Какую роль играют в предложении формообразующие частицы. Частицы и их роль в предложении. Частицы и союзы

Разделы: Начальная школа

Цель:

  1. Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
  2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
  3. Воспитание терпения, умения слушать других.

Ход урока

I. Наблюдение.

На доске текст:

Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!

Проведите наблюдение над записями на доске. Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и разделите их на группы.

Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.

Проверка. Мнения учеников.

Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают дополнительные оттенки значения предложениям текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой стихотворения?

Высказывания детей.

Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?

Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.

Какими эти предложения являются по отношению к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.

Дети делают вывод:

Предложения текста можно разделить на утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем словом, с которым она связана. Определите, к какой части речи относится это слово. Какой вывод можно сделать?

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.

II. Определение темы урока.

Определите тему, задачу и цель урока.

Дети называют тему урока.

Правописание "не" с глаголами.

Задача:

Как писать не с глаголами.

Цель:

Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.

III. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку) :

Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.

Все ли слова понятны в сказке?

Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.

(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)

Определите грамматическое значение слова негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами раздельно, а столкнулись с тем, что не написана слитно с глаголом.

Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?

Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.

Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.

  1. Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
  2. Попробовать убрать "не".

(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)

Чем стала частица "не" в глаголе негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?

Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.

Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.

IV. Закрепление.

Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.

Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:

  1. Определить часть речи.
  2. Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
  3. Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.

Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.

Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка.

Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.

(по времени - работа с учебником: упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)

VI. Итог. Выводы.

VII. Домашнее задание:

Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".

"не" и "ни", приведем примеры их употребления и проследим смысловую зависимость положения частицы в предложении.

Понятие частицы

Прежде чем приступить к объяснению правописания отрицательных частиц "не" и "ни", разберем само понятие частицы. Она является служебной частью речи, которая вносит в текст различные смысловые и эмоциональные оттенки и служит для образования новых форм слова.

Усиление, уточнение, ограничение, указание, отрицание - это все и есть дополнительные смысловые оттенки.

Как употребить "не": примеры

Рассмотрим подробно, как можно употребить отрицательные частицы "не" и "ни".

Они обозначают отрицание действия, предмета и т. п. Но, что обе частицы выполняют функцию отрицания в предложении, их употребление существенно отличается друг от друга. Давайте подробно рассмотрим, когда же пишется частица "не", а когда частица "ни".

"Не" может употребляться в четырех случаях. Во-первых, в качестве основного отрицания слова, к которому она относится по смыслу. Частица "не" может использоваться для того, чтобы придать отрицание только одному члену предложения:

  • Моя сестра сегодня не приедет.
  • Эта встреча состоится не сегодня.

Во-вторых, обратим внимание на тот факт, что частица "не" может использоваться в предложении дважды, причем один раз в сочетании с глаголом «мочь», тогда смысл сказанного приобретает положительный смысл. Рассмотрим примеры:

  • Не могу не ответить на это письмо.
  • Друг сегодня не может не приехать ко мне.
  • Ты не можешь не посмотреть эту телепередачу.

В-третьих, отрицательная частица "не" находится в связке со следующими словами: вряд ли не, вовсе не, едва ли не, чуть ли не . Также приведем примеры:

  • Чуть ли не весь запас зерна остался в ангаре .

В-четвертых, отрицательная частица "не" может встретиться в восклицательных и вопросительных предложениях, которые начитаются с наречий, местоимений, частиц (где только не, как не, кто не):

  • Где только не были разбросаны её вещи!
  • Кто не знает эту новость?
  • Кто не слышал об этом?
  • Куда он только не обращался!

Как употребить "ни": примеры

Теперь рассмотрим употребление отрицательной частицы "ни". Она может употребляться в трех случаях.

Отрицательная частица "ни", в первую очередь, используется для усиления отрицания, а также в сложных предложения с уступительным оттенком значения для того, чтобы усилить смысл сказанного при наличии в предложении "не". Вот как применяется частица "ни", примеры:

  • Вокруг нет ни души.
  • Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест .

Также частица "ни" входит в состав устойчивых сочетаний слов:

  • ни дать ни взять;
  • ни слуху ни духу;
  • ни пуха ни пера;
  • ни с места;
  • ни свет ни заря .

Кроме того, она используется для усиления утверждений в сочетании с местоимениями, наречиями (что ни, кто ни, куда бы ни, где бы ни и т. д.). Рассмотрим примеры того, как употребляется частица "ни" в этих случаях:

  • Куда ни посмотришь, везде цветут пионы.
  • Кто ни взглянет на мою работу, всякий залюбуется.
  • Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

Правописание "не" и "ни": примеры

В статье были изложены правила употребления отрицательных частиц, которые, безусловно, знать нужно, но также необходимо разобрать и правописание частиц "не" и "ни".

При письме, очень часто возникают вопросы - какую же частицу применить в том или ином случае? Каково различение частиц "не" и "ни"? Постарайтесь понять, как важны они в речи, как меняется смысл сказанного от неверного их написания.

Дело в том, что в безударном положении отрицательные частицы "не" и "ни" совпадают в произношении, что может привести к ошибкам в написании. Поэтому необходимо, опираясь на контекст, различать их по значению. Рассмотрим самый простой и действенный способ. Если при прочтении предложения опустить частицу, и смысл предложения изменится на противоположный, то пишется частица «не»:

  • Сергей не выучил уроки (Сергей выучил уроки).
  • Сегодня я не сумела выполнить домашнее задание (Сегодня я сумела выполнить домашнее задание).

А частица «ни» пишется в том случае, когда при ее отсутствии смысл сказанного не меняется. Приведем следующие примеры:

  • Меня не остановят ни горы, ни реки (Меня не остановят горы, реки).

Значение положения частиц в предложении

А сейчас мы приведем пример, как в одном и том же предложении при различном положении частицы НЕ меняется смысл сказанного:

  • Ты не был в Национальном музее.
  • Не ты был в Национальном музее.
  • Ты был не в Национальном музее.

В первом случаи частица «не» стоит перед сказуемым, и все предложение является отрицательным. А во втором и третьем случае отрицается только один факт, а в целом предложение остается утвердительным.

Частица и союзы: примеры

Кроме того, частица «не» входит в состав союзов и Кстати, она пишется раздельно в составе повторяющихся и двойных союзов. Например:

  • В семье нашей царила не то чтобы скупость, а какая-то особая бережливость.

А частица «ни» пишется в отрицательных наречиях и местоимениях в безударном положении слитно (нигде, никакой, никто, ниоткуда ). Приведем пример:

  • Ничто так человек не прячет, как свою мечту.
  • В саду никого (нет никого ).

Помимо сказанного выше сделаем следующие выводы, во-первых, описываемые частицы могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и перед однородными членами. Во-вторых, частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любой структуры, то есть и в простых, и в сложных. Приведем примеры:

  • Ни один путешественник не в силах пройди мимо живительного родника, чтобы не остановиться, не припасть к студеной воде.
  • Родники нужны не только людям, но и зверям.
  • Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой и вкусной воды, как в родниках.

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующему плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: разряд по значению

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).

I. Не - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), отрицательная.

I. лишь - частица

I. только - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

I. бы - частица

II. неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.