Греческий герой принесший огонь людям. Значение слова прометей в словаре-справочнике мифы древней греции

(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

Миф о Прометее рассказывает нам печальную историю титана, защищающего людей и наказанного богами, безразличными к страданиям смертных. Именно Прометею приписывается создание человеческого рода в мифологии Древней Греции. Создав людей из земли, он обратился к Афине, вдохнувшей в них жизнь. Прометей сделал своих созданий, глядящими в небо, подобными богам.

Каждый день смотрел Прометей на землю, радостно наблюдая, как день ото дня увеличивалось число людей. Вскоре их можно было увидеть повсюду хлопочущими, как муравьи. Хорошо жилось Прометеевым людям, даже слишком хорошо. Не знали они никаких забот, ничего не страшились. Жизнь у них была благополучной, а смерть - легкой. Прометей научил их строить жилища и засевать поле, чтобы не страдать от голода. Учил их труду - единственному источнику настоящего счастья. Только о богах никогда не упоминал ни словом, так что люди о них ничего не знали. А потому не взывали к ним, не приносили жертвы.

Это было очень не по душе небожителям, особенно всемогущему Зевсу. Призвал он к себе Прометея и приказал научить новое человечество почитанию и покорности богам. Прометей дал обещание, но не выполнил его. Он был убежден, что созданные им люди так совершенны, что обойдутся без богов.

Мало-помалу проходили века, людей становилось все больше, но по-прежнему они не знали богов и не почитали их. Разгневался Зевс, созвал всех богов и объявил им, что уничтожит поколение людей, не признающих богов, и сам создаст новых, более совершенных, чем сотворенные Прометеем. Узнал Прометей о его замысле, о судьбе сотворенных им людей. Не мешкая, отправился он на Олимп и стал умолять Зевса отменить свое решение. Обещал, что расскажет людям, как они должны жить, чтобы боги были ими довольны. Но Зевс был неумолим. В конце концов, он согласился не уничтожать людей, но при условии, что они будут приносить жертвы богам. Заключил об этом договор с Прометеем, пригрозив ему, что если договор не будет выполняться, то людям придется плохо.

Прометей подчинился воле Зевса. Он забил быка, завернул мясо в шкуру, а сверху положил не очень-то вкусные внутренности. Рядом он сложил другую кучу - из головы и костей, которые упрятал под блестящим ароматным жиром. Потом попросил Зевса указать, какую из двух куч он желает получать от людей как жертву бессмертным богам. Зевс почувствовал подвох, но все же указал на кучу, покрытую жиром. С той поры люди приносили на алтарь богам кости и жир жертвенных животных, а из вкусного мяса готовили пиршественные блюда для себя.

Однако остальные боги не хотели мириться с этим и просили Зевса отомстить людям за обман. Зевс внял этим просьбам и придумал действительно суровое наказание: он отобрал у людей огонь. Тот самый огонь, который Прометей вынес из глубин земли и подарил созданным им людям как самую большую драгоценность.

Его сердце сжалось от боли. Знал он, что значит лишиться огня. И так как безмерно любил людей, решил помочь им, понимая, что навлечет на себя гнев властителя богов. Совсем немного времени прошло с тех пор, как Зевс отнял у людей огонь, но Прометей уже убедился, какие страдания они терпят из-за этого. Вся жизнь на земле остановилась: тихо стало в мастерских ремесленников, пастухи перестали извлекать радостные мелодии из своих свирелей, в жилищах людей поселилась печаль. Тьма, черная тьма грозила охватить весь мир и снова ввергнуть его в давние мрачные времена, с каких он начинался. Поэтому Прометей не колебался более. Тайно проник он на Олимп с намерением похитить огонь у богов и принести его людям.

Он изготовил себе удобный прочный посох, подходящий по размерам для такого великана, но необычайно легкий. Затем искусно выдолбил его сердцевину, так что внутри посох стал пустым, прикрыл отверстия с обеих сторон так, что они стали не видны, и прихватил с собой этот посох в обитель богов. Там горел вечный огонь. Прометей незаметно спрятал в посох тлеющие угли и живые искры, зародыш нового огня, и быстро покинул Олимп.

Возвратившись на свою высокую гору, он открыл одно из отверстий своего посоха и извлек его содержимое. Тысячи искр разлетелись в воздухе, как рой пчел, разгорелись и пали на землю в виде маленьких языков пламени. Люди с восторгом подбирали их и несли в дома. Море огней озарило в тот вечер землю, и человечество не погибло, выжило. Уже не нужно было людям бояться холодной, наводящей печаль темноты, в которой бы не вызрели плоды цивилизации. Мир двинулся вперед.

Когда Зевс заметил, что у людей по новой появился огонь, его окутал дикий гнев. Тотчас же созвал он богов, чтобы те посмотрели, как трудолюбивые, но высокомерные люди, созданные Прометеем, возделывают поля, приручают животных, чтобы они помогали им в работе, строят жилища и корабли под парусами. А еще они увидели, что люди спускаются в недра земли и извлекают оттуда драгоценные металлы, что они научились считать и писать, изготовлять лекарства. Зевсу было ясно, кто дал людям огонь и кто обучил их всему. Конечно же Прометей! Поэтому и охватила Зевса, а с ним и других богов, неописуемая ярость. В конце концов, решили они оставить огонь людям, но сокрушить их другим способом.

Призвал Зевс Гефеста, самого мастерского среди богов, и поручил ему изваять из глины фигуру очаровательной девушки с человеческим голосом и красотой богини. Когда Гефест изготовил изваяние, его оживили, а одна из богинь украсила девушку нарядным поясом, накинула на нее роскошное покрывало и одела в белые одежды. Афродита, богиня любви, наделила ее неотразимым очарованием, Гера - величавостью, посланец богов - Гермес - хитростью и коварством. Каждый из небожителей одарил ее чем-либо. Столь щедро разукрашенная и всем одаренная девушка получила имя Пандора. Затем Зевс приказал Гермесу, чтобы он доставил эту девушку, исполненную неодолимой прелести, на землю и сделал ее женой брата Прометея, которого звали Эпиметей. Он никак не напоминал своего мудрого брата Прометея, который заранее обдумывал любое дело. Напротив, Эпиметей начинал задумываться лишь потом, после того как сделал что-то и уже поздно что-либо поправлять.

Наказав так людей, Зевс не мог не наказать и самого Прометея. Он повелел двум могучим божественным существам, Власти и Силе, отвести Прометея на край света, на пустынную отвесную скалу дикого Кавказа, куда никогда не ступала нога человека. Гефесту же приказал приковать Прометея к этой пустынной скале. Гефест отправился в путь с Олимпа на волшебной колеснице, пролетел в ней по воздуху и спустился на указанную скалу, чтобы без промедления выполнить приказ повелителя богов. Через мгновение далеко во все стороны разнеслись удары его тяжелого молота, которым он заколачивал в скалу крепчайшие гвозди. Удары были настолько сильными, что отзвук от них донесся до небесных дворцов на Олимпе. Прометей испытывал страшные страдания, но собрал все свои силы и не издал даже тихого стона.

Кара богов на этом не кончилась. Главные мучения были впереди. К вечеру Прометей услышал хлопанье огромных крыльев. Над скалой закружил орел, бросился на Прометея и стальным клювом стал рвать его печень. Клевал он до тех пор, пока ничего от нее не осталось. К утру печень вновь выросла, раны зажили. Но из вечера в вечер продолжается эта ужасная мука. Прометей и кричал от невыносимой боли, и страдал, молча, но ниоткуда не приходила к нему помощь, никто не сжалился над ним. Люди пользовались огнем, который он добыл для них, но помочь ему не могли.

И все же Прометей не впадал в отчаяние. Напрасно морской бог уговаривал его покориться Зевсу и повиниться перед ним. Прометей не чувствовал за собой никакой вины. Только любовь к людям двигала им, он хотел сделать их жизнь лучше и радостней, за что же ему просить прощение у Зевса? Тело гиганта было сковано, но дух его мечтал о свободе, о том, чтобы разрушить власть богов над миром и человечеством. Не будет он ни о чем молить Зевса, который блаженствует на Олимпе в то время, как человечество осуждено на страдания.

Посланец богов Гермес доставил Прометею решение Зевса: если он и далее будет упрямиться, то молния низвергнет его в пропасть, обрушится на него вся скала, и в этой страшной могиле он будет находиться тысячу лет. А затем обрекут его на новые страдания.

Но Прометея не сломили ни уговоры, ни угрозы. Он твердо знал, что он прав, что страдает за доброе дело и оказал великую услугу людям. Он твердо решил, что никогда не будет молить Зевса о милости. Чувство, что он страдает безвинно, еще больше укрепляло его упорство. Неужели, думал он, не имею я права противиться Зевсу - тирану, который стал полным господином на небе и властвует над богами и людьми?

И Прометей стал презирать всех, кто склонял его к покорности, ненавидеть Власть и Силу, этих жестоких исполнителей воли Зевса, перестал уважать его робких и послушных слуг, таких, как Гефест и Гермес. Прометей верил, что свободолюбие, в конце концов, победит в борьбе с властью богов. Он потому продолжал стойко сносить муки, гордясь тем, что терпит их за благодеяние людям. Стойко переносить муки ему помогало пророчество, что Зевсу грозит опасность, а он, Прометей, обретет свободу.

Узнав, что Прометей располагает неблагоприятным для божественного самодержца предсказанием, Зевс направил к нему Гермеса, поручив выведать у титана его тайну. Однако, ничего не сказал посланцу бога Прометей. Разгневался Зевс и выполнил свою угрозу: низверг ударом молнии скалу и скинул Прометея в глубокую пропасть.

Несколько веков находился титан во мраке, потом поднял его Зевс на свет и вновь послал орла, чтобы опять терзал он печень Прометея. Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея. Невыносимая боль ослабила, в конце концов, его упорство. Он открыл Зевсу тайну пророчества. Повелитель богов сделал все, чтобы избежать грозящей ему опасности, и тем самым навсегда сохранил свою власть. Но и сам Зевс узнал сверхчеловеческую силу Прометея, поэтому смирил свой гнев. И другие боги решили освободить упрямого титана.

Когда самый знаменитый из греческих героев Геракл забрел в своих странствиях на Кавказ, он пронзил стрелой мучителя-орла и разбил оковы, связывавшие многострадального героя. Так завершились самые большие мучения, которые когда-либо терпели из-за любви к людям. Зевс повелел одеть Прометея в нарядные одежды, вспомнил все хорошее, что сделал для него титан, поместил Прометея среди богов и сделал его своим советником. А чтобы исполнилось пророчество, что Прометей будет вечно прикован к скале, обломок этой скалы был вделан в перстень, который постоянно носил Прометей.

Никогда не сотрется из памяти подвиг этого человеколюбивого титана, который осветил мир и разум человеческий пламенем познания.

, Менетия и Эпиметея , двоюродный брат Зевса . Супруг Гесионы, отец Девкалиона (по варианту - от Пандоры).

Имя Прометей означает «предвидящий», «мыслящий прежде» (в противоположность имени его брата Эпиметея - «крепкого задним умом», «думающего после»).

Во время битвы богов младшего поколения, возглавляемых Зевсом, с титанами Прометей встал на сторону Зевса. Десять лет длилась битва. Молнии Зевса выжгли на земле всё живое, и она опустела. Возродить жизнь Зевс поручил Прометею.

Согласно Гесиоду , Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Но люди были жалкими и бессильными, они не умели предвидеть приближение зимы с её морозами, не умели готовить пищу, поскольку не владели огнем. А всесильные и могучие боги жили на заоблачном Олимпе. Судьба людей их вовсе не волновала.

Только Прометея печалила судьба людей. Из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он дал людям знания, научил их искусствам, счету, чтению и письму. Он познакомил людей с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать.

Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы корабль быстро нес человека по безбрежному морю.

Для смертных Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли пользоваться силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей в колесницу впряг коня и сделал его послушным человеку.

Прометей открыл людям силу лекарств, и они научились лечить болезни.

Этим и прогневал он Зевса, и Громовержец решил жестоко наказать Прометея. Он позвал к себе двух могучих богов - Власть и Силу и приказал им отвести Прометея на Кавказ, и пригвоздить там к скале на вечные времена. А Гефесту, за то, что не уберег огонь, приказал Зевс помочь приковать своего друга Прометея.

И вот Прометей прикован к скале. Жгут его тело палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, зимой же снег хлопьями падает на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. Громадный орел каждый день прилетает на скалу. Он рвет своим клювом печень титана. Но Прометей бессмертен. Раны заживают за ночь, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки.

Но вот родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить титана от оков. Во время своих странствований он приходит сюда, на край земли. Герой этот – Геракл , сильнейший из людей, могучий, как бог. Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы. Кончились муки Прометея. Встал титан, теперь он был свободен. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его.

Произошло это незадолго до Троянской войны...

Вот что говорит о Прометее древнегреческий поэт Гесиод в своих поэмах «Теогония» и «Труды и дни», которые являются одним из основных источников наших знаний о древнегреческих мифах:

(отрывки приводятся в пересказе Георга Штоля)

Во времена первобытные, когда миром правил еще Кронос, боги и люди, происшедшие от одной общей матери Земли, дружно жили вместе, едва сознавая, есть ли между ними какое различие. Когда же, по низвержении Кроноса, власть над миром принял мощный сын его Зевс и когда жилищем богов стал высоковершинный Олимп, боги пожелали отделиться от людей и установить, какие почести должны воздавать люди бессмертным за их благодеяния. В сикионский город Мекону боги и люди собрались на совет. Зевс взял на себя дело богов, представителем же людей был Прометей, сын Япета, из рода божественных титанов, которые после долгой борьбы с Зевсом были низвергнуты им в бездны Тартара. Разумный и хитрый Прометей понадеялся на свой ум и задумал перехитрить Зевса, мудрейшего из богов. Прометей убил большого быка, разрубил его на части и предоставил небожителям выбрать из частей ту, которую они пожелают для будущих жертвоприношений. Части эти он сложил в две кучи. В одной поместил куски мяса и съедобные, жиром покрытые внутренности, плотно прикрыл их кожей жертвенного животного, а сверху положил желудок, самую дурную часть; в другую кучу искусно сложил кости и покрыл их белоснежным, блестящим жиром. Так лучшей части придал он невзрачный, худшей же - красивый вид. Отец богов и людей, всеведущий Зевс, прозрел обман и, смеясь, сказал: «Могучий сын Япета, верный друг мой! Как неравно соразмеряешь ты части». Прометей подумал, что удалась его хитрость, и с улыбкой молвил: «Зевс досточтимый, величайший из бессмертных богов! Выбери часть, какая тебе полюбится». Полный гнева в сердце, Зевс нарочно избрал худшую часть - кости, дабы иметь повод смирить людей, которым мыслил злое. Обеими руками сиял он блестящий жир и, когда увидел белые кости и убедился в хитром обмане, сказал с гневом: «Поистине, друг, сын Япета, знаток ты великий в коварстве; не разучился ты обманывать!» С этих пор люди стали сжигать на дымящихся алтарях кости жертвенных животных. За обман Прометея в наказание ему Зевс не дал людям огня. Но Прометей хитростью похитил огонь с Олимпа, из Зевсова дома, и принес людям на землю тлеющую искру. Когда Зевс увидал у людей лучезарный огонь, он разгневался еще более, сковал Прометея несокрушимыми цепями, прибил его к скале, пронзив грудь его клином, и послал на него мощнокрылого орла. Каждый день выклевывал орел у скованного страдальца печень, и каждую ночь отрастала она снова. Только спустя много времени Геракл убил орла и избавил Прометея от мучений. Такова была воля Зевса, пожелавшего, чтоб этим подвигом любимый сын его Геракл добыл себе на земле еще большую славу.

Когда Зевс начал борьбу с Кроносом и титанами, чтобы вырвать у них власть над миром, Прометей советовал родственным ему титанам покориться Зевсу, далеко превосходящему их мудростью. Но дикие титаны, полагаясь на свою великую силу, со смехом отвергли этот совет. С дерзостной отвагой вступили они в борьбу. Тогда Прометей отделился от своих и вместе с матерью перешел на сторону Зевса: предупрежденный предсказанием матери, он знал, что победа останется на той стороне, где вместе с силою будет и мудрость. После страшной борьбы, продолжавшейся десять долгих лет, Зевс, благодаря всего более Прометею, одержал победу над Кроносом и надменными титанами и низвергнул их, по совету Прометея, в глубокий тартар. Кронос во время падения в тартар произнес над сыном проклятие, какое когда-то изрек над ним самим низверженный Уран. Поэтому и Зевсу надлежало ждать участи, подобной участи отца его Кроноса.

Новый властитель разделил почести и должности в своем царстве, управляемом новыми законами, между младшими родственными ему богами. Должны были исчезнуть последние следы владычества титанов. Даже тех из них, которые помогали ему, Зевс отстранил от себя. Океан был удален на самый край земли, пророчица Фемида должна была уступить свой оракул в Дельфах Зевсову сыну Аполлону, а люди, жившие при Кроносе, должны были погибнуть и очистить место для нового поколения людей. Тогда за бедный род людской вступился Прометей и возвестил Зевсу, что придет время - смертная жена родит героя, любимца Зевсова Геракла, который будет побеждать львов, и только смертному дано будет тогда освободить Зевса, отца богов и людей, от тяготеющего над ним отчего проклятия. Зевс уступил и избавил род человеческий от гибели; но Прометея, оказавшего ему столько услуг своим мудрым советом, ненавидел он, как последнего из могучего рода титанов, который один еще осмеливался противиться Зевсовой воле. Сам Прометей вскоре дал властителю повод к гневу и наказанию.

Люди были жалкое, бессильное племя, без мысли и без надежды. Зрячие, они ничего не видели, слушая - не слышали; как тени бродили они, их мысли не имели связи и, простоумные, не разумели того, что ощущали. Не ведали люди светлых, каменносечных хором, не знали и плотничьего искусства: подобно кишащим муравьям, они жили в глубоких подземельях, гнездились в лишенных солнечного света пещерах; не узнавали близости зимы или весны цветоносной и обильной плодами осени. Все, что ни делали они, делали необдуманно, непорядком. Сжалился тогда Прометей над бедными созданиями. Он отправился на остров Лемнос, в кузницу своего друга Гефеста, на огненную гору Мосихл, взял там искру божественного огня, принес ее, схороненную в тлеющей феруловой тростинке, своим людям и научил их всякому искусству и всякой науке. Он уяснил им восход и закат светил небесных, научил их науке чисел, употреблению письма и дал силу воспоминания, основу вещего искусства. Дикого горного вола запряг он для людей в ярмо, гордого коня впряг и колесницу, построил корабль и окрылил его льняным парусом - чтобы плавал он по водам морским. По его же наставлению люди научились находить, добывать и употреблять на пользу сокрытые в земле сокровища: медь и железо, серебро и золото. До той поры, если настигала кого болезнь, не было средств к исцелению, ни питья, ни мази: Прометей научил людей делать целебные смеси, от которых останавливается беспощадная сила болезни. Тогда же открыл он им различные средства угадывать будущее, объяснять сны, понимать гармонию звуков, разуметь полет птиц, смотреть во внутренности животных. Освободил он людей и от мучительного предчувствия и страха смерти и вселил в них слепую надежду, так что они забыли и думать о смерти. Так были люди посвящены Прометеем во все искусства жизни и из своего дикого, беспомощного состояния перешли к прекрасной, более счастливой жизни.

Зевс озлобился на титана за этот самовольный поступок и особенно за похищение, против его воли, божественного огня, Прометея, правда, предостерегала мать его Фемида, уверяя, что новый властитель только о том и думает, как бы избавиться от последнего из титанов. Она предрекла сыну, как, скованный, будет он за свой поступок мучиться тридцать тысяч лет, пока, истомленный, обессиленный всевозможными мучениями, не примирится с властителем. Но Прометей не боялся Зевсова гнева; его гордый дух, его любовь к человеческому роду влекли его к погибели.

Радуясь, что нашел вину за гордым, непокорным высшей власти титаном, Зевс повелевает могучим исполнителям своей воли, Силе и Власти, схватить Прометея, отвести его в скифскую страну, на самый край земли, и приковать его там к голым, омываемым волнами скалам Кавказа. Дело это исполняет Гефест, но исполняет его с тайным нежеланием: с давних пор был он дружен с Прометеем. Гефест налагает ему несокрушимые железные оковы на руки и на ноги, на ребра и бедра и адамантовым клином пронзает ему грудь. В то время как он, глубоко вздыхая, исполненный сострадания, оковывает своего друга железной цепью, грубые спутники его, издеваясь над несчастным, говорят ему не одно жестокое слово и укоряют за преступную гордость, сгубившую его; но, сын титана, титан гордо и упрямо молчит, не издает ни одного стона. Только по удалении своих мучителей, одинокий, начал он громко жаловаться на свои мучения, на свой позор, и голос, его далеко разносился по скалистым берегам моря. Всего более скорбит он о том, что терпит муки за доброе дело, за благодеяния свои людям: свое противодействие воле Зевса считает он справедливым.

Прекрасные океаниды из далекого грота отца своего услышали стук молота, которым приковывали страдальца к скале; полные участия, прилетают они утешить его и склонить к уступкам новому властителю: он с ними одного племени, отцы их - братья; Гесиона, супруга Прометеева, сестра им. Приходит и сам старец Океан и увещевает Прометея покориться могучему Зевсу, которому он и сам мудро уступает. Океан готов идти на Олимп к Зевсу и замолвить о Прометее слово. Но титан не хочет никакого ходатайства, сострадание к нему может навлечь на Океана ненависть и гнев нового властителя. Прометей твердо, непреклонно решился испить чашу страданий, пока наконец не укротится гнев в груди Зевса.

Только что отошел Океан - прибегает нестерпимо мучимая оводом Ио, злосчастная дочь аргосского царя Инаха, которую, за любовь к ней Зевса, Гера обратила в корову и которая в страшных мучениях блуждала по земле, не принимая ни питья, ни пищи и нигде не находя покоя. Зевс - виновник ее горя, как и Прометеева. Прометей узнает Ио своим провидящим умом и возвещает ей, какие она должна пройти страны в Европе и Азии и как, наконец, после долгих странствий, в Египте найдет она избавление от своих страданий; там прикоснется к ней рукою своей Зевс, и родит она сына Эпафа. От него, в тридцатом колене, произойдет мужественный герой Геракл, которому суждено освободить титана от мучений. Тогда и Зевс наконец склонится к примирению. И сам Зевс находится под всемогущей властью Мойры , и ему не избегнуть грозного рока без помощи Прометея. Проклятие отца Кроноса, которого низверг он с престола, грозит и ему тем же низвержением, если только он заключит брак, о котором помышляет. Судьба Зевса в руках Прометея. Он один знает, от вещей матери своей, имя богини, которая, если Зевс вступит с нею в брак, родит ему сына - сын: этот будет сильнее отца и лишит его власти над миром. Эту тайну Прометей скроет в груди своей, и никакие пытки, никакие хитрости не заставят его открыть ее, если Зевс не освободит его от оков; а не сделает он этого - престол его будет низвергнут, и сам он падет с великим позором.

С высокого неба своего Зевс услышал угрозы титана. Он послал своего вестника Гермеса к Прометею с повелением открыть роковую тайну. Громом и молнией грозит он раздробить скалу, к которой титан прикован, и низвергнуть его в мрачную пропасть, где будет он томиться целые тысячелетия, а если и возвратится в светлый мир, то Зевсов мощный и жадный орел будет терзать его исстрадавшееся тело и пожирать его печень. И не кончатся муки эти до тех пор, пока один из богов добровольно не сойдет за него в аид, в мрачную область смерти. Но не устрашить Прометея никакими угрозами; он решился хранить свою тайну - даже когда все вокруг разрушится. И вот задрожала земля, проревел глухой отголосок грома, молния блещет огненными извивами, прах взвивается вихрем; все ветры, освобожденные от цепей, рвутся в общую битву; подъятое море сливается с небесами, и скала, вместе с титаном, при завывании бури низвергается в пропасть.

Целые тысячелетия скованный Прометей, одинокий, томится в мрачной, глубокой расщелине скал; но сердце его непоколебимо. По повелению Зевса он опять увидел свет и еще тысячелетия висел он, прикованный к скале, в скифской пустыне, и, как и грозил ему некогда Зевс, безжалостный орел раздирал ему грудь и печень. Неизменно каждый третий день мощнокрылый орел медленно опускается с вышины, вонзает лютые когти свои в чрево страдальца и выклевывает ему печень, а печень после каждого раза отрастает снова. Кровь, текшая из ран и в течение веков скапливавшаяся на его теле, согревается палящим солнцем и каплями падает на каменистую землю.

Такие мучения, продолжающиеся тысячи лет, могут сломить самый упорный дух, самую исполинскую силу. И Прометей наконец утомился; он желает примирения и свободы. Прежние его сообщники, титаны, давно уже примирились с новым мироустройством, помирились с Зевсом. Свободные от цепей, они снова вышли из тартара, пришли к своему злосчастному родичу и дают ему совет - покориться. Приходит и Фемида, старая, скорбью согбенная мать Прометея, и напоминает ему, что теперь близко уже время, когда Зевс пожелает вступить в роковой брак, который будет причиной его падения. «Теперь-то, - говорила Фемида, - Зевс станет просить у тебя совета и примирения; это последний случай спастись: не следует упускать его».

Зевс слышит слова мудрой Фемиды и ввиду близкой опасности начинает помышлять о примирении с Прометеем. С течением времени смягчился прежний властолюбивый дух Зевса: трон его так прочен, что ему уже нечего бояться титанов.

И повелел тогда Зевс странствовавшему по земле Гераклу пойти к скифской скале и своей стрелой убить на груди Прометея жадного орла. А когда Геракл обещал, что друг его, божественный кентавр Хирон, случайно получивший от отравленной стрелы его неизлечимую рану, добровольно умрет за Прометея, Зевс повелел ему разорвать Прометеевы оковы. С дружескими речами посылает Кронион к титану Гермеса, и титан охотно открывает наконец свою тайну. Вот она: если Зевс вступит в брак с дочерью Нерея Фетидой, то по решению судьбы она родит сына, более сильного и могучего, чем отец, и этот сын низвергнет его с престола. А потому пусть выдаст ее Зевс за вождя ахейцев Пелея: у него от этого брака родится сын - прекраснейший из героев Эллады. Чтобы завершить примирение, пришел и Хирон и объявил, что он готов снизойти за Прометея в подземный мир. На память о своем плене и в знак того, что он покорился и предался Зевсу, Прометей возложил себе на голову ивовый венок и для той же цели стал носить с тех пор железный перстень, в который вставлен был камушек, отбитый от кавказской скалы. Так миновала Зевса роковая беда, а Прометей стал свободным от оков и на свадьбе Фетиды с Пелеем боги праздновали примирение свое с титанами.

Прометей – герой древнегреческого эпоса, титан, хтоническое существо. Является сыном Титана Иапета и океаниды Климены .

Известен тем, что подарил людям огонь знаний и ремесел , превратив их из зверей в разумных существ и запустив технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился.

Вариантов легенды о Прометее несколько, но основные факты и события остаются неизменными.

Началось все в далекие времена, которые помнят лишь боги и титаны.

О людях и богах

Легенда гласит о тех давних-предавних временах, когда люди еще были практически животными, ютились в пещерах , гибли сотнями, не знали огня, и не умели постоять за себя.

А боги жили на вершине Олим па , были сильны и прекрасны. Обладали несокрушимой властью над миром и над людьми. Если почитать Мифы Древней Греции и немного подумать, сделав необходимые выводы, о людях мало кто из них заботился, большей частью боги предавались разгулу, пирушкам, борьбой за власть и развлечением над людьми. Например, Зевс – вроде как главное божество, очень любил в свободное время превратиться, скажем, в быка, совратить невинную девушку и наплодить зверо-подобного потомства. Ничего так развлечения?

Но существовали и более древние существа – Титаны – порождения Земли и Неба, существа, называемые хтоническими , то есть ведущими свое происхождение от первозданного Хаоса. Титаны в то время еще не были поверженными, а проводником между Титанами и богами Олимпа был Прометей – двоюродный брат Зевса.

Титаны, по всей видимости, огня не знали, да им он и без надобности, а вот на Олимпе он уже был у бога-кузнеца Гефеста и Афины, его супруги.

Кража огня

И вот увидел Прометей, что боги на Олимпе лишь развлекаются, а внизу, на Земле люди страдают от холода и голода. И решает Прометей помочь людям. Именно ради людей он идет наперекор и против воли богов, а впоследствии и отправится на длительную казнь.

Прометей каждый раз приходил на Олимп с жезлом, и вот однажды он принес с собой вместо жезла полый стебель тростника. Придя в кузницу своего друга Гефеста, Прометей незаметно, отвлекая хозяев разговором, взял уголек из огня кузницы, и положил его в свой полый своеобразный посох.

Никто ничего не заподозрил, и Прометею удалось незаметно отнести огонь на землю и передать его людям.

Огонь, переданный людям – лишь символ, вещественное воплощение божественных умений, украденных на Олимпе и переданных людям – знания, умения, понимание, умение различать злое и доброе – технический прогресс.

Расплата за помощь людям

И все бы ничего, но однажды Зевс взглянул на Землю и увидел, что люди уже не те люди в шкурах, злобные, почти звери, что они уже умеют обогревать свои жилища, готовить еду, делать орудия труда и охоты, отделывать шкуры, в общем, получили знания и начали путь эволюции.

Разгневался Зевс, так как понял, что со временем люди могут стать соперниками ему, а также, что кто-то ослушался его. Конечно, обман вскрылся, и о Прометее узнали.
И был он за свой поступок свергнут с Олимпа и прикован на веки вечные к скале на Земле, обреченный на страдания. Причем, приковать его Зевс приказал его другу Гефесту , вонзив стальной кол ему в грудь, и как бы больно ему не было, пришлось выполнить приказ.

И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных .

Прометей стиснул зубы, и ни один стон не вырвался из его уст. Лишь, когда Гефест ушел, он позволил себе закричать от боли. Но не жалел он о своем поступке, так как видел, что сумел помочь людям. На этом его страдания не кончились. Зевс, пылая гневом, послал к нему своего орла, и каждый день прилетал этот орел и клеван печень Прометея. Человек бы мог избежать страданий, уйдя в смерть, но Прометей был бессмертным Титаном. И каждую ночь раны его зарастали, а на следующий день все начиналось снова.

Освобождение Прометея

К счастью, не вечно длились страдания Прометея. Геракл , известный греческий герой, освободил его. Во время странствия своего наткнулся Геракл на прикованного к скале Прометея и захотел узнать, за что же обречен он на такие муки. И рассказ ему Прометей, как принес он огонь знаний людям, украв его у богов, за что Зевс и обрек его на такие муки. Ужаснулся Геракл, но казалось, что не все еще он видел. Во время разговора прилетел Орел Зевса и нацелился на Прометея, но Геракл не позволил ему терзать плоть титана, сразив его стрелой. Орел упал в море, а с Олимпа явился воздушный Гермес, узнать. Что произошло. Геракл, очередной сын Зевса, начал просить у Гермеса поговорить с отцом за Прометея.
Зевс к этому времени уже успел сменить гнев на милость, поняв, что люди ему не соперники. Да и сам начал благоволить к ним, иногда снисходя до судеб отдельных людей. Бог-самодержец дает добро, и Геракл вырывает из груди титана штырь, который держал его.

Так сбылось предсказание и том, что освободит страдающего титана смертный.

Изучая легенду о Прометее, заметил ряд интересных особенностей. Прочитайте и подумайте, ничего не поминает?
1. Прометей – существо из Хаоса, родственник Зевса.
2. Впоследствии стал противником Зевса, пойдя против его воли.
3. Принес людям огонь знаний, и стали они «знать добро и зло»
4. За что и был свергнут с небес Олимпа вниз.
5. И обречен на вечные страдания.
6. По некоторым версиям легенды Зевс, разгневанный на людей, насылает на землю мировой потоп, и выживают только два человека.
7. Причем один из них – сын Прометея. И все люди, что жили после – его потомки.

Есть еще несколько мелких признаков того, откуда были списаны некоторые христианские легенды, но я думаю, уже понятно, почему так часто проводят параллель между Люцифером и Прометеем . И к слову о том, чьи мы потомки на самом деле.

От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь . Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.

Мифы и Легенды * Прометей

Прометей

Википедия

Промете́й (др.-греч. Προμηθεύς, также Промефей) — в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Его жена Гесиона.
Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».

Создание людей

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием;

Прометей и первый человек
(по модели Симона Луи Буано) Пьетро Стаджи,
1783-1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю.
Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

Прометей. Похищение огня (Jan Cossiers)

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

Наказание Прометея

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту.


По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов.
Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала.

Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)

Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет.
Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.
Его жертвенник в афинской Академии. Культ Прометея в Колоне. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея). По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного.

В литературе и искусстве

В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.340 Радт).

* См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа).

Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии ( , П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Название космического корабля "Прометей" в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).

* Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл.7 (стр.226-297) — подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе

* В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре расположена статуя Прометея. Сама статуя выполнена из бронзы, а её поверхность покрыта позолотой.

Прометей. В Рокфеллеровском центре

Прометей — самый возвышенный и трагический образ в греческой мифологии, герой, добровольно пошедший на муки во имя своих убеждений, символ несокрушимой и всепобеждающей силы духа. Имя его означает «Провидящий».
Прометей был сыном титана Иапета и богини правосудия Фемиды. Когда началась война богов и титанов, Прометей, по совету своей бабки, Геи — богини земли, встал на сторону богов, и боги одержали победу во многом благодаря мудрости Прометея.

Прометей помогает Зевсу бороться с титанами

На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец, а Прометей стал его советником.
Зевс поручил Прометею создать людей.
(Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством до греческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. До греческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству.)

Прометей и Афина создают людей

Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних — острыми зубами и когтями, других — быстрыми ногами, третьих — тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни.

Прометей и Эпиметей

В другом варианте мифа Эпиметей вообще извел на животных всю глину, и Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. Поэтому люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.
Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни.
Но люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей отправился к Зевсу и произнес в защиту человечества пространную речь (в память об этом греки почитают его как создателя ораторского искусства). Он пообещал научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.
Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.
В назначенный день боги спустились на землю и сошлись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.
Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.
Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, и поклялся водами Стикса — реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.
Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника. Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю.
Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Он повелел Гефесту слепить из земли и воды девушку. Афродита наделила ее красотой и очарованием, Афина сделала искусной в рукоделии, бог хитрости и обмана Гермес научил говорить льстивые речи. Девушку назвали , то есть «одаренная всеми богами».
Зевс послал ее Прометею. Однако тот, не доверяя Зевсу, отказался принять красавицу. Но его брат Эпиметей с первого взгляда влюбился в Пандору и женился на ней.
Зевс дал Пандоре в приданое плотно закрытый ящик, не сказав, что в нем находится. Любопытная Пандора, едва вступив в дом своего мужа, открыла крышку, и из ящика разлетелись по всему свету людские пороки, болезни и несчастья. У Эпиметея и Пандоры родилась дочь Пирра, которая со временем вышла замуж за сына Прометея Девкалиона.
Зевс опять стал думать, как истребить человечество — и наслал на землю потоп. Но провидец Прометей предупредил об этом своего сына, Девкалион построил корабль и спасся вместе с женой.
Когда воды потопа схлынули, Девкалион и Пирра оказались одни на пустынной земле. Корабль вынес их к храму Фемиды, матери Прометея. Фемида явилась Девкалиону и Пирре, велела им набрать камней и побросать их себе за спину. Эти камни превратились в людей: брошенные Девкалионом — в мужчин, брошенные Пиррой — в женщин. Так возродился человеческий род.

Девкалион и Пирра (Andrea_di_Mariotto)

Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.
Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея.
Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию — Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Прометей

В трагедии греческого поэта V века до н. э. Эсхила «Прометей прикованный» Гефест обращается к Прометею:

Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящий,
На зло тебе, на зло себе железами
К пустынному утесу прикую тебя. (…)
Вот и награда человеколюбию!
Сам бог, богов тяжелый презирая гнев,
Ты к людям свыше меры был участливым.
За это стой скалы печальным сторожем. (…)
На ветер будешь вопли ты и жалобы
Бросать без счета: Зевс не знает жалости».

(Перевод под редакцией С. Апта)

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола.
Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Прометей

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.
Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.
Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:

«Нет казни, знай, нет хитрости, чтоб Зевс меня
Принудил тайну роковую выболтать,
Пока цепями скован я постыдными.
Так пусть пылающую мечет молнию,
Гремит подземным громом, кружит неба свод,
Метелью белокрылою пусть рушит все, -
Меня согнуть не сможет!
Не скажу ему,
Чьи руки вырвут у него владычество!»

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.
Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.
И Зевс сдался.

Прометей и Геркулес (Christian Griepenkerl (1839-1912)

Он послал в горы Кавказа своего сына Геракла. Геракл убил орла и своей палицей разбил оковы Прометея. Одно звено цепи с осколком камня Прометей сохранил на память, и с тех пор люди, чтобы не забывать о страданиях, которые претерпел Прометей за человеческий род, стали носить кольца с камнями.
Освобожденный Прометей открыл Зевсу тайну, и тот, вняв предостережению мойр, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака родился Ахилл — герой Троянской войны.
Прометей — единственный персонаж в греческой мифологии, открыто противостоящий Зевсу и в конце концов одерживающий над ним моральную победу.
В различных вариантах мифа, рассказанных разными греческими авторами, образ Прометея изменялся. У поэта VIII века до н. э. Гесиода Прометей, прежде всего, хитрец, ловко обманывающий Зевса. Позже, в трагедии Эсхила, Прометей — герой, наделенный огромной нравственной силой и черпающий мужество в сознании своей правоты.
К мифу о Прометее обращались поэты и мыслители разных времен и народов: Вольтери, Гете, Байрон и Шелли. В.Г. Белинский писал: «Прометей (…), прикованный к горе (…) и с горделивым презрением отвечающий на упреки Зевса, есть форма чисто греческая, но идея непоколебимой человеческой воли и энергии души, гордой и в страдании, которая выражается в этой форме, понятна и теперь».

ПРОМЕТЕЙ

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой... ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок - глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Так был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу - но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний...

Ты добр - в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел
Несчастьям положить предел,
Чтоб разум осчастливил всех!
Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, -
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь, -
Жизнь человека - светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье...
Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу обращать.

Джордже Байрон