Тема экологии в русской литературе. Проблемы экологии в литературе писателей XX века. Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В рубрике «Экология и литература» продолжает собирать для вас библиотеку. В этот раз мы обратились к активистам разных экологических организаций и спросили у них, какие книги оказали на них влияние, помогли иначе взглянуть на взаимоотношения природы и человека. Ответы получились удивительно разнообразными: фантастика и социология, технология и экология. Проверьте, может быть, эти издания изменят и ваше отношение к окружающей среде?

Екатерина Способ (Ассоциация «Образование для устойчивого развития»):

И в Европе, и в Америке о синдроме дефицита общения с природой говорят как об очень серьёзной проблеме. Когда я впервые услышала о нём, то подумала, что это не про нас. У нас-то дети и у бабушки в деревне лето проводят, и на природу с родителями выезжают. Однако углубившись в чтение книги Ричарда Лоува «Последний ребёнок в лесу» (Richard Louv, «Last Child in the Woods») по дороге из Ганновера в Минск, я поняла, что не всё так просто. Мы смотрим, но не видим. Мы проходим мимо цветов, запахов, звуков, не пропуская их через себя.

Эта книга, как и последующая за ней «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» Джозефа Корнелла , научили меня останавливаться, позволять детям вести меня за собой к необычной козявке или искрящемуся на солнце замёрзшему листку, находить моменты, чтобы замедлять свою жизнь и показывать малышам, как получать радость через свои ощущения.

Павел Горбунов (ОО «Минское велосипедное общество»):

На меня сильное воздействие оказало творчество братьев Стругацких . Не могу не перечитывать их хотя бы раз в год. Их книги - не совсем про экологические проблемы, но про системные кризисы, которые становятся причинами наших экологических проблем. Рекомендую почитать «Град Обречённый» и «Пикник на обочине» - про цивилизации, пережившие катастрофы.

«Улитка на склоне» - один из их самых сложных романов, в котором поднимается много тем, в том числе возможность «понять» биосферу. «Хищные вещи века» - про общество потребления и общественную бездумность. «Трудно быть Богом», «Обитаемый остров», «Попытка к бегству» - про конфликт одномоментно существующих цивилизаций, промывку мозгов, этичность вмешательства более «развитых цивилизаций». «Гадкие лебеди» и «Жук в муравейнике» - про проблемы, с которыми мы столкнёмся в ближайшем будущем, когда человечество неминуемо разделится на части по некоему критерию (в некотором смысле мы уже с этим столкнулись). Книги Стругацких многослойные и сразу про многое: открываются не сразу, и каждый видит в них то, что готов увидеть в данный момент времени.

Ольга Каскевич (ОО «Багна»):

Это книга ​Йозефа Вагнера​ и Нади Шнейдеровой «Царь зверей не лев». Она - часть их трилогии​ (другие - «Африка: рай и ад для животных» и «Сафари под Килиманджаро»).

Для меня издание ценно тем, что сочетает в себе достоинства энциклопедии и увлекательной приключенческой книги - дневник путешествия автора и интересные факты о животном мире Африки. Оно написано живым языком, красиво иллюстрирована древними рисунками африканцев, многочисленными фотографиями Вагнера и иллюстрациями Мирослава Ципара.

​Известный исследователь и путешественник Йозеф Вагнер (чехословацкий учёный, создатель зоосада в городе Двур-Кралове, где самые разнообразные виды животных практически обитали на воле) много лет прожил в Африке, став активным защитником её природных богатств. Он ярко и образно описывает уникальный животный мир континента, размышляет о путях спасения африканской флоры и фауны, рассказывает о самых значительных национальных парках, о быте африканских народов. ​

«На континенте, где твоя жизнь зависит лишь от собственной смекалки - всё имеет свою пользу: в​ Северной Африке весьма ценится верблюжий помёт. На дорогах пустыни, где нет деревьев, по утрам собирают маленькие круглые твёрдые и сухие шарики помёта величиной с грецкий орех: они служат топливом».

Йозеф связал свою жизнь с ​этой страной: 7 экспедиций на этот удивительный континент, 10 лет плодотворной и опасной работы​. Думаю, книга стоит того, чтобы хотя бы раз её прочесть. Меня всегда очень вдохновляла цитата, с которой она начинается: «В ближайшее столетие, а может, и десятилетие, люди наверняка не отправятся в путешествие, чтобы взглянуть на чудеса современной техники. Наоборот, из душных, закопченных городов они устремятся к уцелевшим уголкам живой природы, дышащем покоем и тишиной. Страны, сумевшие сохранить такие оазисы природы, будут вызывать всеобщую зависть и благодарность, ведь с природой дело обстоит совсем иначе, чем, скажем, с дворцами, разрушенными войной, - их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не сможет создать его вновь».

В детстве я читала эт​и слова известного​ немецкого зоолога, писателя​ и директора​ Франкфуртского зоопарка и долго рассматривала африканскую картинку с рыбаками и изобилием рыбы.

Ещё меня вдохновляет «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо .

Это книга о другом состоянии души. Её автор - американский натуралист, философ и писатель, живший в XIX веке, который уходит в близлежащий лес к пруду Уолден, сам строит себе дом, возделывает бобовое поле, выращивает горох, картофель, кукурузу, добывает рыбу, печёт хлеб, обедает ежевикой, словом, ведёт там независимое от остальной цивилизации хозяйство, живёт просто и с самым необходимым. В произведении подробно описаны все нюансы для ухода от цивилизации. Его жизнь у пруда наедине с природой продолжалась чуть более двух лет… Книга очень атмосферна, настраивает на определённый лад. Я порекомендовала бы её прочесть ближе к весне, когда по завершению чтения можно уехать на хутор, в лес на пару недель и закрыться от внешнего мира, позволить себе стать частью природы и просто течь в пространстве. Это рождает в тебе аутентичность, помогает увидеть как нас формирует наш ландшафт.

Последняя книга для третьего настроения. Это Себастьян Сальгадо . Он известен по всему миру как фотограф, недавно выпустил автобиографическое интервью и документальный фильм, который называется «Соль земли» . Я с жадностью читала его интервью, не хотелось, чтобы оно заканчивалось. Забрела как-то в один из книжных магазинов Берлина и наткнулась на сборник его рассказов «From my Land to the Planet» .

Сальгадо не просто фотограф, он - общественный деятель, который боролся за сохранение биосферы Земли и много на эту тему выступал. Он мне интересен тем, что он начинал с любви к человеку как существу, а затем переключился на природу, частью которой человек и является. Мне нравится эта непрерывная связь. А чего стоят названия его проектов - «Генезис», «Исход», «Homo Sapience».

«Генезис» помог мне осознать, что по мере нашего отрыва от природы в связи с урбанизацией мы стали очень сложными животными; по мере того, как мы становились чужими планете, мы стали странными существами».

Себастьян один из моих любимых фотографов. Он глубокий, планетарного масштаба.

Мне нравятся авторы, которые рассказывают о вещах и мире, который они пережили на себе. Люди-практики. Когда каждое их слово точно выверено, передаёт суть, настоящее. У таких авторов нет в текстах лишних слов, которые писались бы ради украшения текста.

Дмитрий Герилович (Общественная кампания «Городской Лесничий»):

Есть книга, которая сперва показалась мне чем-то очень нестандартным, как будто даже социологической шуткой. Это «Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс (Jane Jacobs «The Death and Life of Great American Cities») . Она написана не в академическом стиле, но затрагивает важные для общества вопросы: кто же живёт в городе? Архитектор, который создал город, словно демиург, или это реальные жители, которые реализуют в городе свои каждодневные нужды? Джейн Джекобс - первая, кто заинтересовалась этой темой и начала исследовать, почему американские города выглядят именно так, как они выглядят (строительство вдоль дорог, большое использование автотранспорта). Она исследовала также, как в подобных одинаковых случаях появлялись исключения: как люди в конкретных районах конкретных городов оставались внутри города, а не уезжали из него.

Она ставит много интересных вопросов, которые и меня навели на размышления о современных городах. Эти вопросы универсальны для современного урбаниста и применимы к любому населённому пункту в мире. Кто живёт в твоём городе? Кто живёт с тобой по соседству? Знаешь ли ты этих людей? Удобно ли вам жить в городе? Я задаю эти вопросы о Минске, в котором я живу: почему у нас именно такая транспортная система, именно такой подход к озеленению? Насколько городские территории пригодны для отдыха? Сами жители должны брать на себя ответственность и возвращать себе город. В то же время это обоюдонаправленный процесс: архитекторы и градостроители тоже должны идти навстречу жителям, спрашивать их мнение и предлагать различные варианты решений.

Инна Панчковская (правовая служба Товарищества «Зелёная сеть»):

- «Замыкающийся круг» Барри Коммонера - книга про природу, человека и технологии. Барри Коммонер выводит 4 закона экологии, объясняющие глобальные процессы, в которых главным актором выступает человек. Человек, который разорвал гармоничные связи с природой и за своим стремлением к благосостоянию и власти не замечает того, как мир катится в тартарары! Используя конкретные факты, цифры, цитаты, автор призывает читателя избавиться от иллюзии всеобщего благосостояния и здраво взглянуть на экологические угрозы.

Книгу Барри Коммонера я прочитала ещё в школе. Тогда, в 2009-м, я не знала, насколько все серьёзно, а Коммонер знал ещё в начале 1970-х. На фоне проходивших в то время протестных действий из-за строительства в моём городке химического предприятия книга сделала для меня проблему моего населённого пункта неуникальной. Коммонер часто говорит о социальной несправедливости, о том, как благоприятная окружающая среда становится камнем преткновения для большой группы жителей и маленькой группы власть имущих.

Я советую прочитать эту книгу, чтобы развеять иллюзии об успехах человечества в отделении от природы и принять факт существования кризиса окружающей среды. А также для того, чтобы увязать логику окружающей среды со всеми теми экономическими, социальными и политическими силами, которые управляют и нашей повседневной жизни, и ходом истории в целом.

Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы - удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты - вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.

Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.

За все нужно платить

Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна - все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь - ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.

Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.

О чем снимают кино

Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».

По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.

Книжные страницы

Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель - Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.

В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.

По следам Рэя Брэдбери

Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие - исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.

A Friend of the Earth

В данном романе описывается в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.

Об этом говорил Оруэлл

Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир - вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Описание прекрасного

На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?

Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.

Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком.

Ю.Нагибин

Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Проблема взаимоотношений человека и природы – самая важная в нашей современности. За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился к этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» – писатели. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение кприроде. Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят доктора Астрова.

В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы:

К.Г. Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа». Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость. Нельзя не отметить и произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то...». И.А.Бунин в рассказе «Эпитафия» с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа. В его рассказе «Новая дорога» столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: «Иди, иди, мы расступаемся перед тобою», - говорят веч ные деревья. – «Но неужели ты сн ова только и сделаешь, что к нищ ете людей прибавишь нищету природы?». Тревожные мысли о том, к чему может привести завоевание природы, мучают Бунина, и произносит он их от имени природы.

М.М.Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «...Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной …». Роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

... Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом...

Не было пощады и лесной фауне:

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом... но ей

Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

Это далеко не все произведения русских писателей, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Они, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее. Ведь каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы…»

Бывает зима и сурова,
глядишь: вымерзают сады.
Как вьюга порой бестолково
судеб заметает следы.
Но в нашем бушующем веке
страшнее иная беда:
всё чаще в самом человеке
крещенские, брат, холода.

Владимир Жилкин

Экология в произведениях современных писателей

"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которыеони смогли открыть и покорить".

Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постеᴨȇнное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы эксᴨȇдиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих эксᴨȇдиций.

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не стоит гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поᴨȇрёк, ᴨȇретянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет ᴨȇренести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к не вполне ясному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей евроᴨȇйской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Итак, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературы, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Список, в основном, предназначен читателям старше 16 лет, хотя некоторые книги доступны и читателям более младшего возраста. А детям предлагаем обратиться к произведениям В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, К.Паустовского, Дж.Даррелла, А. М. Орлова, И. М. Пивоваровой, в которых тоже затрагиваются вопросы взаимоотношения человека и природы.

Экологическая обстановка в мире и в нашей стране вызывает растущую тревогу, ожесточённую полемику на научных заседаниях, в кабинетах власти, на встречах с общественностью. Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и писателей. В художественных произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.
Человек - дитя природы, поэтому вне природы и без природы невозможно существование человечества. Человек должен всё время помнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее.

1.Адамсон Д. Рожденная свободной / Д. Адамсон; пер. с англ. Л. Жданова; авт. вступ. ст. В. Эрлихман; ил.: Н. Строгановой, М. Алексеева; дизайн обл. И. Лицук. - Москва: Бертельсманн Медиа Москау, 2015. - 159 с.: ил. - 12+
В знаменитой трилогии Джой Адамсон - "Рожденная свободной", "Живущая свободной" и "Свободные навсегда" - рассказывается о судьбе львицы Эльсы, еще маленьким львенком попавшей к супругам Адамсон, и ее потомства. Читатели узнают много интересного о природе Кении, об удивительных повадках животных Африканского континента.

2.Айтматов Ч. Т. Плаха: роман / Ч. Т. Айтматов; оформ. серии А. Кудрявцева. - М. : АСТ; [Б. м.] : Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 351 с. - (Детская классика). -12+
Роман затрагивает самые серьезные нравственные проблемы. Судьба героев неразрывно связана с историей волчьей семьи, и Плаха у каждого своя - наивный Авдий погибает от рук наркоторговцев, Бостон сам вершит кровавое правосудие, а синеглазая волчица Акбара, у которой люди отняли волчат, в отчаянии крадет ребенка…

3.Алексиевич С. А. Чернобыльская молитва // Цинковые мальчики; / С. А. Алексиевич. - Москва: Эксмо-Пресс, 2001. - 447 с.-16+
Главной техногенной катастрофе XX века посвящена четвертая книга знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии» Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». «Совпали две катастрофы: космическая — Чернобыль, и социальная — ушел под воду огромный социалистический материк. И это, второе крушение, затмило космическое, потому что оно нам ближе и понятнее. То, что случилось в Чернобыле, — впервые на земле, и мы — первые люди, пережившие это». «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции — книга увеличилась на треть из-за восстановленных фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям.

4.Астафьев В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В. П. Астафьев; дизайн обл. В. Обласова. - Санкт-Петербург: Лениздат: Команда А, 2014. - 511 с. - (Лениздат-классика). - 6+
Нравственно-философское повествование об ответственности человека за все живое вокруг, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе.

5.Брин Д. Красный свет / /Научная фантастика. Ренессанс: антология / пер. с англ. В. Двининой [и др.] ; пер. биогр. ст В. Полищук; оформ. А. Золотухина; ил. на обл. М. Ставика. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - С. 209-214- (Лучшее). -16+
На обзорных экранах корабля с Земли отразился красный луч, содержащий сообщение: «Заглушите двигатели и готовитесь к встрече». Кто же это мог быть? Оказалось — это корабль сверхминиатюрных размеров с агентом Корпуса Неукоснительных Прагматиков на борту. Что же ему надо? Агент просит отказаться от использования звездных двигателей, поскольку это нарушает экологию.

6.Брэдбери Р. Д. И грянул гром // Канун всех святых: повесть; Рассказы / Р. Д. Брэдбери; пер. с англ. ; авт. предисл. Н. Караев; оформ. А. Саукова. - Москва: Издательство "Э", 2016. - 638 с. - (Шедевры мировой классики) (Библиотека классической литературы).-16+
"И грянул гром!.." Как наказание? Избавление? Знак? Для природы важен каждый мотылёк, каждая травинка. Поэтому каждое наше действие имеет последствие. В прошлом, в сегодняшнем дне... На будущее.

7.Буторин А. Р. Метро 2033: Север: фантастический роман / А. Р. Буторин; авт. идеи Д. Глуховский; оформ. обл. И. Яцкевича. - Москва: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 312 с. - (Вселенная Метро 2033).
"Север" - удивительная книга, непохожая ни на одну другую в серии "Вселенная Метро 2033". В ней вообще нет метро! Так же, как бункеров, бомбоубежищ, подземелий и сталкеров. Зато есть бескрайняя тундра, есть изломанные радиацией еловые леса и брошенные города-призраки, составленные из панельных коробок. И искрящийся под солнцем снежный наст, и северное сияние во все неизмеримо глубокое тамошнее небо. И, конечно, увлекательная, захватывающая с первых же страниц история!

8.Васильев Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей : роман / Б. Л. Васильев; худож. А. А. Ушин. - Л. : Лениздат, 1981. - 168 с. - (Школьная библиотека).-12+
Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. Но в конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…

9.Веллер М. Б. Вавилонская : роман / М. Веллер; Оформ.С.В.Шумилина. - СПб. : АСТ, 2006. - 334 с. -18+
Пророческий роман 20 века о злоключениях Москвы в экологических катастрофах.

10.Вознесенская Ю.Н. Звезда Чернобыль : роман / Ю. Н. Вознесенская; оформ. серии Е. Вишняковой. - Москва: Лепта Книга: Вече: Грифъ, 2015. - 255 с. -16+
Пронзительный роман знаменитой православной писательницы Юлии Вознесенской "Звезда Чернобыль" рассказывает о судьбе трех сестер, чьи жизни перечеркнула Чернобыльская катастрофа, и о любви, которая побеждает страх, смерть и дает надежду на будущее. Произведение издается в России впервые. Написанный в лучших традициях реалистической русской литературы, роман включает в себя и документальный материал, взятый автором из советских газет, сообщений по радио и телевизионных передач, поэтому ценен не только как художественное произведение, но и как историческое свидетельство.

11.Воннегут К. Колыбель для кошки : роман / К. Воннегут; пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой; дизайн Э. Кунтыш. - М. : АСТ; [Б. м.] : Астрель, 2011. - 222 с. -18+
Фантастическая и одновременно пугающе правдоподобная история об опасном изобретении талантливого ученого, поставившем мир на грань катастрофы.

12.Воробьев Л. И. Долгая жизнь : рассказы / Л. И. Воробьев. - Л. : Лениздат, 1971. - 230 с. : ил. -12+
Воробьев Л. И. Земной закон: рассказы / Л. И. Воробьев; худож. В. Комаров. - М. : Современник, 1976. - 239 с. : ил. -12+
Воробьев Л. И. Недометанный стог : рассказы и повести / Л. И. Воробьев. - М. : Современник, 1985. - 477 с. : ил. -12+
Рассказы новгородского писателя о простых людях и природе.

13.Гиберсон Б. Жизнь в тайге: рассказы / Б. Гиберсон; пер. с англ. Л. Л. Яхнина; худож. Г. К. Спирин. - М. : Рипол Классик, 2011. - 40 с. : цв.ил. - (Шедевры книжной иллюстрации). -8+
Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зеленого покрова нашей планеты. Сохранить этот лес - наша общая задача.

14.Глуховский Д. А. Метро 2033: фантастический роман / Д. А. Глуховский. - М. : АСТ, 2013. - 384 с. : портр. - (Future corp.)-16+
Двадцать лет спустя Третьей мировой войны последние выжившие люди прячутся на станциях и в туннелях московского метро, самого большого на Земле противоатомного бомбоубежища. Поверхность планеты заражена и непригодна для обитания, и станции метро становятся последним пристанищем для человека. Они превращаются в независимые города-государства, которые соперничают и воюют друг с другом. Они не готовы примириться даже перед лицом новой страшной опасности, которая угрожает всем людям окончательным истреблением. Артем, двадцатилетний парень со станции ВДНХ, должен пройти через все метро, чтобы спасти свой единственный дом - и все человечество. «Метро 2033» — культовый роман-антиутопия, один из главных российских бестселлеров нулевых. Переведен на 37 иностранных языков, заинтересовал Голливуд, превращен в атмосферные компьютерные блокбастеры, породил целую книжную вселенную и настоящую молодежную субкультуру во всем мире.

15.Дик Ф. Мечтают ли андроиды об электроовцах? : Фантастические романы / Филип Дик. - М. : Центрполиграф, 1992. - 445 с. : ил. - (Осирис; вып.16). 16+
После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Вымерли почти все животные. Большинство людей давно перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Те же, кто был вынужден остаться, влачат жалкое, унылое существование в городах, тоже приходящих в упадок. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?

16.Елинек Э. Дикость: О! Дикая природа! Берегись! : проза / Э. Елинек, И.С. Алексеева. - СПб. : Амфора, 2006. - 363 с. - (Читать[модно]). -16+
Вовсе не сама природа и ее совершенство стали темой этой книги, а те "деловые люди", которые уничтожают природу ради своей выгоды. Именно против них направила Елинек все богатство своего языка, полного язвительной, можно сказать, ядовитой сипы. Пожалуй, это атака на некую коалицию, существующую сейчас между так называемыми "защитниками лесов" и теми, кто в действительности этими лесами владеет. Это произведение отнюдь не милое художественное рукоделие, ничего не прибавляющее и не убавляющее. В нем одно переходит в другое и все связано со всем. Это механизм человеческой жизни.

17.Залыгин С. П. На Большую землю: роман, повесть, рассказы / С. П. Залыгин; худож. А. Елисеев. - М. : Молодая гвардия, 1985. - 495 с. : портр. - (Библиотека юношества).
В книгу писателя, лауреата Государственной премии СССР, вошли роман "Тропы Алтая", повесть "Наши лошади" и рассказы "На Большую Землю", "Пик половодья" и "Санный путь". Роман посвящен исследователям Горного Алтая - чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами. Два поколения ученых составляют "Карту растительных ресурсов" Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек - покоритель природы - вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

18.Калугин А. Сеющие ветер / А. Калугин - М.: Эксмо-Пресс, 1999.-23 с.-16+
Эколог Закладин послан в командировку на планету Штрак, знаменитую производством так называемого штракового масла. Вся экономика планеты держится на этом, но последнее время полям растений, из которых это масло вырабатывается, стала угрожать постоянная опасность в виде местной фауны - пластунов, им объявлена настоящая война, но приведет ли силовой метод к победе?..

19.Калугин А. Форс-мажор /А. Калугин.-М: Эксмо, 2008. - 16+
Если глюки оказываются не совсем глюками, а кошмары обретают полное правдоподобие, стоит задуматься: может, это кому-то надо? Может, этот «кто-то» крайне заинтересован, чтобы Петр Максин стал послушным орудием чьей-то злой воли и выполнил «миссию», даже не подозревая об этом? А если вдруг заподозрит неладное, заартачится, то его и ликвидировать недолго. Вряд ли поводом к международному скандалу станет исчезновение обыкновенного эколога, присланного в отсталую Россию спасать и просвещать упертых русских, никак не желающих присоединяться к такому удобному единому мировому информационному пространству. Однако когда за дело спасения Родины и человека берется Государственная Безопасность, сценарии поджигателей и диверсантов можно выбрасывать на помойку, будь они хоть трижды гениальные пришельцы или четырежды продвинутые гости из будущего…

20.Каста С. Зеленый круг: роман / С. Каста; пер. со швед. М. Конобеевой; оформ. А. Колбиной. - Москва: КомпасГид, 2013. - 333 с. - (Поколение www.). -12+
Климат на планете сильно изменился. Ливни и наводнения сменяются страшной засухой, однако человечество по-прежнему не хочет задуматься о будущем. Чтобы противостоять всеобщему равнодушию, четверо подростков из школы искусств Фогельбу организуют тайное общество "Зеленый круг".

21.Лесной чародей: рассказы о природе Нечерноземья / сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. В. Пелихов. - М. : Современник, 1988. - 431 с. - (Сельская библиотека Нечерноземья). -12+

22.Леонов Л. М. Русский лес: роман / Л. М. Леонов; авт. вступ. ст. В. Ковалев. - М. : Художественная литература, 1988. - 704 с. - (Библиотека советского романа). -16+
"Русский лес" положил начало новому экологическому самосознанию, которое во многом определило всенародное движение за возрождение поруганной земли, Родины, за выживание человечества.

23.Логинов М. В. Ключ от города Антоновска: повесть / М. В. Логинов; ил. А. Шевченко; оформ. серии А. Рыбакова. - Москва: Детская литература, 2015. - 234 с. - (Лауреаты 3 Международного конкурса имени Сергея Михалкова). - 12+
Над городом нависла экологическая угроза, которой взрослые не в силах противостоять. И тогда на защиту родного Антоновска встают дети.

24.Лондон Д. Зов предков: повесть, рассказы / Д. Лондон; пер. с англ. М. Богословской [и др.] ; оформ. серии О. Горбовской. - М. : Эксмо, 2012. - 190 с. : ил. - (Классика в школе). -12+
В своих рассказах Джек Лондон делает сопоставление человека и природы. Писатель показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого. Скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, а рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Во времена Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.

25.Маринина А. Б. Казнь без злого умысла: роман / А. Б. Маринина; ил. на обл. И. Хивренко; разраб. серии А. Саукова. - Москва: Эксмо, 2015. - 478 с. - (А. Маринина. Больше чем детектив).-16+
Анастасия Каменская и ее бывший коллега Юрий Коротков приехали в далекий сибирский город Вербицк. Настин брат собирается построить здесь дорогой пансионат, и попросил их найти подходящее место.
Однако, властям Вербицка не до московских инвесторов. В самый разгар предвыборной гонки по городу прокатилась волна таинственных убийств экологов. Люди во всем винят чиновников. Уж больно рьяно мэр и его друзья отстаивают звероферму, притаившуюся в глухом таежном лесу...

26.Митчелл, Дэвид. Облачный атлас : роман / Д. Митчелл; пер. с англ. Г. Яропольского; сост. серии: А. Гузмана, А. Жикаренцева; оформ. серии С. Шикина. - М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2012. - 702 с. - (Интеллектуальный бестселлер). -18+
И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга Дэвида Митчелла пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

27.Нойхаус Н. Кто посеял ветер /Н. Нойхаус - М.: Эксмо, 2014.- 432 с.-16+
Конфликт, возникший в общине городка Таунуса, вначале не казался сотрудникам криминальной полиции опасным. Фирма "ВиндПро" собралась строить комплекс ветрогенераторов на лугу рядом с лесом, а местная организация защитников экологии во главе с владельцем земли была резко против. Последний даже отказался от огромной компенсации за луг. Но когда вначале произошел взлом офиса фирмы и погиб ее ночной сторож, а затем убили лидера "экологистов", отдел полиции К-2 отнесся к делу со всей серьезностью. Старший комиссар Пия Кирххоф сразу же избрала версию противостояния фирмы и погибшего эколога основной. Но вскоре ей пришлось убедиться в том, что дело это гораздо сложнее и запутаннее, чем предполагалось вначале, и что мотивы преступлений выходят далеко за рамки бизнеса, политики и экологии.

28.Паттерсон Д. Последнее предупреждение / Д. Паттерсон - М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. -18+
Максимум Райд и пятеро ее друзей, которые в результате безумных экспериментов ученых обрели способность летать, помогают группе экологов, исследующих глобальное потепление. Но даже в Антарктиде, царстве вечного холода, члены стаи Макс не будут в безопасности. Ведь тот, кто контролирует их силу, сможет контролировать весь мир...

29.Рай земной: зарубежная проза на экологические темы : сборник / Р. Абернати [и др.] ; пер. с ин. яз. ; сост. Р. Л. Рыбкин; авт. предисл. В. Андреев. - Москва: Радуга, 1990. - 671 с. -16+
В сборник вошли произведения более 20 писателей, объединенные общей темой - тревогой за судьбу природы и человечества перед лицом серьезных экологических проблем.

30.Распутин В. Г. Прощание с Матерой : повесть / В. Г. Распутин; оформ. серии О. Горбовской. - Москва: Эксмо, 2015. - 255 с. - (Классика в школе).-16+
Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами - его книги переведены на многие языки мира.
В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации.

31.Риэль Й. Мальчик, который хотел стать человеком : художественная лит-ра / Й. Риэль; пер. с дат. Л. Горлиной; ил. П. Перевезенцева. - Москва: Самокат, 2011. - 197 с. : ил. - (Точка отсчета)-12+
Книга не об экологической катастрофе, но, скорее, о том, как ее избежать. То есть как относиться к природе бережно, как научиться с ней взаимодействовать, как не истреблять животных, которые тебе не сделали ничего плохого. И самое главное - как не брать у природы лишнего!

32.Рубанов А. В. Хлорофилия : роман / А. Рубанов; компьютер. дизайн А. Фереза. - Москва: Астрель: АСТ, 2010. - 314 с. -16+
Россия, XXII век. Все население переехало в столицу, а Сибирь сдана в аренду китайцам. "Никто никому ничего не должен" - девиз, под которым живет Россия-Москва на китайские деньги. А однажды за двое суток Москва поросла травой с телебашню! Савелий Герц, специальный корреспондент журнала "Самый-самый", узнает - по тайным каналам: китайцы уходят из Сибири! Катастрофа! Что ждет страну в будущем? Одно пока не вызывает ни у кого сомнения: трава безобидна для человека... Но так ли это?

33.Саймак К. Город: фантастические романы / К. Саймак. - Баку: Олимп, 1993. - 414 с. - (Галактика фантастов)-18+
Куда приведет человека развитие цивилизации и безумная жажда власти над природой и себе подобными? Какими будут последствия применения новейших технологий и создания все более разрушительных видов оружия? А что, если когда-либо в будущем обитателям Земли придется все начинать заново? Кто будет в ответе за судьбы мира? "Город" - культовый роман мастера "гуманитарной" НФ Клиффорда Саймака, завоевавший Международную фантастическую премию!

34.Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц / А. Сент-Экзюпери; пер. с фр. Н. А. Галь; рис. автора. - Москва: Эксмо, 2014. - 103 с. : цв.ил. - (Самые любимые книжки). -6+
Эта печальная, мудрая, человечная сказка предназначена, скорее, взрослым, чем детям. В ней рассказано о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, об ответственности человека за все живое…Читая эту чудесную историю, и улыбнешься, и взгрустнешь, и непременно задумаешься, над тем, что не всегда можно понять разумом… Как говорил Маленький принц — «увидишь сердцем».

35.Сенчин Р. В. Зона затопления : роман / Р. В. Сенчин; худож. С. Филиппова; дизайн перепл. И. Сальниковой. - Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. - 383 с. - (Проза Романа Сенчина). -16+
В новом романе Сенчина «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город - на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» - среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, - не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

36.Сесброн Ж. Елисейские поля : рассказы / Ж. Сесброн; пер. с фр.; сост. В. Каспаров; авт. предисл. Г. Косиков. - Москва: Известия, 1987. - 220 с. : ил. - (Библиотека журнала "Иностранная литература"). -16+
Рассказы на экологическую тему.

37.Стругацкий А. Н. Пикник на обочине : фантастический роман / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; дизайн: Г. В. Смирновой, В. Н. Ненова. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с. - (Сталкер).-16+
После внеземного вторжения Земля оказалась поделена на зоны. Вдоль радианта Пильмана расположились территории, опасные для жизни людей. Но чем больше ученые исследовали загадочные участки, тем больше вопросов оставалось без ответов.
Книга о бесконечной проблеме нравственного выбора, фантастических приключениях и непростых судьбах. Произведение экранизировано в 1979 году и стало основой для популярной компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.».

38.Толстая Т. Н. Кысь : роман / Т. Н. Толстая; дизайн О. Пащенко. - испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2011. - 414 с. - 18+
Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.
Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

39.Уиндем Д. День триффидов / Д. Уиндем. - М.: Издательство: АСТ, Neoclassic, 2016 г. - 290 с. -16+
«Если день начинается воскресной тишиной, а вы точно знаете, что сегодня среда, значит, что-то неладно». Однажды, вечерней порой, жители Лондона с интересом наблюдали необычное явление - зеленый звездный дождь, озаривший все небо. Наутро свидетели загадочного явления проснулись слепыми, а вскоре стало ясно, что зрения лишилось почти все население Земли. В мире грядут большие перемены. Те немногие, кто сумел сохранить зрение, получают почти безграничную власть и доступ к накопленным человечеством ресурсам. Но беда, как известно, не приходит одна - и в действие вступает третья сила: триффиды, разумные хищные растения, способные передвигаться и охотиться на людей. Сложная система безопасности, созданная для сдерживания очень ценных, но чрезвычайно опасных растений, дает сбой, и триффиды вырываются на свободу…

40.Фомбель Т. Тоби Лолнесс : роман в 2 кн. / Т. Фомбель. - Москва: КомпасГид, 2013 - 2015.
Кн. 1: На волосок от гибели / Т. де Фомбель; пер. с фр. Е. Л. Кожевниковой; ил. Ф. Пласа. - 3-е изд., стереотип. - 2015. - 312 с.: ил.
Кн. 2: Глаза Элизы / Т. де Фомбель; пер. с фр. Е. Л. Кожевниковой; ил. Ф. Пласа. - 2-е изд., стереотип. - 2014. - 331 с.: ил.
Первая из двух книг - "На волосок от гибели" - знакомит с главным героем и сказочным миром, в котором разворачиваются события романа. Крошечный мальчик Тоби и его семья живут на огромном Дереве. Отец Тоби, учёный, создал механизм, способный превращать древесный сок в энергию. Он отказывается раскрыть секрет своего великого изобретения, потому что уверен: оно может погубить Дерево и его народ. Семью Лолнесс отправляют в тюрьму. Сбежать удаётся одному Тоби, но с этого момента жизнь мальчика висит на волоске.
Во второй книге романа о крошечном древесном мире - "Глаза Элизы" - читатель узнает, что Дереву, на котором живут Тоби Лолнесс и его семья, по-прежнему грозит смертельная опасность. На Вершине царит злодей Лео Блю. Элиза в плену у врага, на людей Травяного племени объявлена охота. Скрываясь ото всех, Тоби борется со злом, и он не одинок. Этой зимой решится судьба Дерева. Сможет ли Тоби спасти хрупкий мир и своих родных? Удастся ли ему отыскать Элизу?..

41.Хаксли О. Обезъяна и сущность // Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы: Пер. с англ. / О. Хаксли. - М.: НФ "Пушкинская библиотека", ООО "Издательство ACT", 2002. - 986, с. - (Золотой фонд мировой классики).
«Обезьяна и сущность» (1948) — одно из самых известных произведений Олдоса Хаксли наряду с романом «О дивный новый мир». Фантастическая антиутопия, своеобразное предупреждение писателя о грядущей ядерной катастрофе, которая сотрет почти все с лица земли, а на обломках былой цивилизации выжившие будут пытаться построить новое общество. Но ничего хорошего это новое общество не принесет: тотальный контроль Церкви над всей жизнью людей, запрет на любовь, на страсть и, как следствие, совершенно извращенные отношения между людьми. А поклоняться это новое общество будет не Богу, а Дьяволу по имени Велиал. Повесть «Обезьяна и сущность» как никогда актуальна. И кто знает, не сбудутся ли на самом деле пророчества Хаксли через 100 лет?

42.Хэрриот Д. О всех созданиях - больших и малых : рассказы / Д. Хэрриот; пер. с англ.: И. Г. Гуровой, С. В. Струкова. - Переизд. - Москва: Захаров, 2015. - 493 с.: ил.-16+
Записки ветеринарного врача, практикующего в английской провинции. 30-60 годы прошлого века. С любовью и юмором автор, ветеринарный врач по специальности, рассказывает о домашних животных и их взаимоотношениях с человеком. В своей книге он делится с читателями воспоминаниями об эпизодах, встречающихся в практике ветеринарного врача. Несмотря на, казалось бы, довольно прозаические сюжеты, отношение врача к четвероногим пациентам и их владельцам - то теплое и лиричное, то саркастическое - передано очень тонко, с большой человечностью и юмором. Любовь к своей профессии, сопричастность к страданиям больных животных, радость или грусть по поводу их состояния передаются настолько живо, что читатель чувствует себя как бы непосредственным участником происходящих событий.

43.Чехов А. П. Дядя Ваня // Вишневый сад : пьесы / А. П. Чехов; оформ. Е. Савченко. - СПб. : Азбука; [Б. м.] : Азбука-Аттикус, 2013. - 317 с. - (Мировая классика).
Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. В уста главного героя доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

44.Этвуд М. Год потопа : роман / М. Этвуд; пер. с англ. Т. Боровиковой; оформ. А. Старикова. - Москва: Издательство "Э", 2016. - 507 с. - (Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир). -18+
"Год потопа" - это амбициозная панорама мира, стоявшего на грани рукотворной катастрофы - и шагнувшего за эту грань; мира, где правит бал всемогущая генная инженерия, и лишь вертоградари в своем саду пытаются сохранить многообразие живой природы; мира, в котором девушке-меховушке прямая дорога в ночной клуб "Чешуйки" - излюбленное злачное заведение как крутых ребят из Отстойника, так и воротил из охраняемых поселков Корпораций.


09 февраля 2017 г.