Общение как фундаментальное свойство человеческого бытия. Лекция общение основа человеческого бытия

Тема 1.2. Общение - основа человеческого бытия
2.2.1. Общение в системе межличностных и общественных отношений
План:
1. Общение в системе общественных отношений.
2. Общение в системе межличностных отношений.
1. Общение в системе общественных отношений
Содержание и уровень отношений человека с миром чрезвычайно многообразны. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в различные социальные отношения в зависимости от того, к какому классу, национальности, группе он принадлежит.
Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений - общественные и межличностные.
Общественные отношения - различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.
Общественные отношения возникают между:
- индивидами как частью социальной группы;
- группами индивидов;
- отдельными индивидами и группами индивидов.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ.
Тема 1.1. Введение в психологию общения.
Тема 1.2. Общение - основа человеческого бытия.
2.2.1.Общение в системе межличностных и общественных отношений.
2.2.2. Классификация общения. Виды и функции общения. Структура и средства общения.
2.2.3. Единство общения и деятельности.
Тема 1.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
1.3.1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия.
1.3.2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.
Тема 1.4. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
1.4.1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
1.4.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Тема 1.5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
1.5.1.Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация.
Коммуникативные барьеры.
1.5.2. Невербальная коммуникация.
1.5.3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
Тема 1.6. Формы делового общения и их характеристики.
1.6.1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
1.6.2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.
Контрольный тест по разделу 1.
РАЗДЕЛ 2. КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ.
Тема 2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики.
Тема 2.2. Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция.
2.2.1.Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.
2.2.2.Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешен конфликтной ситуации.
Контрольный тест по разделу 2.
РАЗДЕЛ 3. ЭТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ.
Тема 3.1. Общие сведения об этической культуре.
3.1.1.Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
3.1.2.Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.
Тема 3.2. Этика делового общения.
3.2.1.Этикет и культура поведения в деловом общении. Этикет, соблюдаемый в письмах и при телефонных разговорах. Особенности национальных стилей этики делового общения.
Контрольный тест по разделу 3.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ.
ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИ И ИХ ОТКРЫТИЯ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология общения, Глазкова Н.Н., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Учебная практика, учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 - педагогическое образование, профиль - математическое образование, заочная форма обучения, Лебедева С.В., 2014
  • Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования, Научно-педагогическая практика, Калистратова Т.Д., Калистратов П.Ю., 2014
Тема: Общение – основа человеческого бытия

Вопросы: Общение. Деловое общение. Абстрактные типы собеседников. Классификация общения. Роль восприятия в процессе общения . Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие. Общение как коммуникация. Вербальное и невербальное общение. Успех делового общения. Умение слушать. Техники общения

1 Обмен информации всегда начинается с формированием идей и отбора информации для сообщения, до передачи информации необходимо точно определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны в конкретной информации

2 Выбрать форму информации с помощью специальных симфолов, понятных получателю, кодировка информации (это могут быть слова, жесты, рисунки, схемы)

3 Одновременно с кодировкой отправитель выбирает и канал (почта, электронная почта, телефон, радио, ТВ)Очень важно, чтобы выбранный канал соответствовал идеи и целям сообщений

4 Чтобы воспринять информацию, получатель должен декодировать ее, т. е. перевод символов в процесс организации

5 Интерпритация сообщений и формирование ответа отправитель и получатель меняются местами, получатель формирует свой ответ, в котором содержится обработанная информация и решения

6 Передача ответа. Сформулированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи

4 Проблемы межличностных контактов:

1) различные восприятия – люди передают одну и ту же информацию по- разному, в зависимости от образа жизни, опыта, круга интересов, потребности и эмоционального состояния

2) барьеры – люди в зависимости от профессии используют невербальные символы (выражение лица, движения тела, жесты, манеры поведения, расстояния людей при общении) Эти барьеры способны существенно исказить смысл сообщений и создать дополнительные проблемы в межличностных контактах

5 Управленческое сообщение

1) фильтрование – необходимость отбора сведений, чтобы при обмене информацией направлять получателю только те сообщения, которые касаются его, поэтому информация отсеиваем, исключаем искаженные сведения

2) перегрузка каналов связи происходит из-за нехватки технических средств


  1. нерациональная организованность структуры, возможно дублировать неформальное искажение информации, информация поступает долго, что создает проблемы при общении.
Общение – это основная форма человеческого бытия , вечное свойство человека, важнейшая форма взаимодействий людей.

Общение – это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать свои мысли, задачи, просьбы, обеспечить обратную связь с организацией. От того на сколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, с клиентами. Сотрудник удовлетворен выполнением работы.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью в общении, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливаянедовольство подчиненных, поэтому руководителю, менеджеру очень важно уметь общаться с сотрудниками, с клиентами, но и понимать их.

Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.

Две формы общения:


  1. опосредованная (косвенная) – через посредника, по телефону, факсу, посредством обмена телеграмм.

  2. Непосредственная (контактная) – выступление собеседников с глазу на глаз, это прямое общение и поведение собеседников-партнеров. Это общение речевое, с помощью жестов.
Роль информации можно разделить на 3 категории:

  1. функциональная – это когда информация всем или определенной группе людей для того, чтобы они могли выполнить свои функции, это информация о политике, целях и задачах организации. Информация поступает в разных направлениях: вертикально и горизонтально. Чаще всего информация передается по официальным каналам организации.

  2. Оценочная – это когдапроисходит общение, которое имеет отношение к понятиям, статусу, восприятию сотрудников и партнеров. Каналы передачи оценочной информации включают в себя: награды, поощрения за заслуги, благодарственные письма.

  3. Координальная – информация циркулирует между функциональными подразделениями. Поток информации обычно движется в горизонтальном направлении. Необходимое общение происходит при встечах, посредством телефона, служебных писем. По сути это общение связано по решению задач организации.
Технология общения

Этапы: 1) Цель общения

2) Подготовка к общению:

а) изучить участников, тему общения и ситуацию

б) определить место общения и расстановку мебели

в) определить стратегию и тактику общения

г) выбор возможной альтернативы

3) Общение: а) начало контакта

б) передача, получение информации

в) аргументирование

4) Принятие решений

Деловое совещание

К деловому совещанию относятся деловые встречи – это одна из важных форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информации между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения. Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам в организации. Прцесс управления сводится к трем стадиям:

1) сбор и переработка информации

2) координация деятельности

3) принятие решений

Управленческая деятельность менеджера дополняется коллективными совещаниями, на которых решаются повседневные деловые события и проблемы (развитие и укрепление политики организации и проведение их в жизнь, выявление и решение проблем).

3. Учет руководителя, наличие лидера в коллективе

ПРИЕМЫ ПРАВИЛЬНОГО СЛУШАНИЯ


    1. Определить свои привычки слушать, задав себе вопрос: мои сильные и слабые стороны, какие я допускаю ошибки?

    2. Учитывать наличие препятствий для слушания (слушать, но не слышать)

    3. Не уходить от ответственности за общение

    4. Быть физически внимательным к собеседнику

    5. Убрать все помехи

    6. Самое главное говорить с человеком на его языке

ОШИБКИ СЛУШАНИЯ ЭТАПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

1 перебивание 1 установление контакта

2 поспешное возражение 2 ориентация в ситуации

3 поспешные выводы 3 обсуждение вопроса

4 непрошенные советы 4 принятие решений

5 выход из контакта

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОБЕСЕДНИКА

1 обращаться к партнеру по имени

2 при общении с партнером улыбаться

3 использовать комплименты

4 использовать прием «личная жизнь»

5 используйте прием «терпеливый слушатель»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ

Коллектив – это социальная группа людей, объединенная одной задачей, едиными взглядами, единством взглядов и целей. Рабочие группы разделяются по формам собственности, по характеру деятельности, по формам связи, по степени организованности, по времени действия и по значимости.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ: 1. технологические

2. экономические (уровень заработной платы, система

премирования, формы собственности)

3.организационные (система взаимоотношений)

4. мировоззренческие и психологические

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

1 Внимание к человеку

2 Внимание к производству

а) «Невмешательство» (низкая зарплата, руководитель не заботиться о сотрудниках и производстве)

б) «Теплая компания» (высокий уровень заботы о людях, но производственные вопросы не решаются)

в) «Задача» (на первом месте стоят производственные вопросы, а человеческие факторы не интересуются)

г) «Золотая середина» (руководитель стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала)

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ТРУДНЫМИ ЛЮДЬМИ

Определить к какому типу трудныхлюдей относится человек:

а) аргессист (грубый, хам) Способы избавления от него: пассивный (не реагировать или кому-либо пожаловаться), активный (двигательный, толкнуть, стукнуть), логический (хорошо продумать действия, причины)

б) жалобщики

в) «разгневанный ребенок»

г) «тайные мстители»

д) всезнайки (невинные лгуны)

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

1. Проектирование, построение и развитие системы взаимоотношений с помощью механизмов:

а) с помощью адаптации

б) с помощью коммуникации

в) с помощью идентификации (умение поставить на место другого)

г) с помощью интеграции (превращение коллектива к

саморегулированию в совместной деятельности)

2. Целенаправленное систематическое обучение персонала

3. Учет руководителя, наличие лидера в коллективе

4. Всесторонний учет соц-психологических явлений в коллективе

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209),

азербайджанский поэт и мыслитель

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; ника­кая деятельность без общения не осуществима. Естественным спо­собом существования человека является его связь с другими людь­ми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении. "

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «По­толкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затос­куешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и уме­ющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпати­ей, а с людьми закрытыми, необщительными - «буками» - ста­раемся контактировать как можно реже.

Важное значение в общении приобретают знания и учет мо­ральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут правильно сфор­мировать представления о собеседнике, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.

Деловое общение строится на таких моральных качествах лич­ности, как честность, долг, совесть, достоинство (см. разд. 1.1), которые придают деловым отношениям нравственный характер.

В данном разделе мы рассмотрим основы психологии обще­ния, так как «проблема» общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Вместе с тем всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

2.1. Общение - основа человеческого бытия

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми - это все и вся.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение - это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение - это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрощенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это прежде всего умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, он обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления»* (* Самыгин СИ., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Ростов-на-Дону, 1997.-С. 363-367) приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2. Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5. Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом.

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­ет» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести ксбоям в общении, к ин­формационным потерям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общение? Какова основа общения?

2. В чем заключается основная задача делового общения?

3. Что означает «уметь общаться»?

4. Какие «абстрактные типы» собеседников вам известны?

5. Какие «абстрактные типы» собеседников вам встречались чаще все­го? Приведите пример.

Классификация общения.

Роль восприятия в процессе общения.

Понимание в процессе общения.

Общение как взаимодействие.

1. Общение – основа человеческого бытия

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Г.Низами (ок. 1141-ок. 1209),

азербайджанский поэт и мыслитель

Антуан де Сент-Экзюпери воспел общение как «единственную роскошь», которая есть у человека. Можно ли представить нашу жизнь вне общения? Конечно, нет! Ведь по существу без него невозможно функционирование человеческого общества; ника­кая деятельность без общения не осуществима. Естественным спо­собом существования человека является его связь с другими людь­ми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.

Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Не случайно народная мудрость гласит: «По­толкуешь с одним - возликуешь, потолкуешь с другим - затос­куешь». К людям, непринужденно вступающим в контакты и уме­ющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпати­ей, а с людьми закрытыми, необщительными - «буками» - ста­раемся контактировать как можно реже.

Важное значение в общении приобретают знания и учет мо­ральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности. Знания психологии личности помогут правильно сфор­мировать представления о собеседнике, представить его способ­ность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень готовности партнера работать в коллективе. Иными словами, знания позволяют определить эффективность деловых отношений с конкретным человеком.

Деловое общение строится на таких моральных качествах лич­ности, как честность, долг, совесть, достоинство, которые придают деловым отношениям нравственный характер.

В данном разделе мы рассмотрим основы психологии обще­ния, так как «проблема» общения все острее и острее осознается обществом и вопрос о повышении качества общения особенно актуален в наши дни. Вместе с тем всегда надо помнить о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку является основой общения.

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об­мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво­их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не по­нял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз пос­ле недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны; а в этой си­туации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Мно­гочисленные исследования психологов доказали, что между каче­ством общения и эффективностью любой деятельности существу­ет прямая и сильная связь. Видный американский предпринима­тель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми - это все и вся.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него стро­ится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэто­му общение стало объектом социально-психологического анализа.

В литературе встречается немало различных определений об­щения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие. Общение - это сложный, многогранный процесс, представляю­щий собой взаимодействие двух и более людей, при котором про­исходит обмен информацией, а также процесс взаимного влия­ния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

В процессе общения формируются и развиваются психологи­ческие и этические отношения, которые составляют культуру де­лового взаимодействия.

Деловое общение - это общение, обеспечивающее успех како­го-то общего дела и создающее необходимые условия для сотруд ничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Дело­вое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, кли­ентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реали­зации необходимо учиться общению.

Исследования показали, что на вопрос анкеты: «Умеете ли Вы общаться?» 80 % опрошенных дали утвердительный ответ. А что означает уметь общаться? Это, прежде всего, умение разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения.

Мы неоднократно говорим, что каждый человек уникален, онобладает своеобразной, неповторимой манерой общаться; и все-таки наших собеседников можно условно объединить в группы. Какие же они, наши собеседники? В учебном пособии «Психоло­гия управления» приводится описание девяти «абстрактных ти­пов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Не придерживается темы бесе­ды, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседни­ков и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргу­ментами.

2.Позитивный человек. Является самым приятным собеседни­ком. Он доброжелателен, трудолюбив, всегда стремится к сотруд­ничеству.

3. Всезнайка. Всегда уверен в том, что все знает лучше всех; он

постоянно включается в любой разговор.

4. Болтун. Любит высказываться пространно, бестактно преры­вает беседу.

5.Трусишка. Такой собеседник недостаточно уверен в себе; он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни пока­заться смешным или глупым.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

7. Незаинтересованный собеседник. Деловой разговор, тема бесе­ды его не интересуют.

8. Важная птица. Такой собеседник не выносит никакой крити­
ки. Он чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим

9. Почемучка. Постоянно задает вопросы, независимо от того,
имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто «сгора­
ет» от желания спрашивать.

Как известно, люди ведут себя не одинаково во всех жизнен­ных ситуациях. Человек может меняться в зависимости от значи­мости темы разговора, хода беседы и типа собеседников.

Для обеспечения высокого уровня делового общения мы долж­ны уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Нужно учитывать, что в процессе об­щения между коллегами, руководством, клиентами может воз­никнуть конфликтная ситуация, напряженность, а неумелое пользование словом может привести к сбоям в общении, к ин­формационным потерям.


Похожая информация.


Общение - основа человеческого бытия Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения . В об¬щении мы передаем друг другу разнообразную информацию; об¬мениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о сво¬их целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то...

697 Слова | 3 Стр.

  • Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 КОНИРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ ПСИХОЛОГИЯ На тему «Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение » Выполнила: студентка гр. 301 СД Отделения заочной формы обучения Яценко Тамара Викторовна Омск - 2007 г. Содержание Введение Глава 1. Виды человеческой деятельности Глава2 . Общение Глава 3. Игра Глав 4. Учение Глава 5. Труд Заключение Список использованной литературы Введение Деятельность можно...

    3899 Слова | 16 Стр.

  • Речь и общение

    «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Институт социокультурного сервиса и информационных технологий Кафедра менеджмента,экономики и права г.Тюмень Реферат По дисциплине: Психология На тему: «Общение и речь» ...

    2097 Слова | 9 Стр.

  • Основы психологии общения

    Основы психологии общения (16865) Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем - это начальный этап общения . Людям свойственно ошибаться в восприятии других людей. Психологи объясняют это несколькими причинами. Первая из них заключается в том, что довольно часто элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека. Вторая причина - психологические качества приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. Третья причина - когда...

    7604 Слова | 31 Стр.

  • Деловое общение

    «Деловое общение » на тему: «Этика делового общения » Выполнил студент заочной формы обучения группы 21-эзс Воднева Н.С. СПИЭБ 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………3-4 1. Деловое общение : понятие, содержание, вид……………………………..5-7 2. Основные принципы делового общения …………………………………..8-11 Заключение……………………………………………………………………….12 Список используемой литературы…………………………………………...…13 Введение Диалектическое взаимодействие личности и общества невозможно без общения , общественные...

    2000 Слова | 8 Стр.

  • Роль общения в развитии личности

    РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 4 1.1. Понятие общения , его виды и функции. 4 1.2. Классификация общения . 8 2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 12 2.1. Развитие личности в процессе общения . Личность в общении и деятельности. 12 2.2. Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ВВЕДЕНИЕ...

    6686 Слова | 27 Стр.

  • Психология Делового Общения

    ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ » Вариант №1 Выполнил студент группы___________ __________________________________ (фамилия, имя, отчество студента) «____»_______________________20__г. ______________ (подпись студента) Проверил ________________________ (должность, фамилия и.о. преподавателя) Казань 2013г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 1.1 Понятие общения , его...

    6730 Слова | 27 Стр.

  • Управленческое общение

    институт экономики и социального управления (муниципальное учреждение высшего профессионального образования) Кафедра психолого-педагогических основ управления Курсовая работа по дисциплине: «Психология управления» на тему: «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ » Выполнила: студентка 4 курса ВПО специальности «Психология» очной...

    6060 Слова | 25 Стр.

  • Психология общения

    Содержание. 1. Введение 2. Понятие об общении 3. Структура общения 3.1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения ) 3.2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения ) 3.3. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения ) 4. Заключение 5. Литература Введение Общение - самый «привычный» способ устанавливать...

    5063 Слова | 21 Стр.

  • Психология общения

    Реферат по дисциплине: «Психология общения » на тему: «Понятие об общении и его структура» Подготовила: студентка группы Преподаватель: Кривой Рог 2013 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие об общение …………………………………………………...4 Глава 2. Роль общения в системе общественных и межличностных отношениях……………………………………………………………………….6 2.1. Общественные и межличностные отношения…………………......6 2.2. Общение в системе межличностных и общественных...

    4646 Слова | 19 Стр.

  • Общение как нравсвенная ценность реферат

    Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения . А. де Сент-Экзюпери. По существу, все моральные проблемы – «открытые» и «закрытые» - возникают и решаются не сами по себе. Они проявляют себя в общении людей друг с другом – общении , которое является важнейшей потребностью личности и общества. Характерные для второй половины двадцатого века демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов в системе межличностного общения , особенно в нашем обществе. Место...

    1444 Слова | 6 Стр.

  • Роль общения в психическом развитии человека

    туризма РЕФЕРАТ по дисциплине «Психология» на тему: «Необходимость общения для психического развития человека» Студентка: 2 курса, группы З11ЭП ____________________ М.А. Раткевич (подпись) Минск 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 1. Понятие общения , его функции и виды 5 2. Роль общения в психическом развитии человека 3. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...

    2414 Слова | 10 Стр.

  • Социальные проблемы общения социология

    Введение………………………………………………………………………………..2 1. Понятие «общение »……………………………………………………………..4 1. Функции общения ………………………………………………………..5 2. Структура общения ………………………………………………………….….7 3. Способы организации трудовой деятельности и общения ………………....12 Заключение………………………………………………………………………..…..15 Список используемой литературы……………………………………………..…...16 Введение Интерес к проблемам человеческого общения все возрастает. Человеческая жизнь самым непосредственным образом связана с общением , сфера которого является...

    3244 Слова | 13 Стр.

  • деловое общение

    1.Общение 3 2.Дисциплина «Деловое общение » 6 3.Наука «Социальная психология» 9 4.Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение » 16 5.Основные функции «Делового общения » 17 Список литературы 20 1.Общение Потребность в общении , как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда...

    3254 Слова | 14 Стр.

  • Психология человеческих взаимоотношений

    Факультет ГМУ Кафедра психологии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Психология и педагогика» Тема: «Психология человеческих взаимоотношений» Новосибирск 2009 Оглавление Введение 3 1. Психологические свойства личности 4 2. Общение 5 3. Виды общения 7 4. Роль общения в психическом развитии человека 10 5. Техника и приемы общения 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение В современном мире знание природы человека необходимо...

    3268 Слова | 14 Стр.

  • Межличностное общение

    3 стр. 1. Межличностное общение .................................................................................................4 стр. 2. Структура общения в межличностных отношениях...........................7 стр. 3. Функции общения в межличностных отношениях..............................9 стр. Заключение.....................................................................

    2163 Слова | 9 Стр.

  • Роль общения ребенка со взрослыми

    Реферат на тему: «Роль общения ребенка со взрослыми» Содержание. Введение…………………………………………………………………………..31.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым.........................6 1.2 Развитие общения общения по М.И. Лисиной...................................................................7 1. 3 Ситуативно-деловое общение ......................................

    5313 Слова | 22 Стр.

  • Невербальное общение

    1. Психология общения ……………………………………………………... 5 1.1. Структура общения …………………………………………………… 6 2. Общение как обмен информацией ………………………………………. 8 3. Вербальная сторона общения ……………………………………………. 18 3.1. Вербальное общение и его виды ……………………………………… 18 Заключение ………………………………………………………………………. 21 Список литературы ………………………………………………………………. 22 Введение Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы...

    4543 Слова | 19 Стр.

  • Введение в этику делового общения 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. 2. История развития этики деловых отношений. 3. Основные концепции в этике делового общения . 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа . Все они возникают...

    4837 Слова | 20 Стр.

  • основные виды общения

    Введение 2 1.Основные виды общения 4 1.1 Роль общения в психологическом развитии человека 10 1.2 Техника и приемы общения …………………………………………………………………………12 1.3 Развитие общения ……………………………………………………………16 2 Методики исследования ценностей и смысов жизни 2.1 Методики исследования ценностей и смыслов личности 23 2.2 Методика «Направленность личности в общении »………………………..23 Заключение……………………………………………………………………….25 Список литературы 26 ВВЕДЕНИЕ Без общения не может существовать ни отдельный...

    7750 Слова | 31 Стр.

  • основы менеджмента 2

     Реферат Основы коммуникативной культуры менеджера Сидорова Евгения Германовна Оглавление Введение 1. Требования к менеджеру 2. Этико-психологические качества необходимые современному менеджеру 3. Культура общения в управленческой деятельности ВВЕДЕНИЕ Понятие общения и его структура дар человеческой речи, способность к общению , упорядоченный и развитой язык характеризуют все известные человеческие общности. Являясь важнейшим аспектом культуры, язык первым достигает...

    1868 Слова | 8 Стр.

  • Общение ребенка со взрослым: этапы становления

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ 1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым……………….6 1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной…………………………………………………7 1. 3 Ситуативно-деловое общение ………………………………………….10 ГЛАВА 2. РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 2.1 Общение детей в семье………………………………………………….12 2.2. Негативное...

    5321 Слова | 22 Стр.

  • общение как ценность

    что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, педагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена. Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы...

    1193 Слова | 5 Стр.

  • Введение в этику делового общения

    1 Введение в этику делового общения 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. 2. История развития этики деловых отношений. 3. Основные концепции в этике делового общения . 1. Этика деловых отношений как прикладная отрасль психологического знания. Деловые отношения представляют собой целый комплекс связей, возникающих между людьми в процессе их профессионального взаимодействия. Важная особенность этих отношений – их материальная основа . Все они возникают как результат...

    4619 Слова | 19 Стр.

  • Деловое общение

    Тема: Общение и его роль в деятельности человека. Содержание Введение.................................................................................................................3 1. Общение . Виды и формы общения ..................................................................4 2. Функции и типы общения ...............................................................................10 3. Значение общения в жизни человека.............................................................12 Заключение...

    3074 Слова | 13 Стр.

  • Игра, как феномен человеческого бытия

    Содержание: 1. Ойген Финк об игре 2. Разбор сущности игры и её место в бытии 3. Элементы игры Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. У. Шекспир. 1. Немецкий философ Ойген Финк представлял игру как один из феноменов человеческого бытия наряду с такими феноменами, как труд, любовь, господство, смерть. Слово «феномен» подразумевается не только в феноменологическом значении, но и в смысле «что-то необычайно важное...

    2578 Слова | 11 Стр.

  • Компетентность общения

    На тему: Компетентность общения в коммуникативных профессиях Выполнила: Студентка 3 курса заочного отделения Факультета “ЭиУ” Специальность Соц. работа Лигай Алёна. Проверила: Билялова Г.К. Алматы 2011 Оглавление Введение Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения. 1. Понятие социально-психологической компетентности 2. Вербальные и невербальные средства общения 3. Методы диагностики...

    6228 Слова | 25 Стр.

  • Основные типы общения и его функции

    технологий" Кафедра управления социальными и экономическими процессами Дисциплина: Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Основные типы общения и его функции» Выполнил: [[[[[[[[ Группа № [[[[[[[[ Курс 5 Проверил____________________________ ...

    3119 Слова | 13 Стр.

  • Нравственные основы общения

    Введение…………………………………………………………………….2 1.Общение и этика………………………………………………………….3 2. Деловой этикет…………………………………………………………..10 3. Заключение……………………………………………………………….19 4. Список использованной литературы……………………………………20 Введение В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения , психология общения , философия общения , эстетика общения , педагогика общения . И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения » не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения , наверное...

    4388 Слова | 18 Стр.

  • Реферат Общение

    Содержание Введение 3 1 Понятие общения 4 2 Общение как обмен информации 4 2.1 Средства коммуникации 4 2.2 Вербальная и невербальная коммуникация 4 2.3 Значение общения в профессиональной деятельности…………………………... 15 3 Рекомендации по улучшению эффективности общения …………………………... 16 Заключение 19 Список использованной литературы…………………………………………………...20 Введение Одной из актуальных тем в настоящее время является тема «Общение как обмен информации». Огромную важность приобретают...

    4633 Слова | 19 Стр.

  • Психология общения. Содержание, цели, средства общения.

    Тема № 10. Психология общения . Содержание, цели, средства общения . СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………….… 3 1. Психология общения ………………………………………….….………… 5 2. Содержание, цели, средства общения …………..…….…………………..… 8 Заключение ……………………………………………...……………………… 13 Список использованной литературы …………………………………………. 14 ВВЕДЕНИЕ Психология общения – раздел, посвященный одной из главных сфер нашей жизни. Все мы – социальные существа. Чтобы выжить и насладиться происходящим мы ежедневно...

    2157 Слова | 9 Стр.

  • Общение - как межличностная коммуникация

    РЕФЕРАТ на тему: «Общение - как межличностная коммуникация» Москва 2012 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….3 Структура общения ………………………………………………………………………..5 Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе ……………7 Речь – как средство коммуникации……………………………………………13 Модель коммуникативного процесса………………………………………….17 Заключение……………………………………………………………………....24 ...

    4625 Слова | 19 Стр.

  • Общение как обмен информации

    Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Кафедра Реферат по дисциплине психология и педагогика на тему: «Общение как обмен информации» Выполнил студент гр. ЗЭЭд-114 Зайков И.А Принял ст. преподаватель Аникина Е.Б. Владимир 2015 Содержание Введение...................................................................................................................3 Общение как обмен информацией.........................................................................4 Средства коммуникации...

    4727 Слова | 19 Стр.

  • Фактор речевого общения

    объекта и предмета науки «Деловое общение ». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение » и предметов психологии и этики 3 2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение » 12 3. Практическое задание 18 Список литературы 23 1. Дайте характеристику психологии и этики Предметом дисциплины «деловое общение » являются методы оптимизации...

    4051 Слова | 17 Стр.

  • деловое общение

    Содержание Содержание 2 1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения . 3 2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева. 8 3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии: 12 а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта...

    2290 Слова | 10 Стр.

  • общение

     Содержание Введение………………………………………………………………………...3 Виды общения ……………………………………………………………….....4 Функции общения ………………………………………………………………9 Заключение…………………………………………………………………….14 Список использованных источников………………………………………..16 Введение Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей. В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда...

    2651 Слова | 11 Стр.

  • Коммуникативный компонент общения

    Содержание 1. Понятие общения 2 2. Общение как обмен информацией 3 3. Средства коммуникации. Речь 11 4. Вербальная коммуникация 15 5. Невербальная коммуникация 16 Литература 17 1. Понятие общения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в...

    4023 Слова | 17 Стр.

  • Деловое общение

    дисциплине: «Деловое общение » Тема № 2: «Взаимосвязь дисциплины «Деловое общение » и науки «Социальная психология»» Выполнила: студентка 3 курса (вечер) Учётно-статистического факультета Специальность «Бух. учёт, анализ и аудит» Гоголь Виктория Николаевна Зачетная книжка № 06УББ20551 Проверил(а): Омск – 2009 Содержание Общение Дисциплина «Деловое общение » Наука «Социальная психология» Связь науки «Социальная психология» и дисциплины «Деловое общение » Основные функции...

    3413 Слова | 14 Стр.

  • Основы психологии

    1.Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение ) и группами (межгрупповое общение ), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая общения , рассматриваемых под углом зрения...

    5914 Слова | 24 Стр.

  • Общение. Виды и функции

    педагогика» Тема: «Общение . Виды и функции» Выполнил: Потаман Е.Л. Шифр: 10 – ЭЗБ – 6234 Проверил: Ст.пр. Болдинова О.Г. Краснодар 2013г. Оглавление: 1. Введение 2. Общая характеристика общения , его функции 3. Виды общения 4. Заключение 5. Список используемой литературы Введение Проблемы общения всегда были актуальны, но...

    2138 Слова | 9 Стр.

  • Интерактивная сторона общения

    Содержание Введение 3 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей 4 Взаимодействие членов коллектива в процессе общения 6 Виды общения 10 Цели общения 12 Функции общения 14 Заключение 25 Список литературы 26 Введение Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения , которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией...

    4743 Слова | 19 Стр.

  • Психология общения

    «Психология общения » Тема «Понятие общения » Выполнила: Аркаева М.Ю., 401 группа; профиль «психология образования Проверил(а): Савина Н.Г., канд.пед.наук.,доцент кафедры ТиПП Челябинск, 2015 Оглавление Введение………………………………………………………….3 1. Понятие и виды общения …………………………………….5 2. Роль общения в психическом развитии человека…………11 Заключение………………………………………………………15 Библиографический список…………………………………….16 Введение. Способность к общению это...

    2899 Слова | 12 Стр.

  • Спор как форма организации человеческого общения

    межкультурные коммуникации» Реферат по дисциплине русский язык и культура речи на тему: «Спор как форма организации человеческого общения » проверил: выполнила: преподаватель студентка группы К-310 Хан О.Н. Перегудова Е.В. г.Екатеринбург 2012 Содержание Введение………………………………………………………………………..2 1. Спор как форма организации человеческого общения …………………. .4 1.1 Доказательства……………………………………………………. …5 1.2 Виды споров…………………………………………………………...

    4254 Слова | 18 Стр.

  • общение

    (межличностное общение ) и группами (межгрупповое общение ), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения , рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения ; использование...