Основные темы и мотивы лирики тютчева. Ф.И. Тютчев основные мотивы лирики

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева.
  • Выявить основные темы и мотивы лирики.
  • Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсценировка,сообщения учащихся по биографии и творчеству поэта, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева, использование межпредметных связей с музыкой, искусством ХIХ века.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWERPOINT на тему: “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
  • Основные темы и мотивы лирики”.
  • Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
  • Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Учитель показывает слайд №1 (тема урока). “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).

Слайд №2 (эпиграфы к уроку).

В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев

…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков

Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве

(запись одного эпиграфа в тетрадь).

С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?

Какие стихи учили, читали?

О чём пишет этот поэт?

Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только

познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у

Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.

Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.

В конце урока мы сделаем вывод:

Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?

Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).

3. Сообщение ученика о биографии писателя.

Слайд №3 (Тютчев в детстве. Портрет неизвестного художника. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич).

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (комментарии учителя к слайду №3).

На этом слайде вы видите Тютчева ребёнком. Портрет выполнен пастелью неизвестным художником. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич.

Слайд №4 (С.Е. Раич)

Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году(комментарии учителя к слайду №4).

Слайд №5 (Московский университет. Неизвестный художник. 1820-е годы)

В 1818 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, его товарищ был М.П. Погодин, впоследствии известный историк.

В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетические, философские.

В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма (комментарии учителя к слайду №5).

В 1821 году, когда Тютчеву не было ещё 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. После окончания университета Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел, получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в 19 лет отправился в Мюнхен.

За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.

Инсценировка.

Слайд №6 (Портреты Тютчева и Амалии Лерхенфельд)

А сейчас мы вам покажем небольшую сценку, в которой предстанут перед вами чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20-летний Ф.И. Тютчев и 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата (сценка).

Прослушайте романс “Я встретил Вас…” в исполнении С. Захарова.

(комментарии учителя к слайду №6).

Слайд №7 (Элеонора Петерсон)

Вскоре, после увлечения Амалией Лерхенфельд, в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (комментарии учителя к слайду №7).

Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”

На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.

Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”

За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.

Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.

Слайд №8 (Эрнестина Дернберг)

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

Комментарии учителя к слайду №8.

Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”

Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”

В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.

Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.

В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.

Слайд №9 (Елена Александровна Денисьева)

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.

Ученик рассказывает стихотворение “Чему молилась ты с любовью…”.

Любя Денисьеву, Фёдор Иванович Тютчев не покидал семьи; в письмах и стихах обращался он с покаянным признанием к жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!..Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.

В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Весь цикл стихов, посвящённых Денисьевой, проникнут тяжёлым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”.

Смерть Елены Александровны в возрасте 38 лет от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

Комментарии учителя к слайду №9.

Ученик рассказывает стихотворение “О, как убийственно мы любим…”

Слайд №10

В 40-е годы Тютчев почти не печатался 10 лет и только в 50-е годы Некрасов и Тургенев опубликовали в журнале “Современник” 92 стихотворения Тютчева. А в 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Высокую оценку его поэзии дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Лев Толстой, Фет, Аксаков. Всё это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

В 1958 году Тютчева назначили председателем комитета иностранной цензуры. В 1868 году выходит последний прижизненный поэтический сборник Тютчева.

Комментарии учителя к слайду №10

Фёдора Ивановича Тютчев никогда не был литератором-профессионалом, стихи создавал как бы “невольно”, о судьбе их мало заботился и нисколько не хлопотал об авторской славе. Его волновало иное:

“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

Гениальное поэтическое слово Тютчева получило в нашей стране поистине всенародный отзыв. Память о поэте бережно сохраняется в подмосковном музее-усадьбе Мураново, главном тютчевском мемориале страны.

На слайде вы видите письменный стол и личные вещи Ф.И. Тютчева, которые находятся в музее-усадьбе Мураново.

4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.

Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.

Слайд №11 (Весна).

В стихотворении “Весенние воды” ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Послушайте романс “Весенние воды” в исполнении Л. Казарновской.

(Ученики рассказывают стихотворения Тютчева о природе и высказываются о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают).

Ученик рассказывает стихотворение “Весенняя гроза”. Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Апрель. Подснежник”.

«Тютчеву достаточно нескольких строк; солнечные системы, туманные пятна „Войны и мира" и „Братьев Карамазовых" сжимает он в один кристалл, в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо. Этот орешек не так-то легко раскусить: глаз видит, а зуб неймет. Толковать Тютчева - превращать алмаз в уголь», - писал Д. Мережковский.

Сегодня, спустя много лет, мы берем на себя смелость вновь взяться за толкование тютчевской поэзии. Самое главное, что поражает в лирике Тютчева, - это ее философичность, масштабность, склонность к глубоким обобщениям. Даже стихи о природе и любви проникнуты у поэта философскими раздумьями. В раздумьях этих обнажается человеческая душа, открывается трагизм ее земного существования. Человек у Тютчева - это часть природы, венец ее творения, но вместе с тем мироощущение его глубоко трагично, оно отравлено осознанием бренности человеческого бытия. В этом видится поэту извечный конфликт человека и природы.

Природа у Тютчева - живое существо, полное могучих жизненных сил:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Однако язык этот для человека непостижим. Именно об этом поэт заявляет в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах». В природе разлито спокойствие, гармония, разумность и соразмерность: «певучесть есть в морских волнах», стройность в шорохе тростника, «невозмутимый строй во всем». Свобода же человека, этой частички природы, призрачна и иллюзорна. Он осознает свой разлад с природой, не понимая его истинных причин:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Природа для поэта - «сфинкс», своим «искусом» она губит человека, стремящегося познать ее и разгадать ее тайны. Однако все усилия людей тщетны: «Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней». В своем разочаровании, чувстве безнадежности, трагическом мировосприятии Тютчев идет далее, отказываясь видеть смысл в самом «творении Творца»:

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!
(«И чувства нет в твоих очах»)

Точно так же, как и природа, непостижим и сам человек, его внутренний мир. Душа его - это «Элизиум теней», безмолвных и прекрасных, но далеких от реальных жизненных радостей и горестей.

Излюбленные пейзажи Тютчева рисуют картины ночной природы, когда весь мир погружается во мрак, в хаос, окутывается тайной:

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит.

Ночной мгле у Тютчева всегда сопутствует какая-то мертвенность, нега, неподвижность, мир дневной жизни как бы закрыт особой завесой: «Изнемогло движенье, труд уснул...». Но одновременно в ночной тиши просыпается какой-то «чудный еженочный гул». В этом гуле открывается жизнь незримого мира, таинственных, неподвластных человеку сил:

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном.
(«Как сладко дышит сад темно-зеленый»)

Ночной час для поэта - «час тоски невыразимой». И вместе с тем он хотел бы неразделимо слиться с этим зыбким сумраком, ночным воздухом, дремлющим миром:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!
(«Тени сизые смесились»)

Вместе с темой природы необычайно гармонично входит в лирику Тютчева мотив времени, прошлого и будущего. Этой теме посвящено стихотворение «Сижу задумчив и один». Время неумолимо и безвозвратно - человек бессилен перед его властью. Человек - это лишь «злак земной», который быстро вянет. Но с каждым годом, с каждый летом - «новый злак и лист иной!» Однако мотив будущего, понимание бесконечности человеческого существования здесь не уравновешивает пессимистических мыслей поэта. Мотив противостояния вечной жизни природы и конечной, бренной человеческой жизни звучит здесь необычайно остро:

И снова будет все, что есть,

И снова розы будут цвесть,

И терны тож...
Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Не расцветешь!
(«Сижу задумчив и один»)

Сорванный цветок в конце концов завянет - точно так же замирает и живое биение человеческой жизни. Так же бренны и сами чувства любви, блаженства. Человек у Тютчева беспомощен, обезоружен незнаньем перед лицом времени и судьбы:

Увы, что нашего незнанья

И беспомощней и грустней?

Кто смеет молвить: до свиданья

Чрез бездну двух или трех дней?
(«Увы, что нашего незнанья»)

Будучи романтиком, Тютчев поэтизирует и одухотворяет безудержную игру природных стихий - «грохот летних бурь», бунт неистовых морских волн. Поэту «сладок» тихий шепот волн, их чудная игра на солнце. Внятен ему и «буйный ропот» моря, его «вещие стоны». Сердце поэта навсегда отдано своенравной морской стихии, на дне морском он навеки «схоронил» свою «живую душу».

В стихотворении «Волна и дума» морскую стихию поэт сравнивает с миром человеческих мыслей, с порывами сердца. Человеческие думы идут друг за другом, как волна за волной. И в сердце все тот же «вечный прибой и отбой». К философской мысли поэта здесь примешивается щемяще тоскливое чувство: наши земные дела, радости и горести - это лишь «призрак тревожно-пустой».

Мы встречаем в лирике поэта и вполне реалистические пейзажи, которые, однако, полны дивного очарования, особой тютчевской тонкости и изящества. Сравнить их можно разве что с картинами русской природы, созданными Пушкиным.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...
(«Есть в осени первоначальной»)

У Пушкина читаем в стихотворении «Осень»:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Великолепны у Тютчева и весенние пейзажи, когда природа улыбнулась «сквозь редеющего сна». Ничто не может сравниться с красотой первых зеленых листьев, омытых в солнечных лучах, со свежестью весеннего ветра, с голубизной неба, с пением далекой свирели... Сама человеческая душа, казалось бы, просыпается вместе с весенним пробуждением природы.

Таким образом, мир природы в лирике Тютчева - мир таинственный и непознаваемый, мир, противостоящий человеческой жизни и ее преходящим радостям. Природа равнодушно взирает на человека, не позволяя ему проникнуть в свою суть. Любовь, блаженство, мечты, тоска и грусть - все эти чувства преходящи и конечны. Человек у Тютчева бессилен перед лицом времени и судьбы - природа же могущественна и вечна.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Один из основных мотивов поэзии Тютчева - мотив хрупкости, призрачности бытия. Призрачно минувшее, все, что было и чего уже нет. «Призрак» - обычный образ прошедшего у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья», «призраки минувших лучших дней». От «живой жизни» остаются только воспоминания, но и они неизбежно выветриваются и исчезают: душа осуждена «следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминанья». «Бесследно всё».

Но и настоящее, раз оно непрестанно, неумолимо и полностью исчезает, тоже лишь призрак. Символ призрачности жизни - радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:

Смотри - оно уж побледнело,

Еще минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

(«Как неожиданно и ярко...»)

Резко выражено это ощущение в таких стихотворениях, как «День и ночь», где весь внешний мир осознан как призрачный «покров, накинутый над бездной»:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Этот образ повторяется даже в деталях. День отодвигается, как пелена, уходит, «как виденье», «как призрак», - и человек остается в подлинной реальности, в безграничном одиночестве: «На самого себя покинут он», «В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела». Обнажается стихия «ночной души», стихия первозданного хаоса, и человек оказывается «Лицом к лицу пред пропастию темной», «И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое».

Для понимания поэзии Тютчева существенно, что за подобными стихами стоит чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живет поэт, глубокое неверие в силы этого мира, сознание неизбежности его гибели.

Мотив одиночества звучит и в стихах Тютчева о бездомном, чуждом миру страннике (стихотворения «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду...»), о жизни прошлым и отказе от настоящего (в особенности «Душа моя, элизиум теней...»), о поколении, вытесненном из жизни и «занесенном забвеньем» (это не старческие сетования; ср. стихотворение 20-х годов «Бессонница», стихотворение 30-х годов «Как птичка, раннею зарей...»), об отвращении к шуму, к толпе, о жажде уединения, тишины, мрака, безмолвия.

За «философскими» мыслями Тютчева стоит чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном я.

Чувству призрачности мира и своей отъединенности от мира противостоит в поэзии Тютчева горячее «пристрастье» к земле с ее наслаждениями, грехами, злом и страданием и, прежде всего, страстная любовь к природе:

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-Земля!

Духов бесплотных сладострастья,

Твой верный сын, не жажду я.

Что пред тобой утеха рая,

Пора любви, пора весны,

Цветущее блаженство мая,

Румяный свет, златые сны?..

Урок 2. Тема: Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 10 класс

Цель: познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях.

Задачи:

    Показать значение творчества Тютчева, выявить основные темы и мотивы лирики.

    Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.

    Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

“Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).

В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть. И.С. Тургенев

для Тютчева жить – значит мыслить. И.С. Аксаков

Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве

(запись одного эпиграфа в тетрадь).

С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?

Какие стихи учили, читали?

О чём пишет этот поэт?

Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только

познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у

Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.

Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.

В конце урока мы сделаем вывод:

Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?

Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).

3. Конспект биографии писателя.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно.

Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году.

За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.

Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”

На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.

Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”

За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.

Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”

Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”

В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.

Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.

В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.

4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.

Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.

Ученик рассказывает стихотворение “Фонтан”.

Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Тютчева.

Трагическое звучание получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием “Silentium”.

Ученики рассказывают стихотворения “Silentium”, “Тени сизые смесились…”

Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях – “Россия и Германия”, “Россия и революция”, “Папство и римский вопрос”.

В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых произведениях намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.

Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.

Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: Свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь.

5. Обобщения и выводы.

Назовите основные темы и мотивы лирики Тютчева:

  • поэт и поэзия

    духовный кризис современного поколения

    свобода и счастье

    христианские мотивы.

6. Домашнее задание: наизусть 2 стихотворения.

7. Подведение итогов. Выставление оценок.