Какую роль играют в предложении формообразующие частицы. Частицы и их роль в предложении. Частицы и союзы
Разделы: Начальная школа
Цель:
- Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
- Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Воспитание терпения, умения слушать других.
Ход урока
I. Наблюдение.
На доске текст:
Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!
Проведите наблюдение над записями на доске.
Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по
стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по
стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и
разделите их на группы.
Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.
Проверка. Мнения учеников.
Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают
дополнительные оттенки значения предложениям
текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что
получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой
стихотворения?
Высказывания детей.
Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?
Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.
Какими эти предложения являются по отношению
к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.
Дети делают вывод:
Предложения текста можно разделить на
утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем
словом, с которым она связана. Определите, к какой
части речи относится это слово. Какой вывод можно
сделать?
Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.
II. Определение темы урока.
Определите тему, задачу и цель урока.
Дети называют тему урока.
Правописание "не" с глаголами.
Задача:
Как писать не с глаголами.
Цель:
Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.
III. Создание проблемной ситуации.
А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку) :
Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.
Все ли слова понятны в сказке?
Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.
(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)
Определите грамматическое значение слова
негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите
проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами
раздельно, а столкнулись с тем, что не написана
слитно с глаголом.
Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?
Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.
Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.
- Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
- Попробовать убрать "не".
(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)
Чем стала частица "не" в глаголе
негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?
Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.
Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.
IV. Закрепление.
Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.
Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:
- Определить часть речи.
- Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
- Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.
Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.
Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.
IV. Самостоятельная работа.
V. Проверка.
Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.
(по времени - работа с учебником: упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)
VI. Итог. Выводы.
VII. Домашнее задание:
Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".
"не" и "ни", приведем примеры их употребления и проследим смысловую зависимость положения частицы в предложении.
Понятие частицы
Прежде чем приступить к объяснению правописания отрицательных частиц "не" и "ни", разберем само понятие частицы. Она является служебной частью речи, которая вносит в текст различные смысловые и эмоциональные оттенки и служит для образования новых форм слова.
Усиление, уточнение, ограничение, указание, отрицание - это все и есть дополнительные смысловые оттенки.
Как употребить "не": примеры
Рассмотрим подробно, как можно употребить отрицательные частицы "не" и "ни".
Они обозначают отрицание действия, предмета и т. п. Но, что обе частицы выполняют функцию отрицания в предложении, их употребление существенно отличается друг от друга. Давайте подробно рассмотрим, когда же пишется частица "не", а когда частица "ни".
"Не" может употребляться в четырех случаях. Во-первых, в качестве основного отрицания слова, к которому она относится по смыслу. Частица "не" может использоваться для того, чтобы придать отрицание только одному члену предложения:
- Моя сестра сегодня не приедет.
- Эта встреча состоится не сегодня.
Во-вторых, обратим внимание на тот факт, что частица "не" может использоваться в предложении дважды, причем один раз в сочетании с глаголом «мочь», тогда смысл сказанного приобретает положительный смысл. Рассмотрим примеры:
- Не могу не ответить на это письмо.
- Друг сегодня не может не приехать ко мне.
- Ты не можешь не посмотреть эту телепередачу.
В-третьих, отрицательная частица "не" находится в связке со следующими словами: вряд ли не, вовсе не, едва ли не, чуть ли не . Также приведем примеры:
- Чуть ли не весь запас зерна остался в ангаре .
В-четвертых, отрицательная частица "не" может встретиться в восклицательных и вопросительных предложениях, которые начитаются с наречий, местоимений, частиц (где только не, как не, кто не):
- Где только не были разбросаны её вещи!
- Кто не знает эту новость?
- Кто не слышал об этом?
- Куда он только не обращался!
Как употребить "ни": примеры
Теперь рассмотрим употребление отрицательной частицы "ни". Она может употребляться в трех случаях.
Отрицательная частица "ни", в первую очередь, используется для усиления отрицания, а также в сложных предложения с уступительным оттенком значения для того, чтобы усилить смысл сказанного при наличии в предложении "не". Вот как применяется частица "ни", примеры:
- Вокруг нет ни души.
- Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест .
Также частица "ни" входит в состав устойчивых сочетаний слов:
- ни дать ни взять;
- ни слуху ни духу;
- ни пуха ни пера;
- ни с места;
- ни свет ни заря .
Кроме того, она используется для усиления утверждений в сочетании с местоимениями, наречиями (что ни, кто ни, куда бы ни, где бы ни и т. д.). Рассмотрим примеры того, как употребляется частица "ни" в этих случаях:
- Куда ни посмотришь, везде цветут пионы.
- Кто ни взглянет на мою работу, всякий залюбуется.
- Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.
Правописание "не" и "ни": примеры
В статье были изложены правила употребления отрицательных частиц, которые, безусловно, знать нужно, но также необходимо разобрать и правописание частиц "не" и "ни".
При письме, очень часто возникают вопросы - какую же частицу применить в том или ином случае? Каково различение частиц "не" и "ни"? Постарайтесь понять, как важны они в речи, как меняется смысл сказанного от неверного их написания.
Дело в том, что в безударном положении отрицательные частицы "не" и "ни" совпадают в произношении, что может привести к ошибкам в написании. Поэтому необходимо, опираясь на контекст, различать их по значению. Рассмотрим самый простой и действенный способ. Если при прочтении предложения опустить частицу, и смысл предложения изменится на противоположный, то пишется частица «не»:
- Сергей не выучил уроки (Сергей выучил уроки).
- Сегодня я не сумела выполнить домашнее задание (Сегодня я сумела выполнить домашнее задание).
А частица «ни» пишется в том случае, когда при ее отсутствии смысл сказанного не меняется. Приведем следующие примеры:
- Меня не остановят ни горы, ни реки (Меня не остановят горы, реки).
Значение положения частиц в предложении
А сейчас мы приведем пример, как в одном и том же предложении при различном положении частицы НЕ меняется смысл сказанного:
- Ты не был в Национальном музее.
- Не ты был в Национальном музее.
- Ты был не в Национальном музее.
В первом случаи частица «не» стоит перед сказуемым, и все предложение является отрицательным. А во втором и третьем случае отрицается только один факт, а в целом предложение остается утвердительным.
Частица и союзы: примеры
Кроме того, частица «не» входит в состав союзов и Кстати, она пишется раздельно в составе повторяющихся и двойных союзов. Например:
- В семье нашей царила не то чтобы скупость, а какая-то особая бережливость.
А частица «ни» пишется в отрицательных наречиях и местоимениях в безударном положении слитно (нигде, никакой, никто, ниоткуда ). Приведем пример:
- Ничто так человек не прячет, как свою мечту.
- В саду никого (нет никого ).
Помимо сказанного выше сделаем следующие выводы, во-первых, описываемые частицы могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и перед однородными членами. Во-вторых, частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любой структуры, то есть и в простых, и в сложных. Приведем примеры:
- Ни один путешественник не в силах пройди мимо живительного родника, чтобы не остановиться, не припасть к студеной воде.
- Родники нужны не только людям, но и зверям.
- Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой и вкусной воды, как в родниках.
Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.
Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это ;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).
Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).
Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.
Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующему плану:
I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).
II. Морфологические признаки: разряд по значению
Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
Образец морфологического разбора частицы:
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).
I. Не - частица
II. неизменяемая, модальная (смысловая), отрицательная.
I. лишь - частица
I. только - частица
II. неизменяемая, модальная (смысловая), ограничительно-выделительная.
По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:
I. бы - частица
II. неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"
Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.
Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.
По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).
Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.
Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.
В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.
Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...
Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:
БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);
ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).
Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).
Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.
И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.
Разряды частиц
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса |
Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли |
Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли? |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций |
Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто |
Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть! |
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события |
Вот, вот и, вон, это |
Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания |
Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет |
Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет. |
УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов |
Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и |
Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой. |
УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова |
Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем |
Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов |
Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы |
Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения |
Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь |
Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал. |
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
Будто, будто бы, словно |
Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море. |
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ |
Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо |
Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо. |
СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ |
Якобы, мол, дескать, -де |
Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет! |
Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!
Литература
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.
2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.
3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.
4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.
5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.
6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.
7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.