Рылеев я не поэт гражданин. Рылеев. Сочинения по темам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Лаврово

Новгородской области Демянского района

РЕФЕРАТ

Тема работы:

«Я не поэт, а гражданин»

Выполнил Бойцов Виктор,

обучающийся 9 класса

Руководитель Нечаева Вера Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

    Вступление……………………………………………3

    Из истории декабристского движения………………3

    Поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев….....5

    Творчество К.Ф.Рылеева…………………………......6

    1. Думы………………………………………………...6

      Агитационно-сатирические песни………………..8

      Лирика………………………………………………9

      Поэмы……………………………………………....10

    Заключение…………………………………………. ..12

    Источники информации……………………………..13

1. Вступление.

В связи с приближением памятной даты – 190-летия событий на Сенатской площади и восстания Черниговского полка – 25 декабря, я заинтересовался этой темой и решил, что это событие в истории моей страны будет для меня интересно, потому что я с большим интересом изучаю историю, участвую в школьных и районных мероприятиях. Мне, как и многим другим, не безразлична судьба Первенцев Свободы, связавших свои жизни с утверждением в обществе идеалов Мужества, Гуманизма, Социальной Справедливости.

Я выбрал номинацию «Культурное наследие декабристов» потому, что из всей декабристской поэзии поэзия К.Ф.Рылеева была и остается наиболее эмоционально зажигательной, самобытной. Свободу славили и воспевали поэты-декабристы В.Кюхельбекер, А.Одоевский, В.Раевский, А.Бестужев, Ф.Глинка. Многое из того, что было написано декабристами, не увидело света в свое время или вовсе пропало. Сочинения декабристов, как и документы, касающиеся деятельности тайных обществ, уничтожались и самими авторами, и их близкими, и властями. А то, что уцелело, долгие десятилетия оставалось в царской России под цензурным запретом. Напечатанные за рубежом в основанной Герценом Вольной русской типографии и других местах сочинения декабристов не могли иметь в России легального распространения. Даже после революции 1905г. читатели не получили полного собрания сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917г. появилась возможность сделать общим достоянием многие не известные ранее произведения декабристов.

В школьной программе и сейчас есть темы по изучению творчества поэтов и писателей того времени. Я с большим интересом познакомился с творчеством одного из этих замечательных людей.

2. Из истории декабристского движения.

Декабристы – участники тайных обществ 1816-1825 годов, организовавшие вооруженные выступления против государственного строя Российской империи Петербурге 14 декабря 1825 года и на Украине 29 декабря 1825 года.

В 1814 году возникли первые тайные общества, копирующие масонские ложи: «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель», а также кружок В.Ф.Раевского.

9 февраля 1816 года группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей во главе с:

    Александром Муравьевым;

    Никитой Муравьевым;

    Матвеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Муравьевым-Апостолом;

    Сергеем Трубецким;

    Иваном Якушкины;.

    Павлом Пестелем;

    Иваном Пущиным;

    Михаилом Луниным

учредили «Союз спасения» - общество истинных и верных сынов Отечества. В его состав вошли около 30 человек.

В начале 1818 года вместо «Союза спасения» возник «Союз благоденствия», объединивший на первом этапе около 200 человек.

В феврале 1821 года на основе «Союза благоденствия» возникло Южное общество на Украине с центром в Тульчине, руководимое Директорией из трех человек. Фактическим вождем стал Павел Пестель, автор программы Южного общества «Русская правда».

Осенью 1822 года в Петербурге оформилось Северное общество, которое возглавила Дума из трех человек. Председателем ее стал Никита Муравьев, автор программы Северного общества «Конституция».

В 1826 году предполагалось объединить Северное и Южное общества и летом этого же года совершить военный переворот. Но жизнь внесла свои коррективы. 19 ноября 1825 года скончался император Александр I . На 25 дней возникла ситуация междуцарствия. Сначала все присягнули Константину Павловичу – брату Александра I , но по завещанию наследником был объявлен другой его брат – Николай Павлович. Новую присягу планировали провести 14 декабря 1825 года.

Декабристы были не готовы к выступлению, ситуация взбудоражила народ и армию. Заговорщики решились на военный переворот. Они собирались заставить сенаторов подписать «Манифест русскому народу», который провозглашал свержение самодержавия, отмену крепостного права, формирование Учредительного собрания для создания конституции. Доставить Манифест в Сенат собирались Кондратий Рылеев и Иван Пущин.

14 декабря около 11 часов на Сенатскую площадь вышли три полка: лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии Гренадерский и Гвардейский морской экипаж. Составленный накануне план на квартире у Рылеева рухнул. Сорвать присягу не удалось.3000 восставших солдат и 30 офицеров-декабристов построились в каре у памятника Петру Великому. Их пытался уговорить присягнуть Николаю генерал-губернатор М.Милорадович, но П.Каховский выстрелом из пистолета убил его. Около 6 часов вечера по восставшим по приказу Николая стали стрелять из пушек. Одни скрылись в ближайших улицах, других арестовали. Вскоре произошло восстание декабристов на Юге. К его началу Павел Пестель и вся Тульчинская управа были арестованы, поэтому Сергею Муравьеву-Апостолу 29 декабря удалось поднять только Черниговский пехотный полк. 3 января он был разгромлен, тяжелораненый Муравьев-Апостол и другие руководители восстания арестованы.

Верховный уголовный суд рассмотрел дела 121 декабриста. Пятеро из них были приговорены к смертной казни: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский. Их повесили 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Более 120 человек сослали в Сибирь. Другие офицеры были разжалованы в рядовые и отправлены в боевые части на Кавказ.

Лишь в 1856 году Александр II вернул из ссылки 40 декабристов.

Такова краткая история декабристского движения. Декабристы были деятелями первого, дворянского, этапа революционного движения в России. Восстание декабристов имело большое значение и для революционной агитации. Профили пяти казненных декабристов, изображенных на обложке революционного журнала «Полярная звезда», издававшегося Герценом за границей, стали символом восстания декабристов. Разгром его был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что восстание, не опирающееся на активную поддержку народных масс, обречено на поражение.

Но за всей этой эпопеей стоят судьбы многих людей, чьи имена остались в истории России навсегда: А. Пушкин, А. Грибоедов, Ю. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Глинка, Л. Толстой и другие.

3. Поэт-декабрист – Кондратий Федорович Рылеев.

Среди декабристов было немало непосредственных деятелей культуры – писателей, поэтов и ученых, которые внесли свой вклад в культурное развитие России.

Общеизвестно имя замечательного русского революционера – поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева, одного из активнейших участников восстания 14 декабря. Творчество Рылеева – это образец вдохновенной гражданской поэзии.

Рылеев «воспламенял всех… своею настойчивостью…» - утверждали участники восстания. Хотя Рылеев и отдавал себе ясный отчет в том, что шансы на успех вооруженного выступления против царизма ничтожны, он не отступал от мысли о его необходимости. «Предвижу, что не будет успеха, но потрясение необходимо…, мы своей неудачей научим других», - говорил поэт. Ненависть к деспотизму и готовность к самопожертвованию еще в отрочестве пробудились в Рылееве.

Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795 года в сельце Батове, неподалеку от Петербурга. Отец его отставной полковник, избрал для сына военную карьеру. Пятилетним мальчиком будущий поэт уже покинул родительский дом: был помещен в Петербургский кадетский корпус.

Тяжело переживавший всякое проявление насилия, жестокости, маленький Рылеев в пору своей кадетской жизни ложился, случалось, вместо провинившихся соучеников под розги, предпочитая быть безвинно наказанным, чем свидетелем страданий и унижения товарищей.

В 1814 году он окончил кадетский корпус с чином прапорщика и был направлен в 1-ю артиллерийскую бригаду и принял участие в заграничном походе по ряду стран Западной Европы.. там он получил возможность близко познакомиться с более передовым по сравнению с Россией общественным укладом, что, по его словам, способствовало укреплению в нем свободолюбия.

В конце 1818 года Кондратий Федорович выходит в отставку в чине подпоручика, женится и с молодой женой в январе 1819 года переезжает сначала в Батово к матери, а затем в Петербург, где с января 1821 года занимает выборную должность заседателя палаты уголовного суда.

4. Творчество К.Ф.Рылеева

Свои силы в литературе Рылеев начал еще в кадетском корпусе, а с 1820 года выступает в печати. Но его первые произведения не обратили на себя внимания общественности. Широкая известность пришла к нему после опубликования в октябрьском номере популярного журнала «Невский зритель» сатиры «К временщику», в котором разоблачал бесстрашно и резко Аракчеева:

«Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!»

4.1. Думы

В начале 1825 года свои исторические баллады, объединенные одной темой, были изданы Рылеевым в одной книге под названием «Думы». Герои рылеевских дум – это мужественные борцы за независимость и могущество родины, страстные обличители несправедливости. Среди этих героических образов, противостоящих образам тиранов – Святополка, Дмитрия Самозванца и других, - и древнерусские князья-военачальники Олег и Святослав, Мстислав Удалой, и легендарный новгородский республиканец Вадим, и отважный полководец Дмитрий Донской, и такие исторические лица, как Рогнеда, Волынский. В свою галерею исторических деятелей-патриотов Рылеев ввел и легендарного Бояна, и крпнейшего поэта Х VIII века Державина, в котором видел стойкого «защитника общественного блага», «стихом правдивым» зажигавшего «доблесть в молодых сердцах». Думы Рылеева явились поэтическим откликом писателя на запросы его сегодняшнего дня. Еще со времени Отечественной войны 1812 года в русском обществе резко возрос интерес к героическому прошлому родины, к ее историческим деятелям, начиная с древней поры, и темы отечественной истории властно влекли к себе как читателей, так и писателей. Как и судьбы родного народа, глубоко волновала Кондратия Федоровича судьба угнетавшегося царизмом украинского народа, особый интерес к истории которого, зародился в нем еще в пору жизни в Острожском уезде. В 1822 году Рылеев публикует думу «Богдан Хмельницкий» о славном украинском гетмане, при котором в 1654 году осуществилось воссоединение Украины с Россией.

Олег Вещий

«…Народ, узрев с крутого брега

Возврат своих полков,

Прославил подвиги Олега

И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье

Восторг свой изъявлял

И князю Вещего прозванье

Единогласно дал».

1821 или 1822

Ольга при могиле Игоря

«Осенний ветер бушевал,

Крутя дерев листами,

И сосны древние качал

Над мрачными холмами.

С поляны встал седой туман

И все сокрыл от взгляда;

Лишь Игорев синел курган,

Как грозная громада…»

1821 или 1822

Святослав

«…Вдруг крови хлынула река!..

Отважный Вейсман пал, но с честью;

И рой наездников полка

На мусульман ударил местью.

Враги смешались, дали тыл –

И поле трупами покрыли,

И русский знамя водрузил,

Где греков праотцы громили».

1822

Боян

«На брег Днепра, разбив болгар,

Владимир-Солнце возвратился

И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр,

На шумном пиршестве с друзьями веселился…»

1821

Богдан Хмельницкий

«Средь мрачной и сырой темницы, куда украдкой проникал,

Скользя по сводам, луч денницы

И ужас места озарял, -

В цепях, и грозный и угрюмый,

Лежал Хмельницкий на земле;

В нем мрачные кипели думы

И выражались на челе…»

1821

Иван Сусанин

«Куда ты ведешь нас?..не видно ни зги! –

Сусанину с сердцем вскричали враги. –

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!»

1822

4.2 Агитационно-сатирические песни

Разделяя полностью убеждение Пушкина, что «никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли, Рылеев с 1823 года в содружестве с А. Бестужевым начинает писать агитационно-сатирические песни для распространения их в воинских частях, среди трудящегося люда. Если стихам, которые Рылеев обращал к образованной части общества, были присущи некоторая торжественность стиля, а порой и известный архаизм языка («К временщику»), то его агитационные песни были образцом простоты и народности и по словарю, и по ритмике. Устное творчество, народные солдатские песни – та основа, на которую они опирались. Резко протестуя против крепостного права, произвола чиновников, непосильных налогов, авторы песни откровенно намекают на необходимость революционной борьбы за права народа:

«А что силой отнято,

Силой выручим мы то».

«Царь наш – немец русский –

Носит мундир узкий.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Царствует он где же?

Всякий день в манеже.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!

Прижимает локти,

Прибирает в когти.

Ай да царь, ай да царь,

Православный государь!..»

1823

«Ты скажи, говори, Как курносый злодей

Как в России цари Воцарился по ней -

Правят. Горе!

Ты скажи поскорей, Но господь, русский бог,

Как в России царей Бедным людям помог

Давят. Вскоре».

Как капралы Петра

Провожали с двора

Тихо.

А жена пред дворцом

Разъезжала верхом

Лихо. Между 1822 и 1825

4.3. Лирика

Работая над своими думами, поэмами, песнями, Рылеев никогда не изменял полностью ни лирике, ни гражданского характера стихотворениям, которыми начал свой путь поэта. В годы, предшествующие восстанию, он пишет «На смерть Байрона, в котором славит поэта как борца с тиранией, пожертвовавшего жизнью за свободу угнетенного народа – греков; стихотворение, адресованное В.Н.Столыпиной, одушевленное идеей раскрепощения отчизны; «На смерть Чернова», прославляющего героя, боровшегося с пороком, носителем которого является человек из высшего общества.

«На смерть Байрона»

«О чем средь ужасов войны

Тоска и траур погребальный?

Куда бегут на звон печальный

Священной Греции сыны?

Давно от слез и крови взмокла

Эллада средь святой борьбы;

Какою ж вновь бедой судьбы

Грозят отчизне Фемистокла?..

Когда он кончил юный век

В стране, от родины далекой,

Убитый грустию жестокой,

О нем сказал Европе грек:

«Друзья свободы и Эллады,

Везде в слезах в укор судьбы;

Одни тираны и рабы

Его внезапной смерти рады».

Вере Николаевне Столыпиной

«Не отравляй души тоскою,

Не убивай себя: ты мать;

Священный долг перед тобою

Прекрасных чад образовать.

Пусть их сограждане увидят

Готовых пасть за край родной,

Пускай они возненавидят

Неправду пламенной душой;

Пусть в сонме юных исполинов

На ужас гордых их узрим

И смело скажем: знайте, им

Отец Столыпин, дед Мордвинов».

1825

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой,

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить,

Хотела ты покой целебный

В взволнованную душу влить.

Твое отрадное участье,

Твое вниманье, милый друг,

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг…»

1824 или 1825

3. Поэмы

«Войнаровский» - единственная из законченных Рылеевым поэм. Центральное место в ней отведено рассказу сосланного в Якутск после разгрома Мазепы Войнаровского и его злоключениях. Обманутый Мазепой, скрывшим от него свои властолюбивые замыслы, Войнаровский рисуется Рылеевым и после поражения Мазепы все еще до конца не осознавшим антинациональную направленность его восстания.

«Он скромен был от юных дней, -

И, странник, повторю: не знаю,

Что в глубине души своей

Готовил он родному краю.

Но знаю то, что, затая,

Любовь, родство и глас природы,

Его сразил бы первый я,

Когда б он стал врагом свободы».

Поэма была расценена современниками писателя как несомненная творческая удача. Вскоре после переезда Рылеева в Петербург в его жизни произошли два важных события: он был принят по рекомендации А.Дельвига в Вольное общество любителей россиской словесности, объединявшее оппозиционно настроенных литераторов, и состоялось его знакомство с Пушкиным.

Сохранилось несколько писем Рылеева к Пушкину и три письма Пушкина к Рылееву. Письма Пушкина свидетельствуют о том, что он с большим интересом и пристальным вниманием следил за поэтическим ростом Рылеева. Из письма А.С.Пушкина Рылееву: «Думаю, ты уже получил замечания мои на «Войнаровского». Прибавлю одно: везде, где я ничего не сказал, должно подразумевать похвалу, знаки восклицания, прекрасно и проч.». одобрение Пушкина было чрезвычайно важно для Рылеева. Высокую оценку дал Пушкин и напечатанному в журнале «Северная пчела» отрывку из задуманной Рылеевым новой поэмы «Палей».

Отрывок из первой части поэмы «Войнаровский»:

«В стране метелей и снегов,

На берегу широкой Лены,

Чернеет длинный ряд домов

И юрт бревенчатые стены.

Кругом сосновый частокол

Поднялся из снегов глубоких,

И с гордостью на дикий дол

Глядят верхи церквей высоких;

Вдали шумит дремучий бор,

Белеют снежные равнины,

И тянутся кремнистых гор

Разнообразные вершины…»

Единственная из законченных Рылеевым поэм. Между 1822 и 1825 содружестве с А. народа, особый интерес

5. Заключение

Рылеев – первый русский поэт, выступивший с оружием в руках против самодержавия. Его слова никогда не расходились с делами.

Не только тематика и идейная направленность рылеевских произведений, но и его художественная манера выделяли Рылеева среди поэтов первой четверти Х I Х века. Для его стиля характерны, с одной стороны, романтическая приподнятость, с другой – глубокая серьезность, обусловленная его непоколебимой верой в правоту своей жизненной позиции, своего дела.

Писательская жизнь Кондратия Федоровича Рылеева длилась лишь одно пятилетие. Она оборвалась в ту пору, когда он прочно вышел на самобытную поэтическую дорогу. Рылеев обладал исключительным обаянием, редкой притягательной силой. Обаяние, непоколебимая вера в то, что «надеждам» на уничтожение крепостного права, на революционное преобразование родины будет «исполненье», поэтическая, юношеская дерзость сделали его не только вождем, но и душой Северного общества.

«Рылеев был поэтом общественной жизни своего времени. Хотя он и сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин», - но нельзя не признать в нем столько же поэта, как и гражданина. Страстно бросившись на политическое поприще, с незапятнанной чистотой сердца, мысли и деятельности, он стремился высказать в своих поэтических произведениях чувство правды, права, чести, свободы, любви к родине и народу, святой ненависти ко всякому насилью…» - так писал о нем Огарев в своем предисловии к «Думам».

Уйдя рано из жизни, Рылеев многое из того, что мог и хотел сказать, не успел… Но и то, что он оставил, рисует нам замечательный образ поэта-борца, одного из тех славных русских патриотов, о которых можно сказать словами А. Герцена:

«Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».

Работая над рефератом по теме «Культурное наследие декабристов», я узнал много для себя нового. Меня поразила глубина мысли и сила духа поэта Кондратия Федоровича Рылеева. Стихи, думы, поэмы и песни Рылеева, запечатлевшие несгибаемый образ поэта-революционера, волнуют каждого, кто прикоснулся к его творчеству. Знать, на что идешь и думать, что проиграешь, но на твоем примере потомки не повторят твои ошибки, это можно назвать мужеством. Так любить свою родину, как декабристы, не каждому дано в настоящее время.

6. Источники информации:

    Школьная энциклопедия. История России XVII - XIX века. Издательство «Лома-Пресс Образование» 2003 год.

    Декабристы. М.В.Нечкина. Издательство «Наука» 1984 год.

    К.Ф.Рылеев. Избранное. Издательство «Детская литература» 1972 год.

104190 Гладкова О

Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, В.П.Полухиной и др., на учебник В.Г.Маранцмана. Урок может быть проведен в 9 классе в рамках программы или как урок внеклассного чтения. Используется учебное пособие Соколова Я.В. “Граждановедение”.

Оформление урока: портрет К.Ф.Рылеева, иллюстрация с картины художника Делакруа.

“Свобода”, музыкальный этюд Шопена, на доске записаны тема урока и эпиграф, демонстрационные материалы.

Предварительная подготовка к уроку : учащиеся получают задания на карточках, готовят к выразительному чтению предложенные произведения, работают со словарями и справочной литературой.

Цели урока .

  • Сформировать у учащихся представление о социально-нравственных категориях “гржданственность” и “патриотизм” как ведущих идеях творчества Кондратия Рылеева.
  • Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию, видоизменять её, исходя из целей коммуникативного взаимодействия.

Урок-размышление на тему: “Я не ПОЭТ, а ГРАЖДАНИН.”

О так! Нет выше ничего
Предназначения поэта:
Святая правда-долг его,
Предмет-полезным быть для света.

К.Рылеев.

Ход урока.

1.Организационный момент . Учащиеся разделены на микрогруппы (по 3-4 чел.). Каждая группа получает задание на карточке.

2.Слово учителя.

Граждане Российской Федерации! Могу ли я сегодня на уроке ко всем обратиться с этим обращением? Какие значения слова “гражданин” Вам известны? Вы, наверно, слышали о герое, принявшем смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.

Означает ли это, что гражданин-только выдающаяся личность, или солдат, павший на полях сражений за Отечество,или талантливый художник, или певец? Так кто такой гражданин? Над этими и другими вопросами я приглашаю Вас поразмышлять.

3. Словарь урока. О гражданине.

Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений.

Задания : поработайте в микрогруппах и ответьте на вопросы.

  • Какие значения слова “гражданин” вам известны?
  • Что означает “быть достойным сыном Отечества”?
  • В чем отличие Гражданина (с большой буквы) и гражданина по рождению?

Задание группе лингвистов : поработайте с разными словарями русского языка и подготовьте справку о значении слова “гражданин”

Информация для учителя. В словаре В.И.Даля слово “гражданин” обозначает:

Человек как городской житель;

Человек как член общины;

Каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова значения дополняются следующими:

Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенного совокупностью политических и иных прав;

Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения;

В “Словаре современного русского литературного языка” есть значения:

Гражданин-человек,служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе;

Невоенный;

Нецерковный.

В “Этимологическом словаре” Н.М.Шанского можно найти информацию об истории слова: заимствовано из стар.-слав. языка, где “гражданинъ” словообразовательная калька из греческого, буквально – “житель города”. Современное значение от Радищева.

Задание группе литературоведов .Вспомните ранее изученные произведения М.Ломоносова, Г.Державина, А.Радищева и ответьте на вопрос, каковы литературные традиции становления и развития темы патриотизма в русской литературе XVIII века?

Информация для учителя. Одним из первых, кто пропагандировал гражданственность поэзии, её воспитательную функцию и определил роль поэта как гражданина, был Антиох Кантемир: “Всё, что я пишу, - пишу по должности гражданина”, “…не писать мне нельзя: не могу стерпети”.

В лиетературе XVIII века в творчестве Державина и Ломоносова разрабатывалась тема патриотизма, прославления могущества русского государства. Но неразвитость общественной жизни обусловила ограниченность значения слова “патриот”. Александр Радищев вносит понимание влияния общественной среды на характер, признание активного начала человеческой личности. Он же вносит элемент гражданственности.

В книге “Путешествие из Петербурга в Москву” в главе “Спасская полесть” Прямовзора говорит: “Ты познаёшь верных своих подданных, которые вдали от тебя не тебя любят, но любят отечество; которые готовы всегда на твоё поражение, если оно отмстит порабощением человека. Но не возмутят они гражданского покоя безвременно и без пользы”.

Вразумляющая интонация Фонвизина, беспошадная аналитическая проза Радищева, смелая поэзия Державина столь разные, столь одинаковые в одном – самое главное в их творчестве забота о судьбе страны поставлена превыше всего.

Вывод: в формулировке темы нашего урока слово “гражданин” противопоставлено слову “поэт”. Будучи декабристом, Рылеев ставит целью своего творчества – воздействие с помощью поэзии на молодое поколение, воспитание юношества в духе патриотизма и гражданства. Логическое ударение падает на слово гражданин, подчёркивая особую значимость понятия. Употреблякется слово в значении “гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе” (высок).

4. Подготовка к восприятию нового материала .

“На грани двух столетий

На переломе двух эпох…” рождалось новое время.

Начало XIX века. Время рождало новые идеи, создавало новое эстетические идеалы. Мы говорим 14 декабря 1825 года, время декабристов, но вкладываем в эти слова наше книжное понимание. Воздух времени, его краски, черты – всё это почти потеряно для нас. В качестве свидетельств об этом времени остались искусство, история, воспоминания современников. Свобода, неукротимость, вечное несогласие с окружающей действительностью – вот признаки новой эпохи. Они нашли своё воплощение в музыке Шопена.

(Звучит фрагмент “Революционного этюда” Шопена).

Это произведение и будет музыкальным эпиграфом к нашему уроку.

Бурный порыв, трагическое отчаяние, решимость и обречённость, энергия и одиночество запечатлены на картине французского художника Делакруа “Свобода”. Пусть эта иллюстрация будет зрительным эпиграфом урока.

Одними из первых на призывы времени откликнулись декабристы. “Я помню, как ударял, словно колокол… серьёзный стих Рылеева и звал на бой и на гибель, как зовут на пир”, - отзывался А. Герцен о стихах Кондратия Рылеева. Именно декабристы-поэты формировали новый эстетический идеал гражданина, продолжая литературные традиции предшественников.

Мы обратимся к поэзии К. Рылеева, постараемся, проанализировав его произведения, раскрыть ценральный образ – героя–борца, патриота и гражданина. Этот образ и определён в художественной формуле Рылеева о предназначении поэта, этой строкой мы обозначили тему нашего разговора: “Я не Поэт, а Гражданин”.

5. Аналитическое чтение стихотворений .

Задание. Используя тексты предложенных произведений К.Рылеева, определите и укажите стержневые качества героя-борца и сопоставьте с фактами жизни поэта. Соответствует ли декабристский идеал гражданина Вашим представлениям о гражданине сегодняшних дней? Результаты работы оформите в виде таблицы.

Группа аналитиков,историков, литературоведов.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение “Гражданин”. Вопросы: почему своё время поэт называет “роковым”? В чём видит поэт долг гражданина? Охарактеризуйте образы “переродившихся славян”, образ гражданина и др. Что общего между автором и его героем?

Информация для учителя . 27 ноября 1825 года на квартире Рылеева проходят постоянные совещания. Рылеев критично оценивает ситуацию, находит её безрадостной. Он проявляет находчивость, настойчивость, намечает практические меры. Его пламенные речи увлекают одних, подбадривают растерявшихся, обливают презрением испугавшихся. Незадолго до восстания поэт пишет знаменитое стихотворение “Я ль буду в роковое время…” В нём наиболее ярко пропагандируется образ героя-борца. Этот человек самоотверженно борется за свободу, является образцом гражданской доблести, имеет целеустремлённый героический характер. Этому образу противопоставлены образы “переродившихся славян”. Это те, кто отступил и от политической борьбы, проводит жизнь свою в сладострастиях, забыл гражданский долг, утратил мужество, общественно пассивен.

Стихотворение обращено не к узкому кругу лиц, а ко всему поколению. Отсюда и агитационный строй, декламационная интонация. Это речь оратора, трибуна, проповедуещего свои политические убеждения. Слова избираются не в соответствии с их предметной точностью, а для того, чтобы они служили средством гражданской оценки.

Вывод: слова для таблицы – борец за свободу, оратор, целеустремлённый, имеет героический характер.

Карточка №2

Прочитайте стихотворение “Стансы” (“Не сбылись, мой друг, пророчества…”), главу “Исповедь Наливайки” из поэмы “Наливайко”.

Вопросы: какие черты героя-борца раскрыты в этих произведения? Как соотносятся они с чертами характера поэта?

Информация для учителя . В ночь с 13 на 14 декабря заговорщики собрались на квартире Рылеева, здесь окончательно был выработан план действий. Офицеры должны были рассыпаться по казармам и вести поднятые воиска на Сенатскую площадь. “Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Бестужев. – Речь его текла,как огненная лава. Я любовался им, сидя в стороне. Разошлись под утро. Молодой поэт Одоевский с восхищением воскликнул: “Умрём, ах, как славно мы умрём!” Только Рылеев был серьёзен. Он сдержанно сказал одному из друзей: “Да, мало видов на успех, но всё-таки надо начать: начало и пример принесут плоды.” Осознавая неудачу восстания, декабристы не испугались, а пошли на жертву ради потомков, с мыслью о новых поколениях. Не желание пострадать, не эффектная поза, а осознание жертвенности, исключительная честность, мужество и отвага – вот что руководило декабристами.

Отрывок из поэмы :

Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На угнетателей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, -
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!

Вывод : отсутствие тщеславия, желания славы чужды герою стихотворения и Рылееву. В элегии “Стансы” слышатся горькие жалобы героя на “горький жребий одиночества”, потому что люди разочаровали поэта:

Все они с душой бесчувственной,
Лишь для выгоды своей
Сохраняют жар искусственный
К благу общему людей.

Слова для таблицы: одиночество, отсутствие тщеславия и желания славы, жертвенность, честность.

Карточка №3.

Задание. В стихотворениях “К.N.N.” (Ты посетить, мой друг, желала…), “Вере Николаевне Столыпиной”, в поэме “Наливайко” в главе “Ты друг давно мне, Лобода”, проследите, каковы переоценки представлений о дружбе, о семье, о любви в творчестве Рылеева.

Информация для учителя . Декабристское понимание гражданской доблести, “любви к общественному благу” было связанно с требованием подчинить все чувства, всю жизнь единой цели. В стихотворениях происходит переоценка традиционных представлений. В “Элегии” (1824) мы читаем:

Исполнились мои желания,
Сбылись давнишние мечты,
Мои жестокие страдания,
Мои любовь узнала ты…

Но герой-борец должен подчинить страсть, сомнения, колебания, слабости души великой идее.

Мне не любовь твоя нужна,
Занятья ждут меня иные…
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь ни как не идёт на ум:
Увы! Моя отчизна страждет, -
Душа в волнении тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

В поэме, обращаясь к Лободе, словами Наливайки, Рылеев определяет своё понимание долга семьянина и гражданина:

Но ты отец, но ты супруг,
А уж давно пора, мой друг,
Быть не мужьями, а мужами…
Нет не одна к жене любовь
Мой ум быть осторожней учит…

“Священный долг матери” герой видит в том, что она должна:

Прекрасных чад образовать…
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой.

Вывод : эти строки придают интимной лирике гражданский характер, превращая в страстный призыв.

Слова для таблицы: отказ от семьи, от любви, уметь подчинить индивидуальное общей идее.

6. Подведём итоги .

Щекотливое это дело – пытаться оспорить показания современников, даже если они получены из вторых рук. “Рылеев пришёл вовремя, - сказал литературовед Ю.Верховский и продолжил, - Рылеев-средоточие гражданской поэзии, как она могла наиболее цельно выразиться в условиях времени, среды, её идеологии и художественного вкуса”. Итак, давайте представим в таблице результаты наших исследований.

Эстетический идеал, ваш идеал гражданина в поэзии Рылеева:

    • борец за свободу
    • целеустремлённость характера
    • оратор
    • гражданин-поэт
    • отсутствие тщеславия
    • жертвенность
    • честность
    • одиночество
    • отказ от любви
    • подчинение индивидуального общей идее
    • забота об общественном благе.

Задание: заполните 2 графу таблицы, впишите те чувства человека, которые на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими. Сравните наблюдения и напишите небольшое эссе “Что требуется для того, чтобы быть полезным обществу и государству?” (Эта тема сочинения была предложена А.Ульянову).

7. Перспектива развития темы. Для продолжения разговора приглашаю тех, кто увлечён литературой, кому тема нашего разговора интересна. Предлагаю обдумать следующие положения:

– Гоголь является образцом писателя-гражданина своей страны.

– Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Н.Некрасов “Поэт и гражданин” (1856)

– В дни революции быть Человеком, а не гражданином…

М.Волошин 1925.

– Поэт в России – больше, чем поэт,
В ней суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко 1965.

Список использованной литературы.

  1. Вересаев В. “Спутники Пушкина”. М., “Советский спорт”, 1993г.
  2. Марков А. “Кондратий Рылеев”. (Поэма в журнале “Огонёк” №38-39, 40 за 1980г.).
  3. Марич М. “Северное сияние”
  4. Радищев А. “Путешествие из Петербурга в Москву”, М., Московский рабочий, 1959.
  5. Рылеев К. “Русская поэзия XIX-начала XX века.”, М., “Художественная литература” 1987.

ПРИМЕЧАНИЕ

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ. Я НЕ ПОЭТ, А ГРАЖДАНИН

Говоря о творчестве Кондратия Рылеева – литератора, общественного деятеля, декабриста, – сразу следует отметить то, что отмечали и он сам, и его современники, в частности, Пушкин: художественные особенности его поэзии незначительны. Тем не менее, Рылеев не только внес свой вклад в наследие русской литературы, но в значительной мере на века вперед сформировал общественную гражданскую мысль относительно роли поэта в русском обществе.
Примечательно в этом смысле одно из немногих стихотворений Кондратия Рылеева, которые условно можно отнести к любовной лирике – послание

Ты посетить, мой друг, желала
Уединенный угол мой,
Когда душа изнемогала
В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный
Хотел страдальца оживить,
Хотела ты покой целебный
В взволнованную душу влить.
<…>
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею;
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
<…>
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

Это стихотворение Кондратия Рылеева адресовано Теофании Станиславовне К., которой он был увлечен в 1824-25 годах. Но в то же время это был период его активной гражданской деятельности в атмосфере обсуждений будущего России во всевозможных тайных обществах. В одно из них – Северное – Рылеев был принят в 1823 году. В этом же году вместе со своим близким другом – также будущим декабристом – Александром Бестужевым он начал выпускать литературно-публицистический альманах «Полярная звезда», ставший рупором идей декабристов. Здесь Рылеев публиковал свои стихотворения и думы. Так же «Думы» Рылеева были выпущены отдельным изданием в 1825 году, в них можно найти такие исторические имена, как Димитрий Донской, Ермак, Петр Великий. Но именно в думах Пушкин не увидел ни характеров, ни исторической правды – лишь схематические однообразные сюжеты, использованные автором для выражения собственных идей.

Рылеев болезненно воспринял эту критику, но, тем не менее, принял ее с достоинством. А свою авторскую позицию предельно четко выразил не только в критических статьях, но и в поэтической форме, в частности, в послании к Бестужеву:

Хоть Пушкин суд мне строгий произнес
И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,
Но от того, Бестужев, еще нос
Я недругам в угоду не повесил.

Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!
<…>
А вот и отрывок из в первую очередь подвергшейся критике неоконченной думы Кондратия Рылеева «Исповедь Наливайки», которая, надо сказать, несмотря на пушкинскую оценку, оставила свой след в русской литературе (достаточно вспомнить, что строки Рылеева «Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?» взяла эпиграфом к стихотворению, посвященному декабристам, графиня Ростопчина, а впоследствии эти строки стали крылатыми):

<…> угрюм, суров и дик мой взор,
Душа без вольности тоскует.
<…>
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!..

Причину неприятия Пушкиным дум Рылеева хорошо объяснил впоследствии Николай Огарев, который стал идейно-эстетическим последователем поэта-декабриста: «Пушкин, с своей всеобъемлющей впечатлительностью, не мог понять исповеди Наливайки; публика поняла ее и откликнулась. Пушкин искал образа казацкого вождя, чтоб быть вполне удовлетворенным этим отрывком, и не находил его – и был прав; он только забыл в заглавие поставить: исповедь Рылеева, и тогда бы удовлетворился».

И действительно, не только эту думу, но вообще любое стихотворение Кондратия Рылеева можно считать его личной исповедью, его идеологическим, эстетическим, философским манифестом, где поэзия – всего лишь сильная форма подачи гражданской мысли:

Как странник грустный, одинокий,
В степях Аравии пустой,
Из края в край с тоской глубокой
Бродил я в мире сиротой.

Уж к людям холод ненавистный
Приметно в душу проникал,
И я в безумии дерзал
Не верить дружбе бескорыстной.
Незапно ты явился мне:
Повязка с глаз моих упала;
Я разуверился вполне,
И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.

Прими ж плоды трудов моих,
Плоды беспечного досуга;
Я знаю, друг, ты примешь их
Со всех заботливостью друга.
Как Аполлонов строгий сын,
Ты не увидишь в них искусства:
Зато найдешь живые чувства, –
Я не Поэт, а Гражданин.

Это послание также адресовано самому близкому другу Рылеева – Александру Бестужеву, и написано оно в тот же активный период формирования новой гражданской мысли – в 1823-24-м годах. «Живые чувства», благородный пафос, которыми наполнено творчество Кондратия Рылеева – это не просто художественное поэтическое средство: он и в жизни был таким же страстным, прямым и благородным, и эти качества отмечали многие его современники: «В его взгляде, в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна», – писал о Рылееве барон Розен. А декабрист Николай Бестужев, старший брат Александра, утверждал, что Рылеев «готов был на всякую жертву для друга». Примечательно, что будучи признанным радикалом в среде декабристов, он возражал против кровавых сценариев переобустройства российского общества.

Жизнь Кондратия Рылеева была короткой, но яркой и последовательной в его стремлении служить общественному благу. Родился поэт и декабрист 18 (29) сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье Федора Рылеева, управляющего делами князя Голицина. Отец был семейным деспотом, и мать, желая избавить сына от его жестокости, поспешила в 1801 году определить Кондратия в кадетский корпус. Здесь он впервые начал пробовать себя как стихотворец. В 1814 году стал офицером конной артиллерии, в этом же году, а затем в 1815 совершал походы во Францию. В 1818 году вышел в отставку, в 1820 году женился, после женитьбы переехал в Петербург, и здесь вошел в круг литераторов. Немаловажную роль в этом сыграла его сатирическая ода того же 1820 года «К Временщику», не только недвусмысленно высмеивающая Аракчеева, но и предсказывающая народный гнев, готовый вылиться в восстание против тирании:
<…>
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть…
Не зная о своем ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье,
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь:
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он – что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довел до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты…
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Все трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство!

В 1821 году Рылеев был принят в «Вольное общество любителей российской словесности», а также стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В этом же году от дворянства он был избран заседателем уголовной палаты, и на этом поприще прославился своей неподкупностью и стремлением к справедливости, невзирая на чины и звания.

Примером пламенного служения общественному благу был и для него, и для многих его современников Джордж Гордон Байрон – английский поэт, весть о смерти которого в апреле 1824 года из Греции, куда тот отправился для участия в освободительном движении, потрясла многих. «На смерть Бейрона» откликнулся и Рылеев, в который раз сформулировав свое понимание предназначения поэта:
<…>
Царица гордая морей!
Гордись не силою гигантской,
Но прочной славою гражданской
И доблестью своих детей.
Парящий ум, светило века,
Твой сын, твой друг и твой поэт,
Увянул Бейрон в цвете лет
В святой борьбе за вольность грека.
<…>
Исчезнут порты в тьме времен,
Падут и запустеют грады,
Погибнут страшные армады,
Возникнет новый Карфаген…
Но сердца подвиг благородный
Пребудет для души младой
К могиле Бейрона святой
Всегда звездою путеводной.

Британец дряхлый поздних лет
Придет, могильный холм укажет
И гордым внукам гордо скажет:
«Здесь спит возвышенный поэт!
Он жил для Англии и мира,
Был, к удивленью века, он
Умом Сократ, душой Катон
И победителем Шекспира.

Он все под солнцем разгадал,
К гоненьям рока равнодушен,
Он гению лишь был послушен,
Властей других не признавал…
<…>

Проявив себя как организатор и активный участник восстания 14 декабря 1825 года, Кондратий Рылеев вошел в число пяти декабристов, приговоренных к казни «вне разряда». Документы свидетельствуют, что находясь под арестом и давая показания, Рылеев брал всю ответственность на себя, оправдывая товарищей и возлагая надежды на милость к ним императора. Он оказался одним из трех несчастных, под которыми 13 (25) июля 1826 года во время повешения оборвалась веревка…

В истории России этот факт всегда служил поводом для отмены казни. Но не в этот раз: слишком опасными представлялись Николаю I те идеи, которые внедряли заговорщики в общественное сознание. Троих казнили повторно. Как признали и современники, и историки – тогда в России впервые судили не за деяния, а за убеждения. И влияние этих убеждений было сильнее оттого, что они выражались не только в форме деклараций и манифестов, а в художественной, доступной широкому читателю, форме. И роль Кондратия Рылеева в становлении гражданской мысли в России трудно переоценить: именно в этом он видел истинное предназначение поэта, много позже эхом отозвавшееся в творчестве поэтов-шестидесятников двадцатого столетия: «Поэт в России больше, чем поэт»...

Виктория ФРОЛОВА

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства “пользы”, утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: “Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя”. Заметим – “по своему высшему, свободному свойству”

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу “священный дар” поэта, его поэзия, не старея,

Всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. “Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

К этим “истинным поэтам” принадлежали

Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился “более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг. В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила”

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева – “Я не Поэт, а Гражданин”, но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил “Войнаровского” именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть “живые чувства”.

Гоголь, писал о Пушкине: “Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, – что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе”. “Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его” .

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы “Войнаровский” Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, – Я не Поэт, а Гражданин.

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам “Евгения Онегина “, в котором писал: “Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, – то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”.

Сочинения по темам:

  1. Это – единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную...
  2. Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин,...

«Я не поэт, а гражданин…»

Урок, посвящённый жизни и творчеству

Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795 – 1826 г.г.)

Цель: раскрытие понятия революционного романтизма на примере гражданской лирики Рылеева; обучение анализу поэтического текста; воспитание гражданской позиции на примере жизни К.Рылеева.

Заплатимте тому презрением

Холодным,

Кто хладен может быть

К страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель

Жизни человека,

Постичь дух времени

И назначенье века.

Кондратий Рылеев

Ход урока

Учитель. Ранний час 13 июля 1826 года. Едва забрезжил дождливый рассвет, Петербург стал просыпаться, Группы людей встали на Троицком мосту, на узком берегу у крепости. Чьи-то тёмные тени качались в яликах на Неве, Люди видели, как с Адмиралтейской стороны привезли виселицу на нескольких ломовых извозчиках. Войска уже стояли на местах дугою.

Пятерых вывели на казнь . Кандалы, надетые ещё ночью, мешали двигаться. Они увидели сумеречный рассвет и самое страшное – виселицу…

Их заставили надеть длинные белые рубахи с нагрудниками, на которых было написано «Цареубийца». Палач натянул колпаки на лица, надел петли. Забили барабаны, «как для гонения сквозь строй». Для двоих прервался бой барабанов. Трое, упав на помост, услышали его снова.

Свидетели запомнили, как кто-то в окровавленном колпаке, поднимаясь, крикнул:

Обрадуйте вашего государя, что его желание исполняется, вы видите, мы умираем в мучениях…

«Операция была повторена и на этот раз свершилась удачно»,- доносил начальник кронверка.

Одним из казнённых был Кондратий Фёдорович Рылеев. Чем же он так был страшен властям, какую опасность таил в себе этот человек?

1-й ученик. Рылеев родился в семье отставного подполковника, происходившего из старинного дворянского рода. В шесть лет он, в сущности, стал сиротой при живых отце и матери. В шесть лет его отдали в Первый кадетский корпус, м можно только поражаться, как без любви и дружества в пучине армейской муштры этот человек сформировался в поэта, героя и вождя. Архивы сохранили нам письма юного кадета к отцу – жестокому, скупому холодному человеку.

«Дражайший родитель! Вот уже почти три года, как не имею я от вас никаких известий. Много писал писем, но не получал на иные ни одного ответа…»

И ещё строчки – из письма к матери, три года спустя:

«О дражайшая матушка! Неужели Бог не слышит те ежедневные, пламенные моления, сопровождаемые током слёз, которые я ежедневно воссылаю к нему! Вы пишете, дражайшая матушка, что не имеется у вас денег, дабы выкупить последнюю фамильную драгоценность, сыновнее сокровище – ваш портрет! Не присылайте лучше ко мне ни копейки, я, право, не нуждаюсь в деньгах, ей-богу, не нуждаюсь, постарайтесь только выручить портрет!..»

2-й ученик. Рылеев провёл в корпусе более двенадцати лет, и каждый день из этих лет Рылеева и ему подобных готовили к верноподданной офицерской службе во имя царя – отечество называлось вторым.

В 1812 году Рылееву семнадцать лет. Само время растило прапорщика Рылеева. В составе конно-артиллерийской бригады он два года (с 1814 г.) провёл за границей.

«Мои лета и некоторый успех в науках, - пишет он отцу, - дают мне право требовать чин офицера артиллерии, чин, пленяющий молодых людей до безумия, и который мне также лестен, но ни чем другим, как только тем, что буду иметь я счастье приобщиться к числу защитников своего отечества, царя и алтарей земли нашей…»

Но уже в 1818 году Рылеев пишет в письме матери: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть…»

На пятом году службы Рылеев подал в отставку, Это решение полностью поддержала его невеста Наталья Михайловна Тевяшова, с которой он встретился в воронежской глуши. Женившись, Рылеев осенью 1819 года переехал к матери в Батово.

3-й ученик. Семьдесят с небольшим вёрст отделяют Батово от Петербурга. Наезжая в Петербург, Рылеев Познакомился с Дельвигом, Глинкой, Булгариным, Пушкиным. Он продолжает занятия литературой, сочинение стихов. В 1820 году петербургское общество было потрясено предерзостной выходкой прапорщика Рылеева, напечатавшего в «Невском зрителе» стихотворение «К временщику». Прототип был настолько узнаваем, что все ожидали наказания смелого поэта. Аракчеев, действительно, подал в суд, но, когда его попросили указать, какие именно строки он принимает на свой счёт, вельможа предпочёл отмолчаться. Перед чтением стихотворения «К временщику» задание классу:

Обратите внимание на средства художественной выразительности, используемые поэтом для достижения цели. Что делает прообраз «временщика» узнаваемым? Почему автор выбирает жанр сатиры?

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником, затем - беседа с классом.

После столь яркой заявки Рылеев привлекает к себе внимание читающей публики, Этому способствовало также совместное с Бестужевым издание альманаха «Полярная звезда», в котором публиковались и сами составители, и басни Крылова, и стихи Пушкина, Вяземского, Баратынского, Жуковского, Дельвига. Несмотря на широкий круг авторов, разнообразие жанров, их объединяло главное – мотив любви к родине и борьбы за её свободу.

В это же время происходит знакомство Рылеева с Пущиным, который и принял его в тайное общество будущих декабристов. Рылеев стал активнейшим участником тайного общества, одним из его руководителей.

Лучше всего, полнее о поэте говорят его стихи.

На партах у ребят – карточки со стихами Рылеева и вопросами к ним. Работа организована по творческим группам (одна карточка на две парты). Ученики читают стихотворения, обсуждают коллективно ответы на вопросы, затем, по мере готовности, отвечают.

Жестокой

Смотри, о Делия, как вянет сей цветочек,

С какой свирепостью со стебелька Сколько частей

Вслед за листочком рвёт листочек в стихотворении?

Суровой осени рука!

Ах! скоро, скоро он красы своей лишится,

Не станет более благоухать;

Последний скоро лист свалится , Каков принцип

Зефир не будет с ним играть. его построения?

Угрюмый Аквилон нагонит тучи мрачны, Какое впечатление

В уныние природу приведёт, остаётся после

Оденет снегом долы злачны,- прочтения?

Твой взор и стебля не найдёт…

Так точно, Делия, дни жизни скоротечной Над чем заставляет

Умчит Сатурн завистливый и злой задуматься?

И блага юности беспечной

Ссечёт губительной косой…

Всё изменяется под дланью Крона хладной:

Остынет младости кипящей кровь;

Но скука жизни безотрадной

Под старость к злу родит любовь!

Тогда, жестокая, познаешь, как ужасно

Любовью тщетною в душе пылать

И на очах не пламень страстный,

Но хлад презрения встречать.

(1821)

Давно мне сердце говорило:

Пора, младый певец, пора,

Оставив шумный град Петра, Ваши впечатления после прочтения?

Лететь к своей подруге милой,

Чтоб оживить и дух унылый, Какое создаётся настроение?

И смутный сон младой души

На лоне неги и свободы, Как вы поняли, о чём стихотворение?

И расцветающей природы

Прогнать с заботами в тиши. Лирический герой – какой он?

Настал желанный час – и с тройкой

Извозчик ухарский предстал,

Залился колокольчик звонкой –

И юный друг твой поскакал…

Едва заставу Петрограда

Певец унылый миновал,

Как разлилась в душе отрада,

И я дышать свободней стал,

Как будто вырвался из ада…

К N N

Ты посетить, мой друг, желала

Уединенный угол мой,

Когда душа изнемогала

В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный

Хотел страдальца оживить, Можно ли назвать это стихотворение

Хотела ты покой целебный элегией?

В взволнованную душу влить.

Твоё отрадное участье, Каким вы увидели лирического

Твоё вниманье, милый друг, героя?

Мне снова возвращают счастье

И исцеляют мой недуг.

Я не хочу любви твоей, Что главное для него в жизни?

Я не могу её присвоить;

Я отвечать не в силах ей,

Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда

Одних прекрасных ощущений,

Ты бурных чувств моих чужда,

Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –

Я не знаком с сим чувством нежным

И оскорбителям моим

Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,

Движеньями души владею;

Не христианин и не раб,

Прощать обид я не умею.

Мне не любовь твоя нужна,

Занятья нужны мне иные:

Отрадна мне одна война,

Одни тревоги боевые.

Любовь никак нейдёт на ум:

Увы! моя отчизна страждет, -

Душа в волненьи тяжких дум

Теперь одной свободы жаждет.

1824 или 1825

А.П.Ермолову

Наперсник Марса и Паллады!

Надежда сограждан, России верный сын, Каким вам представляется тот,

Ермолов! Поспеши спасать сынов Эллады, кому адресовано стихотворение?

Ты, гений северных дружин!

Узрев тебя, любимец славы, Почему так узнаваем генерал

По манию твоей руки, Ермолов, хотя имени его

С врагами лютыми, как вихрь, на бой кровавый в стихотворении нет?

Помчатся грозные полки –

И, цепи сбросивши панического страха, Какими средствами создаёт

Как Феникс молодой, Рылеев образ генерала?

Воскреснет Греция из праха

И с древней доблестью ударит за тобой!..

Уже в отечестве потомков Фемистокла

Повсюду подняты свободы знамена,

Геройской кровию земля промокла

И трупами врагов удобрена!

Проснулися вздремавшие перуны,

Отвсюду храбрые текут!

Теки ж, теки и ты, о витязь юный,

Тебя все ратники, тебя победы ждут…

Весна 1821

Стансы

(К А. Б(естуже)ву)

Не сбылись, мой друг, пророчества

Пылкой юности моей: О чём это стихотворение?

Горький жребий одиночества

Мне суждён в кругу людей. Что печалит героя?

Слишком рано мрак таинственный

Опыт грозный разогнал,

Слишком рано, друг единственный,

Я сердца людей узнал.

Страшно дней не ведать радостных,

Быть чужим среди своих,

Но ужасней истин тягостных

Быть сосудом с дней младых.

С тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с тех пор один брожу

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей…

1824

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья. Каков образ автора

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы, в стихотворении?

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы Кому адресовано

За угнетенную свободу человека. стихотворение?

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

1824

После анализа стихотворений – вывод.

Есть стихотворения агитационные, прокламации. Но когда поэт оказывается во власти высоких чувств, то и его стихи приобретают большую лиричность, наполняются переживаниями героя: тоской, грустью. Заслуга Рылеева в том, что он создал индивидуальный, лиричный образ поэта-гражданина, человека способного переживать все «бедствия своей отчизны», всю мировую несправедливость как личное своё страдание и стремящегося бороться с несправедливостью до конца.