Пономарь профессия. Что должен делать пономарь в храме? Смотреть что такое "Пономарь" в других словарях

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

87 . ра-мо-но-п

Буквально: солнце (ра) вода (мо) не (но) кончаются (п)

Пономарь — солнце Ра и вода не кончаются.

Служитель, ответственный за солнце и воду ? Ответственный за наличие свечей, святой воды, горящее кадило и наличие ладана в храме.

Мутно, но любопытно.

См. статью.

мо - вода, жидкость, влага, внутренний объём,

но - отрицание, отсутствие. Не надо. Запрет. Но не. Недостаток.

п - П-образно. Прямоугольно. Период. Поверхность, поверх, верхний. Импульсно, импульсивно, резко, сразу, внезапно, отчётливо. Очень быстро. Начало, быстро начинать, резко воздействовать.

Начало чего-то. (Если «п» в начале). Конец, резко прекратить. Резко обрывать. (Если «п» в конце слога). Резко закончить, окончательно. Резко обрывать, резко ломать, нарушать.

ра - Р-а = вырванное пространство. Часть пространства. Пространственная деталь. Нечто различимое. Деталь, предмет, сущность, суть, явление, вещество, объект, образование. Детализованное, членённое, заметное, отчётливое, выделяющееся. Конкретное дело (т.к. оно и есть некая сущность, предмет, явление, процесс).

Ра — солнце. Бог Ра.

Нечто различимое.

Статья:

Школьный этимологический словарь русского языка. ПОНОМАРЬ. Заимств. в др. рус. эпоху из ср.-греч. яз., где paramonarios - суф. производное от paramonē «дежурство». Буквально - «дежурный отрок при господине», затем - «церковный служитель».

Хорошее и известное в русском языке слово «парамон», вдруг не понравилось церковникам, прекрасно знавшим греческий. Якобы оно превратилось в непонятно как искажённое «пономарь». Но «па-ра-мо-н» означает: открывающий (па) солнце Ра (ра) и воду (мо) на поверхность (н). «Пономарь» на первый взгляд, ничего не обозначает путного. Если читать его слева направо. Но, если читать «пономарь» справа налево «рамоноп», то получается почти синоним слова «парамон». И оба слова, вдруг, указывают на какую-то иную религию. БВП

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Понома́рь (официально - Парамона́рь ; от др.-греч. παραμοναριος - «приставник», «привратник») - служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам.

Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности парамонаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.

С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально - назначение на должность пономаря благословляется (разрешается) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками (чтецами).

…«Северные двери иногда называются пономарскими не потому, чтобы одни пономари ими входили и выходили: часто диаконы и священники в служении ими ходят, особенно в малом и великом выходах; но эти двери пономарскими называются потому, что вещи, за ними находящиеся, как то: уголья, вода, свечи, вверялись хранению пономарей…

БВП. Если попытаться восстановить исходные смыслы всех вариантов слова пономарь, получим, на мой взгляд, любопытный спектр значений. Смотрите сами. Показываю.

По-но-ма-рь , буквально: всё покрывающий (по) не дающий, запрещающий (но) открывать внутреннего пространства (ма) границу, кромку (рь). Пономарь — всё покрывающий (закрывающий), не дающий, запрещающий открывать границу, кромку внутреннего пространства. Сторож, охраняющий вход.

Па-ра-но-ма-рь , буквально: открывать (па) определённое пространство (ра) запрещает (но) доступ внутрь (ма) границы, кромки (рь). Пономарь (параномарь) — запрещающий открывать определённое пространство, запрещающий доступ внутрь какой-то границы, кромки. Сторож, охранник.

Па-ра-мо-на-ри-ос , буквально: открытое (па) определённое пространство (ра) внутренний объём (мо) доступность (на) проникновения (ри) замечающий, выделяющий (ос). Пономарь (парамонариос) — замечающий доступность проникновения в открытое пространство некоего внутреннего объёма. Отмечающий, замечающий, следящий за доступностью на открытое для верующих посетителей пространство внутри храма. Или сторож.

В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них - пономарство. Пономарь - это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.

В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных - оглашаемых, инаковерующих, еретиков - не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.

В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии - стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он - церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же - нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.

Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.

В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.

В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.

Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.

Стихарь носить мне сразу не благословили. Настоятель дал неделю «подготовки», я впитывал, наблюдал и усваивал информацию. Было это все в первую неделю поста. Непередаваемое чувство страха, радости, благоговения переполняли меня во время постовых богослужений, а песнопения покоряли до глубины души.

Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел - нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.

Алексей Николаенко

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Причт современной православной церкви составляют, помимо священнослужителей, некоторые миряне, несущие различные послушания - чтецы, певцы, уставщики, пономари. О последней категории церковнослужителей мы и поговорим в этой статье.

Этимология

Само слово «пономарь» - это неофициальное обозначение церковнослужителя, который зовется еще «парамонарем» (греческий термин). Последний, более правильный вариант был вытеснен из обихода русской церкви и практически забыт. Переводится он как «привратник», хотя едва ли современные функции пономарей соответствуют этому определению. Но об истории и эволюции пономарского служения мы поговорим чуть позже.

Аналоги пономарского служения

Согласно Типикону, то есть богослужебному уставу православной церкви, пономарь может именоваться также кандиловжигателем, свещеносцем или параекклисиархом. Все эти церковные термины, однако, не употребляются в обиходе. Чаще всего в России пономарей называют просто алтарниками, то есть людьми, несущими широкий спектр обязанностей, связанных с алтарем храма.

История служения пономарей

Привратник, то есть служитель древнехристианской церкви, функции которого выполняет современный пономарь, - это человек, в обязанности которого входило следить за порядком во время совершения богослужения. В определенное время он закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных - оглашаемых, инаковерующих, еретиков, отлученных или кающихся - не смог проникнуть на совершаемую евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане, на которых не наложена епитимия. Кроме того, пономари в древности заботились о сохранности храмового имущества, об его освещении, наблюдали за поведением прихожан, чтобы предотвратить кражи, святотатства и прочее. В особых местах, как, например, на Голгофе или в Вифлееме, пономари дежурили постоянно, чтобы охранять места массового паломничества и оказывать помощь пилигримам.

Обязанности пономарей в наши дни

В настоящее время пономарь - это прежде всего прислужник, основная задача которого - материально-техническое, если можно так выразиться, обеспечение богослужения. В его задачу входит приготовление подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре и прочие обязанности, которые позволяют проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют роль чтецов и помогают этим работе клироса, то есть хора. Во внебогослужебное время на пономарях лежит ответственность за чистоту в алтаре. Исполняют в русской церкви, как правило, прихожане из числа мужчин. Нередко алтарниками становятся дети прихожан. Если мужчин среди прихожан храма не хватает, то для алтарного служения могут быть избраны благочестивые женщины пожилого возраста. В монастырях, понятное дело, часто алтарницами бывают монахини. Но вообще-то вход в алтарь для женщин запрещен, и это делается в качестве исключения. Такая категоричность свойственна русской церкви. В патриархата, например, а также в других в алтаре нередко можно увидеть и девушек, причем также облаченных в стихарь - особое одеяние пономаря. Для России это просто немыслимо.

Как стать пономарем

В древности «поставление в парамонаря» было особым чином. Церемония носила характер хиротесии, то есть полноценного посвящения в церковнослужение. Сегодня эту процедуру редко воспроизводят. Обязанности пономаря в наши дни достаточно тривиальны, чтобы обойтись обычным устным разрешением настоятеля храма. Он же благословляет алтарника на ношение стихаря. Впрочем, при посещении прихода архиереем надлежит получить и епископское благословение. Многие пономари в наше время также испрашивают разрешения на ношение подрясника, что, в принципе, не является церковной традицией, а носит характер местного обычая. Но чтобы стать пономарем, не требуется ничего особенного. Достаточно просто являться постоянным прихожанином храма, участвовать в церковной жизни и иметь хорошую репутацию среди членов общины. В таком случае можно попросить благословения у настоятеля приобщиться к пономарскому служению.

Важно понимать, что современный пономарь - это чаще всего мирянин, которому вверено особое послушание в храме, а не священнослужитель. В крупных храмах, как правило, некоторые алтарники являются штатными, то есть профессиональными. Их работу курирует и организует старший пономарь в храме. Такие люди исполняют свое служение не только по зову сердца и благословению духовника, но и по трудовому договору, соответственно, получают заработную плату. Для них пономарство связано с ежедневным посещением богослужений. Прочие же алтарники появляются на службах только в праздники, воскресенья и тогда, когда сами этого захотят.