Нужно ли образование? Личностная и социальная значимость образования

КАК СДЕЛАТЬ ВЫБОР

Несколько веков назад получить образование простому человеку было затруднительно, поэтому образованные люди высоко ценились. В современном мире у человека нет проблем с получением образования, по крайней мере на базовом уровне. Стоит заметить, что и сейчас действительно образованных людей очень ценят. Проблема в том, что из-за легкости доступа к получению образования люди перестали ценить возможность его получения. А между тем это имеет колоссальное значение.

Процесс получения образования предоставляет огромный выбор дела всей жизни: наука, спорт, бизнес, ИТ, творчество. Каждое направление предполагает свои особенности деятельности и требует характерных навыков, умений, способностей. Безусловно, если любимое дело дается с трудом, это не означает ошибочный выбор. Это значит, что человеку нужно приложить максимум усилий для достижения цели.

Но как же найти любимое дело? Как не ошибиться? Вам поможет образование. Несмотря на скептическое отношение к образованию у школьников - в школе, у студентов - в вузе, незаметно для них самих процесс обучения помогает определить жизненные ориентиры, предпочтения, ценности. Даже наши негативные эмоции по отношению к какому-либо предмету являются показателем. Тем более что занятия нелюбимыми предметами воспитывает в человеке дисциплину и терпение, а эти качества высоко ценятся работодателями.

Получается, что изучая различные дисциплины в школе, а после - в вузе, мы формируем и созидаем свою личность. Нельзя не отметить, что в процессе обучения мы знакомимся с людьми, находим друзей, приобретаем полезные знакомства, что также необходимо, например, для построения карьеры.

КАК ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ

Смысл образования - это получение базисных знаний, раскрытие скрытых талантов, развитие своих уникальных способностей. В работе любой направленности важно обладать знаниями, то есть всегда стараться быть специалистом в своей сфере. А специалист должен направить все свои усилия на изучение предметов, связанных с его непосредственной деятельностью. Однако очень важно заложить основы, начиная буквально со школы.

Образование в вузе имеет свои нюансы. Получение диплома является необходимой формальностью. Но лишь формальностью. Нужно учитывать, что не это является ценным для того, кто принимает вас на работу. В первую очередь будут оцениваться ваши реальные навыки и умения. А их приобретают при получении образования. Годы обучения позволяют подумать о многом и сделать свои индивидуальные выводы. Наверное, любой человек спустя какое-то время осознает все положительные стороны обучения.

Подводя итог, следует отметить важность образования и в XXI веке, наравне с предыдущими столетиями. Нужно понимать всю ответственность при обучении и в школе, и в вузе, так как это отразится на всех этапах жизни. А лучше учиться всю жизнь, потому что учение - свет!

Как социальный институт отвечает потреб­ностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальны­ми средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизне­деятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за до­ступность, качество образования, его соответствие современ­ным научным воззрениям

В Законе РФ «Об образовании» характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на - одним из фундаментальных прав личности

Образование вооружает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни.

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Второй ориентир - социальный, в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов, это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (хотя в реальной жизни это не всегда соблюдается). Только является основой полноценного функционирования всех сфер общественной жизни, а значит, и социальной стабильности.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике. Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны.

Образование способствует экологической безопасности. Только о бразованные люди подняли голос в защиту при­роды, организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Кроме того, способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

> Роль обучения сотрудников в развитии организации

Роль обучения сотрудников в развитии организации

«Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество», – Роберт Кийосаки (американский бизнесмен)

Персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждой организации. Хорошо подготовленные сотрудники способны значительно повысить уровень рентабельности организации, а в современных условиях ведения бизнеса выжить смогут только организации с высоким доходом. Поэтому каждый менеджер по управлению персоналом стремится к тому, чтобы в его команде работали только профессионалы.

Сегодня руководство прекрасно понимает, какую роль играет обучение сотрудников в развитии организации. Некомпетентность сотрудников и их нежелание работать, в конечном счете, обязательно отразится на качестве коллективной работы над проектами и прибыли. Для того, чтобы добиться от сотрудников полной отдачи, необходимо хорошо их обучить. Обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы, ценности специалистов, а также их профессионального уровня. В процессе обучения сотрудники смогут развить навыки эффективной коммуникации, необходимые для установления хороших взаимоотношений с партнерами и клиентами.

Обучение необходимо даже в том случае, если менеджер вполне удовлетворен эффективностью и качеством коллективной работы в организации. Ведь для того, чтобы добиться успеха, нужно постоянно идти вперед, искать новые возможности для развития организации и уметь быстро адаптироваться к изменению условий ведения бизнеса. Инвестиции в обучение персонала помогают менеджеру гибко реагировать на требования бизнеса и эффективно управлять организацией .

Однако для того, чтобы обучение сотрудников было действительно эффективным, они должны сами осознать, что это им необходимо. Сотрудники должны иметь мощные стимулы, чтобы учиться с полной отдачей. Поэтому менеджер по управлению персоналом должен помочь сотрудникам осознать важность обучения, объяснить, какую пользу оно им принесет. Опытные и инициативные сотрудники, которые занимаются построением карьеры, готовы к постоянной работе над собой, для того чтобы достичь более высоких результатов. А вот других сотрудников необходимо стимулировать. Используя разнообразные методы мотивации персонала для поощрения инициативных сотрудников, которые хотят получить новые знания, менеджер покажет им, что обучение не только полезно, но еще и выгодно.

В организации, сотрудники которой находится в процессе постоянного обучения, менеджеры расходуют большую часть своего времени на достижение согласованности действий в коллективной работе над проектами. Поскольку в процессе обучения у каждого сотрудника формируются другая система мышления, вырабатываются новые подходы к работе. В этом случае не стоит забывать, что даже высококлассному профессионалу вести весь проект целиком в одиночку не по плечам. В связи с этим у менеджера в процессе управления персоналом возникает задача командообразования.

Система управления проектами «Простой бизнес» предоставит менеджеру инструменты для постановки задач по проекту, планирования работ, бизнес-коммуникаций, контроля промежуточных и конечных результатов, которые помогут ему объединить сотрудников с различным мышлением в одну команду для коллективной работы над проектом. При этом у менеджера появляется возможность использования различных взглядов на задачу.

В ходе коллективной работы над проектом сотрудники смогут приобрести новые знания и выработать полезные практические навыки в профессиональной области. Обучение в процессе коллективной работы позволит им эффективно достигать поставленных целей в различных бизнес ситуациях.

Предоставьте своим сотрудникам возможности для обучения, и они покажут пределы своих возможностей. Только обучение и опыт смогут сделать человека богатым и успешным.

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
одоление этой трудности также требует повышения качест­
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;

1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Есть много определений образования, но простым способом, образование — акт или процесс передачи или получения общих знаний, строя способность рассуждать и судить, и вообще обучение непосредственно.

Много слаборазвитых стран сегодня не обращают внимание на важность образования в обществе, и это сделало большинство стран, вяло развивающимися. Я спрашиваю себя, что способствует этому, большинство этих слаборазвитых стран имеют людей в правительстве, которые хорошо образованы и если они могли бы уделить надлежащее внимание сектору образования страны для молодежи, чтобы развиться и быть в состоянии к репозиции страны, поскольку они — названные лидеры завтра.

Известно, что образование приводит к успеху. Образование никогда не может недооцениваться, поскольку образование формирует сердце любого общества. Знание создания новых открытий, выполняя эти открытия для успеха любого общества может быть достигнуто через образование. Рост многих развитых стран сегодня может быть приписан качеству образования, которое передано людям. Люди, у которых есть качественное образование, в состоянии улучшить общество, делая реформы, которые вызовут экономический, социальный и политический рост и развитие общества.

Образование открывает ваш ум, чтобы лучше понять мир вокруг. Изучение различных культур и случаев, имеющих место в различных местах во всем мире, возможно через образование. Наши горизонты, расширяются через образование так, чтобы мы не могли только ограничиваться тем, что происходит в наших странах, но и что происходит во всем мире.

Образование помогает вам быть уверенными в жизни. Вы в состоянии запланировать свою жизнь эффективно, когда у вас есть образование, поскольку это поможет проанализировать проблемы жизни и быть в состоянии выпустить решения тех проблем, с которыми вы могли бы столкнуться. Образованные люди в состоянии принять решения, которые могут изменить жизнь в положительные пути, как они будут иметь, приобретают много опыта, поскольку они изучают новые вещи каждый день.

Важность образования хорошо очевидна в развитых странах, поскольку это играет главную роль в личном и социальном развитии. Образование использовалось в качестве средства облегчить бедность, притеснение, и войну, поскольку лидеры хорошо снабжены знанием, чтобы вести страну к росту. В некоторых странах была проблема перенаселенности, которая является одним из самого большого беспокойства человечества. Перенаселенность может быть приписана нехватке надлежащего и лучшего образования. Сексуальное воспитание должно преподаваться молодым людям, которые являются взрослыми завтра.

Финансовый рост в жизни, может быть, достигнут через образование. Инструкции относительно того, как управлять деньгами и инвестировать деньги мудро, могут быть достигнуты, когда у вас есть хорошее образование, поскольку вы хорошо осведомлены относительно способов основания вашего собственного дела. Образование использовалось в качестве главного инструмента, чтобы сообщить людям их права.

Наконец, дети с раннего возраста должны понять важность образования. Насыщая свой мозг, полезной информацией составляя реферат или используя методичку и так далее.

Кузнецов Александр Дмитриевич