это твой способ выразить то, что тебя волнует. Второе - изображай свою жизнь, рассказывай линией, цветом, вспоминай детали, попытайся передать весь «театр своей памяти». Третье - если нет альбома и кистей, бери простую тетрадь, набор детских карандашей, шариковую ручку, наконец, и - в путь.