Основные темы и мотивы лирики тютчева. Ф.И. Тютчев основные мотивы лирики
Цели урока:
- Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева.
- Выявить основные темы и мотивы лирики.
- Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсценировка,сообщения учащихся по биографии и творчеству поэта, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева, использование межпредметных связей с музыкой, искусством ХIХ века.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWERPOINT на тему: “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
- Основные темы и мотивы лирики”.
- Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
- Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Учитель показывает слайд №1 (тема урока). “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).Слайд №2 (эпиграфы к уроку).
В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве
(запись одного эпиграфа в тетрадь).
С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?
Какие стихи учили, читали?
О чём пишет этот поэт?
Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только
познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у
Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.
Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.
В конце урока мы сделаем вывод:
Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?
Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.
(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).
3. Сообщение ученика о биографии писателя.
Слайд №3 (Тютчев в детстве. Портрет неизвестного художника. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич).
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.
Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.
Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.
В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.
С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (комментарии учителя к слайду №3).
На этом слайде вы видите Тютчева ребёнком. Портрет выполнен пастелью неизвестным художником. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич.
Слайд №4 (С.Е. Раич)
Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году(комментарии учителя к слайду №4).
Слайд №5 (Московский университет. Неизвестный художник. 1820-е годы)
В 1818 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, его товарищ был М.П. Погодин, впоследствии известный историк.
В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетические, философские.
В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма (комментарии учителя к слайду №5).
В 1821 году, когда Тютчеву не было ещё 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. После окончания университета Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел, получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в 19 лет отправился в Мюнхен.
За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.
Инсценировка.
Слайд №6 (Портреты Тютчева и Амалии Лерхенфельд)
А сейчас мы вам покажем небольшую сценку, в которой предстанут перед вами чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20-летний Ф.И. Тютчев и 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата (сценка).
Прослушайте романс “Я встретил Вас…” в исполнении С. Захарова.
(комментарии учителя к слайду №6).
Слайд №7 (Элеонора Петерсон)
Вскоре, после увлечения Амалией Лерхенфельд, в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (комментарии учителя к слайду №7).
Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”
На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.
Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”
За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.
Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.
Слайд №8 (Эрнестина Дернберг)
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
Комментарии учителя к слайду №8.
Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”
Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”
В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.
Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.
В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.
Слайд №9 (Елена Александровна Денисьева)
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.
Ученик рассказывает стихотворение “Чему молилась ты с любовью…”.
Любя Денисьеву, Фёдор Иванович Тютчев не покидал семьи; в письмах и стихах обращался он с покаянным признанием к жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!..Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.
В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Весь цикл стихов, посвящённых Денисьевой, проникнут тяжёлым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”.
Смерть Елены Александровны в возрасте 38 лет от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.
Комментарии учителя к слайду №9.
Ученик рассказывает стихотворение “О, как убийственно мы любим…”
Слайд №10
В 40-е годы Тютчев почти не печатался 10 лет и только в 50-е годы Некрасов и Тургенев опубликовали в журнале “Современник” 92 стихотворения Тютчева. А в 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Высокую оценку его поэзии дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Лев Толстой, Фет, Аксаков. Всё это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.
В 1958 году Тютчева назначили председателем комитета иностранной цензуры. В 1868 году выходит последний прижизненный поэтический сборник Тютчева.
Комментарии учителя к слайду №10
Фёдора Ивановича Тютчев никогда не был литератором-профессионалом, стихи создавал как бы “невольно”, о судьбе их мало заботился и нисколько не хлопотал об авторской славе. Его волновало иное:
“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Гениальное поэтическое слово Тютчева получило в нашей стране поистине всенародный отзыв. Память о поэте бережно сохраняется в подмосковном музее-усадьбе Мураново, главном тютчевском мемориале страны.
На слайде вы видите письменный стол и личные вещи Ф.И. Тютчева, которые находятся в музее-усадьбе Мураново.
4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.
Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.
Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.
Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.
Слайд №11 (Весна).
В стихотворении “Весенние воды” ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Послушайте романс “Весенние воды” в исполнении Л. Казарновской.
(Ученики рассказывают стихотворения Тютчева о природе и высказываются о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают).
Ученик рассказывает стихотворение “Весенняя гроза”. Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Апрель. Подснежник”.
«Тютчеву достаточно нескольких строк; солнечные системы, туманные пятна „Войны и мира" и „Братьев Карамазовых" сжимает он в один кристалл, в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо. Этот орешек не так-то легко раскусить: глаз видит, а зуб неймет. Толковать Тютчева - превращать алмаз в уголь», - писал Д. Мережковский.
Сегодня, спустя много лет, мы берем на себя смелость вновь взяться за толкование тютчевской поэзии. Самое главное, что поражает в лирике Тютчева, - это ее философичность, масштабность, склонность к глубоким обобщениям. Даже стихи о природе и любви проникнуты у поэта философскими раздумьями. В раздумьях этих обнажается человеческая душа, открывается трагизм ее земного существования. Человек у Тютчева - это часть природы, венец ее творения, но вместе с тем мироощущение его глубоко трагично, оно отравлено осознанием бренности человеческого бытия. В этом видится поэту извечный конфликт человека и природы.
Природа у Тютчева - живое существо, полное могучих жизненных сил:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Однако язык этот для человека непостижим. Именно об этом поэт заявляет в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах». В природе разлито спокойствие, гармония, разумность и соразмерность: «певучесть есть в морских волнах», стройность в шорохе тростника, «невозмутимый строй во всем». Свобода же человека, этой частички природы, призрачна и иллюзорна. Он осознает свой разлад с природой, не понимая его истинных причин:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Природа для поэта - «сфинкс», своим «искусом» она губит человека, стремящегося познать ее и разгадать ее тайны. Однако все усилия людей тщетны: «Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней». В своем разочаровании, чувстве безнадежности, трагическом мировосприятии Тютчев идет далее, отказываясь видеть смысл в самом «творении Творца»:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении Творца!
И смысла нет в мольбе!
(«И чувства нет в твоих очах»)
Точно так же, как и природа, непостижим и сам человек, его внутренний мир. Душа его - это «Элизиум теней», безмолвных и прекрасных, но далеких от реальных жизненных радостей и горестей.
Излюбленные пейзажи Тютчева рисуют картины ночной природы, когда весь мир погружается во мрак, в хаос, окутывается тайной:
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.
Ночной мгле у Тютчева всегда сопутствует какая-то мертвенность, нега, неподвижность, мир дневной жизни как бы закрыт особой завесой: «Изнемогло движенье, труд уснул...». Но одновременно в ночной тиши просыпается какой-то «чудный еженочный гул». В этом гуле открывается жизнь незримого мира, таинственных, неподвластных человеку сил:
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.
(«Как сладко дышит сад темно-зеленый»)
Ночной час для поэта - «час тоски невыразимой». И вместе с тем он хотел бы неразделимо слиться с этим зыбким сумраком, ночным воздухом, дремлющим миром:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства - мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
(«Тени сизые смесились»)
Вместе с темой природы необычайно гармонично входит в лирику Тютчева мотив времени, прошлого и будущего. Этой теме посвящено стихотворение «Сижу задумчив и один». Время неумолимо и безвозвратно - человек бессилен перед его властью. Человек - это лишь «злак земной», который быстро вянет. Но с каждым годом, с каждый летом - «новый злак и лист иной!» Однако мотив будущего, понимание бесконечности человеческого существования здесь не уравновешивает пессимистических мыслей поэта. Мотив противостояния вечной жизни природы и конечной, бренной человеческой жизни звучит здесь необычайно остро:
И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож...
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
(«Сижу задумчив и один»)
Сорванный цветок в конце концов завянет - точно так же замирает и живое биение человеческой жизни. Так же бренны и сами чувства любви, блаженства. Человек у Тютчева беспомощен, обезоружен незнаньем перед лицом времени и судьбы:
Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья
Чрез бездну двух или трех дней?
(«Увы, что нашего незнанья»)
Будучи романтиком, Тютчев поэтизирует и одухотворяет безудержную игру природных стихий - «грохот летних бурь», бунт неистовых морских волн. Поэту «сладок» тихий шепот волн, их чудная игра на солнце. Внятен ему и «буйный ропот» моря, его «вещие стоны». Сердце поэта навсегда отдано своенравной морской стихии, на дне морском он навеки «схоронил» свою «живую душу».
В стихотворении «Волна и дума» морскую стихию поэт сравнивает с миром человеческих мыслей, с порывами сердца. Человеческие думы идут друг за другом, как волна за волной. И в сердце все тот же «вечный прибой и отбой». К философской мысли поэта здесь примешивается щемяще тоскливое чувство: наши земные дела, радости и горести - это лишь «призрак тревожно-пустой».
Мы встречаем в лирике поэта и вполне реалистические пейзажи, которые, однако, полны дивного очарования, особой тютчевской тонкости и изящества. Сравнить их можно разве что с картинами русской природы, созданными Пушкиным.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
(«Есть в осени первоначальной»)
У Пушкина читаем в стихотворении «Осень»:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Великолепны у Тютчева и весенние пейзажи, когда природа улыбнулась «сквозь редеющего сна». Ничто не может сравниться с красотой первых зеленых листьев, омытых в солнечных лучах, со свежестью весеннего ветра, с голубизной неба, с пением далекой свирели... Сама человеческая душа, казалось бы, просыпается вместе с весенним пробуждением природы.
Таким образом, мир природы в лирике Тютчева - мир таинственный и непознаваемый, мир, противостоящий человеческой жизни и ее преходящим радостям. Природа равнодушно взирает на человека, не позволяя ему проникнуть в свою суть. Любовь, блаженство, мечты, тоска и грусть - все эти чувства преходящи и конечны. Человек у Тютчева бессилен перед лицом времени и судьбы - природа же могущественна и вечна.
Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.
Начало жизни поэта
Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).
Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.
Периодизация творческих периодов
Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.
Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.
Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.
Россия в творчестве Тютчева
По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.
Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.
Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.
Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.
Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.
Жизнь и творчество Тютчева
Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.
Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.
Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.
Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».
Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.
Любовная лирика Тютчева
1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.
«Денисьевский цикл»
Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.
Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.
Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.
Тема природы
Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.
Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.
Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.
Философские мотивы
Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.
Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.
Другие темы творчества Тютчева
Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.
Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.
Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.
Один из основных мотивов поэзии Тютчева - мотив хрупкости, призрачности бытия. Призрачно минувшее, все, что было и чего уже нет. «Призрак» - обычный образ прошедшего у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья», «призраки минувших лучших дней». От «живой жизни» остаются только воспоминания, но и они неизбежно выветриваются и исчезают: душа осуждена «следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминанья». «Бесследно всё».
Но и настоящее, раз оно непрестанно, неумолимо и полностью исчезает, тоже лишь призрак. Символ призрачности жизни - радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
(«Как неожиданно и ярко...»)
Резко выражено это ощущение в таких стихотворениях, как «День и ночь», где весь внешний мир осознан как призрачный «покров, накинутый над бездной»:
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла, и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
Этот образ повторяется даже в деталях. День отодвигается, как пелена, уходит, «как виденье», «как призрак», - и человек остается в подлинной реальности, в безграничном одиночестве: «На самого себя покинут он», «В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела». Обнажается стихия «ночной души», стихия первозданного хаоса, и человек оказывается «Лицом к лицу пред пропастию темной», «И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое».
Для понимания поэзии Тютчева существенно, что за подобными стихами стоит чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живет поэт, глубокое неверие в силы этого мира, сознание неизбежности его гибели.
Мотив одиночества звучит и в стихах Тютчева о бездомном, чуждом миру страннике (стихотворения «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду...»), о жизни прошлым и отказе от настоящего (в особенности «Душа моя, элизиум теней...»), о поколении, вытесненном из жизни и «занесенном забвеньем» (это не старческие сетования; ср. стихотворение 20-х годов «Бессонница», стихотворение 30-х годов «Как птичка, раннею зарей...»), об отвращении к шуму, к толпе, о жажде уединения, тишины, мрака, безмолвия.
За «философскими» мыслями Тютчева стоит чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном я.
Чувству призрачности мира и своей отъединенности от мира противостоит в поэзии Тютчева горячее «пристрастье» к земле с ее наслаждениями, грехами, злом и страданием и, прежде всего, страстная любовь к природе:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля!
Духов бесплотных сладострастья,
Твой верный сын, не жажду я.
Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный свет, златые сны?..
Урок 2. Тема: Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 10 класс
Цель: познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях.
Задачи:
Показать значение творчества Тютчева, выявить основные темы и мотивы лирики.
Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
“Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).
В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть. И.С. Тургенев
…для Тютчева жить – значит мыслить. И.С. Аксаков
Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве
(запись одного эпиграфа в тетрадь).
С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?
Какие стихи учили, читали?
О чём пишет этот поэт?
Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только
познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у
Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.
Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.
В конце урока мы сделаем вывод:
Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?
Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.
(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).
3. Конспект биографии писателя.
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.
Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.
Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.
В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.
С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно.
Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году.
За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.
Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”
На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.
Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”
За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.
Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”
Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”
В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.
Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.
В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.
4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.
Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.
Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.
Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.
Ученик рассказывает стихотворение “Фонтан”.
Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Тютчева.
Трагическое звучание получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием “Silentium”.
Ученики рассказывают стихотворения “Silentium”, “Тени сизые смесились…”
Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях – “Россия и Германия”, “Россия и революция”, “Папство и римский вопрос”.
В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых произведениях намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.
Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.
Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: Свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь.
5. Обобщения и выводы.
Назовите основные темы и мотивы лирики Тютчева:
поэт и поэзия
духовный кризис современного поколения
свобода и счастье
христианские мотивы.
6. Домашнее задание: наизусть 2 стихотворения.
7. Подведение итогов. Выставление оценок.