Бериллий магний и щелочноземельные металлы карта. Щелочноземельные металлы. Взаимодействие с простыми веществами
Свойства элементов II A группы.
Свойства |
4Be |
12Mg |
20Ca |
38Sr |
56Ba |
88Ra |
Атомная масса |
9,012 |
24,305 |
40,80 |
87,62 |
137,34 |
226,025 |
Электронная конфигурация* |
||||||
0,113 |
0,160 |
0,190 |
0,213 |
0,225 |
0,235 |
|
0,034 |
0,078 |
0,106 |
0,127 |
0,133 |
0,144 |
|
Энергия ионизации |
9,32 |
7,644 |
6,111 |
5,692 |
5,21 |
5,28 |
Относительная электро- |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
Возможные степени окисления |
||||||
кларк, ат.% (распро- |
1*10 -3 |
1,4 |
1,5 |
8*10 -3 |
5*10 -3 |
8*10 -12 |
Агрегатное состояние (н. у.). |
Т В Е Р Д Ы Е В Е Щ Е С Т В А |
|||||
Цвет |
Серо- |
Сереб- |
С Е Р Е Б Р И С Т О - Б Е Л Ы Й |
|||
1283 |
649,5 |
850 |
770 |
710 |
700 |
|
2970 |
1120 |
1487 |
1367 |
1637 |
1140 |
|
Плотность |
1,86 |
1,741 |
1,540 |
2,67 |
3,67 |
|
Стандартный электродный потенциал |
1,73 |
2,34 |
2,83 |
2,87 |
2,92 |
*Приведены конфигурации внешних электронных уровней атомов соответствующих элементов. Конфигурации остальных электронных уровней совпадают с таковыми для благородных газов, завершающих предыдущий период и указанных в скобках.
Как следует из данных, приведенных в таблице, элементы IIA группы имеют низкие (но все же не самые низкие: сравни с IA гр.) величины энергии ионизации и относительной электроотрицательности, при чем эти величины уменьшаются от Be к Ba, что позволяет сделать вывод о том, что эти элементы - типичные металлы-восстановители, и Ba - более активен, чем Be.
Ве - проявляет, подобно алюминию, амфотерные свойства. Однако у Ве металлические свойства все же более ярко выражены, чем неметаллические. Бериллий реагирует в отличие от остальных элементов IIA группы со щелочами.
Химические связи в соединениях Ве в основном ковалентные, тогда как связи в соединениях всех остальные элементов (Mg - Ra) носят ионный характер. При этом, как и у элементов IA группы, связи с галогенами и кислородом весьма прочные, а с водородом, углеродом, азотом, фосфором и серой - легко гидролизуются.
Физические свойства. Это металлы серебристо-белого цвета, относительно легкие, мягкие (за исключением бериллия), пластичные, легкоплавкие (все, кроме бериллия), обладают хорошей электро- и теплопроводностью.
Практическое применение. Ве используется в атомной технике как замедлитель и поглотитель нейтронов. Сплавы бериллия с медью - бронзы - очень стойкие, а с никелем - обладают высокой химической устойчивостью, благодаря чему и используются в хирургии.
Mg, Ca - используются как хорошие восстановители в металлотермии.
Ca, Sr, Ba - достаточно легко реагируют с газами и используются как геттеры (поглотители из воздушной среды) в вакуумной технике.
Получение. Будучи высоко химически активными, щелочноземельные металлы не встречаются в природе в свободном состоянии, их получают электролизом расплавов галогенидов или металлотермией. В природе щелочноземельные элементы входят в состав следующих минералов: -берилл; - полевой шпат; - бишофит- используется в медицине и для получения магния путем электролиза. Для получения бериллия в металлургии используются фторбериллаты: .
Химические свойства. Щелочноземельные металлы легко реагируют с кислородом, галогенами, неметаллами, водой и кислотами, особенно при нагревании:
Особенно легко эта реакция протекает для кальция и бария, поэтому их хранят в особых условиях.
Персульфид бария BaS - люминофор.
При гидролизе ацетиленидов образуется ацетилен:
Получить соединения Be и Mg с водородом прямым взаимодействием простых веществ не удалось: реакция не идет,тогда как идет достаточно легко. Образующиеся гидриды - сильные восстановители. пассивация, реакция не идет
Оксиды щелочноземельных металлов. Оксиды щелочноземельных элементов находят широкое применение в строительстве. Их получают разложением солей: - СаО - негашеная известь.
В ряду оксидов от BeO до BaO слева направо растет растворимость оксидов в воде, их основные свойства и химическая активность, так: BeO - нерастворим в воде, амфотерен, MgO - мало растворим в воде, а CaO, SrO, BaO - хорошо растворяются в воде с образованием гидроксидов Me(OH): .
Температуры плавления оксидов понижаются в ряду BeO ® BaO. Температуры плавления оксидов BeO и MgO » 2500 ° C, что позволяет использовать их как огнеупорные материалы.
Гидроксиды щелочноземельных металлов. В ряду Be(OH) 2 ® Ba(OH) 2 растет радиус ионов Ме 2+ , и, как следствие, увеличивается вероятность проявления основных свойств гидроксидов, их растворимость в воде: Ве(ОН) 2 - мало растворим в воде, вследствие своей амфотерности проявляет слабые кислотные и основные свойства, а Ва(ОН) 2 - хорошо растворим в воде и по своей силе может сравнится с таким сильным основанием как NaOH.
Амфотерность гидроксида бериллия можно проиллюстрировать следующими реакциями:
Соли щелочноземельных металлов. Растворимые соли Be и Ba - токсичны, ядовиты! СaF 2 - малорастворимая соль, встречается в природе как флюорит или плавиковый шпат, находит применение в оптике. СaCl 2 , MgCl 2 - хорошо растворимы в воде, находят применение в медицине и химическом синтезе в качестве осушителей. Карбонаты также находят широкое применение в строительстве: СaCО 3Ч MgCО 3 - доломит - используется в строительстве и для получения Vg и Ca. СaCО 3 - кальцит, мел, мрамор, исландский шпат, MgCО 3 - магнезит. Содержание растворимых карбонатов в природной воде определяет ее жесткость: . Сульфаты также являются широко распространенными природными соединениями щелочноземельных металлов: СaSO 4Ч 2H 2 O - гипс - широко используется в строительстве. MgSO 4Ч 7H 2 O - эпсомит, “английская горькая соль”, ВaSO 4 - находит применеие с рентгеноскопии. Фосфаты:Са 3 (РО 4) 2 - фосфорит, Са(Н 2 РО 4) 2 , СаНРО 4 - преципитат - используются для производства удобрений, Са 5 (РО 4) 3Ч (ОН - , F - , Cl -) - аппатит - природный минерал Са, NH 4 Mg(PО 4) - мало растворимое соединение. Известны и другие соли: Са(NО 3) 2Ч 2Н 2 O - норвежская селитра,Mg(ClО 4) 2 - ангидрон - очень хороший осушитель.
15. Бериллий, магний и щёлочноземельные металлы
В главную подгруппу II группы входят бериллий (Be), магний (Mg), кальций (Са), стронций (Sr), барий (Ва) и радий (Ra). Кальций, стронций, барий и радий относятся к щёлочноземельным металлам. Первый элемент этой подгруппы, бериллий, по большинству свойств гораздо ближе к алюминию, чем к высшим аналогами группы, в которую он входит. Второй элемент этой группы, магний, в некоторых отношениях значительно отличается от щелочноземельных металлов по ряду химических свойствАтомы элементов II группы имеют на внешнем энергетическом уровне два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они имеют степень окисления +2.
В окислительно-восстановительных реакциях все металлы подгруппы ведут себя как сильные восстановители, однако несколько более слабые, чем щелочные металлы. Это объясняется тем, что атомы металлов II группы имеют меньшие атомные радиусы. С ростом порядкового номера элемента отдача электронов облегчается, и поэтому металлические свойства возрастают.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы - это простые вещества. Лёгкие серебристо-белые металлы, исключение составляет только стронций, который имеет золотистый оттенок.
Например, кальций – серебристо белый и довольно твердый металл, легкий. Температура плавления и кипения выше, чем у щелочных металлов. Поскольку у кальция на энергетическом уровне находится 2 электрона, то его степень окисления во всех соединениях всегда равна +2. На воздухе кальций окисляется, поэтому его хранят в закрытых сосудах, обычно в керосине.
Химические свойства данной группы металлов рассмотрим на примере кальция.
С биологической точки зрения, кальций играет немаловажную роль для растений, животных и человека. В нашем организме он входит в состав костей. Кальций придает костям твердость. Например, при обычных условиях кальций реагирует с
галогенами, а с серой, азотом и углеродом – при нагревании. При взаимодействии кальция с хлором образуется хлорид кальция.
Ca + CI 2 = CaCI 2 (кальций плюс хлор два равно кальций хлор два)
При взаимодействии кальция с серой образуется сульфид кальция.
С a + S = CaS
(кальций плюс сера равно кальций эс)
При взаимодействии кальция с азотом образуется нитрид кальция.
(три кальций плюс эн два стрелочка кальций три эн два)
Данные реакции происходят при нагревании.
Кальций ( Ca ) являясь активным металлом вытесняет водород из воды:
С a + 2Н 2 О = Ca (ОН) 2 +Н 2
(кальций плюс два аш два о стрелочка кальций о аш дважды плюс аш два стрелочка вверх)
При этом не все металлы главной подгруппы II группы Периодической системы одинаково реагируют с водой: бериллий практически не взаимодействует с водой, т.к. взаимодействию препятствует защитная пленка на его поверхности, реакция магния с водой протекает довольно медленно, остальные же металлы взаимодействуют с водой аналогично кальцию.
При нагревании на воздухе кальций сгорает, образуя оксид кальция:
2С a + О 2 = 2 Ca О
(два кальций плюс о два равно два кальций о)
При взаимодействии кальций с углеродом образует карбид кальция С aC 2
С a + 2С = Ca С 2
(кальций плюс два це стрелочка кальций це два)
Вследствие своей высокой химической активности в природе щёлочноземельные металлы находятся только в форме соединений.
Оксиды данных металлов твердые белые тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур. Проявляют основные свойства. Исключение составляет оксид бериллия, который имеет амфотерный характер.
Рассмотрим оксиды на примере кальция.
Оксид кальция (техническое название: негашеная известь, жженая известь) – это порошок белого цвета.
Оксид кальция энергично взаимодействует с водой с образованием гидроксида кальция:
CaO + H 2 O = Ca ( OH ) 2 + Q
(кальций о плюс аш два о равно кальций о аш дважды плюс ку)
Реакция оксида кальция с водой сопровождается выделением большого количества теплоты и называется гашение извести, а образующийся Ca(OH) 2 - гашёной известью.
Гашеная известь – твердое вещество белого цвета, растворимое в воде. Раствор гашеной извести в воде называется известковой водой. Раствор обладает щелочными свойствами.
Рассмотрим щелочные свойства на примере:
Ca ( OH )2 + CO 2 → CaCO 3↓ + H 2 O
(кальций о аш дважды плюс це о два стрелочка кальций це о три стрелочка вниз плюс аш два о)
При пропускании через известковую воду оксида углерода (IV ) раствор мутнеет
(кальций це о три плюс це о два плюс аш два о две стрелочки направленны противоположно друг другу кальций аш це о три дважды)
При дальнейшем пропускании замечаем, что муть исчезает.
Соли бериллия, магния и щёлочноземельных металлов получают при взаимодействии их с кислотами.
К солям кальция относится карбонат кальция. Карбонат кальция имеет следующую формулу - CaCO 3(кальций це о три)
Он содержится в известняке, меле и мраморе. Мрамор широко применяется в скульптуре и архитектуре, без известняка не обходится ни одно строительство, т.к. он сам является прекрасным строительным камнем и используется для получения таких материалов как стекло, цемент, гашеная и негашеная известь. В природе мел представляет собой остатки раковин древних животных, его можно увидеть в школе (школьные мелки), его используют в зубной пасте, при производстве бумаги, при побелке.
Сульфат кальция встречается в природе в виде минерала гипса - CaSO 4 *2 H 2 О ( кальций эс о четыре умножить два аш два о) .
Обжигом гипса при 150-180С 0 получают белый порошок – жженый гипс или алебастр
CaSO 4*0,5 H 2О( кальций эс о четыре умножить ноль целых пять десятых аш два о).
Если алебастр смешать с водой, то он быстро затвердевает, снова превращается в гипс.
Например,
CaSO 4*0,5 H 2О +1,5 H 2О = CaSO 4* 2 H 2О
(кальций эс о четыре умножить ноль целых пять десятых аш два о плюс одна целая пять десятых аш два о равно кальций эс о четыре умножить два аш два о)
Сульфат кальция широко используют в строительстве для изготовления скульптур и скульптурных элементов, для облицовочных и отделочных работ, в медицине для изготовления гипсовых повязок.
Цель урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ.
Задачи урока:
На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ по вертикале (группе).
Рассмотреть характерные свойства простых веществ и соединений, образованных элементами 2 группы главной подгруппы.
Какое практическое значение имеют соединения этих металлов.
Развитие химических способностей учащихся при использовании заданий развивающего обучения.
Дальнейшее формирование умения обобщать, делать выводы.
Оборудование и реактивы:
кальций, вода, фенолфталеиновый, пинцет, нож, пробирки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Работа по новой теме.
Слайд 3
: Почему бериллий и магний не относят к щелочноземельным металлам, хотя и находятся в одной группе с этими металлами?
Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне по два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они проявляют степень окисления +2.
Слайд 4:
Атомы этих элементов лишь немного меньше по размерам, чем атомы соответствующих щелочных металлов, а в связи с этим металлы главной подгруппы 2 группы по химической активности и другим свойствам должны быть с ними сходны.
Слайд 5:
Учащиеся выполняют задание №1.
Слайд 6: Бериллий, магний и щелочноземельные металлы – как простые вещества.
Бериллий.
Слайд 7: Магний
Слайд 8: Кальций
Слайд 9: Стронций
Слайд 10: Барий
Слайд 11: Радий
Слайд 12:
Плотность их увеличивается от бериллия к барию, а температура плавления наоборот, уменьшается. Окрашивание пламени солей щелочноземельных металлов.
Слайд 13:
Химические свойства.
Слайд 14: Взаимодействие металлов с кислородом воздуха.
Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха, покрываясь пленкой оксида (исключение барий, смесь оксида и пероксида), поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных ампулах.
Слайд 15: Взаимодействие с неметаллами.
Реакция идет как правило при нагревании.
Взаимодействие металлов с водой.
Из всех металлов главной подгруппы 2 группы только бериллий не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы – бурно.
Демонстрация опыта: Взаимодействие кальция с водой.
Пишем уравнение реакции:
Ca + 2 HOH = Ca (OH) 2 + H 2
Гашеная известь
Вспомним реакцию взаимодействие щелочных металлов с водой.
Происхождение название щелочноземельные металлы связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название «земли».
Слайд 16:
Учащиеся выполняют задание №2
Слайд 17: Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов
Оксиды этих металлов – твердые, белые, тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур. Проявляют основные свойства, кроме бериллия, имеющего амфотерный характер
Слайд 18: Взаимодействие оксидов с водой.
Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно с ней взаимодействуют. При этом выделяется значительное количество энергии. Поэтому, реакция оксида кальция с водой называется гашением извести, а образующийся гидроксид кальция – гашеной известью. Получают оксиды обжигом карбонатов:
CaCO 3 = CaO + CO 2
Негашеная известь
Mg CO 3 = MgO + CO 2
Жженая магнезия
Слайд 19: Взаимодействие гидроксидов с кислотами.
Так как многие соли щелочноземельных металлов нерастворимы, то реакция нейтрализации может сопровождаться выделением осадка.
Слайд 20: Соли.
Слайд 21: Учащиеся выполняют задания № 3, № 4, № 5.
Практическое значение соединений кальция, магния и бария.
Слайд 22: Карбонат кальция. Одно из самых распространенных соединений на Земле. Хорошо известны такие содержащие его минералы, как мел, мрамор, известняк.
Самый важный из этих минералов – известняк. Без него не обходится ни одно строительство. Известняк – сырьё для получения цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и дл. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Один из примеров его использования вы хорошо знаете – это школьный мел, зубные пасты. Мел применяют в производстве бумаги, резины, а также для побелки. Мрамор – это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков.
Слайд 23: ОАО «Тургоякское рудоуправление»
Производит известняк флюсовый. Наиболее крупные месторождения мрамора на территории области – это Коелгинское (Еткульский район), Баландинское (Сосновский район), Уфалейское (район г. В.Уфалей).
Слайд 24: Практическое применение карбоната магния.
Слайд 25: Практическое применение сульфата магния.
Слайд 26: Практическое применение фосфата кальция.
Слайд 27: Практическое применение сульфата бария.
Слайд 28: Подведение итогов урока.
Работы учащиеся сдают преподавателю на проверку. Оценка результатов на следующем уроке.
Слайд 29: Домашнее задание.
Домашнее Задание: параграф 12, №3,5,7.
Задания по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»
*****
Ф.И. учащихся___________________________класс_______________
1.Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *
а) заряд ядра: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al , K * Ca
б) число электронных слоев: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al
в) число электронов на внешнем уровне: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al
г) восстановительные свойства: Ca * Mg , Be * Ba
2.Допишите уравнения реакций, уравняйте:
а) Mg + S = ………
б) Be + N 2 = ………..
в) Ca + O 2 = …………
г) Ca + S = ………….
Назовите продукты реакции.
3.Установите признак, объединяющий указанные объекты:
а) MgО, CaО, SrО, BaО признак______________________
б) Be 0 Be 2+ , Mg 0 Mg 2+ , Ca 0 Ca 2+ признак__________________________
в) Ca, Sr, Ba, Ra признак______________________________
а) да, можно
б) происходит спокойно
г) общим отравлением
Задания по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы».
***
Ф.И учащихся__________________________класс_______
1.Какое из утверждений
неправильное:
а) к щелочноземельным металлам не относятся бериллий и магний
б) восстановительные свойства сильнее проявляются у бериллия, т.к. заряд ядра атома наименьший, чем у остальных элементов 2 группы главной подгруппы
в) щелочноземельные металлы – это кальций, стронций, барий, радий
2.Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Назовите продукты реакции:
а) Са + …. = CaS
б) ….+ C l 2 = Mg C l 2
в) Be + ….. = Be 3 N 2
Не забудьте уравнять!
Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы:
Гашеная известь
Хлорид бария
Негашеная известь
Жженая магнезия
Сульфид кальция
4.Можно ли кусочки щелочноземельного металла для опыта брать руками:
а) да, можно
б) нет, эти металлы взаимодействуют с водой кожи рук, что может вызвать ожог
в) нет, т.к. это не гигиенично, металл может быть загрязнен
г) нет, т.к. щелочноземельные металлы имеют низкую температуру плавления и в руках могут расплавиться
5.Растворение оксида кальция в воде может сопровождаться:
а) кипением и разбрызгиванием смеси
б) происходит спокойно
в) раздражением верхних дыхательных путей
г) общим отравлением
Задание ***** - для «сильных учеников»
*** - для «слабых» учеников
Работа предполагается в группах по 2 человека.
Технологическая карта урока
«Бериллий, магний и щелочноземельные металлы».
Предмет, класс | Химия, 9 класс |
Тема урока | Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. |
Актуальность использования средств ИКТ | Использование презентации позволяет Реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Формируются навыки и умения информационно-мыслительной деятельности.
|
Цель урока | Дать общую характеристику щелочноземельным металлам в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. |
Задачи урока | Обучающие: 1. На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ по вертикале (группе). 2. Рассмотреть характерные свойства простых веществ и соединений, образованных элементами 2 группы главной подгруппы. Развивающие : Развитие химических способностей учащихся при использовании заданий развивающего обучения. Воспитательные:
Воспитывать чувство практической значимости соединений щелочноземельных металлов, магния.
|
Необходимое аппаратное программное обеспечение | АРМ учителя химии, мультимедийный проектор, экран. MS PowerPoint . |
Методы обучения – по источнику полученных знаний- словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; по дидактическим целям – актуализация, изучение нового материала. Межпредметные связи – биология, краеведение. Организационная структура урока
|
|
Этап 1 | Организационный момент |
Длительность этапа | 2 минуты |
Цель | Настроить учащихся на работу на уроке. |
Форма организации деятельности обучающихся | Проверка готовности к уроку, приветствие учителя. |
| Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока. |
Этап 2 | Формирование новых знаний |
Длительность этапа | 3 минут |
Цель | Выяснить, почему бериллий, магний находятся в одной подгруппе со щелочноземельными металлами, хотя и не относятся к таковым; какими особенностями строения атомов они обладают; |
| Фронтальная |
| Информирующая |
Основные виды деятельности преподавателя | |
Деятельность обучающихся | |
Этап 3 | |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Закрепление новых знаний. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Групповая. |
Функция преподавателя на данном этапе | Контролирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | |
Деятельность обучающихся | Работа по карточкам. |
Этап 4 | Формирование новых знаний. |
Длительность этапа | 5 минут. |
Цель | Выяснить, что из себя представляют простые вещества – бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Выяснить закономерности изменения плотности и температур плавления и узнать особенности окраски пламени при внесении в него солей этих элементов. Познакомиться с химическими свойствами этих простых веществ.
|
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная |
Функция преподавателя на данном этапе | Рассказ, беседа, демонстрация презентации. |
Основные виды деятельности преподавателя | Информирующая. |
Деятельность обучающихся | Работа в тетрадях, запись основных понятий. |
Этап 5 | Дифференцированная работа в группах. |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Закрепление новых знаний. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Групповая. |
Функция преподавателя на данном этапе | Контролирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | Осуществляет индивидуальный контроль. |
Деятельность обучающихся | Работа по карточкам. |
Этап 6 | Формирование новых знаний. |
Длительность этапа | 10 минут |
Цель | Выяснить, что из себя представляют соединения этих металлов: оксиды, основания, соли; особенности их химических свойств. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная. |
Функция преподавателя на данном этапе | Информирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | Рассказ, беседа, демонстрация презентации. |
Деятельность обучающихся | Работа в тетрадях, запись основных понятий. |
Этап 7 | Дифференцированная работа в группах. |
Длительность этапа | 5 минут. |
Цель | Закрепление новых знаний. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Групповая. |
Функция преподавателя на данном этапе | Контролирующая. |
Основные виды деятельности преподавателя | Осуществляет индивидуальный контроль. |
Деятельность обучающихся | Работа по карточкам. |
Этап 8 | Формирование новых знаний |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Познакомиться с практическим применением солей магния и щелочноземельных металлов, рассмотреть на примере г. Миасса применение соединения кальция (Берёзовский карьер). |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная. |
Функция преподавателя на данном этапе | Рассказ, беседа, демонстрация презентации. |
Основные виды деятельности преподавателя | Информирующая. |
Деятельность обучающихся | Работа в тетрадях, запись основных понятий. |
Этап 9 | Заключительная часть |
Длительность этапа | 5 минут |
Цель | Подведение итогов: дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная. |
Функция преподавателя на данном этапе | Информирующая: сообщение результатов работ дифференцированных заданий на следующем уроке. |
Основные виды деятельности преподавателя | Сообщение о достижении целей, анализ результативности урока, инструктаж по выполнению домашнему заданию. |
Деятельность обучающихся | Запись домашнего задания. |
Список литературы
Габриелян О. С. «Химия. 9 класс» М.: Дрофа 2009.
Дендебер С.В., Ключникова О.В. « Современные технологии в процессе преподавания химии» М.: ООО 5 за знания, 2008.
Денисова В.Г. «Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы» М.: Глобус, 2010
Строение и свойства атомов . Бериллий Be, магний Mg и щёлочноземельные металлы: кальций Са, стронций Sr, барий Ва и радий Ra - элементы главной подгруппы II группы (IIA группы) Периодической системы Д. И. Менделеева. Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они имеют степень окисления +2.
С увеличением порядкового номера сверху вниз в подгруппе восстановительные свойства элементов усиливаются, что связано с увеличением радиусов их атомов.
Радий - радиоактивный элемент, содержание его в природе невелико.
Бериллий, магний и щёлочноземельные металлы - простые вещества . Лёгкие серебристо-белые металлы, стронций имеет золотистый оттенок. Он значительно твёрже бария, барий же по мягкости напоминает свинец.
На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной плёнкой. Щёлочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.
При нагревании на воздухе все рассматриваемые металлы (обозначим их М) энергично сгорают с образованием оксидов:
Реакция сжигания магния сопровождается ослепительной вспышкой, раньше её применяли при фотографировании объектов в тёмных помещениях. В настоящее время используют электрическую вспышку.
Бериллий, магний и все щёлочноземельные металлы взаимодействуют при нагревании с неметаллами - хлором, серой, азотом и т. д., образуя соответственно хлориды, сульфиды и нитриды:
При высоких температурах металлы главной подгруппы II группы (IIA группы) Периодической системы Д. И. Менделеева окисляются водородом до гидридов:
Гидриды - это твёрдые солеподобные соединения металлов с водородом, похожие на галогениды - соединения металлов с галогенами. Теперь, очевидно, вам стало понятно, почему водород находится и в главной подгруппе VII группы (VIIA группы).
Из всех металлов главной подгруппы II группы (IIA группы) Периодической системы Д. И. Менделеева только бериллий практически не взаимодействует с водой (препятствует защитная плёнка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы бурно взаимодействуют с водой при обычных условиях (рис. 54):
Рис. 54.
Взаимодействие с водой металлов главной подгруппы II группы (IIА группы) Периодической системы Д. И. Менделеева
Подобно алюминию, магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы - ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан и др. - из их оксидов, например:
Такие способы получения металлов по аналогии с алюминотермией называют магниетермией и кальциетермией.
Магний и кальций применяют для производства редких металлов и лёгких сплавов. Например, магний входит в состав дюралюминия, а кальций - один из компонентов свинцовых сплавов, необходимых для изготовления подшипников и оболочек кабелей.
Соединения бериллия, магния и щёлочноземельных металлов . В природе щёлочноземельные металлы, как и щелочные металлы, находятся только в форме соединений вследствие своей высокой химической активности.
Оксиды МО - твёрдые белые тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур. Проявляют основные свойства, кроме оксида бериллия, имеющего амфотерный характер.
Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно взаимодействуют с ней:
МО + Н 2 O = М(ОН) 2 .
Оксиды получают обжигом карбонатов:
МСO 3 = МО + СO 2 .
В технике оксид кальция СаО называют негашёной известью, a MgO - жжёной магнезией. Оба этих оксида используют в производстве строительных материалов.
Лабораторный опыт № 15
Получение гидроксида кальция и исследование его свойств
Гидроксиды щёлочноземельных металлов относятся к щелочам. Их растворимость в воде увеличивается в ряду
Са(ОН) 2 → Sr(OH) 2 → Ва(ОН) 2 .
Эти гидроксиды получают взаимодействием соответствующего оксида с водой.
Реакция оксида кальция с водой сопровождается выделением большого количества теплоты и называется гашением извести (рис. 55), а образующийся Са(ОН)2 - гашёной известью:
СаО + Н 2 O = Са(ОН) 2 .
Рис. 55.
Гашение извести
Прозрачный раствор гидроксида кальция называют известковой водой, а белую взвесь Са(ОН) 2 в воде - известковым молоком. Гашёную известь широко используют в строительстве. Известковое молоко применяют в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока.
Соли бериллия, магния и щёлочноземельных металлов получают взаимодействием их с кислотами. Галогениды (фториды, хлориды, бромиды и иодиды) этих металлов - белые кристаллические вещества, большинство из них растворимо в воде. Из сульфатов хорошо растворимы в воде только сульфаты бериллия и магния. Растворимость сульфатов элементов главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева уменьшается от BeSO 4 к BaSO 4 . Карбонаты этих металлов малорастворимы или нерастворимы в воде.
Сульфиды щёлочноземельных металлов, содержащие в малых количествах примеси тяжёлых металлов, после предварительного освещения начинают светиться различными цветами - красным, оранжевым, голубым, зелёным. Они входят в состав специальных светящихся красок, которые называют фосфорами. Их используют для изготовления светящихся дорожных знаков, циферблатов часов и других изделий.
Рассмотрим наиболее важные соединения элементов главной подгруппы II группы (IIA группы) Периодической системы Д. И. Менделеева.
СаСО 3 - карбонат кальция - одно из самых распространённых на Земле соединений. Вам хорошо известны такие содержащие его минералы, как мел, мрамор, известняк (рис. 56).
Рис. 56.
Природные соединения кальция: а - мел; б - мрамор; в - известняк; г - кальцит
Мрамор - это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. Из него создавали свои прекрасные творения многие скульпторы (рис. 57).
Рис. 57.
Скульптура М. М. Антокольского «Царь Иоанн Васильевич Грозный» изготовлена из мрамора
Стены всемирно известного индийского мавзолея Тадж-Махал выложены из мрамора (рис. 58), им же облицованы многие станции московского метро (рис. 59).
Рис. 58.
Тадж-Махал - мавзолей-мечеть, находящийся в Агре (Индия), выполнен из мрамора
Рис. 59.
Станция московского метрополитена «Трубная» отделана мрамором
Однако самый важный из этих минералов - известняк, без которого не обходится ни одно строительство. Во-первых, он сам является прекрасным строительным камнем (вспомните знаменитые одесские катакомбы - бывшие каменоломни, в которых добывали камень для строительства города), во-вторых, это сырьё для получения других материалов: цемента, гашёной и негашёной извести, стекла и др.
Известковой щебёнкой укрепляют дороги, а порошком уменьшают кислотность почв.
Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Один из примеров его использования - это школьные мелки, зубные пасты. Мел применяют в производстве бумаги, резины, побелки.
MgCO 2 - карбонат магния, необходим в производстве стекла, цемента, кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы, т. е. не содержащей соединения металла, в шлак.
CaSO 4 - сульфат кальция, встречается в природе в виде минерала гипса CaSO 4 2Н 2 O, представляющего собой кристаллогидрат. Используют в строительстве, в медицине для наложения фиксирующих гипсовых повязок, получения слепков (рис. 60). Для этого применяют полуводный гипс 2CaSO 4 Н 2 O - алебастр, который при взаимодействии с водой образует двуводный гипс:
2CaSO 4 Н 2 O + ЗН 2 O = 2(CaSO 4 2Н 2 O).
Эта реакция идёт с выделением теплоты.
Рис. 60.
Гипс применяется:
в медицине для изготовления гипсовых повязок (1), искусственных облицовочных и отделочных камней (2), в строительстве для изготовления скульптур и скульптурных элементов (3), гипсокартона (4)
MgSO 4 - сульфат магния, известный под названием горькая, или английская, соль, используют в медицине в качестве слабительного средства. Содержится в морской воде и придаёт ей горький вкус.
BaSO 4 - сульфат бария, благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяют в рентгенодиагностике («баритовая каша») для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта (рис. 61).
Рис. 61. «Баритовую кашу» используют в медицине для рентгенодиагностики
Са 3 (РO 4) 2 - фосфат кальция, входит в состав фосфоритов (горная порода) и апатитов (минерал), а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержится более 1 кг кальция в виде соединения Са 3 (РO 4) 2 .
Кальций имеет важное значение для живых организмов, это материал для постройки костного скелета. Он играет существенную роль в процессах жизнедеятельности: ионы кальция необходимы для работы сердца, участвуют в процессах свёртывания крови.
На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях. Однако кальций необходим не только при формировании скелета, но и для работы нервной системы.
Человек должен получать в день 1,5 г кальция. Наибольшие количества кальция содержатся в сыре, твороге, петрушке, салате.
Магний также является необходимым биоэлементом, играя роль стимулятора обмена веществ, содержится в печени, костях, крови, нервной ткани и мозге. Магния в человеческом организме намного меньше, чем кальция, - всего около 40 г. Магний входит в состав хлорофилла, а следовательно, участвует в процессах фотосинтеза. Без хлорофилла не было бы жизни, а без магния - хлорофилла, ведь в нём содержится 2% этого элемента.
Соли щёлочноземельных металлов окрашивают пламя в яркие цвета, поэтому эти соединения добавляют в составы для фейерверков (рис. 62).
Рис. 62.
Соли щёлочноземельных металлов добавляют в составы для фейерверков
Открытие магния и кальция . Магний был впервые получен Г. Дэви в 1808 г. из белой магнезии - минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу.
Полученный Г. Дэви металл был загрязнён примесями, а чистый магний получил француз А. Бюсси в 1829 г.
Кальций был впервые получен также Г. Дэви в 1808 г. Название элемента происходит от латинского слова кальс, что означает «известь, мягкий камень».
Новые слова и понятия
- Строение атомов бериллия и магния, щёлочноземельных металлов.
- Химические свойства бериллия, магния и щёлочноземельных металлов: образование оксидов, хлоридов, сульфидов, нитридов, гидридов и гидроксидов.
- Магниетермия и кальциетермия.
- Оксиды кальция (негашёная известь) и магния (жжёная магнезия). 5. Гидроксиды кальция (гашёная известь, известковая вода, известковое молоко) и других щёлочноземельных металлов.
- Соли: карбонаты кальция (мел, мрамор, известняк) и магния; сульфаты (гипс, горькая соль, «баритовая каша»); фосфаты.
Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они имеют степень окисления +2. С ростом порядкового номера сверху вниз в подгруппе восстановительные свойства элементов усиливаются, что связано с увеличением радиусов их атомов.
Радий
- радиоактивный элемент, содержание его в природе невелико.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
- простые вещества. Легкие серебристо-белые металлы, стронций имеет золотистый оттенок. Он значительно тверже щелочных металлов , барий же по мягкости напоминает свинец.
На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.
При нагревании на воздухе все рассматриваемые металлы энергично сгорают с образованием оксидов. Для записи уравнений реакций также воспользуемся общим обозначением металлов М:
Реакция сжигания магния сопровождается ослепительной вспышкой, раньше она применялась при фотографировании объектов в темных помещениях. В настоящее время используют электрическую вспышку.
Бериллий, магний и все щелочноземельные металлы взаимодействуют при нагревании с неметаллами - хлором, серой, азотом и т. д., образуя соответственно хлориды, сульфиды, нитриды:
Из всех металлов главной подгруппы II группы только бериллий практически не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы бурно взаимодействуют с водой при обычных условиях:
Подобно алюминию магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы - ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан и др. - из их оксидов.
Такие способы получения металлов по аналогии с алюминотермией называют магниетермией и кальциетермией.
Магний и кальций применяют для производства редких металлов и легких сплавов . Например, магний входит в состав дюралюминия, а кальций - один из компонентов свинцовых сплавов, необходимых для изготовления подшипников и оболочек кабелей.
Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов. В природе щелочноземельные металлы, как и щелочные металлы, находятся только в форме соединений вследствие своей высокой химической активности.
Оксиды МО - твердые белые тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур.
Проявляют основные свойства, кроме оксида бериллия, имеющего амфотерный характер.
Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно взаимодействуют с ней:
МО + Н20 = М(ОН)2
Оксиды получают обжигом карбонатов: МС03 = МО + С02
В технике оксид кальция СаО называют негашеной известью, а МgО - жженой магнезией. Оба этих оксида используют в производстве строительных материалов.
Гидроксиды щелочноземельных металлов относятся к щелочам. Их растворимость в воде растет от Са(ОН)2 к Ва(ОН)2. Эти гидроксиды получают взаимодействием соответствующего оксида с водой.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки