Атлас новых технологий. Новый атлас профессий от сколково


Знаете ли вы, кто такой “пинспоттер”? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой “резчик льда”? Человек, который во времена, когда не было холодильников, заготавливал лёд. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе – лектор, кондуктор, вахтёр, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что сегодняшним школьникам делать выбор следует с прицелом на будущее.

Посудите сами: совсем недавно такие названия как проектировщик доступной среды, разработчик киберпротезов, архитектор “умного дома”, дистанционный координатор безопасности и тому подобное встречались разве что в фантастических романах. А сейчас этим занимаются тысячи людей по всему миру и их количество будет лишь увеличиваться. Специально для того, чтобы будущее стало ближе, создан “Атлас новых профессий” - альманах перспективных отраслей и профессий, актуальных на ближайшие 15-20 лет. Эта внушительная книга разработана Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления СКОЛКОВО по итогам уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Атлас можно найти на сайте http://atlas100.ru .

В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, - говорит руководитель направления АСИ “Атлас новых профессий” Дмитрий Судаков . – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образовании. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены и многие знания устаревают. Даже учебник много теряет за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования, начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности.


Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. “Атлас новых профессий” как раз даёт возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперёд. Если не делать этого, всем нам придётся жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьёзных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.

Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, - уверен председатель МАН “Интеллект будущего” Лев Ляшко . – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянуть воз, который ему уже давно в тягость. Надо научить детей гибко подстраиваться под реалии времени и стремиться к тому, чтобы работа приносила удовольствие.


Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди “выпускников МАН” – огромное количество успешных учёных, бизнесменов, политиков, руководителей. Кстати, многие из них продолжили своё развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать ещё в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.

Посмотрите на список творческих научных работ, с которыми ребята приехали на фестиваль: “Сравнение литературных произведений и экранизаций”, “Математика в футболе”, “Влияние звука на организм человека”, “Создание топливного элемента на основе карбида кремния”… Кто знает, может быть, кого-то из них ожидает Нобелевская премия?


Юные исследователи берутся за темы вполне взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе: “Диссиденты советской эпохи и Российской действительности: принципы, сходства, различия”, “Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде”, “Технология ведения информационной войны “Окно Овертона”, “Проблемы ювенальной юстиции”. Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения. И нам, взрослым, надо уметь их слышать, помогать, поддерживать.

Кому сказать “спасибо”?

Все участники фестиваля независимо от возраста очень серьезно подходят к выбору будущей профессии и с удовольствием поделились с нами своими рассказами. Каждая из этих историй достойна внимания…

Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10 класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО :

Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы как история, право, обществознание. На самом деле, в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я.


Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10 класса медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой всё равно хочется. Как только появилась возможность, в 9 классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьёт у меня охоту. Но – нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится.

Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трёх.

Ольга ПАТРИНА, учитель математики школы №1, Кондрово, Калужская область :

Профориентационная работа у нас проходит в рамках спецкурса “Выбор профессии”, который стоит в расписании 9-х классов. С помощью специальных тестовых технологий мы выясняем склонности и направленности каждого ребёнка, а также его интересы и предпочтения. Служба занятости поставляет нам сведения о вакансиях и наиболее востребованных профессиях, и на основании всех этих данных мы рассказываем детям о том, кто сейчас нужен стране, где можно этому научиться, что для этого надо уметь, какие предметы изучать более глубоко, и так далее. Возможно, имеет смысл вводить этот курс не в 9-м классе, а раньше. С другой стороны, у нас ведь хорошо организована внеклассная деятельность, кружковая работа, а это тоже профориентация.


Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 “Надежда Сибири”, Новосибирск :

Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырёх лет играю на пианино. Мне интересна и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я познакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор.

Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий :

Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причём не в теоретическом, а именно практическом плане - что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это моё. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня – инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу.


Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область :

Ещё во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители ещё что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, и не собираюсь от этого отказываться. В школе, в основном, никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор, благодаря родителям, а не учителям.

Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан :

Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник ещё в четвёртом классе, когда вдруг захотелось создать что-то своё, собственное. И с тех пор рисую,

придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет.

Разговор на актуальную тему поддержали и взрослые участники форума.


Марина ЧИЖОВА, преподаватель биологии медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Профиль нашего учреждения по умолчанию предполагает, что у нас учатся очень мотивированные дети. Однако это вовсе не значит, что все наши выпускники уходят в медвузы. Да это и не является нашей главной целью. Мы – общеобразовательное учреждение, поэтому стараемся растить всесторонне развитых школьников, а то, что они получают углублённые знания по некоторым предметам, помогает им уверенно сдавать экзамены в самые разные вузы – например, химические, биологические, сельскохозяйственные и так далее. Наша задача – помочь ребятам раскрыть свой потенциал, показать им перспективы роста, дать прочную базу, на которой потом они могут стоить всё, что угодно. Да, с одной стороны, поскольку лицей всё-таки относится к медицинскому университету, мы ориентируем детей на поступление именно туда. С другой, мы ни коим образом не принуждаем их, не ограничиваем в возможности выбора будущего жизненного пути. Мы просто учим их, а попутно на практике показываем, чем занимаются врачи разных специальностей. И там уже дело каждого, понравится это ему или нет.


Андрей МАКУШКИН, доцент кафедры физиологии Института атомной энергетики, Обнинск, Калужская область :

Профориентационную работу, я уверен, нужно начинать не в каком-то определённом классе, а в возрасте, когда он способен понять суть и смысл той или иной деятельности. Но начинать нужно не в школе, а в семье. Родители лучше всех знают своих детей, их склонности, интересы. А потому необходимо предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в том или ином деле. И лучше всего это можно организовать с помощью кружков в школах или домах творчества. А какой-нибудь специальный курс, посвящённый профориентации, занятия, призванные ориентировать на тот или иной род занятий, имеет смысл вводить не раньше 9-10 класса. Да и то – с обязательной возможностью выбирать, строить нестандартные схемы, работать на стыке, чтобы не ограничивать ребёнка-гуманитария только гуманитарными предметами, но заинтересовать его другими науками.

Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам уникальную возможность попробовать, испытать себя в самых разных областях знаний, и предлагает огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс» . На сайте http://future4you.ru вы найдёте список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвящённых «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.

Предисловие................................................

Атлас новых профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Биотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Медицина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Энергогенерация и накопление энергии. . . . . . . . . . . . . . . .

Энергосети и управление энергопотреблением. . . . . . . . . . . .

Наземный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Водный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Авиация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Космос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Новые материалы и нанотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ИТ-сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Добыча и переработка полезных ископаемых. . . . . . . . . . . . .

Строительство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Робототехника и машиностроение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансовый сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Экология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Менеджмент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Социальная сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Индустрия детских товаров и сервисов. . . . . . . . . . . . . . . . .

Профессии-пенсионеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Причины устаревания профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Устаревающие интеллектуальные профессии. . . . . . . . . . . . .

Устаревающие рабочие профессии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Участники форсайт-сессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ

Предисловие

ЧТО зА КАРТы ВНУТРИ, еСлИ ЭТО «АТлАС»?

«Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие

в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия

в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

«Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.

Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим,

чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected] .

КАК РОДИлСя «АТлАС»?

Впервые в России Московская школа управления «СКОлКОВО» и Агентство

стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий» .

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство)

и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.

ФОРСАйТ - ПОДзОРНАя ТРУБА В БУДУщее?

Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

ОСНОВНые ПРИНцИПы ФОРСАйТА:

Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;

Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;

есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подгото-

виться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

Именно исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить.

Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные.

Для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации) – однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы.

ХАРАКТеРИСТИКИ ПРОФеССИй

Для каждой профессии указываются ее ключевые характеристики, такие как:» (и далее уже блоки «горизонт», «тип специализации»и пр.).

гОРИзОНТ ВОзНИКНОВеНИя:

НАВИгАцИя ПО «АТлАСУ»

До 2020 года – профессии, которые

«Атлас новых профессий» состоит из двух

востребованы «завтра». В развитых

странах многие из этих профессий

появились уже сегодня (например,

Первая часть посвящена новым про-

энергоаудиторы, сетевые врачи,

гМО-агрономы и др.). Это профес-

сии, которые будут востребованы

Вторая часть посвящена «професси-

в России в ближайшее десятилетие.»

ям-пенсионерам».

Первая часть посвящена профессиям,

которые будут возникать в ближайшие

После 2020 года – профессии, ко-

годы в наиболее перспективных, высоко-

технологичных и быстрорастущих отраслях

торые потребуются «послезавтра»

российской экономики.

и при благоприятном технологиче-

ском развитии страны и мира. Эти

АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ

профессии сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран.

ТИП СПецИАлИзАцИИ:

Кросс-отраслевая – набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях / на стыке отраслей.

Внутриотраслевая – набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли.

НАДПРОФеССИОНАлЬНые НАВыКИ И УМеНИя

Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность

профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:

Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

Умение управлять проектами и процессами.

Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.

Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

Бережливое производство.

какие вузы России дают базовую подготовку позволяющую через несколько лет оказаться в первом составе специалистов будущего;

какие крупнейшие работодатели

присутствуют на российском рынке в рассматриваемых отраслях, готовятся к внедрению новых технологий и, значит, уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего;

Оценивая состояние рынка труда, кадровые эксперты, как правило, ограничиваются анализом текущей ситуации и прогнозами на ближайшие годы. Между тем, интенсивный технологический рост и ужесточение социальной конкуренции вынуждает людей задумываться о значительно более долгосрочных перспективах своего благополучия и положения в обществе. Вероятность исчезновения отдельных профессий и даже целых отраслевых сегментов далеко не нулевая. Поэтому лучше заранее определиться с запасными вариантами, дополнительными специальностями и возможностями быстрой переквалификации. Облегчить такой выбор поможет «Атлас новых профессий», анонсированный Московской школой управления «Сколково» накануне нового учебного года.

Исследование разделено на два блока — собственно, профессии, которые будут массово востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и профессии, у которых мало шансов на выживание. Под среднесрочной перспективой понимается период до 2020 года, а под долгосрочной — после 2020 года. Прогнозы сделаны без учета возможных военных конфликтов, природных катаклизмов и прочих факторов, способных затормозить или вообще остановить мировое технологическое развитие. Такого рода риски по-прежнему достаточно трудно предсказуемы и интегрируемы в анализ. Тем не менее, судя по материалам исследования, «сколковцы» все же учли ряд глобальных макроэкономических процессов и возможные векторы развития мировой экономики в целом.

Новые профессии

Определяя самые перспективные специальности, создатели Атласа изучили состояние дел в различных отраслях. Рассматривались и относительно новые сферы — такие, как биотехнологии, робототехника, космос, IT-сектор, социальное информационное пространство, экология, и те отрасли, которые будут существовать в любом случае, вне зависимости от того, как будет развиваться человечество дальше: медицина, топливно-энергетический комплекс, транспорт, финансовый сектор, образование, управление, строительство и пищевая промышленность. И принципиально новые отрасли, и уже устойчивые сферы деятельности довольно тесно взаимосвязаны, и их взаимодействие на уровне сегментов лишь усиливается. К примеру, такие обозначенные в Атласе футуристические специальности, связанные с биотехнологиями, как биотрансдуктор, архитектор живых систем, урбанист-эколог, биофармаколог, ГМО-агроном и сити-фермер, уже только своими названиями свидетельствуют о потенциальной востребованности в самых разных отраслях. И если, предположим, урбанисты-экологи будут проектировать «умные» экологичные и энергоэффективные города, то сити-фермер будет обустраивать на крышах высотных зданий небольшие «принебоскребные» хозяйства, в которых будет расти генно-модифицированная сельскохозяйственная продукция, посаженная ГМО-агрономом, в свою очередь, выведенная биотрансдуктором, заместившим небиотехнологические решения биотехнологиями, и спланированная архитектором живых систем. Наверняка пригодится в данном случае и биофармаколог, которые придумает новые не искусственно синтезированные, а биотехнологичные лекарства, в том числе, и от пищевых расстройств.

Достаточно активно взаимодействует с новыми технологиями и медицина, развитию которой в значительной степени способствуют и биотехнологии, и IT-сектор. Благодаря биотехнологическим разработкам и совершенствованию генетики будет улучшаться транспланталогия и, следовательно, появятся такие специалисты, как генетический консультант или биоэтик, обеспечивающий нормативно-правовую и этическую рамки деятельности медицинских учреждений. Соответственно, для обслуживания медицинского оборудования, которое становится все более высокотехнологичным, потребуются такие профессии, как IT-медик, медицинский кибернетик, оператор медицинских роботов и IT-генетик.

В топливо-энергетическом комплексе определяющим трендом, в том числе и в подборе кадров, является минимизация вреда экологии, сбережение энергии и экономия ресурсов, а также максимально эффективное их использование. И согласно данным Атласа именно в этой связи в будущем все более будут востребованы специалисты по постановке задач инноваторам с учетом запросов рынка, по массовому внедрению и популяризации энергоэффективных решений, по локализации систем энергосбережения и микрогенерации энергии, а также энергодизайнеры, метеоэнергетики и энерготрейдеры. Распространения принципиально новых профессий следует ожидать и в сфере добычи полезных ископаемых. По мнению исследователей из «Сколково», такими профессиями станут системный горный инженер, эко-аналитик и инженер роботизированных систем, которые осуществляют мониторинг, разработку, добычу и переработку сырья.

В транспортной сфере кадровые инновации будут происходить практически во всех сегментах: ж/д, авто, водный транспорт, авиация. И большинство новых профессий так или иначе связаны с роботизацией транспорта: архитекторы интеллектуальных систем управления и интерфейсов беспилотных систем авиации, системные инженеры автоматизированных инфраструктур и операторы многочисленных робототехнических решений. В принципе, тренд роботизированности распространится и на такие отрасли, как космос и машиностроение.

Вектор кадровых инноваций в промышленном секторе вполне определен: нужно учиться новым инженерным профессиям. Но как будет развиваться, к примеру, финансовый сектор, где подготовка кадров идет изначально по иному пути, чем техническое образование?

По мнению «сколковцев», специалистам финансовой сферы придется не легко. Многие профессии будут падать в цене, терять свою «элитарность». Однако, ряд специальностей все же останутся востребованными и в процессе научно-технического прогресса. Так, например, всегда будет нужен профессиональный оценщик любого вида имущества: движимого и недвижимого, земли, пакетов акций и долей бизнеса, имущественных прав, нематериальных активов. Также будут востребованы специалисты пенсионного рынка, поскольку проблема с пенсионным обеспечением граждан усугубляется с каждым годом не только в России, но и во всем мире: население стареет, а число отчисляющих в пенсионные фонды молодых работников наоборот сокращается. Так что спрос на администраторов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и разработчиков индивидуальных пенсионных планов будет расти даже после 2020 года. Очевидно будут востребованы и кадры, необходимые для работы с появляющимися альтернативными валютами (включая виртуальные валюты). Новыми профессиями в данном направлении станут мультивалютный переводчик и брокер виртуальных и альтернативных валют.

Безостановочное развитие социальных сетей также стимулирует появление принципиально новых профессий: персональный бренд-менеджер, социопереводчик веб- и медиа-контента, специалист по персональному сопровождению в сети, администратор виртуального пространства, кибер-дворник (уборщик информационного мусора), виртуальный разнорабочий. Так что беспокоиться гуманитариям особо не стоит — всегда найдется работа и для них.

Уходящая натура

Вторая часть Атласа посвящена профессиям, которых не будет в новой высокотехнологичной жизни. Списки профессий, признанных малоперспективными, приведены в следующих списках.

Умирающие интеллектуальные (требующие специального образования) профессии на горизонте 2013 - 2030 гг.

Исчезнут до 2020 г.:

  • Сметчик
  • Диагност
  • Стенографист-расшифровщик
  • Копирайтер
  • Турагент
  • Лектор
  • Библиотекарь
  • Документовед/архивариус
  • Испытатель
  • Any-key специалист
Исчезнут после 2020 г.:
  • Юристконсульт
  • Нотариус
  • Провизор
  • Аналитик
  • Маклер/риэлтор
  • Секретарь/ресепционист
  • Муниципальный работник
  • Логист
  • Диспетчер
  • Банковский работник
  • Журналист
  • Маркетолог
  • Бурильщик
  • Системный администратор
Умирающие рабочие профессии на горизонте 2013 - 2030 гг.

Исчезнут до 2020 г.:

  • Билетер
  • Парковщик
  • Машинист ТС
  • Оператор call-центра
  • Лифтер
  • Почтальон
  • Высокопрофессиональный с/х работник
Исчезнут после 2020 г.
  • Вахтер
  • Шахтер
  • Инспектор ДПС
  • Горняк
  • Фасовщик
  • Варщик
  • Прораб

Пока мы осваиваем профессии юристов, экономистов, слесарей и поваров Илон Маск грезит о полете на марс, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а Великобритания инвестирует миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Будьте готовы к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. Давайте поговорим про профессии будущего – новые и перспективные. Потому что задуматься о них стоит уже сейчас.

В каких сферах роботы не заменят человека

Робототехника развивается быстрее, чем полагали эксперты. В Японии машины уже не только выполняют рядовые операции на заводах, готовят и проводят домашнюю уборку – они отлично танцуют, играют в шахматы, а главное обучаются. Именно обучаемый искусственный интеллект становится главным конкурентом человека в борьбе за рабочее место. Зачем работодателю нанимать на работу оператора ЧПУ, если машине не нужно платить зарплату и нет никакой необходимости контролировать ее – роботы едва ли будут пытаться что-то украсть, едва ли будут халатными.

В рамках лекции о человеческом капитале после 4-й индустриальной революции Кристофер Писсаридес (лауреат Нобелевской премии по экономике) обозначил лишь 6 отраслей, в которых роботы не смогут полностью заменить человека. По крайней мере, в ближайшие 20-30 лет. Это:

  1. Медицина.
  2. Образование.
  3. Недвижимость.
  4. Домохозяйство.
  5. Гостеприимство.
  6. Персональные услуги.

С медициной, образованием и недвижимостью все понятно. Под домохозяйством понимаются не только бытовые хлопоты, но и планирование семейного бюджета, принятие решений при создании комфорта квартиры или дома, подбор оптимального места жительства и так далее. Под гостеприимством понимают гостиничный, ресторанный и туристический менеджмент, а также индустрию развлечений.

В число персональных входят, например, услуги психолога, няни, сиделки и других специалистов, которых роботы не могут заменить по практическим и этическим причинам. Сюда же можно отнести несколько сфер, которые отчасти тоже являются профессиями. Яркий пример – духовенство. Сложно представить робота в лице служителя церкви, разве что это будет отдельный новый культ, новая религия.

Также это сфера искусства – предположительно ценность человеческого труда здесь не пропадет и, напротив, продолжит расти.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Профессии будущего: ТОП-20 специальностей

Среди предположений футуристов много специальностей, которые могут показаться утопией или откровенным бредом. При прогнозировании особенно важно опираться на тенденции в науке. Если мы знаем, что робототехника и сфера IT стремительно развиваются, то должность адвоката по роботоэтике уже не выглядит такой нереальной. Обратим ваше внимание на перечень профессий, опубликованных американскими, европейскими и российскими исследователями.

Новые профессии будущего – ТОП-10 Microsoft и The Future Laboratory

  1. Дизайнер виртуальной реальности . Эксперты прогнозируют существенный рост рынка VR-устройств. В ближайшие 7-8 лет он должен превысить отметку в 45 миллиардов долларов. Миллионы людей будут проводить большую часть свободного времени в виртуальной реальности, которую и будут проектировать дизайнеры нового поколения. Они будут создавать виртуальные офисы для дистанционных переговоров, музеи, муниципальные учреждения и многое другое.
  2. Разработчики робоэтики . Или адвокаты по робоэтике. Они будут выступать посредниками между человеком и искусственным интеллектом. В задачи специалистов будет входить разработка этических норм, в соответствии с которыми роботы смогут существовать среди живых людей. Потребность в профессии обусловлена возможным появлением «плохих» машин, способных намеренно причинить вред людям.
  3. Виртуальные экскурсоводы и digital-комментаторы . Вы испытываете катарсис, когда соприкасаетесь с произведениями искусства в музеях, в картинных галереях? Эксперты полагают, что совсем скоро виртуальные экскурсии вытеснят до 80% реальных помещений культурных объектов. Здесь то и пригодятся digital-комментаторы и экскурсоводы, владеющие VR-технологиями.
  4. Биохакеры . По сути это любители, которые проводят собственные исследования в области молекулярной биологии, используя открытые данные научного сообщества. Предполагается, что в скором времени биохакеры выйдут на новый уровень и в режиме фриланса смогут помогать ученым в поиске способов лечения сложнейших заболеваний.
  5. Аналитики «Интернета вещей» . Бытовая техника и электроника все чаще оснащается собственным программным обеспечением, благодаря чему устройства могут обмениваться данными между собой. «Интернет вещей» (Internet Of Things, IoT) потребует модернизации уже через 5-8 лет: в развитых странах будут востребованы специалисты, способные анализировать данные и искать, скажем, новые методы интеграции бытовых приборов в единые системы для «умных домов».
  6. Космический гид . Ученые говорят о том, что к началу 2030-х годов космический туризм перестанет быть редкостью и станет вполне доступным для обеспеченных людей. В связи с этим станут востребованными гиды, которые будут сопровождать путешественников в полетах к звездам. И если на начальном этапе ими могут стать космонавты, то в дальнейшем специальность может появиться даже в рядовых ВУЗах.
  7. Куратор персональных данных . Нейроинтерфейсы, объединяющие человеческий мозг с компьютером станут максимально распространенными уже через 3-4 года. Мы сможем «записывать» воспоминания, планы и мысли, а также распространять их в социальных сетях – делиться с друзьями и даже незнакомыми пользователями. Задача куратора персональных данных – объединить сведения в общий информационный поток и адаптировать их.
  8. Специалист по восстановлению экосистем . Примерно к 2030-му году ресурсы планеты могут серьезно истощиться в связи с существенным ростом населения. Речь идет не только о невосполняемой нефти, но и о животных, растениях. В этой ситуации потребуются инженеры, которые займутся восстановлением окружающей среды. В частности, они смогут «возродить» вымершие виды животных и растений, используя ранее собранный генетический материал.
  9. Инженер по разработке устройств постоянного питания . В ближайшие 5-10 лет может быть завершен переход к устойчивой энергетике – на всей территории планеты начнут использовать энергию солнца и ветра в качестве основного источника питания. Единственная проблема – невозможность эксплуатации приборов в облачную и безветренную погоду. Потому разработчики устройств постоянного питания станут особенно востребованными.
  10. Боди-дизайнер . Биоинженерия должна совершить прорыв уже к середине 2020-х годов. В будущем человек сможет с легкостью менять ткани и даже органы. Возможности медицины и пластической хирургии помогут людям становиться такими, какими бы они хотели себя видеть. А боди-дизайнеры смогут воплотить желания конкретного человека в макеты, которыми хирурги будут руководствоваться в ходе работы.

Перспективные профессии будущего – ТОП-10 по версии «Сколково»

Этот список был представлен экспертами «Сколково» в виде атласа специальностей, которые будут востребованы в будущем. Среди них есть отличные варианты и для девушек, и для юношей.

Наиболее реалистичными профессиями были признаны:

  1. Сити-фермер . Он будет заниматься полезным озеленением мегаполисов. Вполне возможно, что в будущем большие города смогут самостоятельно обеспечивать себя овощами и фруктами – они будут выращиваться прямо на крышах и фасадах небоскребов.
  2. Молекулярный диетолог . «Диета Ларисы Долиной» может не помогать не только из-за антинаучного базиса, но и из-за индивидуальных особенностей вашего организма. В ближайшем будущем мы сможем худеть на молекулярном уровне – диетологи будут исследовать индивидуальность нашего строения в мельчайших подробностях и смогут составлять уникальные программы для похудения, набора или удержания веса.
  3. Онлайн-доктор . Ряд законов об онлайн-консультациях уже принят, потому профессия не кажется футуристической, и тем более утопической. Уже через 4-5 лет онлайн-доктор сможет заменить большинство врачей, практикующих классический очный прием пациентов.
  4. Менеджер по космическому туризму . Если американские исследователи отмечают космических гидов, то «Сколково» делает акцент на специалистах, которые будут организовывать полеты к звездам. Менеджеры в этой отрасли, согласно прогнозам, станут востребованными уже через 15-20 лет.
  5. Цифровой лингвист . Задача специалиста – адаптировать язык машин для человека, сделать его более понятным и «живым». Цифровые лингвисты будут работать с онлайн-переводчиками, поисковыми системами и другими роботизированными устройствами, которые «говорят» с человеком.
  6. Реконструкторы . Большинство знаковых зданий, памятников истории и архитектуры, совсем скоро станут аварийными. Задача специалистов по перестройке этих объектов создать проект, в соответствии с которым здание перестанет представлять опасность и при этом сохранит ценность памятника.
  7. Проектировщик 3D-печати . Эта профессия станет особенно востребованной в строительстве, где 3D-технологии широко применяются уже сегодня. И если сейчас печатают лишь отдельные элементы и стройматериалы, то в будущем с помощью специальных принтеров можно будет создавать полноценные здания.
  8. Разработчик домашних роботов . Специальность существует уже сегодня и в будущем продолжит набирать популярность. Эксперты полагают, что к 2030-му году человек сможет полностью избавиться от хлопот по дому, передав всю бытовую работу машинам.
  9. Проектировщик финансовой траектории . Он поможет вам не совершать ошибок при построении карьеры, разработав индивидуальный план достижения успехов. По сути это эксперт, который сможет составить алгоритм движения по карьерной лестнице для каждого человека.
  10. Тренер по майнд-фитнесу . Будут столь же харизматичными, как ведущие современных бесполезных тренингов, и одновременно помогут вам приблизиться к совершенству в интеллектуальном плане. Вы сможете овладеть скорочтением, развить феноменальную память и так далее.

Куда поступать, чтобы оставаться в тренде

Не место красит человека. Поступать можно куда угодно, главное – следить за новшествами, научными открытиями и разработками в своей отрасли. Не так важно, будете вы учиться на биолога, хирурга, программиста или психолога – ключевым требованиям становится следование современным профессиональным тенденциям. При этом настоятельно рекомендовано высшее образование. Даже если вы не будете работать по специальности, интеллектуальное развитие в ВУЗе обычно более мощное, чем в техникуме или колледже.

С точки зрения специальностей будущего наиболее востребованными отраслями являются:

  • Биология.
  • Робототехника.
  • Химия.
  • Менеджмент.

В тренде остаются и инженерные специальности. Не менее востребованными будут проектировщики и архитекторы. Однако на первый план выходят профессии, связанные с умственным трудом. Тяжелую физическую работу на себя примут машины. Исключением может стать только спорт, но и он под вопросом – соревнования среди роботов уже пользуются колоссальной популярностью.

«Космические» профессии будут одними из самых востребованных, считают авторы атласа. Фото Reuters

Через 10 лет на смену провизорам, швеям и турагентам в России придут биофармакологи, дизайнеры одежды с генерацией энергии и менеджеры по космическому туризму. Такие перемены на рынке труда сулят составители «Атласа новых профессий», которые выбрали для молодых россиян более 100 самых перспективных специальностей. Правда, пока получить большинство профессий будущего в России просто невозможно.

Президентское Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколково» подготовили «Атлас новых профессий» - справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10–20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии, разделенные по 19 отраслям, и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. В подготовке справочника профессий будущего участвовали 2,5 тыс. российских и иностранных специалистов.

Атлас профессий будущего должен стать для молодых людей своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда. Для каждой специальности составители выделяют и так называемые надпрофессиональные навыки – от сверхэкономичного производства до мультиязычности и мультикультурности.

Надо сказать, что атлас профессий будущего и в самом деле выглядит футуристично. Если, например, такие профессии, как консультант по здоровой старости или инженер производства малой авиации, можно осваивать уже сейчас, то образовательные возможности для будущих космогеологов или архитекторов медоборудования, обладающих одновременно медицинскими и техническими знаниями, весьма ограничены.

«Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем – и под него была выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа атласа будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», – рассказал на презентации атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли.

Перечень вымирающих профессий оказался не менее удивительным. К 2020 году, согласно прогнозу, устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например, лектор в университете, копирайтер и турагент. А после 2020 года исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.

Насколько точным окажется прогноз, сказать невозможно. Однако составители атласа уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам.

Опрошенные «НГ» эксперты к атласу профессий отнеслись скорее скептически. Руководитель программы «MBA – стратегическое управление человеческими ресурсами» ВШЭ Екатерина Варга считает, что подобные исследования могут быть интересны людям, выбирающим профессию, но сами работодатели мало обращают на них внимания. Пока у работодателей самые практические потребности, куда атлас профессий будущего явно не входит. «Например, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) перестал устраивать уровень подготовки приходящих к ним выпускников вузов. Эксперты ОАК провели собственное исследование и, заручившись согласием Минобрнауки, изменили образовательные программы в целом ряде вузов», – рассказывает эксперт.

Исполнительный директор компании «Горизонт» Галина Мельникова полагает, что такого рода справочники в любом случае интересны и полезны, но их востребованность и уровень доверия к ним зависят и от компетенции экспертов, и от методологии прогнозов. При этом граждане должны учитывать, что долгосрочные прогнозы, как правило, не сбываются. «Но то, что в будущем приоритетными окажутся наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, это не новость – наверняка так и будет», – уверена Мельникова. По ее мнению, преимуществами на рынке труда будут обладать главным образом высококвалифицированные специалисты инженерно-технологических отраслей.

Профессии будущего и прошлого
Будут востребованы до 2020 года Будут востребованы после 2020 года Устареют до 2020 года Устареют после 2020 года
Генетический консультант Специалист по киберпротезированию Лектор Юрисконсульт
Проектировщик инфраструктуры «умного дома» Разработчик образовательных траекторий Оператор call-центра Инспектор ДПС
Оценщик интеллектуальной собственности Специалист по безопасности в наноиндустрии Турагент Системный администратор
Экопроповедник Дизайнер носимых энергоустройств Копирайтер Риелтор
Корпоративный антрополог Эксперт по «образу» будущего ребенка Испытатель техники Машинист товарных составов