Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения. Интегрированное нод лекарственные травы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологическому воспитанию.

«Лекарственные растения»

Образовательная область: познание, развития речи.

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.

Задачи: Образовательные:

    Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

    Познакомить детей с целебными кустарниками;

    Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

    Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;

    Развивать познавательный интерес к природе родного края;

Воспитательные:

    Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;

    Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, презентация «Загадки о целебных кустарниках», оборудование для просмотра презентации, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, мяч, чайник для заваривания чая, плоды шиповника и малины сушеные, веточки смородины.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос - ответ, словесное упражнение «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай», просмотр презентации «Лекарственные кустарники» и др.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями; подготовка альбома «Лекарственные растения южного подмосковья» для детей; просмотр презентаций «Травы на лугу», «Лекарственные травы», составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений, консультация для родителей «В моде натуральное» (о фитотерапии, правилах сбора лекарственных трав и их использовании), альбом «Лекарственные растения» для родителей.

Ход занятия:

Начало на коврике, все сидят полукругом.

    Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть растения такие, Они вовсе не простые.

Если что-то заболит - Эта травка исцелит! (дети: лекарственные растения )

Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (дети : о лекарственных растениях )

Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? (Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник» (Воспитатель показывает современные книги – справочники. Повтор слова «Травник» индивидуально 2-3детьми.)

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям). Вопросы:

Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни )

Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)

В какую погоду собирают лекарственные растения ? (В сухую, солнечную погоду)

Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог .)

Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)

Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)

Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать .)

Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло )

Почему шиповник так назвали? (Потому что у него на веточках есть шипы .)

2. Воспитатель: Есть много трав полезных на земле страны родной. Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, брусника, зверобой.

Вы хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами соберем «Травник». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы - находите картинку отгадку и рассказываете, что и как лечит это растение. Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны! (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).

    Тонкий стебель у дорожки,

    на конце его – сережки,

На земле лежат листки

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

лечит раны ног и рук ( подорожник )

Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

    В поле сестрички стоят,

    желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

белые реснички (ромашки)

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

    Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.

    Растет зеленый кустик,

    дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! (крапива)

Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.

    Спроси телёнка и барашка –

    цветка вкусней на свете нет.
    Ведь не случайно красной кашкой

    его зовут за вкус и цвет (клевер)

Клевер - красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.

    Зеленые кусточки, алые цветочки;
    Когти – коготочки, стерегут цветочки.

И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Настой из лепестков освежает кожу лица. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.

    Я на луг с утра пошёл,

    Травку нужную нашёл:
    Мелкий, жёлтенький цветок

    Он не ярок, не высок,
    Вылечит недуг любой.

    Что же это? – (зверобой).
    Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла

8. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят (ландыш)

Настойка применяется при неврозах сердца, нарушениях сердечной деятельности. Является ядовитым.

9. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).

Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой

Настой - при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.

Воспитатель: Там еще остались картинки. Какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых растений: черника, брусника, малина, пижма, тысячелистник.)

Черника - Свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме.

Тысячелистник - Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день. Используют в косметологии.

Мать – и – мачеха - Применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром.

Брусника - Пьют морс при простуде от температуры, при болезнях почек. Используют листья и плоды.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.

Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? (Дети: одуванчик!)

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.

    Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на стульчики. Сегодня я хочу рассказать вам о лекарственных кустарниках. Кто знает, чем трава отличается от кустарника? (Кустарники растут семьей, а трава по одной травинке . У кустарников толстый стебелек, а травинки- тонкий)

Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим, какие лекарственные кустарники растут в нашем крае (Воспитатель показывает презентацию «Лекарственные кустарники», комментируя картинки).

    Воспитатель: У меня есть плоды лекарственных кустарников. Попробуйте отгадать, что это? (Дети смотрят сушеные и мороженые плоды, отгадывают название: шиповник, малина, красная и черная смородина, клюква). Давайте мы заварим витаминный чай (Воспитатель с помощью детей заваривают чай из плодов в чайник). Такой чай называют фиточай . Пока наш фиточай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные растения вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы и кустарники). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фиточаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад компенсирующего вида № 112»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе.

«Лекарственные растения – помощники нашему здоровью».

подготовила

воспитатель Бабий Марина Борисовна

Архангельск 2014

Цель:

сформировать представления детей о лекарственных растениях и их пользе.

Задачи:

  • дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;
  • дать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
  • привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям;
  • развивать любознательность, умение анализировать, объяснять, рассуждать;
  • учить делать простейший самомассаж.

Материал:

альбом с лекарственными растениями «Зелёная аптека»;

Картинки с изображением лекарственных растений;

картинки с изображением заболевших животных;

схема для составления рассказа о растениях;

ребус;

Ход:

Здравствуйте, дети и гости!

Вы знаете, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья.

Я всем желаю здоровья!

А как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей)

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Если мы заболели, то, какое у нас настроение? (не очень хорошее, плохое)

Давайте дадим характеристику здорового человека.

  • Красивый , бледный, толстый;
  • Сутулый, румяный, крепкий ;
  • Сильный , страшный, неуклюжий;
  • Ловкий, стройный, подтянутый .

Итак, это красивый, сильный, ловкий, румяный, стройный, крепкий и подтянутый человек. Наверное, каждый из вас хочет быть таким. Во многом состояние здоровья зависит от нас самих.

Сегодня утром нам прислали посылку, давайте узнаем, что же в ней (достаю книгу «Зелёная аптека»).

Какая она необычная и красивая. А ещё тут записка от Феи леса, она приглашает нас с помощью этой книги совершить путешествие в страну лекарственных растений.

Мы уже много знаем о растениях. Без растений жизнь бы на нашей планете не существовала. Давно-давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали, они уходили. Тогда они решили проследить за животными. Оказалось, что животные уходили в лес и кушали там траву, цветы и постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это необыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях.

Открываем первую страничку нашей книги. А тут загадка:

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

(подорожник )

Эту травку вдоль дорожек

Каждый летом видеть мог.

Ну не может подорожник

Обходиться без дорог.

От ушибов и порезов

Лучше средства не найти,

Привяжи его листочки –

Перестанет кровь идти.

И ещё одна подсказка –

Если пчёлка нападёт,

Сделай из листа повязку,

Сразу боль тогда пройдёт.

Прежде, чем прикладывать листок подорожника, его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ранке.

Давайте теперь попробуем рассказать про подорожник по схеме (ответы детей с опорой на схему).

Переворачиваем страничку, а тут лежит конвертик, а в нем картинка, разрезанная на части. Нам нужно её сложить и тогда мы узнаем о каком растении мы будем вести речь (дети собирают изображение и называют).

Эти цветы первыми появляются весной. Нижняя сторона листа мягкая, тёплая и покрыта волосками. Верхняя сторона листа гладкая, холодная.

Перемерил много луж ты,

Сразу кашель одолел.

Надо было маму слушать,

Вот тогда б не заболел.

Так бери скорее мать-и-мачехи листок

Воду, чтоб погорячее,

Можно даже кипяток.

И настой тебе поможет,

Снимет боль в груди и резь.

Кашлять вскоре перестанешь,

Больше в лужи ты не лезь.

Давайте и про это растение тоже попробуем рассказать по нашей схеме (ответы детей).

Давайте перевернём следующую страничку книги.

А здесь у нас зашифрованное слово. Для того чтобы его разгадать надо от каждого предмета взять только первую букву.

Болит горло и першит.

Не беда!

Чтобы горло не першило

Ты ромашку завари

И отваром этим горло полощи.

Есть ещё один секрет. Если отваром ромашки полоскать волосы, то они становятся мягкими и пушистыми.

Многие лекарственные растения можно собирать самим, а можно купить в аптеке.

А сейчас Фея леса предлагает нам сделать самомассаж, чтобы не болеть.

«Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний)

1. Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело

(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

2. Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

3. Лоб мы тоже разотрём

Ладошку держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони «козырьком»

и растирают его движениями

в стороны – вместе)

4. «Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело.

(раздвигают указательные и средние пальцы

и растирают точки перед ушами и за ними)

5. Знаем, знаем, да-да-да

Нам простуда не страшна.

(потирают ладони)

Фея леса что-то приготовила для нас в мешочке (достаю картинки с животными).

Мишка жалуется: «Наш доктор Айболит срочно уехал в Африку. И нас теперь некому полечить».

Давайте поможем зверятам.

А лисичка перебегала ручеёк, промочила лапы, а вода была холодная. Теперь у неё кашель. Как ей помочь? (ответы детей) Какую травку выбрать?

А зайчик бежал, споткнулся и упал и разбил коленку. Как его полечить можем? (ответы детей)

Спасибо вам, ребята! Помогли вы нам.

Вот мы с вами и совершили наше небольшое путешествие в страну лекарственных растений.

Какие лекарственные растения мы с вами встретили? (ответы детей)

И это только малая часть этих растений. А в книге «Зелёная аптека» их ещё много. И мы с вами продолжим знакомство с ними.

Спасибо! Будьте здоровы! Берегите себя!


Интегрированное НОД

Лекарственные травы

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задача:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Расширять знания детей о лекарственных растениях.

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами

Закреплять умение рисовать растения.

Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».

РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативность, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.

Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.

В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)

В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:

«Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит.

Д: Лекарственные растения.

В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками.

Пригласи своих друзей,

С зелеными ветками.

Они красивей и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».

Как вы думаете, что это такое?

Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.

В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.

В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.

Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар.

Д: Одуванчик.

В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.

Для чего в лечебных целях используют одуванчик?

Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.

В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Угадайте о каком растении идет речь.

Гордо держит стебельки

Тонкой елочки листы.

На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

Д: Ромашка.

В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».

(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).

Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.

Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.

В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Про какое растение эта загадка:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Д: Крапива.

В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.

Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.

Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.

В: Кто угадает это растение?

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог.

Д: Подорожник.

Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.

Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.

В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?

Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

В: Следующая загадка:

Спроси теленка и барашка,

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой,

Зовут на вкус и цвет.

Д: Клевер.

В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).

Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?

Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.

В: Положите это растение в наш Травник.

На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.

(Дети называют растения).

Положим их в травник.

В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.

Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.

Слышится кашель. Входит Красная шапочка.

К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.

В: Красная шапочка, а что у тебя болит?

К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.

В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)

(Эксперимент).

В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.

(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).

В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.

(Физкультминутка «Цветки»).

Повторяйте за мной движения.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки. (Дети приседают)

Тихо засыпают, головой качают. (Дети качают головой)

(дети встают).

К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.

В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.

К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.

В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.

Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.

В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).

Итог:

О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.

Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.

Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.

(Дети дарят открытки гостям).

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей названиями: ромашка, крапива, одуванчик, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем - моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа:

Рисование лекарственных растений, составление гербария.

Оборудование:

Интерактивная доска; музыкальное сопровождение; атрибуты для игр: разрезные картинки растений, медицинский набор, карточки – четвёртый лишний; мультфильм.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

(ответы детей).

Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, на полянку, на луг. Туда где растут лекарственные растения. А поедем мы с вами на паровозике из «Ромашково». Вот он точно знает где растут лекарственные растения. Он нас уже ждёт.

(дети «садятся» в импровизированный поезд, и под музыку отправляются в путь)

1. Станция «Ромашковое поле.

Загадка: В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.(Ромашка)

Ромашка – лекарственное растение! Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Игра: «Кто быстрее»

По кругу жёлтой серединки кладём 5лепестков (участников больше на одного). Игроки встают рядом и по сигналу ведущего начинают ходить вокруг них. Внезапно подается сигнал и каждый должен встать рядом с лепестком ромашки. Оставшийся выбывает из игры. Один лепесток «отрываем» (чтобы опять игроков стало больше на один) и игра продолжается. (6 детей)

2. Станция «Лесная полянка»

- Пойдём друг за другом по лесной дорожке. Что за растение растёт вдоль дорожек?

Лекарь вырос у дороги,

он больные лечит ноги. (подорожник)

На интерактивной доске появляется изображение подорожника.

- Почему оно так называется? (Подорожник растёт около дорог)

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей.

- За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей.

- Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места.

- От чего нам сможет помочь подорожник? (Он заживляет раны)

- Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли - порезник, ранник.

А еще отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Игра: «Первая медицинская помощь»

Товарищ должен оказать помощь другу (на рану наложить подорожник и забинтовать) и доставить раненого в медпункт. (4 ребёнка)

- Ой, я чем – то укололась. Угадайте чем?

Вы, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (крапива)

На интерактивной доске появляется изображение крапивы.

- Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

- Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

- Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Игра: «Четвёртый лишний »

Демонстрировать ребенку карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая - лекарственное растение.

Игра проводится 3 раза, отбираем три лекарственных растения. Дети в шапочках этих растений остаются и читают короткое стихотворение о лекарственных травах.

3 – я станция «Целебный луг»

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок -

Остался стебелек.

Одуванчик

На интерактивной доске появляется изображение цветка.

- Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

- Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

- Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Угадай кто я?»

Разрезные картинки лекарственных трав, дети под музыку двигаются, по окончании должны найти себе пару – «собрать картинку» (8 детей)

- Молодцы, вы правильно узнали все лекарственные растения, которые нам встретились на пути. В награду за это предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Одуванчик - толстые щёчки»

Раздаётся гудок, дети отправляются в группу Путешествие подошло к концу..

с детьми старшего возраста

« Мир лекарственных растений »

ОО «Познание»

- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОО «Коммуникация»

- развивать монологическую речь детей;

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

ОО «Чтение художественной литературы»

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

Способствовать пониманию содержания загадок;

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения »

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Следующее растение о котором мы поговорим называется мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее с войства благоприятны для успокоения нервной системы . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
  2. с корнем. Почему? (ответы детей).
  3. (ответы детей).

Документы для скачивания: