Как поддерживается мораль. Признаки морали, ее функции, принципы формирования

Каковы характерные признаки морали? Понятие морали - это целая система норм и правил, которыми регулируется происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.

Как формируется мораль?

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

Признаки морали

Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:

  1. Всеобщность - требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  2. Добровольный характер - поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
  3. Всеохватывающий характер - мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее По мере возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали - воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Какая наука изучает мораль?

Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии - этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

Основными проблемами этики являются следующие:

  • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
  • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
  • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

Как формировалась мораль в историческом контексте?

На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

  1. Табу - жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
  2. Обычаи - повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
  3. Моральные правила - идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

В заключение

Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014

Мораль (от лат . moralis – нравственный)– 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

17.1.2. Главное противоречие морали . Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

17.1.3. Чем мораль отличается от нравственности ? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности , а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль .

17.1.4.Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

17.2 . Структура морали : идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

17.2.1. Моральные ценности .

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1)добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло ;

2)долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3)честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4)счастье .

Что такое добро и зло ?

1) Гоббс : «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель ).

«… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье ?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья : 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч . eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

17.2.2. Нравственные нормы, регулятивы .

Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности » - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.2.3. Ценности и нормы .

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

17.3 . Специфика морали .

17.3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

17.3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

17.3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов .

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат . imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

17.4 . Функции морали .

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

17.5 . Происхождение морали .

17.5.1. Религиозный взгляд .

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

17.5.2. Космологическое объяснение .

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.5.3. Биологическое объяснение .

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

17.5.4. Антропологическое объяснение .

1)Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентам ом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

17.5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение .

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск .) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика :

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

17.6 . Этапы формирования нравственной культуры личности .

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

Структура и функции морали. 2.3. Мораль и право.

Понятие морали.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

Мораль (от латинского «moralis» - нравственный; «mores» - нравы) является одним из способов нормативного регулирования по-ведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль - это один из способов регулирования поведения лю-дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли-вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре-


бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще-ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведе-ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея-тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо-раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен-ные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз-даваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз-ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб-разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не-достойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова-ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея-тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас-совую деятельность, подчиненную определенным социальным зако-нам.

2.2. Структура и функции морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют



− регулятивную,

− воспитательную, − познавательную,

− оценочно-императивную, − ориентирующую,

− мотивационную,

− коммуникативную, − прогностическую

и некоторые другие ее функции4.

4Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.


Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-дивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-ношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-ственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-нависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В по-следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).


Мораль нельзя сводить только к сознанию.

Выступая против отождествления


моральному (нравственному)

нравственности и нравствен-


ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это


взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе соци-

альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-отношения»5

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-ный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его че-ловеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-нием. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элемен-ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие по-ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

5Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.


мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-ределенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-туации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-ществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-смотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-инских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-щающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей,


сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

− гуманизм - признание человека высшей ценностью; − альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

− милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выра-жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

− коллективизм - сознательное стремление содействовать об-щему благу;

− отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собствен-


ных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той нравственности, различают так называемые формальные


или иной принципы,


относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-тельно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в кото-рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-ва.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризо-вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже-ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и


улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-ные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-держание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-шей справедливости, гуманизма.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.